Справочник

Отношение собственности в системе образования

Отношения собственности в экономике образования

Определяющим звеном в экономических отношениях и в отрасли образования выступают отношения собственности на средства труда. Именно они интегрируют и пронизывают всю систему производственных отношений образовательного комплекса.

До недавнего времени учебные заведения нашей страны, как правило, были государственными учреждениями. Существовала монополия государства на средства труда в системе образования. Частная образовательная деятельность, включая репетиторство, не предусматривалась и запрещалась в законодательном порядке.

Положение стало заметно меняться с начала 90-х годов. Появился ряд коллективных и частных учебных заведений в качестве альтернативы государственным. Теперь это получило законодательное закрепление.

Поскольку в наши дни подавляющая масса учебных заведений учреждена государственными органами, земля, здания, оборудование и другое имущество учебных заведений, которыми они пользуются, не является собственностью их трудовых коллективов или отдельных частных лиц.

Отношение собственности в системе образования

Это, как правило, государственная или муниципальная собственность.

Чем же тогда владеет и распоряжается непосредственно образовательное учреждение? Ему принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и другие объекты собственности, которые переданы ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию.

Собственность коллектива учреждения распространяется также на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности; на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Вместе с тем надо признать правоту тех, кто считает, что в настоящее время вопросы собственности в отрасли образования недостаточно проработаны. Ведь обычно у образовательных учреждений имеется не менее двух видов собственности: непосредственно принадлежащая учебным заведениям и находящаяся у них в пользовании и оперативном управлении собственность учредителя. Однако конкретных механизмов разграничения этой собственности и защиты прав учреждений образования до сих пор нет.

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее образовательных услуг.

Под интеллектуальной собственностью подразумевают социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, пользования и распоряжения продуктом интеллектуального труда.

Основной этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, поскольку продуктивное использование в производстве знаний интеллектуального и практического порядка часто становится решающим фактором экономического роста.

Интеллектуальная собственность как индивидуальное достояние преподавателя на имеющиеся у него научные знания, педагогические приемы, особенно инновационного характера, методические разработки предопределяют качество образовательных услуг и степень их воздействия на формирование духовных способностей учащихся и их квалификацию.

Из всего сказанного об отношениях собственности в сфере образования непреложным становится вывод о том, что здесь обычно преобладает не какая-то отдельная форма собственности, а ее смешанный тип.

 
 

Рис. 1. Собственность в сфере образования

Дата добавления: 2016-12-29; просмотров: 1028 | Нарушение авторских прав

Отношения собственности в системе образования

Для организации учебно-воспитательного процесса образовательное учреждение должно располагать необходимым имуществом, материально-технической базой.

Имущество образовательного учреждения делится на две части: находящееся в собственности учредителя и являющееся собственностью самого учреждения. Учредитель закрепляет за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности объекты права собственности. Это могут быть земельные участки, здания, сооружения, имущество, оборудование и другое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. Эти объекты могут находиться в собственности учредителя или могут быть взяты им в аренду у третьего лица. Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в постоянное (бессрочное) бесплатное пользование, что предусмотрено Законом об образовании и воспроизведено в ст. 20 Земельного кодекса РФ. Передача имущества образовательному учреждению фиксируется в договоре, заключаемом с учредителем, к которому прилагается передаточный акт. Например, постановлением Правительства РФ от 13 августа 2002 г. предусмотрено создание Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы Министерства РФ АО делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям. Правительство поручило Министерству имущественных отношений РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ закрепить в установленном порядке за этим учреждением на праве оперативного управления находящееся в федеральной собственности имущество, необходимое для его деятельности.

Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении учреждения. Согласно ст. 296 ГК РФ, учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Таким образом, права образовательного учреждения ограничены целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Контроль за деятельностью учреждения в части использования данного имущества осуществляет учредитель или иное лицо, уполномоченное собственником. Собственник имущества вправе изъять имущество, если оно не используется, используется не по назначению или является излишним. Объекты государственной или муниципальной собственности, закрепленные за образовательным учреждением, могут отчуждаться собственником в порядке и на условиях, установленных законодательством. Однако их изъятие и (или) отчуждение допускаются только по истечении срока договора между образовательным учреждением и учредителем.

Вторую часть имущества образовательного учреждения составляют объекты, находящиеся в его собственности. Это могут быть денежные средства, имущество и иные объекты. В законе названы основные способы образования этой собственности: благотворительные пожертвования, передача в дар или по завещанию физического лица, доходы от предпринимательской деятельности учреждения, включая оказание платных образовательных услуг, продукты интеллектуального, творческого труда. Этим имуществом учреждение распоряжается самостоятельно. Учитывается оно отдельно от имущества, переданного собственником.

Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом. Это положение закреплено в образовательном законодательстве (п. 9 ст. 39 Закона Российской Федерации «Об образовании»), но по своей природе указанные нормы являются гражданско-правовыми, поэтому для их анализа необходимо обратиться к Гражданскому кодексу.

По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 126 ГК РФ, публично-правовые образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключения составляют случаи, предусмотренные законом.

Субсидиарная ответственность имеет место в тех случаях, когда в обязательстве участвуют два должника. Одних из них является основным, а другой – дополнительным (субсидиарным). Субсидиарный должник несет ответственность перед кредитором дополнительно к ответственности основного, поэтому кредитор до предъявления требований к субсидиарному должнику должен предъявить его к основному. Лишь в том случае, когда эти требования не могут быть удовлетворены основным должником, кредитор вправе обратиться к субсидиарному. Таким образом, право на предъявление требований к субсидиарному должнику возникает у кредитора, если основной должник отказался их удовлетворить либо если в разумный срок кредитор не получил от основного должника ответа на предъявленные требования (ст. 399 ГК РФ). Применительно к субсидиарной ответственности собственников образовательных учреждений закон выдвигает дополнительное условие – недостаточность находящихся в их распоряжении денежных средств (а не только их полное отсутствие), что лишает кредитора возможности удовлетворения его требований посредством бесспорного взыскания средств с основного должника (п. 2 ст. 399 ГК РФ). При подтверждении данного условия образовательное учреждение перестает быть ответчиком, ибо возложить на него имущественную ответственность действительно невозможно из-за недостаточности имущества, на которое по закону можно обратить взыскание. Поэтому ответчиком становится учредитель-собственник, который должен привлечь к участию в деле основного должника-образовательное учреждение в соответствии с п. 3 ст. 399 ГК РФ. Иск предъявляется к собственнику, а не к образовательным учреждениям, поскольку в деятельности последних должны быть реализованы государственные гарантии в области образования, и в этих целях именно собственники должны наделить образовательные учреждения соответствующими ресурсами. При этом необходимо иметь в виду, что в роли собственника-учредителя выступают не органы государственной власти (которые в гражданско-правовых отношениях они сами являются учреждениями-несобственниками), а соответствующие публично-правовые образования в целом: Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (статьи 214 и 215 ГК РФ). Поэтому именно они будут нести ответственность. От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в соответствии с их компетенцией (пункты 1 и 2 ст. 125, п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 ГК). Ст. 126 ГК РФ предусматривает, что названные публично-правовые образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В области имущественных отношений образовательные учреждения существенно отличаются по своему статусу от негосударственных образовательных организаций, созданных в форме автономной некоммерческой организации. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации учредителями, является ее собственностью. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Эти различия проявляются в том числе при ликвидации указанных юридических лиц. Так, при ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию его обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом учреждения. Это полностью соответствует положениям ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», поскольку образовательное учреждение является одной из форм последних. Если речь идет о негосударственной образовательной организации, созданной в форме автономной некоммерческой организации, то при ее ликвидации в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Для реализации государственных гарантий в области образования Федеральным законом от 16 мая 1995 г. «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» был установлен временный запрет приватизации образовательных учреждений, сначала на 3 года, а в 1999 г. мораторий был продлен без указания срока. Он касается государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, располагающиеся в учебных корпусах, составляющих единый архитектурный ансамбль и в домах, находящихся в сельской местности, а также клинические базы учреждений медицинского образования, учебно-опытные, учебно-производственные хозяйства и другие научные, проектные, производственные предприятия, учреждения и организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие образования.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г.

СТАТЬЯ 39. Отношения собственности в системе образования

были признаны не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ положения пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации «Об образовании», статьи 1 Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» и пункта 7 статьи 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части, содержащей запрет на приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений, которые закреплены за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также высшими учебными заведениями. В числе других аргументов, положенный в основу данного решения, Конституционный Суд указал, что ограничение права на приватизацию указанных жилых помещений не соответствует заявленным целям. Вводя запрет на приватизацию находящихся в сельской местности жилых помещений государственных и муниципальных образовательных учреждений и высших учебных заведений, законодатель обосновывал его необходимостью сохранения системы государственного образования и закрепления государственных гарантий конституционного права на образование, с тем чтобы в условиях дефицита финансовых средств, выделяемых на социальные нужды, в том числе на строительство жилья, обеспечить возможность привлечения граждан, занятых в сфере образования, к работе в сельской местности. Однако этот запрет не способствует выполнению поставленных законодателем задач: жилые помещения, заселенные до вступления в силу оспариваемых положений, не подлежат освобождению гражданами-работниками сферы образования, не состоящими более в трудовых отношениях с образовательным учреждением, без предоставления им иного жилого помещения; их правовой режим не может быть изменен путем перевода в иной статус (например, статус служебных помещений). Следовательно, избранные законодателем исходя из указанных целей правовые средства, ограничивая проживающих в сельской местности граждан, работающих в сфере образования, в праве на приватизацию по признаку места жительства и рода деятельности, не могут способствовать выполнению государством обязанности по обеспечению права на образование и по созданию условий для его реализации.

Отношения собственности в экономике образования

Определяющим звеном в экономических отношениях и в отрасли образования выступают отношения собственности на средства труда. Именно они интегрируют и пронизывают всю систему производственных отношений образовательного комплекса.

До недавнего времени учебные заведения нашей страны, как правило, были государственными учреждениями. Существовала монополия государства на средства труда в системе образования. Частная образовательная деятельность, включая репетиторство, не предусматривалась и запрещалась в законодательном порядке.

Положение стало заметно меняться с начала 90-х годов. Появился ряд коллективных и частных учебных заведений в качестве альтернативы государственным. Теперь это получило законодательное закрепление.

Поскольку в наши дни подавляющая масса учебных заведений учреждена государственными органами, земля, здания, оборудование и другое имущество учебных заведений, которыми они пользуются, не является собственностью их трудовых коллективов или отдельных частных лиц. Это, как правило, государственная или муниципальная собственность.

Чем же тогда владеет и распоряжается непосредственно образовательное учреждение? Ему принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и другие объекты собственности, которые переданы ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию.

Собственность коллектива учреждения распространяется также на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности; на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Вместе с тем надо признать правоту тех, кто считает, что в настоящее время вопросы собственности в отрасли образования недостаточно проработаны.

27. Отношения собственности в системе образования

Ведь обычно у образовательных учреждений имеется не менее двух видов собственности: непосредственно принадлежащая учебным заведениям и находящаяся у них в пользовании и оперативном управлении собственность учредителя. Однако конкретных механизмов разграничения этой собственности и защиты прав учреждений образования до сих пор нет.

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее образовательных услуг.

Под интеллектуальной собственностью подразумевают социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, пользования и распоряжения продуктом интеллектуального труда.

Основной этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, поскольку продуктивное использование в производстве знаний интеллектуального и практического порядка часто становится решающим фактором экономического роста.

Интеллектуальная собственность как индивидуальное достояние преподавателя на имеющиеся у него научные знания, педагогические приемы, особенно инновационного характера, методические разработки предопределяют качество образовательных услуг и степень их воздействия на формирование духовных способностей учащихся и их квалификацию.

Из всего сказанного об отношениях собственности в сфере образования непреложным становится вывод о том, что здесь обычно преобладает не какая-то отдельная форма собственности, а ее смешанный тип.

 
 

Рис. 1. Собственность в сфере образования

Дата добавления: 2016-12-29; просмотров: 1027 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Право собственности образовательных учреждений.

Свою деятельность образовательное учреждение осуществляет за счет денежных средств, выделяемых ему собственником. Однако для реализации поставленных целей только одного этого недостаточно, требуется иное движимое и недвижимое имущество (здания, земельные участки и др.). Поэтому при создании учреждения собственник, определяя объем финансирования, выделяет часть своего имущества и закрепляет ее за вновь созданным учреждением в качестве необходимого имущества. Если речь идет о государственной собственности, то от имени государства выделение имущества осуществляет Госкомимущество России.

Имущество образовательного учреждения делится на два вида:

а) собственность учредителя (учредителей);

б) имущество образовательного учреждения, полученное от осуществления приносящей доходы деятельности.

Правовой режим собственности учредителя, в общих чертах, состоит в следующем: учредитель (учредители) закрепляет за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности объекты права собственности — землю, здания, сооружения, имущество, оборудование. Эти отношения фиксируются в договоре между учредителем (учредителями) и образовательным учреждением.

К договору нередко прилагают передаточный акт, в котором точно определяют все имущество, которое передается образовательному учреждению.

Особый правовой режим установлен для земельных участков: они закрепляются за образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование, но, нужно отметить, что этим правом пользуются лишь государственные и муниципальные образовательные учреждения.

Объекты собственности, которые учредитель закрепляет за образовательным учреждением, находятся у него на правах оперативного управления согласно ст. 296 ГК РФ.

Право оперативного управления на имущество собственника возникает у учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника (п.1 ст. 299 ГК).

Следовательно, образовательное учреждение полностью лишено права ограниченного распоряжения в отношении принадлежащего ему имущества, за исключением расходования денежных средств, выделяемых ему по смете, поскольку без этого невозможно осуществление его деятельности. То есть, понятие права оперативного управления образовательного учреждения включает в себя право владения и право пользования, право распоряжения движимым имуществом распространяется только на денежные средства, выделяемые по смете. Никаким другим имуществом, находящимся в оперативном управлении, образовательное учреждение распоряжаться не вправе. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Образовательное учреждение может сдавать имущество в аренду.

Решение о сдаче в аренду может принять руководитель образовательного учреждения, но воспользоваться своим правом он может при наличии двух условий:

1) согласия совета образовательного учреждения (в вузе — с согласия учёного совета вуза);

2) цена аренды не может быть ниже цены, сложившейся в данном регионе, т.е. фактически ниже самой низкой цены.

Если одного из этих условий нет, то руководитель не вправе сдавать помещения в аренду.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом (п.9 ст.39 Закона об образовании, п.2 ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях).

При определении ответственности собственника (учредителя) важно иметь в виду два момента. Во-первых, субсидиарная ответственность согласно абз.2 п.1 ст.399 ГК Российской Федерации наступает в тех случаях, когда основной должник (здесь — государственное или муниципальное образовательное учреждение) либо отказался удовлетворить требование кредитора (поставщика), либо не ответил на это требование в разумный срок. Применительно к субсидиарной ответственности собственников образовательных учреждений в законе выдвинуто дополнительное условие — недостаточность находящихся в распоряжении образовательного учреждения денежных средств (а не только их полное отсутствие). При подтверждении данного условия образовательное учреждение перестает быть ответчиком, ибо возложить на него имущественную ответственность действительно невозможно из-за недостатка имущества, на которое по закону можно обратить взыскание. Поэтому ответчиком становится учредитель-собственник (который и должен привлечь основного должника — образовательное учреждение — к участию в деле в соответствии с п.3 ст.399 ГК). И в данной ситуации иск предъявляется к такому собственнику, а не к образовательному учреждению.

Во-вторых, следует иметь в виду, что в роли собственника-учредителя выступают не органы государственной власти (так как в гражданско-правовых отношениях они сами являются учреждениями-несобственниками), а соответствующие публично-правовые образования в целом – Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п.1 ст.214 и п.1 ст.215 ГК ). Следовательно, речь идёт именно об их ответственности. От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (п. 1 и 2 ст.125, п.3 ст.214, п.2 ст.215 ГК). Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз.1 п.1 ст.126, абз.2 п.4 ст.214, абз.2 п.3 ст.215 ГК Российской Федерации).

Размер имущества, находящегося у образовательного учреждения, может увеличиваться и уменьшаться. О возрастании объема имущества учреждения может свидетельствовать увеличение финансирования собственником. Однако пока это малоактуально, так как на практике собственник не выполняет своих обязательств по финансированию образовательных учреждений на выплату заработной платы, не говоря уже о том, что сокращается, а порой и полностью отсутствует финансирование на приобретение новейшего оборудования, на пополнение библиотечного и музейных фондов и т. п.

Способы образования собственности образовательного учреждения указаны в ст. 39 Закона об образовании. Это:

1) дар физических и (или) юридических лиц;

2) пожертвования;

3) завещание;

4) деятельность образовательного учреждения, в том числе продукты интеллектуального и творческого труда, а также предпринимательская деятельность, оказание платных образовательных и других услуг.

Несмотря на то, каким способом приобретено имущество, возмездно или безвозмездно, непосредственно от собственника или других лиц, в соответствии с п. 2 ст. 299 ГК данное имущество поступает в оперативное управление учреждения.

Среди перечисленных способов приобретения имущества в нашем законодательстве впервые закреплено пожертвование (дарение вещи или права в общеполезных целях). Пожертвование может быть обусловлено использованием имущества по определенному назначению либо без такового обременения (абз. 1 п. 1 ст. 582 ГК). Образовательное учреждение, принимающее пожертвование с условием использовать его по определенному назначению, должно вести обособленный учет всех операций с таким имуществом (абз. 2 п. 3 ст. 583 ГК). Изменение целевого назначения пожертвованного имущества возможно лишь при наличии одновременно двух условий: из-за изменившихся обстоятельств имущество нельзя использовать в соответствии с указаниями жертвователя; жертвователь согласен на изменение целевого назначения, в случае же смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица-жертвователя целевое назначение изменено по решению суда (п. 4 ст. 582 ГК).

Если имущество используется не в соответствии с обусловленным жертвователем назначением, либо целевое назначение пожертвованного имущества было изменено при отсутствии указанных выше условий, жертвователь вправе требовать отмены пожертвования. Право на отмену пожертвования принадлежит и правопреемникам жертвователя. Вместе с тем неясно, почему правопреемник, обладая правом принять решение об отмене пожертвования, не может дать согласие на изменение назначения использования пожертвованного имущества. Кроме того, законодатель, употребляя термин «требовать отмены» (ст. 578 ГК), не уточняет, к кому должно быть предъявлено такое требование и в какой форме. На наш взгляд, в законодательстве целесообразно четко указать, что жертвователь или его правопреемник имеют право обратиться в суд об отмене пожертвования.

На принятие имущества по безвозмездным сделкам не требуется чьего-либо разрешения. Отсюда проблема: означает ли это, что если назначение пожертвования противоречит цели деятельности данного учреждения, то последнее может отказаться от принятия имущества? Исходя из того, что договор пожертвования является разновидностью договора дарения, видимо, на этот вопрос следует ответить положительно.

Наиболее распространенный способ увеличения имущества учреждения — реализация предоставленного собственником права осуществлять приносящую доходы деятельность.

Виды платных образовательных услуг образовательное учреждение определяет самостоятельно. Они должны быть, в обязательном порядке, перечислены в уставе образовательного учреждения. Обычно образовательные учреждения оказывают следующие платные образовательные услуги:

1. образовательные и развивающие услуги: а) обучение по дополнительным образовательным программам (в том числе преподавание специальных курсов и циклов дисциплин); б) занятие с обучающимися углубленным изучением предметов; в) репетиторство; г) различные курсы (по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей); д) разнообразные кружки (по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию и т.д. т.п., создание учебных групп, студий, факультативов различных направлений образовательной деятельности); е) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни до поступления в школу, если ребёнок не посещал дошкольное образовательное учреждение, создание групп специального (коррекционного, выравнивающего) обучения детей с отклонениями в развитии;

2. оздоровительные мероприятия (секции, группы по укреплению здоровья – гимнастика, общефизическая подготовка и т.д. и т.п.).

Эти услуги могут предоставляться не только обучающимся в этом образовательном учреждении, хотя им предоставлено преимущественное право на их получение, но и всем гражданам, например, родителям, пенсионерам и другим группам.

Платные образовательные услуги можно оказывать при условии, что они не предусмотрены соответствующими образовательными программами, которые финансируются учредителем и государственными образовательными стандартами.

Образовательному учреждению целесообразно разработать локальный нормативный правовой акт — положение о платных образовательных услугах. В этом положении можно перечислить цели услуг, дать их определение, установить порядок определения цены услуги, распределение полученного дохода, определить права, обязанности, ответственность участников этих отношений, определение качества услуг и другие условия.

Согласно ГК, учреждение вправе быть учредителем других юридических лиц. Так, финансируемые собственником учреждения могут стать участниками хозяйственных обществ и товариществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 64); общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, имеют право добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций (п. 2 ст. 121 ГК, п. 8 ст. 13 Закона об образовании, п. 1 ст. 14 Закона о высшем образовании).

Полагаем, что приведенные нормы применимы только к тем учреждениям, которые обладают имуществом и на праве оперативного управления, и на праве хозяйственного ведения, и лишь в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. На учреждения — субъекты права оперативного управления эти нормы не распространяются.

В соответствии с п.

Статья 39. Отношения собственности в системе образования

4 ст. 66 ГК РФ для реализации права участвовать в хозяйственных обществах и товариществах учреждение должно получить согласие собственника. И здесь не имеет значения, какое имущество будет выступать в качестве вклада: движимое или недвижимое. В этом проявляется ограничение в содержании права хозяйственного ведения учреждения.

Для образовательного учреждения, участвующего в ассоциации, ГК РФ никаких ограничений в осуществлении им субъективного права не устанавливает. Подобная позиция представляется не совсем оправданной, поскольку в данном случае (так же, как и при создании хозяйственных обществ и товариществ) речь идет о прекращении права собственности, а в отдельных случаях о субсидиарной ответственности собственника по долгам учреждения. Участвуя в товариществе на вере, в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью, учреждение несет только риск потери вклада, участие же в обществе с дополнительной ответственностью и в ассоциации предполагает субсидиарную ответственность по обязательствам этих юридических лиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *