Справочник

Простой транспорта

Часто задаваемые вопросы.

В этом разделе мы ответим на вопросы, касающиеся перевозки грузов.

Штраф за простой автотранспорта

Если вы не нашли ответа на свой вопрос — можете задать его либо нам по телефону, либо отправив письмо с вопросом на наш электронный адрес. Мы постараемся ответить на все ваши вопросы, касающиеся грузовых перевозок автотранспортом. Имейте ввиду, что мы не перевозим опасные и негабаритные грузы, поэтому мы не сможем дать квалифицированный и точный ответ на вопросы, касающиеся таких перевозок.

Какие документы нужны для перевозки груза автомобильным транспортом?

В большинстве случаев, для провоза груза по территории России достаточно транспортной накладной. Товарно-транспортная накладная и товарная накладная не являются необходимыми документами для провоза грузов. Для сельскохозяйственных грузов карантинный сертификат необходим, если продукция едет из подкарантинного региона или же если товар ввезён из-за границы. Как показывает практика, на постах ДПС сотрудники ГИБДД требуют карантинный сертификат в любом случае при перевозке любого сельскохозяйственного груза; проследить наличие эпидемий в конкретном регионе довольно-таки сложно, а у водителя, находящегося за рулём автомобиля эта возможность практически отсутствует.

Какие нормативные документы регулируют автомобильные перевозки грузов?

В Российской Федерации действуют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие грузоперевозки:

Вы можете скачать интересующий вас документ в формате Microsoft Word, щёлкнув на названии.

Какие сроки доставки груза?

Сроки доставки грузов автомобильным транспортом определяются условиями договора перевозки. Если сроки не установлены в договоре перевозки, то они исчисляются из расчёта 300 километров в сутки в междугороднем сообщении (глава V, ст. 63, часть «б» Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года). В городском и пригородном сообщении доставка осуществляется в течение суток (глава V, ст. 63, часть «а» Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года).

Кем осуществляется упаковка груза?

Согласно Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, погрузка и разгрузка осуществляются грузоотправителем и грузополучателем соответственно, если иное не предусмотрено договором перевозки. Также, грузоотправитель обязан маркировать каждое грузовое место, если оно упаковано, следовательно, упаковка груза ложится на плечи грузоотправителя.

Как оплачивается простой автомобиля?

Обычно, ставка простоя оговаривается заранее. Грузоотправитель зачастую знает о существовании проблем на выгрузке у каждого конкретного грузополучателя и предупреждает перевозчика о возможности простоя. На этом же этапе оговаривается и компенсация перевозчику за простой его транспорта. Суммы и порядок исчисления закрепляются в договоре перевозки груза.
В случае если сумма не оговорена в договоре перевозки, она рассчитывается согласно ст. 35, п. 4. Устава автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта и она составляет 5% от ставки фрахта за каждый полный час простоя при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (расчёт срока доставки — см. ответ выше).
Время начала простоя автотранспортного средства определяется либо из договора перевозки, в котором указывается нормативное время погрузочных и разгрузочных операций, либо из Приложения №6 Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, согласно этого Постановления, нормативное время выгрузки 20 тонн из фуры составляет 72 минуты.

Как производится оплата перевозки груза?

Оплата перевозки грузов по России может осуществляться как авансовым платежом, так и основываясь на кредитной форме расчёта. Разумеется, кредитная форма оплаты перевозки допускается с зарекомендовавшими себя клиентами. Отсрочка платежа определяется индивидуально, в зависимости от цен перевозки. Если коротко описать алгоритм принятия решения о предоставлении отсрочки платежа, то получится примерно следующее: небольшие суммы фрахта — небольшая отсрочка, средние — большая или средняя отсрочка платежа, большие суммы — небольшая отсрочка. Но в любом случае, окончательное решение принимается после анализа клиента и его истории.

Как рассчитываются тарифы на доставку груза?

Тарифы на грузоперевозки нашей компании весьма демократичны. С одной стороны, мы довольно крупная транспортная компания и поставщики запчастей дают нам скидки большие, чем могут позволить себе частники. Топливные компании также дают на скидки за счёт большого потребления дизельного топлива. С другой стороны, мы — мобильная и не отягощённая излишним административным аппаратом компания, следовательно, издержки на содержание офиса у нас не самые большие.
Тарифы рассчитываются исходя из направления перевозки и расстояния перевозки. За последние 12 лет сложилась ситуация, когда нет чёткой ставки за километр, как, например, в такси. Сейчас действующие тарифы определяются состоянием рынка.
Для постоянных клиентов, которые работают с нами давно и не используют нас в качестве «скорой помощи», наши тарифы постоянны и не меняются из-за сезонных рыночных явлений. На изменение тарифов постоянных клиентов влияет цена дизельного топлива и показатель инфляции в стране, что, в общем-то, логично. Заметим, что ни один диспетчер не может удерживать цены в период сезонных колебаний по простой причине — отсутствие собственного транспорта.

Действительно ли страховка груза необходима?

Принимать решение о страховании груза должен тот, кто платит за перевозку. Постараемся максимально подробно ответить на этот вопрос и разберём 3 типа страховок.

  1. Страхование ответственности экспедитора. Разумеется, многие диспетчеры хвастаются наличием полиса страхования ответственности. Но мы ни разу не видели, чтобы они рассказывали, чем может помочь им эта страховка. Для страховых компаний эти страховки — золотое дно, т. к. договоры страхования строги и любое, даже самое лёгкое отклонение от пунктов договора, автоматически лишает выгодоприобретателя права на получение страховой суммы. Например, пункт договора о том, что водитель не должен управлять автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии практически не выполним хотя бы по ряду объективных причин — нет абсолютно здоровых людей (в медицине применяется понятие «практически здоров»), нет абсолютно отдохнувших людей. Кроме того, само доказательство «отдохнутости» и «здоровости» водителя в момент совершения событий, предусмотренных страховым договором, как можно понять, невыполнимо практически. Кроме того, от диспетчера требуют целый ворох различных документов (договор перевозки в оригинале с оригинальными «мокрыми» печатями на момент заключения договора перевозки, например, что невыполнимо при привлечении нового перевозчика), а это только затрудняет поиск автомобилей.
  2. Страхование ответственности перевозчика. Примерно та же история, что и со страхованием ответственности экспедитора. Те же пункты об «здоровости» и «неутомлённости». Основная разница — отсутствуют пункты об оригинальных договорах (они заменяются пунктами о трудовых договорах, но трудовые договоры обычно оформлены по ТК РФ).
  3. Страхование груза от порчи и утраты. Оформляется грузоотправителем. Самая действенная, но и самая дорогая страховка. Кроме того, для получения максимального шанса на выплату страховой суммы, необходимо страховать каждую партию груза (одна перевозка — одна страховка). Эта страховка является разновидностью страхования имущества, следовательно, пунктов об усталости и абсолютном здоровье водителя в договоре страхования не может быть.

В любом случае, принимать решение о необходимости страхования — это прерогатива того, кто оплачивает грузоперевозки и вообще логистическую составляющую бизнеса.

В какой срок вы можете предоставить машину под погрузку?

Наша транспортная компания исходит из принципа плановости и ритмичности. Мы стараемся распределять автомобили между нашими клиентами заранее. Поэтому предоставление автомобиля «день в день» не всегда возможно. Впрочем, расположение наших автомобилей по регионам меняется ежечасно, а благодаря установленной у нас системе GPS-мониторинга транспорта, мы можем давать ответ о наличии транспорта в интересующем Вас регионе практически мгновенно. 
Тем не менее, просим заказывать машины заранее — за 48 часов до погрузки.



Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в ст. 794 закрепляет общее право перевозчика на привлечение грузоотправителя к ответственности в случае непредъявления груза либо неиспользования поданных транспортных средств по иным причинам. Конкретные меры ответственности по исторически сложившейся традиции предусмотрены уставами и кодексами соответствующих видов транспорта, а также соглашением сторон.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее — Устав) устанавливает юридическую ответственность грузоотправителя/грузополучателя за простой в соответствии с п. 4 ст. 35 Устава. В связи с чем можно привести следующие признаки простоя транспортных средств применительно к автомобильному транспорту и выделить необходимые основания ответственности за простой.
Во-первых, простой транспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза.

В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Получается, что ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика.
В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить практически необходимое основание ответственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы. Ведь если, допустим, погрузку по договору осуществляет перевозчик, то при загрузке груза сверх сроков по причинам, зависящим от него, грузоотправитель никаким образом не может стать ответственным лицом за простой.

Стоит отметить, что на практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 N 09АП-15633/2011-ГК, стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и/или таможенного оформления. При этом представленные истцом накладные CMR признаны судом достаточными доказательствами по делу, а иск был удовлетворен.

Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним "задержка" транспортных средств.

А.Л. Маковский верно отмечает, что задержка судна под погрузкой сверх срока погрузки есть не что иное, как просрочка исполнения отправителем своей обязанности погрузить груз в определенный срок.

Работа транспортной организации заключается не только в простом перемещении груза из одного пункта в другой, имеются также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, для отдыха и т.д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за "вынужденное бездействие" средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой.

В-третьих, за простой транспортных средств предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не установлен, то в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава).

Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов определяют данную ответственность как гражданско-правовую. С.Ю. Морозов указывает, что установление ответственности за простой в виде штрафных санкций имеет больше административный, чем гражданско-правовой характер, что, на наш взгляд, является наиболее верным. В подтверждение автор отмечает, что гражданско-правовая ответственность всегда соразмерна допущенному нарушению, а исходя из разброса величин штрафов становится понятно, что ни о какой соразмерности речь идти не может.

Исходя из второго и третьего признака требуется выделить второе необходимое основание простоя, а именно выяснение точной продолжительности времени простоя транспортных средств для расчета суммы штрафа. Точное время простоя определяется в соответствии со сроками погрузки/выгрузки, установленными в договоре перевозки, а в случае отсутствия указанных сроков в договоре — в соответствии с п. 38 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

В судебно-арбитражной практике возник вопрос касательно доказательств, подтверждающих вину грузоотправителей/грузополучателей в простое (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-6281/2010; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-16525/2010; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 N 09АП-13322/2011-ГК).

В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Отмечаем, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.

Так, ООО "Тасс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Уральский завод металлоконструкций", указывая, что копия маршрутного листа не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего время простоя автотранспорта, поскольку надлежащим образом не заверена, содержит недостоверные данные и не относится к оправдательным документам хозяйственных операций (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 N Ф09-1570/11-С5).

Суд, исследовав маршрутный лист, установил, что он содержит отметки о времени прибытия и убытия транспортного средства, о марке автомобиля, его государственном регистрационном номере, фамилии водителя и маршруте следования, а также надлежаще подписан. Суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта простоя транспортного средства.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава ответственность за простой автомобильных транспортных средств по общему правилу возникает лишь при погрузке или выгрузке груза (Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 по сравнению с нынешним Уставом наиболее расширительно толковал основания возникновения простоя (ст. ст. 72, 146)). При анализе Устава обнаружены ситуации на автомобильном транспорте, при которых якобы фактически возникает простой транспортного средства. Например, при задержке транспортного средства под очисткой (ст. 17 Устава).

На наш взгляд, простой автомобильного транспорта как бы возникает и в случае непредъявления груза к перевозке, то есть при предъявлении груза для перевозки с опозданием (пп.

Часто задаваемые вопросы.

1 п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 35 Устава). Но пунктом 1 ст. 35 Устава предусмотрена самостоятельная ответственность грузоотправителя, заключающаяся в штрафе, а также в возмещении причиненных перевозчику убытков.

Возникает вопрос: за какое именно нарушение перевозчик может привлечь к ответственности грузоотправителя, если перевозчик предъявляет транспортное средство под погрузку, а грузоотправитель не осуществляет загрузку груза, — за простой автомобильного транспорта или же за непредъявление груза к перевозке? В связи с тем что погрузка на автомобильном транспорте производится на складе грузоотправителя, перевозчик чаще всего не имеет возможности точно определить, долго ли происходит погрузка груза, или груз не полностью подготовлен и т.д.

Закон не дает разъяснений на этот счет, лишь в п. 6 ст. 35 Устава говорится о том, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок.

Получается, что перевозчик вправе самостоятельно выбрать санкции из двух предложенных, что является не совсем правильным. По логике Устава пп. 1 п. 4 ст. 10 не нужен и лишь создает двойственность и дублирование отношений по простою. Тем более простой и непредъявление груза к перевозке фактически относятся к одной группе нарушений — нарушения, связанные с подачей транспортного средства и груза к перевозке.

Таким образом, полагаем, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.

Февраль 2013 г.

Международные автомобильные перевозки грузов

Пример 2 Перевозчик обязан своевременно в письменном виде проинформировать Заказчика о возможности простоя и впоследствии представить Заказчику подписанные оригиналы документов (карт простоя), подтверждающих факт задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по вышеуказанным причинам. Проанализируем приведенные тексты. В чем ошибка перевозчика? Как известно, заказчиком перевозки не всегда выступает непосредственно грузоотправитель или грузополучатель. Поэтому соглашение с заказчиком о том, что карты простоя должны быть пописаны последним с проставлением его печати, на практике оказывается невыполнимым условием, что влечет отказ во взыскании и оплате простоев по формальному основанию.

Простой транспортных средств

ВниманиеПоэтому перевозчик сразу знает стоимость простоя автотранспорта. Некоторые заказчики могут упорно отказываться оплачивать простой, или предлагать смешную сумму. В этом случае перевозчик может поступить двумя способами:

  1. Взять предложенные деньги, забыть об этом заказчике и поехать работать дальше.
  2. Начать спорить, выслать заказчику претензию (вместе с копией договора, путевых листов, ТТН, где указаны оговоренные сроки погрузки/выгрузки и факт сверхнормативного простоя).

Если заказчик не оплатит прописанную в договоре стоимость простоя, подать на него в суд.

Естественно, весь процесс затянется на месяцы, причем далеко не факт, что перевозчику будут выплачены положенные деньги. Чтобы защитить себя от непредвиденных ситуаций, следует заранее обсуждать условия оплаты сверхнормативного простоя грузового транспорта и прописывать их в договоре.

Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках

В этом случае в дальнейшем, документ послужит неопровержимым аргументом в пользу исполнителя работ, если вдруг вторая сторона задумает предъявить претензии для получения возмещения по понесенным убыткам. Акт следует составлять даже в том случае, если простой длится небольшое количество времени.

Простои при перевозках, оплата за простой.

Во-первых, простой транспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза. В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Получается, что ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика.В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить практически необходимое основание ответственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы.

Претензии и акты в грузоперевозках

В частности нередки случаи, когда это происходит в силу недостатка материалов для производства работ или отсутствия работников на своем месте. Также простой может образоваться из-за поломок оборудования, неисправности техники, снижения спроса на изделия, которые изготавливает предприятие, любых финансовых трудностей. Не исключаются в качестве причины временной приостановки работ и различного рода аварии, форс-мажорные ситуации.


Простой может привести к

  • уменьшению объемов производства,
  • задержке сроков сдачи объекта,
  • падению доходов,
  • сокращению штата работников и другим неприятным последствиям.

Для того, чтобы избежать простоя, следует своевременно принимать меры для минимизации подобных рисков.

Штраф за простой автотранспорта

Как происходит в жизни? А тут уже все зависит от адекватности заказчика грузоперевозки и перевозчика. Обычно все непредвиденные ситуации решаются в телефонном режиме. Мало кто хочет специально задерживать автомобиль на погрузке или разгрузке.

Хотя бывают и исключения. К примеру, очень часто люди, заказывающие транспорт для перевозки сельхозпродукции с полей на рынки (арбузы, лук, картофель и пр.), на этих рынках торгуют с грузовиков, в которых этот груз и был доставлен. Естественно, за сутки продать 20 тонн арбуза вряд ли получится, поэтому они заранее оговаривают, сколько дней собираются стоять на рынках вместе с водителем, оплачивая при этом каждый день простоя. Иногда такая торговля затягивается даже на неделю. В принципе, адекватные заказчики сразу предупреждают, что возможны сверхнормативные простои и озвучивают сумму оплаты суток простоя.

Акт простоя по вине заказчика

При проведении различного рода работ нередко случаются простои. Если это произошло по вине заказчика, необходимо составить соответствующий акт.

Простои при перевозках, оплата за простой.

ФАЙЛЫСкачать пустой бланк акта простоя по вине заказчика .docСкачать образец акта простоя по вине заказчика .doc Что понимается под термином «простой работы» В понятие простоя включается приостановка работ на какой-либо промежуток времени.
Простой может быть как запланированным (с целью, например, сохранить производство и оптимизировать затраты) и тогда он является контролируемым и продолжается строго определенный срок, или же незапланированным и непредвиденным (вследствие, к примеру, неисполнения одной из сторон своих обязательств) – в этом случае длительность простоя определить невозможно.

Чем может быть вызван простой и его последствия К простою могут привести самые разные обстоятельства.
В таком случае рекомендуем для подтверждения своего требования об оплате простоев сделать отметки в товарно-сопроводительных документах (CMR-накладной, ТТН-1). Форма акта простоя должна быть согласована сторонами договора Включая в договоры условие об оформлении карт (листов) простоя, стороны часто забывают согласовать образец такого документа и определить его статус по отношению к договору. Или, оформляя простои, забывают, что не полностью выполнили договорные условия и не сделали отметки о простоях в накладных либо не проставили печати (штампы) на картах простоя.
Практика хозяйственных судов Республики Беларусь показывает, что при установлении факта простоя оцениваются все представленные документы в совокупности: заявки, накладные, CMR-накладные, карты простоя (если они имеются) и т.д.

Как рассчитать простоя грузового транспорта по вине заказчика образец

Статья 79 устанавливает случаи, в которых составляется акт, это: а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;е) просрочка доставки груза;ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку. В транспортной накладной и заказ-наряде делаются отметки о составлении акта.

ИнфоТакже посмотрите и пример — с его учетом вам без особых проблем удастся сделать собственный документ. Перед тем, как дать полное представление о конкретном акте, приведем информацию, которая имеет отношение ко всем подобного рода бумагам.

  1. Во-первых, если в компании имеется образец документа, установленный в ее учетной политике, акт нужно создавать по его типу. Но если такого образца нет, это не беда – можно составлять акт в свободном виде, с точки зрения закона нарушением это не станет.
  2. Во-вторых, акт разрешается писать вручную или набирать на компьютере.

При этом, если используется второй вариант, документ после формирования следует обязательно распечатать – это нужно для того, чтобы члены комиссии и прочие присутствующие при составлении акта лица могли заверить его при помощи своих подписей. Без их личных автографов бланк не обретет законной силы.

Юридические вопросы

К нам в редакцию поступил вопрос: должна ли транспортная компания облагать НДС суммы "договорных" штрафов за простой транспортных средств, взыскиваемых с заказчиков (грузоотправителей, грузополучателей)? Следует отметить, что сама компания включала плату за простой в налоговую базу по НДС, так уж исторически сложилось, но клиенты потребовали исключить налог из суммы штрафов. Разберемся, чем обоснованы требования заказчиков транспортных услуг и обязана ли транспортная компания их удовлетворить?

Правовые основания для взимания платы за простой в рамках договора перевозки

Предмет договора перевозки состоит в следующем (ст. 785 ГК РФ): перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Плата за перевозку грузов определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или другими правовыми актами (ст. 790 ГК РФ).
Как известно (п. 2 ст. 784 ГК РФ), общие условия перевозки устанавливаются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми согласно им правилами. Так, ч. 1 ст. 9 Устава автомобильного транспорта <1> регламентировано, что перевозчик обязан предоставить в сроки, определенные договором, транспортные средства, контейнеры, пригодные для перевозок соответствующего груза. Одновременно грузоотправитель обязан предъявить перевозчику соответствующий груз, и если он это делает с опозданием, то груз автоматически считается непредъявленным к перевозке (п. 1 ч. 4 ст. 10 обозначенного Устава). Непредъявление груза к перевозке дает перевозчику право отказаться от исполнения договора и требовать с грузоотправителя уплаты штрафа в размере 20% провозной платы, если иное не установлено договором перевозки груза, плюс компенсации своих убытков (ч. 5 ст. 10 и ч. 1 ст. 35 Устава автомобильного транспорта).
———————————
<1> Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Последствия непредъявления груза к перевозке и простоя транспортных средств различны. Так, в силу ч. 4 ст. 35 Устава автомобильного транспорта за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не определен, в размере:
1) 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
2) 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, предусмотренной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.
Важно, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление грузов к перевозке, а сам факт простоя не является поводом для отказа от исполнения перевозки груза.
На основании изложенного можно сделать вывод, что согласно общим правилам о перевозке, установленным на уровне федерального законодательства, непредъявление груза клиентом, равно простой по вине клиента транспортных средств, чревато для последнего штрафными санкциями. В свою очередь, штраф — это один из способов обеспечения обязательства по ст. 330 гл. 23 ГК РФ, а не элемент цены договора.
Однако только непредъявление груза к перевозке дает перевозчику право расторгнуть договор, а простой транспортного средства лишь увеличивает платежи грузоотправителя по договору. То есть неподача груза и простой транспортного средства имеют разные правовые последствия, следовательно, и плата за то и другое нарушения имеет разную смысловую нагрузку, разную сущность.

Налогообложение штрафов

Вопрос исчисления НДС с сумм штрафов за ненадлежащее исполнение (неисполнение) обязанностей по договору решен в 2008 г. на уровне Президиума ВАС (см. Постановление от 05.02.2008 N 11144/07): суммы неустоек (штрафов) в виде ответственности заказчика за просрочку исполнения его обязательств по договору не связаны с оплатой реализованных исполнителем товаров (работ, услуг), поэтому правила пп.

Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках

2 п. 1 ст. 162 НК РФ не применяются (согласно данной норме налоговая база по НДС должна быть увеличена на все суммы, так или иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг)).
Чиновники учитывают сделанные в данном Постановлении выводы, о чем свидетельствуют Письма Минфина России от 09.11.2015 N 03-07-11/64436, от 10.09.2014 N 03-07-08/45369 <2>, ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5875@. Однако каждый раз, когда Минфин разъясняет правила определения налоговой базы по НДС при получении штрафов за простой транспортных средств, он поясняет: если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании ст. 162 НК РФ.
———————————
<2> В этом Письме вообще указано, что перечень объектов обложения НДС установлен п. 1 ст. 146 НК РФ и, поскольку перечисление денежных средств в виде штрафов в данный перечень не включено, обозначенные суммы не учитываются при определении налоговой базы по НДС.

Как отличить штраф от части стоимости услуги?

Налогоплательщики испытывают большие затруднения при квалификации платы за простой, это хорошо видно на примере Письма Минфина России от 01.04.2014 N 03-08-05/14440. В нем компания-исполнитель, оказывающая услуги по транспортировке грузов по договору транспортной экспедиции, подробно описала бизнес-процессы своей деятельности. Так, под транспортировкой груза в договоре подразумевается услуга, осуществляемая в несколько этапов:
— прибытие транспортного средства на место погрузки;
— процесс загрузки/выгрузки транспортного средства в течение определенного количества часов, установленных договором (что соответствует содержанию ст. 791 ГК РФ и ст. 11 Устава автомобильного транспорта);
— перевозка груза в транспортном средстве до места выгрузки.
При этом под процессом загрузки/выгрузки транспортного средства понимается нахождение транспортного средства на территории места погрузки или выгрузки, с тем чтобы грузоотправитель или грузополучатель имели возможность самостоятельно произвести манипуляции с грузом. Простой фиксируется тогда, когда загрузка/выгрузка длится сверх оговоренных договором часов (превышает установленный лимит). Штраф за простой взимается при своевременном прибытии транспортного средства на погрузку/разгрузку и убытии с опозданием графика (ввиду превышения лимита времени, отведенного для погрузочных/разгрузочных работ). Величина штрафа установлена договором за каждый час простоя.
В описанной ситуации Минфин счел правомерным включение сумм штрафа в налоговую базу по НДС, то есть фактически расценил определенную договором плату за простой как сумму, "встроенную" в структуру цены транспортировки (элемент ценообразования услуги).
Сразу оговоримся, что существуют судебные споры, в которых заинтересованным лицам не удалось переквалифицировать штрафы в элементы ценообразования (Постановления АС СКО от 07.12.2015 N Ф08-8909/2015 по делу N А32-44613/2014, АС МО от 27.10.2014 N Ф05-11967/14 по делу N А40-156653/13). Один из них касается платы за простой железнодорожных вагонов (которую финансисты также считают подлежащей обложению НДС — см. Письмо от 09.10.2012 N 03-07-08/280) — Постановление АС ПО от 01.12.2014 N Ф06-17838/2013 по делу N А12-7380/2014. Налоговики настаивали, что исполнитель использует неустойку (штраф) в качестве способа уклонения от уплаты НДС, когда нарушение срока использования вагонов запланировано сторонами заранее, а реальная стоимость услуг складывается из цены договора и штрафных санкций. Судьи, руководствуясь положениями Устава железнодорожного транспорта РФ <3>, констатировали, что плата за простой вагонов — это штраф, а не элемент ценообразования услуги.
———————————
<3> Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ.

По мнению автора, отказ от исчисления НДС с платы за простой — риск транспортной компании для успешного прохождения процедур налогового контроля. Однако при исчислении НДС с сумм штрафов перевозчик, с одной стороны, обеспечивает лояльность налоговиков, а с другой — создает дополнительные сложности для своих клиентов, так как вычеты НДС с величины штрафных санкций вызывают нарекания проверяющих.
Например, использование в договоре таких формулировок, как "стоимость простоя автомобилей при перевозке грузов за час составляет 118 руб. (в том числе НДС — 18%)", дает инспекторам основания исключить из расчета налога вычеты по суммам штрафных санкций. А основания те же: суммы неустоек (штрафов) не увеличивают налоговую базу у перевозчика в качестве сумм, связанных с оказанием услуги, и вряд ли кто-то будет разбираться, не является ли предъявленный к уплате штраф полноценной составляющей провозной платы. Согласно общим положениям Налогового кодекса о налоговых вычетах (см. ст. ст. 171 и 172) заказчик услуг имеет право на вычет НДС, предъявленного исполнителем, при соблюдении следующих условий:
— наличие счета-фактуры и первичных документов;
— принятие к учету транспортных услуг;
— использование приобретенных услуг в операциях, облагаемых НДС.
Если в договоре, первичных документах и счете-фактуре провозная плата указана отдельно от штрафных санкций, то сомнительность налогового вычета велика, так как суммы штрафов не принимаются к учету в качестве товаров (работ, услуг) и уж тем более не используются в деятельности, облагаемой НДС.

* * *

Ответ на вопрос, нужно ли облагать налогом плату, взимаемую с заказчика за простой транспортного средства, зависит от сущности правоотношений, которая определяется непосредственно исходя из условий договора. Если транспортная компания не желает конфликтовать с налоговыми органами, но и клиентов подводить не хочет, то ей можно посоветовать не употреблять в тексте договора и первичной документации такие слова и выражения, как штраф или неустойка за простой, заменив их термином "плата за простой", указывая тем самым, что исходя из условий договора данная величина формирует его конечную цену, то есть непосредственно влияет на размер провозной платы. В этом случае стоимость простоя можно рассматривать в качестве элемента ценообразования услуги по доставке груза, начислять НДС, не создавая проблем контрагентам.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *