Справочник

Право на забастовку

Содержание

ГЛАВА V
Основные положения трудового законодательства:
Право на забастовку

Введение

Забастовка является основным средством, с помощью которого трудящиеся и их организации могут защитить свои социальные и экономические интересы. Это наиболее явная и жесткая форма коллективного действия в связи с трудовым конфликтом. Забастовка часто рассматривается как "последнее средство" организаций работников для достижения их требований.

Но забастовки нельзя рассматривать в отрыве от трудовых отношений в целом. Они весьма дорогостоящие для работников, работодателей и общества, вызывают раскол в социальной среде и являются результатом провала процесса определения условий труда посредством коллективных переговоров. Действительно, в большей мере, чем другие аспекты трудовых отношений они часто симптом более глубоких и широких процессов, в результате чего даже когда забастовки запрещены национальным законодательством или решениями судов, они все же происходят, если экономическое и социальное давление достаточно сильно. Право на забастовку признается контрольными органами МОТ как прямое следствие права на свободу объединения, обеспечиваемое Конвенцией N 87, которое проистекает из права организаций трудящихся следовать своим собственным программам деятельности в целях защиты экономических и социальных интересов работников. Однако право на забастовку не является абсолютным правом, и считается, что оно может быть обусловлено определенными правовыми условиями и ограничениями. В исключительных случаях на использование этого права даже может быть наложен запрет. (См. ст. 3 Конвенции N 87 и парагр. 151 Общего обзора).

Право на забастовку признается рядом международных и региональных документах, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 8 (1)(г)), Межамериканскую хартию социальных гарантий 1948 года (ст. 27), Европейскую социальную хартию 1961 года (ст. 6(4) и Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в экономической, социальной и культурной областях прав (1988) (ст. 8(1)(б).

Право на забастовку в конституциях и законодательстве

Право на забастовку в настоящее время недвусмысленно признается в конституциях и/или законодательстве большинства стран. Это право может рассматриваться как индивидуальное право отдельно взятого трудящегося, так и коллективное право трудящихся. В последнем случае отдельно взятый трудящийся может воспользоваться защитой закона, действующей в отношении его,/ее участия в забастовке, только в случае, если забастовка официально организована профсоюзом.

Пример

Определение забастовки, попадающей под защиту закона

Для того чтобы забастовка в защиту интересов работников попадала под защиту закона она должна соответствовать определению законной забастовки или аналогичной промышленной акции. Под защиту закона не подпадают другие действия, такие как действия насильственного характера или приостановление работы, которые не соответствуют определению законной забастовки. В большинстве случаев именно прекращение работы рассматривается как забастовка. Другие действия, которые способны парализовать или привести к сокращению экономической активности предприятия, как, например, замедленная работа или «работа по правилам» в некоторых случаях могут рассматриваться как забастовка и попадать под защиту закона, а в некоторых нет. Контрольные органы МОТ считают, что правовые ограничения в отношении таких акций могут быть обоснованными только в случае, если эти действия перестают носить мирный характер.

Пример

Возможные исключения из права на забастовку: государственные служащие, сфера существенных услуг, минимум необходимых работ (услуг), споры о праве.

В одних странах право на забастовку распространяется на всех работников, независимо от того, работают ли они в государственном или частном секторе, и вне зависимости от того, как забастовка тех или иных работников сказывается на общественных интересах. В других странах, однако, государственные служащие или работники, занятые в отраслях, осуществляющих жизненно важные для общества работы, лишены права на забастовку. Во многих странах проведение забастовок запрещено в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Государственные служащие

Хотя государственные служащие, наряду с остальными работниками, должны иметь право на свободу объединения, права на забастовку могут быть лишены государственные служащие, которые «осуществляют властные функции от лица государства» (См. Общий обзор, парагр. 158.) К этой категории могут относиться судьи и другие лица, занимающее административные должности в системе правосудия, однако, в эту категорию не входят государственные служащие, работающие на коммерческих и промышленных предприятиях, находящихся в государственной собственности. (См. Сборник, парагр. 532, 537)

Законодательство должно как можно более точно и четко определить категории государственных служащих, право которых на забастовку ограничено. Это должно основываться на следующих критериях:

  • характер задач, выполняемых работниками, и
  • какое возможное воздействие будет иметь прекращение работы этими служащими в случае забастовки.

Пример

Жизненно важные работы и чрезвычайные ситуации

Законодательство отдельных стран накладывает те или иные ограничения на использование права на забастовку работниками отраслей, осуществляющих жизненно важные для общества работы. При толковании принципов МОТ, действующих в отношении свободы объединения, применительно к ситуациям такого рода контрольные органы МОТ считают, что ограничение или запрещение права на забастовку возможно в тех сферах, где прекращение работы может создать угрозу жизни, личной безопасности или здоровью всего населения или его части. (См. Общий обзор, парагр. 159) Законодательством может быть установлено общее определение жизненно важных работ (существенных услуг), при этом рассмотрение каждого конкретного случая осуществляется органами государственной власти или судами. Альтернативным вариантом может стать утверждение, иногда с участием организаций работодателей и работников, порядка определения того, какие работы следует относить к жизненно важным. В некоторых случаях законодательством определен перечень работ, считающихся жизненно важными, то есть сфер, в которых приостановка работы недопустима.

Контрольные органы МОТ считают, что в тех случаях, когда на право на забастовку накладываются ограничения или это право подпадает под запрет, соответствующие работники должны иметь компенсационные гарантии в виде использования процедур примирения и посредничества, которые в случае неудачи, приводят в действие механизм арбитража, рассматриваемый сторонами как столь же эффективное средство разрешения конфликтов. Стороны должны иметь возможность участвовать в установлении и осуществлении порядка, который бы обеспечивал должные гарантии беспристрастного и скорого разрешения конфликтов; такой порядок должен быть обязательным для обеих сторон, и выполняться незамедлительно и полностью. (См. Общий обзор, парагр. 164)

Некоторые виды деятельности, которые в одних странах не рассматриваются как виды деятельности, прекращение работы которых может поставить под угрозу жизнь, личную безопасность или здоровье всего населения или его части, в других странах в силу определенных условий, наоборот, могут относиться к таким видам деятельности. Примером этого может служить портовая или морская транспортная служба на острове, где обеспечение нормальной жизни в значительной степени зависит от поставок основных товаров, осуществляемых этими службами. Нередко, степень угрозы, создаваемая такой забастовкой, зависит от ее продолжительности. Забастовка продолжительностью в несколько дней может не создать особых проблем, в то время как забастовка, продолжающаяся несколько недель или месяцев, может причинить населению серьезный ущерб. По этой причине в некоторых странах власти вправе объявить ту или иную сферу деятельности жизненно важной или запретить проведение забастовки или иного выступления работниками той или иной службы, когда продолжительность действия забастовки или выступления создает для населения ситуацию, близкую к чрезвычайной.

Обычно, законодательство, запрещающее или ограничивающее право работников сферы жизненно важных работ на забастовку, сопровождает ограничения такого рода требованием об обязательной передаче споров в арбитраж. Это может служить своего рода компенсационной гарантией за утрату права на забастовку.

Пример

Минимум необходимых работ (услуг)

Вместо введения запрета на забастовки в таких службах коммунального хозяйства, где полный запрет был бы необоснован в силу того, что прекращение работы этими службами не способно причинить населению большого вреда, в некоторых странах предусмотрено предоставление минимального объема работ для обеспечения основных потребностей населения во время проведения забастовки. Контрольные органы МОТ считают, что предоставление минимального объема работ в таких областях  может являться приемлемой альтернативой, кроме случаев, когда под сомнение  ставится право на забастовку большей части работников таких служб. По мнению МОТ, правила в отношении предоставления минимума работ (услуг) должны отвечать, по крайней мере, двум требованиям:

  • речь должна идти об определении действительно минимального объема работ (услуг), который ограничивается проведением  только тех операций, которые строго необходимы для обеспечения основных потребностей населения или выполнения минимальных требований, предъявляемых к таким службам в отношении проведения законных забастовок; при этом не должна ослабляться эффективность давления, оказываемого забастовщиками.
  • соответствующие организации работников должны иметь возможность участвовать наряду с работодателями и органами государственной власти  в определении того, каков должен быть необходимый объем  минимальных  работ (услуг).

Положения в отношении предоставления минимального объема работ должны:

  • быть четко сформулированы;
  • применяться  строго в соответствии с регламентом; и
  • быть заранее известны тем, на кого они распространяются.

Крайне желательно, чтобы:

  • переговоры об определении и организации обеспечения минимального объема работ (услуг) не проводились в период трудового спора, дабы стороны  имели возможность изучить вопрос объективно и без пристрастия; и
  • стороны предусмотрели создание совместного или независимого органа, наделенного полномочием принимать обязательные к исполнению решения и ответственного за быстрое рассмотрение проблем, возникших в результате определения минимально необходимого объема работ (услуг) и применения данных требований на практике.

В случаях, когда введение запрета на проведение забастовок было бы необоснованно, введение требований в отношении предоставления минимального объема работ  может быть уместным для обеспечения основных потребностей потребителей или обеспечения надежной работы оборудования. Такие положения могут также использоваться вместо полного запрета на проведение забастовок в службах, определенных должным образом как жизненно важные. (См. Общий обзор, парагр. 160-162)

Пример

Споры о праве

Во многих случаях разногласия по вопросам прав, предусмотренных законом, коллективным договором, или трудовым договором не считаются достаточным основанием для объявления забастовки, так как ожидается, что, после безрезультатного использования согласительных процедур, стороны будут иметь возможность обратиться в соответствующий судебный орган за окончательным решением спора.

Пример

Условия существования права на забастовку

Обычно в национальных законодательствах содержится ряд условий, исполнение которых обязательно для работников и их организаций при реализации ими права на забастовку. Эти условия не должны незаконным образом препятствовать использованию права на проведение забастовки в защиту интересов работников. Наиболее часто встречающимися в законодательстве являются следующие условия:

  • все возможности для разрешения спора с помощью согласительной процедуры или посредничества должны быть исчерпаны до начала проведения забастовки;
  • до начала проведения забастовки  должно быть проведено голосование о целесообразности проведения забастовки; забастовка может быть проведена только в том случае, если за нее проголосовало большинство участников голосования;
  • уведомление о проведении забастовки должно быть сделано заранее.

Исчерпание возможностей разрешения спора с помощью процедур примирения и посредничества

В законодательствах многих стран содержится требование о том, что забастовка не может быть объявлена до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности для разрешения спора с помощью процедур примирения или посредничества. В соответствии с принципами МОТ в отношении свободы объединения и права на забастовку, эти требования являются законными, так как способствуют разрешению разногласий путем переговоров. Однако эти процедуры не должны быть долгими и сложными, так как в противном случае проведение законной забастовки станет невозможным или не сможет служить достижению поставленных целей. (См. Общий обзор, парагр. 171)

В некоторых случаях в законодательстве четко определено, что забастовка не может быть организована до исчерпания всех возможностей разрешить спор с помощью процедур примирения и посредничества. В других случаях  выполнение данного требования вытекает из содержащегося в законодательстве требования об уведомлении служб примирения или посредничества о возникших разногласиях (проведение забастовки разрешается только в случае, если спор остается неразрешенным после завершения процедур примирения и посредничества).

Пример

Проведение голосования по вопросу о целесообразности проведения забастовки

В странах, где право на забастовку является коллективным правом, обусловленным принятием профсоюзом соответствующего решения, в законодательстве иногда содержится требование о проведении профсоюзом до объявления забастовки голосования по вопросу о целесообразности проведения данной забастовки. При этом для проведения забастовки должно быть получено согласие большинства работников, которых должна затронуть данная забастовка. Цель этого мероприятия заключается в том, чтобы придать трудовым отношениям, в частности забастовкам, упорядоченный характер, уменьшить вероятность возникновения не санкционированных профсоюзом забастовок, а также обеспечить демократический контроль за принятием важных решений в интересах соответствующих работников. Вне зависимости от того, включены ли эти требования в законодательство, они часто бывают включены в уставы профсоюзов. Такого рода положения соответствуют принципу свободы ассоциации, если только они не делают осуществление права на забастовку сложным или даже невозможным на практике. В частности, законодательные нормы по данному вопросу должны обеспечить:

  • требования в отношении кворума и необходимого для принятия решения большинства должны быть определены в разумных пределах (данные требования не должны делать использование права на забастовку затруднительным, а то и невозможным);
  • при установлении наличия большинства голосов в поддержку проведения забастовки, подсчету должны подлежать только поданные голоса.

(См. Общий обзор, парагр. 170; Сборник, парагр.

Право на забастовку и его реализация

506, 507, 508, 511)

Пример

Сроки уведомления

Законодательно могут быть предусмотрены требование о том, чтобы работники уведомляли работодателя за определенный срок до того, как воспользоваться своим правом на забастовку при условии, что срок, за который такое уведомление должно быть сделано, не будет слишком долгим (это ограничивало бы возможности использования права на забастовку). Может быть рассмотрен вопрос о сокращении сроков уведомления в случае, если процедуры примирения и посредничества были долгими, а круг остающихся неразрешенными разногласий четко обозначен. (См. Общий обзор, парагр. 172) Как правило, срок подачи уведомления о забастовке должен быть коротким, однако, для сферы существенных услуг, а также работ, имеющих социальное или общественное значение, срок подачи уведомления, должен быть более продолжительным (в разумных пределах). Комитет МОТ по свободе объединения определил, что в указанных сферах приемлемым с точки зрения принципа свободы ассоциации являются следующие сроки  подачи:

  • уведомление должно быть сделано за 20 дней в случае, если работы  имеют социальное и общественное значение (См. Сборник, парагр. 504); и
  • уведомление должно быть сделано за 40 дней в случае, если работы относятся к  существенным услугам при условии, что этот срок был назначен для того, чтобы стороны имели дополнительное время для обдумывания своих действий. (См. Сборник, парагр. 505)

Пример

Мирное пикетирование

Пикетирование имеет целью обеспечить успех забастовки путем убеждения как можно большего числа работников прекратить работу. Хотя национальная практика по данному вопросу различается, пикетирование, как правило, признается законным и часто рассматривается как форма права на забастовку. В некоторых странах законодательство устанавливает определенные правила относительно пикетирования и захвата предприятия забастовщиками. Чтобы соответствовать принципу свободы ассоциации любые такие ограничения должны сводиться к случаям, когда действия забастовщиков перестают носить мирный характер (Общий обзор, напр. 174)

Пример

Защита бастующих от увольнения и временная замена бастующих

В соответствии с положениями законов многих стран работодатель не имеет права уволить работников, на том основании, что они участвовали в законной забастовке. На практике индивидуальный трудовой договор принято часто считать приостановленным на время проведения забастовки. В связи с эти следует иметь в виду, что при отсутствии действенной защиты против увольнения или других санкций в связи с проведением законной забастовки право на забастовку может быть лишено всякого содержания. (См. Общий обзор, парагр. 139)

В некоторых странах закон позволяет работодателю временно заменить, но не уволить бастующего работника. В принципе, такой работник имеет право быть восстановленным на работе после завершения забастовки.

Пример

Но конституционные права могут быть ограничены ФЗ, в интересах нравственности сохранения конституционного строя.

Когда забастовки запрещены:

Перечень организаций и работников, которым запрещены забастовки – 413 ТК п.

Право на забастовку

«а» ч. 1 ст. 413 случаи и организации

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Статья 414. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с частью шестой статьи 413 настоящего Кодекса.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 413 настоящего Кодекса.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный настоящим Кодексом.

Статья 415. Запрещение локаута

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

Участие в забастовке добровольное, никто не может быть принужден к участию в забастовке. Лица, которые принуждают, несут предусмотренную законом ответственность. Представители работодателя имеют право организовывать забастовку и принимать в ней участие. Решение о признании забастовки незаконной принимается ВС республики краевыми областными судами, по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению.

Когда есть непосредственная угроза жизни и здоровью людей суд в праве отложить забастовку, которая не началась, до 30 дней, а начавшуюся забастовку приостановить на тот же срок. В случаях имеющих особое значение для обеспечения интересов РФ Правительство РФ в праве приостановить забастовку на срок до 10 календарных дней.

Порядок проведения забастовки:

Ст. 410 ТК решение об объявлении забастовки принимает конференция работников организации. Судебная практика признает право работников структурного подразделения на забастовку. Работники ИП также могут ее объявить. Решение о проведении забастовки объявленное профсоюзом принимается собранием конференцией работников. Должны соблюдаться требования к кворуму. О начале забастовке предупреждение работодателя не менее чем за 10 календарных дней. Решение об объявлении забастовки должно соответствовать требованиям ст. 410. забастовку возглавляют представители работников.

Законодатель не определяет, где во время забастовки должны находиться работники. Одни ученые считают, что они должны находиться на рабочих местах. Ю.П. Орловский выделяет домашнюю забастовку, когда бастующие приходят на работу, обсуждают планы на день и уходят домой. Итальянская забастовка — замедление темпов работы, а также строго формальное выполнение работниками своих трудовых обязанностей. Перечень минимума необходимых работ – то есть такие работы, которые работодатель работники и ОГВ обязаны обеспечить в период забастовки для обеспечения общественного порядка сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни людей.

В каждой отрасли свои перечни, утверждаются соответствующим ОИВ, по согласованию с профсоюзом. Порядок разработки данных перечней утверждается Правительством РФ.

Кодекс устанавливает основные гарантии для лиц участвующих в забастовке:

  • Не применяются взыскания
  • Сохраняется место работы и должность
  • Работодатель может не выплачивать заработную плату кроме случаев когда эти работники заняты выполнением минимума работ.

Коллективным договором могут быть предусмотрены дополнительные гарантии.

Запрещен локаут – увольнение за участие в забастовке.

№88. Дифференциация правового регулирования труда: предпосылки, критерии, способы осуществления.

Общее и специальное законодательство о труде (единство и дифференциация трудового права)

Труд по своей природе един à трудовое законодательство одинаково освещает трудовые права всех работников независимо от форм собственности и организационно-правовых форм работодателя.

Существуют отдельные категории работников, в отношении которых применяются исключительные нормы, что обусловлено спецификой их деятельности, состоянием здоровья, возрастом и др.факторами.

Также нормы образуют социальное законодательство. А установление особенностей урегулирования в отношении отдельных категорий работников и есть дифференциация ТП.

Дифференциация ТП – законодательство, разделяющее трудовые нормы на общие (регулирование труда всех работников) и специальные (установление особенности правовой регламентации трудовых отношений некоторых категорий работников).

+ различия в нормах трудового права, связанные с условиями работы, местом, правовым статусом организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях, половозрастными особенностями работника и другими причинами.

Объективные и субъективные критерии дифференциации:

1. объективные :

· специфика трудовой деятельности (кодексы народного хозяйства)

· территориальное расположение места работы

· организация трудового процесса и тд.

2. субъективные /субъектные

· особенности работника (пол, возраст)

· особенности работодателя (физ.лица, ЮЛ, ИП)

Дифференциация осуществляется с помощью исключительных норм:

нормы-изъятия, нормы – альтернативы, нормы – дополнения.

Нормы – изъятия ограничивают применение общих норм в отношении работников. Они могут ухудшать или улучшать положение работников.

Нормы – дополнения содержат дополнительные специальные правила в отношении отдельных категорий работников. Они действуют одновременно с общими правилами в соответствии со ст. 278 ТК: дополнительное основание расторжения ТД с руководителем организации.

Нормы – альтернативы дают возможность выбора между специальными нормами и общими правилами трудового законодательства.

ч. 3,4 ст. 94 ТК – максимальная продолжительность работы, но предусматривается возможность устанавливать и иное в коллективном договоре.

Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы

К личным правам и свободам относятся право на …

К личным правам и свободам относятся право на …

а) забастовку;

б) свободу совести;

в) образование;

г) объединение.

Право на жизнь предполагает:

а) обязанность государства создавать минимальные необходимые условия для достойного существования самореализации человека;

б) установление смертной казни за измену Родине;

в) запрещение помилования приговоренных к смертной казни за предумышленное убийство;

г) запрещение применять смертную казнь к осужденным за тяжкие преступления.

Свобода совести включает:

а) право исповедовать индивидуально любую религию и иные убеждения;

б) свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

в) не исповедовать никакой религии;

г) осуществлять миссионерскую деятельность.

Государство с целью охраны достоинства личности предоставляет человеку право:

а) совершить убийство;

б) обращаться в суд;

в) использовать оружие при ответе на оскорбление;

г) использовать побег в случае жестокого обращения.

Право человека на свободу предполагает:

а) возможность совершения им любых правомерных действий;

б) невозможность ограничения его действий интересами других лиц;

в) возможность действовать вне зависимости от религиозных норм;

г) возможность действовать вне зависимости от норм морали.

Право на личную неприкосновенность предполагает:

а) судебный порядок ареста человека;

б) санкцию прокурора на арест подозреваемого;

в) ограничение срока досудебного задержания 3 часами;

г) запрет применять наручники.

Неприкосновенность частной жизни означает:

а) право человека препятствовать разглашению сведений личного характера;

б) запрет неформальных отношения между людьми;

в) независимость человека от государства и общества в любой обстановке;

г) свободу публичного выражения своего мнению о других людях.

Принцип информационной открытости предполагает:

а) доступность для граждан информации, затрагивающей личный интерес;

б) обязательность полного изложения принятых решений в выпусках телевизионных новостей;

в) возможность получения гражданами стенографических отчетов о выступлениях избранных ими депутатов;

г) получение сведений о предполагаемых зарубежных визитах главы Правительства России.

Право на свободу передвижения граждан Российской Федерации ограничивается:

а) в пограничной полосе;

б) на территории больничных комплексов;

в) на территории учебных заведений;

г) на территории государственных охотничьих хозяйств.

Неприкосновенность жилища означает, что проникновение в жилище возможно:

а) только на основании судебного решения;

б) на основании судебного решения и с санкции прокурора;

в) в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения;

г) с санкции прокурора.

Свобода мысли гарантируется:

а) правом человека на сводное получение информации;

б) принуждением человека к обнародованию своих убеждений;

в) предоставлением каждому полной информации о политике государства;

г) правом обращаться к главе российского государства лично.

Политическими правами и свободами считаются права на:

а) равный доступ к государственной службе;

б) свободу личности;

в) образование;

г) чистую окружающую среду;

Свобода слова предполагает:

а) свободу публичного выражения своего мнения;

б) свободу высказывания своего отрицательного отношения к лицам другой национальности;

в) свободу публичного оглашения сведений, составляющих государственную тайну;

г) свободу пропаганды превосходства русскоязычного населения.

Свобода слова может быть ограничена в интересах:

а) сохранения социального мира в обществе;

б) сохранения репутации руководителей государства;

в) обеспечение тайны ряда правовых актов государства;

г) недопущение граждан к управлению делами общества.

Цензура массовой информации означает:

а) наложение запрета на распространение материалов;

б) устранение грамматических ошибок;

в) ограничение распространения печатной продукции;

г) перемещение во времени выпуска в эфир телевизионных материалов.

Право гражданина на забастовку относится к числу:

а) политических прав;

б) личных прав;

в) экономических прав;

г) культурных прав.

Введение чрезвычайного положения может предусматривать:

а) установление комендантского часа;

б) ограничение права на охрану достоинства личности;

в) лишение свободы мысли;

г) лишение свободы совести.

Конституция РФ закрепляет:

а) право на труд;

б) обязанность трудиться;

в) свободу труда;

г) возможность бесплатного труда.

Задачами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

а) поддержание обвинения в суде;

б) выполнение функций общественного защитника;

в) способствовать правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека;

г) способствовать приведению законодательства РФ о правах человека и гражданина в соответствии с общепризнанным принципам и нормам международного права;

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека вправе:

а) запрашивать и получать материалы и документы, необходимые для рассмотрения жалобы;

б) возбуждать уголовное преследование виновных лиц;

в) отстранить от должности виновных лиц;

г) обращаться в ООН;

Защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами России, должны осуществлять:

а) органы государственной власти иностранных государств;

б) уполномоченный по правам человека Евросоюза;

в) органы государственной власти Российской Федерации;

г) верховный комиссар ООН по правам беженцев.

Расторжение брака между гражданином Российской Федерации и иностранцем влечет:

а) сохранение гражданства родившихся в этом браке детей;

б) изменение гражданства другого супруга;

в) изменение гражданства усыновленных супругами детей;

г) выдворение бывшего гражданина Российской Федерации за пределы ее территории.

Дети в возрасте от 14 до 18 лет:

а) дают согласие на приобретение гражданства Российской Федерации;

б) обязаны следовать гражданству отца при изменении его гражданства;

в) обязаны следовать гражданству матери при изменении ее гражданства;

г) обязаны следовать гражданству обоих родителей.

Упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации распространяется на лиц:

а) имеющих, хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

б) постоянно проживающих на территории Российской Федерации более 10 лет;

в) имеющих более трех несовершеннолетних детей;

г) окончивших российские высшие учебные заведения.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) использовали подложные документы или сообщили о себе заведомо ложные сведения;

б) имеют невыполненные обязательства перед гражданами Российской Федерации;

в) ранее были гражданами Российской Федерации;

г) являются гражданами враждебной России державы.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин России:

а) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

б) представляет собой ценность для отечественной науки;

в) был в прошлом причастен к разработке оборонительных проектов;

г) высказывается за изменение основ конституционного строя Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание в Российской Федерации иностранцу аннулируется, если он:

а) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, либо депортации;

б) осужден, вступившим в силу приговором суда за совершение умышленного преступления;

в) вступил в брак на территории Российской Федерации;

г) в течении шести месяцев не поступил на работу.

Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, если он:

а) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

б) по истечении года после приезда на территорию России не имеет жилого помещения;

в) стал инвалидом на территории Российской Федерации;

г) сделал попытку незаконно поступить на муниципальную службу.

Лицо утрачивает статус беженца в случае:

а) приобретения гражданства иностранного государства и пользования защитой с его стоны;

б)заявления о намерении вернуться на территорию своего государства;

в) заявления о намерении приобрести гражданство соседнего с Россией государства;

г) поиска постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Лицо принудительно лишается статуса беженца, если оно:

а) осуждено за преступление на территории Российской Федерации;

б) грубо нарушает правила внутреннего распорядка в центре временного размещения;

в) настаивает на прибытии на территорию Российской Федерации всех близких родственников;

г) занимается политической деятельностью.

Всеобщая декларация прав человека принята ООН:

а) 10 декабря 1948 г.;

б) 10 декабря 1939 г.;

в) 10 декабря 1975 г.;

г) 10 декабря 1964 г.;

Права человека в государстве регулируются:

а) Комиссией по правам человека ООН;

б) внутренним законодательством с учетом международных обязательств;

в) международными правозащитными организациями;

г) правоохранительными органами государств;

Международные стандарты в области прав человека – это:

а) обязательства государств соблюдать права человека;

б) решение международных органов о принудительных мерах по выполнению прав человека;

в) права человека, определенные внутренним законодательством госу­дарств;

г) предписание общественных организаций по правам человека.

Права и свободы в каждом государстве регулируются:

а) только международным законодательством;

б) решениями Европейского Суда по правам человека;

в) решениями комитетов и комиссий ООН;

г) внутренним законодательством с учетом международных обязательств.

Что из ниже перечисленного принято относить к группе политических прав человека и гражданина:

а) право на защиту от безработицы;

б) право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом;

в) право беспрепятственно направлять личные и кол­лективные обращения (петиции) в органы государственной власти;

г) право на свободу и личную неприкосновенность.

«Три поколения прав человека» включают права:

а) 1-ое — гражданские, политические; 2- е -социально-экономи­ческие; 3-е — на развитие, на мир, здоровую окружающую среду;

б) 1-ое — на развитие, на мир, здоровую окружающую среду и др.; 2-ое — социально-экономические; 3-е- гражданские и политичес­кие;

в) 1-ое — социально-экономические; 2-ое — гражданские, полити­ческие; 3-е – на развитие, на мир, здоровую окружающую среду и др.;

г) 1-ое — гражданские, политические; 2-ое — на развитие, на мир, здоровую окружающую среду; 3-е — социально-экономические.

Европейский Суд по правам человека создается путем :

а) выделения в состав членов Суда по одному человеку от государ­ства — члена Совета Европы;

б) избрания членов Суда парламентской Ассамблеей Совета Европы

по одному судьи от государства- члена Совета Европы;

в) назначения членов Суда Комитетом министров Совета Европы по

одному человеку от государства-члена Совета Европы;

г) назначения членов Суда парламентской Ассамблеей Совета Европы по одному судье от государства-члена Совета Европы.

Политические партии создаются на основе:

а) разрешения органов государства;

б) с момента регистрации;

в) уведомления органов государства;

г) с момента предоставления документов для регистрации.

Право на участие в управлении делами общества и государства включает:

а) право законодательной инициативы;

б) участие в акционерном обществе «Геракл» с контрольным пакетом государства;

в) участие в судебном процессе в качестве присяжного заседателя;

г) участие в выборах центрального комитета правящей партии.

Для проведения демонстрации в г.Н.

необходимо и достаточно:

а) предварительно уведомить мэрию;

б) иметь утвержденных мэрией руководителей демонстрацией;

в) представить в мэрию образцы плакатов и других средств наглядной агитации, которые будут использованы в ходе демонстрации;

г) иметь согласие мэрии на проведение демонстрации.

Законные организационные и правовые средства защиты конституционного порядка и основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации:

а) административные действия органов исполнительной власти;

б) компания гражданского неповиновения и перекрытие транспортных магистралей;

в) жалоба в полицию о невозможности совместного проживания с соседями;

г) проведение несанкционированного митинга.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 25; Нарушение авторских прав

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *