Справочник

Подтверждение классности водителей

8 (800) 234 13 8407.06.2016

Уставновление классности водителя организации

ВОПРОС:По каким основаниям происходит установление классности водителям организации?

ОТВЕТ подготовлен юристом Аудитсервис г.Нижнекамск Мариной Огарковой:
В трудовом законодательстве нет обязанности работодателей устанавливать работникам те или иные квалификации — разряды, классы, категории и прочие. В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Основным нормативным актом для установления классности водителям является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее — Справочник), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102. В данном Справочнике установлены квалификационные характеристики водителей определенного класса. В частности, 3-й класс получали все водители, прошедшие обучение и получившие водительское удостоверение с разрешенными категориями "B", "C" или только "D", 2-й класс — "B", "C" и "E" или только "D" ("D" и "E"), а 1-й класс — "B", "C", "D" и "E".
Но сами по себе категории никакой классности не устанавливают. Помните, что классность может устанавливаться, а может и не устанавливаться. Это внутреннее дело каждого предприятия.
Для присвоения класса водителю в учреждении должен быть разработан и утвержден локальный нормативный акт (например, положение о присвоении классности водителям), в котором необходимо прописать квалификационные характеристики водителей, указанные в Справочнике утвержденным Постановлением N 58/3-102.
Второй класс присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, а 1-й класс — при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса.
Обратим внимание, что наличие классности на одном предприятии совсем не означает ее сохранение при устройстве на новое место работы. При увольнении водителя 1-го класса из одного учреждения его квалификация при устройстве в другое больше недействительна. Необходимо вновь сдавать квалификационные "экзамены".
Порядок присвоения классности водителям обычно прописывается в локальном нормативном акте. Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации или иного лица, назначенного соответствующим приказом. В состав такой комиссии рекомендуется включать:
— представителя профсоюзной организации;
— начальника отдела кадров;
— инженера по охране труда.
Состав и полномочия комиссии могут быть утверждены приказом или распоряжением руководителя организации.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что решение о присвоении работнику определенного класса имеет силу лишь для того работодателя, который такое решение принимает. Другие работодатели не обязаны руководствоваться этим решением при приеме на работу работника, которому на предыдущем месте работы был присвоен определенный класс. Вместе с тем, запрета на установление классности работника при устройстве на работу на основании решения, принятого другим работодателем, не установлено.

Как определить классность водителя по документам?

По общему правилу работодатель вправе самостоятельно определять, каким образом будет подтверждаться классность работника — записью в трудовой книжке с предыдущего места работы либо результатами квалификационного экзамена, который работник должен будет сдать уже в новой организации для присвоения класса.

Ждем ваших звонков, звонок по России бесплатный 88002341384

Город Альметьевск
ул. Сулеймановой, дом 1
(около налоговой)
сот: 8 (800) 234 13 84
тел: (8553) 30-25-05
факс: (8553) 30-29-34
сот: +7 917 889 04 80
e-mail:audit-almet@mail.ru
Город Нижнекамск
ул. Шинников, дом 1
(напротив налоговой)
сот: 8 (800) 234 13 84
тел: (8555) 30-67-91
сот: +7 917 930 96 31
e-mail:auditservis-nk@mail.ru

Город Казань
ул. Короленко, дом 77
(напротив налоговой)
сот: 8 (800) 234 13 84
тел: (843) 205-30-95
сот: +7 917 881 05 76
e-mail:auditservis-kazan@mail.ru

Также вы можете оставить электронное сообщение в обратную связь.
Политика конфиденциальности


Общий: 8 (800) 234 13 84
Альметьевск: +7 (917) 889 04 80
Нижнекамск: +7 (917) 930 96 31
Казань: +7 (917) 881 05 76
Скрыть номера телефонов.

Класс водителя автомобиля.

Класс водителя автомобиля — это его квалификационная характеристика в зависимости от открытых категорий в водительском удостоверении и стажа работы.

Класс водителя автомобиля установлен Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады» (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 n 58/3-102).

Действие справочника в Российской Федерации подтверждено постановлением Минтруда РФ от 12 мая 1992 года N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».

Класс водителя автомобиля как вызывающая много вопросов тема среди заинтерисованной аудитории в данной статье рассмотрена в следующем порядке:

— приведены квалификационные характеристики водителя 3 класса, водителя 2 класса, водителя 1 класса (без раздела «должен знать»);

— приведены основания для присвоения классности;

— приведен порядок присвоения классности;

— рассмотрены вопросы доплат за классность;

  1. Квалификационные характеристики.

1.1. Водитель автомобиля, 3 класс.

Характеристика работ.

  1. Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С», или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д».
  2. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
  3. Управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами
  4. Буксирование прицепов весом до 750 кг.

Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

1.2. Водитель автомобиля, 2 класс.

Характеристика работ.

  1. Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
  2. Буксирование прицепов весом свыше 750 кг.
  3. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов.

Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

1.3. Водитель автомобиля,1 класс.

Характеристика работ.

Управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е».
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава; основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

2. Основания для присвоения классности.

Основанием для присвоения квалификации водителя 3 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями транспортных средств «В» и (или) «С», или одной категории «Д». Такие категории получают при первичном профессиональном обучении.

Основанием для присвоения квалификации водителя 2 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С» и «Е» или «Д» («Д» и «Е»). Непрерывный стаж работы должен быть не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.
Основанием для присвоения квалификации водителя 1 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С», «Е» и «Д». Непрерывный стаж работы должен быть не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии.
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

3. Порядок присвоения классности.

Квалификация водителя 3 класса может быть присвоена  при первом приеме на работу, при этом пишется заявление такого содержания «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытой категории В (можно управлять газелью и легковым автомобилем), или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытых категорий В и С или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями (автобусами) согласно открытой  категории Д». Но может иметь место прием на работу водителем автомобиля без указания класса (например, у работодателя всего один автомобиль).

Нюансы присвоения классности водителям

Или работодатель не платит надбавку за классность и в принципе не хочет применять у себя присвоение классности (даже квалификации водителя 3 класса).

Квалификация водителя 2 и 1 классов присваивается в процессе работы квалификационной комиссией транспортного предприятия, цеха или иного субъекта транспортной деятельности. Это при условии, что работодатель применяет у себя систему повышения квалификации водителей автомобилей и осуществляет доплату за 2 и 1 класс.

4. Доплата за классность.

4.1. Как было. Ранее действовало Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства».

Согласно приложения № 21 данного постановления водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачивалась ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах: водителям 2-го класса — 10 процентов и водителям 1-го класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время. Постановление от 17 сентября 1986 г. N 1115 в настоящее время носит рекомендательный характер.

4.2. Как стало. Различными нормативными документами обязательный характер на выплату доплаты за классность водителям автомобилей в настоящее время отменен. Работодателям предоставлено право самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.

Доплаты за 2 и 1 классы производятся, если они установлены коллективными договорами предприятий, постановлениями по отдельным ведомствам (министерствам), локальными нормативными актами (положениями об оплате труда и материальном стимулировании работников).

Приложение N 1. Положение о порядке присвоения водителям классности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *