Справочник

Результаты оперативно розыскной деятельности

Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности

Практика показывает, что оперативно-розыскным органам все чаще приходится сталкиваться не только с изощренными приемами и методами сокрытия преступлений и их последствий, но и с организованным противодействием изобличению виновных. В этих условиях явно не хватает традиционных уголовно-процессуальных возможностей, поэтому существенно возрастают роль и значение ОРД, в ходе которой обнаруживается, фиксируется оперативными средствами и методами информация, которая впоследствии может иметь доказательственное значение.

При этом отметим, что оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство представляют собой единство процессуального и не процессуального. И это единство включает, кроме проведения следственных действий или ОРМ, использование добытой в ходе проведения ОРД информации, принятие решений как процессуального, так и оперативно-розыскного характера.

В настоящее время использование результатов ОРД выступает частным учением, основанным на едином познании ОРД и уголовным процессом криминальных явлений и принципе информационного взаимодействия этих двух составляющих при решении задач борьбы с преступностью.

В процессе осуществления ОРД обеспечиваются соответствующие условия и предпосылки для быстрого и полного раскрытия преступления уголовно-процессуальными мерами. Это предполагает получение информации о местах нахождения документов и предметов, служащих орудием преступления, сохранивших на себе его следы, бывших объектами преступных действий, а также денег и ценностей, нажитых преступным путем, и других предметов, которые могут служить средствами обнаружения преступления, обстоятельств его совершения и выявления виновных. Вместе с тем ОРМ могут быть направлены на предотвращение уничтожения перечисленных материальных предметов и пресечение противодействия расследованию. В некоторых ситуациях появляется необходимость выявить такие обстоятельства, которые характеризуют личность потерпевшего и наиболее важных свидетелей, чтобы иметь представление об их психологической установке на предстоящие допросы1См.: Зажицкий В. И. Связь оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса // Государство и право. 1995. № 6. С. 58..

Наиболее часто выявлению и раскрытию оперативно-розыскным путем подлежат преступления, которые тщательно скрываются и остаются неизвестными, когда нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела или когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, к моменту обнаружения признаков преступления не установлено. Кроме того, в условиях «очевидности» преступлений ОРМ могут быть необходимы для установления мотивов и цели преступления, а иногда и результатов преступной деятельности, т.е. обстоятельств, которые при неочевидности самого события преступления, как правило, наглядно не проявляются. Таким образом, проблема использования результатов ОРД содержит несколько аспектов и ее решение невозможно без рассмотрения терминологии этого понятия.

«Результат» — это то, что получено в завершении какой-нибудь деятельности, работы, итог. Итогом ОРД является решение задач этой деятельности (ст. 2 Закона об ОРД). Результат этой деятельности должен находить явное выражение и материальное воплощение путем ею отражения в оперативно-служебных документах или на различных физических носителях.

В соответствии с п. 361 ст. 5 УПК РФ под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Законом об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушения, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Законодатель, назвав результаты ОРД сведениями, подчеркнул, что они сами по себе доказательствами не являются, ибо не соответствуют нормативному определению доказательств в том значении, как определено в уголовно-процессуальном законодательстве.

В соответствии со ст. 89 УПК РФ «в процессе доказывания запрещается использовать результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом».

Понятие и легализация результатов оперативно-розыскной деятельности

Однако при соблюдении уголовно-процессуальной процедуры результаты ОРД в доказывании по уголовным делам использоваться могут.

Результаты ОРД могут включать две группы данных. Первую группу составляют фактические данные (сведения), непосредственно указывающие на признаки преступления, которые, будучи закреплены процессуальными средствами, могут служить источниками доказательств по уголовному делу. Они могут иметь значение для выяснения подлежащих доказыванию обстоятельств о наличии и местах нахождения орудий преступлений, похищенных ценностей, денежных средств, предметов, сохранивших следы преступления, и др.

Вторую группу образуют фактические данные, которые носят вспомогательный характер (о личности подозреваемого, противоречиях в преступной группе, способах маскировки преступной деятельности и т.н.) и могут служить для выбора организационных и тактических приемов проведения ОРМ и следственных действий.

Информация, полученная оперативно-розыскным путем, может содержать самые разнообразные сведения: о способе совершения преступления; лицах, совершивших преступление; предметах и документах, которые могут быть доказательством по делу, и их местонахождении; о способах сокрытия совершенных деяний; об избранной подозреваемыми и обвиняемыми линии поведения на следствии; о склонении организаторами преступных групп своих сообщников к даче ложных показаний; воздействии на свидетелей в целях их склонения к отказу от дачи показаний.

Результаты ОРД отражаются:

  • в составляемых оперативными сотрудниками служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, объяснениях, отчетах и т.д.), к которым могут прилагаться предметы и документы. полученные при проведении ОРМ (фоно- и видеограммы, фотоснимки, магнитные и лазерные диски, слепки и т.н.);
  • на технических средствах фиксации информации (фото-, кино- и видеосъемки, магнитные ленты, диски и другие носители информации);
  • в объяснениях лиц, участвующих в ОРМ (проверочных закупках, наблюдении, оперативном эксперименте, контролируемой поставке и др.);
  • в сообщениях конфиденциальных источников.

Оперативно-розыскная информация, зафиксированная в соответствии с требованиями закона в оперативно-служебных документах и на физических носителях, служит лишь основой для формирования всех видов доказательств и создает условия и предпосылки для их установления.

Таким образом, фактические данные, полученные непроцессуальным путем, сами по себе не являются доказательствами, но они могут приобрести такое качество в случаях их получения следователем или судом законными способами (представление, истребование, производство следственных действий). В связи с этим руководитель оперативного подразделения решает вопрос о возможности предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору и в суд.

Если принимается решение о предоставлении результатов ОРД, оперативные работники, собрав материалы, содержащие фактические данные, систематизируют их, анализируют и оценивают возможность их дальнейшего использования. Если при этом существует опасность расшифровки лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе, угроза безопасности субъектов ОРД и лиц, располагающих доказательственной информацией, они вносят предложения о приемах, с помощью которых такие данные могут быть легализованы. Эти вопросы, как правило, обсуждаются с руководителем оперативно-розыскного органа; при необходимости в обсуждении может принимать участие следователь, в производстве которого будет находиться уголовное дело. Подобный порядок позволяет следователю выбрать наиболее эффективные тактические мероприятия и наиболее полно использовать упомянутые результаты. Для того чтобы фактические данные можно было рассматривать как результат ОРД, требуется соблюдение ряда общих условий.

Так, фактические данные должны:

  • быть получены оперативными подразделениями с соблюдением порядка, установленного Законом об ОРД:
  • содержать информацию о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих либо совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
  • быть зафиксированы в оперативно-служебных документах, на материальных (физических) носителях, к которым могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.

Собранные материалы, должны содержать достаточные данные:

  • о наличии признаков преступления (в частности, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены);
  • об обстоятельствах обнаружения таких признаков;
  • о лице (лицах), совершившем преступление, и об очевидцах, если они известны;
  • любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Собранные оперативно-розыскным путем материалы изучаются и оцениваются сотрудниками органа, осуществляющего ОРД (оперативным сотрудником и руководителем оперативного подразделения) с позиции их дальнейшего предоставления дознавателю, органу дознания, руководителю следственного органа, следователю, прокурору или в суд для принятия по оперативно-розыскным материалам решения в соответствии с УПК РФ. Предоставляемые материалы должны содержать результаты ОРД, т.е. документально зафиксированную конечную информацию, и не раскрывать применяемую тактику, методы, средства ОРД, а также данные о лицах, негласно предоставивших сведения.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Под результатами оперативно-розыскной деятельности понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об оперативно-розыскной деятельности порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Результаты оперативно-розыскной деятельности отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т. п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Вы точно человек?

В случае проведения в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-технических мероприятий результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Результаты оперативно-розыскной деятельности в перечисленных в законе случаях учитываются при решении вопроса об их допуске к следующим видам деятельности:

  1. о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
  2. о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
  3. о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
  4. об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  5. о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Результаты оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД) — это сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно — розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Уголовно-процессуальным законодательством РФ запрещено использование в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Для того, чтобы результаты оперативно-розыскной деятельности могли быть использованы в суде в качестве доказательств при необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД, выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и передаче материалов следователю или в суд.

Глава 1. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и порядок их представления 4

Все сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности должны быть легализованы, для чего лица, участвовавшие в мероприятиях, передопрашиваются следователем или судом, фонограммы прослушивания переговоров, вещественные носители информации и предметы преступления осматриваются с соблюдением требований уголовно-процессуального закона.

Только после этого данные доказательства подлежат оценке в процессе доказывания.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *