Справочник

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте

Содержание

Министерство Образования Российской Федерации

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра общей экологии и безопасности жизнедеятельности

Реферат

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему:

«Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте»

Выполнил:

ст.гр. МХЖ-062

Городецкий Д.В.

Проверил:

доцент Шилинговский И.Г.

Новокузнецк 2010

Введение…………………………………………………………………….3

1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте..4

2 Обеспечение пожарной безопасности…………………………………..4

3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах……………6

4 Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта……8

5 Повышение эффективности противопожарной деятельности ОАО «РЖД»………….……………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………….19

Введение

Из множества видов транспорта безопаснее всего мы чувствуем себя в поездах. В отличие от самолетов они не падают и юзом на обледенелых дорогах не идут. Меж тем это самообман. По статистике, в железнодорожных авариях гибнет людей гораздо больше, чем в авиационных катастрофах. Просто обычно это не такие массовые и потому не такие громкие происшествия, как в авиации. Отсюда и иллюзия безопасности.

Пожар в поезде ничуть не безопаснее падения самолета с высоты десять тысяч метров, поэтому необходимо изучать и исполнять правила пожарной безопасности. Такие инструкции пишутся не чернилами, а кровью тысяч жертв.

В 2009 на стационарных объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» зарегистрировано 174 пожара, что на 7,5% меньше, чем в 2008 году. Основные причины – неосторожное обращение с огнём, технические неисправности локомотивов, неисправности электрооборудования и недосмотр за бытовыми приборами.

1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте

Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов – теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т.п.), на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины.

Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Это вызывает необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах.

2 Обеспечение пожарной безопасности

Для обеспечения пожарной безопасности в грузовом подвижном составе важное значение имеет постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам грузов, особенно пожаро и взрывоопасных грузов, а также за выполнением грузоотправителями требований Правил погрузки и перевозок в вагонах, в том числе при сопровождении проводниками. При осмотре и подготовке вагонов под погрузку особое внимание необходимо обращать на исправность кузова и крыши, на плотность прилегания дверей и люков, на исправность запоров. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют вагоны, загруженные особо опасными и легковоспламеняющимися грузами. При обнаружении щелей и отверстий в кузове вагона, не плотностей в дверях, люках, печных разделках и т.п. неисправности немедленно устраняют или производят перегрузку грузов в исправные вагоны.

В подвижном составе необходимо на станциях формирования поездов проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.

При перевозке электрооборудования особое внимание обращают на состояние междувагонных электросоединений, осевого шкива, подвески генератора, запоров крышек аккумуляторных ящиков, карданно-редукторного привода, наличие и исправность различных предохранительных устройств, заземляющих элементов и других средств защиты.

Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности должны быть устранены до подачи вагонов под посадку пассажиров.

На локомотивах, дизель- и электропоездах необходимо следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность надо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.

Перед отправлением в рейс локомотивная и поездная бригада обязаны тщательно проверить наличие и исправность противопожарного оборудования и других средств защиты, установленных противопожарными нормами.

На предприятиях и складах, не представляющей особой пожарной опасности, проводят общие мероприятия по предупреждению пожаров и взрывов:

  • ограничивают суточной нормы расход горючего и легковоспламеняющихся жидкостей, используемых в процессе производства;

  • собирают в металлические ящики бывшие в употреблении обтирочные и другие материалы, пропитанные маслом, керосином, мазутом и т.п.;

  • убирают помещения и удаляют из них все горючие отходы производства после окончания работ, строго контролируют состояние электрических сетей светильников, электрооборудования и нагревательных приборов;

  • следят за тем, чтобы после окончания работы все огнедействующие приборы и освещение, кроме дежурного, были выключены;

  • содержат в чистоте чердачные помещения.

3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах

В противопожарных целях в поездах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества и курить где либо, кроме нерабочего тамбура Я видел остов в пять минут вместе с третью пассажиров сгоревшего вагона. Один заядлый курильщик перевозил в нем банку ацетона, его единственная сигарета стоила жизни полутора десяткам людей.

Находясь в поезде — не курите, не перевозите горючие вещества, не подсвечивайте себе спичками и зажигалками, не включайте кипятильники в бритвенные розетки, при малейшем запахе дыма вызывайте проводника, нет его — идите в соседний вагон, не бойтесь потревожить ночной покой людей.

Используйте для тушения пожара подручные средства, в том числе воду из туалетов и бака для кипячения воды, и огнетушители, висящие в коридорчиках перед туалетами.

При угрозе пожара немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы. В крайнем случае вышибайте оконные стекла подручными предметами.

Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Вы вначале отравляетесь и теряете сознание и лишь потом сгораете.

An error occurred.

И происходит это отравление в считанные минуты, а при интенсивном сгорании — секунды.

Не мешкайте. В движущемся поезде перейдите в соседний, желательно в сторону движения, вагон. В остановившемся — выходите из вагона, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой — полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как у пола дыма бывает меньше.

В целях безопасности, находясь в поезде, надо:

  • Укладывать детей в вагоне на самые безопасные места — на нижние полки, в сторону движения поезда.

  • На боковых полках ложиться ногами в сторону движения, чтобы при экстренном торможении не сломать шейные позвонки.

  • Знать, где располагаются и как действуют аварийные, выходы.

  • Убрать с пола и столика острые и т.п. опасные вещи.

  • Полностью, до фиксации, открыть или закрыть дверь купе.

Нельзя:

  • Перегружать верхние багажные полки.

  • Высовывать голову из открытых окон.

В момент аварии надо:

  • Ухватиться за выступающие детали полок.

  • В момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками.

  • После аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы.

  • Оказать первую помощь нуждающимся.

Нельзя:

  • Выпрыгивать из поезда до его полной остановки.

  • Выходить в сторону, где располагается встречный путь.

  • Уходить после аварии далеко от поезда.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Обеспечение безопасностинажелезнодорожномтранспорте

    Реферат >> Транспорт

    … следить за соблюдением пассажирами правил пожарнойбезопасности, особенно в отношении провоза опасных … и более совершенных форм организации обеспечения безопасностинажелезнодорожномтранспорте разработать в организационную структуру и основные …

  2. Инвестиционные проекты, реализуемые нажелезнодорожномтранспорте

    Дипломная работа >> Экономика

    … , средства пожаротушения (огнетушитель, пожарный водопровод), пожарная сигнализация Стрессы Высокое напряжение работы … №в — 1024ц. Охрана окружающей среды и экологическая безопасностьнажелезнодорожномтранспорте: Учеб. пособие / Под ред. проф …

  3. Безопасные приёмы и методы проведения АСР при авариях нажелезнодорожномтранспорте

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    … ситуациях РЕФЕРАТ На тему: безопасные приёмы и методы проведения АСР при авариях нажелезнодорожномтранспорте. студента … ЧС, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов). Поэтому привлечение сил от …

  4. Железнодорожныйтранспорт, его особенности, основные показатели и перспективы развития

    Реферат >> Транспорт

    … часто встречающимся видом опасности является пожарная, которая приводит к возгораниям, взрывам и выделениям … судят об общем уровне экологической безопасностинажелезнодорожномтранспорте. Рефрижераторные секции и вагоны, используемые для …

  5. Аварийная ситуация нажелезнодорожномтранспорте

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    … ликвидации последствий аварий нажелезнодорожномтранспорте Характерными особенностями железнодорожноготранспорта являются: • … порядка; обеспечение работы пожарной и медицинской службы; опознание … направления жидкости в безопасное место. Тушение баллонов …

Хочу больше похожих работ…

11 ноября 1992 г. N цуо-112 Согласовано мвд РФ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   15

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 1992 г. N 112

——————————————————————
Утверждаю

Первый заместитель

Министра путей сообщения

Российской Федерации

Э.С.ПОДДАВАШКИН

11 ноября 1992 г.

An error occurred.

N ЦУО-112
Согласовано

МВД РФ

5 августа 1992 г. N 20/1/999
ПРАВИЛА

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ППБО-109-92
——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Указанием МПС РФ от 26.05.98 N Г-616у, которое не проходило

регистрацию в Минюсте РФ, внесены изменения в данный документ.

——————————————————————
Глава 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

^

СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с

требованиями законодательства, регулирующего деятельность

железнодорожного транспорта, устанавливают основные требования

пожарной безопасности на объектах и в подвижном составе

железнодорожного транспорта и являются обязательными для

исполнения всеми организациями, учреждениями, предприятиями и

объединениями МПС России, а также предприятиями, организациями,

учреждениями и гражданами, пользующимися услугами железнодорожного

транспорта.

Требования пожарной безопасности для ведомственных жилых

домов, административных и общественных зданий и других объектов,

принадлежащих МПС России, не вошедших в настоящие Правила,

определяются соответствующими правилами, утвержденными или

согласованными Службой противопожарных и аварийно — спасательных

работ (СПАСР) МВД России.

1.2. Контроль за выполнением правил пожарной безопасности на

железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с

действующим законодательством.

1.3. Наряду с настоящими Правилами при обеспечении пожарной

безопасности объектов следует руководствоваться: стандартами

"Системы стандартов безопасности труда"; строительными нормами и

правилами; нормами технологического проектирования;

республиканскими правилами пожарной безопасности; Правилами

перевозки грузов; Правилами устройства электроустановок; Правилами

технической эксплуатации электроустановок потребителей; Правилами

техники безопасности при эксплуатации электроустановок

потребителей; Правилами устройства и безопасной эксплуатации

сосудов, работающих под давлением; Правилами безопасности в

газовом хозяйстве; инструкциями по эксплуатации и техническими

условиями на изделия, вещества и материалы, а также нормативными

документами МПС.

1.4. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении правил

пожарной безопасности, несут ответственность в порядке

установленном законодательством Российской Федерации.
2. Организационные мероприятия

по обеспечению пожарной безопасности
Ответственность и обязанности руководителей объектов

(организаций, объединений, заводов, депо, дистанций,

станций, малых и совместных предприятий и др.)
2.1. В соответствии с действующим законодательством

ответственность за обеспечение пожарной безопасности объектов

несут их руководители.

2.2. Руководитель объекта обязан:

установить на территории, в производственных,

административных, складских, вспомогательных зданиях и помещениях

объекта противопожарный режим, определить и оборудовать места для

курения, определить места и допустимое количество единовременного

хранения сырья и готовой продукции, установить порядок проведения

пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений по

окончании рабочего времени, проверки подвижного состава под

погрузку горючих грузов и постоянно контролировать его соблюдение

инженерно — техническими работниками (ИТР), рабочими, служащими и

обслуживающим персоналом;

организовать изучение и контроль за соблюдением правил

пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности

всеми ИТР, рабочими, служащими и обслуживающим персоналом,

обеспечив подразделения объекта средствами противопожарной

пропаганды (плакаты, стенды, макеты, знаки безопасности);

организовать на объекте добровольную пожарную дружину (ДПД) и

пожарно — техническую комиссию и обеспечить их работу в

соответствии с действующими положениями, обеспечить объект

средствами пожаротушения согласно установленным нормам;

организовать для ИТР, служащих и рабочих проведение

противопожарного инструктажа и занятий по пожарно — техническому

минимуму в соответствии с пунктами 2.10 — 2.25 настоящих Правил и

Приложением 1;

периодически проверять боеготовность объектовой пожарной

охраны и ДПД, принимать необходимые меры по улучшению их работы;

периодически проверять состояние пожарной безопасности

объекта, наличие и исправность технических средств противопожарной

защиты и пожарной техники, принимать срочные меры по устранению

выявленных недостатков;

организовать разработку и внедрение мероприятий, направленных

на:

совершенствование противопожарного режима, снижение пожарной

опасности технологических процессов; производственного

оборудования и подвижного состава;

обеспечение безопасности людей и защиту материальных ценностей

при возникновении пожара;

обеспечить назначение приказами или распоряжениями

руководителей подразделений лиц, ответственных за пожарную

безопасность отдельных помещений, а также назначить приказом по

объекту лиц, ответственных за эксплуатацию и исправное техническое

состояние систем отопления и вентиляции, противодымной защиты,

электроустановок, противопожарного водоснабжения, средств связи и

пожаротушения, установок пожарной автоматики и систем оповещения о

пожаре;

включить в функциональные обязанности должностных лиц,

инженерно — технических работников и других специалистов

разработку и внедрение мероприятий по вопросам пожарной

безопасности, исходя из возложенных на них служебных и

производственных задач;

обеспечить разработку инструкций о мерах пожарной безопасности

для всех подразделений и отдельных видов пожароопасных работ в

соответствии с требованиями настоящих Правил;

организовать контроль за погрузкой, сортировкой и выгрузкой

опасных грузов в части соблюдения мер пожарной безопасности, а

также за подготовкой подвижного состава под погрузку указанных

грузов;

организовать своевременное выполнение мероприятий по

обеспечению пожарной безопасности;

обеспечить разработку плана действия ИТР, рабочих и

обслуживающего персонала при возникновении пожара на объекте и в

подразделениях и проводить один раз в год практические занятия по

отработке этих планов;

обеспечить своевременное расследование пожаров, установление

причин их возникновения и виновных лиц, а также разработку

мероприятий по предотвращению пожаров.
Ответственность и обязанности руководителей

подразделений (цехов, отделений, участков, лабораторий,

складов, мастерских и подвижного состава)
2.3. Ответственность за пожарную безопасность в подразделениях

и в подвижном составе несут их руководители, которые назначают

лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений

или оборудования из числа ИТР, служащих, рабочих и обслуживающего

персонала.

Таблички с указанием лиц, ответственных за пожарную

безопасность, должны вывешиваться на видных местах, при входе в

помещение.

2.4. Руководители подразделений и лица, ответственные за

пожарную безопасность в подвижном составе и в отдельных помещениях

(изолированных рабочих местах), обязаны:

обеспечить соблюдение установленного противопожарного режима,

правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной

безопасности, не допускать к работе лиц, не прошедших инструктажа

по соблюдению мер пожарной безопасности;

проводить периодические осмотры территории, зданий,

производственных и служебных помещений с целью контроля за

содержанием путей эвакуации, противопожарных преград,

противопожарных разрывов, подъездов и дорог, средств пожаротушения

(гидрантов, внутренних пожарных кранов, огнетушителей) и принимать

срочные меры по устранению обнаруженных нарушений и недостатков;

обеспечивать исправное содержание, постоянную готовность к

действию установок пожаротушения, пожарной сигнализации,

оповещения и связи;

следить за исправностью приборов отопления, вентиляции,

электроустановок, технологического и производственного

оборудования и немедленно принимать меры по устранению

обнаруженных неисправностей, которые могут привести к

возникновению пожара;

знать пожарную опасность технологических процессов,

технологического и производственного оборудования, находящихся в

помещениях и обращающихся в производстве веществ и материалов,

категорию помещений производственного и складского назначения по

взрывопожарной и пожарной опасности и требования безопасности,

предъявляемые к ним, обеспечивая строгое их соблюдение, а также

безопасное хранение, применение и транспортирование взрывоопасных

и пожароопасных веществ и материалов;

следить за своевременной уборкой помещений и рабочих мест, а

также за отключением электроприемников, за исключением дежурного

освещения, после окончания работы;

в случае возникновения пожара или обнаружения его признаков

немедленно сообщить в пожарную охрану, поставить в известность

руководство объекта и приступить к ликвидации пожара, действуя в

соответствии с требованиями раздела 7 главы 1 настоящих Правил, а

также действующих инструкций по обеспечению пожарной безопасности

в подвижном составе железнодорожного транспорта.

Руководители подразделений обязаны:

разрабатывать планы эвакуации людей и материальных ценностей

на случай возникновения пожара и вывешивать их на видных местах, а

также организовывать периодически их практическую отработку;

своевременно выполнять мероприятия по обеспечению пожарной

безопасности, предложенные пожарной охраной, разработанные

пожарно — технической комиссией объекта, а также предусмотренные

приказами и указаниями руководства объекта.

2.5. Ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых

локомотивов, моторвагонного подвижного состава и рефрижераторных

секций (поездов) несут:

машинисты — за принятые ими локомотивы, дизель- или

электропоезда;

начальники (механики) — за принятые ими рефрижераторные секции

(поезда);

начальники депо — за локомотивы, моторвагонный подвижной

состав и рефрижераторные секции (поезда), приписанные к депо.

Все они обязаны выполнять требования п. 2.4 настоящих Правил,

а также действующих инструкций по обеспечению пожарной

безопасности на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и в

рефрижераторных секциях (поездах).

2.6. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности

пассажирских поездов несут:

начальники (механики — бригадиры) за принятые ими поезда, а

также проводники, багажные раздатчики, экспедиторы почтовых

вагонов, директора вагонов — ресторанов, заведующие купе —

буфетами, старшие механики — дизелисты вагонов —

дизельэлектростанций за принятые ими вагоны;

ответственность за обеспечение пожарной безопасности вагонов с

видеосалонами несут лица, допущенные к обслуживанию этих вагонов;

начальники вагонных депо (участков, дирекций) за подвижной

состав, приписанный к депо (участку, дирекции) и находящийся в

ремонте, независимо от места приписки.

Они обязаны выполнять требования п. 2.4 настоящих Правил, а

также действующих инструкций по обеспечению пожарной безопасности

в перечисленных выше вагонах пассажирских поездов.

2.7. Ответственность и обязанность лиц по обеспечению пожарной

безопасности при перевозке грузов регламентируются Уставом

железных дорог и Правилами перевозок грузов.

2.8. Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности,

в зависимости от характера нарушений и их последствий, несут

ответственность дисциплинарную, материальную, административную и

уголовную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.9. Каждый работающий обязан:

четко знать и выполнять установленные правила пожарной

безопасности, не допускать действий, которые могут привести к

пожару;

строго выполнять требования технологических регламентов

(инструкций) по обеспечению пожарной безопасности в

технологических процессах и в подвижном составе;

не допускать использование неисправных инструментов, приборов,

оборудования, соблюдать правила безопасности по их эксплуатации, а

также указания руководителей и лиц, ответственных за пожарную

безопасность при проведении пожароопасных работ;

производить уборку рабочих мест и отключать электроприемники

по окончании работы;

уметь применять имеющиеся в подразделении (подвижном составе)

средства пожаротушения;

в случае возникновения пожара или обнаружения его признаков

немедленно сообщить в пожарную охрану, а в подвижном составе в

пути следования — начальнику (механику — бригадиру) поезда или

машинисту локомотива и принять меры к ликвидации пожара и

эвакуации пассажиров, действуя в соответствии с требованиями

раздела 7 главы 1 Правил, а также действующих инструкций по

обеспечению пожарной безопасности в подвижном составе

железнодорожного транспорта.
Организация противопожарной подготовки ИТР,

рабочих, служащих и обслуживающего персонала
2.10. Все ИТР, рабочие и служащие железнодорожного транспорта

должны проходить специальную противопожарную подготовку с целью

изучения:

правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной

безопасности, распространяющихся на объект и его подразделения;

характеристик пожарной опасности зданий, сооружений,

технологических процессов, технологического и производственного

оборудования, а также систем предотвращения пожара и

противопожарной защиты;

показателей пожарной опасности хранимых, используемых и

обращающихся в производстве веществ и материалов;

правил содержания и применения средств пожаротушения;

действий в случае возникновения пожара.

2.11. Противопожарная подготовка должна включать

противопожарный инструктаж (вводный, первичный, повторный,

внеплановый и текущий) и занятия по пожарно — техническому

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   15

Похожие:

Приказ от 14 ноября 1994 г. N 299 о внесении дополнений в инструкцию,…
Внести дополнения в Инструкцию о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и…
26 ноября 1997 года Согласовано гу гаи мвд россии В. У. Тимошин
Всн 24-88 "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог", всн 6-90 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных…
«согласовано» Начальник гибдд красногвардейского района подполковник Бодров паспорт
Служба спасения 112 (для звонков с сотовых телефонов даже без sim-карты, без денег на счете и с заблокированной клавиатурой)
Инструкция по организации безопасного проведения огневых работ в…
Согласовано главное управление Государственной противопожарной службы мвд российской Федерации
Закон nr. 968
Опубликован : 17. 03. 1992 в Monitorul Oficial Nr. 003     статья № : 69-1     Промульгирован : 17. 03. 1992     Дата вступления…
Завещание Петра I не сохранилось. Однако в Западной Европе широко…
Впрочем, мнение о том, будто это фальшивка, разделяется не всеми. Насколько можно судить по книге , в подлинность "Завещания…
Регламентации и действующей практики срочной военной службы и ее перспектив
Азербайджанской Республике» от 10 июня 1992 года (с изменениями от 26 августа 1992, 12 января 1993, 21 апреля 1993, и 2 апреля 1999…
Инструкция по охране труда при работе на высоте тои р-112-01-93
Согласованы постановлением президиума ЦК российского профсоюза работников химических отраслей промышленности от 26 ноября 1993 г….
Приказ от 24 ноября 2008 г. N 1001 о порядке регистрации транспортных…
Российской Федерации" и от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных…
Типовая инструкция по охране труда при сливе-наливе вязких нефтепродуктов тои р-112-02-93
Согласованы постановлением президиума ЦК российского профсоюза работников химических отраслей промышленности от 26 ноября 1993 г….

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Школьные материалы

skachate.ru

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ппбо-109-92 Согласованы Утверждены мвд РФ министерством путей сообщения РФ

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление военизированной охраны

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 ППБО-109-92

Согласованы Утверждены
МВД РФ Министерством путей сообщения РФ
5 августа 1992г. 11 ноября 1992г.
ППБО-109-92

Настоящие правила разработаны Государственным институтом технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта совместно с Управлением военизированной охраны МПС РФ, согласованы с Министерством внутренних дел РФ 05.08.92 и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 24.12.92.

В разработке правил принимали участие: сотрудники института П.П.

"ППБО-109-92. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте"

Девлишев, М.А. Лехтман; сотрудники Управления военизированной охраны М.С.Белан, В.П.Аксютин.

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность железнодорожного транспорта. Они определяют основные требования пожарной безопасности на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта и являются обязательными для исполнения всеми организациями, учреждениями, предприятиями и объединениями МПС России, а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта.

Требования пожарной безопасности для ведомственных жилых домов, административных и общественных зданий и других объектов, принадлежащих МПС России, не вошедшие в настоящие Правила, определяются соответствующими правилами, утвержденными или согласованными Службой противопожарных и аварийно- спасательных работ (СПАСР) МВД России.

1.2. Контроль за выполнением правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с действующим законодательством

1.3. Наряду с настоящими Правилами при обеспечении пожарной безопасности объектов следует руководствоваться: стандартами системы стандартов безопасности труда; строительными нормами и правилами; нормами технологического проектирования; республиканскими правилами пожарной безопасности; Правилами перевозки грузов; Правилами устройства электроустановок; Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей: Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей; Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением; Правилами безопасности в газовом хозяйстве; инструкциями по эксплуатации и техническими условиями на изделия, вещества и материалы, а также нормативными документами МПС.

1.4. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

Ответственность и обязанности руководителей объектов (организаций, объединений, заводов, депо, дистанций, станций, малых, совместных предприятий и др.)

2.1. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности объектов несут их руководители.

2.2. Руководитель объекта о б я з а н: установить на территории, в производственных, административных, складских, вспомогательных зданиях и помещениях объекта противопожарный режим, определить и оборудовать места для курения, определить места и допустимое количество единовременного хранения сырья и готовой продукции, установить порядок проведения пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания рабочего дня, проверки подвижного состава под погрузку опасных грузов и организовать постоянный контроль за соблюдением установленного порядка инженерно-техническими работниками (ИТР), рабочими, служащими и обслуживающим персоналом;

организовать изучение и контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности ИТР, рабочими, служащими и обслуживающим персоналом, обеспечив подразделения объекта средствами противопожарной пропаганды (плакатами, стендами, макетами, знаками безопасности);

организовать на объекте добровольную пожарную дружину (ДПД) и пожарно-техническую комиссию и обеспечить их работу в соответствии с действующими положениями, обеспечить объект средствами пожаротушения согласно Нормам оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения. Для строящихся и реконструируемых объектов (приложение 1) нормы первичных средств пожаротушения приведены в приложении 2.

проводить для ИТР, служащих и рабочих противопожарный инструктаж и занятия по пожарно-техническому минимуму в соответствии с пп. 2.10. — 2.25 главы 1 настоящих Правил и приложениями 3 и 4;

периодически проверять боеготовность пожарной охраны и ДПД на объекте, принимать необходимые меры по улучшению их работы;

периодически проверять состояние пожарной безопасности объекта, наличие и исправность технических средств противопожарной защиты, принимать срочные меры по устранению выявленных недостатков;

организовать разработку и внедрение мероприятий, направленных на совершенствование противопожарного режима, снижение пожарной опасности технологических процессов, производственного оборудования и подвижного состава, а также на обеспечение безопасности людей и защиту материальных ценностей при возникновении пожара;

издавать приказы или распоряжения о назначении руководителями подразделений лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений, а также приказы о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию и исправное техническое состояние систем отопления и вентиляции, противодымной защиты, электроустановок, противопожарного водоснабжения, средств связи и пожаротушения, установок пожарной автоматики и систем оповещения о пожаре на объекте;

включить в обязанности должностных лиц, инженерно-технических работников и других специалистов разработку и внедрение мероприятий по вопросам пожарной безопасности исходя из служебных и производственных задач;

обеспечить разработку инструкций о мерах пожарной безопасности для подразделений и отдельных видов пожароопасных работ в соответствии с требованиями настоящих Правил;

организовать контроль за погрузкой, сортировкой и выгрузкой опасных грузов, в части соблюдения мер пожарной безопасности, а также за подготовкой подвижного состава под погрузку указанных грузов;

организовать своевременное выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

обеспечить разработку плана действий ИТР, рабочих и обслуживающего персонала при возникновении пожара на объекте и в подразделениях и проводить раз в год практические занятия по отработке этих планов;

обеспечить своевременное расследование случаев пожара, причин их возникновения и виновных лиц, а также разработку мероприятий по их предотвращению.

Ответственность и обязанности руководителей подразделений (цехов, отделений, участков, лабораторий, складов, мастерских и подвижного состава)

2.3. Ответственность за пожарную безопасность в подразделениях и в подвижном составе несут их руководители, которые назначают лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений или оборудования из числа ИТР, служащих, рабочих и обслуживающего персонала.

Таблички с указанием лиц, ответственных за пожарную безопасность, должны быть вывешены на видных местах при входе в помещение.

2.4. Руководители подразделений и лица, ответственные за пожарную безопасность в подвижном составе и в помещениях (изолированных рабочих местах), обязаны:

обеспечить соблюдение установленного противопожарного режима, правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности; не допускать к работе лиц, не прошедших инструктаж по соблюдению мер пожарной безопасности;

проводить периодические осмотры территории, зданий, производственных и служебных помещений с целью контроля за содержанием путей эвакуации, противопожарных преград, разрывов, подъездов и дорог, средств пожаротушения (гидрантов, внутренних пожарных кранов, огнетушителей) и принимать срочные меры по устранению обнаруженных нарушений и недостатков;

обеспечить исправное содержание, постоянную готовность к действию установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и связи;

следить за исправностью приборов отопления, вентиляции, электроустановок, технологического и производственного оборудования и немедленно принимать меры по устранению обнаруженных неисправностей, которые могут привести к возникновению пожара;

знать пожарную опасность технологических процессов, технологического и производственного оборудования, находящихся в помещениях и используемых в производстве веществ и материалов, категории помещений производственного и складского назначения по взрывопожарной и пожарной опасности, требования безопасности, предъявляемые к ним, обеспечивая строгое их соблюдение, а также безопасное хранение, применение и транспортировку взрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов;

следить за своевременной уборкой помещений и рабочих мест, а также за отключением бытовых электроприборов, за исключением дежурного освещения, после окончания работы;

в случае возникновения пожара или обнаружения его признаков немедленно сообщить об этом в пожарную охрану, известить руководителей объекта и приступить к его ликвидации, действуя в соответствии с требованиями п. 7 главы 1 настоящих Правил, а также действующих инструкций по обеспечению пожарной безопасности в подвижном составе железнодорожного транспорта.

Руководители подразделений обязаны:

разрабатывать планы эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения пожара и вывешивать их на видных местах, а также организовывать периодически их практическую отработку;

своевременно проводить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, предложенные пожарной охраной, разработанные пожарно-технической комиссией объекта, а также предусмотренные приказами и указаниями руководителей объекта.

2.5. Ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов, моторвагонного подвижного состава и рефрижераторных секций (поездов) несут:

машинисты за принятые ими локомотивы, дизель- или электропоезда;

начальники (механики) за принятые ими рефрижераторные секции (поезда);

начальники депо за локомотивы, моторвагонный подвижной состав и рефрижераторные секции (поезда), приписанные к депо.

Эти работники обязаны выполнять требования п. 2.4 главы 1 настоящих Правил, а также действующих инструкций по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и в рефрижераторных секциях (поездах).

2.6. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в пассажирских поездах несут:

начальники (механики-бригадиры) за принятые ими поезда, а также проводники, приемосдатчики груза и багажа, экспедиторы почтовых вагонов, директора вагонов-ресторанов, заведующие купе-буфетами, старшие механики вагонов-дизель-электростанций за принятые ими вагоны;

ответственность за обеспечение пожарной безопасности вагонов с видеосалонами несут лица, допущенные к обслуживанию этих вагонов;

начальники вагонных депо (участков, дирекций) за подвижной состав, приписанный к депо (участку, дирекции) и находящийся в ремонте независимо от места приписки.

Эти работники обязаны выполнять требования п. 2.4. главы 1 настоящих Правил, а также действующих инструкций по обеспечению пожарной безопасности в перечисленных выше вагонах пассажирских поездов.

2.7. Ответственность и обязанности лиц по обеспечению пожарной безопасности при перевозке грузов регламентируются Уставом железных дорог Союза ССР и Правилами перевозок груза.

2.8. Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.9. Каждый работник обязан:

четко знать и выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару;

строго выполнять требования инструкций по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов в подвижном составе;

не допускать использования неисправных инструментов, приборов, оборудования, соблюдать правила безопасности по их эксплуатации, а также указания руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;

убирать рабочие места и отключать бытовые электроприборы после окончания работы;

уметь применять имеющиеся в подразделении (подвижном составе) средства пожаротушения;

в случае возникновения пожара или обнаружения его признаков немедленно сообщить об этом в пожарную охрану, а в подвижном составе в пути следования — начальнику (механику-бригадиру) поезда или машинисту локомотива и принять меры к ликвидации пожара и эвакуации пассажиров, действуя в соответствии с требованиями п. 7 главы 1 Правил, а также действующих инструкций по обеспечению пожарной безопасности в подвижном составе железнодорожного транспорта.

Организация противопожарной подготовки ИТР, рабочих, служащих и обслуживающего персонала

2.10. ИТР, рабочие и служащие железнодорожного транспорта должны проходить специальную противопожарную подготовку для изучения:

правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности, распространяющихся на объект и его подразделения;

характеристик пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования, а также систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;

показателей пожарной опасности хранимых и используемых в производстве веществ и материалов;

правил содержания и применения средств пожаротушения:

действий в случае возникновения пожара.

2.11. Противопожарная подготовка должна включать противопожарный инструктаж (вводный, первичный, повторный, внеплановый и текущий) и занятия по пожарно-техническому минимуму, согласно приложению 1.

2.12. Руководитель объекта в приказе устанавливает:

порядок и сроки противопожарного инструктажа и занятий по программе пожарно-технического минимума;

порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения противопожарного инструктажа;

перечень подразделений или профессий, работники которых должны проходить обучение по программе пожарно-технического минимума;

место проведения противопожарного инструктажа и обучения по программе пожарно-технического минимума;

перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение противопожарного инструктажа и занятий по программе пожарно-технического минимума.

2.13 Вводный противопожарный инструктаж должен проводиться со всеми вновь принимаемыми на работу (в том числе и временно) ИТР, рабочими и служащими независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с прикомандированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

2.14. Вводный противопожарный инструктаж должен проводиться в кабинете охраны труда или в специально оборудованном помещении с использованием технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, схем, кинофильмов, диафильмов, образцов всех видов первичных средств пожаротушения, противопожарного инвентаря, пожарной сигнализации и связи, имеющихся на объекте и в подвижном составе).

Вводный противопожарный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по технике безопасности.

2.15. Вводный противопожарный инструктаж проводится работниками пожарной охраны объекта или другими специально подготовленными лицами, назначенными приказом руководителя объекта.

2.16. Факт проведения вводного противопожарного инструктажа и проверки знаний фиксируется в журнале регистрации вводного инструктажа (приложение 5) с обязательной подписью инструктируемого и инструктировавшего. Журнал должен храниться на объекте (в подразделении).

2.17. Первичный противопожарный инструктаж должен проводиться непосредственно на рабочем месте со всеми вновь принятыми на работу, переведенными из одного подразделения в другое, прикомандированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также со строителями при выполнении строительно-монтажных работ на территории объекта (подразделения). Первичный инструктаж проводит лицо, ответственное за пожарную безопасность подразделения с каждым индивидуально.

2.18. Повторный противопожарный инструктаж должны проходить ИТР, рабочие и служащие независимо от квалификации, образования и стажа работы не реже одного раза в шесть месяцев.

2.19. Повторный противопожарный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа с работником или группой работников одной профессии с целью проверки или повышения уровня их знаний правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности.

2.20. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится в случаях:

изменения правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности;

изменения технологических процессов, исходных веществ и материалов, замены или модернизации оборудования и различных видов подвижного состава, а также их внутреннего обустройства;

нарушений ИТР, рабочими и служащими правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности;

перерыва в работе более 60 календарных дней, а для работ, к которым предъявляются повышенные требования пожарной безопасности, — более 30 календарных дней.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится в объеме первичного инструктажа с работником или группой работников одной профессии.

2.21. Текущий противопожарный инструктаж проводится с лицами, допущенными к проведению огневых работ, перед их производством в пожаро- и взрывоопасных помещениях и установках, а также в аварийных ситуациях. Проведение текущего противопожарного инструктажа фиксируется в разрешении на производство огневых работ.

2.22. О проведении первичного, повторного и внепланового противопожарного инструктажа лицо, проводившее инструктаж, делает запись в специальном журнале (приложение 6).

Допускается использовать для этого журнал по охране труда (технике безопасности).

2.23. Занятия по пожарно-техническому минимуму проводятся по программе, утвержденной руководителем объекта (см. приложение 4).

Обучение по программе должно проводиться непосредственно на рабочих местах с группами специалистов определенной категории лицами, назначенными приказом руководителя объекта.

2.24. После окончания занятий по программе пожарно-технического минимума лица, прошедшие обучение, должны сдать зачеты представителю пожарной охраны объекта. Результаты зачетов фиксируют в соответствующем документе (протоколе, акте), где указывают оценки по изученным темам.

2.25. Контроль за своевременностью и качеством проведения инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму возлагается на начальствующий состав пожарной охраны дороги, а учет проинструктированных и обучаемых по программе пожарно-технического минимума — на лиц, ответственных за пожарную безопасность, или на других работников, назначаемых руководителем объекта (подразделения). Вновь принятые на работу ИТР, рабочие и служащие, не прошедшие первичный противопожарный инструктаж, к работе не допускаются.

3. Содержание территории, зданий помещений и сооружений

Содержание территории

3.1. Территория объектов железнодорожного транспорта должна постоянно содержаться в чистоте и систематически очищаться от производственных и бытовых отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и тополиного пуха. Промасленные обтирочные концы и другие пожароопасные производственные отходы должны храниться на специально отведенных участках в закрываемых металлических ящиках. Производственные отходы, не подлежащие утилизации, необходимо регулярно убирать и вывозить с территории объекта.

3.2. Ко всем зданиям и сооружениям объекта должен быть обеспечен свободный доступ. Проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и пожарным водоисточникам, а также подступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть свободными. Противопожарные разрывы между зданиями не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования, упаковочной тары, стоянки любых видов транспорта, строительства и размещения временных зданий и сооружений. Горючие отходы в мусороприемниках и контейнерах, а также тара из-под лакокрасочных материалов должны храниться на специальных площадках, расположенных на расстоянии не менее 20 м от зданий и сооружений. Тара из-под горючих жидкостей должна быть плотно закрыта.

страница 1страница 2 … страница 5страница 6

Другие похожие работы:

Огнетушители на РЖД. Обеспечение пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов

Пожарная безопасность электроустановок.

Пожарная безопасность электроустановок достигается:

организацией и своевременным проведением профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов электрооборудования, аппаратуры и электросетей, а также своевременным устранением их неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара;

правильностью выбора и применения кабелей, электропроводов, двигателей, светильников и другого электрооборудования в зависимости от классификации зон по ПУЭ и характеристик окружающей среды;

контролем за состоянием аппаратов защиты от коротких замыканий, перегрузок, а также других аварийных режимов работы;

исправностью автоматических установок и средств, предназначенных для ликвидации пожаров в электроустановках и кабельных помещениях;

обучение и инструктаж дежурного персонала по вопросам пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок;

разработка мер по предупреждению пожаров и загораний от электроустановок.

Электрические сети и электрооборудование, находящиеся в эксплуатации на объекте, должны отвечать требованиям действующих "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ), "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", а также специальных Правил, разработанных ОАО «РЖД».

Все электроустановки должны быть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других аварийных режимов, могущих привести к пожарам. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны с указанием клейма номинального тока вставки (клеймо ставится заводом-изготовителем или электротехнической лабораторией).

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92 (стр. 1 )

Аппараты защиты должны содержаться в работоспособном состоянии.

Дежурный электрик (сменный электромонтер) обязан принимать немедленные меры к устранению нарушений, которые могут привести к пожарам и загораниям.

Проверка изоляции кабелей, проводов, надежности соединений, защитного заземления, режима работы электродвигателей должна производиться в установленные сроки.

Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей, во избежание опасных в пожарном отношении переходных сопротивлений, необходимо производить при помощи опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.

Устройство и эксплуатация электросетей-времянок, не допускаются.

Не допускается прохождение воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок над кровлями зданий, навесами, штабелями леса, складами волокнистых материалов, торфа, дров и других горючих материалов.

Осветительные прожектора на объектах следует устанавливать на отдельных опорах. Запрещается устанавливать их на сгораемых кровлях строений и зданий.

Переносные светильники должны быть оборудованы защитными стеклянными колпаками и сетками. Для этих светильников и другой переносной электроаппаратуры необходимо применять гибкие кабели и провода, предназначенные для этой цели.

Установленное в зданиях маслонаполненное электрооборудование должно быть защищено стационарными и передвижными установками пожаротушения в соответствии с требованиями ПУЭ.

(ЦУО-112)

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2512;

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *