Справочник

Пропаганда насилия статья

Госдума единогласно приняла в первом чтении законопроект, направленный на ограничение показа на телевидении сцен насилия и жестокости. Это произошло, несмотря на возражения представителя правительства. Он утверждал, что предлагаемые нормы уже урегулированы в действующих законах. Принятие поправки вызвало шумные протесты руководителей СМИ и общественных деятелей, утверждавших, что депутаты "сбрендили", а законопроект представляет собой неоправданное ограничение свободы массовой информации. Так ли это на самом деле? Леонид МУРАШКИН. Ачинск.

Предлагаем вниманию читателей комментарий Института проблем информационного права*, поступивший в редакцию "Красноярского рабочего".

Проект, который рассмотрела Дума, предлагает запретить в период с 7 часов утра до 22 часов распространение в теле-, видео-, кинохроникальных программах и демонстрацию в телевизионных фильмах и кинофильмах трупов людей, сцен убийства, нанесения побоев, причинения тяжкого, средней тяжести и лёгкого вреда здоровью, изнасилования и иных насильственных действий сексуального характера.

На первый взгляд, представитель правительства в Госдуме прав, утверждая, что указанные отношения уже урегулированы действующим законодательством. Однако на практике г-н Логинов заблуждается. И вот почему.

Закон о СМИ действительно запрещает использование средств массовой информации для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Во время принятия закона (1991 год) эта норма вторила статье 228.1 тогдашнего Уголовного кодекса.

Статья гласила: "Изготовление, распространение, демонстрация или хранение с целью распространения или демонстрации кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, — наказываются лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до трёх минимальных месячных размеров оплаты труда с конфискацией произведений и средств их изготовления и демонстрации".

По данным Верховного суда, с 1991 по 1996 год всеми российскими судами был вынесен лишь один (!) обвинительный приговор по этой статье. А с 1997 года УК РСФСР и вовсе утратил силу.

Новый, действующий Уголовный кодекс РФ подобной нормы уже не содержит. В 1992 году были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре, в соответствии с которыми допускается возможность вмешательства государства в творческую и культурную деятельность в случае, если, например, такая деятельность ведёт к пропаганде насилия и жестокости.

Во исполнение этой нормы в 2001 году был подписан приказ Министерства культуры РФ, запрещающий демонстрацию фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость.

Однако не секрет, что нормы о запрете пропаганды культа насилия и жестокости, установленные во всех приведённых выше актах, в условиях отсутствия "подпорки" в Уголовном кодексе фактически не работают. Как карать за их нарушение, как их толковать — неизвестно. Не случайно, что существующий комментарий к закону о СМИ обходит этот вопрос полным молчанием. Можно спорить по поводу точности формулировок предложенной поправки в закон "О СМИ", доводить их до совершенства.

Об ответственности за пропаганду секса и насилия.

Видимо, необходимо исключить из сферы ограничений такие телепрограммы, которые передаются закодированным способом, так как родители в состоянии ограничить к ним доступ своих детей.

Можно было бы предложить использовать в законопроекте апробированные нормы упомянутого руководства Минкультуры ("неоправданные подробности сцен садизма и чрезмерного насилия и жестокости, особенно в отношении детей и животных, содержащие сцены расчленения жертв, истязаний, уничтожения людей особо изуверскими способами; крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных; насилие над трупами; сцены, содержащие детализированные инструкции или поощрения к преступлению и насилию, а также к злоупотреблению наркотическими веществами; методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток" и др.).

Хотелось бы отметить, что сама инициатива ограничить показ сцен насилия и жестокости полностью находится в русле требований, предъявляемых телерадиовещателям в цивилизованных странах Запада. Более того, отсутствие данной нормы в отечественном законодательстве нарушает обязательства, взятые Россией при вступлении в Совет Европы. Статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 года) позволяет вводить ограничения и санкции в сфере свободы слова и прессы для охраны нравственности, если эти ограничения предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Европейская конвенция по трансграничному телевидению содержит следующее требование: "Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могли бы их смотреть".

Страны Евросоюза идут здесь ещё дальше. Директива ЕС о телевидении без границ (1989 года) предписывает государствам — участникам Евросоюза принимать специальные меры для обеспечения такого запрета, особенно в отношении тех программ, которые содержат "беспричинное насилие". Когда же эти программы появляются в ночном эфире, государства "должны гарантировать, что им будет предшествовать звуковое предупреждение либо наличие визуального предупреждения на протяжении всей трансляции".

Эти и схожие (порой более жёсткие) нормы давно вошли и в законодательство цивилизованных стран. В соответствии с параграфом 131 Уголовного кодекса ФРГ к уголовной ответственности привлекается лицо, которое распространяет или передаёт материалы, производит информационные носители, которые "демонстрируют жестокое или бесчеловечное насилие над людьми или животными".

Практически во всех странах Европы существует запрет на показ сцен насилия (наряду с эротикой) в дневные часы. В той же Германии запрет на показ программ, не разрешённых для показа детям до 16 лет, действует с 6 до 23 часов, в Грузии запрет на показ передач, не предназначенных для лиц моложе 18 лет, действует с 7 до 24 часов и т. п. В случае с Грузией речь идёт о фильмах, в которых есть сцены, содержащие насилие.

На фоне правил, существующих в мире, Россия остаётся островом вседозволенности и аморальности на телевидении. Ввиду полного отсутствия ясного саморегулирования и самоограничения телерадиовещателей при показе сцен насилия и жестокости, с учётом роста нареканий со стороны зрителей единодушие законодателей при голосовании за предложенный законопроект нисколько не удивляет. Удивляет агрессивно-негативная реакция на него обычно числящих себя "демократами" и "западниками" медиа-деятелей и общественных лиц.

* Институт проблем информационного права является некоммерческой организацией, занимающейся исследованием законодательства о СМИ и преподаванием правовых основ журналистики. Веб-адрес: www.medialaw.ru


ТАКЖЕ В НОМЕРЕ:

Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст. 17.8 КоАП)

3.4.1. Изготовление либо хранение с целью распростра­нения или рекламирования либо распространение или рекламирование, а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропа­гандирующих культ насилия и жестокости

Непосредственный объект правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать требования нрав­ственности.

Объективная сторона выражается в деянии в форме действия:

43) изготовление либо хранение с целью распространения или рек­ламирования;

44) распространение или рекламирование;

45) публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных про­изведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Предмет — произведения, пропагандирующие культ насилия и жестокости.

Субъекты правонарушения:

а) физические лица — граждане, достигшие 16 лет;

б) индивидуальные предприниматели;

в) должностные лица юридических лиц.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Все названные выше деяния должны быть связаны с произве­дениями, содержащими культ насилия и жестокости, и пропаган­дироваться.

Сам факт изготовления либо хранения указанных произведений не является признаком объективной стороны состава рассматривае­мого административного правонарушения. Требуется, чтобы изготов­ление либо хранение предназначалось для распространения или рек­ламирования. Распространение предполагает, что изготовление и хранение имеют целью сделать произведение доступным, извест­ным для многих людей. Такую же цель преследует и рекламирование только с помощью рекламы, т. е. оповещение о произведении различ­ными способами для создания широкой его известности.

Подобная цель должна иметь место и при демонстрации кино-, видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Демонстрация имеет публичный, открытый, в присутствии публики (зрителей) характер, а не предназначена только для просмотра произведения самим демонстратором.

Пропаганда культа насилия и жестокости или побуждение к насилию, жестокости является общественно вредным действи­ем, способным нанести вред здоровью граждан, имуществу госу­дарства, организаций или граждан, может угрожать их безопас­ности и привести к иным действиям, нарушающим законодатель­

ство (п. 8 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-3 «О рекламе»67).

Присутствие в произведении культа насилия и жестокости определяют Республиканская экспертная комиссия по предотвра­щению пропаганды порнографии, насилия и жестокости (РЭК) при Министерстве культуры Республики Беларусь и аналогичные ко­миссии при управлениях культуры областных исполнительных ко­митетов (см. Положение о Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жесто­кости68).

«Сегодня список фильмов, запрещенных к распространению на территории Республики Беларусь, насчитывает 107 наименований. Только за 2009 год через РЭК прошло более 70 тысяч материалов. 80 процентов из них — аудио- и видеопродукция. Все остальное — печатная продукция…»69, — сообщается в газете «Минский курьер».

Ответственность за указанное административное правонару­шение состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридца­ти базовых величин с конфискацией указанных произведений, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых ве­личин с конфискацией указанных произведений, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией указанных про­изведений.

3.5. Курение (потребление) табачных изделий в запре­щенных местах (ст. 17.9 КоАП)

3.5.1. Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами за­прещено

Табакокурение вредно для здоровья как самого курильщика, так и окружающих его. В республике поставлена цель снижения по­следствий потребления табака и воздействия табачного дыма, со­-

67Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. № 119. 2/1321.

68Там же. 2008. № 253. 5/28584.

69Мы не цензура! // Минский курьер. 2010. 5 февр. № 21(1860).

кращения потребления и спроса на табачные изделия, снижения заболеваемости и преждевременной смертности от заболеваний, причинно связанных с употреблением табака, увеличения средней продолжительности жизни. Для ее достижения делается немало по­лезного как со стороны государства, так и учреждениями здраво­охранения, спорта и туризма, культуры, образования и т. д. Однако пока распространенность табакокурения остается довольно высо­кой. По статистике Минздрава Республики Беларусь, от болезней, связанных с курением, ежегодно умирают 15,5 тыс. человек. Доля курящих среди больных сердечно-сосудистыми заболеваниями со­ставляет 80 %, среди онкологических больных — 84,5 %, у 77,1 % курильщиков выявлен туберкулез органов дыхания, у 83 % — хро­нические неспецифические заболевания глотки, гортани, бронхов и легких.

Одним из средств борьбы с курением (потреблением) табачных изделий в запрещенных местах является административная ответ­ственность.

Непосредственный объект правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать требования нрав­ственности.

Объективная сторона выражается в деянии в форме дей­ствия — курение (потребление) табачных изделий.

Место — территория, где в соответствии с законодательными актами запрещено курение (потребление) табачных изделий.

Предмет — табачные изделия.

Под табачными изделиями понимаются: папиросы, сигареты, си­гареты из табака или его заменителей, сигареты (тонкие сигары, содержащие табак), а также табак трубочный и курительный, махор­ка — крупка курительная, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли (см. Декрет Президента Респуб­лики Беларусь 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регули­ровании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий»70).

Объективная сторона выражается в деянии в форме действия.

70 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002.

Пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (криминологический аспект)

№ 143, 1 /4234.

Курить — это втягивать в себя и выдыхать дым табака. Под табаком в рассматриваемом случае следует понимать табачные из­делия.

В соответствии с п. 38 Положения о государственном регулиро­вании производства, оборота и потребления табачного сырья и та­бачных изделий запрещается курение (потребление) табачных изде­лий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели. Запрещается курение:

46) в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслужива­ния населения;

47) на объектах общественного питания, кроме объектов, реали­зующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслу­живания граждан (потребителей) помещения с действующей систе­мой вентиляции;

48) в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организациях;

49) на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;

50) во всех видах общественного транспорта: вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения71.

Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в соб­ственности, хозяйственном или оперативном управлении которых находятся названные выше объекты (помещения, здания, сооруже­ния, транспорт), должны создавать (выделять) на этих объектах спе­циально предназначенные для курения места и оборудовать их в со­ответствии с установленными требованиями.

Субъект правонарушения — физическое лицо, достигшее16 лет.

Субъективная сторона характеризуется умышленной или не­осторожной виной.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере до четырех базовых величин.

7 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 143. 1 /4234.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 692 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


00 За распространение в СМИ пропаганды насилия и жестокости будет штраф
27.06.2014

За пропаганду в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях насилия и жестокости может быть введена административная ответственность.

Правительство предложило штрафовать СМИ за пропаганду насилия

Соответствующий законопроект сегодня внесен в Госдуму.

Запрет на использование средств массовой информации для распространения материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, закреплен в ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации". При этом ст. 59 указанного закона установлено последствие в виде уголовной, административной, дисциплинарной или иной ответственности за злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении запрета.

Однако, как отмечается разработчиками законопроекта, запрет практически не работает, что обусловлено необходимостью конкретизации содержания понятия "пропаганда насилия и жестокости", а также отсутствием положений об ответственности за нарушение данных запретов и субъектах этой ответственности в КоАП РФ и УК РФ.

В связи с этим предлагается дополнить ст. 13.15 КоАП РФ отдельной нормой, предусматривающей ответственность за распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости. К таким сведениям разработчики законопроекта относят аудиовизуальные сообщения и материалы, содержащие изображения тел (фрагментов тел) людей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, стихийных бедствий и иных происшествий.

Наказания за такие действия предусмотрены в виде административного штрафа в размере:

от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. – для граждан;

от 4 тыс. до 5 тыс. руб. – для должностных лиц;

от 40 тыс. до 50 тыс. руб. – для юридических лиц.

Предполагается, что закрепление механизма реализации предлагаемой нормы позволит привлекать к ответственности за допущенные злоупотребления свободой массовой информации в части пропаганды культа насилия и жестокости.

Оставьте свой коментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *