Справочник

Принцип всеобщности и равенства налогообложения

Принцип равенства и всеобщности налогообложения

Билет №1

1. Финансы и финансовая система РФ

Финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов. Признаки:

а) это всегда денежные средства;

б) это распределительные отношения;

в) безэквивалентные отношения;

г) динамика финансовых отношений, их движение происходит в форме финансовых ресурсов, через денежные фонды.
Финансовая система — это система различных финансовых фондов и взаимосвязанных с ними отношений.

Среди фондов выделяются:

1) централизованные фонды (бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований)

2) децентрализованные фонды (фонды государственных и муниципальных учреждений, фонды казённых предприятий, фонды унитарных предприятий)

3) особое место занимает система внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования) – эти фонды находятся в федеральной собственности, но имеют особый правовой режим, они обособлены от бюджета.

2. Общая характеристика региональных налогов

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог

3. Представительство в налоговых правоотношениях

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Законный представитель налогоплательщика

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Действия (бездействие) законных представителей организации

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Билет №2

1. Общие условия установления налогов и сборов: объект налогообложения, реализация товаров (работ, услуг), принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения, доходы от источников в РФ, дивиденды и проценты

2. Доходы федерального бюджета

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

3. Виды налоговых правонарушений: невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога; незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение; непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; ответственность свидетеля, эксперта, переводчика или специалиста

Билет №3

1. Порядок признания нормативных правовых актов о налогах и сборах не соответствующими Налоговому кодексу РФ

Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу

1. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;

7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.

2. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

4. В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее в настоящем Кодексе — Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права

3. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; ответственность за их нарушение

Билет №4

1. Налогоплательщики и плательщики сборов: понятие и права

2. Финансовые правоотношения (понятие, особенности и виды)

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) либо высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (местные) образования.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т. е. предусмотренные в законе действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием. Финансовые правовые отношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды:

— бюджетные правоотношения;

— налоговые правоотношения;

— неналоговые правоотношения;

— финансовые правоотношения в области государственного кредита;

— финансовые правоотношения в области страхования;

— правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

— финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

— финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

— валютные правоотношения.

3. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: залог имущества, поручительство, пеня

Билет №5

1. Налоговый контроль: производство по делу о налоговом правонарушении

2. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов: возникновение, изменение и прекращение налоговой обязанности

Принцип всеобщности и равенства налогообложения

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов: взыскание налога (сбора, пени, штрафа) за счёт денежных средств на банковских счетах

Билет №6

1. Бюджетная классификация РФ (понятие, состав, классификация доходов и расходов)

2. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в РФ. Виды налогов и сборов

3. Принципы налогового права

Самое существенное влияние на НП в целом и формирование принципов НП оказала практика Конституционного суда. Закреплённые в ст.3 НК положения являются результатом правовой позиции, сформированной Конст судом.

Принципы НП:

1) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (по сути этот принцип воспроизводит статью 57 Конституции)

В правоприменительной практике акцент делается на слово «законно установленные налоги и сборы». Имеются в виду не налоги и сборы, установленные на основании закона, а налоги и сборы, непосредственно установленные законом.

Для того, чтобы налог (сбор) считался законно установленным, необходимо чтобы в законе были детально регламентированы (определены) налогоплательщики и все элементы налогообложения (ст.17 НК):

ü объект налогообложения

ü налоговая база

ü налоговый период

ü налоговая ставка

ü порядок исчисления налога

ü порядок и сроки уплаты налога.

Во многих постановлениях и определениях КС элементы налогообложения называются «элементы налогового обязательства», «существенные элементы налогового обязательства» (т.к. они принимались в тот период, когда существовал ещё только

проект НК).

принцип равенства и всеобщности налогообложения

Принцип равенства

Выделяется несколько аспектов принципа равенства:

Принцип — всеобщность

Cтраница 1

Принципы всеобщности и равенства налогообложения и сборов, закрепленные в пп.  

Принцип всеобщности требует вовлечения в управление всех трудящихся независимо от их специальности.  

Принцип всеобщности исключает какие-либо ограничения на количество трудящихся, участвующих в управлении. Это, однако, не означает, что он может быть сведен к механическому подходу: чем больше, тем лучше в каждый данный момент, в решении каждого вопроса. Принцип предписывает вовлечение всех в управление, но вопрос о количестве привлекаемых к управлению людей, которые необходимы для решения какой-либо конкретной задачи, решается на основе опыта и требований научной организации труда. Производство и, значит, жизненные интересы трудящихся могли бы только пострадать, если бы, например, выносился на всеобщее обсуждение всякий конкретный вопрос, требующий быстрого административного решения.  

Принцип всеобщности налогообложения Этот принцип означает, что каждый член общества обязан участвовать в уплате налогов наравне с другими. Не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей. Конституции РФ, устанавливающей, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.  

В Российской Федерации действуют принципы всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.  

Важнейшими из этих принципов являются принципы всеобщности, равенства, справедливости, соразмерности, законности налогообложения и сборов. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга.  

Социализм и коммунизм провозглашают и осуществляют принцип всеобщности труда. Отношения между людьми строятся на основе коллективизма, товарищеского сотрудничества и взаимопомощи равноправных и свободных членов общества.  

Два первых принципа непосредственно связаны с третьим — принципом всеобщности участия в законодательстве.  

Рассмотрим, как с учетом конкретно-исторических условий менялось понимание принципа всеобщности в уплате налогов.  

Касаясь первого уровня, следует отметить, что в нашей стране действует принцип всеобщности труда. С развитием макроэкономики возникает необходимость организации рациональной занятости трудоспособных. Для этого нужно постоянно следить за структурными изменениями занятости и регулировать их в макроэкономике. В настоящее время, например, наблюдается процесс сокращения удельного веса работников сферы материального производства и, наоборот, растет доля работников, занятых в сфере услуг и коммерческих структурах.  

Суть отношений соединения факторов производства состоит в непосредственно общественном объединении в единый общенародный коллектив ( ассоциацию) всех производителей на принципах всеобщности и обязательности труда в целях соединения с общественными средствами производства для реализации совместных целей.  

Право на труд и обячанносп — грудиться каждого трудоспособного гражданина провозглашены Конституцией СССР в ст. 40 и ст. 60: выоажаег единство трудовых прав и обязанностей граждан СССР является — законодательным закреплением принципа всеобщности груда при социализме.  

Всеобщность — распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Принцип всеобщности заключается далее в том, что он распространяется на все категории трудящихся: рабочих, служащих, колхозников, военнослужащих, учащихся и других граждан.

ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ И РАВЕНСТВА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены ( муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие.  

В ст. 73 Закона РСФСР Об охране окружающей природной среды формулируются принципы экологического воспитания и образования — всеобщность, комплексность, непрерывность. Принцип всеобщности означает, что экологическое воспитание и образование должны охватывать всех членов общества. Его мы и рассмотрим подробнее, так как для проведения эффективной коммуникации менеджеру PR необходимо выявить те целевые аудитории, с которыми ему впоследствии предстоит работать.  

По их мнению, опасно освобождать почти от всякого участия в несении государственного бремени многочисленный класс низкооплачиваемых рабочих, имеющих возможность оказывать сильное влияние на политику. Защитники принципа всеобщности выдвигали аргумент, что государство и его организация есть столь же важная и безусловная потребность для гражданина, как и материальная потребность в пище и одежде, что оно настолько же составляет условие его существования, как и насущный хлеб.  

Страницы:      1    2

Принцип всеобщности и доступности социального обеспечения вытекает, прежде всего, из норм Конституции РФ, статья 39 которой закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, принцип всеобщности социального обеспечения базируется на конституционном принципе равенства, закрепленном в статье 19, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип всеобщности воплощается и в отраслевом законодательстве о социальном обеспечении по различным видам и формам обеспечения. Так, в пенсионном обеспечении он проявляется в том, что право на пенсию имеют граждане, не только занимавшиеся трудовой или иной общественно полезной деятельностью (трудовые пенсии), но и те, кто не работал (дети-сироты, инвалиды, лица преклонного возраста имеют право на социальную пенсию).

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом право на пенсию имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, — на тех же основаниях, что и граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международными договорами РФ.

Принцип всеобщности реализуется путем установления двух видов пенсий: трудовых и социальных. Другим примером развития данного принципа может служить система государственных пособий гражданам, имеющим детей. Еще одним выражением принципа всеобщности является предоставление социального обслуживания всем нуждающимся гражданам независимо от прошлой деятельности.

Принцип всеобщности проявляется и в праве на: медицинскую помощь и лечение; помощь в содержании и воспитании детей; помощь в период временной нетрудоспособности и т.п. Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

Таким образом, в целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются.

Принцип всеобщности обеспечения закреплен в законодательстве о медицинской помощи и лечении (ст. 41 Конституции РФ, ст.

3.3. Принцип равенства и всеобщности налогообложения

17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях — иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Принцип доступности социального обеспечения находит свое воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления, выплаты отдельных видов социального обеспечения. Вся система социальной защиты населения в нашей стране построена таким образом, чтобы быть максимально приближенной к человеку — получателю тех или иных видов социального обеспечения. Как правило, обеспечение происходит по месту работы, учебы, службы или по месту жительства обеспечиваемого. Отдельные виды социального обеспечения могут предоставляться непосредственно на дому- социальное обслуживание, медицинская помощь, выплата пенсии с доставкой на дом пенсионеру и т.д.

Право на социальное обеспечение — одно из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, ему отведена специальная норма — статья 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование и создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Критериями эффективности законодательства о социальном обеспечении могут быть:

-Распространение его на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан;

-Соблюдение принципов равноправия и справедливости;

-Выполнение государством по отношению к гражданам взятых на себя обязательств;

-Недопустимость снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий;

-Гарантированность уровня жизни, соответствующего, по крайней мере, прожиточному минимуму.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *