Справочник

Правила проезда пешеходного перехода

Официальная статистика МВД подтверждает, что главная причина большинства ДТП в стране – это нарушение Правил дорожного движения на пешеходных переходах.

Поэтому в 2018 году взаимоотношения автомобилистов и пешеходов претерпели некоторые изменения.

Рассмотрим правила проезда пешеходного перехода в новой редакции.

Виды наземных переходов

Согласно ПДД, пешеходный переход — участок на дороге, на котором нанесена разметка, установлена звуковая сигнализация и специальные знаки для безопасного передвижения пешеходов на другую сторону дороги. Отсутствие подобных обозначений говорит о том, что на таком месте людям запрещается пересекать дорогу.

Пешеходные переходы могут быть размещены и на перекрестках, и на других участках дороги. Ширина перехода соответствует ширине разметки «зебра».

В случае отсутствия разметки на дороге, ширину перехода определяют установленные с двух сторон специальные знаки – синий прямоугольник с выделенным белым треугольником, в котором черным цветом схематически изображен человек, шагающий по зебре.

Можно выделить два типа пешеходных переходов, для которых существуют отдельные правила пропуска пешеходов на пешеходном переходе:

  1. Регулируемый. Помимо разметки «зебра», нанесенной на дорожном покрытии, регулируемый перекресток оснащен светофором. Последний призван регулировать дорожное движение на этом участке. В случае поломки светофора или если он постоянно мигает желтым цветом, этот пешеходный переход автоматически превращается в нерегулируемый.
  2. Нерегулируемый. О наличии пешеходного перехода говорит только нанесенная на дорожную полосу разметка.

Рассмотрим важные особенности проезда пешеходного перехода по новым правилам.

Нововведения в ПДД

Пункт 14.3.

Про пешеходный переход

устанавливает правила поведения автомобилистов на регулируемых пешеходных переходах.

Пешеход имеет преимущество в пересечении проезжей части по пешеходному переходу. Его следует пропустить, и дать возможность закончить переход участка, даже если у водителя загорелся зеленый сигнал светофора.

Более того, водитель не вправе подавать звуковой сигнал, тем самым подгоняя пешеходов. Такое действие карается достаточно высокими штрафами.

Уступите дорогу пешеходу!

В новой редакции ПДД изменилась трактовка некоторых пунктов, касающихся движения на нерегулируемых переходах.

Старая редакция обязывала всех водителей «пропустить пешехода» на переходе, а в новой встречается другая формулировка – «уступить дорогу». Рядовому автолюбителю может показаться, что смысл остался тот же, однако на самом деле подход изменился кардинально.

Как пропускать пешехода на пешеходном переходе по новым правилам? Старые ПДД под термином «пропустить пешехода» имели ввиду следующие действия – только пешеход ступил на дорожную разметку, все автолюбители обязаны остановиться и пропустить его, другими словами, — ожидать, пока он до конца не пройдет «зебру».

Новая редакция Правил дорожного движения предусмотрела обязанность автомобилиста остановиться, уступить дорогу пешеходу тогда, когда он находится еще не на дорожной полосе, а на небольшом расстоянии от нее, а движущийся автомобиль может создать помеху для его передвижения.

Таким образом новые поправки защищают в большей мере права пешеходов. Ведь если машина не остановится, человек будет вынужден поменять либо скорость своего движения, либо его траекторию.

Формулировка «уступить дорогу» предполагает, что водитель вправе продолжать движение через пешеходный переход только в том случае, если пешеход находится далеко от дорожной разметки.

Если же пешеход стоит на тротуаре и разговаривает по телефону, водитель не обязан пропускать его. Согласно задумке законодателей, этот подход будет стимулировать людей быстро переходить переход, не создавать тем самым заторы. Такое нововведение окажется особенно полезным для мегаполисов.

Предотвращение заторов

Заторы на дорогах в мегаполисах — это уже привычное явление. Поэтому часто случается, что водители вынуждены останавливаться непосредственно на «зебре», а это уже запрещено новой редакцией ПДД.

Согласно ПДД, если есть вероятность того, что водителю автомобиля придется затормозить прямо на дорожной разметке, он должен заранее предотвратить эту ситуацию.

Другими словами, даже если автомобиль встал на «зебре» в результате затора, в любом случае водитель должен понести наказание. Данное требование объясняется следующими факторами:

  • оставаясь на дорожной разметке, автомобиль создает помеху для нормального движения пешеходов;
  • стоящая на «зебре» машина снижает видимость, из-за чего другой автомобилист может начать движение в то время, когда по разметке идут люди.

Во всех вышеперечисленных случаях повышаются шансы возникновения ДТП и получения травм.

Также стоит заметить, что правила дорожного движения для водителей запрещают на пешеходном переходе следующие действия:

  • разворачиваться;
  • оставлять свои автомобили;
  • двигаться назад.

Поскольку пешеходный переход – это особый участок дороги, в отношении него разработаны эти отдельные нормы.

Трамвайные пути

В новой редакции ПДД добавили текст о пешеходном переходе на трамвайных путях. Благодаря этому удалось устранить спорную ситуацию в старой редакции Правил.

Ранее участок трамвайных путей, пересекающийся с пешеходным переходом сквозь проезжую часть, не давал преимущества для движения пешеходу.

В новой редакции ПДД участок трамвайных путей может относиться к пешеходному переходу. В ней говорится, что пешеходный переход – участок проезжей части дорожного покрытия, в том числе, и трамвайных путей, который обозначен разметкой и соответствующими знаками.

Теперь на этих участках дороги от водителя трамвая требуется пропускать людей, которые идут по переходу.

Конечно, пешеходы, в свою очередь, также должны быть внимательными, поскольку это транспортное средство огромной массы не способно мгновенно затормозить.

Обгон на разметке

Разрешен ли обгон на пешеходном переходе? На «зебре» обгон ТС категорически запрещается даже тогда, когда на ней нет пешеходов.

Если раньше один автомобиль мог остановиться или притормозить перед разметкой, другие, при отсутствии пешеходов, могли на небольшой скорости продолжать движение по соседним полосам.

Дополнения к ПДД теперь обязуют всех автомобилистов понижать скорость или останавливаться на пешеходном переходе, если одна из машин притормозила.

Какие предусмотрены штрафы?

Если водитель не пропустил пешехода, идущего по дорожной разметке, он должен быть готов к тому, чтобы заплатить штраф.

Какова сумма штрафа за данное нарушение ПДД? В настоящее время (с 11.10.2017 года) его сумма может варьироваться от 1500 рублей до 2500 рублей, зависимо от тяжести нарушения.

Водитель вправе обжаловать его в случае, если перед ним были автомобили, поэтому обзор был плохим. При этом водитель мог просто не заметить пешехода, идущего по «зебре». Если же обзор был хорошим, в итоге штраф все равно придется оплатить.

Кроме того, если сотрудники ГИБДД имеют видеозапись, сделанную видеорегистратором или с помощью камеры, обжаловать штраф, увы, не получится.

Несмотря на то, что водители обязаны уступать дорогу, от пешеходов также ожидается, что они будут удостоверяться в безопасности перехода. Благодаря взаимному вниманию и уважению дорожное движение будет более безопасным.

Материалы: http://pravo-auto.com/pravila-proezda-peshehodnogo-perehoda-v-novoj-redaktsii/

Изменения ПДД с 15 апреля 2015 года — диагональные переходы

На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства от 2 апреля 2015 г. № 315 "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации". Поправки инициированы Министерством транспорта РФ. Изменения ПДД вступают в силу через 7 дней после официального опубликования — с 15 апреля 2015 года.

Изменений много, они интересны и спорны. Наиболее заметные  — диагональные пешеходные переходы, обозначение парковочных карманов продольной разметкой, легализация "VIP-парковок" — теперь в Правилах есть табличка "только для владельцев парковочных разрешений". Как и год назад уделено внимание велосипедистам, теперь они могут двигаться по выделенной полосе для маршрутного транспорта, а для полосы велосипедистов на проезжей части появились специальные знаки. Материал состоит из двух частей.

Правила проезда пешеходного перехода в новой редакции

Основной, по изменениям в тексте Правил и дополнительный о новых знаках и разметке.

Новое определение "Островок безопасности"

"Островок безопасности" — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

У всех на слуху понятие "Островок безопасности", однако до сих пор он не имел определения в Правилах дорожного движения. Формальное изменение, не вносящее изменений в организацию движения. Ранее пешеходы останавливались на разделительной полосе, теперь им выделено на этой полосе специальное место.

Изменение определения "Полоса для велосипедистов"

Изменено обозначение велосипедной полосы на проезжей части

"Полоса для велосипедистов" — полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.

"Полоса для велосипедистов" — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

Введен новый знак 5.14.2. "Полоса для велосипедистов". Для обозначения полосы больше нет необходимости размещать комбинацию из двух знаков и обязательно над полосой. Возможно и размещения с краю проезжей части, аналогично, как и знак "Полоса для маршрутных транспортных средств"

Диагональные пешеходные переходы

Диагональный пешеходный переход в Японии

4.3.Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.3.Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В пункт 4.3 внесен новый абзац, который допускает переходить перекресток по диагонали. Обратите внимание на условия, при которых возможен такой переход:

  1. Только на регулируемых перекрестках;
  2. Только при наличии разметки обозначающей пешеходный переход 1.14.1 или 1.14.2.

Пешеходам НЕ разрешили переходить дорогу по диагонали, как заявляется во многих заголовках, вышедших публикаций. Такое пересечение возможно только при соответствующей организации движения через перекресток.

Применение определения "Островок безопасности"

Выйдя на проезжую часть(трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Если пешеход не успел перейти дорогу, остановиться он должен в первую очередь на островке безопасности или на линии на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. По другому и быть не может. Пожалуй, предлог "или" логичнее было бы заменить на ", а в случае его отсутствия". Но выше мы отметили, большого значения это изменение ПДД не имеет.

Красный контур в дополнительной секции

Красный контур в дополнительной секции светофора

Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Еще одно формальное изменение, на практике такие светофоры уже применяются. Отражение данного факта в Правилах лишним не будет.

Способ постановки на стоянку

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.

Полезное уточнение по способу постановки транспортного средства. Вы вероятно встречали стихийные парковки под углом к краю проезжей части. До 15 апреля 2015 года регулировался такой способ постановки неопределенной конфигурацией проезжей части и неопределенным "иным" расположением. С учетом дефицита парковочных мест любой карман или уширение проезжей части можно было считать допускающим "непараллельную" парковку, даже если такой карман был узким и не предназначен для такого расположения. В результате создавались препятствия для движения по проезжей части.

В новой редакции ставить транспортное средство можно только параллельно краю проезжей части, если иное прямо не указано:

  • знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки;
  • знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 без линий дорожной разметки.
  • знаком 6.4 и линиями дорожной разметки;

Парковка в кармане обозначенном знаком 6.4 с табличкой 8.6.5 и разметкой 1.1

Парковка под углом в кармане обозначенном знаком 6.4 с табличкой 8.6.5 без разметки 1.1

К этой ситуации может возникнуть вопрос: "Почему же такая парковка является неправильной? Условие — знак 6.4 + табличка — выполнено" Посмотрим еще раз на новые абзацы в п.12.2 Правил.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых. Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение. Способ постановки в этой ситуации определяется табличкой. Таблички обозначающей способ постановки под углом в ПДД РФ нет. Таблички 8.6.4 — 8.6.9 указывают способ постановки — перпендикулярно краю проезжей части. Возможность поставить автомобиль под углом с применением таких табличек обозначена во втором абзаце этой поправки, где требуется выполнение условия: "Знак 6.4 + табличка 8.6.4 — 8.6.9 + разметка". Этот абзац исключает противоречие табличек 8.6.4 — 8.6.9 и разметки, нанесенной под углом к краю проезжей части.

Парковка перпендикулярно краю проезжей части в кармане обозначенном знаком 6.4 с табличкой 8.6.5 без разметки

Либо для постановки автомобиля под углом должно быть выполнено условие из первого абзаца "Знак 6.4 + разметка", когда табличка на знаке отсутствует. Только при выполнении этих условий при организации парковки допускается ставить автомобиль под углом к краю проезжей части.

Парковка в кармане обозначенном знаком 6.4 и разметкой 1.1

Парковка в не обозначенном кармане

Парковка в кармане обозначенном только знаком 6.4

Парковка в не обозначенном кармане с нарушением ПДД

Обратите внимание, для парковки под любым углом краю проезжей части применение знака 6.4 обязательно.

Разрешено движение велосипедистов по полосе МТС

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Крайне спорная поправка. Благой целью является расширить велосипедные маршруты. Представьте самую простую ситуацию. Полоса МТС согласно ГОСТ выделяется разметкой 1.1 и имеет ширину 3.5 метра:

Автобус и велосипедист на одной полосе движения

  • Крупногабаритный автобус догоняет велосипедиста. Места для опережения с безопасным интервалом — нет
  • Обратная ситуация, велосипедист подъезжает к автобусу, стоящему на остановке.

Обе ситуации провоцируют нарушение Правил дорожного движения.

Внимание, велосипедисты! Обратите внимание, привилегия движения по выделенной полосе для маршрутных транспортных, как и в случае разрешения движения легкового такси обозначено только в 18 главе Правил. Привилегий относительно действия знаков и разметки нет.

Требования знаков 3.1, 3.2, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27, 4.1.1-4.1.6, обязательны к исполнению велосипедистами.

Если въезд на полосу МТС запрещен, то запрещен на всем протяжении участка действия знака, вне зависимости от того в каком месте на него осуществлен въезд. Утверждение дискуссионное, но избежать ответственности возможно лишь гипотетически. Фактически на это потребуется ресурсов несравнимых с размером штрафа.

По материалам с сайта: ruspdd.ru

Особенности пропуска пешеходов в 2018 году

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *