Справочник

Принципы государственной службы

1.1.1 Понятие государственной гражданской службы.

1.1.2 Цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации.

1.1.3 Принципы государственной гражданской службы.

1.1.4 Виды государственной гражданской службы

1.1.1 Понятие государственной гражданской службы

Понятие "служба" имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д. В. Даль, рассматривая понятие "служба" как вид работы или деятельности, связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др.

Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности.

Особым видом службы является государственная гражданская служба, которая может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.

Общепринятого определения понятия "государственная гражданская служба" в научной литературе нет. Чаще всего встречаются определения государственной гражданской службы, представленные на рисунке 1.

Встречаются и другие определения понятия "государственная гражданская служба", но их определяют как синонимы: "государственная организация", "работа в пользу государства" и т.д.

В Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" под государственной службой понимается "профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации".

Следует заметить, что в определении понятия "государственная гражданская служба" в качестве ведущего признака выделяется прилагательное "государственная" — сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства.

Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.

Рисунок 1 — Определения понятия "государственная гражданская служба"

Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы — профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Сущность государственной гражданской службы представлена на рисунке 2.

Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Государственная гражданская служба — это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования.

Рисунок 2 — Сущность государственной гражданской службы

Государственная гражданская служба — особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих.

Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.

Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.

Государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции, и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

Наверх

1.1.2 Цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации

Вопрос о целях государственной гражданской службы несмотря на свою важность носит во многом постановочный характер, так как методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, менее всего разработана.

Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу (см. таблицу 1).

Таблица 1 — Выделение целей государственной гражданской службы

Автор Трактовка целей государственной гражданской службы
Ю. Н. Старилов практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации
А. Ф. Ноздрачев -упорядочение работы государственного аппарата;
-установление требований к функциям и правомочиям по государственным гражданским должностям;
-определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных гражданских служащих;
-регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
-формирования условий обеспечения государственных гражданских служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной гражданской службы

Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной гражданской службы, государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратные потребности, а потребности и интересы людей выступают как бы на втором плане.

Необходимо отметить, что смысл и цели нормального государства состоят в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа.

Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но она носит подчиненный характер относительно главной цели государства. В качестве основной цели демократического правового государства целесообразно считать создание условий позволяющих гражданам достигать цивилизованных стандартов жизни, свободно развивать человеческую личность. Предприятия, организации, учреждения, муниципальные образования, субъекты Федерации могут стремится к достижению собственных целей ориентируясь на основную цель государства. В противном случае государство будет разрушаться.

Классификация целей государственной гражданской службы представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 — Классификация целей государственной гражданской службы

Цели необходимо согласовывать для того, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга.

При выяснении задач государственной гражданской службы, необходимо учитывать, что государственные гражданские служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти.

Поэтому среди основных задач государственной гражданской службы выделяются следующие:

-обеспечение конституционного строя;

-выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;

-подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны;

-создание организационных структур государственной власти;

-принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

-защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;

-создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

Каждый вид государственной гражданской службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Исследователями выделяются следующие функции государственной гражданской службы, представленные в таблице 2.

Таблица 2 — Функции государственной гражданской службы

Функция Трактовка
Правоприменительная реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства
Правотворческая разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ
Правозащитная обеспечение прав и свобод граждан
Регулирующая разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении
Организационная обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе

Наверх

1.1.3 Принципы государственной гражданской службы

Принцип — центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь принципы, представленные на рисунке 4. Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Все принципы органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. Закрепление единых принципов является важной идейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы РФ.

В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Как было уже выше сказано, государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Статья 4. Принципы гражданской службы. Принципами гражданской службы являются:

Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Рисунок 4 — Принципы государственной гражданской службы

Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится в ведении РФ, а государственная гражданская служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Реализация этого принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной гражданской службы и основ правового положения государственных гражданских служащих РФ.

Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

Принцип равного доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих:

— быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;

— хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;

— знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;

— владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;

— иметь общую и профессиональную подготовку;

— знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

Можно выделить еще принцип защиты государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Наверх

1.1.4 Виды государственной гражданской службы

Под видом государственной гражданской службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них.

Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ. Система государственной гражданской службы представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 — Система государственной гражданской службы

Федеральная государственная гражданской служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные гражданские должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих а пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Выделяются специальные виды государственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате специальные задачи и наделенных специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности государственных гражданских служащих.

Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций. Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны, поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д. Соответственно к специальным видам государственной гражданской службы относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговая, таможенная, дипломатическая, правозащитная, служба в контрольно-надзорных государственных органах, в финансово-кредитных государственных органах, в аппаратах избирательных комиссий и др. Можно отметить, что наряду с общими признаками специальных видов службы каждый подвид имеет свои специфические признаки. Например, военная служба имеет существенные отличия такие, как специфика организационной структуры, вооруженность личного состава, непрерывность несения службы, принятия воинской присяги и др.

Наверх

Принципы государственной гражданской службы

Поиск Лекций

Какой из названных принципов не относится к числу принципов государственной гражданской службы?

Тема: Государственные служащие

В каких случаях профессиональная деятельность граждан РФ рассматривается как государственная гражданская служба?

1) на должности в органах государственной власти по обеспечению их полномочий

2) на должности в органах государственной власти и местного самоуправления

3) на должности руководителя в государственных учреждениях

4) на младшей должности в государственных структурах

5) на штатной должности в правоохранительных органах

Кто из перечисленных лиц не является государственным служащим?

1) заместитель федерального министра 2) советник федерального министра

3) федеральный министр 4) налоговый инспектор

5) начальник исправительной колонии

Реестр должностей федеральной государственной службы утверждается:

1) Президентом Российской Федерации 2) Правительством Российской Федерации

3) Федеральным законом 4) высшим должностным лицом субъекта РФ

5) Государственной Думой РФ

Какой из названных принципов не относится к числу принципов государственной гражданской службы?

1) стабильность гражданской службы 2) единство правовых основ

3) независимость в поведении 4) законность

5) профессионализм

5. Определение «должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей» относится к категории должностей:

1) специалисты 2) обеспечивающие специалисты

3) помощники (советники) 4) заместители руководителей

5) пресс-секретари

6. Должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений:

1) не являются должностями государственной службы

2) являются должностями государственной службы категории «руководители»

3) являются должностями государственной службы категории «специалисты»

4) являются должностями государственной службы в субъектах РФ

5) являются муниципальными должностями

7. Аттестация гражданского служащего проводится:

1) один раз в пять лет 2) один раз в три года 3) один раз в два года

4) не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в три года

5) по мере необходимости

8. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) федеральная, региональная и муниципальная

2) государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба и дипломатическая служба

3) государственная гражданская служба и милитаризованная служба

4) государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба

5) законодательная, исполнительная и судебная

9. Видами только федеральной государственной службы являются:

1) военная служба и правоохранительная служба

2) государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба

3) военная служба, правоохранительная служба и дипломатическая служба

4) представительная и судебная

5) государственная гражданская служба

10. Из перечисленных ниже должностей выберите те, которые могут замещать иностранные граждане:

1) должностигосударственной гражданской службы

2) должности правоохранительной службы

3) должности военной службы

4) должности прокурорской службы 5) должности дипломатической службы

11. Должности гражданской службы подразделяются на:

1) категории и группы 2) категории, группы и классы

3) категории и классы 4) ранги и степени 5) группы и подгруппы

12. Продолжите фразу «Лица, замещающие государственные должности РФ и субъектов РФ…»:

1) являются государственными служащими

2) не являются государственными служащими

3) являются государственными служащими, если это предусмотрено законом

4) являются государственными служащими, если это предусмотрено указом Президента РФ 5) являются муниципальными служащими

13. Классный чин гражданской службы «действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса» присваивается:

1) Президентом РФ 2) Правительством РФ

3) представителем нанимателя 4) высшим должностным лицом субъекта РФ

5) федеральным министром

14. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования:

1) к уровню профессионального образования,

2) стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности,

3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей

4) все перечисленные требования входят 5) правильные ответы 1 и 2

К какому понятию относится определение «Гражданин РФ, профессионально исполняющий обязанности по обеспечению полномочий федеральных органов государственной власти»?

1) представитель власти 2) руководитель

3) государственный гражданский служащий

4) обеспечивающий специалист 5) должностное лицо

16. Государственный гражданский служащий имеет право на проведение по его заявлению служебной проверки в случаях:

1) опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство

2) защиты своих прав и законных интересов

3) увольнения по итогам аттестации

4) в любом случае 5) служащий не имеет такого права

17. Определение «должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий» относится к категории должностей:

1) специалисты 2) обеспечивающие специалисты

3) помощники (советники) 4) руководители 5) подчиненные

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Принципы государственной службы

В принципах государственной службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной службой к государственной службе и государственным служащим.

Государственная и муниципальная служба

В них реализуются представления законодателя о правовом, социальном, федеративном, демократическом характере Российского государства. Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы, а государственные служащие, в свою очередь, обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Принципы государственной службы регулируют следующий круг правоотношений: между государственным служащим и государством, между государственным служащим и гражданами, между лицами, органами и организациями государственной службы разных уровней и видов.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Таким образом, принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

К конституционным принципам государственной службы относятся:

  • принцип федерализма;
  • принцип законности;
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип равного доступа к государственной службе.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма означает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов. Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов: нормативный, организационный, функциональный, финансовый.

Нормативный аспект — конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Организационный аспект — соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

Функциональный аспект самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы.

Финансовый аспект — соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).

Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и область применения законов. Недопустима дискриминации граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

Организационно-функциональные принципы государственной службы включают следующие принципы:

  • принцип единства правовых и организационных основ государственной службы;
  • принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
  • принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю;
  • принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;
  • принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы. Взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской и муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.По своей сути принцип открытости государственной службы предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием государственной службы. Данный принцип немыслим без гарантий защиты граждан, критикующих деятельность государственных служащих, и без обеспечения средствам массовой информации возможностей для освещения вопросов организации и функционирования государственной службы.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает:

профессионализм государственных служащих, т.е. исполнение ими своей должности в качестве основного занятия;

  • компетентность, т.е. знание порученной службы, опыт работы;
  • квалифицированность, т.е. соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы;
  • ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Государственные служащие находятся под защитой государства. Защита государственных служащих гарантируется от неправомерного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц. В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства.

В научных источниках называется и ряд других принципов, таких как: служение государству и обществу, субординация и единоначалие,

стабильность и обновление кадров государственной службы, эффективность государственной службы и др. Однако, не будучи зафиксированными в тексте законов, они не имеют статуса принципов правового регулирования отношений государственной службы, а являются элементами научного правосознания либо принципами морали.

Проблемы реализации конституционного принципа равного доступа к государственной службе в Российской Федерации

Антонова Наталья Михайловна, аспирант Тверского государственного университета.

В статье анализируется принцип равного доступа граждан к государственной службе, выявляются проблемы в обеспечении этого принципа в настоящее время в Российской Федерации и ее субъектах.

Ключевые слова: принцип, равный доступ, государственная служба.

Problems of realization of the constitutional principle of equal access to public service in the Russian Federation

N.M. Antonova

In article the principle access of citizens to public service is analyzed, problems in maintenance of this principle now in the Russian Federation and its subjects come to light.

Key words: principle, equal access, public service.

Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран мира. Термин "принципы государственной службы" указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной службы, а также на главнейшие юридические положения в структуре одноименного правового института.

Правовое установление принципов государственной службы обусловливает функционирование государственных органов, деятельность государственных служащих, устойчивость государственно-правового регулирования государственно-служебных отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства о государственной службе.

В общественных науках под принципами обычно понимаются исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы кладутся в основу формирования и функционирования государственных органов (представительной, исполнительной и судебной власти). Принципы государственной службы формулируются законодателем исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Говоря о принципах государственной службы, мы имеем в виду требования, которые являются всеобщими и обязательными для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе, и которые охватывают все организационные, правовые и другие стороны, составляющие содержание государственной службы. Принципы государственной службы — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих.

Значение принципов государственной службы заключается, во-первых, в том, что они должны объективно отражать сущность государственной службы, ее наиболее важные черты; раскрывать общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности государственных служащих. Во-вторых, принципы государственной службы должны устанавливать важнейшие закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, т.е. отражать объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Принципы обусловливают значимость, законность и социальную ценность отношений, имеющих место в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы влечет за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма в худшем смысле этого слова, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности. В-третьих, принципы являют собой активное, динамичное начало, ибо они должны обусловливать устанавливаемую законодателем модель государственной службы. Формулировка и установление законодателями принципов государственной службы зависят от избранной (функционирующей в стране) модели государственной службы, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования. В-четвертых, каждый в отдельности принцип государственной службы отражает не все объективные закономерности деятельности государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны; соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.

Значение принципов государственной службы определяет особые условия их реализации. В рамках данной статьи обратимся к проблемам реализации одного из основных принципов государственной службы — принципа равного доступа к государственной службе.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) устанавливает, что граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Запрещена всякая дискриминация при поступлении на службу по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, что в качестве общего принципа предусмотрено в ч. 2 ст. 19 Конституции.

В соответствии с этими конституционными положениями и установлениями Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <1> закрепляется необходимость равного доступа граждан к государственной службе. Вместе с тем этот принцип в Законе о гражданской службе получил свое дальнейшее правовое развитие. Содержание принципа базируется уже на двух понятиях — "равный доступ граждан к гражданской службе" и "равные условия ее прохождения".

<1> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

Нельзя не согласиться с мнением о том, что конституция призвана закладывать фундамент и правовой системы, и государственного механизма, и гражданского общества, а вместе с этим выбор принципов, наиболее адекватно соответствующих объективным и субъективным условиям и потребностям данного общества на данном этапе его развития, наиболее полное и глубокое их воплощение в жизнь являются самыми важными задачами и авторов самой конституции, и законодателей, и правоприменителей <2>.

<2> См.: Алебастрова И.А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 7. С. 5.

Однако высокая степень обобщенности конституционных принципов делает весьма проблематичным создание юридического механизма, способного гарантировать их практическое применение.

Это в полной мере относится и к реализации принципа равного доступа к государственной службе.

Формирование качественно новой, демократической системы государственной службы в Российской Федерации не может обойтись без учета мирового опыта в этой сфере. Включение в Конституцию РФ положения, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15), позволяет отнести к источникам института государственной службы различные международно-правовые акты и договоры в сфере государственной службы. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) в ст. 25 говорит о праве каждого гражданина без всякой дискриминации и необоснованных ограничений "допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе". Конвенция о политических правах женщин (1952 г.) фиксирует, что женщинам принадлежит право на равных с мужчинами условиях занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом.

Основополагающие принципы государственной службы, установленные Конституцией РФ, конкретизированы и развиты в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <3>. В соответствии с ней одним из принципов является принцип "равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего". Таким образом, ничем не ограниченный в Конституции принцип равного доступа к государственной службе в Законе уже обставляется условием: человек должен владеть государственным языком Российской Федерации. Но это далеко не единственное условие поступления на государственную службу.

<3> СЗ РФ. 2004. N 31. 3215; 2006. N 6. Ст. 636; 2007. N 10. Ст. 1151; N 16. Ст. 1828.

Формально каждый гражданин имеет равные возможности поступления на государственную службу при наличии вакансий и при обладании определенными профессиональными навыками без какой-либо дискриминации по признаку расы, пола, национальности, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии. Однако в законодательстве имеются определенные ограничения для лиц, поступающих на публичную службу. Исходя из анализа положений Федерального закона о государственной гражданской службе, кандидат на государственную должность должен отвечать ряду требований:

  • иметь российское гражданство;
  • владеть государственным языком;
  • быть в возрасте не моложе 18 лет;
  • иметь соответствующее образование (в зависимости от категории и группы должности);
  • отвечать другим законным требованиям.

При рассмотрении вышеперечисленных условий поступления на государственную службу, с точки зрения их соответствия принципу равенства, обращает на себя внимание то, что не все они оправданы необходимостью доверять управление государственными делами лицам, имеющим профессиональную и фактическую пригодность к этому.

Принадлежность к российскому гражданству кандидата на должность государственного служащего не создает никаких неоправданных ограничений для иностранцев и лиц без гражданства, поскольку государственная служба Российской Федерации представляет собой профессиональную деятельность по выполнению государственных задач и функций.

Возрастной критерий проистекает из смысла ст. 32 и 60 Конституции РФ, где говорится, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно, а такое право может осуществляться в полном объеме с 18 лет. В данном контексте это будет означать возможность любого гражданина, достигшего совершеннолетия, претендовать на государственную должность. Исходя из равенства возможностей, данный возрастной ценз нельзя рассматривать как дискриминационный, тем более что он присутствует и для избирателей как субъектов управления государством.

Требования к кандидату на государственную должность включают и образовательный ценз. Те, кто претендует на высшие и главные должности, должны иметь высшее профессиональное образование по профилю должности. Особенностью государственной службы данных лиц является необходимость выполнения нескольких социальных ролей: политика, эксперта и аналитика, специалиста в своей сфере профессиональной деятельности и руководителя-управленца, возглавляющего коллектив государственных служащих. Именно поэтому ему необходимы знания в сфере управления, экономики, права, то есть он должен иметь высшее профессиональное образование по специальности.

Но обеспечивает ли высшее образование достаточный уровень профессионализма в полном смысле этого слова, может ли вообще высшее образование служить основным критерием пригодности человека к государственной службе? Если принимать во внимание, что это весьма специфическая и неразработанная сфера деятельности, в которой успех зависит от таких качеств, как практичность, находчивость, житейская опытность, умение работать с людьми, то необходимо понимать, что документ, подтверждающий высшее образование, еще не означает, что служащий обладает вышеперечисленными качествами.

Еще одно достаточно спорное требование для кандидата на государственную и муниципальную должность — знание государственного языка.

В настоящее время законы "О языках" приняты в большинстве республик в составе России. Во многих из них государственными языками признаются русский язык и национальный язык республики, на котором говорит титульная нация, давшая название республике. Так, в Республике Саха государственными являются языки саха и русский, в Республике Татарстан — татарский и русский.

В некоторых случаях статусом государственного наделяются несколько языков. В Кабардино-Балкарии это кабардинский, балкарский и русский языки; в Мордовии государственными языками являются русский и мордовский (мокшанский и эрзянский); в Республике Марий Эл — марийский (горный и луговой) и русский языки.

Достаточно сложным является определение того, какой язык отнести к государственному в республиках с полиэтническим составом населения. Так, например, в Республике Башкортостан, где проживают и башкиры, и татары, Закон "О языках народов Республики Башкортостан" от 15 февраля 1999 г. наделил статусом государственных только башкирский и русский языки <4>, а все остальные языки используются в официальных сферах общения только в местах компактного проживания соответствующих этносов. По мнению Н.А. Любимова, данные нормы Закона ограничивают права татарской этнической общности на пользование родным языком, а потому и татарский язык необходимо наделить статусом государственного <5>.

<4> Известия Башкортостана. 06.04.1999.
<5> Любимов Н.А. Некоторые вопросы конституционно-правового закрепления статуса языков народов Российской Федерации // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Мат-лы науч. конф. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2000. С. 77.

Право республик, находящихся в составе Российской Федерации, устанавливать свой язык ни в коей мере не должно входить в противоречие с правами человека, ущемлять их. Как дискриминационные следует расценивать языковые цензы, введенные некоторыми республиками для занятия выборных должностей. Данная практика была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который указал, что из права, предусмотренного ч. 2 ст. 68 Конституции РФ, не вытекает ни обязанность республик устанавливать государственные языки, ни необходимость специальных требований к знанию этих языков в качестве приобретения пассивного избирательного права <6>. Думается, что если для выборных лиц языковой ценз рассматривается как дискриминационный, то это положение следует распространить и на государственных и муниципальных служащих в национальных субъектах Федерации.

<6> См.: Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан" от 27 апреля 1998 года // ВКС. 1998. N 4.

Таким образом, условия реализации конституционного принципа равного доступа к государственной службе, закрепленные в законодательстве о государственной службе, в некоторых случаях являются оправданными и закономерными, тогда как другие носят явно дискриминационный характер.

В научной среде высказывается мнение о том, что конституционные принципы можно подразделить на принципы — конкретные предписания и принципы — общие установки <7>. При этом принципы, являющиеся общими установками, характеризуются неопределенностью содержания, которое включает в себя огромное множество различных прав, обязанностей и запретов. Думается, что принцип равного доступа к государственной службе можно отнести к такого рода конституционным принципам. В силу чего требуется тщательная проработка в законодательстве механизма реализации этого принципа с целью недопущения дискриминации граждан, имеющих по Конституции равное право на доступ к государственной службе.

<7> См.: Алебастрова И.А. Указ. соч. С. 6.

Конституционные основы государственной службы Российской Федерации.

конституционные принципы государственной службы — основы, которым должны соответствовать более конкретные нормы, составляющие массив правового регулирования государственной службы, и которые обрисовывают социальную сущность государственной службы, а также главные задачи, возлагаемые на нее.

В Конституции Российской Федерации мы, однако, не найдем специально сформулированных принципов государственной службы.

Можно было бы пойти по простому пути: перечислить принципы, упомянутые в основных на сегодняшний день федеральных законах, регулирующих государственную службу, — ст.3 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

Принципы госслужбы в соответствии со ст. 3 ФЗ и о системе государственной службы Российской Федерации Принципы госслужбы в соответствии со ст. 4 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации  
приоритет прав и свобод человека и гражданина. их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и зашиты приоритет прав и свобод человека и гражданина  
единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации  
федерализм. обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органам и государственной власти субъектов Российской Федерации    
равный доступ граждан к государственной службе равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности..  
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих доступность информации о гражданской службе  
  взаимодействие с общественными объединениями и гражданами  
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность  
профессионализм и компетентность государственных служащих профессионализм и компетентность гражданских служащих  
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы    
законность    
  стабильность гражданской службы  

Федеральное законодательство о государственной службе.

В 2003 и 2004 годах были приняты федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые заложили основы становления государственной гражданской службы как института профессиональной деятельности. В ходе их подготовки был учтен опыт зарубежных государств по созданию системы государственной службы. Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ базируется на конституционных положениях о принципах построения и функционирования государственной власти, об основных правах и свободах граждан России. В Законе закрепляется принцип единой системы государственной службы Российской Федерации, вне зависимости от того, в каких органах государственной власти она функционирует. Им определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, тем самым создана база для формирования системы правовых норм, являющихся общими для различных видов и уровней государственной службы.

Государственная служба Российской Федерации рассматривается как целостная, базирующаяся на единых принципах двухуровневой системы — федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации.

Должности федеральной государственной службы разделены на три группы: должности федеральной гражданской службы, воинские должности и должности правоохранительной службы.

Ввел новую форму классификации и наименование должностей в государственных органах: государственные должности — должности государственной службы.

Предусмотрел необходимость установления соотношения должностей государственной службы по видам государственной службы, а также должностей федеральной государственной службы и типовых должностей государственной службы субъектов РФ. Подтвердил необходимость конкурсного порядка поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы. Заменил квалификационные разряды государственных служащих на классные чины.

Система управления государственной службой, так же как и ранее предполагавшийся Совет по государственной службе, создается с целью координации деятельности государственных органов при решении вопросов государственной службы. Ввел понятие государственной службы по контракту.

права и основные обязанности гражданского служащего; ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, требования к служебному поведению гражданского служащего; требования по урегулированию конфликта интересов на гражданской службе; порядок поступления на государственную службу; понятие, содержание, порядок заключения, изменения и прекращения действия служебного контракта; понятие и порядок прохождения аттестации, квалификационных экзаменов; понятие, содержание и основание установления должностного регламента, включающего показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего на соответствующей должности, перечень оказываемых гражданским служащим государственных услуг; порядок и условия оплаты труда гражданских служащих, в том числе с учетом эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности; государственные гарантии на гражданской службе; поощрения и награждения, служебная дисциплина на гражданской службе; порядок формирования кадрового состава гражданской службы, кадрового резерва, организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданского служащего; общий подход к финансированию гражданской службы; порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров.

В целом Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" существенно продвинул вперед правовое регулирование одного из видов государственной службы — гражданской службы. Большинство вопросов прохождения гражданской службы, которые ранее регулировались субсидиарно с трудовым законодательством, теперь в отношении гражданской службы полностью урегулированы законом о гражданской службе. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ « О противодействии коррупции», должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Введен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, т.е. государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. В свою очередь представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Введены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора.

Федеральное подзаконное регулирование государственной службы.

Важная роль в организации государственной службы принадлежит Правительству РФ. На Правительство возложено принятие правовых и организационных мер по исполнению законов и указов Президента РФ о государственной службе. Так, например, в сфере переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих Правительством РФ приняты Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 26 мая 2008 г. №393 «Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение» .

Большой раздел нормативно правового регулирования государственной службы посвящен военной службе. Военная служба регулируется Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» , «О статусе военнослужащих» , Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2013 г. «О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» , другими правовыми актами. Существует своя законодательная база и у правоохранительной службы.

Соответствующими нормативными правовыми актами регулируются и особенности правоохранительной службы. Так, согласно Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» правоохранение осуществляют: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Правоохранительные функции указанных субъектов закреплены также в Законе РФ «О полиции» , Федеральных законах «О федеральной службе безопасности» , «Об оперативно-розыскной деятельности» , «О прокуратуре Российской Федерации» и других нормативных правовых актах.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что законодательство в сфере государственной службы весьма обширно и разнообразно. Для современной организации государственной службы характерна ее принципиально новая система с видовой классификацией, установленная законодательством. Следовательно, особенности каждого из видов службы, определяется конкретными законами, а многие вопросы организации всех видов государственной службы в настоящее время урегулированы Указами Президента, Постановлениями Правительства РФ и иными подзаконными актами.

Указ Президента РФ от 31.12.2005 года №157 (ред. от 10.07.2015) "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"

Указ Президента РФ от 01.02.2005 года №113 (ред. от 30.09.2013) "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим"

Указ Президента РФ от 27.09.2005 года №1131 (ред. от 15.11.2013) "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих"

Указ Президента РФ от 01.02.2005 года №112 (ред. от 19.03.2014) "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации"

Указ Президента РФ от 16.02.2005 года №159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации"

Указ Президента РФ от 30.05.2005 года №609 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела"

Указ Президента РФ от 01.02.2005 года №110 (ред.

от 28.08.2015) "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации"

Указ Президента РФ от 01.02.2005 года №111 (ред. от 01.07.2014) "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)"

Указ Президента РФ от 18.07.2005 года №813 (ред. от 30.09.2015) "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих".



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *