Справочник

Органам осуществляющим орд запрещается

Запреты в оперативно-розыскной деятельности

Предусмотренное в ФЗ об ОРД ограничение компетенции ОРО и др. субъектов ОРД, направленное на усиление гарантий законности ОРД, а также установленное законодателем ограничение на ее осу-Ществл. не уполномоченными на то лицами. Первая группа запретов: проводить ОРМ в интересах к.-л. либо полит, партии, обществ, и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федер. органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и неза-прещенных полит, партий, обществ, и религиозных объединений в целях оказания влияния на х-р их деятельности; разглашать сведения, кот.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя гр-н и кот. стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия гр-н, за искл. случаев, предусмотренных ФЗ (ч. 8 ст. 5); при проведении ОРМ по основаниям, предусмотренным п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, осуществл. действия, указанные в п. 8—II ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД (ч. 7 ст. 8); использовать конфиденц. содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений (ч. 3 ст. 17). Вторая группа запретов: судья не вправе отказать в рассмотрении материалов об ограничении конст. прав гр-н на тайну переписки (и др.) при проведении ОРМ в случае их представления (ч. 1 ст. 9); лица, привлекаемые к подготовке или проведению ОРМ, не вправе предоставлять заведомо ложную информацию (ч. 1 ст. 17). Третья группа запретов: проводить ОРМ и использовать спец. и иные тех. средства, предназначенные для негласного получения информации, не уполномоченными на то ФЗ об ОРД физич. И юр. лицами (ч. 6 ст. 6); не вмешиваться в законные действия должн. лиц и органов, осуществл. ОРД, за искл. лиц, прямо уполномоченных на то ФЗ (ч. 2 ст. 16). Шумилов А.Ю. Новый оперативно-розыскной закон России. — М., 1996; ; .

Оцените определение:

Определение конфидента.

Конфидент (от лат. confidentia — доверие) есть обобщенное название категории физических лиц, участников ОРД, которые на основании оперативно-розыскного законодательства были привлечены оперативно-розыскным органом для оказания ему конфиденциального содействия в достижении целей и решении задач ОРД и тем самым вступили с ним в правовые отношения. Конфидентом может стать каждый дееспособный человек, привлеченный к участию в ОРД на тайной, конфиденциальной основе.

Термин «конфидент» в России появился в начале XVIII в в значении «доверенное лицо, человек, которому доверяют всякие секреты, тайны», но вскоре он исчез из профессионального лексикона. В последние десять лет в профессиональной литературе, посвященной ОРД, термин «конфидент» вновь стали использовать Однако до настоящего времени единства в его трактовке среди ученых не достигнуто.

Конфиденты — категория лиц, оказывающих содействие органу, осуществляющему ОРД, наряду с дружинниками, специалистами, доверенными лицами и т.д. Однако специфика оказания содействия конфидентом состоит в том, что он оказывает его сугубо на конфиденциальной основе, в том числе и по контракту.

Виды и формы содействия органам, осуществляющим ОРД

Конфидентами являются агенты, штатные негласные оперативные сотрудники органов, осуществляющих ОРД, содержатели явочных квартир и др. Использование помощи конфидентов в ОРД — принципиальное положение. Без них ОРД перестанет самостоятельно существовать и может «переродиться» в иной вид социально полезной юридической деятельности.

Отличие конфидента от других лиц.

 Следует различать понятия конфидент и лазутчик. Под последним в международном праве понимают гражданское лицо или военнослужащего, не облеченного в военную форму, являющегося представителем одного из воюющих (или нейтральных) государств, тайно или под ложными предлогами собирающего военную информацию в районе действий другой воюющей стороны (в тылу противника).

Кроме того, конфидента в ОРД следует отличать от агента. Наконец, конфидентом не признается человек, который хотя и оказывает добровольно и негласно помощь оперативно-розыскных органу (например, аноним), но согласия на это от оперативно-розыскных органа не получил, т.е. не был привлечен последним к оказанию негласной помощи.

Конфиденциальное содействие, его основа и формы. Важнейшим признаком понятия конфидента является конфиденциальное содействие — допускаемая ФЗ об ОРД, основанная на обоюдном доверии и сохраняемая по обоюдному согласию в тайне от окружающих (прежде всего от лиц, совершающих преступление) осознанная добровольная помощь отдельного человека (конфидента) оперативно-розыскному органу в осуществлении ОРД.

В рамках конфиденциального содействия на оказывающее помощь лицо возлагают определенные обязанности, ему предоставляют соответствующие права, и он в случае их нарушения подлежит той или иной юридической ответственности. Вместе с тем конфиденциальный характер отношений отдельного лица (помощника) и оперативно-розыскного органа не означает умаление каких-либо прав и свобод конфидента или их ограничение, за исключением прямо предусмотренных федеральным законом случаев.

Подтверждением обоюдной договоренности между оперативником и человеком, давшим согласие на оказание конфиденциального содействия, служит факт соответствующего оформления (закрепления) конфиденциального содействия. В ФЗ об ОРД не установлено определенной формы закрепления конфиденциального содействия. Типичными на практике формами являются:

    1) устная договоренность;

    2) письменная: подписка лица о его согласии оказывать конфиденциальное содействие конкретному оперативно-розыскному органу (расписка); оформление агентурного сообщения;

    3) документально оформленная — заключение контракта.

Основа конфиденциального содействия.

В оперативно-розыскной теории определено, что в основе мотивированного осознанно-волевого поведения человека, оказывающего конфиденциальное содействие в ОРД, как правило, может лежать: патриотическое (идейно-патриотическое) начало; материальная или иная личная заинтересованность; его зависимость от компрометирующих материалов.

Формы конфиденциального содействия и их содержание.

В зависимости от характера и содержания связей между участниками различают две формы конфиденциального содействия:

    1) простую, или оказание конфиденциальной помощи по обоюдному согласию;

    2) сложную — конфиденциальное сотрудничество.

Простое конфиденциальное содействие (простая форма) есть предусмотренное ФЗ об ОРД двустороннее правовое отношение между оперативником и отдельным дееспособным человеком, выразившим согласие негласно оказывать помощь оперативно-розыскному органу в решении задач ОРД Конфиденциальное содействие характеризуется, как правило, кратковременностью оказания помощи, относительной простотой решаемых задач и т.п.

Конфиденциальное сотрудничество — это основывающееся на ФЗ об ОРД глубокое двустороннее взаимообязывающее правовое отношение между оперативно-розыскным органом в лице его представителя — оперативника и отдельным дееспособным человеком, давшим согласие негласно сотрудничать с оперативно-розыскным органом Для сотрудничества характерны длительность и устойчивость отношений сторон, сложность решаемых задач, как правило, установление обоюдных условий и т.п.

Выделяют два вида конфиденциального сотрудничества — бесконтрактное и контрактное.

В правовом отношении сотрудничество предполагает для сторон: наличие особого юридического статуса у негласного сотрудника (конфидента), который, как правило, определяется и фиксируется в контракте; повышенные обязательства для второй стороны — оперативно-розыскного органа (дополнительные гарантии для конфидента и т.п).

Запреты на привлечение к конфиденциальному содействию.

Запреты установлены в ч. 3 ст. 17 ФЗ об ОРД (применительно к контрактному сотрудничеству). Кроме того, в оперативно-розыскной теории на основе обобщения практики предлагается запретить привлекать к содействию в ОРД психически больных и недееспособных лиц.

Дискуссионным вопросом остается возрастной порог возможности привлечения лиц к содействию в осуществлении ОРД Целесообразно использовать требования, выработанные уголовно-правовой теорией и изложенные в ст. .20 УК по общему правилу допустить оказание оперативно-розыскного содействия с 16 лет, а в виде исключения для оперативно-розыскной работы по защите от преступных посягательств, перечисленных в ч. 2 ст. 20, а также для работы в среде несовершеннолетних — с 14 лет (конечно, такая помощь должна быть оговорена рядом дополнительных, щадящих условий).

Лицо, оказывающее содействие на условиях контракта (конфидент-контрактник).

Отдельные конфиденты оказывают содействие на условиях контракта. Конфидент-контрактник — лицо, конфиденциально сотрудничающее с органом, осуществляющим ОРД, на условиях контракта. Таким лицом может быть агент, содержатель явочной квартиры и некоторые другие конфиденты. На конфидентов-контрактников распространяются общие правила, регламентирующие конфиденциальное сотрудничество. Кроме того, для них законодатель предусмотрел дополнительные права и льготы.

Орган, осуществляющий ОРД, может заключать контракт с совершеннолетним дееспособным лицом независимо от его гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений (ч. 2 ст. 17 ФЗ об ОРД). Оперативно-розыскной контракт — документально оформленный договор между oneративно-розыскным органом и совершеннолетним дееспособным человеком о взаимных обязательствах, возникающих в связи и по поводу необходимости реализации целей ОРД и решения ее задач. Заключение контракта влечет юридически значимые последствия для обеих сторон.

Структура и содержание основных элементов оперативно-розыскного контракта.

Как правило, в контракте отражают: данные о договаривающихся сторонах; предмет контракта.

В общих положениях указывают, какие обязательства по решению задач ОРД принимают на себя стороны. Специально оговаривают особенности действия сторон. В частности, конфидент указывает, в чем состоит его содействие при подготовке или проведении ОРМ. Перечень взаимных договорных обязательств индивидуален и зависит от ряда условий: личных качеств конфидента, характера выполняемых им заданий, его реальных возможностей по оказанию содействия и т.п. В контракте запрещается излагать сведения, составляющие государственную тайну.

Обязанности и права сторон.

Оговаривают прежде всего требования к предмету договора, в том числе в какой форме (устно, письменно, в виде образцов документов, изделий и т.д.) конфидент будет представлять информацию. Раскрывают также обязательства оперативно-розыскного органа по созданию благоприятных условий для выполнении конфидентом заданий, по его обучению и подготовке (специальной, психологической и др.). Кроме того, указывают пределы использования оперативной информации и т.д., а также перечисляют обязательства, связанные с обеспечением личной безопасности конфидента, безопасности членов его семьи, близких и др. Предусмотренные в контракте обязанности и права сторон не должны отменять или ущемлять те из них, которые предусмотрены ФЗ об ОРД (ст. 14, 15, 17 и др.).

Оперативные аппараты ОВД. Категории сотрудников, осуществляющих ОРД, и требования, предъявляемые к ним.

1. Штатные: а) гласные – сотрудники оперативных аппаратов, имеющие спец подготовку и звание начальствующего состава, выполняющий работу в объеме определенным НПА МВД б) негласные – агенты (внегласный сотрудник, привлеченный к сотрудничеству на добровольных началах из числа граждан, достигших на момент вербовки 18 лет, способных по своим разведывательным возможностям осуществлять негласную работу на контрактной основе, оказывать помощь ОВД в борьбе с преступностью. Запрещается вербовать в агенты: депутатов, судей, прокуроров, священнослужителей, полномочных представителей официально зарегестрированных религиозных общин. В зависимости от характера обслуживания: зонал – лица проживающ на определ территор, объектовый – гр-не облад постоянным доступом к определ объекту, специализиров – использ в борьбе с 1 или нескол определ видами преступл, целев – для разработки гр-ы лиц или 1 лица (преступника ), резиденты (лица как правило из числа бывших сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов , уполномоченных на осуществление ОРД, уволенных со службы по некомпромитирующим мотивам а также иные граждане, заслуживающие полного доверия, обладающими деловыми и личностными качествами и имеющие возможности и желание, соблюдения конспирации осуществлять руководство переданными ему на связь агентами и доверенными лицами. Резидент встречается с агентам и доверенными лицами собирает информацию и передает ее сотруднику), содержатели явочных помещений (лицо, которое может и желает на контрактной возмездной основе длительное время предоставлять оперативным сотрудникам ОВД свое жилое или служебное помещение для конспиративных встреч с агентами, резидентами и доверенными лицами) и конспиративных квартир (либо сотрудник оперативного подразделения ОВД, обеспеченный документами оперативного прикрытия и необходимой легендой, на которого оформляется специально подобранная или приобретенная квартира или жилой дом или пенсионер из числа бывших оперативных сотрудников подразделения правоохранительных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, с которым заключается контракт о возмездном конфиденциальном долговременном сотрудничестве).

2. Нештатные: а) гласные – представители общественности, привлекаемые к осуществлению ОРМ. б) негласные – лица оказывающие содействие при подготовке гласных или не требующих особой конспирации ОРМ, а также доверенные лица

12. Система розыска и порядок его осуществления. Первоначальные разыскные мероприятия.

Этапы:

1) предупреждение уклонения лиц от органов дознания, следствия, суда, отбывания наказания

2) первоначальные РМ

3) местный розыск

4) федеральный розыск

5) межгосударственный

6) международный

Первоначальные РМ:

1) информирование л/с ОВД и ОВД на территории кот мож находится розыскиваемый

2) поиск по маршруту предполагаемого движения и в местах вероятного появления

3) опрос связей розыскиваемого о его местонахождении

4) получение фото, образцов почерка

5) проверка по учетам спец приемников, приемников-распределителей, мед вытрезвителей, военкоматов, больниц, моргов, учреждений по исполнению трудовых ресурсов

6) информирование отдела кадров по месту последней работы розыскиваемого

7) оповещение населения через СМИ

Объявление розыска производится только после вынесения следователем (или лицом, производящим дознание) постановления о привлечении в качестве подозреваемого, обвиняемого.

Местный розыск — это вид розыска, проводимого в основном в пределах территории одного субъекта РФ по месту его объявления, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов используется локально. При этом не исключается возможность проведения отдельных розыскных мероприятий за пределами территориальной юрисдикции инициатора розыска им самим либо по его письменному заданию оперативными подразделениями других правоохранительных органов. Федеральный розыск — это вид розыска, проводимого на территории всей РФ, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Федеральный розыск начинается в случаях, когда возможности местного розыска исчерпаны либо разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.

Межгосударственный розыск — это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), но на территории государств—участников СНГ, при котором используются сигнальные системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД стран Содружества.

Международный розыск по каналам Интерпола — это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами РФ, в котором принимают участие правоохранительные органы зарубежных стран, через посредничество Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России.

Билет

13. Сущность оперативных учетов ОВД, объекты, задачи и значение.

ОУ – регламентированная НПА система сбора, регистрации, сосредоточения, хранениях данных о лицах, событиях и предметов по их признакам, предназначенными для информационоого обеспечения деятельности ОВД, по предупреждению, раскрытию, расследованию преступлению, розыску преступников и лиц, пропавших безвести.

Формируется из след источников:

1) Информация конфиденциально содействующих лиц

2) Учетные данные на конфиденциально содействующих лиц

3) Учетные данные на лиц, разрабатываемых и проверяемых по делам ОУ

4) Результаты ОМП

5) Информация из других опер подразделений.

Объекты:

1 гр – лица:

— представляющие опер интерес

— розыскиваемые по ориентировкам др ОВД

— требующие опер контроля

2 гр – факты события:

— совершения преступления

— опер-роз информация об объектах представляющих опер интерес и информация необходимая для осуществления деятельности аппаратов ОВД

3 гр. – предметы, вещи:

— похищенные, утраченные а также др предметы обнаруженные на МП принадлежность кот не установлена , опер служ документы (агентур сообщения, акты, рапорта, справки)

Задачи:

1) предупреждение и раскрытие преступлений:

— организ опер наблюдения за лицами представляющими опер интерес

— выявление гр-н замышляемых, подготавливающихся или уже совершившие преступления и осуществление в отношении этих лиц необходимых ОР и ин меропр с целью предупреждения и раскрытия преступл

2) розыск лиц пропавших безвести и преступников

3) обнаружение похищенных вещей и др имущества

4) исправление и перевоспитание осужденных и освобожденных из мест л/с

14. Международный розыск: основания и порядок объявления.

Международный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых и информационно-справочных и иных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц находящихся за пределами государства, проводимых в соответствии с общепризнанными правилами и нормами международного права, международными договорами РФ и национальными законодательными уполномоченными органами РФ и ПО зарубежных стран через посредничество национального бюро Интерпола.

В международный розыск по каналам Интерпола объявляются: обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; уклоняющихся от отбывания уголовного наказания или со­вершивших побег осужденных; лиц, пропавших без вести. Международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер, не осуществляется.

Международный розыск объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных следственных действий и оперативно-ро­зыскных мероприятий: получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Рос­сийской Федерации; достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица род­ственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации; получена информация об имевшемся у разыскиваемого лица на­мерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.
Лицо объявляется в международный розыск после либо одно­временно с объявлением федерального розыска.

Международный розыск не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств-участников СНГ и может осуществ­ляться параллельно с ним.

Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, объявляются в международный розыск при условии, что они обвиняются в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких.

Уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания и совер­шившие побег осужденные объявляются в международный розыск через НЦБИнтерпола при условии, что они осуждены к лишению свободы (не мен 4 мес).

В организации международного розыска может быть отказано в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечет уголовной ответственности.

Запреты в оперативно-розыскной деятельности

Обязательным условием для начала международного розыска лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и отбывания наказания, является наличие постановления об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу либо приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы. Необоснованным считается объявление международного розыска, если в отношении разыскиваемого избрана такая мера пресечения, как подписка о невыезде.

Объявление лиц, пропавших без вести, в международ­ный розыск через НЦБИнтерпола производится на основании обо­снованного постановления об объявлении лица, пропавшего без вести, в международный розыск. Решение об объявлении лица в международный розыск принимается органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, которому поступило на исполнение постановление о розыске обвиняемого или указание прокурора.До передачи в НЦБИнтерпола (в филиал) запроса об объявлении в международный розыск обвиняемого, осужденного или лица, пропавшего без вести, необходимо:
— установить факт получения разыскиваемым заграничного пас­порта через ^ АИС «Загранпаспорт». В положительном случае запросить в соответствующем подразделении паспортно-ви­зовой службы копии материалов, дающих основание на по­лучение заграничного паспорта, и реквизиты заграничного паспорта (серию, номер, дату выдачи);
— принять меры к сбору сведений о личности разыскиваемого, в том числе материалов необходимых для его идентификации;
— собрать другие сведения, документы, материалы, которые дол­жен содержать запрос об объявлении в международный ро­зыск.

До объявления лица в международный розыск по каналам Интерпола для принятия обоснованного решения с помощью этой организации можно провести ряд проверок: 1) по базам данных НЦБ Интерпола в России; 2) по базам данных Генерального секретариата Интерпола; 3) по российским и зарубежным учетам; 4) по криминальным учетам зарубежных стран.

Запросы об организации международного розыска лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и отбывания наказания, должны содержать следующие сведения: 1) полные установочные данные разыскиваемого; 2) данные об используемых им документах; 3) идентификационный материал; 4) сведения о судимостях разыскиваемого, его предшествующей преступной деятельности, контактах; 5) время, место, способ совершения преступления, роль разыскиваемого лица в совершении преступного деяния, причиненный ущерб; 6) квалификация преступления в соответствии с нормами УК РФ, постановлениями о привлечении в качестве обвиняемого и об избрании меры пресечения.

В запросе об организации международного розыска лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и наказания, должна быть указана цель розыска — либо выяснение местонахождения преступника и установление контроля за его передвижением, либо арест и экстрадиция (выдача) разыскиваемого лица.

Решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется печатью. Один экземпляр постановления об объявлении лица в международный розыск должен быть вручен следователю или прокурору для обращения всуд с целью получения судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого.Если судьей будет принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании обвиняемому, в отношении которого вынесено постановление об объявлении в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу, то это постановление аннулируется и в дальнейшем возможно лишь проведение проверки по учетам Генерального секретариата и национальным учетам иностранных государств. Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации в установленном порядке направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Постановление об объявлении обвиняемого, осужденного вмеждународный розыск и другие материалы, необходимые для объявлениярозыска обвиняемого, осужденного, направляются в НЦБ Интерпола через филиалы либо через подразделения, которыми осуществляется проверка на предмет обоснованности объявления международного розыска, достаточности сведений и правильности оформления документов. Копия постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск приобщается к материалам розыскного дела.Срок международного розыска ограничивается одним годом. Для его продолжения в НЦБИнтерпола следует ежегодно направлять уведомление о необходимости продолжения международного розыска.Международный розыск лица, пропавшего без вести, прекра­щается:
— в случае установления местонахождения разыскиваемого на территории иностранного государства или на территории Российской Федерации;
— в случае обнаружения на территории иностранного государ­ства или в Российской Федерации трупа, идентифицирован­ного как разыскиваемый, либо получения документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого;
— по истечении одного года после объявления международного розыска.
Международный розыск обвиняемых, осужденных, разыскива­емых с целью установления местонахождения, прекращается:
— в случае установления местонахождения разыскиваемого на территории иностранного государства или в Российской Фе­дерации;
— в случае обнаружения на территории иностранного государ­ства или в Российской Федерации трупа, идентифицирован­ного как разыскиваемый, либо получения документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого;
— в случае прекращения уголовного дела;
— в случае изменения меры пресечения с заключения под стра­жу на иную;
— вследствие акта амнистии;
— по истечении одного года после объявления международного розыска.
Международный розыск обвиняемых, осужденных, разыскива­емых с целью ареста и выдачи, прекращается:
— после выдачи разыскиваемого из иностранного государства либо (при невозможности выдачи) после привлечения его к уголовной ответственности в иностранном государстве за преступление, в связи с которым он разыскивался;
— в случае задержания разыскиваемого на территории Россий­ской Федерации;
— в случае обнаружения на территории иностранного государ­ства или в Российской Федерации трупа, идентифицирован­ного как разыскиваемый, либо получения документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого;
— в случае прекращения уголовного дела;
— в случае изменения меры пресечения с заключения под стра­жу на иную;
— вследствие акта амнистии;
— по истечении одного года после объявления международного розыска.

Билет

1. Комментируемый Закон официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества.

Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса — прерогатива органов внутренних дел. Следовательно, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий, перечисленных в ст. 6 комментируемого Закона.

Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника.

Конфиденциальность содействия устанавливается при условии выраженного желания гражданина. Как правило, вовлекаемый в оперативно-розыскной процесс сам должен выступить инициатором конфиденциальности своих отношений с органами внутренних дел. Однако это не исключает случаев, когда орган внутренних дел в лице своих штатных должностных лиц из тактических соображений целесообразности или безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, конфиденциальность такого содействия. Конфиденциальность означает прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами МВД РФ.

Конфиденциальное содействие может быть кратковременным либо длительным (устойчивым). Конфиденциальное сотрудничество наступает с момента взаимной договоренности и прекращается по желанию одной из сторон или при наличии иных оснований, предусмотренных комментируемым Законом.

2. Формы конфиденциального сотрудничества с органами внутренних дел могут быть различными. Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами внутренних дел по контракту означает, что эти лица ведут по заданиям органов внутренних дел активную разведывательно-поисковую деятельность, причем получение за это вознаграждений и других выплат является для них одним из источников существования. Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе — длительность, устойчивость отношений между гражданином и органом внутренних дел. Кроме того, оказывающий содействие органам внутренних дел на контрактной основе должен отвечать ряду специальных требований, которые определяются ведомственными нормативными актами МВД РФ. Конфиденциальное сотрудничество гражданина может осуществляться также на бесконтрактной основе и выражаться в предоставлении органам внутренних дел имеющейся у него информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в консультировании по различным вопросам, связанным с осуществлением ОРМ, оказании различных услуг и др.

Виды конфиденциального содействия граждан органам внутренних дел и его документальное оформление определяются ведомственными нормативными актами МВД РФ.

3. Федеральным законом установлено, что конфиденциальное сотрудничество может осуществляться с любым совершеннолетним дееспособным лицом независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Привлекаться к сотрудничеству могут как граждане России, так и иностранных государств и лица без гражданства.

4. Привлекаться к сотрудничеству могут отдельные граждане. Таким образом, исключена групповая форма конфиденциального содействия.

5. Законом органам внутренних дел запрещено использовать конфиденциальное содействие по контракту с довольно обширной группой лиц: депутатами (имеются в виду выборные представители законодательной власти всех уровней), судьями, прокурорами, адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений. Из этого перечня видно, что запрет распространяется на выборных представителей законодательной и судебной властей, а также лиц, в силу своей профессии обладающих определенной информацией "профессионального характера". Однако важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с указанной категорией лиц не исключается полностью. Оно возможно, но лишь на бесконтрактной основе.

6. Одним из условий конфиденциального сотрудничества является согласие лица на участие в оперативно-розыскном процессе. Причем получение такого согласия недопустимо путем использования незаконных способов и методов. Оно должно быть добровольным и исключать физическое и психическое насилие. Согласие может выражаться как в устной, так и в письменной формах.

Основной письменной формой получения согласия лица на конфиденциальное содействие органам внутренних дел в осуществлении ими ОРД является контракт. Контракт — это договор между органом внутренних дел и отдельным гражданином, в котором находят отражение срок, цель сотрудничества, права и обязанности обеих сторон, условия возможного продления срока договора или досрочного расторжения, сумма или характер вознаграждения конфиденту.

§ 3. Оперативно-розыскная деятельность

Контракт от имени органа внутренних дел подписывают соответствующие руководители, перечень которых определяется ведомственными нормативными актами МВД России.

7. На лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, Федеральным законом возлагаются обязанности сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не предоставлять заведомо ложную информацию.

8. Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами внутренних дел должно использоваться только для решения задач оперативно-розыскной деятельности, обозначенных в ст. 2 Закона об ОРД и входящих в компетенцию МВД РФ.

9. Организационные и тактические аспекты конфиденциального сотрудничества граждан с органами внутренних дел определяются ведомственными нормативными актами МВД РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *