Справочник

Права на самолет

Содержание

В России существует несколько способов стать пилотом и оказаться в небе. Можно поступить в лётное училище или академию гражданской авиации. Можно учиться летать в аэроклубе. Для пилотирования парапланов и дельтапланов получать специальное или высшее образование не надо.

Обучение в лётном училище или академии занимает пять лет. Теоретически, по окончании учёбы Вы сможете устроиться на работу в авиакомпанию и летать сразу на серьёзных ("больших") типах самолётов. Практически же налёт во время обучения у Вас будет минимальный (150 часов), шансы устроиться на работу без дополнительного налёта и повышения квалификации — невысокий. Большой плюс — можно поступить на бюджетное отделение и учиться бесплатно. Большой минус — медкомиссию нужно будет проходить перед поступлением. В случае ухудшения здоровья Вы будете отчислены.

Аэроклубы позволяют совершить первый полёт в день обращения. Садитесь рядом с инструктором и поднимаетесь в небо. Это называется ознакомительным полётом, и его предлагает практически любой аэроклуб. А дальше можете продолжать летать-кататься или начать обучение в понравившейся лётной школе.

Как получить свидетельство пилота (лётные "права")

 

Самостоятельно управлять самолётом, вертолётом, другими типами воздушных судов разрешается только тем лицам, которые имеют свидетельство пилота. Это свидетельство является подтверждением того, что Вы прошли авиа курсы и успешно их закончили и, во многом, аналогично водительским правам. Именно получение пилотского свидетельства, как правило, является целью прохождения курсов пилотов.

Как и в случае с водительскими правами, у лётных "прав" есть разные категории. В России существует три ступени лётного мастерства. Пилот-любитель (частный пилот), коммерческий пилот и линейный пилот. Если Вы будете обучаться в высшем авиационном учебном заведении, то сразу получите свидетельство коммерческого пилота. Если же Вам предстоит обучение полётам в аэроклубе, то сперва нужно будет получить свидетельство пилота-любителя. Коммерческие пилоты имеют право быть командирами однодвигательных воздушных судов, командирами многодвигательных воздушных судов в случае выполнения некоммерческих рейсов и вторыми пилотами любых воздушных судов. Линейный пилот может выполнять полёты в качестве КВС’а на любых классах самолётов, но должен иметь налёт от 1500 часов и здоровье. Коммерческим и линейным пилотам присваиваются классы от 3го (низший) до 1го (высший).

В Европе и США вариантов несколько больше. Например, в США проще всего получить лицензию пилота-спортсмена (Sport Pilot Licence, SPL) для полётов на лёгких спортивных самолётах. Далее идёт лицензия частного пилота (Private Pilot Licence, PPL, аналог нашего пилота-любителя). Далее лицензия коммерческого пилота (CPL), лицензия инструктора (CFI) и лицензия пилота авиалиний (ATPL).

Все типы свидетельств получаются последовательно. Получить свидетельство пилота более высокой категории можно пройдя обучение дополнительным знаниям и навыкам, а также налетав определённое количество часов. Требования к здоровью также ужесточаются с каждой новой категорией лётных прав.

В российских аэроклубах можно получить только свидетельство пилота-любителя, которое позволит Вам выполнять самостоятельные полёты на лёгих самолётах без права лётной работы по найму. Поэтому, если отсутствует возможность обучаться за границей, для получения следующей лицензии необходимо будет поступать в лётное училище или институт. За рубежом в аэроклубах можно получить любой тип свидетельства, что очень удобно и значительно экономит время.

Как устроиться на работу пилотом в авиакомпанию

 

Для того, чтобы работать пилотом в авиакомпании, необходимо иметь свидетельство коммерческого или линейного пилота и возможно больший налёт. Коммерческие пилоты работают, как правило, на небольших самолётах на транспортных рейсах. Для перевозки пассажиров на boeing’ах и airbus’ах в качестве командира воздушного судна необходимо иметь свидетельство линейного пилота (ATPL).

Получить нужное свидетельство (лицензию) может каждый — главное, чтобы финансы позволяли. Сложнее обстоит дело с налётом. Раньше в России существовала целая система подготовки авиационных кадров. Лётчики начинали работать в лесоохране, на авиахимработах, затем пересаживались на небольшие пассажирские самолёты местных авиалиний и уже потом на реактивные лайнеры.

КАК СТАТЬ ПИЛОТОМ

Теперь же потребность в авиационных работах серьёзно сократилась, местные авиалинии в упадке. Набирать налёт практически негде, а без налёта сесть сразу на Ту-154 или Боинг-737 невозможно.

Поэтому налёт набирать также гораздо проще за рубежом. Более того, в США, например, можно набирать налёт, работая инструктором. А это означает, что за каждый лётный час Вы будете получать деньги, а не платить их аэроклубу. В России такой возможности нет. Кроме того, за рубежом существуют специальные лётные школы крупных авиакомпаний. Закончив их, устроиться в соответствующую авиакомпанию проще даже с небольшим налётом.

Хорошая новость заключается в том, что в России сейчас коммерческие пассажирские авиаперевозки растут, а количество квалифицированных пилотов резко сокращается. Большинство пилотов, обученных полётам в СССР, выходит на пенсию. Поэтому авиакомпании вынуждены брать на работу пилотов с всё меньшим и меньшим количеством налётанных часов.

← Нажмите «Нравится» и читайте нас в Facebook
карта сайта

Система пилотских лицензий

 

Для управления любым летательным аппаратом необходимо иметь пилотскую лицензию — лётные права. Лётные права выдаются после прохождения теоретического и практического обучения специализированными учреждениями. Существует несколько типов лётных лицензий. Каждый последующий тип отражает способность пилота эффективнее и безопаснее управлять летательным аппаратом, основываясь на всё возрастающем опыте и багаже теоретических знаний. К некоторым типам пилотских свидетельств могут выдаваться дополнительные допуски, определяющие возможность полётов в разное время суток, в разных метеорологических условиях, на разных типах самолётов.

Перед тем, как начать обучение полётам, необходимо определиться с тем, какие полёты Вы будете совершать в дальнейшем. И, исходя из этого, выбрать для себя наиболее подходящий тип лётной лицензии, который позволит Вам совершать все необходимые действия на выбранном летательном аппарате.

В разных странах системы лётных прав несколько отличаются друг от друга. Можно выделить три большие зоны, в которых можно получить свидетельство пилота: Россию, США и страны Евросоюза.

Система свидетельств пилотов в России

 

Лётные права в России называются свидетельством пилота. Система пилотских свидетельств и основания для их выдачи регламентированы федеральными авиационными правилами "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации", действующими с 2009 года.

Свидетельства пилотов

Свидетельство пилота необходимо для управления сверхлёгким воздушным судном, планером, аэростатом, дирижаблем, самолётом или вертолётом. Существуют следующие виды свидетельств пилота:

— свидетельство частного пилота (до 2009 г. в нормативных документах — свидетельство пилота-любителя)
— свидетельство коммерческого пилота
— свидетельство пилота многочленного экипажа
— свидетельство линейного пилота
— свидетельство пилота планера
— свидетельство пилота свободного аэростата
— свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна

Свидетельство частного или коммерческого пилота может быть выдано пилоту самолёта, вертолёта или дирижабля. Свиедетельство пилота многочленного экипажа выдаётся только пилоту самолёта. Свидетельство линейного пилота может быть выдано пилоту самолёта или вертолёта.

Квалификационная отметка о классе и типе

В свидетельстве пилота в обязательном порядке должна стоять квалификационная отметка о классе или типе летательного аппарата, к полётам на котором допущен пилот.

Для всех летательных аппаратов кроме вертолётов, у которых предусмотрено управление одним членом экипажа проставляется отметка о классе воздушного судна:

— с одним двигателем, сухопутный
— с одним двигателем, гидросамолет
— многодвигательный, сухопутный
— многодвигательный, гидросамолет

В остальных случаях в свидетельство пилота ставится отметка о типе воздушного судна, к полётам на котором допущен пилот.

Прочие квалификационные отметки

В пилотское свидетельство могут быть внесены следующие дополнительные квалификационные отметки:

— отметка о праве выполнения ночных полётов
— отметка о праве выполнения полётов по приборам
— отметка о праве работы только вторым пилотом
— отметка о праве работы пилотом-инструктором

Система лицензий пилотов в США

 

В США лётные права называются лицензией пилота (pilot license). Система пилотских лицензий и рейтингов регламентируется документом "Федеральные авиационные правила" (Federal Aviation Regulations), введёнными в действие с 1978 года (в части, касающейся лицензий).

Лицензии пилотов (pilots licenses)

В США существуют следующие виды лицензий пилотов:

— лицензия пилота-студента (student pilot license)
— лицензия пилота-спортсмена (sport pilot license)
— лицензия пилота-туриста (recreational pilot license)
— лицензия частного пилота (private pilot license, PPL)
— лицензия коммерческого пилота (commercial pilot license, CPL)
— лицензия пилота транспортной авиации (airline transport pilot license, ATPL)
— свидетельство лётного инструктора (flight instructor certificate, CFI)

Рейтинги категорий летательных аппаратов (category-rating)

В лицензии пилота в обязательном порядке указывается категория летательного аппарата, на котором пилоту разрешены полёты. Существуют следующие категории:

— самолёт
— винтокрылый летательный аппарат (вертолёт, автожир)
— планер
— летательный аппарат легче воздуха
— летательный аппарат с вертикальным взлётом (кроме винтокрылых аппаратов)
— моторный парашют (аэрошют, парамотор, паралёт)
— моторные летательные аппараты, управляемые смещением центра тяжести (дельталёт)

Рейтинги класса летательных аппаратов (class-rating)

В лицензии пилота в обязательном порядке указывается класс самолёта, если лицензия выдана пилоту самолёта:

— Однодвигательный сухопутный
— Многодвигательный сухопутный
— Однодвигательный водный
— Многодвигательный водный

Если лицензия выдана пилоту винтокрылого летательного аппарата, то в ней в обязательном порядке указывается класс:

— вертолёт
— автожир

Для летательных аппаратов легче воздуха указывается класс:

— дирижабль
— аэростат (воздушный шар)

Для дельталётов, аэрошютов, парамоторов и паралётов указывается класс "сухопутный" или "водный".

Рейтинги типа (type-ratings)

Если пилот управляет летательным аппаратом с турбореактивным двигателем или весом более 5700 кг (кроме летательных аппаратов легче воздуха), он должен иметь рейтинг типа:

— большой летательный аппарат
— турбореактивный двигатель

На многие большие летательные аппараты устанавливаются индивидуальные рейтинги типа (например, type-rating на Boeing-737-800).

Также существует рейтинг типа "второй пилот" — для тех случаев, когда пилот выполняет функции второго пилота в экипаже из двух и более человек.

Рейтинг "полёты по приборам" (instrument rating, IR)

Рейтинг "полёты по приборам" позволяет выполнять полёты по приборам.

Кто и как может получить лицензию пилота-любителя

Может быть выдан только пилотам самолётов, вертолётов и летательных аппаратов с вертикальным взлётом.

Система лётных лицензий в Европе

 

Несмотря на существование Евросоюза в Европе до сих пор формально нет единой системы лётных лицензий, обязательной для всех стран-участниц. Приступившее к работе в 2008 году Европейское Агентство по Авиационной Безопасности (EASA) пока не выработало единых правил, регулирующих сертификацию пилотов. Поэтому на сегодняшний день лицензии выдаются как и раньше национальными авиационными властями в соответствии с документом JAR-FCL (Joint Aviation Regulations, Flight crew licencing). На практике лицензии, выданные в соответствии с JAR-FCL, признаются всеми остальными странами-участницами Евросоюза.

Лицензии пилотов

В Европе существуют следующие лицензии пилотов:

— лицензия пилота-студента (student pilot license)
— лицензия частного пилота (private pilot license, PPL)
— лицензия коммерческого пилота (commercial pilot license, CPL)
— лицензия пилота авиалиний (airline transport pilot license, ATPL)

Дополнительные лицензии, необходимые для полётов

Страна, выдающая лицензии согласно правилам JAR-FCL может выдавать как общие лицензии, действующие во всех странах Евросоюза, так и национальные. Национальные лицензии действительны только в воздушном пространстве той страны, которая эту лицензию выдала. Если пилот собирается получать общую, а не национальную лицензию, он должен также получить подтверждение знания английского языка уровня ICAO 4 или выше.

Во всех случаях, когда для полётов требуется ведение радиосвязи, пилот должен получить лицензию оператора радиотелефонных переговоров (flight radiotelephony operator’s licence, FRTOL или R/T-licence). Она может быть дополнением к стандартной лицензии пилота или отдельной лицензией.

Рейтинги класса самолётов (class-rating)

Для всех самолётов, управление которыми не требует рейтинга типа (type-rating’а) в лицензию пилота заносится информация о классе летательных аппаратов, на которых пилоту разрешено летать:

— одномоторные поршневые сухопутные
— одномоторные поршневые водные
— туристические моторные планеры
— нзавание компании-производителя сухопутного турбовинтового самолёта
— нзавание компании-производителя водного турбовинтового самолёта
— многомоторные поршневые сухопутные
— многомоторные поршневые водные

Для вертолётов рейтинги класса не предусмотрены

Рейтинги типа (type-ratings) самолётов и вертолётов

Во всех остальных случаях пилот должен иметь рейтинг типа, чтобы управлять самолётом или вертолётом. Существуют следующие рейтинги:

— индивидуальный рейтинг для каждого вертолёта
— индивидуальный рейтинг для каждого самолёта, в котором экипаж состоит из двух и более пилотов
— индивидуальный рейтинг для каждого многодвигательного турбовинтового самолёта
— индивидуальный рейтинг для каждого турбореактивного самолёта

Рейтинг "полёты по приборам" (instrument rating, IR)

Рейтинг "полёты по приборам" позволяет выполнять полёты по приборам.

Ночной рейтинг (night qualification)

Ночной рейтинг позволяет выполнять полёты в тёмное время суток.

Рейтинг инструктора (instructor rating)

Рейтинг инструктора позволяет обучать пилотированию студентов.

← Нажмите «Нравится» и читайте нас в Facebook
карта сайта

Получение летных прав

Все знают, что для того, чтобы управлять автомобилем, необходимо пройти обучение, сдать экзамены и получить права. Для того чтобы управлять каким-либо летательным аппаратом необходимо пройти практически тот же самый путь. Хочется разочаровать тех, кто наивно полагает, что летать гораздо проще, чем ездить и, следовательно, нечего заострять внимание на обучении пилотирования вертолета. Пробок нет, светофоров нет, несущегося навстречу потока машин нет, сел и лети! Но не все так просто! Чтобы все стало понятно, давайте обратимся к требованиям, предъявляемым к лицам, желающим пилотировать какие-либо воздушные суда. Нас интересует, прежде всего, процесс управления вертолетом.

Возможность управлять летательным аппаратом появляется после получения пилотской лицензии, иными словами – летных прав. Получить летную лицензию можно только после обучения в специальной школе. Указанные лицензии подразделяются на несколько видов, каждый из которых указывает на все более высокую квалификацию, получившего ее пилота. При прохождении дополнительного обучения к пилотским свидетельствам добавляют определенные допуски, предоставляющие возможность пилотирования вертолета в ситуациях, согласно прошедшему обучению, например, в ночное время, сложных метеоусловиях и т.д.

Очень важно перед началом обучения выбрать марку вертолета, условия предполагаемых полетов, чтобы определиться с подходящей программой обучения и типом летных прав.

Требования по налету и системы летных лицензий в разных странах различны. В соответствии с этими различиями выделяют три зоны, а именно: Россия, страны Европы, Соединенные Штаты Америки.

Пилот-любитель

В России первой ступенью в обучении пилотированию является Свидетельство пилота-любителя. Обладание данным свидетельством позволяет управлять вертолетом в дневное время. Для того чтобы расширить круг своих возможностей пилот-любитель должен получить особые квалификационные отметки, которые разрешат ему, например, полеты в ночное время и по приборам. Одно из важнейших ограничений этого Свидетельства – запрет на коммерческую деятельность. Пилоту-любителю запрещено перевозить пассажиров или грузы за плату, превышающую затраты на топливо, масло и прочие расходные материалы, используемые в данном полете.

На курсе обучения пилотированию вертолета вы освоите практическое управление вертолетом ROBINSON-R44. Выдаем летные свидетельства и лицензии.

Требования по налету к пилоту-любителю

Для того чтобы получить Свидетельство пилота-любителя (частного пилота) и управлять вертолетом, нужно выполнить следующие требования по налёту:

  1. Общее количество часов налета – не менее тридцати пяти. При этом на основании утвержденной программы подготовки, количество занятий на тренажере не должно превышать пяти часов.
  2. Десять часов налета должны приходиться на самостоятельное пилотирование.
  3. Пять часов – самостоятельный налет по маршруту.
  4. Хотя бы один из полетов для обучающихся управлению вертолетом должен быть от 180 км и более и включать в себя две полные посадки на разных аэродромах.
  5. В практическую часть обучения должно войти три часа налета в ночное время с выполнением не менее пяти ночных взлетов и посадок.
  6. Налет по приборам – не менее одного часа.

Прочие требования к пилоту-любителю

  1. Возраст – старше 18 лет.
  2. Прохождение проверки знаний по теоретической части курса по следующим вопросам:
    • законы и правила управления вертолетом частным пилотом;
    • конструкционные особенности вертолета;
    • принципы эксплуатации и работы двигателя, приборного оборудования и прочих систем управления;
    • ограничения в эксплуатации вертолета;
    • предполетная подготовка и планирование полетов по определенным маршрутам;
    • подготовка плана полета;
    • применение метеорологических сводок и прогнозов;
    • применение аэронавигационных карт;
    • контроль угроз и ошибок в условиях полета;
    • авиационные коды;
    • действия пилота в аварийной обстановке;
    • знание опасных ситуаций, таких как: трансмиссия, «вихревое кольцо», земной резонанс, динамическое опрокидывание и т.д.;
  3. Наличие медицинского заключения второго класса.
  4. Практические навыки:
    • предполётная подготовка;
    • методы предупреждения столкновений;
    • визуальное ориентирование;
    • осуществление взлётов и посадок при различных погодных условиях;
    • пролёт препятствий;
    • полёт по приборам;
    • другие навыки.

Коммерческий пилот

Одна из ступеней повышения мастерства пилота вертолета – это получение Свидетельства коммерческого пилота.

Как получить пилотское свидетельство

Коммерческий пилот может выполнять полёты с коммерческой целью. А это значит, что за совершаемые им перевозки пассажиров и грузов пилот может получать прибыль. Пилот, получавший указанное Свидетельство может быть командиром вертолета, управляемым одним пилотом, на вертолетах с двумя и более членами экипажа, ему может быть доверена лишь роль второго пилота.

Требования по налету к коммерческому пилоту

В России Свидетельство коммерческого пилота вертолета предполагает выполнение следующих требований:

  1. Общий налет – не менее 100 – 150 часов, в соответствии с выбранной программой обучения.
  2. Налет в качестве командира вертолета – тридцать пять часов.
  3. Налет по маршруту – не менее 10 часов.
  4. Налет по приборам – не менее десяти часов, из них за штурвалом тренажера не более пяти часов.
  5. Полеты в ночное время должны составлять пять часов, и включать совершение пяти ночных взлетов и посадок.

Дополнительные требования к коммерческому пилоту вертолета

  1. Возраст – старше 18 лет.
  2. Наличие Свидетельства частного пилота, за исключением случаев, когда выбранный курс предусматривает обучение по программам подготовки и пилотов-любителей, и коммерческих пилотов одновременно.
  3. Сдача экзамена по теории:
    • вопросы к курсу пилота-любителя;
    • проверка исправности оборудования вертолета;
    • правила техобслуживания вертолета;
    • климат районов полета;
    • причины возникновения явлений погоды, оказывающих влияние на полёт по маршруту, взлёт и посадку;
    • правила облета районов с опасными метеорологическими условиями;
    • принцип работы систем навигации;
    • правила перевозки пассажиров и грузов;
    • риски при перевозке опасных грузов;
    • правила перемещения грузов на подвеске;
  4. Наличие медицинского заключения первого класса.
  5. Дополнительный опыт пилотирования вертолета.

Стоимость пакета обучения в РФ для вождения вертолётом: от 800.000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *