Справочник

Продажа просроченного товара ответственность

О продаже продовольственных товаров ненадлежащего качества

К сожалению, в магазинах города Салехард и округа не становится меньше в продаже продовольственных товаров ненадлежащего качества, с просроченным сроком годности, выявляемых в реализации как при плановых проверках, так и по внеплановым (по обращениям граждан).

Продолжают продавать колбасные изделия, сыры в нарезку, произведённую магазином, укладывают на поддончики пластиковые под целлофан; на прилавках нередко можно встретить загнившие овощи и фрукты; обрезанные; засоленные огурцы и помидоры; почерневшие бананы, дефростированные мороженое, ягоды, полуфабрикаты мясные; не соблюдается температурный режим хранения продуктов питания.

Напоминаем, что законодательством РФ ужесточены меры ответственности за продажу товаров ненадлежащего качества. Если раньше штраф составлял для предпринимателя за торговлю товарами ненадлежащего качества либо без сертификата соответствия максимум до 5 тысяч рублей, то в настоящее время штрафные санкции увеличены в разы, введены новые статьи в КоАП РФ. Приведём данные нормы КоАП РФ для сведения как потребителей, так и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству,  —

влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, —

влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

3. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Статья 14.44.Недостоверное декларирование соответствия продукции

1. Недостоверное декларирование соответствия продукции —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, —

влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 14.45.Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии —

влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статья 14.46.Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

Ответственность магазина за продажу испорченных продуктов

Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, —

влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечание. Под знаком обращения продукции на рынке в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса следует понимать знак обращения на рынке Российской Федерации, единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза и единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ЕврАзЭС.

Напоминаем, что в организациях торговли запрещается реализация продукции:

— без наличия сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность;

— с нарушением целостности упаковки и в загрязнённой таре, без этикеток (или листов-вкладышей); при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения; — мяса без ветеринарного клейма, условно годного мяса и мясопродуктов;

— непотрошеной птицы, за исключением дичи, яиц из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, а также с загрязнённой скорлупой, с пороками (красюк, туман, кровяное кольцо, большое пятно, миражные), с насечкой, "тек", "бой", утиных и гусиных яиц;

— творога, изготовленного из непастеризованного молока, молока и сливок с повышенной кислотностью (самоквас);

— консервов, имеющих дефекты: бомбаж, хлопуши, подтёки, пробоины и сквозные трещины, деформированных, с признаками микробиологической порчи (плесневение, брожение, ослизнение) и др.;

— загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов;

— дефростированных и повторно замороженных пищевых продуктов и продовольственного сырья;

— домашнего приготовления;

— с истекшими сроками годности;

— нерасфасованной и неупакованной, кроме групп продуктов, определённых законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

— без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

— в грязную тару покупателя и печатную макулатуру.

        Продовольственное сырье и пищевые продукты, признанные не соответствующими требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, представляющие опасность для здоровья населения, снимаются с реализации. 

Списание товара с истекшим сроком годности: учет и налогообложение

Часто организации, занимающиеся реализацией продуктов питания, медикаментов или других скоропортящихся продуктов, сталкиваются с необходимостью списания товара с истекшим сроком годности. Рассмотрим особенности учета и налогообложения операций, связанных с просроченной продукцией.

Срок годности товара

Срок годности определяется как период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Перечень товаров, на которые изготовитель обязан устанавливать срок годности, содержит Закон о защите прав потребителей (далее — Закон N 2300-1). К таким товарам, в частности, относятся: продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.

Продолжительность срока годности изготовитель определяет самостоятельно исходя из индивидуальных характеристик товара, влияющих на период сохранения данным товаром своих свойств. Если характеристики товара меняются, например, в связи с совершенствованием технологии производства, срок годности должен пересматриваться на основании сведений, полученных в результате исследований.

Продолжительность срока годности должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара. При установлении срока годности товара изготовитель должен учитывать нормы законодательства о защите прав потребителей, иные правовые акты, обязательные требования государственных стандартов и др.

Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Если товар вошел в перечень товаров, на которые должны быть установлены сроки годности, то независимо от того, где он произведен, продавец должен довести имеющуюся информацию о сроке годности до потребителя и передать товар до его окончания.

Таким образом, продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но не установлен, запрещается.

Организации, реализующие товары с установленным сроком годности, должны вести постоянный контроль для выявления товаров с истекающим сроком годности, так как просроченные товары изымаются из оборота. Составляется акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей по ф. N ТОРГ-15.

Кроме того, товары с истекшим сроком годности могут быть обнаружены при инвентаризации. В Указаниях по применению и заполнению ф. N ИНВ-3 отмечено, что на выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты. Унифицированной формы акта о выявлении просроченных товаров нет, поэтому организация имеет право разработать ее самостоятельно и утвердить в учетной политике. Разработанный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа и дату его составления;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении (включая наименование товара, количество и место хранения);
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и личные подписи указанных лиц.

В акте о выявлении товаров с истекшим сроком годности следует указать их наименование, количество и место хранения.

Итак, организация выявила товары с истекшим или истекающим сроком годности и зафиксировала данный факт, оформив соответствующие документы. Чтобы уценить или списать указанные товары, ей нужно составить акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей по ф. N ТОРГ-15. Акт оформляется и подписывается членами специально созданной комиссии, которая может действовать на постоянной основе либо по мере необходимости.

На основании акта при учете товаров по покупным ценам производятся следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 41 "Товары", субсч. "Товары с истекшим сроком годности",

К-т сч. 41-1 "Товары на складах"

списана покупная стоимость товаров с истекшим сроком годности, изъятых из торгового оборота;

Д-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

К-т сч. 41 "Товары", субсч. "Товары с истекшим сроком годности",

списана покупная стоимость товаров с истекшим сроком годности.

В случае, когда организация розничной торговли ведет учет товаров по продажным ценам (с наценкой), в учете необходимо сделать следующие записи:

Д-т сч. 41 "Товары", субсч. "Товары с истекшим сроком годности",

К-т сч. 41 "Товары", субсч. "Товары в торговом зале",

списана покупная стоимость товаров с истекшим сроком годности, изъятых из торгового оборота;

Д-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

К-т сч. 41 "Товары", субсч. "Товары с истекшим сроком годности",

списана покупная стоимость товаров с истекшим сроком годности;

Д-т сч. 41 "Товары", субсч. "Товары в торговом зале",

К-т сч. 42 "Торговая наценка"

сторнирована торговая наценка на товар с истекшим сроком годности.

Далее стоимость испорченного товара списывается на затраты:

Д-т сч. 44 "Расходы на продажу"

К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

списана стоимость товаров с истекшим сроком годности в пределах норм естественной убыли;

Д-т сч. 91-2 "Прочие расходы"

К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

списана стоимость просроченного товара.

Уничтожение или утилизация просроченного товара

Условиями договора поставки товара может быть предусмотрена обязанность выкупа продавцом товаров, не проданных до истечения срока годности. В этом случае возврат товаров с истекшим сроком годности оформляется как обратная реализация. Если подобное условие о выкупе отсутствует в договоре с продавцом, то покупателю придется разбираться с просроченным товаром самостоятельно.

Выбор процедуры уничтожения или утилизации определяется на основании результатов экспертизы, проведенной в подразделении Роспотребнадзора. Требования к проведению экспертизы установлены Законом о качестве и безопасности пищевых продуктов. Порядок проведения процедуры уничтожения или утилизации изложен в Положении о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении. Все расходы на экспертизу, утилизацию или уничтожение некачественных товаров несет организация — продавец товаров.

Утилизация просроченных товаров

Пищевая продукция, запрещенная для употребления в пищу, может быть утилизирована либо использована на корм животным и в качестве сырья для переработки. Таким образом, утилизация товаров с истекшим сроком годности — это операция продажи с признанием доходов и расходов на утилизацию просроченных товаров для целей налогообложения.

Для обоснования сниженной цены, по которой происходит передача просроченного товара, следует оформить акт с описанием товара и его состояния и приказ о снижении цены в связи со снижением качества товара. Данная цена будет использована при определении выручки в бухгалтерском и налоговом учете.

Решение об утилизации товаров с истекшим сроком годности принимается руководителем организации — собственника данных товаров, а в определенных ситуациях — должностным лицом органа государственного надзора и контроля. В последнем случае владелец такой пищевой продукции обязан представить органу государственного надзора и контроля, принявшему решение об утилизации, документ (его нотариально заверенную копию), подтверждающий факт приема продукции организацией, осуществляющей ее дальнейшее использование. На это отводится три дня после передачи просроченной продукции для использования в целях, не связанных с употреблением в пищу.

Если просроченная продукция реализуется на корм животным, то возможность такого использования некачественных и (или) опасных пищевых продуктов следует согласовать с Государственной ветеринарной службой РФ.

Налогообложение операций, связанных с утилизацией товаров с истекшим сроком годности

Если товары, срок годности которых впоследствии истек, приобретались для получения дохода, то расходы на их приобретение являются обоснованными. Их можно учесть при расчете базы по налогу на прибыль (Постановления ФАС Московского округа от 11.10.2007 N КА-А40/10338-07 по делу N А40-5833/07-127-43 и от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2 по делу N А40-3291/07-115-46). Как отмечается в указанных Постановлениях, товары, впоследствии оказавшиеся просроченными, приобретались с целью их дальнейшей реализации, т.е. для операций, связанных с извлечением прибыли. Утилизация товаров, срок годности которых истек, как правило, осуществляется с убытком, сумма которого уменьшает налогооблагаемую прибыль организации. Превышение цены приобретения покупных товаров с учетом расходов, связанных с их реализацией, признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

В то же время Минфин России отметил, что при утилизации (списании) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности. Следовательно, подобные затраты не учитываются для целей налогообложения прибыли (Письма от 27.06.2008 N 03-03-06/1/373, от 09.06.2009 N 03-03-06/1/374) (пример).

Пример. Организация, осуществляющая розничную торговлю, при проведении 1 марта инвентаризации обнаружила партию товаров (продуктов питания) с истекшим сроком годности. Покупная стоимость партии товара в размере 100 штук составляла 20 000 руб., торговая наценка — 30%.

Торговая наценка на испорченный товар составила 7080 руб. (20 000 x 30% + 20 000 x 18%). В ходе проведения экспертизы было установлено, что продукты питания могут быть утилизированы. Стоимость экспертизы составила 1180 руб. с НДС.

Товары переданы (реализованы) для утилизации 15 марта, выручка составила 11 800 руб., включая НДС.

Реализация товара в порядке утилизации отражена в учете следующими бухгалтерскими записями:

01.03.2010

Д-т сч. 41 "Товары", субсч. "Товары с истекшим сроком годности",

К-т сч. 41 "Товары", субсч. "Товары в торговом зале",

20 000 руб.

списана покупная стоимость товаров с истекшим сроком годности, изъятых из торгового оборота;

Д-т сч. 41 "Товары", субсч. "Товары в торговом зале",

К-т сч. 42 "Торговая наценка"

10 680 руб.

сторнирована торговая наценка на товар с истекшим сроком годности;

15.03.2010

Д-т сч. 44 "Расходы на продажу",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

1000 руб.

списаны расходы на проведение экспертизы;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

180 руб.

отражена сумма НДС по экспертизе;

Д-т сч. 90-1 "Выручка"

К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

11 800 руб.

отражена выручка от реализации утилизируемых товаров;

Д-т сч. 90-3 "Налог на добавленную стоимость"

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "НДС",

1800 руб.

начислен НДС;

Д-т сч. 90-2 "Себестоимость продаж"

К-т сч. 41 "Товары", субсч. "Товары с истекшим сроком годности",

20 000 руб.

списана фактическая себестоимость утилизируемых товаров.

Уничтожение просроченных товаров

Операция оформляется приказом руководителя об уничтожении просроченных товаров и специальным актом об уничтожении, если организация принимает решение об уничтожении товаров с истекшим сроком годности.

Уничтожение пищевой и парфюмерно-косметической продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований в присутствии специальной комиссии, образуемой владельцем данных товаров совместно с организацией, ответственной за их уничтожение. В случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля. Уничтожение пищевой продукции оформляется актом установленной формы, один экземпляр которого в 3-дневный срок представляется органу государственного надзора и контроля, принявшему решение об ее уничтожении.

Уничтожение пищевых и парфюмерно-косметических товаров оформляется актом о списании товаров по ф. N ТОРГ-16. Акт составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации. В случае необходимости к уничтожению товаров привлекаются представители санитарного или иного надзора.

Лекарственные средства, изъятые из обращения, передаются на предприятия, занимающиеся уничтожением медицинских препаратов и имеющие соответствующую лицензию в соответствии с Инструкцией о порядке уничтожения просроченных лекарственных средств. Уничтожение просроченных лекарств осуществляется на договорной основе в присутствии их собственника или владельца. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой органом исполнительной власти субъекта России, с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды.

Затраты на уничтожение товаров с истекшим сроком годности (включая их стоимость) не учитываются в расходах, так как не соответствуют критериям, перечисленным в ст. 252 НК РФ. В Письме Минфина России от 09.06.2009 N 03-03-06/1/374 указано, что в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не учитываются в составе расходов.

В Письме от 28.07.2008 N 03-03-06/1/434 Минфин России также отметил, что затраты на уничтожение алкогольной продукции (включая ее стоимость), реализация которой запрещена, не соответствуют критериям признания расходов, определенным ст. 252 НК РФ, поэтому их нельзя учесть при формировании базы по налогу на прибыль.

В то же время существует противоположная позиция о том, что стоимость товаров, подлежащих уничтожению, можно признать в расходах для целей налогообложения.

В Письме Минфина России от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397 указано, что расходы в виде стоимости приобретенных с целью дальнейшей реализации медицинских препаратов, которые подлежат уничтожению в связи с истечением срока годности, а также затраты, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.

В Письме УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 N 20-12/102001 также отмечено, что расходы в виде стоимости ветеринарных препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, учитываются для целей налогообложения прибыли при условии, что они произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены.

ФНС России в Письме от 16.07.2009 N 3-2-09/139 разъяснила, что стоимость утилизируемой парфюмерной, косметической продукции и товаров бытовой химии с истекшим сроком годности, а также затраты на их утилизацию учитываются в расходах на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии соблюдения налогоплательщиком порядка проведения экспертизы.

Кроме того, ФАС Московского округа в Постановлении от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2 по делу N А40-3291/07-115-46 подтвердил правомерность учета в расходах на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ стоимости товаров, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, поскольку изначально налогоплательщик приобретал товары для дальнейшей реализации.

В Постановлении ФАС Московского округа от 22.06.2005 N КА-А41/5477-05 также указано, что убытки от порчи товаров и материалов не являются недостачей в смысле пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Штраф за просроченный товар в магазине

В данном случае имеют место "другие обоснованные расходы", предусмотренные пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ. Такие расходы являются экономически обоснованными, поскольку понесены в связи с порчей товаров и материалов, которые предназначены для ведения деятельности, направленной на получение прибыли.

По нашему мнению, стоимость товаров, которые подлежат уничтожению в связи с истечением срока годности, а также затраты на уничтожение (при условии их документального подтверждения) учитываются в составе прочих расходов организации на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

НДС по уничтоженным товарам

При уничтожении товаров с истекшим сроком годности налоговые органы требуют восстановить входной налог, принятый ранее к учету при приобретении этих товаров (Письма Минфина России от 01.11.2007 N 03-07-15/175, от 21.04.2006 N 03-03-04/1/369). Однако необходимо отметить, что ст. 170 НК РФ не предусматривает восстановления НДС по товарам, подлежащим уничтожению в связи с истекшим сроком годности (Решение ВАС РФ от 23.10.2006 N 10652/06; Постановления ФАС Уральского округа от 22.01.2009 N Ф09-10369/08-С2; Волго-Вятского округа от 28.04.2008 по делу N А82-15724/2004-37; Центрального округа от 22.05.2008 по делу N А48-3539/07-14).

В случае, когда налогоплательщик принимает решение не учитывать расходы на приобретение и дальнейшую ликвидацию товара с истекшим сроком годности для целей налогообложения прибыли, НДС в части такого товара подлежит восстановлению для уплаты в бюджет. Расходы, связанные с уничтожением товара, также не учитываются для целей налогообложения, и, следовательно, НДС по ним не подлежит вычету.

Н.Л.Филиппова

Главный бухгалтер

ООО "Ользен"

Штраф роспотребнадзора за просроченный товар

Быстрая навигация:Каталог статейПредпринимательские договорыДоговор купли-продажи и его отдельные виды Продажа товара с истекшим сроком годности: уголовная или административная ответственность?

Продажа товара с истекшим сроком годности: уголовная или административная ответственность?

Дата размещения статьи: 15.10.2012

И.С. ИВАНОВ

Поводом для подготовки статьи послужила неопределенность судебной практики в квалификации фактов продажи (хранения и сбыта) товаров с истекшими сроками годности. В ряде случаев суды привлекают виновных к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил", в других аналогичным фактам дается уголовно-правовая оценка по ст. 238 УК РФ "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности".

В большинстве исследованных случаев суды принимали решения о привлечении продавцов — индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ за продажу товаров с нарушением санитарных правил на следующих фактических основаниях:
1) обнаружение в магазинах индивидуального предпринимателя продовольственных и непродовольственных товаров с истекшим сроком годности (количество может быть самое разное) — при этом исследования на предмет опасности товаров по делам указанной категории не проводились;
2) признание предпринимателем вины в совершении административного правонарушения — как правило, сопровождалось добровольным снятием товаров с прилавков и передачей их на уничтожение, обещанием впредь не совершать правонарушений;
3) невнимательность и недостаточный контроль со стороны предпринимателя за продавцами — указанная характеристика субъективной стороны содеянного устанавливалась, как правило, со слов самих предпринимателей, а в целом субъективная сторона правонарушения в постановлениях не анализировалась, обычно вменение ограничивалось формулировками "допустил", "по невнимательности" применительно к предпринимателю или к работающему на него продавцу либо вообще без формулировок, уточняющих отношение субъекта к содеянному.
Приговоры, вынесенные по аналогичным случаям, характеризовались следующим:
1) подлежали доказыванию два самостоятельных деяния: хранение товара с истекшим сроком годности и его сбыт (факт сбыта подтверждался материалами контрольной закупки), при этом в ряде случаев экспертные оценки качества подтверждались письмами из территориальных органов Роспотребнадзора, в других — комиссионной судебной экспертизой;
2) подсудимые, как правило, признавали свою вину, деятельно раскаивались и ходатайствовали о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства;
3) в отличие от административной практики, в приговорах больше внимания уделялось описанию субъективной стороны содеянного, например так: "действуя из корыстных побуждений, не осуществив возврат товара, срок годности которого истек, заведомо зная, что товар не отвечает требованиям безопасности жизни или здоровья, поскольку она (предприниматель) знала, что сроки годности товара истекли, допустила сбыт товара с истекшим сроком годности покупателю" или так: "имея умысел на сбыт продуктов питания, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, с целью обеспечения объемов продаж, в нарушение (перечень нормативных актов), согласно которым она должна следить за соблюдением сроков годности продуктов, с торговой витрины магазина, предназначенной для реализации товаров и продукции, сбыла пищевой продукт с истекшим сроком годности гражданину".

Указанные наблюдения, подтвержденные обобщениями судебной практики разных лет, позволяют сделать вывод, что правоприменители пока не располагают четкими критериями разграничения ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ и ч. 1 ст. 238 УК РФ. Думается, обусловлено это текстуальным сходством статей, которое стараниями законодателей, исключивших из упомянутой уголовно-правовой нормы последствия в виде неосторожного причинения вреда здоровью человека, было только усилено. Теперь оба состава формальные, диспозиции бланкетные, отсылают к одному и тому же законодательству (о защите прав потребителей).
Сравнив диспозиции, мы увидели два отличия.
Первое прослеживается в описании действий. КоАП РФ оперирует понятием "продажа", которое может рассматриваться в узком смысле исключительно как сбыт и в широком как вид предпринимательской деятельности, включающий действия, обеспечивающие торговлю: приемку, размещение товара на складе, передачу в торговый зал, разбраковку и т.д. В УК РФ преступные действия названы более конкретно: производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт. Следовательно, применяя КоАП РФ, суд более свободен в собственном усмотрении: для признания правонарушения оконченным, как показывает практика, достаточно установить факт размещения товара с истекшим сроком годности в магазине.
Второе отличие также связано с различной степенью конкретизации деяния. КоАП РФ не описывает характера нарушения санитарных правил при продаже товаров. Следовательно, это может быть любое нарушение. УК РФ уточняет: товар, находящийся в обороте, не отвечает требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.
По мнению судьи В.В. Воронина, критерий разграничения объективной стороны деяния, предусмотренного ст. 238 УК РФ — сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, и административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, устанавливающего ответственность за продажу товаров с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил, заключается в наличии реальной и действительной опасности для жизни или здоровья потребителей в сбытом товаре или продукции. Если опасность только предполагаемая, то уголовно-правовая квалификация деяния исключается (Воронин В.В. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава преступления, предусмотренного статьей 238 УК РФ // Промышленный районный суд г. Оренбурга (04.02.2009), URL: http:// promyshleny.orb.sudrf.ru/ modules.php?name= press_dep&op= 4&did=2, дата обращения 19.02.2011).
Однако разделение опасности продукта с истекшим сроком годности на реальную (действительную) и опасность предполагаемую, на наш взгляд, входит в противоречие с нормой пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в ред. от 22.12.2008), в соответствии с которой пищевые продукты с истекшими сроками годности признаются некачественными и опасными. Следовательно, законом установлена презумпция опасности пищевого продукта, срок годности которого истек.

Несмотря на это, В.В. Воронин не единственный из судей, руководствующихся критерием предполагаемой и реальной опасности. Высказанная им идея развивается В.Н. Курченко, который считает, что:
— во-первых, если срок годности пищевого продукта истек, товар для здоровья человека опасен лишь гипотетически, в связи с чем речь может идти только об административной ответственности, а посему факт продажи товара, срок годности которого истек недавно, не может являться основанием для автоматического привлечения лица к уголовной ответственности;
— во-вторых, для привлечения к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ необходимо наличие в продуктах химических, биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других элементов, непосредственно угрожающих здоровью потребителя, в связи с чем в приговорах необходимо конкретно указывать признаки опасности товаров (Курченко В.Н. Оборот потребительских товаров, не отвечающих требованиям безопасности: уголовная или административная ответственность? // Уголовный процесс. 2006. N 1; URL: http:// www.ugpr.ru/ arhiv/ 13_yanv_2006/ topic130_ oborot_ potrebitelskih_ tovarov_ ne_ otvechauscih_ trebovaniyam_ bezopasnosti_ ugolovnaya_ ili_ administrativnaya_ otvetstvennost.html, дата обращения 19.02.2011).
Выражая согласие с разумностью предлагаемого критерия, мы тем не менее считаем, что он является в большей степени доктринальным, чем вытекающим из формулировки диспозиции ч. 1 ст. 238 УК РФ, в которой прямо не говорится о создании угрозы безопасности жизни и здоровью человека, а написано следующее: "…товаров… не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей". Собственно угроза безопасности жизни и здоровью человека вытеснена в разряд подразумеваемого. Таким же образом можно было бы домысливать и формулировку диспозиции ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ: "продажа товаров с нарушением санитарных правил…".
В нынешней административной практике предлагаемый критерий не работает. Если бы судьи взяли его на вооружение, то в каждом деле, возбужденном по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, и постановлении, принимаемом по итогам его рассмотрения, обязательно должно было бы фигурировать заключение эксперта (экспертов), чего пока не наблюдается.
Помимо дифференциации опасности, для целей правильной квалификации В.В. Воронин предлагает использовать критерий заведомости, формулируя его как осознание незаконного характера своих действий, а также информированность субъекта относительно несоответствия его товара, продукции требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей. Квалификация по ст. 238 УК возможна, по мнению автора, если продавец ввел потребителя в заблуждение относительно действительного качества товара либо имел такое намерение (Воронин В.В. Указ. соч.).
Однако именно это приводило, на наш взгляд, к сращиванию рассматриваемого деяния с уголовно наказуемым обманом потребителей в период действия ст. 200 УК РФ. В этой связи интересны результаты исследования Расторгуевой Ю.М., которая установила, что одни суды шли по пути осуждения продавцов, реализующих товары с истекшим сроком годности, за обман потребителей по ст. 200 УК. Другие выносили оправдательный приговор в связи с отсутствием в действиях продавцов объективной стороны преступления, третьи выносили обвинительный приговор по ст. 238 УК РФ. (Расторгуева Ю.М. Проблемы уголовно-правовой защиты прав потребителей // Статья размещена на сайте Научной библиотеки Челябинского государственного университета // URL: http:// www.lib.csu.ru/ vch/ 9/ 2003_01/ 008.pdf). Мы солидарны с Расторгуевой в том, что при реализации товара, срок годности которого истек, обмана как такового не происходит. При наличии на товаре информации о сроке годности покупатель имеет возможность ознакомиться с нею. С другой стороны, если на товар наносятся надписи, искажающие дату срока годности, либо эта дата утаивается (заклеивается, уничтожается), тогда, на наш взгляд, имеются основания для квалификации содеянного по ст. 14.7 КоАП РФ "Обман потребителей".

Необходимость выработки единообразного подхода к квалификации продажи товара с истекшим сроком годности более чем очевидна, и вряд ли в данном случае можно обойтись без внесения изменений в закон. Но что именно следует изменить?
Прежде всего, хотелось бы, чтобы законодатель четко определил, в каких случаях общественная опасность продажи просроченного товара возрастает до такой степени, что охраняемые отношения надо переводить в сферу действия УК. Такими случаями (критериями разграничения) могли бы быть, по нашему мнению, систематический характер реализации указанного товара, значительные (по количеству) партии реализованного товара, причинение вреда жизни и здоровью вследствие его употребления. Либо, если считать потенциально высоко опасным даже единичный случай продажи товара с истекшим сроком годности, например плавленого сырка (такой факт был установлен в одном из исследованных нами приговоров), то надобность в дублирующей норме, устанавливающей административную ответственность за содеянное, сразу отпадает.
Возможно, направлением разграничения составов станет субъективная сторона правонарушения. Как было уже показано на результатах обобщения правоприменительной практики, тенденция к этому намечается. Критерием в данном случае может стать форма вины: неосторожность по отношению к деянию будет характеризовать административное правонарушение, а умысел — преступление. Однако, по нашему мнению, это не самый лучший вариант решения возникшей проблемы.

Реализация товара с истекшим сроком годности

Полагаем, большей надежностью отличаются критерии объективного характера: угроза причинения вреда либо вред причиненный.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Момент заключения электронного договора розничной купли-продажи (Еманова Н.С.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Камеральная налоговая проверка. Учет сумм доходов, фактически не полученных налогоплательщиком (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 01.04.2017

Актуальная судебная практика по договору поставки (Мандрюков А.В.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

Договоры купли-продажи и поставки: проблемы правоприменения и дифференциации (Богданов Е.В.)

Дата размещения статьи: 10.03.2017

Новеллы в правовом регулировании торговой деятельности в Российской Федерации (Еременко В.И.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Что делать, если вы обнаружили в магазине просроченный товар? Первое, что следует предпринять — это обратиться к продавцу или другому работнику торгового зала и сообщить ему о наличии на прилавке простроченного товара.

Вероятно, многие из вас замечали, что даже крупные и уважаемые сетевые магазина «грешат» тем, что прячут более свежий товар подальше от покупателя, а в авангард выставляют те, срок годности которых наиболее близок к завершению. Опытный покупатель уже знает где искать самое свежее молоко или сметану — в задних рядах на полке.

Эта хитрость довольно безобидная, как для магазина, так и для здоровья покупателя, потому как любой товар, срок годности которого не истек, достоин того чтобы его купили. Но иногда, к счастью в последнее время нечасто, покупатель сталкивается с ситуацией, когда продавец выставляет на полки просроченный товар.

Итак, вы обнаружили товар с истекшим сроком годности в торговом зале на полке и обратились к продавцу, проинформировав его о наличии в продаже просроченного продукта. Продавец обязан незамедлительно отреагировать на эту информацию и как можно быстрее убрать просроченный товар на ваших глазах.

Покупатель может потребовать жалобную книгу и зафиксировать там наличие на полке просроченной продукции, а также реакцию продавца на сообщение о нем (убрал ли работник магазина просрочку с полки, или поступил как-то по другому). Книгу жалоб периодически требует Роспотребнадзор и ваше сообщение не останется незамеченным.

Если вы сомневаетесь в добросовестности продавца и у вас есть подозрение что этот просроченный товар не первый и не последний, который пытаются продать, есть смысл пойти дальше.

О продаже продовольственных товаров ненадлежащего качества

Вы можете сделать фото просроченного продукта и написать жалобу в контролирующие органы.

За торговлю товарами с истекшим сроком годности продавец несет административную ответственность согласно статье 14.4 КоАП РФ.

  • штрафа для должностных лиц — от 3 000 до 10 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 30 000 тысяч рублей.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. 

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *