Справочник

Основания проведения орм

Ненадлежащее лицо

Например, постановление о проведении оперативного эксперимента часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД этот вид ОРМ прово­дится на основании постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД. В практике часто постановление утверждают заместитель начальника, начальник подразделения

Разновидности этой ошибки:

— документы, составляемые в ходе и по результатам ОРМ (акты, справки и т.п.), подписывают лица, не являющиеся оперативными уполномоченными: постовые милиционеры, участковые, сотрудники ОМОН, подразделения вневедомственной охраны и т.п.;

— в соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД органы, ее осуществляющие, решают определенные этим законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами. По одному из уголовных дел подразделения УФСБ проводили комплекс ОРМ по поручению следователя по уголовному делу, возбужденному по ч. 2 ст. 129 УК (клевета, содержащаяся в средствах массовой ин­формации). Между тем в соответствии со ст. 10 ФЗ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О ФСБ» органы ФСБ России осуществляют ОРМ по выявлению шпионажа, террористической деятельности и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению. В результате этого нарушения закона по жалобе подозреваемого все полученные на основе ОРД доказательства были признаны недопустимыми.

Например, в постановлении о проведении проверочной закупки не указываются основания для проведения этого ОРМ (ст. 7 ФЗ об ОРД), которые должны иметь место на момент принятия решения о его проведении.

Разновидности ошибки:

— в описательной части постановления содержится расплывчатая формулировка: «Гр-ка М. занималась взяточничеством». В данном случае нет указаний на признаки конкретного состава преступления, предусмотренного особенной частью УК (ст. 290 УК);

— в ходе судебного разбирательства выясняется, что основания для проведения ОРМ, т.е. сведения о преступлении, появились только в ходе или даже после проведения оперативно-розыскного мероприятия;

— оперативные работники в своих свидетельских показаниях на следствии и в суде не могут пояснить, о том какие сведения, из каких источников и когда ими полученные, стали основанием для проведения ОРМ, что является поводом к заявлению со стороны защиты о незаконности принятия решения о его проведении в отсутствие предусмот­ренных законом оснований, а основания появились позднее.

В этой связи необходимо:

— требовать от оперативных работников описания соответствующих осно­ваний в следующих документах: в рапорте о необходимости проведения оперативно-розыскного мероприятия; в описательной части постановления о его проведении; в описательной части постановления о пред­ставлении результатов ОРД;

— тщательно допрашивать оперативных работников о том, какие из преду­смотренных законом оснований имелись в их распоряжении до проведения ОРМ.

Нет постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия.

Например, оперативный эксперимент должен проводиться только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД).

«Участие понятых»

К участию в оперативном эксперименте на разных ее этапах привлекаются лица, которых называют нередко понятыми.

Оперативно-розыскные мероприятия: основания и условия проведения

Однако законодательство об ОРД не предусматривает участия в проведении ОРМ таких лиц. Усу­губляя эту ошибку, оперативные работники иногда разъясняют «понятым» их «права и обязанности», ссылаясь на положения УПК РФ и делая соответст­вующие записи в акте (протоколе).

С учетом внесенных в статью 15 Федерального закона «Об ОРД» изменений при составлении протокола об изъятии в ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия документов, предметов, материалов должностные лица органа дознания обязаны разъяснять всем лицам, которые участвовали в их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, а также предупредить указанных лиц о применении технических средств (статья 166 УПК РФ).

В остальных случаях подобных разъяснений и предупреждений Федеральный закон «Об ОРД» не предусматривает.

Необходимо отметить, что оперативный эксперимент – это негласное оперативно-розыскное мероприятие. Вместе с тем, если после «контролируемой» передачи предмета взятки взяткополучателю производится задержание последнего с поличным, с последующим проведением в рамках оперативного эксперимента обследования помещения в целях обнаружения и изъятия как взятки, так и других предметов и документов, могущих иметь значение для дальнейшего расследования, данное мероприятие из негласного фактически превращается в гласное. Поэтому, чтобы в дальнейшем не испытывать затруднений в доказывании, на наш взгляд, предметы, документы, материалы в таких случаях должны изыматься в соответствии с требованиями новой редакции ст. 15 ФЗ об ОРД.

Следует иметь в виду, что лица, участвующие в ОРМ, являются представителями общественности.

При подборе «представителей общественности» необходимо исходить, что они должны быть благонадежными, но в то же время незаин­тересованными лицами, которых следует затем тщательно допросить, обеспе­чить их явку в суд, пресечь возможные попытки со стороны защиты воз­действовать на них с целью изменения показаний. Следователю необходимо лично удостовериться в том, что именно в присутствии этих лиц проводились юридически значи­мые действия (изымались предметы, документы, помеченные деньги и т.д.), что они все это помнят и не заинтересованы в исходе дела.

Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРД)

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст.

ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности.

Основными целями ОРД являются добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Данное направление деятельности установлено и санкционировано государством.

Основным направлением ОРД является защита интересов граждан и государства.

ОРД является строго подконтрольной. Реализуется при помощи специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

Осуществление ОРД может быть произведено негласно, т. е. до возбуждения уголовного дела. При проведении мероприятий соблюдение фор-

мальностей необязательно, как при следственной деятельности. Отличительная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она носит разведывательно-поисковый характер. Такой вид ОРД при сложных преступлениях дает возможность обеспечения продуктивности, безопасности участников ОРМ, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников.

ОРД признается гласной в том случае, если ясны содержание и цели ОРМ и если ее участники не скрываются от окружающих.

Гласный и негласный варианты работы определяются непосредственно в ходе выбора цели ОРД.

Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД. К ним относятся подразделения:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) Федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г № 174-ФЗ (УПК РФ) результаты ОРД могут быть использованы в качестве основания возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования и доказывания по уголовным делам. При этом сведения, полученные с помощью ОРД, не являются доказательством.

Ненадлежащее лицо

Например, постановление о проведении оперативного эксперимента часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД этот вид ОРМ прово­дится на основании постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД. В практике часто постановление утверждают заместитель начальника, начальник подразделения

Разновидности этой ошибки:

— документы, составляемые в ходе и по результатам ОРМ (акты, справки и т.п.), подписывают лица, не являющиеся оперативными уполномоченными: постовые милиционеры, участковые, сотрудники ОМОН, подразделения вневедомственной охраны и т.п.;

— в соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД органы, ее осуществляющие, решают определенные этим законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами. По одному из уголовных дел подразделения УФСБ проводили комплекс ОРМ по поручению следователя по уголовному делу, возбужденному по ч. 2 ст. 129 УК (клевета, содержащаяся в средствах массовой ин­формации). Между тем в соответствии со ст. 10 ФЗ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О ФСБ» органы ФСБ России осуществляют ОРМ по выявлению шпионажа, террористической деятельности и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению. В результате этого нарушения закона по жалобе подозреваемого все полученные на основе ОРД доказательства были признаны недопустимыми.

Например, в постановлении о проведении проверочной закупки не указываются основания для проведения этого ОРМ (ст. 7 ФЗ об ОРД), которые должны иметь место на момент принятия решения о его проведении.

Разновидности ошибки:

— в описательной части постановления содержится расплывчатая формулировка: «Гр-ка М.

§ 2. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

занималась взяточничеством». В данном случае нет указаний на признаки конкретного состава преступления, предусмотренного особенной частью УК (ст. 290 УК);

— в ходе судебного разбирательства выясняется, что основания для проведения ОРМ, т.е. сведения о преступлении, появились только в ходе или даже после проведения оперативно-розыскного мероприятия;

— оперативные работники в своих свидетельских показаниях на следствии и в суде не могут пояснить, о том какие сведения, из каких источников и когда ими полученные, стали основанием для проведения ОРМ, что является поводом к заявлению со стороны защиты о незаконности принятия решения о его проведении в отсутствие предусмот­ренных законом оснований, а основания появились позднее.

В этой связи необходимо:

— требовать от оперативных работников описания соответствующих осно­ваний в следующих документах: в рапорте о необходимости проведения оперативно-розыскного мероприятия; в описательной части постановления о его проведении; в описательной части постановления о пред­ставлении результатов ОРД;

— тщательно допрашивать оперативных работников о том, какие из преду­смотренных законом оснований имелись в их распоряжении до проведения ОРМ.

Нет постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия.

Например, оперативный эксперимент должен проводиться только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД).

«Участие понятых»

К участию в оперативном эксперименте на разных ее этапах привлекаются лица, которых называют нередко понятыми. Однако законодательство об ОРД не предусматривает участия в проведении ОРМ таких лиц. Усу­губляя эту ошибку, оперативные работники иногда разъясняют «понятым» их «права и обязанности», ссылаясь на положения УПК РФ и делая соответст­вующие записи в акте (протоколе).

С учетом внесенных в статью 15 Федерального закона «Об ОРД» изменений при составлении протокола об изъятии в ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия документов, предметов, материалов должностные лица органа дознания обязаны разъяснять всем лицам, которые участвовали в их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, а также предупредить указанных лиц о применении технических средств (статья 166 УПК РФ).

В остальных случаях подобных разъяснений и предупреждений Федеральный закон «Об ОРД» не предусматривает.

Необходимо отметить, что оперативный эксперимент – это негласное оперативно-розыскное мероприятие. Вместе с тем, если после «контролируемой» передачи предмета взятки взяткополучателю производится задержание последнего с поличным, с последующим проведением в рамках оперативного эксперимента обследования помещения в целях обнаружения и изъятия как взятки, так и других предметов и документов, могущих иметь значение для дальнейшего расследования, данное мероприятие из негласного фактически превращается в гласное. Поэтому, чтобы в дальнейшем не испытывать затруднений в доказывании, на наш взгляд, предметы, документы, материалы в таких случаях должны изыматься в соответствии с требованиями новой редакции ст. 15 ФЗ об ОРД.

Следует иметь в виду, что лица, участвующие в ОРМ, являются представителями общественности.

При подборе «представителей общественности» необходимо исходить, что они должны быть благонадежными, но в то же время незаин­тересованными лицами, которых следует затем тщательно допросить, обеспе­чить их явку в суд, пресечь возможные попытки со стороны защиты воз­действовать на них с целью изменения показаний. Следователю необходимо лично удостовериться в том, что именно в присутствии этих лиц проводились юридически значи­мые действия (изымались предметы, документы, помеченные деньги и т.д.), что они все это помнят и не заинтересованы в исходе дела.

Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа

по Оперативно-розыскной деятельности

тема: Оперативно-розыскные мероприятия:

основания и условия проведения

План

Введение

Оперативно-розыскная деятельность

Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий.

2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Заключение

Литература

Введение

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности необходимо знать, кем она проводится, в каких случаях, как она проводится и т.д.

Главными элементами проведения оперативно-розыскной деятельности являются:

— основания её проведения – те обстоятельства, при наступлении которых, решается вопрос о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также о виде применимого мероприятия;

— условия её проведения – те обстоятельства, которые должны соблюдаться при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также тех лиц, в отношении которых эти мероприятия проводятся.

1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

— наличие возбуждённого уголовного дела – наиболее общее основание. При этом не имеет значения, кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится;

— получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о:

— признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Данные сведения могут поступать в правоохранительные органы по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов;

— событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Для того чтобы данные сведения действительно послужили основанием для проведения ОРМ, необходимо документальное их оформление, т.е. повод;

— лицах, скрывающихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания. Данные сведения могут быть получены из оперативно-справочных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретного гражданина по учетам органов внутренних дел будет установлен факт его объявления в розыск;

— лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от родственников, близких лиц пропавшего либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций;

— поручения о проведении ОРМ могут быть даны следователем и органом дознания, а также указанием прокурора и определением суда, по делам, находящимся в их производстве. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении ОРМ принимается им по собственному усмотрению;

— запросы других органов, осуществляющих ОРД. Запрос по существу представляет собой разновидность такого ОРМ, как наведение справок и заключается в направлении официального документа одного оперативного органа другому оперативно-розыскному органу. Другими органами могут быть, как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД;

— постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. К защищаемым лицам относятся судья, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, сотрудники, осуществляющие ОРД. В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица;

— запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Головным исполнителем таких запросов выступает Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ Интерпола), одной из главных задач которого является оказание содействия в исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Под запросами правоохранительных органов иностранных государств, следует понимать также и запросы органов внутренних дел стран – членов СНГ;

Отдельным видом оснований является сбор данных. Сбор данных необходимых для принятия решения – получение оперативным подразделением фактической информации, которая в совокупности повлияет для положительного либо отрицательного вывода по существу вопроса. Органы, осуществляющие ОРД, собирают данные необходимые для принятия решения:

· о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ. При оформлении допуска к государственной тайне могут собираться сведения о наличии медицинских противопоказаний, психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности РФ;

· о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды. Вышеперечисленными объектами могут выступать предприятия, организации (независимо от форм собственности), связанные с обращением с ядерными материалами или ядерными установками;

· о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. Сбор данных организуется независимо от того, в какой форме это сотрудничество предполагается – гласной или негласной;

· по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД. В настоящее время данному направлению деятельности правоохранительных органов должно быть уделено особое внимание со стороны государства, так как во многом это связано с обостренной коррупционной обстановкой в указанной сфере деятельности;

· о выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, которые проводят сбор необходимых сведений. Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение. Кроме того, они обязаны проверить его по учетам психиатрических и наркологических лечебных учреждений, оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, установить причины увольнения с прежнего места работы, а также выявить иные компрометирующие обстоятельства биографии претендента.

2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

При наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения.

Особыми условиями для проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища является судебное решение и наличие информации о:

— признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

— лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

— событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

К таким мероприятиям, прежде всего, относятся: негласный осмотр жилых помещений; прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи.

Применение ОРМ, ограничивающих указанные конституционные права граждан, допускается не по всем категориям дел, а только по тем, где обязательно производство предварительного следствия. Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, определен ст. 151 УПК РФ.

В экстренных случаях, не терпящих отлагательства, при поступлении информации о подготавливаемом либо замышляемом преступлении, требующей неотложного реагирования, когда неприменение либо несвоевременное применение ОРМ позволит подозреваемым совершить тяжкое преступление с необратимыми последствиями, допускается проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, на основании постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Постановление может быть вынесено руководителем органа, лицом, временно исполняющим его обязанности, либо одним из его заместителей, на которого возложен контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Оценка вероятности наступления необратимых последствий возлагается на руководителя, имеющего право вынесения такого постановления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *