Справочник

Прекращение государственной службы

Типичными основаниями для прекращения государственной службы являются достижение пенсионного возраста, отставка по решению государственного служащего, отставка по решению администрации государственного органа.

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.

Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях (ст. 25 Федерального закона № 119-ФЗ 1995 г.):

  1. достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;
  2. прекращения гражданства Российской Федерации;
  3. несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим Федеральным законом;
  4. разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  5. возникновения других обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы — 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год.

Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается.

Основания для прекращения государственной службы

После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Среди судебных казусов о прекращении государственной службы можно привести следующий.

Оставляя без удовлетворения жалобу Теодоровича Тадеуша Владимировича о признании незаконным распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 186-р об освобождении его от должности торгового представителя Российской Федерации в Швейцарской Конфедерации в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы, Верховный Суд РФ решением от 24 августа 1998 г. № ГКПИ 98 — 561 мотивировал:

Не может быть принято во внимание утверждение заявителя о том, что освобождение его от должности по указанному выше основанию не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации о равенстве прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на труд, поскольку, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере с учетом ее специфики и особые правила. К их числу относится, в частности, введение Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" требование о соблюдении возрастных критериев при приеме на государственную службу и увольнении по достижении предельного возраста для нахождения на государственной должности госслужбы. Установление таких правил (специальных требований) не может рассматриваться как нарушение права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий. Следовательно, установление предельного возраста для нахождения на государственной должности в данном случае не может расцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

Из опыта правового регулирования государственной службы зарубежных стран отметим принцип несменяемости чиновника, закрепленный в законодательстве ряда стран. Так, в ст. 8 Закона Японии: "член Палаты не может быть уволен вопреки его воле за исключением случаев, когда он подпадает под один из нижеследующих подпунктов…" К нему применяется процедура импичмента в Верховном суде (ст. 9) при обвинении его парламентом, чтобы иметь основание для увольнения. Необычным основанием прекращения государственной службы в Японии является диспозиция ст. 38, п. 1: "лишенный права распоряжаться имуществом или приравненный к таковому"… "естественным образом утрачивает должность" (ст. 76 Закона о государственных публичных должностных лицах). То есть недостаточное материальное положение является основанием к отрешению от государственной должности.

Пенсия

Последним правовым институтом, характеризующим особенности труда государственных служащих, являются условия пенсионного обеспечения после отставки.

Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке" (ст. 21

Федерального закона № 119-ФЗ 1995 г.). В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Условия, порядок назначения и выплаты указанной пенсии определяются федеральным законом (ст. 19 Федерального закона № 119-ФЗ 1995 г.).

В Российской Федерации пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Во исполнение этого Закона Правительство РФ постановлением от 4 марта 2002 г. № 141 установило особенности перерасчета пенсии гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию на 31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы". В соответствии с этим Указом "ежемесячная доплата к государственной пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Российской Федерации от одного года до трех лет — 55 процентов, свыше трех лет — 75 процентов их месячного денежного вознаграждения".

Среди особенностей правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих в зарубежных странах можно отметить, что в Японии целью пенсионного обеспечения служащего и находившихся на его иждивении членов его семьи объявляется "поддержание надлежащей жизни" после оставления государственной службы (ст. 107) на основе "здравых математических принципов страхования".

Служебные сведения остаются тайной и после окончания государственной службы (ст. 27 Федерального закона Швейцарии о статусе государственных служащих от 30 июня 1927 г.).

Вопросы для самопроверки

  1. В чем заключается правовой смысл испытательного срока для государственного служащего? Ведь уволить можно всегда.
  2. Что означает квалификационный разряд государственного служащего?
  3. В чем заключается правовой смысл должностных инструкций, не достаточно ли наличия Закона о государственной службе?
  1. Какие вы знаете меры государственного принуждения, направленные на обязательное выполнение распоряжений должностного лица?
  2. Почему законодательством вводятся ограничения прав человека для государственных служащих?
  3. Какие меры стимулирования труда государственного служащего вы знаете?
  4. Что такое аттестация?
  5. Как оплачивается труд государственного служащего?
  6. Какое правовое значение имеет стаж государственного служащего?
  7. Какие существуют основания прекращения государственной службы?
  8. Каковы особенности пенсионного обеспечения государственных служащих?

ТЕМА 4

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 449 | Нарушение авторского права страницы

Истечение срока действия контракта При окончании срока действия срочного контракта в соответствии с 35 статьей Закона о госслужбе происходит увольнение служащего. Об истечении срока действия договора служащий предупреждается в письменной форме не позднее, чем за семь дней до освобождения от должности и увольнения. Срочный контракт может быть заключен для выполнения конкретного задания и для замещения отсутствующего служащего. После выхода прежнего сотрудника на службу и завершения выполнения задания временные служащие увольняются. Иные причины Служащий, принявший гражданство иного государства или лишившийся гражданства РФ, подлежит увольнению с государственной гражданской службы. Это ограничение прописано в 41 статье Закона о госслужбе при отсутствии обстоятельств, предусмотренных международным договором РФ.

Как уволиться с госслужбы по собственному желанию?

Обычно фразу начинают так – «Прошу уволить меня по собственному желанию». Необходимо помнить, что существуют случаи, когда сотруднику нет нужды отрабатывать установленные 2 недели. Поэтому если расторжение контракта запрашивается по одной из таких причин, это обязательно нужно упомянуть в тексте заявления:

  • «..в связи с началом обучения в университете на очном отделении»
  • «..

    в связи с выходом на пенсию из-за достижения пенсионного возраста»

  • «.. в связи с переводом супруга на работу в другую местность»
  • «.. в связи с п.№ трудового соглашения»
  • и т. д.

Важно! При написании заявления нужно писать, например, “уволить 17 августа 2017 года”, а не “уволить с 17 августа”. Так как это может расцениваться и как завершающий рабочий день, и как первый день после увольнения.

Заявление на увольнение по собственному желанию образец 2018

К примеру, за месяц служащему было выплачено:

  • должностной оклад госслужащего: 10 000 рублей;
  • оклад за классный чин: 2 000 рублей;
  • надбавка за выслугу лет + за особые условия службы: 1000 + 10200 рублей;
  • денежное поощрение: 10 000 рублей.

Кроме того:

  • в предыдущий месяц он получил выплату к отпуску в размере 20 000 рублей;
  • за несколько месяцев до этого он получил выплату к отпуску в размере 20 000 рублей.

Для расчета среднемесячного денежного содержания все выплаты, получаемые за месяц, суммируются. К ним же прибавляется 1/12 часть полученных выплат к отпуску или материальной помощи, надбавок за особо тяжелые задания. Таким образом, получаем сумму: 10 000 + 2 000 + 1 000 + 10200 + 10 000 = 33200 + 20 000/12 = 34867 — это месячное содержание.


Его четырехкратный размер, выплачиваемый при увольнении, составляет 139 468 руб.

Заявление на увольнение по собственному желанию в 2018 году + скачать образец

Внимание

В каком случае необходимо отрабатывать 2 недели Отработка при увольнении обязательна, если происходит прекращение трудовой деятельности по инициативе работника по общим правилам.

Статья 25. Основания для прекращения государственной службы

Руководству компании дано право при поступлении заявления от работника на увольнение, отпустить его, не настаивая на сроке работы еще две недели. В этом случае происходит увольнение по собственному желанию без отработки.

Кроме этого на законодательном уровне определены ситуации, когда сотрудник может подать на имя директора заявление, и после этого не отрабатывая уйти (например, первый выход на пенсию). Форма заявления и порядок его подачи Заявление на увольнение по собственному желанию оформляется в письменной форме на листе бумаги. Причем этот документ сотрудник имеет право написать находясь на работе, в отпуске либо производя лечение от болезни.

Заявление на увольнение по собственному желанию образец написания 2018 год

Увольнение государственного гражданского служащего имеет ряд особенностей и отличий от обычной процедуры увольнения. Все нюансы отражены в специальном нормативном акте для госслужащих. Нормативная база Российским законодательством разработан отдельный закон, который регулирует службу в государственных органах – Закон о госслужбе:

  • В статье 37 данного закона говорится о том, как уволить госслужащего, рассматриваются основания для увольнения.
  • В статье 39 рассмотрены различия между увольнением служащего и освобождением от занимаемой должности.

ФЗ о государственной гражданской службе Нормы Трудового кодекса РФ (81 статья) также применяются для данной категории работников, однако они имеют свои отличительные особенности.

Пишем заявление об увольнении по собственному желанию (образец 2018)

Вот и пришёл момент, когда вы решили уволиться с работы. Причины могут быть различными. Разногласия с руководством, желание сменить место работы или освоить новую специальность, проблемы со здоровьем, переезд в другой город и пр. Независимо от причин вашего ухода, следует уходить красиво и по-хорошему.
Перед увольнением следует всё тщательно взвесить, такое решение должно быть обдуманным. Если в работе не устраивает что-то конкретное, то, может быть, имеются причины, по которым стоит остаться? Поговорите со своим руководством об этом. Может, вы придёте к пониманию, а надобность увольнения просто отпадёт.
Стоит отметить, что зачастую большинство работодателей злоупотреблять таким основание для увольнения работника. Трудовой кодекс РФ провозглашает свободу трудовых отношений, но как часто происходит в нашей стране, не все то, что прописано в законе реализуется на практике.

⇐ Прохождение государственной службы

Прекращение государственной службы

Прекращение государственной службы — это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего (например, при поступлении государственного служащего на государственную службу в другом государственном органе).

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Можно выделить следующие три вида оснований прекращения государственной службы:

  1. смерть (гибель) государственного служащего;
  2. увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
  3. выход на пенсию.

Увольнение государственного служащего является самым распространенным основанием прекращения государственной службы.

Основания увольнения определяются в следующих законах:

  1. Трудовой кодекс РФ;
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; этот Закон, подобно ТК РФ для работников, устанавливает правовое регулирование государственно-служебных отношений при замещении гражданским служащим должности гражданской службы, при прохождении службы, а также при прекращении служебного контракта, освобождении служащего от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы;
  3. федеральные законы о видах государственной службы; специальные федеральные законы, регламентирующие государственно-служебные отношения в различных государственных органах и различные виды государственной службы (например, органы внутренних дел, налоговые органы, таможенные органы);
  4. законы субъектов РФ, регулирующие вопросы государственной гражданской службы;
  5. иные нормативные правовые акты РФ.

Законодательство о государственной службе и ее соответствующих видах предусматривает специальные дополнительные основания для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа:

достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы. Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет;

прекращение гражданства РФ. Наличие гражданства Российской Федерации является принципиальным требованием при поступлении на государственную службу. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы. На указанных граждан распространяются положения Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», определяющие правовые основы государственной службы;

несоблюдение государственным служащим обязанностей и ограничений, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Для увольнения государственного служащего по данным основаниям требуется установление факта виновного нарушения им установленных законодательством о государственной гражданской службе обязанностей и ограничений, а также необходимые доказательства такого нарушения. В каждом конкретном случае руководителю государственного органа необходимо детально разобраться с фактами несоблюдения служащими установленных правоограничений и запретов;

разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну,

увольнение по другим основаниям. Государственный служащий может быть уволен и при возникновении других обстоятельств, которые предусматриваются федеральными законами о соответствующем виде государственной службы.

Основания и порядок прекращения государственной службы.

Этими основаниями являются: признание государственного служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишение его права занимать должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной службы связано с использованием таких сведений.

В качестве общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы можно назвать следующие:

  1. соглашение сторон служебного контракта;
  2. истечение срока действия срочного служебного контракта;
  3. расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
  4. расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
  5. перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
  6. отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;
  7. отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
  8. отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;
  9. отказ гражданского государственного служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
  10. обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;
  11. нарушение установленных законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;
  12. выход гражданского служащего из гражданства РФ;
  13. несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных для государственных гражданских служащих действующими федеральными законами;
  14. нарушение запретов, связанных с гражданской службой;
  15. отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает порядок расторжения служебного контракта, а также освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения со службы. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске.

При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *