Справочник

Простой транспортного средства

Штраф за простой автотранспорта

Простой транспортного средства для транспортно-экспедиционных компаний и участников договора перевозки практически всегда связан с недополученной прибылью. Грузополучатель (грузоотправитель) в случае задержки с доставкой может также лишиться груза, особенно если он продовольственный и скоропортящийся.

Именно поэтому одним из основных в договоре перевозки является условие о сроках (погрузки и разгрузки, нахождения транспорта в пути и т.д.). И если срывы сроков, связанные с разнообразными документальными проверками на дорогах (например, на таможне), многие считают фактически форс-мажором (особенно если вину сопровождающего груз сложно доказать), то несвоевременная погрузка и разгрузка практически всегда имеют виновного. В зависимости от того, кто виноват, решается вопрос о взыскании штрафа с грузоотправителя или наказании перевозчика.

Основным документом в сфере автотранспортных перевозок является Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее — Устав), принятый в 1969 г., но со значительными изменениями действующий и сейчас. Ответственность участников отношений по договору автотранспортной перевозки регулируется разд. IX Устава.

Грузополучатель не получает товар

Если грузоотправитель слишком долго производит погрузку или грузополучатель не получает вовремя принадлежащий ему товар либо не заканчивает разгрузку в течение срока, предусмотренного договором, перевозчик вполне может потребовать уплаты штрафа.

Согласно п. 141 Устава размеры штрафов составляют:

за 1 мин простоя автомобиля (автопоезда) в зависимости от его грузоподъемности:

до 4 т (включительно) — 24,07 руб.;

от 4 т до 7 т (включительно) — 27,08 руб.;

от 7 т до 10 т (включительно) — 30,08 руб.;

свыше 10 т — 45,13 руб.;

за 1 час задержки сверх установленных сроков контейнеров с массой брутто:

30 т — 1307,4 руб.;

20 т — 871,6 руб.;

10 т — 435,8 руб.;

5 т — 290,53 руб.;

3 т — 145,27 руб.;

менее 3 т — 72,63 руб.

При простое специализированных автомобилей (рефрижераторов, изотермических, автоцистерн и автофургонов различного назначения) размер штрафа увеличивается вдвое.

Основанием для начисления штрафа служат отметки в товарно-транспортном документе и путевом листе о времени прибытия и убытия автомобилей, а за простой в гараже — письменный отказ грузоотправителя или грузополучателя.

По истечении одного часа ожидания погрузки автотранспортное предприятие или организация вправе возвратить подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках. При этом наступают следующие последствия:

перевозка признается несостоявшейся;

начисление штрафов за простой прекращается;

перевозчик ответственности за невыполнение перевозки не несет.

Существует и обстоятельство, исключающее наложение штрафа на грузополучателя или грузоотправителя за простой автотранспорта под погрузкой по первой ездке, — опоздание подачи автомобиля в пункт погрузки против согласованного времени более чем на 30 мин.

Кроме того, грузоотправитель и грузополучатель освобождаются от уплаты штрафа за простой подвижного состава и задержку контейнеров, если простой вызван одной из следующих причин:

явлением стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т.п.);

аварией на предприятии, в результате которой в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы.

В тех же размерах и по тем же условиям оплачивается штраф за простой автотранспорта, возникший по вине грузоотправителя или грузополучателя на таможне, в частности, если задержка была вызвана тем, что к товарно-транспортной накладной не были приложены документы, необходимые для исполнения таможенных, санитарных и других административных правил. Причем грузоотправитель или грузополучатель помимо штрафа обязан будет возместить понесенные автотранспортным предприятием по этой же причине убытки (например, оплатить время проживания водителя по месту досмотра груза).

Пункт 148 Устава предусматривает, что штраф за простой автотранспортного средства взыскивается перевозчиком в бесспорном порядке через кредитные учреждения без предварительного акцепта. При применении данной нормы необходимо ее сопоставить с действующим гражданским законодательством, так как ГК РФ выдвигает ряд требований и условий безакцептного погашения задолженности, в том числе и по штрафам.

Так, в соответствии со ст. 874 ГК РФ, для того чтобы исполнить инкассовое поручение, банку необходимо иметь в наличии распорядительное письмо своего клиента (т.е. должника по уплате штрафа) о согласии с безакцептным списанием денежных средств с его счета. Следовательно, для того чтобы в дальнейшем перевозчик мог в бесспорном порядке списать деньги в оплату штрафа со счета грузополучателя или грузоотправителя, последние предварительно должны с таким положением вещей согласиться и отправить подтверждающее письмо в банк.

Таким образом, для взыскания штрафа перевозчику, скорее всего, придется обратиться в суд. При этом не следует забывать, что для подобной категории дел установлен сокращенный срок исковой давности — 6 месяцев.

Перевозчик нарушил срок доставки

Простой автотранспортных средств может произойти и по вине перевозчика (например, в случае отсутствия надлежащих документов о проведенном техническом осмотре автомобиля). При этом убытки несет уже грузоотправитель (грузополучатель). Соответственно он получает право возместить эти убытки, а заодно и получить штраф за счет транспортной организации.

Согласно Уставу штраф за просрочку подачи автомобиля под погрузку в первый погрузочный пункт (если работа перевозчика оплачивается по сдельным тарифам) составляет 27,07 руб. за каждую минуту опоздания, но не более 1504 руб.

Штрафы за простой транспорта увеличивают налоговую базу по налогу на добавленную стоимость

за каждый случай нарушения сроков.

Перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок или принятого к исполнению разового заказа, если оно произошло вследствие:

явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т.п.);

аварии на предприятии, в результате которой работа предприятия была прекращена на срок не менее трех суток;

временного прекращения или ограничения перевозки грузов по автомобильным дорогам, произведенных в порядке, установленном ст. 20 Устава.

За просрочку по доставке груза при междугородных перевозках автотранспортные предприятия и организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 15% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что она произошла не по их вине. Общая сумма штрафа за просрочку по доставке не может превышать 90% провозной платы.

Следует отметить, что современное законодательство ставит перевозчика по отношению к грузоотправителю или грузополучателю в сфере предъявления претензий в более привилегированное положение. Так, до предъявления иска к автотранспортному предприятию, связанного с невыполнением им своих обязательств, грузоотправитель (грузополучатель) обязан направить перевозчику претензию. В случае же нарушения своих обязательств грузоотправителем (грузополучателем) экспедиционная компания может сразу обращаться в суд.

Кроме того, в отношении исков к перевозчикам установлены сокращенные сроки исковой давности — два месяца по получении ответа на претензию (претензия же может быть предъявлена в течение 6 месяцев, а об уплате штрафов — 45 дней). Если же ответ на претензию получен не был, с требованием об уплате штрафа грузоотправитель (грузополучатель) вправе обратиться в течение двух месяцев со дня истечения 45-дневного срока, установленного для ответа на претензию.

Л.Сальникова

Юрисконсульт

При исполнении договора перевозки возможен сверхнормативный простой транспортных средств под погрузкой или разгрузкой, а также простой на границе.

Причины таких простоев различны.

В том случае, если простой происходит по причине, зависящей от заказчика транспорта, перевозчику необходимо надлежащим образом фиксировать данные факты, в противном случае возникают сложности с доказыванием самого факта простоя.

Нормы времени простоя при погрузке и загрузке грузов при автомобильных перевозках грузов утверждены Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила № 970).

Накладные и путевые листы — обязательные документы при осуществлении автомобильной перевозки

Как известно, для перевозок грузов или пассажиров автомобильным транспортом в качестве обязательных документов используют путевой лист и товарно-транспортные накладные, в т.ч. международного образца, которые необходимы для отражения работы, выполняемой перевозчиком.

Правилами заполнения данных документов предусмотрено, что сведения о простое автотранспорта у заказчика должны быть занесены в определенные графы, и на их основании рассчитывается сверхнормативный простой.

Так, в графе 22 международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — CMR-накладная) указывается дата и фактическое время прибытия автомобиля под погрузку и его убытие. Данная информация заверяется отправителем груза подписью (с расшифровкой) и штампом.

В графе 24 CMR-накладной получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Аналогичная информация времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой указывается в графе 17 первичного учетного документа формы ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» (далее — накладная ТТН-1).

Cправочно

Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» утверждена постановлением Минтранса РБ от 20.02.2012 № 11. Форма CMR-накладной — приложение к данной Инструкции.

Форма накладной ТТН-1 и Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192.

Сверхнормативные простои автомобиля подлежат оплате заказчиком

За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), он должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре (п.374 Правил № 970).

Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства:

• на погрузке (разгрузке) служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства (п.108 Правил № 970);

• в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза (п.109 Правил № 970).

Ошибки, допускаемые при оформлении простоев

Казалось бы, все довольно просто: нужно зафиксировать сверхнормативный простой, сделав соответствующие отметки о нем в товарно-сопроводительных и транспортных документах, и потребовать его оплаты.

Однако практика показывает, что иногда таких доказательств просто не хватает. И происходит это потому, что фактически стороны используют различные документы, подтверждающие простой на загрузке или выгрузке: карта простоя, лист простоя, лист прибытия и убытия и при этом небрежно относятся к их оформлению.

Установленной для общего пользования формы документа, подтверждающего простой, не существует, равно как и его названия.

Если все-таки для учета простоев используется какой-то из перечисленных документов, то бланк такого документа, оформляемый на каждый автомобиль, водитель перевозчика должен иметь при себе. Но не всегда этот документ — вариант, по которому практически гарантировано отсутствие спора.

Как следует из вышесказанного, карту простоя в месте погрузки или выгрузки может заменить отметка о прибытии-убытии, сделанная, например, в CMR-накладной.

Стороны сами усугубляют ситуацию, подписывая договора с довольно путаными положениями об оформлении и оплате сверхнормативных простоев.

Приведем примеры таких формулировок в договорах перевозки.

Пример 1

Простой транспортного средства свыше указанного времени оплачивается Заказчиком при условии письменного информирования Заказчика до истечения вышеуказанного времени. При этом необходимо представить оригиналы документов, подтверждающих факт простоя: накладную CMR с соответствующей отметкой и карту простоя, подписанную грузоотправителем (грузополучателем), с проставлением печати, подписи директора.

Пример 2

Перевозчик обязан своевременно в письменном виде проинформировать Заказчика о возможности простоя и впоследствии представить Заказчику подписанные оригиналы документов (карт простоя), подтверждающих факт задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по вышеуказанным причинам.

Проанализируем приведенные тексты.

В чем ошибка перевозчика?

Как известно, заказчиком перевозки не всегда выступает непосредственно грузоотправитель или грузополучатель.

Архив форума

Поэтому соглашение с заказчиком о том, что карты простоя должны быть пописаны последним с проставлением его печати, на практике оказывается невыполнимым условием, что влечет отказ во взыскании и оплате простоев по формальному основанию.

Как делать правильно?

В договорах логичнее согласовать с Заказчиком условие о том, что карта простоя будет составлена в месте погрузки или выгрузки и подписана в месте погрузки (выгрузки) представителем лица, осуществляющим эти работы.

Не торопитесь также делать обязательным к исполнению условие о наличии расшифровки подписи или указание, что карта простоя должна быть подписана только руководителем соответствующего юридического лица, так как на практике исполнить это также может быть весьма затруднительно.

Если стороны четко определили, что карта простоя должна быть подписана директором грузоотправителя, то при подписании карты иным лицом грузоотправителя у перевозчика есть формальное основание, по которому суд откажет ему в требовании оплатить простой.

Обратите внимание!

Если требование об оформлении карт простоя в местах погрузки или выгрузки можно хоть как-то согласовать, то вопрос об оформлении простоев в зонах таможенного контроля при досмотре транспортных средств остается неурегулированным: не всегда сотрудники таможенных органов делают отметку в картах простоя, оформляемых перевозчиками.

Самой простой рекомендацией при простоях на таможне будет немедленное письменное уведомление о таких случаях заказчика перевозки.

При этом сообщение о задержке при досмотре водитель делает в офис перевозчика, а из офиса отправляется письменное сообщение заказчику перевозки.

Точно также нужно поступить в том случае, когда грузоотправитель или грузополучатель отказывается оформить карты простоя (проставить соответствующие штампы и подписи). В таком случае рекомендуем для подтверждения своего требования об оплате простоев сделать отметки в товарно-сопроводительных документах (CMR-накладной, ТТН-1).

Форма акта простоя должна быть согласована сторонами договора

Включая в договоры условие об оформлении карт (листов) простоя, стороны часто забывают согласовать образец такого документа и определить его статус по отношению к договору. Или, оформляя простои, забывают, что не полностью выполнили договорные условия и не сделали отметки о простоях в накладных либо не проставили печати (штампы) на картах простоя.

Практика хозяйственных судов Республики Беларусь показывает, что при установлении факта простоя оцениваются все представленные документы в совокупности: заявки, накладные, CMR-накладные, карты простоя (если они имеются) и т.д.

При рассмотрении в арбитражных судах споров о взыскании штрафов за простой с российских заказчиков часто возникает вопрос: что такое карта простоя, кем утвержден ее образец и почему именно этим документом, а не отметками в накладных должен подтверждаться факт сверхнормативного простоя?

Поэтому при заключении договора не стоит забывать, что карта (лист) простоя это не утвержденный на законодательном уровне документ, на основании которого должна быть произведена выплата по договору, поэтому ее (его) форму необходимо согласовать с заказчиком перевозки. Например, указав, что форма документа является приложением к договору, а следовательно, именно в данном виде обязательна к применению.

Документы, подтверждающие простои, могут выглядеть по-разному, однако от их подробного и правильного заполнения зависит факт получения перевозчиком штрафных санкций за простой.

Не забывайте и об иных формальных действиях, согласованных в договоре, которые могут стать основанием для отказа в требовании об оплате простоев, например об обязанности своевременно и письменно информировать заказчика о возникновении простоя.

Форма такого письменного сообщения должна быть согласована сторонами в договоре, поскольку любой простой влияет на осуществление перевозки.

Например, при автомобильной перевозке груза в международном сообщении, следуя нормам Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956, перевозчик обязан запрашивать инструкции у уполномоченного лица, если выполнить перевозку на условиях CMR не представляется возможным (ст.14, 15 КДПГ).

Анна Шинкевич, юрист

Из этой статьи вы узнаете, как решить все вопросы, связанные с простоем грузового транспорта. Даны полезные советы.

Простой автомобилей с грузом – это крайне негативное явление, которое, увы, случается довольно часто.

Как правило, простой автотранспорта происходит по вине заказчика перевозки. Он должен обязательно сообщить об этом перевозчику (транспортной компании) и водителю. Причины могут быть разными: нет грузчиков, погрузочно-разгрузочных механизмов, не сформирован еще груз, не получена оплата от покупателя и т.д.

Но эти причины не должны особо волновать перевозчика. Если он доставил груз в оговоренные сроки, его обязаны разгрузить. В противном случае за сверхнормативный простой заказчик должен заплатить. Но тут нужно учитывать несколько важных моментов.

Как понять, с какого времени начинается простой?

Срок и время погрузки и разгрузки обязательно должны быть указаны в договоре на перевозку груза. В этом же договоре должны быть прописаны условия оплаты простоя.

Многие заказчики поступают довольно хитро, указывая в договоре время на погрузку и разгрузку 24 часа с момента подачи транспортного средства под погрузку/разгрузку.

Штрафы за простой транспорта увеличивают налоговую базу по налогу на добавленную стоимость

Время прибытия грузовика под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия под выгрузку – с момента предъявления водителем ТТН в пункте выгрузки.

Таким образом, если у вас в договоре указана дата выгрузки 1 июня 9.00, то говорить о простое перевозчик может только со 2 июня 9.00.

Некоторые грузовладельцы идут еще дальше и указывают в договоре время, отведенное на погрузку/разгрузку, 48 часов (двое суток).

Советуем перевозчикам крайне внимательно читать условия договора и обсуждать с клиентами особенности оплаты ими простоя, если он будет. А еще лучше – составить свой договор, в котором будут указаны те сроки загрузки/разгрузки, которые устраивают транспортную компанию.

Сколько платят за простой автотранспорта?

Стоимость сверхнормативного простоя также должна быть указана в договоре на перевозку груза. Следует отметить, что не существует четко установленной стоимости оплаты простоя. Грузовладелец и перевозчик могут указать любую сумму, которая их устраивает. Как правило, при международных перевозках простой стоит в 2 (два) раза дороже, чем при внутренних перевозках.

Простой оплачивается за сутки (даже неполные). То есть если транспорт по вине заказчика простоял в пункте выгрузки 25 часов, то заказчик должен оплатить сумму, равную двум суткам простоя.

Как происходит в жизни?

А тут уже все зависит от адекватности заказчика грузоперевозки и перевозчика. Обычно все непредвиденные ситуации решаются в телефонном режиме. Мало кто хочет специально задерживать автомобиль на погрузке или разгрузке. Хотя бывают и исключения.

К примеру, очень часто люди, заказывающие транспорт для перевозки сельхозпродукции с полей на рынки (арбузы, лук, картофель и пр.), на этих рынках торгуют с грузовиков, в которых этот груз и был доставлен. Естественно, за сутки продать 20 тонн арбуза вряд ли получится, поэтому они заранее оговаривают, сколько дней собираются стоять на рынках вместе с водителем, оплачивая при этом каждый день простоя. Иногда такая торговля затягивается даже на неделю.

В принципе, адекватные заказчики сразу предупреждают, что возможны сверхнормативные простои и озвучивают сумму оплаты суток простоя. Поэтому перевозчик сразу знает стоимость простоя автотранспорта.

Некоторые заказчики могут упорно отказываться оплачивать простой, или предлагать смешную сумму. В этом случае перевозчик может поступить двумя способами:

  1. Взять предложенные деньги, забыть об этом заказчике и поехать работать дальше.
  2. Начать спорить, выслать заказчику претензию (вместе с копией договора, путевых листов, ТТН, где указаны оговоренные сроки погрузки/выгрузки и факт сверхнормативного простоя). Если заказчик не оплатит прописанную в договоре стоимость простоя, подать на него в суд.

Естественно, весь процесс затянется на месяцы, причем далеко не факт, что перевозчику будут выплачены положенные деньги.

Чтобы защитить себя от непредвиденных ситуаций, следует заранее обсуждать условия оплаты сверхнормативного простоя грузового транспорта и прописывать их в договоре. И старайтесь все решать полюбовно. С каждым человеком можно договориться.

Также читайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *