Справочник

Правовой режим иностранных инвестиций

Глава XVIII. Особенности правового режима иностранных инвестиций в России

Общие положения

Становление и развитие правового регулирования иностранных инвестиций в новых рыночных условиях отражает особенности сложного переходного периода, переживаемого современной Россией. Это объективная реальность, с которой необходимо считаться при усовершенствовании отечественного инвестиционного законодательства*(319).

Значительный вклад в создание международно-правового механизма защиты иностранных инвестиций внес Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или просто Мировой банк. По инициативе последнего были учреждены Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) — International Сenter for Settlement of Investment Disputes (ICSID)*(320), действующий в соответствии с Вашингтонской конвенцией от 18 марта 1965 г.*(321), а также Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) — Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), действующее на основании Сеульской конвенции от 11 октября 1985 г., участниками которого являются около 150 государств. Россия подписала Сеульскую конвенцию в 1992 г. и путем ратификации стала участницей Конвенции с 29 декабря 1992 г. Задачей МАГИ является стимулирование потока инвестиций в производственных целях между странами-членами, и особенно в развивающихся государствах, и регулирование тем самым деятельности МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных учреждений.

Действие созданного Мировым банком международно-правового механизма защиты прав иностранных инвесторов обеспечивается двусторонними инвестиционными договорами, в которых юридически закреплено обязательство договаривающегося государства применять международно-правовые формы и методы разрешения инвестиционных споров. Например, МАГИ восполняет пробел в международном публичном праве в отношении подсчета суммы компенсации, выплачиваемой иностранному инвестору в случае наступления политических рисков с принятием государством мер по национализации иностранной собственности и равнозначных по своему эффекту акту национализации иных мер регулирования иностранных инвестиций.

Принятие нового Закона об иностранных инвестициях было вызвано тем, что акт 1991 г. давно уже не соответствовал практике инвестиционной деятельности и не выполнял задачи привлечения и защиты иностранных инвестиций в новых экономических условиях.

Новый Закон об иностранных инвестициях исходит из другой концепции. В преамбуле закреплено, что "Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации". Другими словами, предмет регулирования этого закона ограничен отношениями, связанными с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов. Смысл п. 2 ст. 1 означает, что новый закон отказался регламентировать все стороны деятельности предприятий с иностранными инвестициями и сосредоточил свое внимание на регулировании гарантий сохранности капиталовложений со стороны государства и стабильности условий их осуществления.

О том, что действующий в настоящее время Закон об иностранных инвестициях серьезно сузил область своего применения, чем предыдущий аналог, прямо свидетельствует также п. 2 ст. 1, озаглавленной "Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и сфера его применения". Законодатель исключил из его действия инвестиции в банковской сфере, в области страхования и инвестиции в некоммерческие организации. Здесь прямо говорится, что настоящий федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются, соответственно, законодательством Российской Федерации о страховании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, отсылая к законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Можно сделать вывод о том, законодатель учел высказанную в адрес предшествующего закона критику относительно неопределенности сферы его применения.

В отличие от Закона об иностранных инвестициях (1991), в нем не упоминаются концессионный договор и схожие с ним договорные формы инвестиций как правовые формы, объединяющие по некоторым общим признакам гражданско-правовые договоры при осуществлении инвестиций российскими и иностранными физическими лицами. Кстати, к категории таких гражданско-правовых договоров относится, например, соглашение о разделе продукции. Новый закон предусматривает определенные гарантии и льготы иностранным инвесторам, которые не содержал предшествующий акт. Например, введена стабилизационная оговорка, или так называемая дедушкина оговорка.

Однако Закон об иностранных инвестициях вызывает критические замечания как у инвесторов, так и у зарубежных и отечественных юристов*(322).

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в РФ

Некоторые основные положения этого закона сформулированы, по мнению А.Н. Кучер и М.С. Никитина, недостаточно четко, он является фрагментарным и затрагивает лишь часть отношений, возникающих в процессе иностранного инвестирования и нуждающихся в особом урегулировании. Также в законе не упоминается о портфельных инвестициях, свободных экономических зонах, он регулирует в основном лишь прямые инвестиции (точнее, один их подвид — приоритетные инвестиционные проекты).

По мнению этих авторов, несмотря на довольно прогрессивные идеи, которым законодатель пытался следовать, окончательное их разрешение в тексте закона не позволяет говорить о том, что его принятие существенно улучшит инвестиционный климат в стране.

Не соглашаясь полностью с этим утверждением, трудно возразить насчет того, что "многие положения Закона нуждаются в разъяснениях, и только по истечении определенного времени станет ясно, каким путем пойдет правоприменительная практика и какие нормы получает реальное воплощение в жизнь, а какие останутся лишь на бумаге"*(323).

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 230 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


ГОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОВОЛЖСКИЙ (г. Саратов) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Курсовая работа

Рожко Светлана Александровна

студентка 5 курса

САРАТОВ 2010 г.

ПЛАН РАБОТЫ

Введение

1. Сущность иностранных инвестиций в мировой экономике

1.1 Понятие иностранных инвестиций

1.2 Значение иностранных инвестиций

2. Условия осуществления иностранного инвестирования

Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации

Основные формы иностранных инвестиций в современном мировом хозяйстве

4. Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой экономики и в частности России

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

В научной литературе существует немало определений инвестиций. В научной литературе общепризнано следующее определение: инвестиции – это вложения в любые экономические объекты и процессы: средства производства, запасы, резервы, информационные ресурсы, ценные бумаги (целевые банковские вклады, паи, акции), денежные средства, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, опыт, вытекающие из авторского права «ноу-хау», право пользования землей и другими природными ресурсами, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, «человеческий капитал».

Большинство авторов, определяя иностранные инвестиции сходятся на том, что они являются собственностью иностранных инвесторов, выступающей в различных формах и видах, вывезенной из одного государства и вложенной в какое-либо дело на территории другого государства, причем инвестиции рассматриваются в самом широком смысле. Это не только средства, вложенные в капитальное строительство, в ценные бумаги предприятий и правительств, но и кредиты в различных формах и даже безвозмездные перечисления средств, имеющие целью достижение положительного социального эффекта.

Субъектами иностранных инвестиций могут выступать: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, иностранные государства, международные организации, иностранные юридические (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и физические лица; граждане принимающих инвестиций государств, имеющие постоянное место жительства за границей.

В качестве объектов иностранных инвестиций Инвестиционный Кодекс в статье 4 называет: недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность.

Законодательными актами государства обычно определяются объекты, находящиеся только в государственной собственности, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов: акции, облигации, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги; предприятия и организации принимающей страны; здания, сооружения, имущество местных юридических и физических лиц; научно-техническая продукция; права на интеллектуальные ценности; права на использование земли, природных ресурсов и сама земля; иное имущество, а также имущественные и неимущественные права.

Инвестиция (от латинского investire — область) — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Вопросы иностранных инвестиций в экономической литературе подаются неоднозначно. Так в большинстве советской экономической литературы иностранные инвестиции представлялись как вывоз капитала монополией одной страны в другие страны с целью наиболее выгодного его приложения. Сейчас такие представления существенно изменились, так как всякая предпринимательская деятельность связана с получением определенной прибыли.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране и который у нашей страны весьма неблагоприятен. Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян — “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Актуальность исследуемого вопроса, следует из того, что современная мировая экономика не может успешно развиваться без иностранных инвестиций. Многие страны мира активно инвестируют свои средства в экономику других стран, получая определенный доход и развивая отдельные отрасли народного хозяйства этих стран. Весьма важна роль иностранных инвестиций для многих стран: они предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня, также создаются благоприятные условия, на базе полученных кредитов, обновлять и развивать все необходимые отрасли народного хозяйства, повышать эффективность производства и выпускать конкурентоспособные товары. И это ещё далеко не всё.

Цель моей курсовой работы состоит в определении значимости иностранных инвестиций и в раскрытии их правового режима.

Задачами данной работы являются: 1. Раскрытие сущности иностранных инвестиций, а именно: ● дать понятие иностранных инвестиций; и

● определить их значение в мировой экономике.

2. Выявить условия осуществления иностранного инвестирования.

3. Дать характеристику основным формам иностранных инвестиций.

4. Утвердить роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики и экономики России.

Практическая значимость работы заключается в возможности её использования в учебном процессе при изучении данной темы.

Методы исследования курсовой работы. В процессе выполнения работы мною применялись системный, логический и догматический методы.

1. Сущность иностранных инвестиций в мировой экономике

1.1 Понятие иностранных инвестиций

Внешнеэкономические связи включают импорт и экспорт не только товаров, но и капитала. Вывоз капитала – это целенаправленное перемещение денежных средств из одной страны в другую для вложения их в выгодное дело. Заграничное инвестирование в основном осуществляют крупнейшие, в первую очередь транснациональные компании. Вывоз осуществляется в форме предпринимательского и ссудного капитала. Вывоз предпринимательского капитала представляет собой долгосрочные зарубежные инвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия.

Иностранные инвестиции служат источником денежных, а иногда имущественных вложений в развитие или освоение нового производства товаров и услуг, совершенствование технологии, добычу полезных ископаемых, использование природных ресурсов.

Иностранные инвестиции — это долгосрочные вложения капитала иностранными инвесторами (- субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование), а также зарубежными собственниками в объекты предпринимательской и других видов деятельности (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики). Экспорт предпринимательского капитала осуществляется в основном путем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий за рубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием национального капитала. То есть иностранные инвестиции — это вывоз отечественного капитала в другие страны.

Самая известная классификация выделяет две основных формы иностранных частных инвестиций: прямые и портфельные. Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), представляют собой:

— вложения в уставный капитал хозяйственного субъекта с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным хозяйствующим субъектом.

— кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.

– приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии — резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями).

— представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий.

К прямым чаще всего относят инвестиции такого объёма, при котором иностранный инвестор контролирует не менее 20-25% капитала компании, в которую он вложил средства. Эта величина различна в разных странах.

Под портфельными инвестициями понимается:

— формирование портфеля путем приобретения ценных бумаг и других активов. Портфель — совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховые полисы и др.).

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

Финансы и кредит

Лыганова Юлия Анатольевна

Контрольная  работа по курсу: Правовое обеспечение инвестиционной деятельности

на тему: «Правовой режим иностранных инвестиций в РФ»

Студентки 5 курса, группа ФК

Преподаватель

Пчелинцева М.В

Электросталь 2012

Введение

1.Понятие правового режима  иностранных инвестиций в РФ

2.Особенности правового  режима иностранных инвестиций

Заключение

Список источников и литературы

Введение

     Особую актуальность в современных условиях приобретает привлечение иностранных инвестиций в экономику России, которые в свою очередь характеризуются либерализацией внешнеэкономических связей, и увеличением важности межгосударственного сотрудничества в сферы транснационального движения капитала. Любое государство, заинтересованное в привлечении иностранных капиталовложений в национальную экономику, старается построить наиболее подходящие условия для реализации инвестиционной деятельности. Это достигается главным образом посредством определения правового режима иностранных инвестиций, устанавливающего начало деятельности иностранных предпринимателей в условиях национальной экономики, что, в свою очередь, определяет уязвимость иностранного инвестора, реализовывающего предпринимательскую деятельность на территории постороннего государства и подчиняющегося его юрисдикции. Именно вследствие такой уязвимости существенной задачей инвестиционного законодательства должно являться определение отчетливых правил, касающихся механизма допуска иностранного инвестора в национальную экономику, организационно-правовых форм реализации инвестиций, а также предоставления гарантий защиты иностранной собственности.

Правовой режим иностранных инвестиций в РФ

Компетенция судов конкретного государства по разрешению гражданских дел с иностранным участием составляет в международном частном праве определение понятия "международная подсудность". Она определяется с содействием норм национального законодательства данной страны и международных договоров. Следует подчеркнуть, что при возникновении спорных отношений в области международного частного права с помощью норм о международной подсудности устанавливается не судебный орган, имеющий право разрешить такой спор, а компетенция судебной системы государства в целом в отношении рассмотрения предоставленной дискуссионной ситуации. Только после свидетельства такой компетенции на начале процессуального законодательства надлежащей страны может быть установлена конкретная судебная инстанция, правомочная рассматривать спор, завязавшийся между сторонами. Следует иметь в виду и тот факт, что нормы национального права о международной подсудности очерчивают пределы компетенции только своих собственных судебных органов и не решают вопрос о возможности и способах разрешения споров с иностранным участием в судах других государств.

1.Понятие правового  режима иностранных инвестиций  в РФ

       Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации относится к довольно сложному комплексному институту. Это в свою очередь предполагает, что правовое регулирование данного явления осуществляется на разных уровнях (национальном и международном) и имеет межотраслевой характер, предполагающий применение положений различных отраслей права (гражданского, предпринимательского, международного частного, валютного, налогового, и др.).

          Согласно общим теоретико — правовым положениям, термин «правовой режим» обозначает специфику юридического регулирования определенной сферы общественных отношений. Исходя из этого, употребляя понятие «правовой режим иностранных инвестиций»,  прежде всего, имеется в виду вся система норм права, регулирующих правовой статус, права и обязанности участников инвестиционного процесса, а также специфику осуществления деятельности по инвестированию на территории конкретного государства и существующий на основе этих нормативных установлений порядок осуществления инвестиционной деятельности. В части норм, содержащихся в международных документах и вступивших в силу, правовой режим иностранных инвестиций является общим для всех инвесторов, а в части норм национального законодательства — специфичным для каждой конкретной страны. Отсюда, под правовым режимом иностранных инвестиций, действующим в государстве, в широкой его трактовке мы будем понимать систему норм, регулирующих правовой статус иностранного инвестора и определяющих его специфическое правовое положение (или не специфическое) в рамках национального законодательства, составной частью которого являются те или иные признанные данным государством нормы международного права.

         Правовой режим иностранных инвестиций  можно трактовать также как  некое правоотношение, то есть  общественное отношение, в котором  государство, устанавливая те  или иные нормы, адресованные  иностранному инвестору и стимулирующие  его деятельность на собственной  территории, приглашает иностранных  хозяйствующих субъектов осуществлять  капиталовложения, декларируя собственную  в этом заинтересованность. Определяя  содержание возможных правоотношений, государство не только закрепляет  правовой статус иностранного  инвестора, но и устанавливает  свои права и обязанности в  отношении иностранного инвестора,  создает правовую базу, регулирующую инвестиционные отношения, раскрывает содержательную составляющую правового режима.

        Таким образом, правовой режим иностранных инвестиций можно определить как особый порядок юридической регламентации правового положения иностранных инвестиций, правового статуса иностранного инвестора и корреспондирующих им прав и обязанностей государства, то есть тех гарантий (обязательств) государства, которые оно на себя принимает при вступлении в правоотношения и тех прав (например, на национализацию), которые оно имеет. Тем самым содержание этих правоотношений, их специфика, соотношение прав субъектов этих отношений, их взаимные обязательства и ответственность составляют основную характеристику правового режима иностранных инвестиций в конкретной стране.

         Возможен еще один аспект при  рассмотрении понятия правового  режима — методологический. Характеризуя  систему законодательства конкретной  страны регулирующую иностранные инвестиции, говоря о содержательной характеристике этих отношений в этой сфере, необходимо прибегать к определенным оценочным выводам об использовании данным законодательством тех или иных методов и условий осуществления деятельности иностранного инвестора. От того, какие это методы — императивные или диспозитивные, либеральные или прогосударственные, будет также зависеть содержательная сторона правового режима иностранных инвестиций.

         Раскрытие элементов правоотношений  по инвестированию позволяет  выявить содержание правового  режима иностранных инвестиций  в Российской Федерации, составить  представление об объекте и  форме регулирования инвестиционных  отношений, определить специфику  его субъектного состава.

        В  структурно-содержательном плане  понятие и характеристика правового  режима иностранных инвестиций  базируется, прежде всего, на определении  объекта инвестиционных отношений,  а именно — на уяснении смысла  и содержания термина «иностранные  инвестиции». Это ключевая категория  для нормативного регулирования  инвестиционной деятельности. В  данной связи важно проанализировать  все многообразие терминологических  подходов к определению понятия  «иностранные инвестиции», исследовать  генезис его зарождения и эволюции.

        Россия  в этом отношении имеет собственную  историю возникновения и развития  института иностранных инвестиций, стимулирующую в свою очередь  формирование определенных доктринальных  установок и правовой основы  инвестиционных отношений с участием  иностранного капитала.

2.Особенности  правового режима иностранных  инвестиций

           Становление и развитие правового  регулирования иностранных инвестиций  в новых рыночных условиях  отражает особенности сложного  переходного периода, переживаемого  современной Россией. Это объективная  реальность, с которой необходимо  считаться при усовершенствовании  отечественного инвестиционного  законодательства.

         Значительный вклад в создание  международно-правового механизма  защиты иностранных инвестиций  внес Международный банк реконструкции  и развития (МБРР), или просто Мировой  банк. По инициативе последнего  были учреждены Международный  центр по урегулированию инвестиционных  споров (МЦУИС), действующий в соответствии  с Вашингтонской конвенцией от 18 марта 1965 г., а также Международное  агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), действующее на основании  Сеульской конвенции от 11 октября 1985 г., участниками которого являются около 150 государств. Россия подписала Сеульскую конвенцию в 1992 г. и путем ратификации стала участницей Конвенции с 29 декабря 1992 г. Задачей МАГИ является стимулирование потока инвестиций в производственных целях между странами-членами, и особенно в развивающихся государствах, и регулирование тем самым деятельности МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных учреждений.

           Действие созданного Мировым  банком международно-правового механизма  защиты прав иностранных инвесторов  обеспечивается двусторонними инвестиционными  договорами, в которых юридически  закреплено обязательство договаривающегося  государства применять международно-правовые формы и методы разрешения инвестиционных споров. Например, МАГИ восполняет пробел в международном публичном праве в отношении подсчета суммы компенсации, выплачиваемой иностранному инвестору в случае наступления политических рисков с принятием государством мер по национализации иностранной собственности и равнозначных по своему эффекту акту национализации иных мер регулирования иностранных инвестиций.

          Принятие нового Закона об  иностранных инвестициях было  вызвано тем, что акт 1991 г. давно уже не соответствовал  практике инвестиционной деятельности  и не выполнял задачи привлечения  и защиты иностранных инвестиций  в новых экономических условиях.

          Новый Закон об иностранных  инвестициях исходит из другой  концепции. В преамбуле закреплено, что «Закон определяет основные  гарантии прав иностранных инвесторов  на инвестиции и получаемые  от них доходы и прибыль,  условия предпринимательской деятельности  иностранных инвесторов на территории  Российской Федерации». Другими  словами, предмет регулирования  этого закона ограничен отношениями,  связанными с государственными  гарантиями прав иностранных  инвесторов. Смысл п. 2 ст. 1 означает, что новый закон отказался  регламентировать все стороны  деятельности предприятий с иностранными  инвестициями и сосредоточил  свое внимание на регулировании  гарантий сохранности капиталовложений  со стороны государства и стабильности  условий их осуществления.

           О том, что действующий в  настоящее время Закон об иностранных  инвестициях серьезно сузил область  своего применения, чем предыдущий  аналог, прямо свидетельствует также  п. 2 ст. 1, озаглавленной «Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и сфера его применения». Законодатель исключил из его действия инвестиции в банковской сфере, в области страхования и инвестиции в некоммерческие организации. Здесь прямо говорится, что настоящий федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются, соответственно, законодательством Российской Федерации о страховании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, отсылая к законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях.

           Можно сделать вывод о том,  законодатель учел высказанную  в адрес предшествующего закона  критику относительно неопределенности  сферы его применения.

          В отличие от Закона об иностранных  инвестициях (1991), в нем не упоминаются  концессионный договор и схожие  с ним договорные формы инвестиций  как правовые формы, объединяющие  по некоторым общим признакам  гражданско-правовые договоры при  осуществлении инвестиций российскими  и иностранными физическими лицами. Кстати, к категории таких гражданско-правовых  договоров относится, например, соглашение  о разделе продукции. Новый закон предусматривает определенные гарантии и льготы иностранным инвесторам, которые не содержал предшествующий акт. Например, введена стабилизационная оговорка, или так называемая дедушкина оговорка.

          Однако Закон об иностранных  инвестициях вызывает критические  замечания как у инвесторов, так и у зарубежных и отечественных юристов. Некоторые основные положения этого закона сформулированы, по мнению А.Н. Кучер и М.С. Никитина, недостаточно четко, он является фрагментарным и затрагивает лишь часть отношений, возникающих в процессе иностранного инвестирования и нуждающихся в особом урегулировании. Также в законе не упоминается о портфельных инвестициях, свободных экономических зонах, он регулирует в основном лишь прямые инвестиции (точнее, один их подвид — приоритетные инвестиционные проекты).

Страницы:12следующая →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *