Справочник

Продовольственные и непродовольственные товары

1.3. Продовольственные или непродовольственные товары

Все товары делятся на продовольственные и непродовольственные.

Открывая магазин, следует обратить внимание, что обычно магазины специализируются на продовольственных и непродовольственных товарах.

Продовольственные товары представляют собой продукты в натуральном или переработанном виде, которые употребляются человеком в пищу.

Что такое непродовольственные товары

Например:

♦ продукты детского питания;

♦ продукты диетического питания;

♦ бутилированная питьевая вода;

♦ алкогольная продукция;

♦ пиво и напитки;

♦ пищевые добавки.

Непродовольственные товары представляют собой товары, которые не предназначены для употребления в пищу; они не являются сырьем для приготовления пищи. В качестве примера таких товаров можно привести:

♦ одежду;

♦ обувь;

♦ автомобили;

♦ строительные материалы;

♦ бытовую технику.

Такие товары непригодны для употребления в пищу.

Продовольственные и непродовольственные товары могут продаваться как отдельно, так и вместе. Они могут продаваться как в специализированных магазинах, так и в крупных торговых центрах, супермаркетах.

При продаже как продовольственных, так и непродовольственных товаров следует обратить внимание, что запрещается продавать товары с истекшим сроком хранения. При этом необходимо большее внимание уделять сохранности продовольственных товаров, ведь они имеют меньший срок хранения. Вместе с тем непродовольственные товары часто занимают больше места, поэтому необходимы большие складские помещения.

Однако продовольственные и непродовольственные товары имеют общие черты. Любые продовольственные и непродовольственные товары ненадлежащего качества можно вернуть или обменять (п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1). Вы также вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если он не подошел, например, по форме, габаритам, фасону, кроме тех непродовольственных товаров, которые возврату и обмену не подлежат (п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 № 2300-1; Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55). Однако ряд товаров обменять нельзя. К ним относятся:

♦ товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях – предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми; лекарственные препараты;

♦ предметы личной гигиены – зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары;

♦ парфюмерно-косметические товары;

♦ текстильные товары;

♦ товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;

♦ мебель бытовая – мебельные гарнитуры и комплекты.

Выбирая, какими товарами будет торговать магазин, необходимо обратить внимание на следующие рекомендации.

1. Для того чтобы продавать одновременно продовольственные и непродовольственные товары, необходимы большие площади, разграничение на отделы. При этом следует рассчитывать на большие затраты на аренду или приобретение больших площадей. Следовательно, изначально открытие магазина, в котором продаются продовольственные и непродовольственные товары, потребует больших затрат.

2. Если компания не располагает большими площадями и средствами для организации магазина, то целесообразно остановиться либо на продовольственном, либо непродовольственном магазине. В некоторых случаях компании, которые располагают большими складскими площадями, но не располагают залами обслуживания, осуществляют продажу товаров через Интернет с доставкой, пересылкой по почте или же на условиях самовывоза. При этом чаще всего таким образом осуществляется продажа непродовольственных товаров, это и понятно: их легче сохранить и доставить до покупателя.

3. При продаже товаров необходимо соблюдать условия хранения, например, вы не можете продавать одновременно пестициды и хлеб на одной витрине. Следует также обратить внимание, что некоторые товары подлежат сертификации. Последняя бывает двух видов: добровольная и обязательная.

Продовольственные товары — это какие: классификация по группам

Категория: Основы товароведения

Классификация товаров — это систематизированное их распределение на группы по наиболее общим признакам. В товароведении применяют различные виды классификации: биологическую, производственную, учебную, торговую и др. Наиболее часто пользуются учебной и торговой классификацией.

В основу классификации товаров могут быть положены такие признаки, как происхождение, химический состав, степень обработки сырья, назначение товаров и т.д. Так, в зависимости от происхождения пищевые продукты можно подразделить на продукты животного, растительного и минерального происхождения; по химическому составу — на белковые, жировые, углеводные, минеральные; по степени обработки — на сырые, полуфабрикаты, готовые изделия; по назначению — на пищевые и вкусовые.

По учебной классификации пищевые продукты подразделяют на следующие группы.

Зерномучные товары (зерно, мука, крупы, крупяные, макаронные и хлебобулочные изделия) характеризуются высоким содержанием углеводов.

Плодоовощные товары (овощи, плоды, ягоды, грибы и продукты их переработки) обладают низкой энергетической ценностью, но высокими вкусовыми достоинствами и большим содержанием витаминов, Сахаров, пищевых волокон и минеральных веществ.

Вкусовые товары (чай, кофе, пряности, вкусовые приправы, алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, табак и табачные изделия) содержат вещества (кофеин, ванилин, эфирные масла, спирт этиловый, никотин), действующие на нервную, пищеварительную и другие системы организма.

Крахмал, сахар, мед и кондитерские товары (фруктово-ягодные изделия, какао-порошок, шоколад, карамель, конфетные изделия, халва, мучные изделия, восточные сладости) отличаются высоким содержанием углеводов, энергетической ценностью и хорошей усвояемостью, но низкой биологической ценностью.

Молоко и молочные товары (молоко, сливки, кисломолочные продукты, масло коровье, сыры, молочные консервы) — основные продукты питания, содержащие все необходимые организму человека и наиболее легко усвояемые вещества.

Яйца и яичные товары (сухой яичный порошок, меланж и др.) также содержат в своем составе все необходимые вещества, благоприятно сбалансированные и легко усвояемые.

Мясо и мясные товары (мясо всех видов убойных животных, домашней птицы и пернатой дичи, субпродукты, полуфабрикаты, консервы, колбасные изделия, копчености, кулинарные изделия) являются источником полноценных белков, минеральных, экстрактивных и других веществ, обладают высокими вкусовыми достоинствами и высокой питательной ценностью.

Рыба и рыбные товары (рыба живая, охлажденная, мороженая, соленая, сушеная, вяленая, копченая, икра, рыбные консервы и пресервы, кулинарные изделия и полуфабрикаты, нерыбные морепродукты) — ценные продукты питания, отличающиеся высоким содержанием полноценных белков, разнообразных минеральных веществ, витаминов и др.

Пищевые продукты подразделяются не только на основные группы, но также на виды, а большинство — и на сорта.

Вид продукта определяется происхождением или особенностями приготовления.

Сорт товара зависит от его качества в соответствии с требованиями стандарта. Например, кофе в зависимости от происхождения может быть следующих видов: аравийский, колумбийский, бразильский и др., а каждый из этих видов может быть отнесен к высшему или 1-му товарному сорту; колбасы в зависимости от способа термической обработки сырья делят на вареные, полукопченые, копченые, а в зависимости от качества сырья вареные и полукопченые колбасы подразделяются на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта, копченые — только на высший и 1-й товарные сорта.

Кроме товарных сортов существуют хозяйственно-ботанические (для овощей), помологические (для плодов) и ампело-графические (для винограда) сорта.

По торговой классификации пищевые продукты делят на следующие группы: хлебобулочные, кондитерские, рыбные, мясные, молочные, плодоовощные, винно-водочные, табачные. Кроме того, среди пищевых продуктов условно выделяют гастрономические и бакалейные товары.

Гастрономические товары употребляют в пищу без предварительной кулинарной обработки. К ним относятся: мясные продукты (колбасы, мясокопчености, мясные кулинарные изделия, мясные консервы); рыбные (рыба копченая, балычные изделия, ценная соленая рыба, рыбные кулинарные изделия, икра, консервы, пресервы); молочные (молоко фасованное, сливки, молочные консервы, кисломолочные продукты, масло сливочное и топленое, сыры); алкогольные и безалкогольные напитки.

Бакалейные товары — крупа, мука, макаронные изделия, сахар, крахмал, пищевые концентраты, дрожжи, чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки, масла растительные, соль, уксус, пряности.

Классификация представляет собой процесс распределения множества понятий (свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков. Или это — деление множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект классификации — элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции- товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).

Признаки классификации — свойства или характеристика, по которому производится классификация. Признаки классификации подразделяются: на

1) телеологические, (назначение, применение);

2) генетические, (исходные материалы, сырье, основные компоненты химического состава);

3) технологический, (конструкция, рецептура, процессу производства, способы отделки или оформления). Примером телеологического признака может служить классификация непродовольственных товаров на одежно-обувные, культурно — бытовые и хозяйственные товары. По этому же выделены такие группы продовольственных товаров, как вспомогательные товары и продукты детского питания. Генетические признаки положены в основу классификации вкусовых товаров на алкогольные, безалкогольные, слабоалкогольные; тканей — на льняные, х/б, шерстяные и синтетические. По технологическому признаку чай подразделяется на зеленый, желтый, красный, черный; крупы — на полированные или шлифованные и т.д. В качестве одного из наиболее распространенных в товароведении признаков для укрупненных группировок используется назначение. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных технологических и генетических признаков чаще всего выражаются качественно, а компоненты и химический состав — количественно и качественно.

Значение классификации:

1) необходима в целях автоматизации и обработки информации;

2) необходима для изучения потребительских свойств товара, его качества, учета и планирования товарооборота;

3) требуется при сертификации продукции;

4) позволяет рационально организовать приёмку товара, хранение, контроль качества;

5) позволяет изучать в обобщенном виде огромные количества разных товаров и рационально организовать ими торговлю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *