Справочник

Принцип конспирации в орд

В статье рассмотрены специальные принципы оперативно-розыскной деятельности, а именно: принцип конспирации, принцип сочетания гласных и негласных методов

Специальные (отраслевые) принципы – это принципы, присущие конкретной отрасли права, деятельности.

Специальные принципы оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) закреплены в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и определяются как принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип конспирации. Конспирация (от лат. Conspiratio – заговор) – это предъявляемая законодателем система требований и условий их реализации, направленных на сохранение в тайне информации об ОРД, выход из владения оперативно-розыскным органом, который может нанести ущерб этой деятельности и ее участникам.

Применительно к ОРД, конспирация как принцип заключается в осуществлении оперативно-розыскной деятельности таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц тактику, формы, методы, силы и средства подготовки и совершения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ). Думается, что, прежде всего это нужно для того, чтобы избежать необоснованной и преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой первичной информации.

Следует также отметить, что данный принцип лучше других отражает разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, и отличает ее от других государственно — правовых форм борьбы с преступностью.

Необходимость сохранения информации об ОРД от других лиц обусловлена определенными факторами.

Одним из факторов является потребность государства в принятии адекватных мер борьбы с преступностью, в частности с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности, чтобы избежать уголовной ответственности.

Второй фактор был затронут выше, это то, что конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации.

И еще одним фактором является то, что порой сохранение тайны является непременным условием оказания гражданами содействия в раскрытии преступлений, поимки преступников, а также гарантией защиты их прав и свобод, так как ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.

Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно — розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно — служебными документами. Порядок и правила конспирации предусмотрены ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, ст. 5 указанного Закона ограничивает представление сведений о лице, являвшемся объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями конспирации. Исходя из смысла ст. 9 и ч. 5, 7, 8, 9 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» можно сказать, что введено ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах. Также, например, в ч. 4 ст. 5 Федерального Закона «Об ОРД» содержится ограничение пределов предоставления собранных сведений по требованию реабилитированного лица на основании; а п. 4 ст. 15 закона обязывает использование документов, зашифровывающих личность и ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие и многое другое.

Данный принцип также означает, что:

  • предание гласности сведений о конкретных лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о конкретных лицах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их письменного согласия и в случаях, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством;
  • судебное решение и постановление прокурора на право осуществления оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, могут быть представлены судье, следователю, органу дознания и другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и в случаях, установленных оперативно-розыскным законодательством.

Игнорирование принципа конспирации, с одной стороны, приводит к тому, что ОРД теряет свою результативность, а с другой — уравнивает ее с точки зрения возможностей с иными видами правоохранительной деятельности.

Организация оперативно-розыскной деятельности на основе этого принципа является крайней мерой со стороны общества и государства, вынужденных защищать своих граждан от преступной деятельности. Прежде всего, такой, которая протекает в условиях не очевидности, с различными ухищрениями со стороны лиц, совершающих преступления, пытающихся скрыть свою криминальную деятельность.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Большое значение в ОРД имеет сочетание гласных и негласных методов и средств, обеспечивающих тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.

Предотвращение и раскрытие преступлений, розыск преступников и без вести пропавших обеспечиваются оперативными аппаратами, главным образом благодаря применению негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.

Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.

Данный принцип содержит основополагающие идеи, закрепленные в юридических нормах, регулирующих отношения по предоставлению результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следствию, прокурору и в суд. Правовую основу названного принципа составляют ст. 11 Федерального закона «Об ОРД» и Инструкция «О предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следствия, прокурору и в суд».

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств нашел отражение в п. 1 ст.

Специальные принципы оперативно-розыскной деятельности

15 Федерального закона «Об ОРД», закрепившем право оперативных подразделений проводить ОРМ как гласно, так и негласно.

На мой взгляд, негласные меры наиболее эффективны для получения информации об условиях, способствующих совершению преступлений, о лицах, склонных к противоправным деяниям. Негласные меры интенсивно используются в процессе всего конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными сотрудниками. Применение же гласных мер более результативно при изучении жалоб, заявлений граждан, открытых источников информации, при проведении профилактики.

Гуманитарные науки / Оперативно-розыскная деятельность / 1.4      Понятие и система принципов оперативно-розыскной деятельности

Принципы (от лат, principium – начало, основа) формируются на основе общих закономерностей развития природы и общества и выступают в объек­тивной действительности в качестве руководящих, организующих идей, тре­бований и правил, которыми руководствуются люди в той или иной области своей практической деятельности. Наряду с этим под термином «принципы» подразумевается внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения. Принципы соотносятся лишь с основополагающими категория­ми, которые выражают суть явления.

По существу «принципы» – сугубо гносеологическое понятие, но вместе с тем и концентрированное знание действительности, и средство его познания. Принципы не существуют сами по себе, вне какой-либо деятельности, кото­рая дает им конкретное организационное и тактическое наполнение. В то же время они вносят единство в истолкование знания и служат отражением в нем основных объективных закономерностей какой-либо деятельности. Та­ким образом, принцип – это отражение в знании основных объективных зако­номерностей какой-либо деятельности. Внешнее отклонение от принципов неизбежно приводит к извращению ее сути, а при большом количестве отклонений – к перерождению в иной вид деятельности.

Материалистический подход к принципам в любой области человеческой деятельности предполагает рассмотрение последних как идей, имеющих объективное основание, представляющих собой результат преобразованного в сознании людей тех реальных условий, в которых они живут и действуют.

Оперативно-розыскной деятельности, как любому другому виду юридической деятельности, присущи оп­ределенные принципы, закрепленные в нормах закона, по

становлениях пра­вительства, ведомственных нормативных актах, которые должны соблюдаться работниками правоохранительных органов. Эти принципы являются отраже­нием специфических закономерностей в области борьбы с преступностью, которая ведется с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов.

Принципы оперативно-розыскной деятельности – это закрепленные в законодательных и иных нормативных актах и выработанные оперативно-розыскной практикой руководящие идеи, основополагающие начала, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения опе­ративно-розыскных сил, средств и методов.

По своей сути принципы оперативно-розыскной деятельности носят императивный, властно-повелитель­ный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно-розыскных средств.

Первоначально систематизированная научная классификация принципов получила наибольшее распространение в специальной литературе 1970-х гг. Несмотря на то, что в ней существует различное толкование понятия, содер­жания и системы принципов, все ученые единодушно признают их наличие и обосновывают их определенную специфику.

Каждый принцип отражает определенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплекс однородных свойств и признаков, совокуп­ность которых, отличаясь автономным характером, приобретает очертание того или иного исходного положения оперативно-розыскной деятельности. В свою очередь, каждый принцип оперативно-розыскной деятельности неизбежно должен влиять на систему ее руководящих начал. В своей целост­ности она призвана в общем виде выражать ее сущность, социальную и юри­дическую природу.

Под системой следует понимать объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое. В системе должно быть в наличии та­кое количество принципов, которое в полной мере способствует исполнению функций и решению задач, стоящих перед оперативно-розыскными органами. Каждый принцип системы по содержанию должен быть относительно незави­сим. Однако это не означает, что нарушение одного принципа не повлечет на­рушения другого. Они создают предпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей их системы в целом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направлений оперативно-розыскной работы. В зависимости от характера и содержания выделяются принципы:

1) правовые;

2) организационные;

3) морально-этические.

В оперативно-розыскной деятельности правовые принципы классифицируются на две группы:

1) конституционные (общеправовые), находящие применение в оперативно-розыскной деятельности;

2) отраслевые, относящиеся только к оперативно-розыскной деятельности.

Общеправовые принципы – это руководящие начала для всей правоохранительной системы. К ним относятся:

· законность;

· уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осу­ществлении оперативно-розыскной деятельности.

Эти два принципа законодатель обозначил как конституционные, так как они основаны на конституционных нормах.

Отраслевые (специальные) принципы вытекают из закономерностей оперативно-розыскной деятельности, поэтому они имеют локальный характер, реализуются только

в этой сфере.

Отраслевые принципы находят отражение в ст. 3 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности, ими являются:

· конспирация;

· сочетание гласных и негласных методов и средств.

Следует отметить, что все принципы оперативно-розыскной деятельности самостоятельны, среди них нет главных и второстепенных, и внутри их системы не может быть противопостав­ления одного принципа другому.

Вместе с тем для оперативно-розыскной деятельности характерным является ее осуществление специ­альными силами, средствами на строго конспиративной основе, которая регу­лируется ведомственными нормативными актами закрытого характера. Эта деятельность представляет собой специфическую систему со своим специ­альным аппаратом, правилами работы, нормами и моралью, которые соот­ветствуют общепринятым в государстве, поскольку направлены на борьбу с преступностью. При этом закономерности оперативно-розыскной деятельности как одного из видов социаль­ной практики лежат в основе отраслевых (специальных) принципов этой дея­тельности, к которым наряду с конспирацией, сочетанием гласных и негласных методов и средств следует отнести:

· оперативность;

· применение конфиден­тов;

· всесторонность;

· полноту и объективность производства по делам опера­тивного учета.

В социальной области, к которой относится борьба с преступностью, осо­бое значение имеет организация, которая направлена на упорядочение и ре­гулирование действий индивидов и социальных групп. Механизмы социальной организации охватывают все уровни и сферы взаимоотношений между людьми, выполняя объединяющую функцию, обеспечивают управле­ние действиями индивидов со стороны социальной системы. В связи с этим ряд принципов отражает основополагающие начала, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной дея­тельности оперативно-розыскных органов, а также исходные моменты их орга­низации и функционирования. В связи с этим выделяются организационные принципы оперативно-розыскной деятельности, к числу которых относятся принципы:

· научности;

· плановости;

· связи с общественностью;

· демократичес­кого централизма;

· единоначалия и др.

В качестве наиболее общего и главного основания для всей классификации принципов оперативно-розыскной деятельности могут выступать те закономерности, которые они отражают.

Статья 3. Принципы оперативно — розыскной деятельности.

Следовательно, принципы оперативно-розыскной деятельности в своей совокупности должны:

· отражать ее социальный и правовой характер;

· способствовать познанию ее сущности;

· способствовать дальнейшему совершенствованию ее правового регу­лирования;

· находить свое закрепление и отражение в действующих нормативных актах, а также в содержании конкретных организационных и тактичес­ких аспектов деятельности оперативных аппаратов;

· подчеркивать специфический и самостоятельный характер этой дея­тельности;

· отражать ее место и соотношение с другими видами правоохранитель­ной деятельности;

· гарантировать соблюдение прав и свобод личности в ОРД;

· служить базой при выявлении основных направлений совершенство­вания оперативно-розыскной деятельности.

При отсутствии нормативного регулирования порядка ре­шения конкретных оперативно-тактических задач принципы могут быть свое­образным регулятором выбора путей и пределов их правильного выполнения, принятия обоснованных и законных решений.

Если осмысливать сущность оперативно-розыскной деятельности в нравственном отношении, то можно неизбежно столкнуться с этическими оцен­ками этой деятельности и рассуждениями о моральной дозволенности или недопустимости тех или иных конкретных способов решения частных задач в сфере ОРД. Поскольку в процессе осуществления возникают подобные отно­шения нравственного характера, то в рассматриваемой системе следует вы­делить группу морально-этических принципов.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и их должностные лица строят свою дея­тельность на основе рассмотренной системы принципов и несут ответствен­ность за их нарушение. Наряду с этим принципами могут руководствоваться различные государственные органы, судьи при рассмотрении ходатайств опе­ративно-розыскных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), затрагивающих конституци­онные права граждан, а также граждане, вовлекаемые в сферу оперативно-розыскных отношений.

6 ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принцип конспирации является важнейшим отраслевым принципом ОРД. Он отражает специфический разведывательный характер ОРД.

Конспирация (скрытность, маскировка) – один из факторов ОрД, способствующих достижению успеха. Она дает возможность сохранить силы, средства и методы, организационные и тактические аспекты! осуществления ОРМ по разоблачению преступников в тайне от них и окружающих. Тайные способы совершения преступлений противопocтавляются государством тайным способам их раскрытия. Это может быть достигнуто посредством:

1) применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.);

2) применения некоторых приемов поведения (соответственно обстановке, без привлечения внимания окружающих);

3) использования специальных помещений, ле-гендированных предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др.

В ходе ОРД при необходимости уполномоченным органам, осуществляющим ОРД, законом предоставлено право использования документов, зашифровывающих личность должностных лиц, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Порядок и правила конспирации предусмотрены ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, ст. 5 указанного Закона ограничивает представление сведений о лице, являвшемся объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями конспирации. Исходя из смысла ст. 9 и ч. 5, 7, 8, 9 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» можно сказать, что введено ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Норма ст.

СИСТЕМА И СОДЕРЖВНИЕ ПРИНЦИПОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6 и ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дает возможность использовать помощь должностных лиц и отдельных граждан на негласной основе. Согласно ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на уполномоченные органы возлагаются проведение ОРД и обязанность соблюдать конспирацию при проведении ОРМ.

Принцип конспирации означает установление специального порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также непременных правил обращения с оперативно-служебными документами.

Организация и тактика ОРД и способы конспирации регламентированы в межведомственных и ведомственных нормативных правовых актах. Знакомиться с ними вправе только должностные лица, у которых есть допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в Положениях об МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН, ФСИН, ФТС.

Принципы оперативно-розыскной деятельности

Понятие изначение принципов оперативно-розыскной деятельности

В статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что «оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств».

Прежде чем анализировать содержание данной статьи, необходимо уяснить сущность такого понятия, как принцип. В любой научной дисциплине и теории имеется ряд основополагающих положений, которые и определяют всю систему теоретических знаний и выработанных в соответствии с ними рекомендаций для практических подразделений. Указанные принципиальные подходы к разработке теории любой научной дисциплины, в том числе и оперативно-розыскной деятельности, должны вырабатываться и определяться на основе:

  • выявления и максимального учета закономерностей общественных процессов, изучаемых данной наукой. Применительно к оперативно-розыскной деятельности это основные тенденции в состоянии преступности, а также закономерности совершенствования системы государственных мер по ее сдерживанию;
  • комплексного подхода к совершенствованию действующей в стране правовой основы решения общенациональных задач развития политической, социальной и экономической сферы государства и общества;
  • выработанной практикой методологии решения конкретных задач борьбы с преступностью, а также общепризнанных, апробированных и узаконенных единых правил использования оперативно-розыскных сил и средств в борьбе с преступностью.

Выработка системы принципов в оперативно-розыскной деятельности играет важную роль в развитии теории оперативнорозыскной деятельности и совершенствовании ее практического использования в борьбе с преступностью. Значение принципов оперативно-розыскной деятельности можно выразить в следующих основных положениях: принципы оперативно-розыскной деятельности позволяют выработать единый подход для всех правоохранительных органов по использованию разрешенных законом сил и средств, методов в укреплении общественного порядка; с помощью принципов оперативно-розыскной деятельности определяются единые подходы к разработке основных положений теории оперативно-розыскной деятельности, намечаются перспективные пути ее развития; в случае резких изменений в оперативной обстановке, возникновения более сложных задач по укреплению правопорядка, вызывающих необходимость выработки новых форм использования оперативно-розыскной деятельности, именно наличие четко определенных принципов позволяет наметить наиболее эффективные меры по совершенствованию деятельности оперативных органов; с учетом возникновения новых задач постоянно совершенствуется правовая основа оперативно-розыскной деятельности. Особенно ярко это выражается при издании новых ведомственных нормативных актов. Разработанные и общепризнанные принципы требуют обязательного их учета при подготовке законов и иных нормативных актов. Это позволяет обеспечить преемственность и исключает внесение в нормативные акты противоправных, противоречащих федеральному законодательству положений; существование принципов оперативно-розыскной деятельности позволяет найти оптимальное сочетание эффективности оперативно-розыскных мер и максимального соблюдения в процессе их проведения прав и свобод граждан.

На основании изложенного можно сформулировать следующее определение.

¦ Принципы оперативно-розыскной деятельности — это выработанные практикой и закрепленные в нормативных актах общие, О основополагающие правила осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях эффективной борьбы с преступностью при четких гарантиях соблюдения законности и максимального обеспечения прав и свобод граждан.

Система и содержание принципов оперативно-розыскной деятельности

Важное значение для осмысления и использования принципов оперативно-розыскной деятельности в практике борьбы с преступностью имеет правильный подход к определению их системы и классификации. Прежде всего необходимо разделить принципы оперативно-розыскной деятельности: на предусмотренные в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; содержащиеся в ведомственных и иных нормативных актах.

В любом случае принципы, содержащиеся в обеих указанных группах, апробированы, нашли весомое подтверждение своей эффективности на практике и обусловили необходимость неукоснительного их соблюдения.

Как уже отмечалось в методических рекомендациях к данной лекции, в научной и учебной литературе различными авторами указывается и анализируется значительное количество принципов оперативно-розыскной деятельности. Такое многообразие вполне оправданно, поскольку соблюдение определенных, выработанных теорией и практикой правил безусловно способствует повышению эффективности осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Следует отметить, что в систему принципов оперативно-розыскной деятельности часто включаются общенаучные принципы, относящиеся практически ко всем сферам общественной деятельности человека. Сюда относятся: гласность; подконтрольность и поднадзорность; комплексный подход к использованию сил и средств при решении основных задач; прогнозирование; научный подход к анализу и выработке решений. Естественно, что все перечисленные элементы управления находят свое постоянное применение и в такой области человеческой деятельности, как борьба с преступностью, в том числе и с использованием оперативно-розыскных средств и методов. Без такого общенаучного подхода невозможно организовать и эффективно осуществлять руководство и управление оперативными органами.

Ко второй многочисленной категории принципов оперативно-розыскной деятельности следует отнести общеправовые (см. блок 2 схемы 11). И прежде всего — провозглашенный в Конституции Российской Федерации и указанный в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» принцип законности. В части 2 ст. 15 Конституции провозглашено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Иными словами, неукоснительное соблюдение действующих в стране законов является обязательным для всех граждан, органов местного самоуправления и государственных органов. Поскольку оперативно-розыскные подразделения являются частью государственных органов, то четкое соблюдение всех действующих правовых норм следует отнести к неотъемлемым принципам, которыми они должны руководствоваться. В то же время общеобязательный конституционный принцип законности применительно к оперативно-розыскной деятельности имеет свои особенности, связанные со спецификой ее осуществления. Прежде всего должен приниматься во внимание негласный (секретный) характер оперативно-розыскной деятельности, которая в значительной степени носит разведывательный характер и протекает, как правило, втайне не только от лиц, виновных в совершении преступлений, но и от их окружения, а также от законопослушных граждан. При этом оперативный сотрудник, нередко находясь в условиях дефицита времени, имеет право на принятие самостоятельного решения и осуществление мер, необходимых для срочного решения задач по борьбе с преступностью. В таких ситуациях, когда деятельность сотрудника оперативного органа практически бесконтрольна, появляются реальные возможности отступления от закона, его прямого нарушения ради достижения успеха в предотвращении, раскрытии преступления. На практике оперативные сотрудники в случае предъявления им обвинения в нарушении законности всегда оправдывают свои неправомерные действия стремлением восстановить справедливость и покарать преступника любой ценой, даже поступив вопреки установленным правовым нормам.

Вместе с тем подобные отступления от закона в процессе оперативно-розыскной деятельности зачастую не только нарушают права и свободы граждан, но и приводят к совершению серьезных ошибок, осуждению невиновного либо, наоборот, к утрате доказательств, признанию их недопустимыми из-за совершенных сотрудником отступлений от закона.

Таким образом, говоря о законности оперативно-розыскной деятельности, мы в первую очередь имеем в виду неукоснительное соблюдение в процессе оперативно-розыскной деятельности требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», других законов и подзаконных нормативных актов, в том числе ведомствен

ных инструкций, четко регламентирующих основания, условия и порядок проведения гласных и негласных оперативных мероприятий.

Как уже говорилось, в научной литературе часто в качестве самостоятельных указываются и другие принципы:

а) всесторонность, объективность;

б) гуманизм и соразмерность прилагаемых оперативных мер;

в) внепартийность;

г) демократизм или равенство всех перед законом.

По нашему мнению, перечисленные и, безусловно, важные требования к проведению оперативно-розыскной деятельности являются лишь необходимым условием соблюдения законности. Так, всесторонность и объективность осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также оценки полученных результатов и их использования в установлении истины при решении задач борьбы с преступностью направлены на обеспечение режима соблюдения законности.

Требование соразмерности принимаемых оперативно-розыскных мер характеру и системе сложности и общественной опасности возникающих задач по укреплению правопорядка не дает возможности нарушать законные права граждан и прибегать к негласным мерам по тем делам, по которым такой необходимости нет.

Внепартийность исключает случаи использования оперативно-розыскной деятельности в интересах каких-либо партий по идеологическим мотивам и, следовательно, направлена на четкое соблюдение требований статьи 13 Конституции Российской Федерации о политическом многообразии, многопартийности и запрете устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной.

Демократизм, или, иными словами, равенство всех граждан России перед законом и судом, провозглашенное в статье 19 Конституции Российской Федерации в качестве необходимого условия соблюдения законности в процессе оперативно-розыскной деятельности, требует применения эффективных мер по изобличению лиц, виновных в преступлениях, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других указанных в этой статье обстоятельств.

Все рассмотренные нами требования к осуществлению оперативно-розыскной деятельности напрямую связаны с неукоснительным выполнением требований Конституции Российской Федерации и направлены в конечном счете на обеспечение соблюдения законности. В силу этого обстоятельства мы их рассматриваем в данной лекции не в качестве самостоятельных принципов, а в качестве необходимых условий осуществления оперативно-розыскной деятельности в соответствии с содержащимися в правовых актах нормами (см. блок 3 схемы 11).

В то же время в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 3) в качестве самостоятельного принципа указано уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Безусловно, и данный принцип напрямую связан с необходимостью соблюдения законности в процессе оперативно-розыскной деятельности, поскольку обозначенные требования провозглашены в ряде статей Конституции Российской Федерации (ст. 17—25, 27—30, 35 и др.).

В то же время рассмотрение требования уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина в качестве самостоятельного принципа вполне оправданно в силу следующих обстоятельств. Соблюдение прав и свобод граждан по своему содержанию гораздо шире и выходит за рамки требования неукоснительно выполнять требования законов и иных нормативных правовых актов. К сожалению, в теории и на практике, когда речь заходит о соблюдении прав и свобод граждан, под этим требованием понимается лишь исключение случаев их нарушения. Вместе с тем в данное понятие должно включаться и осуществление всех разрешенных законом мер по эффективной защите прав и свобод граждан от преступных посягательств. Иными словами, если оперативные подразделения не принимают должных мер к предупреждению и раскрытию преступлений, то подобные факты должны рассматриваться как одно из серьезных нарушений прав и свобод граждан. Осуществление оперативно-розыскной деятельности во многих случаях напрямую затрагивает соблюдение основных конституционных прав граждан. Это порождает у части населения ошибочное представление о ее неправомерности. Вместе с тем в статьях 22—25 Конституции Российской Федерации, провозглашающих право человека на неприкосновенность личности и ее достоинства, частной жизни, жилища, четко указано, что ограничения этого права допускаются на основании судебного решения. Именно поэтому ряд оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и свобод граждан, осуществляется лишь с санкции суда.

В то же время необходимо иметь в виду, что законодатель требует соблюдения прав и свобод не только законопослушных граждан, но и лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений. Так, запрещены в оперативно-розыскной деятельности средства и методы, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. Важным условием соблюдения прав и свобод граждан является ограничение круга подразделений, уполномоченных законом на осуществление оперативно-розыскной деятельности (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также установление исчерпывающего перечня разрешаемых оперативных мероприятий (ст. 6 названного Закона).

Таким образом, конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина являются основополагающими в оперативно-розыскной деятельности.

В общей системе принципов оперативно-розыскной деятельности важное место занимают так называемые специальные принципы, характерные именно для этого вида правоохранительной деятельности. В качестве одного из таких принципов в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указана конспирация. Обязательность соблюдения этого принципа неизбежно вытекает из разведывательного характера оперативно-розыскной деятельности, а также использования в процессе ее осуществления негласных сил, средств и методов. Требование соблюдения конспирации обусловлено объективной необходимостью. Прежде всего следует отметить, что преступники, стремясь уйти от ответственности, готовят и совершают правонарушения втайне не только от правоохранительных органов, но и от окружающих лиц. Естественно, что оперативные органы должны им противопоставить эффективные меры, способные своевременно выявлять факты, свидетельствующие о преступной деятельности. Причем эффективность применяемых оперативных мер в решающей степени зависит от соблюдения конспирации, поскольку в случае их расшифровки преступники будут иметь возможность избежать наказания, уничтожив улики или воздействовав на свидетелей.

Более того, расшифровка проводимых оперативных мероприятий может привести к гибели свидетелей или иных лиц, содействующих оперативно-розыскной деятельности, а также самих оперативных сотрудников. В теории и среди практических работников существуют различные точки зрения на правила и пределы соблюдения этого важнейшего принципа. С появлением открытого федерального законодательства, определяющего сущность и основные элементы оперативно-розыскной деятельности, многие сведения, ранее сохраняемые в тайне, стали доступными для всех граждан. Вместе с тем анализ содержания данного нормативного правового акта позволяет сделать вывод, что в нем лишь даны названия оперативных мер, применяемых в борьбе с преступностью, а также указано на возможность использования в этой борьбе помощи граждан, в том числе и на конфиденциальной основе. Подобная легализация оперативных мер вполне оправданна. Тем более что граждане, читая детективы и смотря бесчисленные телесериалы, получают в достаточно полном объеме информацию о силах, средствах, методах работы оперативных органов.

Однако в открытых для населения нормативных актах ни в коем случае не должна расшифровываться тактика проведения отдельных мероприятий, а также технические и иные средства, созданные специально для обеспечения эффективности оперативно-розыскной деятельности. И все же в теории и среди практических работников постоянно ведутся дискуссии о пределах ознакомления населения с возможностями оперативных органов. На наш взгляд, есть всеобъемлющая формула, позволяющая найти правильный подход к решению данной проблемы в любых возникающих ситуациях.

Сущность принципа конспирации оперативно-розыскной деятельности состоит не в том, чтобы население не было информировано о том, какими возможностями обладают оперативные органы по борьбе с преступностью, а в том, чтобы конкретное подозреваемое лицо не знало, что в данный момент в отношении его применяются дозволенные законом оперативно-розыскные силы, средства и методы.

Таким образом, именно проведение оперативно-розыскных мероприятий скрытно, втайне от виновных в преступной деятельности лиц, и обеспечивает их эффективность.

Другим важным специальным принципом, указанным в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», является сочетание гласных и негласных методов работы и средств (см. блок 3 схемы 11). Данный принцип заложен в самом определении понятия «оперативно-розыскная деятельность». Здесь лишь следует еще раз подчеркнуть, что оперативные сотрудники наравне с негласной разведывательной деятельностью имеют право как представители государственных правоохранительных органов осуществлять и гласные мероприятия. Кроме того, реализовать результаты оперативно-розыскной деятельности можно в большинстве случаев лишь официальным гласным путем, в частности в рамках уголовного процесса. Так, нередко решение о возбуждении уголовного дела принимается на основе данных, полученных оперативными органами. Конечно, в тех случаях, когда проверена их достоверность и в действиях подозреваемых лиц имеется состав преступления.

Сбор доказательств вины подозреваемых лиц зачастую невозможен без осуществления оперативных мероприятий, направленных на их поиск и представление в распоряжение следствия. В то же время следует отметить, что для использования собранных оперативным путем материалов в уголовном процессе необходимо, чтобы следователь оформил их в качестве доказательств в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, результаты негласных разведывательных мероприятий в рамках уголовного процесса реализуются исключительно гласным путем.

Однако официальная, гласная реализация негласно полученных данных нередко имеет место и вне рамок уголовного процесса. Например, при предупреждении замышляемых преступлений либо проведении общей и индивидуальной профилактики.

В любом случае при реализации результатов негласной деятельности в рамках проведения гласных мероприятий необходимо соблюдать правила конспирации и принимать все меры, необходимые для зашифровки конфиденциальных сил, средств и методов, используемых в борьбе с преступностью.

На наш взгляд, в группу специальных принципов следует включить еще один, не указанный в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Это принцип оперативности и наступательности.

Оперативно-розыскная деятельность. Шпаргалка (А. С. Зорин)

Данное предложение обусловлено тем, что сама сущность оперативно-розыскной деятельности обусловливает необходимость признать ее активный упреждающий характер.

Одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности является разведка, поиск, выявление информации. А решение такой задачи невозможно без наступательности, активного поиска информации.

Кроме того, когда необходимые сведения получены, оперативные органы должны не просто зафиксировать информацию, а провести комплекс мероприятий по упреждению действий преступников в целях предотвращения, раскрытия преступлений и решения иных задач по укреплению общественного порядка. В любом случае сотрудники оперативных органов не должны ждать, когда к ним придут с заявлением о противоправной деятельности. Таким образом, активность и наступательность являются сутью оперативно-розыскной деятельности и потому должны рассматриваться в качестве самостоятельного специального принципа.

Завершая рассмотрение вопроса о системе принципов оперативно-розыскной деятельности, следует отметить следующее. Несмотря на то что эти принципы отличны по содержанию и проявляются на практике в многообразных формах, между ними имеется тесная взаимосвязь. И эффективность оперативно-розыскной деятельности может быть обеспечена лишь на основе комплексного соблюдения всех рассмотренных принципов, без всякого изъятия. Пренебрежение хотя бы одним из них приводит к неудачам в борьбе с преступностью либо к нарушениям прав и свобод человека. И то, и другое недопустимо. Именно данным обстоятельством и определяется важность точного уяснения смысла и содержания принципов, необходимости их неукоснительного соблюдения в практической деятельности.

Понятие и система принципов оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность, как и другие виды юридической деятельности, осуществляется исключительно на основе основополагающих правил, роль которых выполняют принципы. Принципы (от лат. principium — начало, основа) выступают в объективной действительности в качестве руководящих, организующих идей, требований и правил, которыми руководствуются люди в той или иной области своей практической деятельности. Наряду с этим под термином «принцип» подразумевается внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения. В сфере ОРД внутреннее убеждение должно отражать объективные и существенные закономерности, обусловленные складывающимися в данной сфере общественными отношениями. В наиболее общем виде принципы ОРД можно представить в следующем виде:

  1. конституционные принципы законности, уважения и соблюдений прав и свобод человека и гражданина (при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.

    § 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности

    и Конституцией РФ);

  2. принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Далее мы более подробно рассмотрим принципы ОРД и проведем их системную классификацию.

Принципы являются связующим звеном в любой системе, они не существуют сами по себе, вне какой-либо деятельности, которая дает им конкретное организационное и тактическое наполнение. В то же время они вносят единство в истолкование знания и служат отражением в нем основных объективных закономерностей какой-либо деятельности. Внешнее отклонение от принципов неизбежно приводит к извращениям ее сути, а при большом количестве отклонений — к перерождению в иной вид деятельности.

Принципы ОРД были сформулированы теорией на основе обобщения и анализа практической деятельности оперативных подразделений и, как следствие, познания этих закономерностей. Эти принципы закреплены в нормах Закона об ОРД и ведомственных подзаконных нормативных актах, которые должны соблюдаться оперативными сотрудниками. Они также являются отражением специфических закономерностей в области борьбы с преступностью, ведущейся с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов.

Принципы ОРД — это закрепленные в законодательных и иных нормативных актах и выработанные оперативно-розыскной практикой руководящие идеи, основополагающие начала, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов.

По своей сути принципы ОРД носят императивный, властно-повелительный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно-розыскных средств.

Первоначально систематизированная научная классификация принципов получила наибольшее распространение в специальной литературе 1970-х гг. Несмотря на то что в ней существует различное толкование понятия, содержания и системы принципов, ученые единодушно признают их наличие в сфере ОРД и обосновывают их определенную специфику.

Каждый принцип отражает определенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплекс однородных свойств и признаков, совокупность которых, отличаясь автономным характером, приобретает очертание того или иного исходного положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему ее руководящих начал. В своей целостности система призвана в общем виде выражать сущность, социальную и юридическую природу ОРД.

Под системой следует понимать объединение некоторого разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое. В системе должно быть в наличии такое количество принципов, которое в полной мере способствует исполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД. Каждый принцип системы по содержанию должен быть относительно независим. Однако это не означает, что нарушение одного принципа не повлечет за собой нарушения другого. Они создают предпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей их системы в целом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направлений оперативно-розыскной работы.

В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы.

1. Правовые принципы классифицируются на две группы:

  • конституционные (общеправовые), находящие применение в ОРД;
  • отраслевые, относящиеся только к ОРД.

Общеправовые принципы — это руководящие начала для всей правоохранительной системы. К ним относятся: I) законность; 2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.

Эти два принципа законодатель обозначил как конституционные, так как они основаны на конституционных нормах.

Отраслевые (специальные) принципы действуют только в рамках одной отрасли права, т.е. ОРД. Они вытекают из закономерностей данной деятельности, поэтому имеют локальный характер и реализуются только в сфере ОРД. Отраслевыми принципами являются: 1) конспирация; 2) сочетание гласных и негласных методов и средств.

В зависимости от текстуального закрепления принципы подразделяются: а) на нормы-принципы, находящие закрепление в статьях законов и подзаконных нормативных актах; б) принципы- положения, выработанные теорией и практикой ОРД в качестве организационно-управленческой основы функционирования оперативных подразделений.

Все принципы ОРД самостоятельны, среди них нет главных и второстепенных, и внутри их системы не может быть противопоставления одного принципа другому.

Вместе с тем ОРД как вид практической деятельности оперативных подразделений представляет собой специфическую систему со своим специальным аппаратом и организацией работы, которые соответствуют общепринятым в государстве правилам. В связи с этим выделяют организационные принципы.

2. Организационные принципы — это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно-розыскной теорией и практикой. Данная группа принципов отражает основополагающие начала, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности оперативно-розыскных органов, а также исходные моменты их организации и функционирования.

Основными принципами теории ОРД являются объективность, конкретность, связь теории с практикой.

Под принципами практики ОРД понимаются основные положения, которые должны соблюдаться оперативными сотрудниками в их повседневной практической деятельности. Многие из них были сформулированы в 1960-х гг. профессором А.Г. Лекарем и получили дальнейшее развитие в работах других ученых (И.А. Климов, В.А. Лукашов, Г.К. Синилов, К.В. Сурков и др.).

Принципы практики ОРД классифицируются на три группы:

  1. общие принципы — научность, плановость, связь с населением;
  2. принципы управления оперативными подразделениями — демократический централизм, коллегиальность, единоначалие и др.;
  3. принципы осуществления ОРД — объективность, прогнозирование оперативной обстановки, оперативная готовность, наступательность1Подробнее см.: Климов И.А. Принципы теории и практики оперативно розыскной деятельности: Лекция. М., 1993. С. 9-17., привлечение конфидентов и др.

3. Морально-этические принципы являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД для ее успешного осуществления в границах нравственности.

Если осмысливать сущность оперативно-розыскной деятельности с точки зрения нравственности, то мы неизбежно столкнемся с этическими оценками этой деятельности и рассуждениями о моральной дозволенности или недопустимости тех или иных конкретных способов решения частных задач в сфере ОРД. Поскольку в процессе осуществления возникают подобные нравственные отношения, то в рассматриваемой системе соответственно выделяется группа морально-этических принципов.

Игнорирование в процессе осуществления ОРД одного принципа или группы принципов разрушает целостность восприятия данного вида деятельности, снижает эффективность всей оперативно-розыскной работы.

В качестве наиболее общего и главного основания для всей классификации принципов ОРД могут выступать те закономерности, которые они отражают.

Следовательно, принципы ОРД должны в своей совокупности:

  • отражать ее социальный и правовой характер;
  • способствовать познанию ее сущности;
  • обеспечивать дальнейшее совершенствование ее правового регулирования;
  • находить закрепление и отражение в действующих нормативных актах, а также в содержании конкретных организационных и тактических аспектов деятельности оперативных аппаратов;
  • подчеркивать специфический и самостоятельный характер этой деятельности;
  • отражать ее место и соотношение с другими видами правоохранительной деятельности;
  • гарантировать соблюдение прав и свобод личности при проведении ОРД;
  • служить базой при выявлении основных направлений совершенствования теории и практики ОРД.

Кроме того, при отсутствии нормативного регулирования порядка решения конкретных оперативно-тактических задач принципы могут быть своеобразным регулятором выбора путей и пределов их правильного выполнения, принятия обоснованных и законных решений.

Органы, осуществляющие ОРД, и их должностные лица строят свою деятельность на основе рассмотренной системы принципов и несут ответственность за их нарушение. Наряду с этим данными принципами могут руководствоваться различные государственные органы, судьи при рассмотрении ходатайств оперативно-розыскных органов о проведении ОРМ, затрагивающих конституционные права граждан, а также лица, вовлекаемые в сферу оперативно-розыскных отношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *