Справочник

Регистрация иностранных граждан

Содержание

Осуществление постановки на миграционный учет иностранных граждан, а в народе просто — «регистрация», на первый взгляд, не представляет особой сложности. Принимающей стороне, а в большинстве случаев — это работодатель, достаточно соблюсти установленные законом сроки постановки на миграционный учет после въезда иностранного гражданина на территорию РФ, а так же перемещения по территории РФ, своевременно продлить его в случае необходимости.

Однако, весь этот стандартный набор действий, хорошо известный любому работодателю, не гарантирует стопроцентное соблюдение закона.

В законодательстве предусмотрено большое количество нюансов, при наступлении которых потребуется незамедлительно переоформить действующий миграционный учет.

В данной статье мы рассмотрим более подробно некоторые из них, тем самым постараемся обезопасить работодателя и работника от возможных негативных последствий при проверке компетентными органами.

Для начала предлагаем вспомнить, в течение какого времени после въезда необходимо оформить миграционный учет иностранному работнику, а так же членам его семьи:

Статус иностранного гражданина

Срок постановки на миграционный учет

При пересечении границы

При смене места пребывания

ВКС

в течение 7-ми рабочих дней с момента истечения 90 дней с момента прибытия в РФ

в течение 7-ми рабочих дней с момента истечения 30-ти дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Визовые с РФ страны

в течение 7-ми рабочих дней с момента пересечения границы РФ

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Безвизовые с РФ страны

в течение 7-ми рабочих дней с момента пересечения границы РФ
*граждане Республики Таджикистан  — в течение 15 дней

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Граждане стран ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения, Кыргызстан)

в течение 30-ти дней с момента пересечения границы РФ

*граждане Республики Беларусь —  в течение 90 дней

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Разрешение на временное проживание (РВП)

в течение 7-ми рабочих дней с момента получения РВП (либо осуществить регистрацию по месту жительства), ежегодное подтверждение регистрации по месту проживания

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Вид на жительство (ВНЖ)

в течение 7-ми рабочих дней с момента получения ВНЖ. Осуществить регистрацию по месту жительства, если срок проживания на территории РФ превышает 3 года, ежегодное подтверждение регистрации по месту проживания

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Важно отметить, что миграционный учет аннулируется при выезде иностранного гражданина с территории РФ, а так же его обращения, либо обращения принимающей стороны в новом месте пребывания иностранного гражданина на территории РФ за постановкой на миграционный учет.

При въезде на территорию РФ, в большинстве случаев, иностранному гражданину дается всего лишь 7 дней на постановку на миграционный учет. Не все иностранные граждане имеют изначально помещение для проживания или же потенциального работодателя, в связи с чем многие из них вынуждены прибегать к поиску компаний-посредников в интернете, предлагающих недорого оформить желанный документ по «своему» адресу. Но данных предложений стоит опасаться, так как вполне вероятно, что речь может идти о так называемых «резиновых квартирах». Несмотря на то, что ГУ МВД в сфере миграции активно борется с недобросовестными гражданами, регистрирующими в своей квартире тысячи иностранных граждан, проблема все же актуальна.

В последнее время на смену «резиновым» квартирам пришли не менее вместительные офисы, владельцам которых известно, что в законе пока отсутствует такое понятие как «резиновый офис».

В каких случаях работодатель — принимающая стороной для иностранного работника?

Открывая «липовые» конторы, аферисты регистрируют в них также тысячи мигрантов. Воспользовавшись данным предложением, иностранный гражданин рискует быть привлечённым к административной ответственности вплоть до административного выдворения из РФ при повторном нарушении закона в течение года.

Во избежание проблем с законом мы можем выделить следующие основные принимающие стороны, имеющие право осуществлять легальную постановку на миграционный учет иностранных граждан:

  1. Организация, оказывающая гостиничные услуги;
  2. Жилое помещение, где иностранный гражданин в действительности проживает (постановка на миграционный учет осуществляется собственником квартиры);
  3. Потенциальный работодатель, по фактическому адресу организации, где планирует осуществлять трудовую деятельность иностранный гражданин;
  4. Многофункциональный миграционный центр (ММЦ), в случае обращения за оформлением патента для работы, и не более чем на 30 дней.

Возвращаясь к тем самым нюансам, речь о которых велась изначально, мы хотели бы отметить наиболее часто встречающиеся.

Выезд иностранного гражданина за пределы РФ

Одним из самых распространённых событий, происходящих с иностранными гражданами и служащий сигналом для работодателя о необходимости переоформления миграционного учета, является выезд иностранного гражданина за пределы России. Каждый раз при выезде иностранного гражданина за пределы РФ его действующий миграционный учет автоматически аннулируется. В этом случае после его повторного въезда в РФ у принимающей стороны возникает снова обязанность в оформлении миграционного учета на новую миграционную карту.

Получение новой, переоформление или продление рабочей визы

Данный факт является безусловным основанием для переоформления миграционного учета в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события, при этом абсолютно не имеет значение, выезжал ли иностранный гражданин куда-либо. Также не будет важным и то, что действующий миграционный учет не истек.

Изменение персональных данных (ФИО, паспорт, должность)

Данное событие в жизни иностранного работника не такое частое явление, именно поэтому многие работодатели упускают из вида, что кроме корректировки разрешительных документов, необходимых для работы, нужно «обновлять» и миграционный учет, притом все в те же 3 рабочих дня со дня наступления соответствующего события.

Нахождение в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги либо в медицинском учреждении

Еще одна ситуация, о которой может не знать работодатель — это установленный законом перечень организаций, которые самостоятельно, без информирования работодателя, а иногда и иностранного гражданина, обязаны осуществить постановку на миграционный учет любого зарубежного «гостя», а при убытии проинформировать УВМ ГУ МВД РФ (ранее — УФМС) о его снятии с учета.

Среди таких организаций:

  1. гостиница или иная организация, оказывающая гостиничные услуги, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, детский оздоровительный лагерь, медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, или организация социального обслуживания;
  2. организация социального обслуживания, предоставляющая социальные услуги лицам без определенного места жительства;
  3. учреждение, исполняющее административное наказание.

В связи с тем, что 2-х действующих миграционных учетов у иностранного гражданина не может быть, фактически он оказывается в следующей ситуации: при нахождении в медицинском учреждении или в гостинице оформление миграционного учета в данных организациях аннулирует миграционный учет, оформленный ранее, вновь оформленный же гасится при выезде, то есть иностранный гражданин в этом случае не имеет действующего документа, а значит, работодатель при прибытии иностранного гражданина должен переоформить миграционный учет для него повторно.

Отдельно хотелось бы рассмотреть процедуру постановки на миграционный учет и продление сроков пребывания для иностранных граждан из стран с безвизовым въездом в РФ, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента либо разрешения на работу ВКС (так же безвизовым членам семьи ВКС).

Существует расхожее мнение, что продление сроков пребывания и продление миграционного учета (учета по месту пребывания) на разрешенный срок пребывания – одно и то же. Однако, это совсем не так.

Миграционный учет (учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее — учет по месту пребывания) — фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания (пп.6, п.1, ст.2,109-ФЗ).

Временное пребывание — это период времени, в течение которого иностранному гражданину разрешено пребывать/проживать на территории России.

Данный период времени всегда органичен нормативно-правовым актом, соглашением между странами либо визой.

Согласно действующему законодательству срок временного пребывания в РФ обычного иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, а так же в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.1, ст.5, 115-ФЗ).

Временно пребывающий иностранный гражданин обязан выехать из России по истечении разрешенного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором (п.2, ст. 5, 115-ФЗ), либо продлить его в случае, если на день истечения указанных сроков имел место один из указанных фактов (п.5, ст.5,115-ФЗ):

Событие

Срок

Получение патента

не позднее 3-х рабочих дней с момента наступления события

Продление патента*

не позднее 3-х рабочих дней с момента продления патента (оплаты НДФЛ)

Переоформление патента

не позднее 3-х рабочих дней с момента наступления события

Получение разрешения на работу (для ВКС из безвизовых стран)

не позднее 3-х рабочих дней с момента наступления события

*продление патента осуществляется посредством уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Что касается оформления миграционного учета и продления сроков временного пребывания для сопровождающих членов семьи иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, то законодательством это не предусмотрено.

На практике сотрудники ГУ МВД по вопросам миграции принимают документы на продление сроков пребывания, но в действительности, по закону срок пребывания для данной категорий граждан исчисляется по общему правилу 90 из каждых 180-ти дней.

Последствия постановки на учет таких членов семьи могут быть очень печальными. На своей практике мы неоднократно сталкивались с тем, что УФМС России закрывала въезд сопровождающими членам семьи иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента. При этом не имеет значение, что миграционный учет действует дольше чем 90 дней с даты въезда.

Отменить решение о запрете въезда в РФ, в таком случае, не представляется возможным.

Еще одна ситуация периодически возникает, когда на территорию РФ въезжают сопровождающие члены семьи ВКС либо трудящихся граждан из стран-членов ЕАЭС (далее ЕАЭС), которые сами являются гражданами из безвизовых с РФ стран.

На таких сопровождающих членов семьи распространяется действие закона, предусматривающего возможность пребывания в РФ в течение срока действия разрешительных документов работающего члена семьи, при условии своевременного оформления миграционного учета и продления периода пребывания.

В случае, если такая категория иностранных граждан пребывает в РФ до 90 дней (для сопровождающих ВКС) и до 30 дней (для сопровождающих ЕАЭС), они иногда наивно полагают, что на них автоматически распространяются правила постановки на учет и продления пребывания трудящихся членов их семей соответствующей категории. Но при пересечении границы и заполнении миграционной карты в качестве цели поездки они могут выбрать лишь — «частная» или — «работа», а в силу того, что официальные базы ГУ по вопросам миграции МВД РФ впоследствии не могут идентифицировать их в качестве сопровождающих членов семьи соответствующей категории иностранных граждан, им автоматически выписывается запрет на въезд в РФ спустя определенное время.

Так вот, для того, чтобы избежать подобного рода проблем, такой категории сопровождающих членов семьи необходимо обращаться за постановкой на миграционный учет и продлением сроков пребывания в соответствии с общими требованиями для граждан соответствующей страны в течение 7 дней с момента пересечения границы.

В случае, если же решение о запрете въезда было вынесено, у нашей компании есть успешная практика их оспаривания и официальной отмены соответствующего решения.

С иностранными гражданами из визовых стран, которые являются сопровождающими членами семьи, все относительно просто. Продление их временного пребывания на территории РФ не предусмотрено законодательством, так как срок их временного пребывания ограничен сроком действия визы. Однако даже у данной категории иностранных граждан существует необходимость продления миграционного учета в течение 3-х рабочих дней с момента продления действующей визы.

В завершение темы миграционного учета хотели бы обратить внимание, что категорий иностранных граждан очень много и у каждой существуют свои особенности при постановке на миграционный учет, а так же продления сроков пребывания. В связи с чем принимающей стороне, зачастую, достаточно сложно ориентироваться в нюансах миграционного законодательства и четко соблюдать закон. При этом малейшее нарушение влечет за собой административную ответственность и высокие штрафные санкции. Во избежание каких-либо проблем мы рекомендуем работодателям и иностранным гражданам обращаться к профессионалам, которые смогут обеспечить вам гарантию легальности пребывания на территории РФ.

Оформление мигрантов. Что нужно знать?

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также порядок осуществления им трудовой деятельности:

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 03.12.2008);
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу».

Документы, предоставляемые при трудоустройстве

Приведем ряд необходимых к предъявлению документов для трудоустройства иностранных сотрудников:

Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ личность иностранного гражданина может быть удостоверена либо национальным паспортом, либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

При пересечении границы в национальном заграничном паспорте сотрудниками таможенного контроля проставляется соответствующая отметка; в национальном внутреннем паспорте такая отметка чаще всего отсутствует.

Миграционная карта

Иностранный гражданин должен представить работодателю миграционную карту, подтверждающую легальность его пребывания на территории Российской Федерации. Миграционная карта выдается при пересечении границы и состоит из двух частей, одна из которых остается у сотрудника таможенного контроля, а другая — выдается на руки иностранному гражданину.

ВАЖНО:
Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации продлевается до 90 суток с момента въезда при условии постановки на миграционный учет в течение трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Так же, в качестве принимающей стороны может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку работодатель может быть как физическим, так и юридическим лицом, немного остановимся на том, как определить, кто является принимающей стороной для конкретного иностранного гражданина.

ВАЖНО:
Если работодатель является принимающей стороной для иностранного гражданина, то наименование и реквизиты принимающей стороны, указанные в уведомлении о постановке на миграционный учет, совпадают с наименованием и реквизитами работодателя, указанными в экземпляре трудового договора или трудовой книжке работника-иностранца.

Таким образом, если на работу устраивается иностранный гражданин, для которого прежний работодатель являлся принимающей стороной, нужно иметь в виду, что при увольнении из прежней организации работник был также снят и с миграционного учета. В этом случае, прежде чем заключать с таким работником трудовой договор, нужно проверить сроки его пребывания на территории Российской Федерации. Возможно, что, перед оформлением на работу, работодателю необходимо посоветовать иностранному гражданину совершить выезд и новый въезд в Российскую Федерацию, поскольку находиться в стране с имеющимися документами миграционного учета он уже не имеет права.

Разрешение на работу

У иностранного гражданина должно быть действующее разрешение на работу в субъекте Российской Федерации, выданное органом Федеральной миграционной службы. Сразу отметим, что закон не обязывает работодателя проверять подлинность разрешения на работу. Даже если выяснится, что разрешение подложное, работодатель должен будет всего лишь прекратить либо аннулировать трудовой договор.

Прекращение трудового договора производится в том случае, если работник уже приступил к работе на момент подачи уведомления в ФМС России, аннулирование трудового договора — если день начала работы еще не наступил. Основанием для расторжения трудового договора является пункт 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — «представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора», датой прекращения трудовых отношений — дата получения от ФМС России отказа в приеме уведомления.

Если работодатель направил уведомление в ФМС России в день заключения трудового договора, а в соответствии с графиком сменности работник приступает к работе только на следующий день, то в случае получения от ФМС России отказа в приеме уведомления по причине подложного разрешения на работу, трудовой договор может быть аннулирован. Никаких штрафов со стороны ФМС России на работодателя в этом случае налагаться не должно. По крайней мере, Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает административного наказания для работодателей в случае заключения трудового договора с иностранным гражданином, предоставившим подложное разрешение на работу, а кроме того, миграционное законодательство не вменяет в обязанности работодателю предварительную проверку подлинности разрешения на работу. Однако все-таки проявить определенную бдительность работнику кадровой службы следует.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на соответствие сведений об иностранном гражданине, указанных в разрешении на работу, паспортным данным. Это и правильность написания фамилии, имени и отчества, и правильность самих паспортных данных. Следует также обратить внимание на фотографию, размещенную в разрешении на работу, и ее соответствие внешности того человека, который оформляется на работу.

Кроме того, целесообразно время от времени интересоваться в миграционной службе, не исчерпана ли квота на выдачу разрешений на работу по вашему региону (субъекту Российской Федерации). Если квота уже исчерпана, дополнительно ее не увеличивали, а к вам на трудоустройство пришел иностранный гражданин, у которого разрешение на работу было выдано после окончания квоты, то, скорее всего, оно подложное.

Размеры квот устанавливаются Правительством РФ на календарный год и в случае необходимости их дополнительно увеличивают, исходя из потребностей работодателей.

Документы об образовании

Документы об образовании могут быть потребованы работодателем только в том случае, если работа иностранного гражданина предполагает обязательное наличие соответствующего образования или специальных знаний. Здесь следует отметить, что если образование было получено в иностранном учебном заведении, необходимо подтвердить как подлинность самого диплома, так и полученную квалификацию, то есть осуществить процедуры легализации диплома и признания его эквивалентности. Этим должен заниматься сам кандидат на работу, но работодатель может помочь ему в этом.

Заключение трудового договора

При наличии всех необходимых документов работодатель заключает с иностранным гражданином трудовой договор. При заключении трудового договора следует иметь в виду, что иностранный гражданин вправе осуществлять только ту деятельность, на которую ему выдано разрешение на работу, и только в тех субъектах Российской Федерации, которые указаны в разрешении.

ВАЖНО:
Разрешение на работу выдается в том субъекте Российской Федерации, где иностранный гражданин поставлен на миграционный учет. Как правило, именно в этом субъекте Российской Федерации и разрешается трудовая деятельность.

Однако в ряде случаев разрешение на работу может быть выдано для осуществления трудовой деятельности в двух субъектах Российской Федерации, например в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Это удобно, если организация, на работу в которую устраивается иностранный гражданин, имеет несколько филиалов, представительств и (или) иных обособленных подразделений, расположенных как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность (профессия), указанная в разрешении на работу иностранного гражданина, то можно либо внести изменение в штатное расписание, либо принять иностранца внештатно, либо заключить с ним гражданско-правовой договор на оказание услуг или выполнение определенного объема работ.

Срок трудового договора

До сих пор много споров вызывает вопрос о сроке трудового договора с иностранным гражданином. Существует два мнения, каждое из которых подкреплено весьма весомыми доводами.

Часть работодателей считает, что с иностранным гражданином необходимо заключать только срочный трудовой договор. В пользу этого довода они приводят, прежде всего, ограниченность срока действия разрешения на работу как документа, дающего согласно Федеральному закону № 115-ФЗ право на осуществление временной трудовой деятельности. Косвенным подтверждением служит тот факт, что на срочном трудовом договоре настаивает миграционная служба при получении уведомления о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности.

Что же касается условия временности трудовой деятельности иностранного гражданина, то надо сказать, что сам факт нахождения иностранца в России является временным и не связан только лишь с его работой. Срок временного пребывания иностранного гражданина может быть не только продлен свыше 90 суток при заключении трудового договора с работодателем, но и сокращен, например, в случае административного выдворения (депортации) иностранного гражданина из страны. Само собой, в этом случае трудовой договор обязательно должен быть прекращен, независимо от того, срочный он или нет. Однако, безусловно, принимая сам факт временности нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации, мы, тем не менее, не ставим это условием, определяющим срок действия трудового договора.

Требования органов миграционного учета об обязательном заключении с иностранными работниками срочных трудовых договоров не имеют достаточных оснований, поскольку полномочия Федеральной миграционной службы распространяются только на контроль за соблюдением работодателями правил привлечения иностранной рабочей силы. Порядок заключения трудового договора регламентируется исключительно трудовым законодательством.

В любом случае, каждый работодатель должен сам принимать решение, какой трудовой договор будет заключен с иностранным гражданином – срочный или бессрочный.

Особенности взаимоотношений между работодателем и работником-иностранцем

Итак, трудовой договор заключен, и работодатель своевременно уведомил об этом Федеральную миграционную службу, Службу занятости и Федеральную налоговую службу. Отрывные части уведомлений с отметками о получении хранятся у работодателя. На работника-иностранца оформляется трудовая книжка – при условии, что он впервые поступает на работу в Российской Федерации.

Если же иностранный гражданин и ранее осуществлял трудовую деятельность в России, он обязан предоставить работодателю трудовую книжку установленного образца. Впрочем, если трудовая книжка у него по каким-либо причинам отсутствует либо имеется, но в плохом состоянии, по заявлению работника ему заводится новая трудовая книжка. Работнику-иностранцу присваивается табельный номер, ведется учет его рабочего времени, ему начисляется заработная плата, как и работнику-россиянину, и уплачиваются налоги.

Работник-иностранец как налогоплательщик

В бухгалтерию обязательно должны быть поданы сведения о статусе работника-иностранца как налогоплательщика (ст. 207 Налогового кодекса РФ), поскольку это влияет на размер налоговой ставки, устанавливаемой для налогообложения физических лиц (пп. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

При подсчете времени нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации в расчет принимаются периоды, подтвержденные документами, а именно: отметками в паспорте о пересечении границы, отрывными частями уведомлений о постановке на миграционный учет, записями в трудовой книжке, экземплярами договоров гражданско-правового характера или трудовых договоров.

При этом работнику кадровой службы следует помнить о сроках пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Так, если согласно отметкам в паспорте иностранный гражданин находился в Российской Федерации более трех месяцев, но при этом у него нет документа, подтверждающего его право находиться в стране, то, скорее всего, этот период или его часть, превышающую 90 суток с момента въезда, он находился на территории Российской Федерации с нарушением порядка миграционного учета, то есть нелегально. Думается, что период нелегального нахождения в Российской Федерации вряд ли следует учитывать при определении статуса работника как налогоплательщика.

Оформление страхового полиса обязательного медицинского страхования

На работников-иностранцев работодатель обязан оформить страховой полис обязательного медицинского страхования (ОМС) в рамках заключенного договора со страховой компанией (ст. 7 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008) Страховой полис ОМС позволяет работнику-иностранцу обращаться за медицинской помощью в лечебные учреждения. При этом скорая медицинская помощь оказывается работнику-иностранцу бесплатно, а плановая медицинская помощь, в том числе нахождение в стационаре, – на платной основе.

На время лечения работнику-иностранцу, имеющему полис ОМС, выдается листок нетрудоспособности (ст. 1 приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности»; в ред. от 27.10.2007), который подлежит оплате на общих основаниях (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»).

При заключении трудового договора с работником-иностранцем ему должно быть вменено в обязанность уведомить работодателя в случае наступления временной нетрудоспособности, особенно если работодатель выступает в качестве принимающей стороны. Дело в том, что принимающая сторона обязана подать сведения о снятии иностранного гражданина с миграционного учета, если он отсутствует в месте пребывания более двух дней (ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008). Поскольку отсутствие в месте пребывания, а в данном случае – в месте выполнения работы, может быть расценено работодателем как убытие из места пребывания, требование о своевременном извещении работодателя о заболевании отвечает, прежде всего, интересам самого работника.

Оформление отпуска

При оформлении отпуска работнику-иностранцу также необходимо получить у него сведения о предполагаемом выезде из Российской Федерации. Если работник планирует выехать из Российской Федерации, он должен быть снят принимающей стороной с миграционного учета и снова поставлен на учет по возвращении из отпуска по новой миграционной карте. Лучше всего информацию о выезде из Российской Федерации получить от работника в письменном виде, например, в тексте заявления о предоставлении отпуска работник укажет «Отпуск буду проводить на территории Российской Федерации» либо «Отпуск буду проводить за пределами Российской Федерации».

Если работник, несмотря на предоставленную информацию, все же выехал за пределы Российской Федерации, то при постановке его на миграционный учет по новой миграционной карте у работодателя – принимающей стороны могут возникнуть проблемы с ФМС России, поскольку были нарушены требования миграционного законодательства о сроках подачи уведомления об убытии иностранного гражданина. Для работодателя — принимающей стороны это грозит штрафом, но поскольку работодатель был введен работником в заблуждение (есть заявление!), требование об уплате штрафа может быть предъявлено к самому работнику.

Направление в командировку

При направлении работника-иностранца в командировку в другой субъект Российской Федерации необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 97. В соответствии с п. 1 указанного постановления общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу. Однако данное ограничение действует в отношении тех работников, работа которых по условиям договора не носит разъездной характер.

Гражданам ЕАЭС надо вставать на миграционный учет или все-таки нет?

При разъездном характере работы общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации увеличивается до 60 календарных дней.

Если длительность конкретной командировки превышает двое суток, иностранный гражданин в связи с убытием в командировку должен быть снят с миграционного учета по месту пребывания. При этом с собой в качестве документов, подтверждающих легальность его нахождения на территории Российской Федерации, ему нужно взять копию отрывной части уведомления о постановке на миграционный учет, а также миграционную карту. После возвращения из командировки принимающая сторона вновь ставит работника на миграционный учет, при этом к уведомлению о прибытии в место пребывания можно приложить копию командировочного удостоверения с отметками о прибытии и убытии в место командировки.

Продление срока пребывания

Как уже было отмечено, срок временного пребывания в Российской Федерации ограничен 90 сутками со дня въезда в Российскую Федерацию. При заключении трудового договора срок временного пребывания может быть продлен, но не более чем на один год с момента въезда. Для продления срока пребывания иностранный гражданин должен представить принимающей стороне, а она в свою очередь — органу, осуществляющему миграционный учет, документы, подтверждающие трудовую деятельность.

К таким документам относятся:

  • заверенная работодателем копия трудового договора;
  • заверенные копии отрывных частей уведомлений о привлечении иностранной рабочей силы;
  • заверенная копия разрешения на работу и миграционной карты;
  • ходатайство работодателя, подтверждающее факт наличия трудовых отношений на момент продления срока пребывания.

ВАЖНО:
Полный перечень документов, необходимых для продления срока пребывания в связи с трудовой деятельностью, следует узнать в территориальном органе Федеральной миграционной службы по месту фактического нахождения принимающей стороны.

При продлении срока пребывания на оборотной стороне миграционной карты и на отрывной части уведомления о прибытии в место пребывания делается соответствующая отметка, в которой указано, до какой даты иностранный гражданин может находиться в данном субъекте Российской Федерации.

Информация предоставлена с помощью электронного ресурса ("Кадровые решения" №2 2009)

© 2014 ООО «ПРОФРЕСУРС»карта сайта

~Иностранный гражданин, прибывающий в РФ, обязан встать на учет по месту пребывания. Основание для постановки на учет — получение территориальным органом ФМС уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (п. 21 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
Такое уведомление представляет в органы ФМС принимающая сторона или иностранный гражданин лично (п. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).
Уведомление о прибытии иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего или временно пребывающего на территории РФ, должно быть представлено в ФМС в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (пп. 1, 2 п. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).
Уведомление о прибытии в отношении ряда категорий иностранных граждан, например иностранных граждан, не имеющих места жительства или находящихся в гостинице, санатории, доме отдыха и т.п., должно быть представлено в ФМС в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия их в место пребывания (пп. 3 п. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).
Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, не обязаны представлять уведомления о прибытии, если срок их пребывания на территории РФ не превышает 90 дней. После истечения этого срока иностранные граждане обязаны встать на миграционный учет в общем порядке — в срок, не превышающий семь рабочих дней (п. 4.1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Примечание. Принимающей стороной могут быть, например, гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин, юридическое лицо, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в РФ, международная организация или ее представительство в РФ. Принимающей стороной в отношении членов своей семьи может быть также иностранный гражданин — высококвалифицированный специалист, имеющий в собственности жилое помещение на территории РФ (п. 3.1 Приказа ФМС России от 29.08.2013 N 364).

Для постановки на миграционный учет необходимо придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь к принимающей стороне либо в органы ФМС по месту пребывания непосредственно или через МФЦ или в почтовое отделение (п. 18 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 29.08.2013 N 364).

Шаг 2. Заполните уведомление о прибытии в место пребывания.
В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать сведения о лице, которое ставят на учет, и о принимающей стороне (п. п. 23, 24 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).

Шаг 3. Представьте следующие документы (п.

Проблемы проживания иностранца по туристической визе

п. 26, 29, 29.1, 30 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9):
— оригинал письменного согласия принимающей стороны;
— оригинал и копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
— копию документа, удостоверяющего личность гражданина РФ (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего принимающей стороной, при личном обращении иностранного гражданина в ФМС;
— копии документов, подтверждающих уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии. Это нужно при личном обращении в ФМС временно проживающего либо временно пребывающего в РФ иностранного гражданина;
— отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ, если прибыли в новое место пребывания;
— оригинал и копию документа, подтверждающего родство. Это необходимо для высококвалифицированных специалистов, выступающих принимающей стороной для членов своей семьи.
Копии миграционной карты и документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, предоставляются по инициативе иностранного гражданина. В случае непредставления указанных документов территориальный орган ФМС России самостоятельно запрашивает необходимую информацию (п. п. 42, 43, 44 Приказа ФМС России от 29.08.2013 N 364).

Шаг 4. Получите отрывную часть бланка уведомления о прибытии с отметкой о принятии уведомления.
Иностранного гражданина ставят на учет по месту пребывания администрация гостиницы, орган ФМС России, МФЦ или организация федеральной почтовой связи сразу после принятия уведомления о прибытии, проверки точности изложенных в нем сведений и наличия необходимых документов (п. 23 Приказа ФМС России от 29.08.2013 N 364).
Отметку о приеме уведомления проставляют в отрывной части бланка уведомления о прибытии и дублируют на бланке уведомления о прибытии (п. 94 Приказа ФМС России от 29.08.2013 N 364).
Должностное лицо или сотрудник проставляет отметку о приеме уведомления о прибытии и возвращает заявителю отрывную часть бланка уведомления о прибытии (п. 96 Приказа ФМС России от 29.08.2013 N 364).

Обратите внимание!
За постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания государственная пошлина не взимается (п. 52 Приказа ФМС России от 29.08.2013 N 364).

Полезная информация по вопросу
Официальный сайт Управления ФМС по городу Москве — www.fmsmoscow.ru

Регистрация иностранных граждан в России

временная регистрация иностранцев по месту пребывания в Москве

Компания Travelmart обращает ваше внимание на такой важный момент в работе с иностранцами, как порядок регистрации иностранных граждан. Временной регистрацией иностранцев в Москве занимается МВД по г. Москве. В соответствии с действующим российским законодательством, постановка на миграционный учен иностранных граждан является обязательным условием, при нахождении на территории Российской Федерации более семи рабочих дней, не считая дня приезда в страну.

Стоимость оформления регистрации для иностранных граждан в России

Услуга Срок оформления Стоимость
Для туристических и деловых виз (на 3 месяца) от 2 рабочих дней 5000a
Для рабочей визы (на срок действия визы) от 2 рабочих дней 8000a

Оформить рабочее приглашение

Категория регистрации Стоимость Для туристических и деловых виз (на 3 месяца) 5000a Для рабочей визы (на срок действия визы) 8000a

Основным документом для регистрации иностранцев в РФ является отрывная часть бланка регистрации иностранных граждан. Временную регистрацию иностранца можно оформить в территориальном отделении МВД или направить необходимые документы по почте. Правила регистрации иностранцев регламентируются федеральным законодательством.

Как мы уже писали в других разделах нашего сайта, принимающая сторона и приглашающая организация, указанная в визе, не обязательно одно и тоже. Т.е. зарегистрировать иностранца может любая организация или частное лицо. В этом плане порядок оформления иностранца по туристической визе ничем не отличается от оформления иностранных граждан по деловой или рабочей визе.

Продление регистрации иностранных граждан возможно только в случае получении ими рабочей визы или разрешения на работу(для стран СНГ). Продление оформляется только в МВД.

После того, как иностранец покинул пределы страны, у принимающей стороны есть три дня на снятие его с учёта. Отрывную часть учетного бланка иностранных граждан необходимо сдать в МВД или направить по почте. В случае отправления почтой, особенно важно сохранить документы, подтверждающие отправку письма.

Регистрация оформляется по месту фактического пребывания иностранного гражданина и может быть оформлена как на частный, так и на юридический адрес различных фирм или организаций. Отели, гостиницы, санатории и пансионаты, в которых пребывает иностранный гражданин, как правило, берут на себя услуги по регистрации свои гостей, но об этой возможности стоит заранее позаботиться — уточнить всю необходимую информацию ещё во время планирования поездки в Россию. Современный рынок в сфере визовой поддержки иностранных граждан предлагает комплекс услуг по процедуре проведения регистрации, но, к сожалению, не все компании способны оказать грамотные услуги в этой области и оформить документы, в соответствии с законодательством.

В такой ситуации, главные вопросы, которые встают перед будущими гостями столицы, — как выглядит регистрация иностранца, что из себя представляет этот документ, какой порядок постановки на миграционный учет? Самое большое заблуждение заключается в следующем: многие приезжие уверены, что регистрация – это не определенного вида документ, по их мнению, процедура регистрации заключается в следующем – нужно пойти в милицию и поставить штамп на миграционную карточку. Естественно, это абсолютно не соответствует действительности. Обратите внимание: образец документа, подтверждающего факт постановки граждан на миграционный учет — это отдельный документ! На нашем сайте Вы можете ознакомиться с действительным образцом регистрации иностранного гражданина.

Первичная постановка на миграционный учет иностранных граждан в РФ в 2017 году

Этот документ представляет собой отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания, в котором указываются сведения о лице, подлежащем постановке на учет по месту пребывания, сведения о месте пребывания, сведения о принимающей стороне. Сам образец уведомления о постановке на миграционный учет так же представлен на нашем сайте.

Ещё один из самых распространенных вопросов, какие документы требуются от иностранного гражданина для оформления регистрации? Это копия первой страницы паспорта гостя, копия визы (для стран с визовым режимом), копия миграционной карточки, которая выдается при пересечении границы. Стоит отметить, что фото для регистрации не требуется. Так же с образцом документа, подтверждающего постановку иностранца на миграционный учет, Вы можете ознакомиться на почте, на которой так же производится оформление. Обратите внимание, что независимо от места по которому производится фактическая регистрация, срок постановки на миграционный учет составляет 7 рабочих дней не считая дня приезда.

Подводя итог вышесказанному, настоятельно советуем Вам обратить своё внимание и заранее ознакомиться с правилами постановки на миграционный учет для благоприятного пребывания гостя в стране и во избежание проблем правового характера.

Компания Travelmart оказывает весь комплекс визовой поддержки, в том числе и помощь в оформлении временной регистрации иностранных граждан. Просим обращаться к нашим менеджерам.

Миграционный учет иностранных граждан

Если иностранный гражданин решил приехать в Российскую Федерацию, ему необходимо знать некоторые основные правила пребывания иностранных граждан в России.

Просим отнестись к этой информации с большой ответственностью. От этого может зависеть успех поездки иностранного гражданина.

С января 2007 г. введен миграционный учёт иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации.

Процедура постановки на миграционный учет представляет собой информирование (уведомление) территориального органа Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и должна быть осуществлена в течение 7 рабочих дней после прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

У этого правила нет исключений. Любой иностранный гражданин,  из ближнего или  дальнего зарубежья, который планирует  пребывать в России  более 7 дней, обязан встать на миграционный учет по месту фактического проживания на территории РФ. Это может быть гостиница, хостел, апартаменты или частный адрес.

Для постановки иностранного гражданина  на миграционный учет  необходимо заполнить уведомление о прибытии иностранного гражданина (бланк уведомления Вы можете найти на нашем сайте в разделе «Образцы приглашений и визы»)  в местном отделении ФМС или отправить заказным письмом через любое почтовое отделение. Уведомление должно быть заполнено  принимающей стороной.

Регистрация иностранцев в России отменяется

Это может быть физическое или юридическое лицо. После отправки уведомления, на руках у гостя остается отрывная часть с печатью ФМС или  Почты РФ. Этот документ и  является подтверждением того, что иностранный гражданин встал на миграционный учет.

Документы, необходимые для постановки на миграционный учет:

  • Копия паспорта иностранного гражданина;
  • Копия визы;
  • Копия миграционной карты;

            За нарушение миграционного учёта предусмотрен штраф в размере от 2000 до 7000 рублей.

Если во время пребывания иностранного гражданина  в РФ им было совершено более 2-х административных правонарушений, например несвоевременная постановка на миграционный учет, штрафы и другие  нарушения, то данный гражданин может быть внесён  в список лиц нежелательных для въезда в РФ на срок от 2 до 5 лет.

Гости, прибывающие в РФ по  туристическим визам, могут встать на учет либо в гостинице, либо по фактическому месту пребывания (частный адрес).

Гостей, пребывающих в РФ по деловой визе, может поставить на учёт как пригласившая организация, так и принимающая. Так же гость может встать на учет по частному адресу. Для этого хозяин квартиры (ответственный квартиросъемщик) должен обратиться  в местное отделение ФМС или любое отделение Почты России.

Гостей, пребывающих в РФ по частной визе, ставит на учет  лично гражданин РФ, пригласивший иностранного гостя.

Гостей, пребывающих в РФ по рабочей  визе, ставит на учет организация, которая приняла  иностранца на работу. Уведомление оформляется  на юридический адрес организации.

После того как иностранный гражданин покинет территорию РФ, его необходимо снять с учета не позже 2 рабочих дней со дня убытия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *