Справочник

Ошибка в объекте преступления

Ошибка в развитии причинной связи

Задание 6

Работа над правильностью речи.

1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.

2. Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.

3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.

4. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.

Задание 7

Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах:

1) каталог, квартал, красивее, аристократия;

2) товарищеская ответственность, задолго, партнер;

3) осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии;

4) упрочение, обеспечение, хозяева, украинец;

5) оптовые цены, валовой доход, перспектива;

6) безудержный, начать, бряцать, газопровод, нефтепровод;

7) хозяева, мельком, тяжба, тесно;

8) звонит, загнутый, намерение, ходатай;

9) ходатайствовать, осведомиться, кладовая;

10) языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в спину, вы правы;

11) одновременный, углубить, опошлить, нормировать;

12) ножницы, прочитанный, светло, некоторые;

13) намереваться, принять, в голову;

14) формировать, хаос, прибывший, давнишний;

15) истекший, бытие, дебаты, фарватер;

16) тест, темп, диспансер, демагогия;

17) тенденция, претензия, претендент, декольте;

18) компетентный (или ), констатировать (или ), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или ).

Задание 8

1. Проспрягайте глаголы понять, начать, принять в прошедшем временем, а глагол хотеть – в настоящем времени.

2. Как правильно: так много или столько много, очки надеть или одеть, осмеять или обсмеять?

3. Исправьте выражения: говорить про жизнь, ходить по дорогам, мы с Толем.

4. Просклоняйте существительные: выборы, средства.

5. Просклоняйте словосочетания: 127 человек, 8 марта, сколько рублей.

6. Исправить выражения: более красивее, более легче, более лучше, более дешевле.

Подошибкой в уголовном праве понимается заблуждение лица при совершении преступления относительно юридических признаков либо фактических обстоятельств этого преступного деяния.

УК не содержит специальных норм, определяющих понятие, виды и влияние ошибки на содержание вины и уголовную ответственность. Эти вопросы решаются наукой уголовного права и практикой. Наукой предложены различные классификации ошибок. Однако наиболее признанной является классификация ошибок на юридические и фактические.

Юридическая ошибка — это заблуждение лица относительно правовой характеристики совершенного деяния и его юридических последствий.

Такая ошибка может заключаться в заблуждении лица относительно противоправности деяния в целом либо по поводу его правовой квалификации или в части вида и размера наказания. По общему правилу юридическая ошибка не влияет на форму вины и уголовную ответственность. Однако если заблуждение лица относительно противоправности совершенных им действий было извинительным, то такое заблуждение исключает уголовную ответственность лица в связи с отсутствием его вины. В отдельных случаях к лицу, совершившему под влиянием такой ошибки умышленное преступление, суд может применить правило о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе.

Фактическая ошибка — это заблуждение лица относительно фактических обстоятельств совершенного деяния.

Различают ошибку в объекте, объективных свойствах действия (бездействия), в причинной связи, относительно обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание. В литературе также различают фактические ошибки в средствах и способе совершения преступления, в предмете посягательства и др. Фактические обстоятельства, характеризующие основной или квалифицированный состав, о которых не было известно лицу при совершении преступления, не могут быть вменены ему в умышленную вину. Это положение относится и к деяниям, совершенным по неосторожности, если само по себе это незнание не заключает в себе неосторожности. В случае фактической ошибки уголовная ответственность лица должна определяться с учетом направленности его умысла. Если лицо полагает, что оно похищает предметы или документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, а фактически завладевает не имеющими такой ценности предметами, содеянное им следует квалифицировать как покушение на хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК).

По правилам ошибки в объекте решается вопрос в случае заблуждения лица относительно фактических обстоятельств, характеризующих объективную сторону преступления.

22.Понятие приготовления к преступлению.
Приготовления к преступлению — это приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий со­вершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное созда­ние условий для совершения преступления, если при этом преступ­ление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Анализ приведенной нормы позволяет выделить признаки при­готовления, отграничивающие его и от покушения, и от «голого» умысла.

Задание 26. Прокомментируйте ошибки, допущенные в выражениях

Во-первых, в основе понятия «приготовление» лежат кон­кретные действия, перечисленные в ч. 1 ст. 30 УК. Следователь­но, при приготовлении не просто возникает умысел (намерение, идея), а лицо уже соответствующим образом и поступает.

Но эти действия еще не ставят непосредственно в опасность охраняемые уголовным законом общественные отношения. Они создают лишь условия для возможности достижения преступного результата. Эти действия отделены от совершения преступления промежутком времени или расстоянием.

Следующий характерный признак — преступление не доводит­ся до конца по не зависящим от виновного обстоятельствам (воз­никли дополнительные трудности, усилена охрана, попал в поле зрения работников милиции и т.д.).

Закон выделяет несколько форм поведения при приготовлении:

а) приискание средств и орудий совершения преступления, т.е. любой способ их приобретения (правомерный или неправо­мерный);

б) изготовление средств и орудий — создание, конструирова­ние любым способом, как промышленным, так и кустарным;

в) приспособление орудий и средств — это приведение их в такое состояние или придание формы, позволяющей совершить заду­манное преступление;

г) приискание соучастников преступления;

д) сговор на совершение преступления (способы вовлечения иных лиц в совершение преступления могут быть различными — угрозы, подкуп, уговоры и т.д.);

е) иное умышленное создание условий для совершения преступ­ления (разработка плана совершения преступления, хронометраж реагирования милиции на вызов по тревоге и иные, не перечислен­ные выше действия).

Субъективная сторона приготовления характеризуется толь­ко прямым умыслом, ведь приготовление — это целенаправленная деятельность. Лицо сознает, что оно совершает приготовительные действия в любой форме, предвидит, что с их помощью совершит преступление, и желает их совершения.

2. Приготовление обладает наименьшей степенью обществен­ной опасности в сравнении с другими стадиями. Это только началь­ный этап совершения преступления, отдаленный от достижения преступного результата. Поэтому новый УК РФ предусмотрел ог­раничения в применении уголовной ответственности к лицам, со­вершившим приготовление к преступлению. Она наступает лишь в случаях приготовления только к тяжкому и особо тяжкому пре­ступлениям (см. ст. 15 УК РФ). При приготовлении к преступле­ниям небольшой и средней тяжести не возникает основания уго­ловной ответственности. Кроме того, уголовный закон предусмат­ривает особые правила назначения наказания за приготовление к преступлению (ст. 66 УК).

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 169 | Нарушение авторского права страницы

      К главе 4
      "Культура речи делового человека"
     
      Студенты получают задания на карточках. После выполнения задание обсуждается всей группой1.

      Задание I. Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах.
      1. Каталог, квартал, красивее, аристократия.
      2. Товарищеская ответственность, задолго, партнер.
      3. Осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии.
      4. Упрочение, обеспечение, хозяева, украинец.
      5. Оптовые цены, валовой доход, перспектива (или переспектива).
      6. Безудержный, начать, бряцать, газопровод, нефтепровод.
      7. Хозяева, мельком, тяжба, тесно.
      8. Истекший, бытие, дебаты, фарватер.
      9. Тенденция, тест, темп, диспансер.
      10. Звонит, загнутый, намерение, ходатай.
      11. Ходатайствовать, осведомиться, кладовая.
      12. Тенденция, претензия, претендент.
      13. Компетентный (или ), констатировать (или ), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или ).
      14. Языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в спину, вы правы.
      15. Одновременный, углубить, опошлить, нормировать.
      16. Ножницы, прочитанный, светло, некоторые. (Переведите эти слова на белорусский язык.)
      17. Намереваться, принять, в голову.
      18. Формировать, хаос, прибывший, давнишний.
     
      1 Использованы некоторые задания профессора А.Е.Михневича
     
      Задание II. Работа над правильностью речи.
      1. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами:
      Сравнять и сравнить; надевать и одевать.
      Эффектный и эффективный; экономный и-экономичный.
      Невежа и невежда.
      Одинарный и ординарный; апробировать и опробовать.
      Представить и предоставить; акционерный и акционерский.
      Ванна и ванная.
      Планировка и планирование; абонент и абонемент.
      Хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант.
      Парламентер и парламентарий.
      2. Проспрягать глагол понять в прошедшем времени.
      3. Проспрягать глагол начать в прошедшем времени.
      4. Проспрягать глагол принять в прошедшем времени.
      5. Проспрягать глагол хотеть в настоящем времени.
      6. Как правильно: так много или столько много, очки надеть или одеть, осмеять или обсмеять?
      7. Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление; свободная вакансия; прейскурант цен; памятный сувенир; будущие перспективы; смелый риск; первая премьера; моя автобиография; первое боевое крещение; хронометраж времени.
      8. Устранить многословие в выражениях: каждая минута времени; отступать назад; в декабре месяце;
      впервые познакомиться; завещать в наследство; в летний период времени; в конечном итоге; ошибочное заблуждение.
      9. Перевести на русский язык: любоу да радзiмы; загадчык клуба; дзякую вам.
      10. Перевести на русский язык: смяяцца з яго; прыйсцi па справах; лепшы за ycix.
      11. Исправить выражения: говорить про жизнь; ходить по дорогах; мы с Толем.
      12. Перевести эти выражения на белорусский язык.
      12. Перевести на русский язык: залаты медаль; вялдга сабака; смачны яблык.
      13. Просклоняйте существительные: выборы, средства.
      14. Просклоняйте словосочетания: 127 человек, 8 марта.
      15. Просклоняйте сочетания: сколько рублей; сколько детей.
      16. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
      17. Исправьте выражения: более красивее; более легче; более лучше.

      Задание III. Отредактируйте фразы; объясните ошибку в построении предложения.

      1. Встреча прошла с большим интересом.
      2. Я заметил характерную ему ошибку.
      3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации.

Семинар 5. Конструктивное общение. Комплименты в деловой коммуникации

      4. Он попытался предостеречь неверный шаг директора.
      5. На встрече присутствовал и представитель с завода.
      6. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел.
      7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.
      8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы.
      9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.
      10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.
      11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.
      12. Я понял, какой намек мне дали.
      13. У нас самая дешевая стоимость товаров.
      14. Я не хочу нагнетать обстановку.
      15. Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.
      16. Приведенные сведения в последнем статотчете говорят о том, что проблема еще не решена.
      17. Николай ждал меня на коридоре.
      18. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию.
      19. Все это сказывается на работу.
      20. Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

      Задание IV. Работа над точностью и выразительностью речи.
      1. Придумать фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.
      2. Найти синонимы слова сказал.
      3. Найти синонимы слова шел.
      4. Придумать фразы со словами: питаться, есть, кушать, лопать.
      5. Объяснить смысл крылатых выражений: яблоко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы конюшни.
      6. Объяснить смысл фразеологизмов: играть первую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, водить за нос, поставить на карту.
      7. Исправить предложения и объяснить ошибки:
      Все требовали приподнять занавес.
      Все равно велосипеда он не откроет.
      Он полслова на лету схватывает.
      Обещал снять с него семь шкур.
      Все это вошло нам в пот и кровь.
      Это все еще держится в облаках.
      Другой конец палки состоит в том…
      8. Отредактируйте:
      Помню, какие свинарники мы возводили!
      Перед ним была альтернатива: остаться в деревне или вернуться в город.
      Я не могу съесть эту кашу в полном объеме.
      А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова попремся на море.
      9. Продолжите фразы: Стало ясно, что трудности с каждым днем будут… Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет… Моя тревога… с каждым днем. Площадь засоленных почв… с каждым годом (возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться).
      10. Найти канцеляризмы в отрывке из пародии на литературоведческую статью: "…не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте" (из книги К. Чуковского "Живой, как жизнь").
      11. Выразить мысль без канцеляризмов: "Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления".
      12. "Перевести" наукообразную фразу: "Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка".
      13. Отметить канцеляризмы, выразить мысли разговорным стилем:
      В отношении применения этого метода еще стоит большой вопрос. Кислотные дожди оказывают чрезвычайно большой вред зеленым насаждениям. Для ускорения принятия решения предлагаю сделать перерыв. Необходимо принять срочные меры для обеспечения экономии электроэнергии.
      14. Уместно ли использование фразеологизма в данном предложении: "То, что мы задумали, я уверен, наведет шорох на наших конкурентов?" Как лучше выразить эту мысль?
      15. Что хотел сказать оратор: "Инвалиды и пенсионеры существуют у нас в жестком виде?"
      16. Как лучше выразить эту мысль: "Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело" (из книги о самовоспитании)?
     
      Ответы

      Задание I
      Воспользуйтесь "Орфоэпическим словарем русского языка".

      Задание II
      2. (я, ты, он) понял              (мы, вы, они) поняли
         (она) поняла
         (оно) поняло
      3. (я, ты, он) начал               (мы, вы, они) начали
         (она) начала
         (оно) начало
      4. (я, ты, он) принял            (мы, вы, они) приняли
         (она) приняла
         (оно) приняло
      5. (я) хочу                              (мы) хотим
         (ты) хочешь                        (вы) хотите
         (он,она,оно)хочет              (они)хотят
      6. Так много, надеть очки, осмеять.
      7. Эти выражения содержат лишние слова: криминал означает преступление, вакансия — свободное место, прейскурант — сборник цен, сувенир — то, что дарят на память, перспективы — то, что в будущем, и т.п.
      8. Каждая минута; отступают только назад; в декабре; ознакомиться можно только впервые; завещать; летом; в итоге; заблуждение.
      9. Любовь к родине, заведующий клубом, благодарю вас.
      10. Смеяться над ним, прийти по делу, лучше всех.
      11. Говорить о жизни — гаварыць пра жыццё, ходить по дорогам — хадзiць па дарогах, мы с Толей — мы з Толям.
      12. Золотая медаль, большая собака, вкусное яблоко.
      13.

          Выборы
          выборов
          выборам
          выборы
          выборами
          о выборах
Средства
средств
средствам
средства
средствами
по средствам

      14.
      Сто двадцать семь человек
      ста двадцати семи человек
      ста двадцати семи человекам
      сто двадцать семь человек
      ста двадцатью семью человеками
      о ста двадцати семи человеках
     
      Восьмое марта
      восьмого марта
      восьмому марта
      восьмое марта
      восьмым марта
      о восьмом марта
     
      15.

      Сколько рублей
      скольких рублей
      скольким рублям
      сколько рублей
      сколькими рублями
      о скольких рублях
      Сколько детей
      скольких детей
      скольким детям
      сколько детей
      сколькими детьми
      о скольких детях

      16. Воспользуйтесь "Словарем иностранных слов"
      17. Красивее, легче, лучше.
     
      Задание III
      1. Встреча вызвала большой интерес.
      2. Я заметил характерную для него ошибку.
      3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили внимание нашей организации.
      4. Он попытался предостеречь директора от неверного шага.
      5. На встрече присутствовал и представитель завода.
      6. Обработав эти данные, мы выяснили полную картину состояния дел.
      7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое.
      8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студенты поняли многие сложные вопросы. Или: Когда студенты прочли рекомендованную преподавателем литературу, им стали ясны многие сложные вопросы.
      9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах.
      10. Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.
      11. Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос.
      12. Я понял, какой намек мне сделали.
      13. У нас самая низкая стоимость товаров.
      14. Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу усугублять обстановку.
      15. Для многих стали приманкой квартиры, престижная работа, дачи.
      16. Сведения, приведенные в последнем статотчете, говорят о том, что проблема еще не решена.
      17. Николай ждал меня в коридоре.
      18. Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструкцию.
      19. Все это сказывается на работе.
      20. Разрешите поднять бокал за наши успехи. Разрешите произнести тост в честь наших успехов.
     
      Задание IV
      1-6. Воспользуйтесь "Словарем синонимов русского языка", "Учебным словарем наиболее употребительных фразеологизмов современного русского языка" А.Ф. Калашниковой.
      7. Все требовали приподнять завесу.
      Все равно велосипед он не изобретет.
      Он схватывает все с полуслова.
      Обещал спустить с него шкуру (или снять стружку).
      Все это вошло в кровь и плоть.
      Пока это все неясно и неопределенно; есть выражение "витать в облаках" (мечтать).
      Но палка о двух концах…
      8. Помню, какие свинарники мы строили!
      Он стоял перед выбором: остаться в деревне или вернуться в город.
      Я не могу съесть всю эту кашу.
      А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова потянемся к морю.
      9. Стало ясно, что трудности с каждым годом будут возрастать.
      Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет повышаться.
      Моя тревога усиливается с каждым днем.
      Площадь засоленных почв увеличивается с каждым годом.
      11. Постараемся всеми силами исправить положение.
      12. Чтобы настроение улучшилось, улыбнитесь.
      13. Нам надо подумать, стоит ли применять этот метод.
      Кислотные дожди губят растения,
      Чтобы мы смогли поскорее принять решение, предлагаю сделать перерыв.
      Подумаем, как нам экономить электроэнергию.
      14. Ox, как забеспокоятся наши конкуренты, узнав, что мы задумали!
      15. Инвалидам и пенсионерам у нас нелегко жить.
      16. Зачинать ребенка нужно в хорошем настроении, понимая ответственность этого шага.
     

Понятие, виды и уголовно-правовое значение негодного покушения

Теорией и судебно-следственной практикой определены правила квалификации такого правового явления, обобщенно обозначаемого в разных литературных источниках терминологией как «негодное покушение», которое разделяется в свою очередь на покушение на «негодный объект» и покушение с «негодными средствами».

Фактическая сущность подобных ситуаций выражается в том, что виновное лицо ошибается относительно каких-либо юридически значимых свойств объекта (предмета, потерпевшего) посягательства и объективнойстороны (орудия, средства, способы), а соответственно, безосновательно рассчитывает на достижение желаемого результата от своих действий.

Как отмечает Н.А. Бабий, «Негодность покушения означает, что его продолжению никто и ничто не будет препятствовать, оно в силу своих объективных свойств не может привести к завершению преступления. Такая невозможность обусловлена либо отсутствием предмета посягательства или потерпевшего, либо использованием в процессе совершения преступления орудий, средств и способов, непригодных для причинения вреда».

Покушение на негодный объект(предмет) имеет место в тех случаях, когда избранный виновным объект (предмет) преступления не обладает или утратил охраняемые уголовным законом качественные свойства, наличие которых было необходимо для достижения желаемого преступного результата, например, вор-карманник похитил кошелек, в котором не оказалось денег, или вместо наркотических средств похищаются упаковки, в которых в действительности оказался безвредный порошок (в обоих случаях отсутствует предмет хищения). Руководствуясь законодательным определением понятия малозначительности деяния (ч.

Е.Н. Скаженик. Практикум по деловому общению

4 ст. 11 УК) и условиями ч. 4 примечания к главе 24 УК, содеянное подлежит квалификации как покушение на кражу (ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 205 УК).

Несколько иначе разрешается квалификационный вопрос при покушении с использованием так называемых «негодных средств». Здесь следует помнить, что речь идет об использовании средств, которые по своим тем или иным объективным свойствам «негодны» в данной конкретной обстановке для их использования по назначению в реализации преступной цели. В других ситуациях использование этих же средств может быть вполне результативным.Квалификация осуществляется на общих основаниях по правилам о фактической ошибке субъекта относительно качественных свойств используемых средств для достижения преступного результата в рамках конкретной ситуации. Например, виновное лицо для убийства, ошибаясь, использует не боевые, а холостые патроны, приготовленные для открытия замка отмычки оказываются непригодными по своим качественным характеристикам и др.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 134;

Виды фактической ошибки

Ошибка в объекте —это заблуждение лица, полагающего, что оно посягает на один объект (включая "негодный"), хотя в действительности ущерб причиняется другому объекту. При ошибке в объекте действия виновного квалифицируются как покушение на тот объект, который был отражен в представлении виновного (по направленности его умысла).

Ошибка в предмете посягательства —это заблуждение в отношении свойств и материально выраженных характеристик предметов в рамках тех общественных отношений, на которые посягало лицо. Ошибка в предмете может быть:

а) ошибкой в отношении отсутствующего предмета. Например, лицо вскрыло сейф, а там оказалась бумага, а не деньги. В этом случае действия виновного следует квалифицировать как покушение на кражу;

б) ошибкой относительно качества предмета. Ошибка этого рода имеет место тогда, когда происходит посягательство на "негодный" предмет или на предмет не в том объеме или размере, с которыми законодатель связывает пределы ответственности. Например, лицо совершает действие, направленное на похищение имущества в крупном размере, а фактически изымает пять тысяч рублей. При такой ошибке действия виновного квалифицируются исходя из его намерений, т.е. как покушение на кражу в крупном размере;

в) ошибкой в равноценном предмете. Она не изменяет квалификации. Например, если вместо мешка сахара виновный похитил мешок муки примерно той же стоимости.

Ошибка в личности потерпевшегозаключается в том, что, заблуждаясь, лицо причиняет вред другому человеку. Ошибка подобного рода, как правило, не изменяет квалификацию.

Ошибка в способе совершения преступлениязаключается в том, что лицо заблуждается относительно особенностей тех приемов и методов, которые использует при совершении преступления. Она может изменить уголовно-правовую оценку (квалификацию) преступления, однако далеко не во всех случаях. Так, если лицо полагало, что оно изымает имущество тайно, а фактически присутствующие видели, как похищается имущество, то действия виновного необходимо квалифицировать исходя из того, какой способ изъятия охватывался сознанием виновного. В нашем примере он полагал, что действует тайно, поэтому ему должна вменяться кража чужого имущества.

Ошибка в средствах преступления— это заблуждение относительно того «инструментария», с помощью которого совершалось преступление.

Ошибки в средствах совершения преступления подразделяются на четыре вида.

Первый вид ошибки заключается в использовании виновным иного, чем он предполагал, но не менее пригодного для этого средства. Данный вид ошибки в средствах на квалификацию деяния не влияет. Деяние квалифицируется как оконченное преступление, если завершена объективная сторона состава преступления, в соответствии с направленностью умысла лица.

Второй вид ошибки состоит в использовании виновным такого средства совершения преступления, сила которого представлялась ему заниженной. Если при этом наступают более тяжкие последствия по сравнению с теми, которые он предвидел, то содеянное должно квалифицироваться как неосторожное преступление, поскольку лицо, хотя и не предвидело фактически наступивших последствий, должно было и могло их предвидеть.

Суть третьего вида ошибки выражается в использовании виновным по ошибке непригодного в данном случае средства, которое он считал пригодным. В такой ситуации содеянное квалифицируется как покушение на преступление в соответствии с направленностью умысла. Это типичный случай покушения на преступление, предусмотренного ч. 3 ст. 30 УК РФ.

Четвертый вид ошибки состоит в использовании для совершения преступления непригодного в любом случае средства, которое лицо считало пригодным исключительно в силу своего невежества или суеверия. Например, желая убить другого человека, ставит в церкви свечку «за упокой его души». Использование лицом такого совершенно непригодного средства не влечет уголовной ответственности.

Ошибка в последствиях преступного деяния —это заблуждение относительно наличия или отсутствия преступных последствий или же ошибка в отношении качества или количества этих последствий. Примером первого вида ошибки будет ситуация, когда лицо считает, что оно своими действиями уничтожает или повреждает чужое имущество, а фактически этого не происходит. Подобные действия необходимо расценивать как покушение или приготовление к уничтожению имущества. Иное значение ошибки лица в отношении качества последствий или их количества. Если с этими критериями законодатель не связывает пределы уголовной ответственности, то ошибка не влияет на квалификацию содеянного. Если же ответственность дифференцируется в зависимости от этих обстоятельств, то действия лица квалифицируются с учетом направленности его умысла. Например, если намерением лица охватывалось причинение вреда здоровью, а была причинена смерть, то эта ошибка исключает уголовную ответственность за убийство.

Ошибка лица в развитии причинной связи –этозаблуждение лица в развитии причинно-следственной связи между его деянием и наступлением общественно опасных последствий.

Так, Н., решив расправиться с Л., подкараулил его и ударил по голове молотком.

Полагая, что Л. мертв и желая скрыть преступление, Н., привязав к ногам потерпевшего груз, сбросил его в реку. Однако Л. был еще жив и, как показала экспертиза, погиб от утопления. В этом случае последствие явилось результатом не тех действий, которые были совершены виновным с целью лишения жизни, а иных, направленных уже на сокрытие преступления. Ответственность в подобных случаях наступает по двум статьям — за покушение на убийство (ч. 3 ст. 30 и ст. 105 УК) и за неосторожное причинение смерти (ст. 109 УК).

Ошибка в развитии причинной связи не влияет на квалификацию, если в результате действий (бездействия) наступает такое общественно опасное последствие, которое охватывалось умыслом виновного.

Так, М., поссорившись со своим собутыльником Б., ударил его ножом в область сердца и, полагая, что тот мертв, ушел. Однако Б. умер значительно позже от потери крови. М. был привлечен к ответственности за убийство.

Иное значение имеет ошибка в причинной связи, когда, по мнению виновного, предпринимаемые им меры должны воспрепятствовать ее развитию.

Преступление. Преступность. Цитаты, афоризмы, высказывания о преступлении, преступности

Это особенно характерно для легкомысленного расчета при совершении преступления по неосторожности.

Разновидностью ошибки в развитии причинной связи является отклонение действия, когда по причинам, не зависящим от воли виновного, вред причиняется не тому, на кого направлено посягательство. Фактически образуется совокупность преступлений: покушение на преступление в рамках его намерений и неосторожное причинение вреда другому лицу. Наглядным примером этого может служить ситуация, когда виновный в достаточно людном месте целенаправленно стреляет в потерпевшего, но последний в момент выстрела споткнулся, и пуля попала в постороннего прохожего, причинив тяжкий вред его здоровью.

Ошибка в квалифицирующих (особо квалифицирующих) обстоятельствах —есть заблуждение лица относительно их наличия или отсутствия. Действия виновного квалифицируются исходя из содержания его намерений. Если же этих квалифицирующих обстоятельств нет в законе, они представлены только в психике виновного, то они не вменяются виновному, а действия лица получают правовую оценку без учета квалифицирующих признаков.

Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 502;

Субъективная ошибка и квалификация преступлений

Ошибка – заблуждение лица относительно свойств общественно опасного деяния,

которые характеризуют его как преступление.

Два вида:

I. Юридическая (заблуждение относительно правовой сущности):

1. лицо полагает, что его деяние преступное; а деяние не преступное;

2. лицо полагает, что его деяние не преступно; а оно преступно;

3. лицо обосновано полагает своё деяние преступным; но заблуждается относительно

квалификации и относительно правовых последствий.

Юридическая ошибка на квалификацию не влияет.

II. Фактическая:

1. ошибка в объекте – заблуждение лица о характере и количестве объектов, которым

оно причиняет вред:

1) ошибка качественная:

а) в однородном объекте (хотел похитить личную

собственность, а ограбляемый нёс деньги казённые)

На квалификацию не влияет.

б) в разнородных объектах (убил не того, кого хотел убить)

Квалифицировать как покушение по направленности умысла

2) ошибка количественная:

а) хотел причинить вред меньшему кол-ву объектов, а

причинил вред большему (отравил не одного, а нескольких)

Квалифицировать как оконченное по направленности умысла,

и если уголовно наказуемым является виновное причинение

большего вреда, то за умышленное или неосторожное

причинение этого большего вреда.

б) хотел причинить вред большему количеству объектов, чем

причинил

Квалифицировать как оконченное за фактически

причинённый вред и как покушение на тот дополнительный

вред, который так же хотел причинить.

2. ошибка в предмете – когда ущерб причиняется именно тому объекту, которому хотел,

а непосредственное воздействие осуществляется на другой

предмет

На квалификацию не влияет.

3. ошибка в размере вреда:

а) хотел причинить вред больший, а причинил вред меньший

Квалифицируется как покушение по направленности умысла.

б) хотел причинить вред меньший, а причинил вред больший («Часто бывает –

перестарался») Квалифицировать как оконченное преступление по меньшему и

если уголовно наказуемым является неосторожное причинение большего вреда и

имела место неосторожность, то плюс ещё тогда – за неосторожное причинение

большего вреда

в) покушение на негодный объект – покушение по направленности умысла

Этика делового общения

ошибка в личности потерпевшего:

1) хотел причинить вред одному лицу, перепутал.

На квалификацию не влияет

2) ошибка в квалифицирующих признаках

а) Виновный считает, что эти признаки есть; а их не было

квалифицировать как покушение по направленности умысла

(хотел изнасиловать несовершеннолетнюю – изнасиловал бабушку)

б) виновный считает, что признаков не было; а они есть

квалифицировать как оконченное по умыслу.

3) посягательство на отсутствующего потерпевшего

Квалифицировать покушение по направленности умысла

5. ошибка относительно общественной опасности совершаемого деяния:

1) лицо считает, что деяние опасно; а оно нет

Квалифицировать как покушение по направленности умысла

2) лицо считает, что деяние не опасно; а оно опасно

(женщина владеет калиграфическим предприятием, установила виндовс; а виндовс

контрафактный) – незнание фактических, юридически значимых обстоятельств

Лицо освобождается от ответственности.

3) лицо считает своё деяние более опасным, чем оно является на самом деле

Квалифицировать как покушение по направленности умысла

4) лицо считает, что его деяние менее опасно, чем он совершил фактически

Квалифицировать как оконченное по направленности умысла

6. ошибка в объективной стороне:

1) «ошибка отклонения действия» (стрелял в гражданина A, тот пригнулся, попал в

Б)

Квалифицируется как покушение по направленности умысла + как причинение

неосторожного вреда второму потерпевшему

2) ошибка в средствах:

а) применяется средство другое, но равное – на квалификацию не влияет

б) использует другое, но более сильное, чем хотел

(хотел накормить пургеном, насыпал цианистый калий) – неосторожное

причинение большего вреда, если виновный мог предвидеть последствия

в) использует менее сильное, чем хотел – как покушение по направленности

умысла

г) применяется явно непригодное средство (колдовство, если не умеют) – лицо

освбождается от ответственности

3) ошибка в причинной связи:

а) несущественная – если в причинной связи с деянием находится тот же

результат, на который рассчитывал, но неправильно оценил

промежуточные звенья процесса

(с целью убийства ударил в левую часть груди – думал

попал в сердце, но попал в сосуд, отчего потерпевший умер)

На квалификацию не влияет

б) существенная – связана с нарушением цепочки причинности, последствия

становятся результатом другого действия

(ударил ножом в грудь, взял и сбросил дышащего в реку –

умер от удушения)

Квалифицируется как покушение по направленности умысла +

за неосторожное причинение вреда

4) ошибка в последствиях

а) наступили менее тяжкие последствия, чем хотел

Квалифицировать как покушение на то, что хотел

б) наступили более тяжкие последствия, чем хотел

Квалифицируем как оконченное по умыслу и если уголовно наказуемым

является неосторожное причинение большего вреда и в данном случае была

неосторожность, то + за несоторожное причинение большего вреда (если

закон не связывает изменение ответственности с размером последствий, то на

квалификацию не влияет)

5) ошибка в факультативных признаках объективной стороны:

а) они – обязательный признак состава:

а.1) лицо считает, что они есть; а их нет

Квалифицировать как покушение по направленности умысла

а.2) лицо считает, что их нет; а они есть

Освобождение от ответственности

б) они – квалифицирующий признак состава:

б.1.) лицо считает, что есть, а их нет

Квалифицировать как покушение по направленности умысла

б.2.) лицо считает, что их нет, а они есть

Квалифицировать как оконченное по направленности умысла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *