Справочник

Представительские расходы в бюджетном учреждении

В деятельности казенного учреждения имеют место встречи с деловыми партнерами, проведение приемов иностранных делегаций, делегаций из соседних регионов и пр. В соответствии с обычаями делового оборота проведение таких встреч связано с определенными затратами, которые принято называть представительскими расходами.

Сначала зададимся вопросом: правомерно ли осуществление представительских расходов казенным учреждением за счет средств бюджета?

Этот вопрос возникает потому, что все расходы казенного учреждения осуществляются за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в рамках бюджетной сметы. Несмотря на то что казенное учреждение не лишено возможности осуществлять приносящую доход деятельность, оно не может оплачивать расходы, относящиеся к данной деятельности, за счет средств, полученных от ее осуществления. Это связано с тем, что доходы, полученные от указанной деятельности, должны поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст.

Представительские расходы учреждения

161 БК РФ). Причем поступают они в бюджет в полной сумме полученного дохода.

До 30.11.2009 порядок расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями был утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 222. С указанной даты это Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.11.2009 N 918. В результате на данном этапе не существует нормативного документа, регламентирующего расходование средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц учреждениями, финансируемыми за счет бюджетных средств.

Однако, по мнению автора, это не означает, что казенные учреждения не имеют права осуществлять представительские расходы за счет бюджетных средств.

Целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). При этом в соответствии со ст. 184.1 БК РФ законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета. Направление расходования бюджетных средств у казенных учреждений отражается в бюджетной смете.

Таким образом, казенное учреждение вправе производить представительские расходы за счет средств бюджета в случае, если данные расходы предусмотрены бюджетной сметой.

Что относится к представительским расходам?

Бюджетное законодательство не дает ответа на этот вопрос, поэтому обратимся к Налоговому кодексу.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

В этой же статье Налогового кодекса отмечено, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. При этом не стоит забывать, что Налоговый кодекс определяет состав представительских расходов в целях исчисления налога на прибыль, то есть в п. 2 ст. 264 НК РФ поименованы только те расходы, которые признаются в целях налогообложения.

На практике состав представительских расходов может быть значительно шире. Так, например, в соответствии с Методическими рекомендациями по применению классификации операций сектора государственного управления, доведенными Письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383, к представительским расходам, расходам на прием и обслуживание делегаций относятся:

— представительские расходы и расходы протокольного характера в соответствии с законодательством РФ;

— расходы, осуществляемые при приеме и обслуживании иностранных делегаций (расходы на оплату найма жилого помещения, питания, проведения официальных приемов (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), буфетного обслуживания, мероприятий культурной программы, бытового обслуживания, услуг переводчиков, приобретения сувениров и памятных подарков, услуг залов официальных лиц и делегаций в аэропортах и на вокзалах, аренды помещений, транспортного обеспечения).

Бухгалтерский учет представительских расходов

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, представительские расходы, расходы на прием и обслуживание делегаций следует относить на статью 290 "Прочие расходы".

Начисление представительских расходов отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Дебет счетов 1 401 20 290 "Прочие расходы", 1 109 61 290 "Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг", 1 109 71 290 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов", 1 109 81 290 "Общехозяйственные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов"

Кредит счета 1 302 91 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам".

Пример 1. Казенное учреждение проводит официальный прием представителей иностранной организации. В рамках этого мероприятия учреждением оплачены услуги:

— по организации буфетного обслуживания во время проведения переговоров — стоимость услуг составляет 88 500 руб., в том числе НДС — 13 500 руб.;

— переводчика — 9000 руб.

Оплата услуг произведена за счет бюджетных средств. Представительские расходы предусмотрены бюджетной сметой учреждения.

В учете казенного учреждения указанные операции отразятся следующим образом:

         Содержание операции       

    Дебет  

   Кредит  

  Сумма, 

   руб.  

Отражена стоимость буфетного       

обслуживания                       

1 401 20 290

1 302 91 730

  88 500 

<*>

Отражена стоимость услуг переводчика

1 401 20 290

1 302 91 730

   9 000 

Оплачены услуги буфетного          

обслуживания                       

1 302 91 830

1 304 05 290

  88 500 

Оплачены услуги переводчика        

1 302 91 830

1 304 05 290

   9 000 

<*> Поскольку оказание услуг казенными учреждениями на основании пп. 4.1 п. 1 ст. 146 НК РФ не облагается НДС, сумма НДС, предъявленного поставщиком услуг буфетного обслуживания, учитывается в стоимости услуг (п. 23 Инструкции N 157н <1>, пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Иногда учреждения самостоятельно приобретают материальные ценности, которые впоследствии планируется использовать при проведении представительских мероприятий, например сувенирную продукцию, продукты питания (чай, кофе, кондитерские изделия). В этом случае расходы на приобретение материальных ценностей отражаются по соответствующим статьям КОСГУ:

— приобретение сувенирной продукции — по статье 290 "Прочие расходы";

— приобретение продуктов питания — по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Начисление расходов по приобретению сувенирной продукции отражается в учете аналогично приведенному выше начислению представительских расходов. При этом одновременно с отражением расходов на основании п. 345 Инструкции N 157н стоимость сувенирной продукции отражается на забалансовом счете 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры". Учет продукции на таком счете ведется в течение всего периода ее нахождения в данном учреждении по стоимости приобретения.

Приобретение продуктов питания отражается следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счета 1 105 32 340 "Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения"

Кредит счетов 1 208 34 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов", 1 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".

Списание продуктов питания, израсходованных в рамках проведения официальных приемов, отражается в учете на основании Требования-накладной (ф. 0315006) следующей бухгалтерской записью:

Дебет счетов 1 401 20 272 "Расходование материальных запасов", 1 109 61 272 "Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг", 1 109 71 272 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов", 1 109 81 272 "Общехозяйственные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов"

Кредит счета 1 105 32 440 "Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения".

Пример 2. Казенное учреждение организует деловую встречу иностранных гостей. В целях проведения официального приема и деловых переговоров подотчетным лицом была приобретена за счет бюджетных средств сувенирная продукция на сумму 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб., а также чай и кофе для организации проведения переговоров в неофициальной обстановке на сумму 5000 руб.

В учете учреждения указанные операции отразятся следующим образом:

         Содержание операции       

    Дебет  

   Кредит  

  Сумма, 

   руб.  

Выданы денежные средства из кассы  

учреждения подотчетному лицу на    

приобретение сувенирной продукции  

1 208 91 560

1 201 34 610

  59 000 

Выданы денежные средства из кассы  

учреждения подотчетному лицу на    

приобретение продуктов питания     

1 208 34 560

1 201 34 610

   5 000 

На основании отчета подотчетного   

лица отражены расходы по           

приобретению сувенирной продукции  

1 401 20 290

1 208 91 660

  59 000 

Поставлена на забалансовый учет     

сувенирная продукция               

  59 000 

Переданы подотчетным лицом продукты

питания на склад учреждения        

1 105 32 340

1 208 34 660

   5 000 

Списаны продукты питания,          

израсходованные в рамках проведения

деловой встречи                    

1 401 20 272

1 105 32 440

   5 000 

Списана с забалансового учета      

сувенирная продукция после вручения

ее гостям                          

  59 000 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Представительские расходы. Как избежать ошибок при их отражении?

Подображина Н.Н., Блинов О. А.

В условиях реформирования налоговой системы, направленной на сокращение налогового бремени, основным фактором организации и функционирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с точки зрения минимизации налоговых обязательств на длительный период выступает налоговое планирование.

Налоговое планирование, являясь составной частью финансового планирования, представляет собой процесс разработки системы налоговых планов и показателей по обеспечению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в результате оптимизации налоговых платежей.

Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым годом все больше сельхозяйственных организаций применяют единый сельскохозяйственный налог.

Научная новизна заключается в том, что налоговые платежи представляют одну из статей расходов, планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов.

В настоящее время общераспространенным явлением становится отождествление налогового планирования с бюджетированием и оптимизацией общего уровня затрат, призванных сократить налоговые базы и, таким образом, минимизировать налоговые обязательства. В связи с этим для сельскохозяйственных предприятий определяющим критерием оптимизации налоговых платежей должно стать достижение максимального объема ресурсов, остающихся в их распоряжении при условии дальнейшего обеспечения роста прибыли от хозяйственной деятельности.

Практическая значимость заключается в ведении бухгалтерского учета расчетов по ЕСХН.

Практически все специалисты сходятся во мнении, что следует ограничить возможности крупного бизнеса по применению ЕСХН. В качестве довода в пользу такого решения приводятся факты зарубежной практики налогообложения субъектов сельского хозяйства. Применение вмененных налогов за рубежом возможно только субъектами малого и среднего бизнеса, в то время как крупные сельхозпроизводители исчисляют широкий перечень налогов и сборов в общем порядке. Для крупного бизнеса в сельском хозяйстве необходимо расширить перечень преференций в рамках общей системы налогообложения.

Предлагается расширить сферу применения специального налогового режима сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет, во-первых, изменения порядка исчисления 70% доли продукции сельского хозяйства, позволяющей экономическим агентам считать себя сельскохозяйственными товаропроизводителями, во-вторых, снижения значения данного показателя до 50 % и ниже, и, в-третьих, полного отказа от данного показателя. При последнем варианте развития событий предполагается, что налоговое стимулирование должно касаться любой сельскохозяйственной деятельности, независимо от доли доходов товаропроизводителя от нее в их общей величине.

Для усиления социальной функции ЕСХН обосновывается возможность разрешения налогоплательщикам учитывать при исчислении налоговой базы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, а также на приобретение (сооружение, изготовление) объектов внешнего благоустройства (объектов лесного хозяйства, объектов дорожного хозяйства), сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или аналогичного целевого финансирования.

Обязательной мерой совершенствования ЕСХН называется исключение НДС из перечня налогов, заменяемых единым налогом при переходе на данный специальный налоговый режим, или установление права выбора в решении вопроса уплаты данного налога, так же как и на общем режиме налогообложения.

В связи с трансформацией с 2011 года специальных налоговых режимов для малого бизнеса, отказом в перспективе от использования ЕНВД в пользу УСН на основе патента, рассматривая вариант введения усредненного налогооблагаемого дохода за несколько предшествующих лет для представителей малого и микробизнеса с целью расширения в сельском хозяйстве налогообложения на основе патента. Именно данный режим обложения малого бизнеса в сельском хозяйстве будет оптимальным.

Альтернативным вариантом отмены ЕСХН называется разрешение законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать дифференцированные ставки этого налога (или полностью его отменять) для отдельных групп налогоплательщиков в зависимости от производимой продукции растениеводства и животноводства. Это позволит мелким и средним сельскохозяйственным и фермерским хозяйствам активно развиваться и конкурировать с крупными сельскохозяйственными структурами.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны ЕСХН

Сильные стороны

Слабые стороны

Минимальный размер налоговой ставки наряду с иными режимами налогообложения;

возможность добровольного перехода на уплату ЕСХН, равно как и отказ от уплаты ЕСХН и возврат к общему режиму налогообложения;

отменяется уплата некоторых налогов: налога на прибыль, НДС, налога на имущество.

Использование кассового метода при определении доходов и расходов;

самостоятельная разработка регистров налогового учета;

необходимость ведения налогового учета параллельно бухгалтерскому учету;

строгая регламентация и ограничение классификации расходов, применяемых при расчете налоговой базы по ЕСХН;

ухудшение взаимоотношений с контрагентами из-за потери возможности возмещения из бюджета НДС;

В нынешних условиях, с учетом высокого «рискового» потенциала ЕСХН, целесообразна передача полномочий по управлению им на местный уровень. Аргументом в пользу такого решения служит невозможность экспорта налоговой нагрузки за пределы муниципального образования. Механизм расщепления налога между местными бюджетами, с одной стороны, и региональным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с другой стороны, не способствует заинтересованности представительных органов местного самоуправления в содействии развитию аграрного сектора экономики. Передача налоговых полномочий на уровень местного самоуправления позволит создать в аграрных регионах условия для возрождения сельского хозяйства и за счет налоговых мер стимулирующего характера.

Таким образом, механизм налогового стимулирования развития сельского хозяйства требует серьезной трансформации в сторону увеличения перечня преференций для крупного и среднего агробизнеса в рамках общего режима налогообложения и упрощение процедур налогового производства для малого бизнеса в рамках системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – ЕСХН.

Важное значение для предприятия имеет правильная организация бухгалтерского и налогового учета при уплате ЕСХН. Следует отметить, что для рациональной организации расчета сумм ЕСХН необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом налоговый учет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев И. М. Условия уплаты единого сельскохозяйственного налога / И. М. Андреев // Бухгалтерский учет. – 2007. – № 12. – с. 45.

2. Касьянова Г.Ю. – Единый сельскохозяйственный налог. Просто о сложном. // Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя – М.: — Проспект, 2008. – 365 с.

3. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. Приложение к журналу «Налоговый вестник» — М.: ИНФРА-М, 2008, — 464 с.

Представительские расходы. Как избежать ошибок при их отражении?

“Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности“, 2010, N 9

Представительские расходы. Как избежать ошибок при их отражении?

Финансово-хозяйственная жизнь бюджетных учреждений невозможна без осуществления представительских расходов. Обсуждение возможного договора с потенциальными партнерами во время делового обеда, угощение принимаемых делегаций чаем, кофе, конфетами — все эти приемы позволяют повысить эффективность проводимых переговоров. Как правильно отразить представительские расходы в бухгалтерском и налоговом учете и избежать нареканий со стороны контролирующих органов? Ответ на этот вопрос вы узнаете из нашей статьи.

Представительские расходы: определяем понятие

Чтобы избежать ошибок при отражении представительских расходов, следует четко представлять, какие затраты можно отнести на данную расходную статью. Актуальность определения этого понятия во многом обусловлена и тем, что руководители вкладывают в него гораздо больший смысл, чем это предполагает действующее законодательство.

Начнем с того, что определения представительских расходов в бюджетном законодательстве нет, поэтому обратимся за соответствующими разъяснениями к Налоговому кодексу.

Подпункт 22 п. 1 ст. 264 НК РФ относит к представительским расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления и поддержания сотрудничества.

Примечание. К представительским налоговое законодательство относит расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.

Однако более полное и подробное определение дает п. 2 ст. 264 НК РФ: здесь к представительским относятся расходы организации на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

Также п. 2 ст. 264 НК РФ приводит, насколько это возможно, подробный перечень расходов, относящихся к представительским:

— расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

— транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

— буфетное обслуживание во время переговоров;

— оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, во время проведения представительских мероприятий.

Однако ситуации, возникающие в реальной жизни, зачастую не регламентированы нормами НК РФ. Какие еще расходы можно отнести к категории представительских? Ответ на поставленный вопрос постараемся извлечь из разъяснений главного финансового ведомства:

— расходы на переговоры не только с существующими клиентами, но и с потенциальными (Письмо Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/759);

— расходы на переговоры не только с юридическими, но и с физическими лицами, в том случае, когда последние являются потенциальными клиентами организации (Письмо Минфина России от 27.05.2009 N 03-03-06/1/351);

— расходы на переговоры с физическими лицами — клиентами организации, в том числе в неофициальной обстановке (во время завтраков, обедов и иных аналогичных мероприятий) (Письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-06/2/64);

— расходы на организацию официальной встречи с клиентами в части расходов на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков (Письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176). По мнению Минфина, расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении переговоров (сделок). При этом ст. 5 ГК РФ признает обычаем делового оборота сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Аналогичная позиция представлена и в более поздних разъяснениях Минфина России (Письмо от 26.03.2010 N 03-03-06/2/59).

Также Минфин говорит о том, какие расходы нельзя учесть как представительские:

— расходы на оплату проживания участников иностранной делегации (не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли, так как данный вид расходов не предусмотрен п. 2 ст. 264 НК РФ) (Письмо Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235);

— затраты на проживание в гостинице официальных лиц — деловых иностранных партнеров, которые приехали на официальную встречу в целях установления и поддержания долгосрочного сотрудничества (Письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2007 N 20-12/034115);

— расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний (Письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176);

— расходы на приобретение призов, изготовление дипломов, оформление зала (п. 2 ст. 264 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли) (Письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176).

Представительские расходы: подтверждаем документально

Все расходы как в налоговом, так и в бухгалтерском учете в обязательном порядке должны быть подтверждены документально. Каких документов достаточно будет для подтверждения? Мнение специалистов Минфина России о составе документов, подтверждающих представительские расходы, содержится в Письме от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26. Согласно положениям указанного Письма такими документами признаются:

— приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;

— смета представительских расходов;

— первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;

— отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются цель представительских мероприятий, результаты их проведения и иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.

Смета расходов должна включать в себя:

— время и место проведения мероприятий;

— состав участников мероприятий;

— величину расходов на прием и обслуживание делегаций.

После осуществления всех предусмотренных сметой расходов составляется отчет, в котором указываются все произведенные представительские расходы, а также цель, результаты, дата и место проведения представительских мероприятий, их программа. При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.

Если товары (услуги) на представительские цели приобретены подотчетным лицом, то подтверждающими являются первичные документы, выданные соответствующими организациями указанному подотчетному лицу. Например, кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг) и т.д., а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм.

При заключении договора со сторонней организацией (например, с предприятием общественного питания) документальным подтверждением осуществления представительских расходов будет служить договор с данной организацией, акт выполнения работ (оказания услуг), счет-заказ, счет-фактура. Если привлекаются переводчики, не состоящие в штате организации, расходы также подтверждаются соответствующими договорами, актами выполненных работ и иными документами.

Стоит отметить, что, по мнению судебных органов, наличие сметы для подтверждения таких расходов не обязательно (Постановление ФАС СЗО от 14.01.2008 по делу N А56-338/2007).

После осуществления представительских расходов налогоплательщик также составляет акт об их осуществлении, утверждаемый руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов.

Если же подтверждающие документы отсутствуют или не оформлены соответствующим образом, осуществленные расходы представительскими не признаются. Об этом, в частности, сказано в Письме Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26. Поддерживают специалистов Минфина и судебные органы.

Так, в Постановлении ФАС УО от 24.03.2005 N Ф09-971/05-АК рассмотрена кассационная жалоба налогоплательщика на решение арбитражного суда и апелляционной инстанции о неправомерности решения налогового органа. Судами сделан вывод, что осуществленные налогоплательщиком расходы на прием и обслуживание иностранной делегации нельзя считать представительскими, так как подтверждающие произведенные расходы документы не оформлены в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ.

Представительские расходы: определяем размер

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

В соответствии с гл. 25 НК РФ перечень расходов, относимых к оплате труда, определен в ст. 255 НК РФ. Стоит отметить, что, в отличие от Инструкции N 148н <1>, перечень расходов на оплату труда в ст. 255 НК РФ гораздо шире.

———————————
<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Для расчета предельного размера представительских расходов надо брать начисленную сумму расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ).

На основании п.

Представительские расходы бюджетной организации

7 ст. 274, ст. 315 НК РФ при расчете налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Следовательно, в течение налогового периода сумма расходов на оплату труда в целях обложения налогом на прибыль увеличится. Значит, будет изменяться и предельный размер представительских расходов, который может быть учтен в целях налогообложения.

Из всего сказанного можно сделать вывод: сверхнормативные представительские расходы, которые не были признаны бюджетным учреждением при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены им соответствующим образом в последующих отчетных периодах текущего календарного года (п. 42 ст. 270 НК РФ).

Для справки. В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетным — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.

Пример 1. В федеральный научно-исследовательский институт с 12 по 16 марта 2010 г. для проведения конференции с целью обмена опытом приглашена делегация из Германии, состоящая из 12 человек. Оплата приема и обслуживания иностранной делегации произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не облагаемых НДС.

Общая сумма расходов составила 32 175 руб., в том числе:

— официальный прием в ресторане (12 чел. иностранной делегации + 3 чел. принимающей стороны) — 7800 руб.;

— заключение договора с высшим образовательным учреждением на оказание услуг переводчиков (3 чел.) — 6000 руб.;

— буфетное обслуживание иностранной делегации во время конференции (12 чел. + 3 переводчика) — 1875 руб.;

— заключение договора на транспортное обслуживание делегации — 15 000 руб.;

— посещение иностранной делегацией драматического театра — 1500 руб.

Фонд оплаты труда за 3 месяца 2010 г. (январь — март) в федеральном научно-исследовательском институте составит 700 000 руб.

Исходя из положений ст. 264 НК РФ к представительским расходам федерального научно-исследовательского института будут отнесены официальный прием делегации, оплата услуг переводчиков, буфетное и транспортное обслуживание, то есть для целей налогообложения расходы на прием и обслуживание иностранной делегации будут учтены в сумме 30 675 руб. (7800 + 6000 + 1875 + 15 000). Расходы на посещение театра не будут учитываться в целях исчисления налога на прибыль, так как согласно п. 2 ст. 264 НК РФ они относятся к расходам на организацию развлечений, отдыха.

С учетом того, что произведенные расходы на прием и обслуживание иностранной делегации превышают установленные нормативы для исчисления налога на прибыль в сумме 28 000 руб. (700 000 руб. x 4%), в целях налогообложения представительские расходы будут приняты в пределах норматива. Сверхнормативные расходы в размере 2675 руб. (30 675 — 28 000), которые не были признаны федеральным научно-исследовательским институтом при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах текущего календарного года.

Представительские расходы: отражаем в бухгалтерском учете

В соответствии с Письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383 “О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления“ учет представительских расходов и расходов протокольного характера согласно законодательству РФ, расходов, осуществляемых при приеме и обслуживании иностранных делегаций (на оплату найма жилого помещения, питания, проведения официальных приемов (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), буфетного обслуживания, мероприятий культурной программы, бытового обслуживания, услуг переводчиков, сувениров и памятных подарков, услуг залов официальных лиц и делегаций в аэропортах и на вокзалах, аренды помещений, транспортного обеспечения), осуществляется по статье 290 “Прочие расходы“ КОСГУ.

Несмотря на специфический характер затрат, бухгалтерский учет представительских расходов довольно банален и сводится в основном к отражению операций по договорам возмездного оказания услуг и расчетам с подотчетными лицами.

Расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц могут быть произведены как за наличный, так и за безналичный расчет.

Оплата представительских расходов наличными денежными средствами осуществляется путем выдачи денег в подотчет и отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 208 00 000 “Расчеты с подотчетными лицами“ и кредиту счета 201 04 610 “Выбытия из кассы“. После осуществления представительских расходов принятие их к бухгалтерскому учету отражается по дебету счета 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материальных запасов готовой продукции (работ, услуг)“ и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 208 00 000.

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1. Предположим, что оплата услуг транспортной организации и переводчиков в сумме 21 000 руб. произведена с лицевого счета федерального научно-исследовательского института. Остальные расходы на прием и обслуживание иностранной делегации на общую сумму 11 175 руб. оплачены за счет наличных денежных средств. Лицевой счет обслуживается в ОФК.

В бухгалтерском учете федерального научно-исследовательского института операции отразятся следующим образом:

————————————-T————T————T———-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Выданы под отчет денежные средства ¦2 208 18 560¦2 201 04 610¦ 11 175 ¦
¦на представительские расходы ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Списаны расходы на прием и ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживание иностранной делегации: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- в части расходов, относимых на ¦2 106 04 340¦2 208 18 660¦ 9 675 ¦
¦себестоимость товаров, работ, услуг;¦(статья 290 ¦ ¦ ¦
¦ ¦КОСГУ) ¦ ¦ ¦
¦- за счет средств, остающихся после ¦2 401 01 130¦2 208 18 660¦ 1 500 ¦
¦уплаты налога на прибыль (расходы ¦(статья 290 ¦ ¦ ¦
¦на посещение театра) ¦КОСГУ) ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Оказаны транспортные услуги и услуги¦2 106 04 340¦2 302 18 730¦ 21 000 ¦
¦переводчиков ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Оплачены с лицевого счета расходы на¦2 302 18 830¦2 201 01 610¦ 21 000 ¦
¦прием и обслуживание иностранной ¦ ¦ ¦ ¦
¦делегации ¦ ¦ ¦ ¦
L————————————+————+————+————

А.Беляев

Эксперт журнала

“Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности“

Подписано в печать

30.08.2010

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *