Справочник

Ответственность государственных служащих

Виды ответственности  государственных служащих

Законодательство  РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую. Ответственность выражается  в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер  имущественного характера    за виновное совершение  правонарушения. Т.е. за такие действия (бездействия), которые законодательством признаны запрещенными и вредными.

Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Законом о  государственной гражданской службе РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных  обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Законом.

За каждый дисциплинарный проступок может  быть применение только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного  взыскания   представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего  объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется  соответствующий акт. Отказ  гражданского служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением  дисциплинарного взыскания обязательно  проводится служебная проверка для  установления всех обстоятельств  проступка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются  тяжесть совершенного гражданским  служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых был совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное  взыскание применяется непосредственно  после обнаружении дисциплинарного  проступка, но не позднее месяца со дня его обнаружения, не считая  периода временной нетрудоспособности  гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени служебной проверки. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проверке.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме  в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993г. «Об  обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан» (с изм. и доп.)

Если в  течение года со дня применения дисциплинарного  взыскания гражданский служащий  не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя.

Материальная ответственность  государственных служащих.

Материальная  ответственность государственного служащего наступает за неправомерные  действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной, или уголовной ответственности за действия или бездействие, которым причинен ущерб нанимателю.

Материальная  ответственность наступает при  наличии прямого действительного  ущерба; непосредственной причинной  связи между противоправными  действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом);  вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении им должностных (служебных) обязанностей.

Этот вид  юридической ответственности наступает  либо в административном порядке, либо по суду.

Порядок и  условия привлечения  государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.

Материальная  ответственность не возникает в  случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального  хозяйственного риска, крайней необходимости  или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения  имущества, вверенного государственному служащему.

Административная ответственность

Административная  ответственность – это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер  административного наказания к  физическим или юридическим лицам  за совершение административных нарушений.

Для привлечения  к  административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, т.е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие правонарушения от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера.

Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут ответственность  на общих основаниях наравне с  остальными гражданами. Однако имеются  некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Этот порядок распространяется на  военнослужащих и призванных на военные сборы граждан (ст. 2.5. КоАП). Существенными  особенностям характеризуются должностные лица как субъекты административных правонарушений. Статьей 2.4 КоАП установлено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения   в связи с неисполнением  либо ненадлежащим исполнением  своих служебных обязанностей. К должностным лицам применяются такие виды административного наказания, как дисквалификация, административное приостановление деятельности, и предусмотрены более высокие размеры административного штрафа  за совершение определенных правонарушений.

Уголовная  ответственность государственных  служащих.

Уголовные преступления государственных служащих — это все  деяния, состоящие в злоупотреблении  властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа. Как граждане РФ гос. служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.). Гос. служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

В УК РФ имеется  ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

— злоупотребление  должностными полномочиями (ст.285 УК  РФ) — использование должностным  лицом своих служебных полномочий  вопреки интересам службы, если  это деяние совершено из корыстной  или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

— превышение  должностных полномочий (ст.286 УК  РФ) — совершение должностным лицом  действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

— незаконное  участие в предпринимательской  деятельности (ст.289 УК РФ) — если в  результате незаконного участия  в предпринимательской деятельности  организация, в которой участвует  должностное лицо, получила льготы  и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

— получение  взятки (ст.290 УК РФ) — получение должностным  лицом лично или через посредника  взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;

— дача взятки (ст.291 УК РФ) — дача взятки должностному  лицу лично или через посредника;

— халатность (ст.293 УК РФ) — неисполнение или  ненадлежащее исполнение должностным  лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе и др.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность гос.

служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Обязательными условиями наступления материальной ответственности за причинение материального ущерба государственному органу госслужащими являются: нарушение должностных обязанностей, наличие прямого действительного ущерба, противоправность действий (бездействий) причинившего ущерб, причинная связь между противоправным действием и причинением материального ущерба, вина причинителя ущерба. Гос. служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом. Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа.

§ 4. Ответственность государственных служащих

Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные гос. служащим неправомерные действия или бездействие. Гос. служащие, действиями которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут. В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. Вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, при этом сюда входят не только реальный ущерб, но и упущенная выгода, моральный вред.

Ответственность госслужащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на госслужбе — обязательное соблюдение служебного распорядка госjргана и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами госоргана и со служебным контрактом. Служебный распорядок госоргана утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного гос-го органа.

Госслужащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей (должностной проступок) на госслужащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать госслужащего на госдолжность  госслужбы, установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на госслужащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников).

Государственный служащий

Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:

замечание;  выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии;

освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с госслужбы.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания госслужащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарному взысканию.

Орган  применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С госслужащего может быть снято только 1 дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания, меры поощрения к госслужащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность госслужащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным понимается лицо, постоянно или временно осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное  распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него и лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в госорганах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов госслужбы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение госслужащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

Для госслужащих установлена материальная ответственность. Она выполняет право-восстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам госвласти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Ответственность государственных служащих

Ответственность Гос. служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнения ими своих должностных обязанностей. Гос. служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность. Наказания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение. Все перечисленные меры могут применяться к государственным служащим, возлагать меры ответственности может вышестоящее лицо.

Основная ответственность Гос. служащих – дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка). За неисполнение или ненадлежащее исполнение Гос. служащим возложенных на него обязанностей на Гос. служащего могут налагаться органом или руководителем установленные дисциплинарные взыскания. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на Гос. служащих, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации. Совершивший проступок может быть отстранен от работы на 1 месяц с содержанием. Гос. служащий может быть привлечен к ответственности не позднее 6 месяцев с момента совершения проступка или с момента его обнаружения (если оно длящееся). Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания Гос. служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию. Орган (должностное лицо), применивший взыскание, может снять его до истечения срока по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания.

В случае несогласия Гос. служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю и оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает также административную ответственность Гос. служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Кроме этого, предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получению и даче взятки, служебный подлог и халатность. В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе и увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов Гос. службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение Гос. служащего права занимать соответствующие Гос. должности.

Для Гос. служащих установлена материальная ответственность, которая выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, причинивший материальный ущерб органам Гос. власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным причиненного им имущественного ущерба или вреда.

Существуют Гос. служащие, которые несут материальную ответственность в повышенном объеме (лица руководящего состава). Здесь также подразумевается и политическая ответственность. К политической ответственности могут быть привлечены лица, деятельность которых носит политически-публичный характер. Мера наказания: отставка, отречение от должности.

24. Гарантии государственных служащих.

Гарантии – это система средств, обеспечивающая систему прохождения службы. Гарантии – это обеспечение условий деятельности, способствующих надлежащему выполнению своих обязанностей. Естественное денежное содержание, т.е. должностной оклад в соответствии с занимаемой должностью и объемом занимаемыми обязанностями. Денежный оклад предусматривает иные выплаты, предусмотренные законодательством.

Государственному служащему гарантируется:

1. право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

2. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени (40 часов), предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

3. обязательное медицинское страхование и обслуживание гос. служащего и членов его семьи;

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

профессиональная переподготовка, повышение квалификации с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;

5. государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. В случае гибели при исполнении обязанностей, семье выплачивается 120 мин. окладов

6. надбавки за выслугу лет, за сложные и особо сложные условия работы, за наличие учебной степени, за знание иностранных языков

7. Гос. служащий не может быть переведен на другую должность без его согласия

8. обязательное Гос. страхование, на случай получения вреда, порчу имущества

9. предоставление жилья служебного порядка

10. предоставление служебного транспорта, либо компенсация (в том числе и командировочные).

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 318 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Основания и порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности

Основанием дисциплинарной ответственности является совершение государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок проявляется в виновном противоправном неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим должностных обязанностей. Понятие дисциплинарного проступка и виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим, определены в статье 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Кроме того, дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих может устанавливаться: а) иными федеральными законами; б) законами субъектов Российской Федерации; в) указами Президента Российской Федерации; г) административными регламентами государственных органов; д) должностными регламентами государственных гражданских служащих («г» и «д» предусмотрены в п. 2 ч. 2 ст. 47 ФЗ № 79).

Дисциплинарный проступок является основанием привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарным проступком, на основании ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

Субъектом дисциплинарной ответственности является только гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы (ст.

Ответственность государственных служащих

13). К служащему, который уволился с гражданской службы, не может быть применено дисциплинарное взыскание.

За совершение дисциплинарного проступка к государственному гражданскому служащему применяется дисциплинарное взыскание. Перечень взысканий, предусмотренных ч. 1 ст. 57 ФЗ № 79, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Иные нормативные правовые акты не могут предусматривать дисциплинарные взыскания, применяемые к гражданским служащим.

Закон устанавливает следующие виды взысканий:

1)замечание;

2)выговор;

3)предупреждение о неполном должностном соответствии;

4)освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5)увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя. При применении такой нормы взыскания, как увольнение, необходимо учитывать, что оно допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом № 79-ФЗ (п. 2 пп. «а»-«г», п. 3, 5, 6 ч. 1 ст. 37). За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Представитель нанимателя вправе, но не обязан, привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Он может ограничиться устным замечанием, анализом допущенных нарушений должностного регламента, беседой и т.п. В период предупреждения о расторжении служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36) последний может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, так как его служебные отношения прекращаются лишь по истечении срока предупреждения.

В отличие от поощрений, которые могут применяться в различных сочетаниях, меры дисциплинарного воздействия применяются по одному. Дисциплинарный проступок может повлечь за собой наложение единственного дисциплинарного взыскания по выбору представителя нанимателя. Однако если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине гражданского служащего возложенных на него должностных обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания, допустимо применить к нему новое дисциплинарное взыскание, в т.ч. увольнение.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Порядок проведения служебной проверки установлен ст.

59 Федерального закона № 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. Решение об организации служебной проверки в отношении гражданского служащего, независимо от того, по чьей инициативе она проводится (представителя нанимателя или гражданского служащего), принимается в виде соответствующего акта (приказа, распоряжения и т.п.). В акте указываются: факты, послужившие основанием для принятия решения об организации служебной проверки; цель служебной проверки; состав лиц, проводящих проверку, с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств; должность, фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого проводилась проверка; дата начала и сроки проведения служебной проверки.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1)давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2)обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3)ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка, в течение которых представитель нанимателя может привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

При исчислении срока не учитываются периоды отсутствия гражданского служащего на службе по уважительным причинам. Таковыми могут быть болезнь, отпуск (ежегодный, учебный, без сохранения заработной платы), командировка, использование отгулов, прохождение повышения квалификации и т.п. Не учитывается при исчислении срока и время служебной проверки, которая не может превышать одного месяца (ст. 59).

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в пятидневный срок. Если гражданский служащий отказался от подписи, этот факт удостоверяется специальным актом. В том случае, когда подвергшийся наказанию гражданский служащий отсутствует на службе в период издания приказа, распоряжения в силу болезни, нахождения в командировке и т.п., копия акта вручается ему в первый день выхода на службу.

Гражданский служащий, полагающий, что дисциплинарное взыскание применено к нему неправомерно, имеет право обжаловать его в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд общей юрисдикции (ст. 70 ФЗ № 79).

Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения, если в этот период гражданский служащий не подвергался новым взысканиям. Гражданский служащий, который не подвергнут в течение одного года новому дисциплинарному взысканию, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. По истечении года взыскание снимается автоматически, то есть без издания специального акта. С этого момента гражданский служащий считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Однако если в течение года со дня применения взыскания гражданский служащий совершил дисциплинарный проступок и на него вновь наложено дисциплинарное взыскание, первоначальное взыскание сохраняет силу и учитывается вместе с последним. Данный факт учитывается при увольнении за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79).

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания возможно по истечении любого периода с момента его наложения, поскольку закон не устанавливает четких правил и минимальных сроков действия дисциплинарного взыскания. Оно оформляется актом государственного органа (приказом, распоряжением, постановлением).

При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в порядке дисциплинарного взыскания он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *