Справочник

Приказ минфина 98н

С 1 января 2009 года был существенно изменен порядок кассового обслуживания лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства. Вступили в действие более 10 новых и обновленных нормативных документов, регламентирующих данный процесс. В их числе вступил в действие Приказ Минфина РФ от 19.09.08 98н "О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств". Согласно данному Приказу, основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве, представленные получателями средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания после заключения государственного контракта, иного договора или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам, иным договорам”.

До 1 января 2012 года данный порядок действовал по упрощенной схеме: органы Федерального казначейства автоматически регистрировали бюджетное обязательство на сумму каждого проведенного платежа, а учреждениями предоставлялись только документы, необходимые для санкционирования расходов: договоры, контракты и иные документы.

С 1 января 2012 года Порядок учета бюджетных обязательств вступил в полную силу. Согласно приказу Минфина от 30.05.2012 71н "О внесении изменений в приказ министерства финансов РФ от 19.09.2008 № 98н», до 1 января 2013 предусматривается переходный период, в течение которого получатель средств федерального бюджета вправе принять решение о применении порядка для учета бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов, иных договоров, оплата по которым не осуществлялась до 2012 года. Минфином России было подготовлено письмо от 29.05.2012 № 02-03-09/1907, в котором получили разъяснения особенности применения Порядка учета бюджетных обязательств в 2012 году.

Для регистрации бюджетного обязательства получателем бюджетных средств формируются и направляются в орган Федерального казначейства Сведения об обязательстве.

Для внесения изменений в уже учтенное обязательство предоставляется Заявка на внесение изменений в бюджетное обязательство. Заявка на внесение изменений в бюджетное обязательство формируется и в случае аннулирования неисполненной части обязательства либо полного аннулирования бюджетного обязательства, поставленного на учет, в связи с завершением государственного контракта или договора.

Для перерегистрации и учета в очередном финансовом году неисполненной части бюджетного обязательства по государственным контрактам и иным договорам на конец текущего финансового года, в орган Федерального казначейства должна быть предоставлена Заявка на перерегистрацию бюджетного обязательства.

Сведения о принятом бюджетном обязательстве

Рассмотрим подробнее документ «Сведения об обязательстве».

Данный документ должен предоставляться в органы Федерального казначейства либо в электронном виде с применением электронных подписей, либо при отсутствии технической возможности на бумажном носителе с одновременным представлением на машинном носителе. В настоящее время невозможно представить себе ведение бухгалтерского учета в государственном учреждении без применения средств автоматизации в виде различных программных продуктов.

Более 70% учреждений государственного сектора являются пользователями программных продуктов фирмы «1С», которые всегда разработаны в рамках действующего законодательства.

Основным программным продуктом для ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях является программа «1С:Бухгалтеррия государственного учреждения 8», реализующая информационное взаимодействие между органами Федерального казначейства и государственными учреждениями, как получателями бюджетных средств, так и получателями субсидий.

Форматы обмена данными с органами Федерального казначейства реализованы согласно действующим Требованиям к форматам текстовых файлов.

С 01.07.2012 вступили в действие Текстовые форматы файлов альбом 9.0, при этом действие альбома 8.2 закончится 01.09.2012. Таким образом, с 01.07.2012 по 01.09.2012 будут действовать и форматы альбома 8.2 и альбома 9.0. до 01.09.2012. Практика показывает, что в первое время применение новых документов, используемых при кассовом обслуживании в органах Федерального казначейства, вызывает много вопросов у пользователей программных продуктов «1С». С целью оказания методической поддержки, рассмотрим общие правила применения новых форматов выгрузки документов. Основными программами для информационного обмена между органами Федерального казначейства и государственными учреждениями являются системы «СЭД» и «СУФД».

При различных внешних интерфейсах, назначение у данных программ одинаковое — осуществление защищенного электронного документооборота между органами Федерального казначейства и государственными учреждениями. Методологически верной с точки зрения ведения бухгалтерского учета является ситуация, когда платежные документы создаются в программах ведения бухгалтерского учета, а затем с помощью специальных обработок импортируются во внешние транспортные системы для дальнейшего исполнения. Это позволяет избежать ошибок во время дублирования информации, а также существенно экономит рабочее время бухгалтера.

«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» содержит обработки обмена с органами Федерального казначейства.

Для актуализации формата выгрузки, необходимо произвести следующие действия.

  1. Запустить программу «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в режиме «Предприятие»
  2. Воспользовавшись пунктом меню «Казначейство/Банк», открыть окно «Обмен с казначейскими системами и учреждениями банка»
  3. Перейти на вкладку «Форматы обмена» и выбрать команду «Загрузить форматы»
  4. Далее следует выбрать источник загрузки из предложенных вариантов
  5. Как правило, файл OFK.xml находится в папке «ECExchangeFormats» текущего релиза конфигурации, также в целях оперативности, его можно скачать из раздела «Дополнительные материалы» по ссылке http://users.v8.1c.ru/project.jsp?id=StateAccounting, войдя на страницу поддержки пользователей под своим зарегистрированным логином и паролем.
  6. Необходимо нажать на кнопку «Загрузить», и формат обмена будет загружен в информационную базу.
  7. После этого необходимо настроить форматы выгрузки необходимых документов по новым Требованиям к форматам выгрузки. Для Сведений об обязательстве текстовый формат по альбому 9.0 — TXBN120701, для заявки на внесение изменений -TXBC120701.
  8. ВНИМАНИЕ! Не следует изменять формат выгрузки документа в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», пока не произойдет обновление внешней информационной системы, иначе может возникнуть ошибка импорта файла.
  9. Для того, чтобы изменить формат выгрузки, нужно войти в режим редактирования поля «Настройка формата», и в графе «Формат» установить нужный формат выгрузки из нескольких предложенных.
  10. ВНИМАНИЕ! После выгрузки документов с применением нового формата, могут возникнуть ошибки экспорта вследствие установки новых требований к структурированному файлу, в частности, в документе могут быть не заполнены обязательные поля.
  11. Следует прочитать комментарий к возникшей ошибке и заполнить нужную информацию в указанных полях документа.
  12. Данные действия следует проводить каждый раз при изменении правил информационного обмена между органами Федерального казначейства и государственным учреждением.
  13. Образцы заполнения документов «Сведений о принятом бюджетном обязательстве» и «Заявка на внесение изменений в бюджетное обязательство» можно найти по ссылке http://chuvashia.roskazna.ru/page/13417

Количество показов: 13737

Возврат к списку

Внедрение технологий учета бюджетных обязательств рассматривается в качестве одной из основных задач на 2012 г.

Отражение в учете принятых бюджетных обязательств

по реализации Стратегической карты Федерального казначейства на 2010 — 2015 годы Казначейством России заблаговременно подготовлен и утвержден план-график мероприятий, направленных на внедрение с 1 июля 2012 г. процедур учета и исполнения бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, который успешно реализуется.

Инструмент повышения эффективности

Для учета расходных обязательств и определения объема средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, необходимых для их исполнения, Министерством финансов РФ ведется реестр расходных обязательств. При введении он позиционировался как документ, позволяющий проводить бюджетную политику на основе балансирования обязанностей по выплате средств из бюджета с реальными финансовыми возможностями эти обязанности выполнить. Данные реестра используются при формировании перспективного финансового плана Российской Федерации, разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также при определении в плановом периоде объема бюджета действующих и принимаемых обязательств. В целях повышения эффективности планирования и расходования бюджетных средств за счет резервирования лимитов бюджетных обязательств под принятые к учету договоры (госконтракты) Минфином России Приказом от 19 сентября 2008 г. N 98н (далее — Приказ N 98н) утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, который вступил в силу 1 января 2009 г., за исключением ряда положений, для которых установлен иной срок.
Учет бюджетных обязательств сам по себе не является принципиальным нововведением. Элементы такого учета использовались в практике работы органов Федерального казначейства и ранее. Так, до конца 2005 г. действовали Правила учета обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, утвержденные Приказом Минфина России от 13 августа 1999 г. N 55н, в соответствии с которыми принимались на учет бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета по договорам на оказание коммунальных услуг. В отличие от действовавших ранее Правил Приказ N 98н предусматривает распространение порядка учета денежных обязательств на всю совокупность заключаемых с получателями средств федерального бюджета государственных контрактов, иных договоров, а также обязательств, возникающих у получателей средств федерального бюджета (в том числе по публичным нормативным обязательствам).
Согласно Приказу N 98н с 1 января 2009 г. органы Федерального казначейства на основании принятых к исполнению документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета, принимают на учет бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством Российской Федерации не требуется. В качестве одной из мер по обеспечению права на исполнение судебного акта в разумный срок с 1 января 2009 г. органами Федерального казначейства также реализовывались положения разд. III Приказа N 98н, определяющего порядок учета бюджетных обязательств, возникающих на основании исполнительных документов. Применение вышеуказанных норм позволило органам Федерального казначейства накопить определенный опыт, в результате чего прием и учет сведений об обязательствах, возникающих на основании государственных контрактов и иных договоров, не вызвали особых затруднений. Бюджетные обязательства, возникающие на основании исполнительных документов, учитываются в особом порядке на основании представленной должником в произвольной письменной форме информации на бумажном носителе об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа. Это способствует более качественному выполнению органами Федерального казначейства государственной функции по организации исполнения требований исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с получателей средств федерального бюджета.

Внедрение Приказа N 98н

Очередной этап модернизации казначейской системы Российской Федерации, завершившийся в конце 2011 г. с вводом во всех территориальных органах Федерального казначейства в промышленную эксплуатацию нового программного обеспечения "Автоматизированная система Федерального казначейства", позволил ускорить процесс внедрения Приказа N 98н в полном объеме. В связи с этим его положения, устанавливающие порядок постановки на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, возникающих на основании государственных контрактов, вступили в силу уже 1 января 2012 г. Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам в соответствии с Приказом N 98н являются сведения о принятом бюджетном обязательстве, которые представляются получателями средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту их обслуживания после заключения государственного контракта или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам или иным договорам.
Если бюджетное обязательство превышает неиспользованный остаток бюджетных данных, орган Федерального казначейства доводит информацию о превышении до получателя средств федерального бюджета путем направления соответствующего уведомления. Аналогичное уведомление доводится и до распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств, что позволяет распорядителям в оперативном порядке принимать необходимые решения.
Предвидя сложности, с которыми столкнутся на первом этапе участники бюджетного процесса, Минфин России Приказом от 16 декабря 2011 г. N 176н в Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета внес дополнения. В соответствии с ними получателям средств федерального бюджета предоставлено право принятия решения о применении до 1 июля 2012 г. для учета бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов, иных договоров, оплата по которым не осуществлялась ранее 2012 г., порядка, установленного п. 2.2 Приказа N 98н. То есть бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов и иных договоров, принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета.

Опыт Чеченской Республики

Управлением Федерального казначейства по Чеченской Республике во второй половине января 2012 г. после проведения мероприятий, связанных с тестированием программного обеспечения на предмет готовности к внедрению технологий учета бюджетных обязательств, было проведено совещание с получателями средств федерального бюджета по вопросам реализации положений Приказа N 98н. В ходе проведенного совещания были освещены и разъяснены вносимые в него изменения. Большинством клиентов было принято решение не откладывать до 1 июля 2012 г. процесс учета бюджетных обязательств, а запустить его с начала текущего года путем представления в управление сведений об обязательствах, возникших на основании договоров (госконтрактов).
Как и ожидалось, определенные сложности у клиентов все-таки возникли. Связаны они были в основном с неготовностью программного обеспечения, используемого клиентами для формирования и выгрузки в электронном виде сведений об обязательствах и заявок на внесение изменений в бюджетные обязательства, соответствующих утвержденным Федеральным казначейством форматам. Управление, предприняв все необходимые меры, в числе первых среди территориальных органов Федерального казначейства обеспечило внедрение технологий учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета начиная с января 2012 г. В результате проведенной работы за первое полугодие 2012 г. от клиентов было принято и обработано 1740 сведений об обязательстве и 805 заявок на внесение изменений в бюджетное обязательство, из которых зарегистрировано соответственно 1439 и 744.

Выводы

Сложившаяся к настоящему моменту практика работы органов Федерального казначейства в условиях действия в полном объеме Приказа N 98н позволяет сделать ряд предварительных выводов, связанных, в частности, с процедурой санкционирования расходов федерального бюджета. Так, в соответствии с п. 11 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 87н (далее — Приказ N 87н), при санкционировании оплаты денежного обязательства, возникающего по государственному контракту, осуществляется проверка соответствия информации, указанной в заявке, реквизитам и показателям бюджетного обязательства и сведениям о госконтракте в реестре госконтрактов. В соответствии с положениями п. п. 7 и 9 Приказа N 87н для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства вместе с заявкой указанные в ней государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства. Таким образом, получателю бюджетных средств вменяется в обязанность представлять в орган Федерального казначейства госконтракт, прошедший все стадии контроля при включении в реестр госконтрактов. По существующему порядку при санкционировании оплаты денежного обязательства сотрудник органа Федерального казначейства обязан проверить наличие госконтракта даже в том случае, если тот включен в реестр госконтрактов, а также соответствие реквизитов госконтракта сведениям, содержащимся в реестре.
Для устранения избыточных процедур, а также оптимизации работы органов Федерального казначейства при санкционировании оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета имеет смысл рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Приказ N 87н, которые предусмотрят, что при наличии учтенного сведения об обязательстве, в котором указан номер записи в реестре государственных контрактов, представление в орган Федерального казначейства государственного контракта для подтверждения возникновения денежного обязательства не требовалось бы. Сотрудниками органов Федерального казначейства неоднократно высказывались предложения по внесению изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, позволяющие значительно усовершенствовать технологию учета бюджетных обязательств. Одно из таких предложений предусматривает формирование бюджетного обязательства органом Федерального казначейства на основании информации, содержащейся в сведении о государственном контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенного в реестр госконтрактов. Реализация данного предложения затрудняется из-за отсутствия в сведениях о госконтракте, установленных Приложениями N N 1 и 2 к Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. N 1191, ряда реквизитов, необходимых для формирования сведений об обязательствах. Внесение изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с ведением реестра госконтрактов и реализацией порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, на наш взгляд, позволило бы значительно повысить эффект от ведения учета бюджетных обязательств и в максимальной степени разгрузить получателей средств федерального бюджета от необходимости представления в органы Федерального казначейства одних и тех же данных, содержащихся в разных регистрах и документах.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Комментарий к приказу Министерства Финансов Российской Федерации от 19.09.2008 N 98н

Комментарий к приказу Министерства Финансов Российской Федерации от
19.09.2008 N 98н “О Порядке учета бюджетных обязательств получателей
средств федерального бюджета“

Как известно, бюджетные учреждения осуществляют операции по расходованию средств федерального бюджета через открытые им лицевые счета в органах Федерального казначейства (далее — ОФК). Проведение таких операций осуществляется в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными в смете доходов и расходов. Бюджетное учреждение осуществляет расходование средств на приобретение товаров, оплату выполненных работ и оказанных услуг. Одно из условий — осуществление их согласно кодам бюджетной классификации. Однако перед тем, как необходимая сумма спишется со счета бюджетного учреждения, такая операция должна пройти стадию проверки в ОФК. Издание Приказа Минфина РФ от 19.09.2008 N 98н “О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета“ (далее — Приказ Минфина РФ N 98н) и даст возможность учреждениям правильно построить свою работу с ОФК. В данном документе рассмотрены Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее — получатели средств), в том числе по исполнительным документам, условия представления информации о бюджетных обязательствах получателей средств федерального бюджета, учтенных в ОФК, а также указания по заполнению документов, предусмотренных Приказом Минфина РФ N 98н.

Стоит обратить внимание, что положения Приказа Минфина РФ N 98н вступают в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2010 года и регулирующих бюджетные обязательства получателей, возникающие на основании государственных контрактов и иных договоров.

Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств
федерального бюджета

В настоящее время учет бюджетных обязательств по государственным контрактам осуществляется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.08.1999 N 55н “Об утверждении Правил учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета“ (далее — Приказ Минфина РФ N 55н).

Рассмотрим, как будет осуществляться порядок постановки на учет бюджетных обязательств, вытекающих из государственных контрактов на поставку продукции (работ, услуг) и иных договоров, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2009 году.

Как определено п. 3 Приказа Минфина РФ от 31.12.2002 N 142н “Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета“, для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в ОФК открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

— распорядителя средств;

— получателя средств;

— получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте;

— иного получателя средств;

— иного получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте.

Итак, бюджетное учреждение провело конкурс на закупку оборудования для собственных нужд.

Выбран поставщик. Товар поставлен. Осталось расплатиться с клиентом. Каковы действия бюджетного учреждения? В начале оно как получатель средств представляет в ОФК необходимые документы, подтверждающие указанные расходы. К ним относятся соответствующий государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.

Представление документов для оплаты денежных обязательств осуществляется в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н (далее — Приказ Минфина РФ N 87н).

Принятие бюджетного обязательства на учет осуществляется, если на момент представления государственного контракта на поставку продукции в ОФК у получателя средств имеется необходимый объем лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ на текущий финансовый год. В случае оплаты бюджетного обязательства за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, отслеживается непревышение сумм обязательства по соответствующим кодам сумме неиспользованных объемов расходов по внебюджетной смете доходов и расходов (п. 2.7 Приказа Минфина РФ N 98н).

В случае непринятия на учет бюджетного обязательства ОФК возвращает получателю государственный контракт с отметкой об отказе в постановке на учет.

При положительном исходе проверки ОФК присваивает бюджетному обязательству уникальный последовательный в пределах учреждения и финансового года порядковый учетный номер, который отражается в Выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств (КФД 0531759) (далее — Выписка), представляемой получателю бюджетных средств (п. 2.8 Приказа Минфина РФ N 98н).

Кроме того, на оригинале договора ОФК проставляется дата принятия бюджетного обязательства на учет, персональный штамп и подпись, а также указываются учетные номера бюджетных обязательств и суммы обязательств по каждому коду бюджетной классификации РФ.

После принятия бюджетного обязательства на учет оно заносится Федеральным казначейством в Журнал действующих в текущем финансовом году бюджетных обязательств (КФД 0531704) (далее — Журнал).

Иногда при исполнении государственного контракта возникает необходимость в выполнении дополнительных работ или услуг. В таком случае надо внести изменения в ранее учтенное бюджетное обязательство. Для этого получатель средств представляет в ОФК дополнительно заключенный государственный контракт, а также Заявку на кассовый расход (КФД 0531801) (далее — Заявка) (п. 2.14 Приказа Минфина РФ N 98н).

Обратим внимание на некоторые особенности заполнения, представленные в Приказе Минфина РФ N 87н. В частности, на заполнение реквизитов денежного обязательства, возникающего по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также по денежным обязательствам в случаях, когда заключение государственных контрактов законодательством РФ не предусмотрено.

В первом случае получатель средств указывает в Заявке реквизиты и предмет соответствующего государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства. Во втором — только реквизиты соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (п. 6 Приказа Минфина РФ N 87н). Документы на внесение изменений в бюджетные обязательства получателя средств проверяются в том же порядке, что и по основному государственному контракту на поставку продукции, выполнение работ или оказание услуг, а именно: на непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета суммам неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств (п. 2.15 Приказа Минфина РФ N 98н).

При положительном результате проверки ОФК вносит изменения в бюджетное обязательство с отражением в Журнале.

Подводя итог принятия на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам, еще раз отметим, что принятие на учет может осуществляться только при наличии неиспользованных лимитов бюджетных обязательств или необходимого объема средств, полученных от приносящей доход деятельности по смете доходов и расходов по внебюджетным средствам, а также при документальном подтверждении расходов по государственным контрактам и иным договорам в порядке, установленном п. 2.2, абз. 1 — 3 п. 2.7, п. 2.8, 2.9, 2.11, 2.14, абз. 1 — 2 п. 2.15, п. 2.16, 2.21, абз. 1 п. 2.22, п. 2.23 Приказа Минфина РФ N 98н.

Обратите внимание: указанный порядок принятия бюджетных обязательств будет действовать только до 31 декабря 2009 года. Начиная с 1 января 2010 года постановка на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам будет осуществляться получателями средств в общем порядке. В частности, в ОФК, помимо оригиналов контрактов и договоров, будут также представляться Сведения о принятом бюджетном обязательстве (КФД 0531702) (п. 2.1 Приказа Минфина РФ N 98н). В случае отрицательного результата проверки они возвращаются получателю с отметкой в Журнале регистрации неисполненных документов (КФД 0531804) (п. 2.6 Приказа Минфина РФ N 98н). При положительном итоге проверки бюджетному обязательству присваивается учетный номер, и оно учитывается на лицевом счете получателя средств с отражением в Выписке. Кроме того, предусмотрено, что при превышении сумм бюджетного обязательства по государственным контрактам и иным договорам суммам неиспользованных бюджетных ассигнований или неиспользованных сметных назначений по внебюджетным средствам получатели средств и их главные распорядители (распорядители) будут информированы об этом в виде Уведомления о превышении бюджетным обязательством свободных остатков, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности (КФД 0531703) (п. 2.7 Приказа Минфина РФ N 98н).

Внесение изменений в бюджетное обязательство по государственным контрактам и иным договорам будет оформляться в виде Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (КФД 0531705).

Особо стоит отметить особенность учета не исполненных в текущем финансовом году бюджетных обязательств. Как определено п. 2.18 Приказа Минфина РФ N 98н, неисполненная часть бюджетного обязательства по государственным контрактам и иным договорам на конец текущего финансового года подлежит перерегистрации и учету в очередном финансовом году. Для этого получатель средств представляет в ОФК Заявку на перерегистрацию бюджетного обязательства (КФД 0531706). Однако данный порядок будет действовать в отношении бюджетных обязательств начиная с 1 января 2010 года.

До указанного срока неисполненные бюджетные обязательства подлежат переучету в соответствии с п. 18 Приказа Минфина РФ N 55н.

Как известно, бюджетные учреждения не застрахованы от реорганизации.

При этом бюджетные обязательства реорганизуемого получателя средств подлежат передаче другому получателю бюджетных обязательств, принимающему функции реорганизуемого. Для этого составляется Акт приема-передачи принятых бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (КФД 0531727). Порядок его заполнения приведен в разд. 5 Указаний по заполнению документов Приказа Минфина РФ N 98н. Предлагаем обратить внимание на заполнение граф раздела 2 акта приема-передачи:

— в графе 1 реорганизуемым получателем указываются коды классификации расходов федерального бюджета, в разрезе которых было им принято передаваемое бюджетное обязательство;

— в графе 2 получателем — принимающим обязательства указываются коды классификации расходов федерального бюджета, в разрезе которых им принимается бюджетное обязательство;

— в графе 3 — наименование вида средств, необходимого для исполнения бюджетного обязательства: средства бюджета, от приносящей доход деятельности, дополнительного бюджетного финансирования;

— в графах 4, 5 в разрезе кодов классификации расходов федерального бюджета и видов средств указываются соответственно суммы поставленных на учет и исполненных бюджетных обязательств текущего финансового года;

— в графах 6-10 в разрезе кодов классификации расходов федерального бюджета указываются суммы бюджетных обязательств, принятых соответственно на первый, второй годы планового периода, на третий, четвертый и пятый годы после текущего финансового года.

В обязательном порядке акт подписывается руководителями и главными бухгалтерами (уполномоченными руководителями лицами) реорганизуемого получателя средств и получателя средств — принимающего обязательства и представляется в ОФК по месту обслуживания реорганизуемого получателя средств для проверки всех отраженных в акте показателей.

В случае положительного исхода указанный акт представляется в ОФК по месту обслуживания получателя средств, которому переданы функции реорганизуемого учреждения.

Порядок учета бюджетных обязательств
получателей средств федерального бюджета
по исполнительным документам

Далее перейдем к порядку учета бюджетных обязательств по исполнительным документам.

Исходя из судебной практики, бюджетные учреждения нередко являются участниками судебных процессов. Поводом для этого могут служить, например, оспаривание материалов ревизии (проверки), неисполнение учреждением обязательств по оказанию услуг. В случае проигрыша учреждение зачастую становится должником по исполнению обязательств.

Приказ Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н

В такой ситуации вступает в силу исполнительное производство, регулируемое Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ), определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических, юридических лиц, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Взыскание осуществляется на основании следующих исполнительных документов:

— исполнительных листов, выдаваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами согласно принимаемым ими судебным актам;

— судебных приказов;

— нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов или их нотариально удостоверенных копий;

— удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам;

— актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

— судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

— постановлений судебного пристава-исполнителя;

— актов других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

При этом следует учитывать, что исполнительный документ, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должен содержать:

— наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилию и инициалы должностного лица;

— наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

— дату принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

— дату вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

— сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан — фамилию, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также — год и место рождения, место работы (если оно известно);

б) для организаций — наименование и юридический адрес;

в) для Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования
— наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

— резолютивную часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащую требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

— дату выдачи исполнительного документа.

Бюджетное обязательство по исполнительному документу также ставится на учет в ОФК. Для этого получатель средств, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, представляет информацию об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым произойдет расходование бюджетных средств. Далее формируются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (КФД 0531702), в котором заполняется разд. 3 “Реквизиты исполнительного документа“ Приказа Минфина РФ N 98н.

По нашему мнению, представляет интерес заполнение разд. 5 “Расшифровка обязательств“. Обязанность по его заполнению возникает в случае, если выплаты по исполнительным документам имеют периодический характер, а также с ограничением по сроку действия, который заканчивается до конца текущего года. В первом случае график выплат по кодам классификации расходов бюджетов заполняется до конца текущего года с учетом периодичности выплат. Если же выплаты имеют ограничение по сроку действия, то график заполняется на оставшиеся до окончания срока действия исполнительного документа месяцы текущего финансового года с учетом периодичности выплат и содержит итоговую сумму выплат в текущем финансовом году в целом по бюджетному обязательству.

В то же время, если в ОФК ранее уже было учтено бюджетное обязательство, по которому получателем бюджетных средств представляется исполнительный документ, при формировании Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (КФД 0531705) в разд. 3 вносятся реквизиты исполнительного документа. Аналогично ОФК вносятся изменения в учтенное бюджетное обязательство и на лицевом счете получателя средств.

Также бюджетное обязательство подлежит изменению в случае несогласия учреждения, в отношение которого издан исполнительный документ на представленную ему выписку из лицевого счета. Для этого учреждение информирует об этом обслуживающий его ОФК.

В некоторых случаях, например если исполнительный документ издан в конце текущего финансового года, у бюджетного учреждения-должника может не хватать денежных средств для исполнения бюджетного обязательства. В такой ситуации бюджетное обязательство подлежит перерегистрации в объеме неисполненной части. Однако порядок перерегистрации зависит как от условий выплат (единовременно или периодически), так и от того, действуют ли коды бюджетной классификации.

Так, при неисполнении бюджетного обязательства при единовременной выплате по исполнительному документу учреждением-должником направляется информация в письменной форме о его неисполнении.

В случае если обязательство, имеющее периодический характер выплат, не исполнено и коды бюджетной классификации являются действующими на момент постановки на учет данного обязательства, оно перерегистрируется на очередной финансовый год на сумму предстоящих выплат.

В случае если коды являются не действующими, ОФК перерегистрирует неисполненное бюджетное обязательство на основании представленной учреждением-должником информации о неисполнении обязательства с указанием ссылки на учетный номер ранее зарегистрированного бюджетного обязательства.

Представление информации о бюджетных обязательствах получателей
средств федерального бюджета, учтенных в органах Федерального
казначейства

В заключение остановимся на порядке представления ОФК информации о бюджетных обязательствах. Федеральное казначейство является полноправным участником бюджетного процесса. На него в соответствии со ст. 166.1 БК РФ возложено множество бюджетных полномочий главных распорядителей (распорядителей), получателей по обслуживанию бюджетных средств. Следовательно, на него возлагаются и обязанности по представлению по запросу информации вышеуказанным субъектам, а также Минфину, Федеральному казначейству.

Так, по запросу получателя средств ОФК по месту его обслуживания представляет Справку об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств учета (КФД 0531707).

По запросу Минфина Федеральное казначейство представляет Реестры принятых на учет бюджетных обязательств (КФД 0531708) по главным распорядителям средств федерального бюджета с детализацией и группировкой показателей о принятых на учет бюджетных обязательств, указанными в запросе, или в целом по федеральному бюджету в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией и группировкой показателей, указанными в запросе.

По запросу главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета ОФК по месту открытия ему соответствующего лицевого счета представляет Реестр принятых на учет обязательств по находящимся в его ведении получателям средств.

В обязанности управлений Федерального казначейства по субъектам РФ входит представление в Федеральное казначейство ежемесячно по состоянию на 1-е число каждого месяца и в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета, Отчета об исполнении бюджетных обязательств (КФД 0531709). Собранные от субъектов РФ отчеты формируются в Федеральном казначействе в сводный отчет по всем исполненным бюджетным обязательствам, который по запросу представляется в Минфин.

В аналогичном порядке в управлениях Федерального казначейства в субъектах РФ формируются Сведения о принятых на учет переходящих с прошлого года бюджетных обязательствах (КФД 0531710), которые затем представляются в Федеральное казначейство, формируются в сводных сведениях и по запросу могут представляться в Минфин.

А. Беляев,

редактор журнала “Бюджетные организации:

акты и комментарии для бухгалтера“

“Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера“, N 11, ноябрь 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *