Справочник

Право искусство добра и справедливости

"Право – это искусство добра и справедливости"

Античный афоризм

   Право – великая общественная ценность, как и мораль. Эти неразделимые понятия определяют меру свободы нашего поведения. Государство ставит своей главной задачей защиту прав и свобод человека, его жизни. За каждым человеком признаётся личная неприкосновенность, независимость, свобода, способность самостоятельно решать, что для него выгоднее.

   Помимо прав у людей есть обязанности. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (статья 38). Но чаще бывает, что немощные родители: старики, инвалиды,- становятся не нужны своим отрокам. Они попадают в дома престарелых или живут предоставленные  сами себе, порой даже без возможности самостоятельно передвигаться и обслуживать себя. Из-за  любви родители не подают в суд на таких детей, к гуманности которых  взывает государство. Я считаю, что закон будет соблюдаться тогда, когда люди станут понимать его необходимость.

   Информация сейчас распространяется с невероятной скоростью. Телевидение, пресса, интернет доносят до нас все последние новости о событиях в мире, но чаще распространяют личную информацию о публичных людях.

"Право — это искусство добра и справедливости" (Изречение римского права).

Это унижает и оскорбляет их достоинство (статья 28). К сожалению, преступников, вторгающихся в частную жизнь, сложно наказать. Надо помнить всегда золотое правило морали: "Относись к другим так, как относишься к себе" ведь любой из нас может попасть в подобную ситуацию.

  В наше время новейших технологий, казалось бы, такие проблемы как рабство должны были остаться пережитком колониального строя, но и сейчас существует принудительный труд. Людей продают за границу, заставляют работать в невыносимых условиях, унижающих достоинство человека (статья 37).

   Древнеримское выражение гласит: "Право – это искусство добра и справедливости" и я полностью согласна с этим, ведь справедливость и добро – понятия, взаимодополняющие друг друга, а чаще – синонимичные. Право, соединяя в себе эти понятия, сохраняет исторически сложившееся государственное единство, в котором любовь, вера в добро и память предков являются  нравственными основами общества.

Балакина Наталья, ученица 9 класса

Понятие и сущность права.

Вы точно человек?

Право — это искусство добра и справедливости.

Введение

Право — это искусство добра и справедливости.

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. По мере развития общества и государства у людей, естественно менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.

В полной мере сохранили свою значимость и актуальность, например, положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра.

Будучи регулирующей нормой политического общения, право как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить "критерием справедливости". Нужно помнить, прежде всего, что оно получило свое название от justitia – правда, справедливость, что право есть искусство добра, равенства и справедливости.

Между тем в юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. С точки зрения интересующей нас проблемы соотношения права и закона прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права, тенденциях правопонимания.

В современной теории права первая концепция известна под названием позитивистской концепции государства и права.

Разумеется, в сфере права, равно как и в других областях государственной или общественной жизни, никто не может установить истину в последней инстанции, а вместе с ней и критерии правильности подходов к изучению и определению понятия тех или иных явлений, не исключая и самого права.

В сложившихся обстоятельствах наиболее эффективным, а, следовательно, и наиболее приемлемым путем или средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определений и подходов к праву, является выделение и рассмотрение его наиболее важных, свойственных различным типам права, признаков и черт.

Сущность права заключается в том, что оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных групп, слоев, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых. Консолидированная воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие акты, которые становятся обязательными для всех, кому они адресованы.

Право есть публичная форма согласования интересов, средство достижения социального компромисса. И в этом качестве оно объективно необходимо любому современному обществу.

Главная миссия права — быть субъективным, справедливым и эффективным регулятором общественных отношений, участники которых являются носителями соответствующих интересов и потребностей. Последние получают свое выражение прежде всего в принадлежащих им юридических правах и обязанностях, других элементах праворегулирующего механизма. В этом — социальная ценность права.

Понятие и сущность права.

Рассматривая вопрос о понятии права, очень важно четко уяснить, что же такое право, что представляет оно собой, как социальное явление и какие признаки его характеризуют. Необходимость такого различия вытекает уже из смыслового значения слова «право». Если обратиться к словарям, то нетрудно заметить, что в русском языке (да и во многих других языках тоже) это слово имеет несколько значений и употребляется как в юридическом, так и неюридическом смыслах. В частности, слово «право» употребляется в таких смыслах как:

«естественное право»;

«юридическое право»;

«моральное право»;

«право члена общественной организации»;

«материнское право» и т.д.

Этим словом обозначают установленные государством нормы, различные возможности людей (например, право на жизнь, право на образование, право старшинства) и некоторые другие явления. Поэтому говоря о понятии права, нужно, прежде всего, исходить из смыслового значения слова «право» и различать в связи с этим право в обще-социальном и право в юридическом смысле.

Так же, как и государство, право является продуктом общественного развития. В государственно — организованном обществе оно становится основным нормативным регулятором общественных отношений.

Научные представления о праве, его происхождении, месте и роли в системе нормативного регулирования весьма разнообразны. Отметим, что здесь и далее под термином « право» имеется в виду юридическое (или позитивное) право. В этом смысле право — система общеобязательных, формально — определенных, установленных (или санкционированных) государством, обеспеченных государственным принуждением правил поведения (норм), направленных на охрану и регулирование общественных отношений.

Право в обще-социальном смысле — это признаваемая в обществе, социально оправданная возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать соответствующего поведения от других. Право в обще-социальном смысле по сути своей является естественным правом. Оно возникает само по себе, естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой жизнью, вытекающее из общественных потребностей.

Сформировавшись в системе общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством.

Право в юридическом смысле — это установленные или санкционированные государством, государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом смысле — это и есть то, что представители естественно-правовой, психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом.

Позитивное право не тождественно естественному праву. Во-первых, они не совпадают, поскольку естественное право может закрепляться не только в нормах позитивного права, но и, как только что было отмечено, в других социальных нормах. Во-вторых, та свобода, возможность поведения, которая закреплена в нормах позитивного права, не всегда есть социально оправданная свобода или возможность. Не нужно забывать, что нормы позитивного права устанавливаются или санкционируются государством. Государство же закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая отвечает интересам государства. А интересы государства — это не обязательно интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А такая свобода не равнозначна естественному праву.

Под законом подразумеваются нормы, установленные государством, т.е. то же позитивное право. Нетождественность права и закона чаще всего обосновывается тем, что законы, установленные государством, могут не выражать права. Если закон закрепляет произвол или не основан на естественном праве, он не является правовым законом, не является правом. Правом могут признаваться только правовые законы.

Однако позитивное право, соответствующее естественному праву, — это по большей части идеал, к которому нужно стремиться, это, так сказать, идеальное право, о котором говорили представители теории естественного права еще в ХVII-ХVIII веках. В действительности же люди имеют дело с действующим позитивным правом, которое признаётся, считается правом независимо от того, соответствует оно естественному праву или нет. Для юридической науки и, особенно для юридической практики законы, установленные государством, т.е. позитивное право, есть право, право в юридическом смысле. Именно это право официально действует в обществе, и именно оно изучается юридической наукой и применяется на практике.

Таким образом, право в юридическом смысле — это, прежде всего, нормы, установленные или санкционированные государством. В таком качестве право обладает рядом признаков, которые позволяют охарактеризовать его и составить о нём определенное представление. Поскольку любое понятие отражает предметы и явления в их существенных признаках, для характеристики понятия права вполне достаточно ограничиться его основными признаками. К ним относятся:

— нормативность;

— общеобязательность;

— системность;

— государственно-волевой характер;

— формальная определенность;

— гарантированность.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью. Оно отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.). А также является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

Норма — это образец, правило поведения. Применительно к общественным отношениям, нормы приобретают социальный характер. Они становятся образцами, правилами поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе.

Признаки права.

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.

Нормативность

По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, опредедяюших необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

Волевой характер

История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирующем значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

Право это искусство добра и справедливости эссе по обществознанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *