Справочник

Потерял посадочный талон как отчитаться

В письме от 18.05.2015 № 03-03-06/2/28296 Минфин России высказался по вопросу подтверждения расходов на авиаперелет командированного сотрудника.

По общему правилу при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст.

Какие документы подтвердят расходы на перелет в случае приобретения электронного билета

167 ТК РФ).

Нормами НК РФ установлено, что расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, они должны быть документально подтверждены (ст. 252 НК РФ, пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Сославшись на приказ Минтранса России от 08.11.2006 № 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", представители финансового ведомства пришли к выводу, что в случае приобретения электронного авиабилета такими подтверждающими документами являются распечатанная маршрут/квитанция с указанием стоимость перелета, а также посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Кроме того, как указано в письме, в случае утери посадочного талона подтверждающим документом для целей налогового учета расходов может служить справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком (представителем).

Таким образом, при отсутствии посадочного талона или справки, подтверждающей, что работник воспользовался приобретенным для него авиабилетом, расходы на проезд к месту командировки и (или) обратно не будут учитываться для целей налогообложения прибыли (как не соответствующие положениям ст. 252 НК РФ в части необходимости надлежащего документального подтверждения произведенных расходов).

Отметим, что ранее представители контролирующих органов указывали, что подтвердить расходы на перевозку можно иными документами, косвенно свидетельствующими о понесенных расходах.

Подробнее о подтверждении стоимости проезда к месту командировки см. в справочнике "Налог на прибыль организаций".

<<< Назад

Не так давно Минфин заявил, что для подтверждения расходов на авиаперелет командированного работника одного только авиабилета недостаточно. По мнению чиновников, без посадочного талона в подобных ситуациях учесть затраты при расчете налога на прибыль нельзя. Между тем данное категоричное заявление… далеко не бесспорно.

В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (далее — Кодекс) можно учесть расходы на командировки, к коим в том числе относятся затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. В то же время нельзя забывать о том, что для целей налогообложения прибыли признаются только расходы, которые соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса. Согласно данной норме расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В свою очередь, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. К ним относятся в том числе таможенные декларации, приказы о командировке, проездные документы, отчеты о выполненной работе в соответствии с договором. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как бы там ни было, в любом случае расходы на проезд работника к месту командировки и обратно требуют документального подтверждения. При этом в соответствии с Положением об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства от 13 октября 2008 г. N 749), документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли является авансовый отчет работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами.

Расходы на авиаперелет: идеальный пакет документов

Осталось только разобраться, что понимается под "должным образом оформленными оправдательными документами", которые необходимы для списания расходов на авиабилет, приобретенный для командированного сотрудника. Для этого, в первую очередь, обратимся к Приказу Минтранса от 28 июня 2007 г. N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". Пунктом 84 данных Правил установлено, что при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна.
Таким образом, именно из посадочного талона видно, кто и куда летел. Соответственно, он должен быть включен в пакет документов, подтверждающих, что командированный сотрудник действительно совершал перелет к месту командировки и обратно.
Также необходимо учесть, что авиабилет можно купить обычный или же электронный. Согласно Приказу Минтранса от 8 ноября 2006 г. N 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и ИП наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Соответственно, в идеале в зависимости от того, в какой форме приобретен авиабилет (в документарной или бездокументарной), оправдательными документами будут:
1) непосредственно авиабилет или сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета;
2) посадочный талон, который подтверждает, что командированный сотрудник совершил перелет по данному авиабилету.
Минфин в Письме от 1 сентября 2016 г. N 03-03-07/50992 особо подчеркнул, что посадочный талон является неотъемлемым документом при регистрации на рейс. Поэтому документальным подтверждением факта потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки является не только авиабилет, но и посадочный талон. Сам по себе авиабилет не доказывает, что сотрудник куда-либо летал.

"Посадочные" альтернативы

Проблема в том, что посадочный талон, на наличии которого так настаивает Минфин, командированный сотрудник может и утратить (потерять, испортить и т.п.). Означает ли это, что при его отсутствии можно поставить крест на возможности списать расходы на авиаперелет? Конечно же нет. Причем в подобных ситуациях есть даже несколько способов решения проблемы.
Во-первых, в качестве документа, подтверждающего расходы по осуществленному авиаперелету, для целей налогообложения прибыли может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем. Это в том числе подтверждает и Минфин (см. Письма Минфина от 18 мая 2015 г. N 03-03-06/2/28296, от 7 июня 2013 г. N 03-03-07/21187, от 27 февраля 2012 г. N 03-03-07/6 и т.д.).
Во-вторых, из положений п. 1 ст. 252 Кодекса следует, что расходы могут подтверждаться в том числе документами, косвенно подтверждающими произведенные траты (см., напр., Письмо Минфина от 2 апреля 2014 г.

Справка о перелете (утеря посадочного)

N 03-03-РЗ/14597). На самом деле посадочный талон подтверждает, что командированный сотрудник совершил перелет к месту командирования и обратно. Косвенно же это могут подтвердить документы, подтверждающие его направление в командировку, плюс документы, которые засвидетельствуют, что он проживал в месте командирования, отчет о командировке, а если организация продолжает использовать командировочные удостоверения, то и отметки о прибытии/убытии из командировки, проставленные принимающей командированного сотрудника стороной.
В принципе оба названных варианта позволяют "оправдать" расходы на авиаперелет при утере оригинала посадочного талона. Хотя второй вариант с точки зрения риска возникновения претензий со стороны налоговых органов кажется более рискованным. Безопаснее получить справку от авиаперевозчика, которую можно рассматривать как равнозначную замену посадочного талона.
В завершение отметим, что в случае, если компания возместит сотруднику расходы на приобретение авиабилета в отсутствие посадочного талона (справки от перевозчика и т.п.), помимо всего прочего с этой компенсации придется удержать НДФЛ и включить ее в базу по страховым взносам (п. 3 ст. 217 НК, ч. 2 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).

При утере посадочного талона расходы на приобретение электронного авиабилета можно подтвердить справкой от перевозчика

В Минфин России обратилась организация с запросом о порядке документального подтверждения расходов на приобретение авиабилета в случае, когда работником утерян посадочный талон. В частности, налогоплательщик интересовался, можно ли в такой ситуации косвенно подтвердить расходы на перелет другими документами, удостоверяющими факт пребывания работника в командировке (приказом о направлении работника в командировку, командировочным удостоверением, копией загранпаспорта, счетом гостиницы и т.д.). Ведомство дало по этому вопросу следующие разъяснения.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами по налогу на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Как восстановить посадочный талон на самолет для отчета

В случае оформления проезда электронными билетами необходимо учитывать, что согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 маршрут/квитанция электронного билета и багажной квитанции является документом строгой отчетности и применяется для наличных и безналичных расчетов. Таким образом, документами, подтверждающими расходы на приобретение электронного билета, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция на бумажном носителе и посадочный талон.

Минфин указал, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком. Поэтому в случае его утери в качестве документа, подтверждающего расходы на приобретение авиабилета, может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем.

По данному вопросу есть альтернативная позиция. Минфин России, а также УФНС России по г. Москве в своих разъяснениях указывали, что если посадочный талон утерян, то стоимость полета определяется по маршрут/квитанции на бумажном носителе, а факт перелета можно косвенно подтвердить приказом о направлении работника в командировку, счетами гостиницы, отметками таможенного органа о пересечении границы РФ (Письмо Минфина России от 07.09.2007 N 03-03-06/1/649; Письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/059203@).

Документ:

Письмо Минфина России от 13.01.2012 N 03-03-06/1/11.

Ю.Телия

Время прочтения:

Чтобы подтвердить расходы на перелет в командировку кроме билета налоговики требуют и посадочный талон. Что делать, если он потерялся? И какие новые правила по посадочным недавно ввел Минтранс?

Командировочные расходы на перелет не списать без посадочного талона

Покупка авиабилета (как бумажного, так и электронного) сама по себе не подтверждает факт перелета. Для учета в «прибыльных» целях расходов на услуги авиаперевозки необходим еще и посадочный талон. Об этом говорит письмо Минфина от 01.09.2016 № 03-03-07/50992.

Поскольку посадочный талон является неотъемлемым документом при регистрации на рейс, он является документальным подтверждением факта потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки  вместе а авиабилетом.

Что делать, если посадочный потерялся

В течение трех дней после возвращения из командировки сотрудник должен подготовить авансовый отчет и приложить к нему билет и посадочный талон. Такого мнения придерживаются и чиновники (письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-03-07/50992), и суды (например, решение АС г. Москвы от 26.12.2014 по делу № А40-160188/2014).

Но бывает разное, и нередко посадочные талоны сотрудники или теряют, или по незнанию просто выбрасывают. Что делать бухгалтеру? 

Сотрудника нужно попросить получать у авиакомпании справку. В ней перевозчик укажет все данные пассажира, совершившего перелет. Справка платная. Сколько она стоит, надо уточнять в авиакомпании. Затраты возьмет на себя сотрудник. 

Такую схему подтверждает Минфин в письме Минфина России от 18.05.2015 № 03-03-06/2/28296.

Ошибка 404 (Error 404)

Если справки не будет, финансовое ведомство уточняет, что расходы признавать нельзя. 

Электронные посадочные разрешили, но для списания расходов безопаснее бумажные

Минтранс России разрешил использовать для прохода на посадку электронные посадочные билеты.

Приказ об изменениях в Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» и Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров направлен в Минюст для регистрации.

Посадочные талоны можно будет предъявлять на смартфоне, ноутбуке или планшете, где отображен штрих-код талона. А можно этот штрих-код просто распечатать и показать при досмотре. 

Но налоговикам такие штрих-коды для подтверждения расходов вряд ли понравятся. Пока новых разъяснений ФНС или Минфин не подготовили. 

Поэтому сотрудникам, которые едут в командировки, все-таки лучше получать на стойках регистрации привычные посадочные талоны.

Как можно подтвердить расходы на перелет сотрудника, если посадочный талон утерян?

Как подтвердить затраты на перелет, если работник потерял посадочный талон?

Согласно правилам программы «Аэрофлот Бонус» вознаграждение в виде миль полагается участнику за совершение бонусных операций. При отсутствии баллов на счете по истечению установленного срока начисления клиенту необходимо обратиться с заявлением о восстановлении условных единиц. Рассмотрим алгоритм действий, предлагаемый пользователям компанией.

Восстановление миль на рейсах Аэрофлота

Для коррекции баланса по неучтенным рейсам участнику программы необходимо предоставить в Аэрофлот документы, подтверждающие факт совершения перелета. Если применялся электронный билет, то подойдет:

  • квитанция об оплате (оригинал или копия) с указанием идентификационных данных полёта;
  • распечатанный лист брони с номером билета и посадочный талон (оригинал или копия).

Важно! Если приобретался пассажирский купон на бумажном носителе, то потребуется предъявить оригинал или копию билета вместе с посадочным талоном или его копией.

Сформировать запрос на восстановление миль клиент может по истечении двух недель, но не позже трех месяцев, с момента фактического совершения полета. Опция доступна в личном кабинете пользователя и на официальном сайте. Сообщить о проблеме дистанционно возможно через форму обратной связи на сайте www.aeroflot.ru/ru-ru/afl_bonus.

В шаблоне из ниспадающего списка следует выбрать тип «Начисление миль» и нажать клавишу «Перейти».

Для конкретизации обращения необходимо указать тему «Неучтенные полеты за рейсы Аэрофлота» и заполнить персональную информацию об участнике.

Во второй части матрицы требуется внести данные о рейсе и добавить летную документацию.

Еще один вариант передачи запроса в работу — письмо на адрес bonus@aeroflot.ru с подробным описанием ситуации и приложением подтверждающих файлов.

Кстати, вознаграждение будет начислено в течение 30 дней с момента получения и обработки данных.

Если на момент совершения перелета регулярным рейсом Аэрофлота клиент не являлся участником бонусной программы, то он также может восстановить баланс и зачесть мили за полет при регистрации в случае соблюдения условий:

  • перелет был совершен в течение 6 месяцев до даты авторизации в программе;
  • с момента регистрации в «Аэрофлот Бонус» прошло не более 3 месяцев.

Передать информацию о полете пользователь может также 3 способами:

  • в личном кабинет в разделе «Отправить информацию по совершённым полётам»;
  • через форму обратной связи;
  • письмом на электронную почту bonus@aeroflot.ru.

Восстановление миль на рейсах SkyTeam

Опция по восстановлению миль за полеты через партнеров Аэрофлота доступна только участникам программы и только за рейсы, совершенные после регистрации в «Аэрофлот Бонус».

Для обоснования запроса клиенту необходимо предоставить летную документацию:

  • по электронным билетам: квитанция/распечатка бронирования, посадочные талоны по всем сегментам;
  • по бумажным пассажирским талонам: билет и посадочные талоны по всем сегментам.

Внимание! В предъявляемых файлах должна быть указаны как данные о номере билета, так и об оплаченных тарифах.

Запрос необходимо направить по одному из каналов:

  • личный кабинет;
  • форма обратной связи на сайте Аэрофлота с тематикой «Неучтенные полеты за рейсы партнеров»;
  • электронная почта bonus@aeroflot.ru.

Информация предоставляется пользователем не ранее 14 дней и не позднее 3 месяцев с даты завершения рейса.

Восстановление миль за услуги Партнёров

Неквалификационные мили за покупки у партнеров начисляются в случае предъявления в момент оплаты карты участника «Аэрофлот Бонус». Если по какой-то причине дисконт предоставлен не был, пользователь может составить запрос на восстановлении баллов. Адресат определяется торговой точкой, в которую ранее обращался клиент.

Если партнером, не начислившим мили, является гостиница или транспортная компания, то заявление следует направить в Аэрофлот в течение 12 месяцев с даты оформления услуги и обязательно приложить счет. Если же покупка совершена у другого партнера, то для урегулирования ситуации необходимо обратиться в ту компанию, где проходила оплата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *