Справочник

Разумихин и раскольников

Разумихин Дмитрий Прокофьевич — бывший студент, дворянин, товарищ Раскольникова по университету.

Раскольникова явно тянет к нему как к человеку живой жизни, простому, цельному, энергичному и, главное, добросердечному.

Как разумихин узнал о преступлении раскольникова

К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить найти ему уроки для заработка, а на самом деле ища живую душу, способную отозваться на его страдание, разделить его муку.

Порфирий Петрович (следователь): Когда он узнал о теории Раскольникова, то сразу же понял, что убийство совершил этот молодой человек, и решил, что он должен сам раскаяться в содеянном, переболеть совершенным, и дал ему время все понять и осознать. Когда в беседе он сказал, что может убежать, то Порфирий Петрович ответил:

«Нет, Вы не убежите, а если и убежите, то сами воротитесь. Без нас Вам нельзя обойтись. Я уверен, что Вы «страданье надумаете принять», потому что страданье Родион Романыч, великая вещь»!

Проблема: может ли выносить человек груз нечистой совести?

  • Какова дальнейшая судьба Раскольникова после того, как он сознался в преступлении?

V. Закрепление изученного материала:

Судья: Господа присяжные, я прошу вас разобраться в создавшемся положении и вынести справедливый вердикт по данному делу, будьте объективны и честны в своем решении.

Почему Раскольников решился на преступление?

(Пришел к выводу, чтое му все позволено, что совершая убийство, он помогает обездоленным)

Что привело Раскольникова к преступлению?

(Идея стать Наполеоном)

Так вошь или человек старуха?

(Безусловно, старуха — человек)

Кто помог Раскольникову раскаяться?

(Сонечка)

Какова основная функция образа Сонечки?

(Сонечка — более униженный и оскорбленный персонаж, чем Раскольников. Достоевский подчеркивает, что душа героини не замутнена никакими идеями и теориями)

Какие чувства вызывает у вас Раскольников?

(Сочувствие, потому что идея убила в нем человека. Убив старушку, он убил себя)

Справедливы ли слова: не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести? (Исократ)

Дата добавления: 2015-07-03; просмотров: 4444; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


Достоевский утверждал врожденный коллективизм человеческой личности с такой же категоричностью, как и отрицал его. Совершая поступки самые безобразные, его герои молятся в то же время общечеловеческим абсолютам. Содержание их личных драм всегда восходит к дисгармонии каких-то сверхличных этических императивов, соответственно и себя они мыслят не иначе, как в контексте жизни всего человечества. Показательно, что самораскрытие героя Достоевского происходит не в момент его столкновения с миром природы, как у Л. Толстого, не через любовь к женщине, как у Тургенева, не по его участию в каком-нибудь преобразующем "деле", как у Чернышевского, но почти всегда в минуту какого-нибудь нравственно-философского откровения, идейной исповеди, подобно монологу Ивана Карамазова во время его встречи с Алешей в трактире:

"- Отвечай: мы для чего здесь сошлись? Чтобы говорить о любви к Катерине Ивановне, о старике и Дмитрии? О загранице? О роковом положении России? Так ли, для этого ли?

— Нет, не для этого.

— Сам понимаешь, значит, для чего. Другим одно. а нам, желторотым, другое, нам прежде всего надо предвечные заботы разрешить, вот наша забота/…/. Ты из-за чего все три месяца глядел на меня в ожидании? Чтобы спросить меня "Како веруеши, али вовсе не веруеши" — вот ведь к чему сводились ваши трехмесячные взгляды, Алексей Федорович, не так ли?/…/.

— Ведь русские мальчики как до сих пор орудуют? Иные то есть? Вот, например, здешний вонючий трактир, вот они и сходятся, засели в угол. Всю жизнь не знали друг друга, а выйдут из трактира, сорок лет опять не будут знать друга, ну и что ж, о чем они будут рассуждать, пока поймали минутку в трактире-то? О мировых вопросах, не иначе: есть ли Бог, есть ли бессмертие? А которые в Бога не веруют, ну, те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке человечества по новому штату, так это же один чорт выйдет, все те же вопросы, только с другого конца"

Даже разговоры о Наполеоне, о "роковом положении России" представляются героям Достоевского слишком частными, не говоря уже об их собственных житейских делах и судьбах. По наблюдению А. Белкина, у Достоевского даже четырнадцатилетние дети рассуждают о Белинском и Вольтере, и эта высокопредметность, интеллектуальная насыщенность сознания делает его героев представителями сугубо социальной сферы бытия. Даже отношения с семьей, ближайшим окружением, любимой женщиной они строят сразу как отношения со всем человечеством. Наиболее "достоевский" изо всех героев Достоевского, Раскольников, падает на колени, оказывается, не перед Сонечкой, но перед "идеей Сонечки": "Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился"(Д, 6, 246).

На протяжении всего романа Раскольников пребывает в тревоге за судьбу матери и родной сестры, но из рассказа Пульхерии Ивановны выясняется, что до описываемых в романе событий он предлагал руку и сердце какой-то юродивой девице, манифестируя тем очередной "принцип" и жертвуя ради этой матримонально-идеологической затеи интересами собственной семьи. Или вот Иван Карамазов, теоретический предстоятель человечества перед Богом: "Я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних. Именно ближних-то, по-моему, невозможно любить, а разве лишь дальних/…/. Чтобы полюбить человека, надо, чтобы тот спрятался, а чуть лишь покажет лицо свое — пропала любовь." (Д, 14, 215).

Население романов Достоевского — это мир мономанов идеи, философствующих одиночек, поглощенных заботами об отечестве, Европе, человечестве, но никогда о тех, кто находится рядом. "Русские мальчики", даже если это родные братья, встречаются, чтобы выяснить, "есть ли Бог и бессмертие", после чего "сорок лет опять не будут знать друг друга".

Некоторые проблемы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" для сочинения в ЕГЭ

Пока Шатов ездил в Америку "за идеями", его жена сожительствовала со Ставрогиным, но его это совершенно не волнует, как и то, что он вернулся в Россию на деньги того же Ставрогина. Шатов отправился в Америку вместе с Кирилловым для осуществления совместного социалистического эксперимента, но уже по дороге они перессорились, перестали разговаривать и возненавидели друг друга.

Эта планетарность гуманистических помыслов при полном равнодушии или даже неприязни к "ближнему" представляет собою одну из родовых особенностей героев Достоевского. Гипертрофированность "общечеловеческого" в них сочетается с атрофированностью "междучеловеческого".

Уникальным исключением из этой закономерности является Разумихин ("Преступление и наказание").

Строго говоря, он — единственный положительный персонаж в социально-бытовом поле романа. Разумихин отзывчив, прямодушен, смел, он с готовностью предлагает руку помощи каждому, кто в этой помощи нуждается, и эта помощь всегда предметна и житейски осязаема. Именно к Разумихину обращается Раскольников с просьбой не оставить без поддержки самых близких ему людей — мать и сестру Дуню. Наряду с Сонечкой Мармеладовой Разумихин оказывается врачевателем и опекуном самого Раскольникова. Он бесспорно симпатичен и автору: "Это был необыкновенно веселый и общительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этой простотой таились и глубина, и достоинство"(Д, 6, 43); "Честный, сильный, как богатырь." (Д, 6, 339).

По своему социальному статусу Разумихин — разночинец из разночинцев, типичнейший представитель петербургской студенческой молодежи. Он еще беднее Раскольникова, но не шлет по этому поводу мизантропических проклятий миру, а трудом и делом стремится облегчить свое положение и положение близких ему людей. Иные абзацы, посвященные Разумихину, могли бы характеризовать не то, что Лопухова и Кирсанова

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Хочется, чтобы любимая мною газета напечатала удачные, как я полагаю, работы десятиклассников. Работая много лет учителем литературы, убедилась, что роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» интересен нынешним детям. Может быть, это объясняется тем, что многие подростки тоже честолюбивы, как и главный герой романа, тоже уязвлены социальной несправедливостью, тоже хотят занять своё место в этом мире. Им небезразлично, какими средствами можно завоёвывать этот самый мир.

Когда-то давно, ещё в советские времена, существовала в педагогической практике такая форма проведения урока, как суд над литературным героем.

Сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Наверное, эта форма урока была не очень удачной, так как герой обвинялся или восхвалялся слишком уж прямолинейно. Я решила реанимировать эту самую форму. Объяснила ребятам суть предстоящих двух уроков. Распределили роли: кто защитник, кто обвинитель, свидетелями выступали герои романа — Разумихин, Сонечка, Свидригайлов и другие. Готовил речь и автор романа.

Через две недели состоялся “суд”. Мои ребята учатся в экономико-правовом лицее, поэтому с судебной практикой мало-мальски знакомы. Чтобы выступить с речью, нужно было перечитать роман, понять особенности того героя, от лица которого нужно будет говорить. Урок прошёл великолепно. Главное — ребята почувствовали себя творцами.

Посылаю две самые удачные “речи”: речь Достоевского написал Мошенкин Евгений; речь Разумихина — Колотов Константин.

С уважением
Ольга Козлова,
учитель высшей категории,
Кировский экономико-правовой лицей

Константин КОЛОТОВ

Речь Разумихина на суде Раскольникова

Здравствуйте, господа присяжные! Здравствуй и ты, Родя! Ещё недавно, разузнав об этом… О Боже! Я не могу найти слова. Ещё недавно, разузнав об этом… этом преступлении и его виновном, я и не знал, что думать, не знаю и сейчас… Но прошу, люди добрые, поймите всю сложность случая. Нет, я не оправдываю Раскольникова, несмотря на нашу дружбу. Но и проще всего бездушно осудить, вы же не знаете Родю: не знаете, каков он был прежде, каков он сейчас. Я его лучший друг и хочу рассказать вам всё, что знаю о жизни Родиона Романовича, но я — честный человек и не буду ничего перевирать, а поступлю, как и подсудимый.

Всему виной его глупая статья, которую Родя написал в недавнем времени. Конечно же, я видел её… Но, чёрт, я и представить себе не мог, как глубоко она осела в нём. Мне казалось, это просто очередная теория. А она завладела его сознанием и мучила… Но, хошь бей, Родя всё-таки виновен, виновен в кровопролитии, безжалостном и хладнокровно просчитанном… Как много раз приходила мне эта мысль в голову, а я отгонял её, считая пустой и надуманной! Наивный глупец…

Но эта теория… Наполеон, Архимед… Это не теория, а жуткое чудовище, разруха, конец всего человеческого в людях. Да разве можно так!.. Разве прав человек, допустивший такое? Кровь по совести… Где это слыхано?

Наполеон несчастный! Твоё чудовище тебя и сгубило! И так долго скрывать, мучиться сомнениями! А я тебе верил… пытался оправдать… Эх…

Что ты сделал с матерью? Что ты сделал с собой? Она страдает и почти обезумела от твоего безразличия ко всему, а ты, сумасшедший, потерял всё: друзей, семью, молодость, жизнь. А что у тебя сейчас есть? Ничего! Боль, каторга — разве этого добиваются Наполеоны? Да к чёрту их… Они тоже лишь насекомые без, как ты говоришь, “бездумной массы”. Да и кому они нужны, не будь обычных людей? А ты поддался лёгкой наживе, возомнил себя благодетелем человечества. Думаешь, можно решить все проблемы одним махом?.. Бесчувственный, злобный эгоист! Подумал бы хоть о своей семье: как они будут теперь жить?

Но, Господи! Я всё же твой друг и не покину ни тебя, ни твою семью, и это не только потому, что я влюблён в Дунечку. Нет! Как ни странно, этому я научился у тебя… Господа присяжные, помилуйте, обратите внимание на такой факт. Когда-то, года три назад, в бытность в свою в университете, Родя имел друга. Он был чахоточным, и, несмотря на свою голую нищету, тот, кого вы сейчас судите, последним грошом помогал ему. А после смерти друга ходил за оставшимся в живых старым отцом его, пока тот не умер. Но похороны устроили тоже на деньги Раскольникова.

Могу поведать вам также о случае с семьёй Мармеладовых. Одного из членов семьи вы видите в зале — это Сонечка Мармеладова. С главой семьи Родя познакомился в трактире и узнал, что они живут в полной нищете. К тому же вскоре и сам Мармеладов умер, оставив жену с тремя детьми, старшая из которых, Соня, живёт по жёлтому билету. И тут проявилась доброта Родиона: он отдал свои последние деньги, полученные от матери, этой несчастной семье на проведение похорон, оставшись сам в незавидном положении.

Зачем, по-вашему, он это сделал? Неужто он следовал своей теории, помогая беднякам? Так ведь он, по статье своей, должен был бы их приносить в жертву своим великим делам, а не наоборот. Вам не кажется это парадоксальным?

Дамы и господа, забудьте про всё и всмотритесь в личность Раскольникова. Да, эта чёртова теория застряла в его голове, отчего он всё время и бредит, отчего он и убил старуху. Наплевать! Взгляните в его душу. Она полна прекрасного и пытается излечить его больной мозг. Именно она вызвала жалость и заставила его помочь Мармеладовым. Этим я хочу сказать, что Раскольников виноват, но нельзя губить его жизнь, иначе это приведёт к гибели не только его разума, но и души…

Да и кем была эта старуха? Рассудите. Конечно, это не значит, что я одобряю такое убийство, упаси Бог. Я хочу сказать, что и она никому хорошего не сделала, а только обдирала бедных так, что наверняка тоже погубила не одну судьбу.

Но я не имею права судить об этом — судить вам, уважаемые господа присяжные. Последнее слово за вами, и помните, что перед вами такой же человек, как и вы, а не какая-то тварь дрожащая…

Сравнительная характеристика Раскольникова и Разумихина (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Главная / Сочинения по русской литературе / Достоевский Ф.М. / Сравнительная характеристика Раскольникова и Разумихина (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Произведение Федора Достоевского «Преступление и наказание» — это повествование о трагедии простого народа, обессилившего от несправедливости.

Главный персонаж Родион Раскольников живет в крайней нищете, не имеет возможности платить за учебу – следственно он разочарован в общественном строе, и задумывается о том, как внести в жизнь хоть долю справедливости.

В его воспаленном от нужды рассудке зарождается страшная теория. Он задается вопросом, тварь ли он дрожащая или право имеет. Бывший студент причисляет себя к людям неординарным, для которых не писаны моральные законы. В поисках справедливости он решается на ужасное преступление.

В романе есть множество моральных двойников Родиона Раскольникова. В какой-то мере его двойником выступает Разумихин. Этот образ не идеален, но приближен к таковому. Образ Разумихина во многом оттеняет образ главного героя.

Сравнивая Раскольникова и Разумихина, можно найти как сходное, так и различное. Они оба молодые студенты, которые были вынуждены прервать обучение из-за нехватки средств. Но если Раскольников морально разбит и начинает строить теории о справедливости, то Разумихин мыслит более рационально. Он ищет всяческие подработки, лишь бы накопить денег на учебу.

Разумихин, как физически, так и морально более сильный человек, чем Раскольников. Главный герой считает себя непризнанным гением, тогда как его друг Разумихин – практичный простой человек.

Внешне Раскольников – привлекательный, интеллигентный юноша. Разумихин – высокий тощий, хотя и сильный молодой человек с трактирными привычками. Родион считает, что заслуживает большего, чем имеет.

Разумихин и Раскольников: дружба двух противоположностей

Разумихин ставит достижимые цели и понемногу идет к ним. Его мечта – это издательская деятельность.

В романе противопоставляется философия небольших, но практических дел Разумихина философии одного «большого» дела Раскольникова. Понятно, что автор на стороне Разумихина. Ведь теория Раскольникова привела к совершению преступления, которое нельзя оправдать, как бы ни старался преступник.

Раскольникова можно назвать эгоистом, тогда как Разумихин способен на самоотверженные поступки ради близких людей. Разумихин неплохо разбирается в людях. Он сразу определяет, что Лужин – человек гнилой, а вот убийца Раскольников еще имеет небольшой шанс на «реставрацию» души.

Дмитрий помогает другу и его сестре Дуне, в которую влюблен. Родион в основном озабочен собой и своей теорией.

Несмотря на то, что друзья во многом являются противоположностями, все же есть у них и много общего: они умные, образованные люди. Оба – студенты, которым пришлось прекратить обучение. Оба живут в бедности, но к этому у них разное отношение.

По происхождению Разумихин – дворянин, а Раскольников, скорее всего, относится к мещанскому роду.

Заносчивость Раскольникова противопоставляется простодушию Разумихина. На примере Дмитрия Разумихина Федор Достоевский показывает неправильность теории Родиона Раскольникова.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Сравнительная характеристика Свидригайлова и Лужина (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Сравнительная характеристика Раскольникова и Сони Мармеладовой (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Сравнительная характеристика Раскольникова и Лужина (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *