Справочник

Правительство РФ является

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе­деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со­
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают эконо­мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот­стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто­ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит­ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2.  Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров­ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот… который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни­кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации?

ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?

В описанной ситуации изложены два факта:

1)     коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2)     испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от­рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3.  Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече­ния успешности начатого дела?

Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить:

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.). 
  4. Подбор помещения. 
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования. 
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо­рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра­
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Высшим органом исполнительной власти в российской Федерации является

ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ.

В каждом субъекте орган исполнительной власти имеет различное наименование и сложную структуру. В число таких органов входят органы высший исполнительной власти, которые обладают общей компетенцией (к ним относятся администрации и правительства); органы по отраслевому и межотраслевому управлению (к ним относятся министерства и департаменты, комитеты); также к ним отнесены и территориальные органы исполнительной власти, которые создаются на местах.
Обычно высшим должностным лицом (единоличным главой субъекта) является губернатор. Однако в ряде субъектов данный статус фактического главы субъекта могут иметь должностные лица, которые возглавляют правительство или же администрацию субъекта (например, Коми-Пермяцкий автономный округ и Республика Хакасия). В некоторых случаях статус главы субъекта может иметь коллегиальный орган. В пример можно привести Республику Дагестан, где исполнительную власть возглавляет Государственный совет, который состоит из 14 человек, избираемых сроком на 4 года.
Сам институт единоличного главы субъекта Российской Федерации сначала возник на государственном уровне, после учреждения поста Президента РФ, а затем и в республиках, а ещё позже и в других субъектах. Единоличного главу субъекта принято считать главой исполнительной власти субъекта.
«Правовой статус, полномочия глав субъектов, их администраций, порядок их деятельности определяются в конституциях (уставах), законах субъектов» .
Глава субъекта Федерации избирается его населением на основе существующего в стране всеобщего равного, а также прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет и не более двух сроков подряд.
Полномочия главы субъекта Федерации прекращаются досрочно в случаях:
1. смерти;
2. отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом;
3. отставки по собственному желанию;
4. отрешения от должности Президентом РФ;
5. признания судом недееспособным, ограниченно дееспособным;
6. признания судом безвестно отсутствующим, объявления умершим;
7. вступления в законную силу обвинительного судебного приговора в отношении него;
8. выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9. утраты российского гражданства;
10. отзыва избирателями, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта Федерации.
Что касается 10 пункта, то в данном случае следует учитывать позицию Конституционного Суда. «Согласно 9 пункту Постановления Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что институт отзыва лица, занимающего высшую должность (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации может быть введен при условии установления надлежащих правовых оснований и процедур, с учетом выявленного в настоящем Постановлении конституционно — правового смысла требований, предъявляемых к этому институту. В случае наличия приведённых выше оснований может быть назначено голосование по отзыву руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
«Президент РФ вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить главу (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта от исполнения обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления» .
В случае прекращения полномочий главы (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта, а также в случае прекращения полномочий должностных лиц, которые в соответствии с порядком и очередностью, установленными конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, временно исполняют его обязанности, либо в случае, если указанные должностные лица не могут исполнять временно возложенные на них обязанности. Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта на период до вступления в должность вновь избранного главы (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта Федерации. «Глава субъекта Федерации не может быть депутатом любых представительных органов власти, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской либо другой творческой деятельности» .
При вступлении в должность глава субъекта Федерации приносит присягу в присутствии депутатов органа законодательной власти и иногда — судей судебного органа. Глава имеет собственную печать с изображением герба субъекта. В месте его официального пребывания, а также на транспортных средствах, на которых он следует, поднимается флаг субъекта.
Глава (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта Федерации:
1. представляет его в отношениях с федеральными органами власти, органами власти других субъектов, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать соглашения от имени субъекта;
2. подписывает и обнародует законы либо отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта;
3. устанавливает перечень исполнительных органов власти субъекта Федерации;
4. формирует высший исполнительный орган власти субъекта;
5. награждает государственными наградами субъекта; является гарантом прав и свобод личности, территориальной целостности субъекта, соблюдения законодательства;
6. отменяет акты органов исполнительной власти (министерств, комитетов, управлений, других ведомств в составе администрации или правительства) в случае их противоречия конституции (уставу) и иным законам субъекта, а также актам самого главы;
7. издает правовые акты в форме указов и распоряжений либо постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории субъекта. Эти акты не могут противоречить федеральному законодательству, конституции (уставу) и иным законам субъекта;
8. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта.
Органом, осуществляющим в субъекте Федерации исполнительную и распорядительную власть, является правительство (администрация), иногда называемое «Кабинетом министров» или «Советом министров». В республиках правительство формируется органом законодательной власти и перед ним ответственно. В субъектах, где есть глава субъекта, правительство формируется главой и несет ответственность перед ним и органом законодательной власти субъекта.
«В состав правительства (администрации) входят председатель, его заместители, министры, председатели комитетов, руководители других ведомств, которые назначаются главой субъекта по представлению руководителя правительства» . К примеру, в составе Правительства Республики Тыва находятся председатели Национального банка, Пенсионного и начальник Налоговой инспекции.
Являясь органом исполнительной власти, который несёт основное бремя ответственности за осуществление государственных программ и планов по экономическому и социальному развитию субъекта, правительство (администрация) имеет в своем распоряжении значительные полномочия:
1. возможность осуществлять комплексное экономическое и социальное развитие субъекта;
2. реализует меры по защите интересов субъекта, охране всех форм собственности и общественного порядка, прав и свобод граждан; создает условия для свободного предпринимательства; ведёт разработку бюджета субъекта, а также обеспечивает его реализацию; осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
3. обладает правом по принятию мер для рационального использования, охраны и воспроизводству природных ресурсов;
4. осуществляет руководство подчиненными ему органами управления и организациями;
5. иные полномочия, так как перечень является открытым.
Помимо всего правительство (администрация) может реализовывать свою компетенцию принятием постановлений или распоряжений, которые являются обязательными на всей территории субъекта. Акты нормативно – правового характера, принимаемые правительством (администрацией) действуют на основе и для исполнения конституции (устава) субъекта, его законов, указов и распоряжений (постановлений и распоряжений) главы субъекта, а также федерального законодательства.
Правительство (администрация) субъекта слагает свои полномочия перед вновь избранным главой субъекта или органом законодательной власти. Досрочно его полномочия могут быть прекращены главой субъекта в случае принятия решения об отставке правительства, а также при выражении органом законодательной власти недоверия правительству. Кроме того, правительство само может подать в отставку.
В соответствии с Конституцией РФ органы исполнительной власти субъектов Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах ведения Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти страны.

Список литературы:
1. Габричидзе, Б. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для юрид. вузов / Б. Н. Габричидзе, М. В. Баглай. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 501 с.
2. Стародубцева, И.А. Коллизии в регулировании организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации / И. А. Стародубцева // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 12. — С. 26 – 30.
3. Кутафин, О. Е. Конституционное право России : учебник для юрид. вузов и факультетов / О. Е. Кутафин, Е. И. Козлова. Изд. 5-е доп. и перераб. – М.: Юристъ, 2015. – 578 с.
4. Смоленский, М. Б. Конституционное право Российской Федерации : учебник для юрид. вузов и факультетов / М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм. – Ростов н/Дону : Феникс, 2009. – 438 с.
5. Кокотов, А.Н. Конституционное право России: курс лекций. / А. Н. Кокотов. Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Проспект, 2009. – 296 с.

Главная » Полезные статьи » Высший орган государственной власти

Высший орган государственной власти

Вернуться назад на Государственный орган

Высшие органы государственной власти РФ:

— Президент Российской Федерации;

— Совет Федерации Федерального Собрания;

— Государственная Дума Федерального Собрания;

— Правительство Российской Федерации.

Особый порядок формирования (Президент избирается всенародно, Правительство формируется Президентом при участии Государственной Думы).

Каждый орган государства и органы местного самоуправления действуют в рамках установленных правом полномочий (Федеральное Собрание – законодательные функции, Правительство – исполнительные, Верховный Суд и Высший Арбитражный – судебные).

Каждый орган государства имеет полномочия, закрепленные законодательно (Президент – Конституция).

Каждый орган государства имеет определенную структуру (Федеральное Собрание – из совета федерации и государственной думы).

Органы государства работают в особом порядке (Федеральное Собрание действует в сессионном порядке).

Каждый государственный орган издает присущие ему нормативные правовые акты (Федеральное Собрание – законы и постановления, Президент – указы и распоряжения, Правительство – постановления и распоряжения).

Единство государственной власти олицетворяет Президент РФ. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Проекты федеральных законов вносятся сначала в Государственную Думу. Принятый в Государственной Думе федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения федерального закона Советом Федерации он считается окончательно принятым.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются от различных политических партий, общественных движений либо как независимые кандидаты сроком на 4 года и работают на профессиональной постоянной основе.

Правительство Российской Федерации в определенных ею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя правительства и федеральных министров.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *