Справочник

Прокуратура какой орган власти

Прокуратура Российской Федерации как единая централизованная система органов и учреждений

Изучение данной главы позволит студенту высшего учебного заведения:

знать звенностъ прокуратуры в Российской Федерации и чем она предопределена, причем разграничивать организацию и деятельность прокуратуры;

уметь определять юрисдикцию прокуратуры того или иного звена на конкретный субъект Российской Федерации, конкретную административно-территориальную единицу;

приобрести навык соотношения юрисдикций прокуратур одного и того же звена или разных звеньев.

Это позволит стать компетентным при осуществлении правоприменительной практики в прокуратуре.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России. Федеральное законодательство не должно противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны точно и неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы.

Прокуратура Российской Федерации является специальным органом государственной власти, который обеспечивает соблюдение Конституции РФ и точное исполнение законов на всей территории страны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом положения, касающиеся прокуратуры, размешены в главе 7 «Судебная власть» Конституции РФ.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ прокуратура в Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Но российская прокуратура не входит в судебную систему РФ. Структура судебной системы определена вполне четко Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.

Кроме того, органы прокуратуры в России не осуществляют правосудия. Согласно Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам право на осуществление правосудия принадлежит исключительно судам.

Прокуратура Российской Федерации не относится к исполнительной ветви власти, поскольку она не входит в структуру Правительства Российской Федерации и не отчитывается перед Председателем Правительства РФ.

Прокуратура Российской Федерации не относится к законодательной ветви власти, поскольку законодательная власть в России принадлежит исключительно Федеральному Собранию РФ.

Прокуратура не входит в систему Администрации Президента РФ, поскольку она не входит в се структуру и не отчитывается перед ней.

Прокуратура Российской Федерации не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Она имеет свою собственную цель и направления деятельности.

Прокуратура надзирает за обеспечением единства правового пространства в стране, за установлением и укреплением законности и правопорядка в государстве, а также охраняет права, свободы и законные интересы личности, общества и государства.

Определяя главные черты, характеризующие современную российскую прокуратуру, необходимо выделить следующее.

Прокуратура — это федеральный орган государственной власти. Свою деятельность прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации. Полномочия прокуратуры распространяются на всю территорию Российской Федерации независимо от конституционно-правовых особенностей статуса некоторых субъектов Федерации или специфики отдельных административно- территориальных единиц (функции прокуратуры реализуются также и в закрытых административно-территориальных образованиях).

Прокуратура занимает специфичное положение в государственном устройстве России. Являясь органом государственной власти и находясь в тесных отношениях со всеми ветвями власти, она не может быть однозначно отнесена ни к одной из них.

По характеру осуществляемых полномочий прокуратура в определенной степени «тяготеет» к органам исполнительной власти. Вместе с тем прокуратура не включена в систему федеральных органов исполнительной власти, определенную указом Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 г. № 724. (в ред. от 24 мая 2011). В свою очередь, данные органы поднадзорны прокуратуре. В Конституции РФ ст. 129. устанавливающая основы организации прокуратуры. отнесена к главе 7 «Судебная власть». Но судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам, несмотря на то что она в соответствии с действующим процессуальным законодательством осуществляется при значительном участии прокуроров в судопроизводстве.

Интересны отношения прокуратуры с законодательной властью, ведь прокуратура может рассматриваться как примыкающий к законодательной власти орган, уполномоченный надзирать за исполнением принимаемых законов. В то же время законодательных функций прокуратура не осуществляет. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» говорит лишь об участии прокуратуры в правотворческой деятельности.

Таким образом, имеются предпосылки считать прокуратуру отдельным самостоятельным органом государственной власти.

К какой ветви власти относится прокуратура?

Конституцией РФ и действующим законом о прокуратуре данный вопрос оставлен открытым.

Прокуратура относится к числу правоохранительных органов. Ее деятельность в полной мере отвечает всем признакам правоохранительной деятельности — она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства;

осуществляется специально уполномоченными субъектами только на основании закона и в соответствии с законом; связана с применением мер государственного принуждения; принятые прокурорами законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Главным содержанием прокурорской деятельности является надзор за исполнением действующих на территории России законов. Другие осуществляемые прокуратурой направления деятельности, как правило, обусловлены или тесно связаны с выполнением ею надзорных задач в масштабе всего государства.

К ним можно отнести: 1) уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; 2) участие в рассмотрении дел судами; 3) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 4) участие в правотворческой деятельности.

Прокуратура имеет разветвленную систему органов, позволяющих ей осуществлять надзор во всех урегулированных законом сферах правовых отношений. В то же время эта система органов построена на началах единства и строгой централизации.

Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как:

1) она не входит в структуру Правительства РФ

2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности;

3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

Прокуратура и законодательная власть

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.

Прокуратура и администрация президента

В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени РФ, т.е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе. С одной стороны, с подобными утверждениями можно и согласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры на должность Генерального прокурора и его заместителей, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении его на должность и отстранении от должности.

С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения.

Во-первых, если рассматривать правовое положение Президента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.

Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ.

Вывод

Сказанное позволяет нам с необходимостью сделать следующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти.

Деятельность органов прокуратуры — это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий. Прокуратура является надзирающим органом

4. Понятие прокурорского надзора.

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор понимается как:

1. специфический вид государственной деятельности;

2. самостоятельная отрасль права;

3. учебная дисциплина.

Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер.

К какой ветви государственной власти относится Прокуратура РФ?

Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

5. Предмет, объект, субъект отрасли, пределы надзора.

Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности.

Прокурор — это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом высшего прокурора.

В узком смысле понимаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Прокурорские работники это прокуроры, следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).



Поиск Лекций

Прокуратура и органы законодательной власти Российской Федерации

Систему органов законодательной власти Российской федерации составляют Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации, и законодательных органов (с разнообразием собственных названий) субъектов Российской Федерации. Соотношение полномочий и взаимодействие прокуратуры и органов законодательной власти необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, органы законодательной власти создают правовую основу организации и деятельности прокуратуры. Во-вторых, прокуратура осуществляет надзор за реализацией законов, принимаемых органами законодательной власти. В-третьих, прокуратура причастна к производству по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

Согласно Конституции Российской Федерации, прокуратура находится в ведении Российской Федерации. Ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются федеральным законом (статьи 71 и 129). Вместе с тем Конституция Российской Федерации как наиболее важные непосредственно регламентирует вопросы о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, равно иных прокуроров, а также о соответствующих полномочиях Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации (статьи 83, 102, 129).

В частности, к ведению Совета Федерации относится назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Условием же назначения на должность прокурора субъекта Российской Федерации является согласование кандидатуры с субъектом Российской Федерации.

Как правило, такое право предоставляется законодательному органу либо совместно законодательному органу и высшему должностному лицу (главе) субъекта Российской Федерации. При этом обязательность согласования представления Генерального прокурора Российской Федерации с субъектом Российской Федерации является отступлением от принципов разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

В настоящее время в Российской Федерации действует федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-I с последующими изменениями и дополнениями. В нем в развитие конституционных положений достаточно полно и последовательно регламентированы система, организация, служба в органах и учреждениях, кадровое обеспечение органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации (разделы II, V, VI, VII).

Этого нельзя сказать о правовом регулировании деятельности прокуратуры. Оно фрагментарно и непоследовательно (раздел III). Между тем, как уже отметили, порядок деятельности прокуратуры должен быть урегулирован федеральным законом. Тем не менее, содержание федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не дает основания считать должным правовое регулирование деятельности прокуратуры. В первую очередь, сказанное относится к законодательной регламентации надзорной деятельности прокуратуры.

Прокурорский надзор за реализацией законов судебными приставами – самостоятельная отрасль прокурорского надзора – вовсе не отмечена каким-либо правовым регулированием. Четырем же другим отраслям прокурорского надзора – общему надзору, надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзору за исполнением законов судебными приставами и надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу – посвящены, соответственно, шесть, три, две и три статьи закона с указанием предмета надзора, полномочий прокурора и актов реагирования прокурора на нарушения закона. При этом процедура надзорной деятельности и формы актов прокурора также остались за пределами правовой регламентации. Пробелы законодательного регулирования вынужден восполнять Генеральный прокурор Российской Федерации своими нормативными правовыми актами, не равнозначными федеральному закону.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1 закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Это означает, что посредством законотворческой деятельности Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации формируют предмет прокурорского надзора.

К КАКОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬ ПРОКУРАТУРУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

При этом законодательные органы субъектов Российской Федерации одновременно оказываются в роли поднадзорных прокуратуре органов, поскольку принимаемые ими конституции (уставы) и законы соответствующих субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (статья 21 закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания (статья 98 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы принимает Председатель Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации.

Законность как принцип организации и деятельности прокуратуры и ее конечная цель обеспечивается совместными усилиями органов законодательной власти и самой прокуратуры.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Ответ на этот вопрос позволит лучше уяснить соотношение прокурорского надзора с судебной властью, поскольку наши прокуроры всегда понимали свою задачу как "строжайше следить", "надзирать", быть чьим-то "оком", они все время как бы искали хозяина, которому нужно исправно служить. Таким хозяином были лицо или орган, которым реально принадлежала высшая власть в стране.

Прокуроры единодушно отвергают свою принадлежность к судебной власти, считая недоразумением включение прокуратуры в главу Конституции о судебной власти (о чем уже говорилось).

Высказано мнение, что до принятия в 1993 г. Конституции РФ "прокуратура была своего рода контрольным органом законодательной власти", а в настоящее время "должна стать важной опорой президентской власти"1.

В то же время позиция авторов цитируемой работы состоит в том, что прокуратура "является самостоятельной структурой, не входящей ни в одну из ветвей власти", и она "способствует взаимодействию ветвей власти"2.

В таком же духе высказываются и некоторые другие авторы. С этой позицией не вполне согласуется другое: единство и централизация прокуратуры обеспечивается "подотчетностью только Совету Федерации и Президенту"3. И далее: прокуратура выполняет свои задачи, "не являясь органом государственной власти"4.

И, наконец, существует позиция, высказанная, в частности, Советом судей РФ в постановлении от 16 декабря 1998 г.:"…

Прокурорский надзор

Необходимо изменить роль и место прокуратуры в системе государственных институтов власти, возложив на нее единственную обязанность — уголовное преследование лиц, совершивших преступления, под судебным контролем"1.

Попытаемся разобраться в этих высказываниях. Прокуратура никогда не была органом или придатком законодательной власти, в частности Верховного Совета СССР. Она не является и органом Совета Федерации, хотя он назначает ее высших должностных лиц. В составе законодательных органов нет и не может быть аппарата, который бы осуществлял надзор за законностью в деятельности министерств, ведомств, должностных лиц. В соответствии с теорией разделения властей такого рода функции не могут быть возложены на законодательные органы. Что касается степени эффективности принимаемых парламентом законов, необходимости их отмены или изменения, то это не надзорная, а аналитическая работа, которая по поручению парламента и органов, обладающих правом законодательной инициативы, проводится соответствующими научными учреждениями.

Является ли прокуратура органом Президента РФ? На этот вопрос ответил сам Президент, заявивший, что он не вправе требовать от прокуратуры освобождения из-под стражи В. Гусинского (июнь 2000 г.). Президент РФ как гарант законности, прав и свобод граждан реально может влиять на прокуратуру, но правовые формы этого влияния законом не определены. Утверждение, что прокуратура вообще не является органом государственной власти, ошибочно, так как осуществляемый ею надзор — это функция власти.

Итак, остается признать, что прокуратура в России настолько самобытна и уникальна, что ее в нынешнем виде приходится считать самостоятельной (четвертой) ветвью государственной власти. Но настораживает то, что в современных цивилизованных странах существуют только три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная, — притом прокуратура является органом исполнительной власти и, по общему правилу, входит в Министерство юстиции.

Российская прокуратура не может быть отнесена к исполнительной ветви власти из-за того, что она выполняет функцию надзора за законностью в деятельности министерств, ведомств, должностных лиц и т. д. Если лишить ее этой функции, то она вполне вписалась бы в ту модель, которую предложил Совет судей РФ, -уголовное преследование и обвинение перед судом. Пока это не сделано, прокуратура — никому не подконтрольный монстр, который способен с одинаковым успехом как надзирать за исполнением законов, так и не реагировать на их нарушение.

Опросы глав и сотрудников администраций, контрольных органов, судей, сотрудников МВД, ФСБ, ФСНП, таможенных органов и прокуратуры выявили следующее мнение о функциях прокуратуры: разновидность органа законодательной власти — 55,6%, орган исполнительной власти — 13,8%, орган президентской власти — 20,3% опрошенных. В то же время 62,9% опрошенных высказались против отнесения прокуратуры к традиционным ветвям власти1. Доверять такому исследованию вряд ли можно (не известно соотношение респондентов по их принадлежности к ведомствам, исследование проведено заинтересованным органом — прокуратурой). Одно ясно, что практические, да и научные работники не имеют четкого представления о том, к какой ветви власти относится прокурорский надзор.



1.2. Прокуратура в системе органов государственной власти

   Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.
   Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.
   В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.
   Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.
   Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как:
   1) она не входит в структуру Правительства РФ;
   2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности;
   3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.
   В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.
   В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т.е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе. С одной стороны, с подобными утверждениями можно и согласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении его на должность и отстранении от должности. Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора РФ от исполнения обязанностей.
   С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения.
   Во-первых, если рассматривать правовое положение Президента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.
   Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ.
   Сказанное позволяет нам с необходимостью сделать следующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры — это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *