Справочник

Счетчик воды косгу

В редакцию с завидным постоянством поступают вопросы, по какому коду КОСГУ следует отражать приобретение и установку приборов учета (электро-, водо-, газо- и теплосчетчиков).

Отображение приобретения счетчиков воды в КОСГУ

Разберемся, почему эта простая операция вызывает у бухгалтеров такие трудности.

Одни эксперты говорят, что установку счетчиков нужно оплачивать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги", другие — по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. А расходы по приобретению счетчиков в рамках отдельного договора — относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Чем объясняется отсутствие единодушия?
В разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее — Указания N 180н), содержатся статьи (подстатьи) КОСГУ с описанием отражаемых по ним операций — перечней направлений расходования средств.

Перечни не являются закрытыми и не исключают возможности отражения иных аналогичных операций. Поскольку операция по установке счетчиков напрямую не указана в описаниях к кодам КОСГУ, для правильного отнесения расходов необходимо определить их экономическое содержание. Значение имеет предмет договора.

Статья 340

В соответствии с ОКОФ <*> в состав зданий входят внутренние коммуникации, необходимые для их эксплуатации: система отопления; внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки; внутренние телефонные и сигнализационные сети.
———————————
<*> Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Предназначение приборов учета электро-, тепло-, водо-, газоснабжения является частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса. Они не могут выполнять свои функции самостоятельно, соответственно, не удовлетворяют критерию отнесения объекта к основным средствам, установленному п. 41 Инструкции N 157н. Поэтому счетчики учитываются в составе материальных запасов.
Исходя из этого, если учреждением заключен договор поставки счетчика (его условиями могут быть предусмотрены также установка и предоставление необходимых деталей), расходы по нему подлежат отнесению на статью 340 КОСГУ. Оправдательным документом в данном случае является накладная. Расходы на установку счетчиков подлежат включению в их фактическую стоимость.

Подстатья 225

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением специальных приборов.
Требования данной статьи распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электро-, тепло-, водо-, газоснабжения и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета (п. 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).
Таким образом, установка приборов учета сопряжена с исполнением требований Закона N 261-ФЗ. А расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, подлежат отнесению на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Внимание! Если в соответствии с договором на выполнение работ по установке водосчетчиков право собственности на них и другие материалы переходит к учреждению только после выполнения всего комплекса работ, т.е. после подписания акта, вся сумма по договору подлежит оплате по подстатье 225 КОСГУ. В данном случае продажа материалов подрядчиком не осуществляется, а расшифровка расходов в смете служит обоснованием цены работы.

В случае если в рамках одного договора передача материалов осуществляется по накладной, а выполнение работ оформляется актом, т.е. заключен смешанный договор, оплату счетчиков следует производить по статье 340, а работ по установке — по подстатье 225 КОСГУ.

Подстатья 226

Согласно Указаниям N 180н монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в том случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, подлежат отнесению на подстатью 226 КОСГУ.
Поэтому и расходы на установку (монтаж) приборов учета при определенных условиях могут быть отнесены на данную подстатью.
Однако нужно иметь в виду, что требующее монтажа оборудование уже должно быть приобретено учреждением по отдельному договору. В противном случае имеет место скорее поставка материалов, поскольку устанавливать еще нечего, и применять подстатью 226 КОСГУ некорректно.

Резюме

Как видим, в случае с установкой счетчиков можно привести веские аргументы для применения как подстатьи 226, так и подстатьи 225 КОСГУ.
В подобных ситуациях желательно согласовывать порядок применения бюджетной классификации путем утверждения уполномоченным органом власти соответствующих документов или приложений (расшифровок) к ним.
К таким документам относятся, например:
— сметы, задания на оказание государственных (муниципальных) услуг;
— методические рекомендации (указания).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

ЭНЕРГОСЕРВИС НАЧИНАЕТСЯ СО СЧЕТЧИКА

Лейман Н.И.,
экономист

 
    Контракт на энергосервис — новый и очень непростой вид договора об энергоснабжении. Самый распространенный вопрос: как учесть электросчетчик?
 

Пора брать новые рубежи

 
    Контракт на энергосервис для государственных и муниципальных нужд стал одной из важнейших "новелл" конца 2009 года.

Расшифровка и применение КОСГУ 310 и КОСГУ 340 в 2018 году

Этот вид договора не имеет ничего общего с контрактами на поставку энергетических ресурсов (оказание услуг водоснабжения, теплоснабжения и др.). Он предусмотрен ст. 56.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ о госзакупках в редакции, вступившей в силу 27 ноября 2009 года.
    Изменения в Законе № 94-ФЗ — следствие принятия Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон об энергосбережении). Показательно, что оба законодательных акта вступили в силу одновременно.
    Фактически предметом контракта на энергосервис может стать любой набор операций и услуг, направленных на энергосбережение в бюджетной сфере. При этом важно сберечь не только электроэнергию, но и воду (дизельное топливо, мазут, природный газ, уголь и т.д.).
    С этого года главные распорядители бюджетных средств (далее — ГРБС) должны планировать бюджетные ассигнования для получателей бюджетных средств (далее — ПБС) исходя из четкого пятилетнего плана. С 2010 по 2015 год объем фактического потребления энергоресурсов должен быть снижен не менее чем на 15% по сравнению с 2009 годом. Ежегодное снижение не должно быть меньше чем 3%.
    До 1 января 2011 года органы государственной власти (местного самоуправления) должны завершить оснащение приборами учета тех зданий (строений, сооружений), которые:
    — относятся к государственной (муниципальной) собственности;
    — введены в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении.

Пименов, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Если приборы учета включены в состав материальных запасов, то затраты на их монтаж учитывают в составе текущих расходов учреждения по статье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Если в договоре на поставку и установку приборов их стоимость отдельно не выделяется, по нашему мнению, всю сумму, уплаченную по договору, учреждения вправе учесть в составе текущих расходов также по статье 226 КОСГУ. Пример В здании, принадлежащем учреждению на праве оперативного управления, учреждение проводит установку счетчиков горячей и холодной воды. Работы проводятся за счет субсидии на выполнение госзадания. Здание используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Работы по установке приборов учета проводятся силами сторонней организации. Согласно договору сторонняя организация поставляет приборы и впоследствии осуществляет их установку.

Подстатья 225 работы, услуги по содержанию имущества 

Из рекомендации «Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ» Игорь Кузьминсоветник государственной гражданской службы РФ 3-го класса (департамент бюджетной политики и методологии Минфина России) Станислав Бычковначальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России 22.05.2014г.

Косгу: поверка средств измерения

Порядок принятия к учету счетчиков пропишите в учетной политике учреждения. Ответственность за правильность принятого решения несет учреждение. Такой вывод подтверждает письмо Минфина России от 21 сентября 2012 г.


№ 02-05-11/3866. Если учреждение относит счетчики к материальным запасам, расходы распределите по статьям (подстатьям) КОСГУ следующим образом. 1.

Ох уж эти счетчики! (Юрьева Ю.В.)

При первоначальной установке:-если учреждение самостоятельно приобретает счетчик, расходы на его приобретение отразите по статье КОСГУ 340«Увеличение стоимости материальных запасов», расходы на последующую установку – по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги»;-если подрядчик устанавливает счетчик с использованием своего оборудования в рамках договора на установку (монтаж), расходы отразите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». 2.

Всероссийский муниципальный форум

Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ &#171;Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации&#187; (далее &#8212; Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением специальных приборов.Требования данной статьи распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электро-, тепло-, водо-, газоснабжения и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета (п. 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).Таким образом, установка приборов учета сопряжена с исполнением требований Закона N 261-ФЗ.

Вопросы применения бюджетной классификации: 225 косгу

На данную подстатью КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, в том числе на: (в ред. Приказа Минфина России от 12.03.2015 N 36н) (см.

Ох уж эти счетчики! (юрьева ю.в.)

Однако, по нашему мнению, если рассматривать предмет заключаемого договора именно в изложенной в вопросе формулировке, то экономической сущностью такого договора фактически являются расходы на демонтаж и последующий монтаж прибора учета, которые связаны исключительно с необходимостью поверки прибора учета в рамках содержания имущества учреждения.Таким образом, расходы казенного учреждения на демонтаж и последующий после поверки монтаж, а также пусконаладочные работы теплосчетчика целесообразно осуществить с применением подстатьи 225 &#171;Работы, услуги по содержанию имущества&#187; КОСГУ в рамках расходов на оплату работ (услуг), осуществляемых в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния.

Инфо

Напомним, что под содержанием нефинансовых активов подразумеваются работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объектов. Если объекты закреплены за учреждением на праве оперативного управления, то расходы, связанные с их содержанием (обслуживанием, ремонтом), относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. При этом ни действующие указания, ни инструкции по применению бюджетной классификации, применявшиеся в прошлые годы, не ставят порядок осуществления расходов в подобных ситуациях в зависимость от того, учитываются ли обслуживаемые объекты в качестве самостоятельных основных средств или входят в состав зданий (сооружений).

Косгу поверка счетчика воды

Обоснование вывода:В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее &#8212; Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации РФ должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания фактов хозяйственной жизни (операций) и предмета конкретного договора (контракта). Следовательно, при составлении договоров (контрактов) желательно соотносить их содержание с положениями Указаний N 65н.Согласно положениям Указаний N 65н, монтажные (демонтажные) работы по оборудованию, требующему монтажа (демонтажа), в том случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, по общему правилу подлежат отнесению на подстатью 226 &#171;Прочие работы, услуги&#187; КОСГУ.
В редакцию с завидным постоянством поступают вопросы, по какому коду КОСГУ следует отражать приобретение и установку приборов учета (электро-, водо-, газо- и теплосчетчиков). Разберемся, почему эта простая операция вызывает у бухгалтеров такие трудности. Одни эксперты говорят, что установку счетчиков нужно оплачивать по подстатье 226 &#171;Прочие работы, услуги&#187;, другие &#8212; по подстатье 225 &#171;Работы, услуги по содержанию имущества&#187; КОСГУ.
А расходы по приобретению счетчиков в рамках отдельного договора &#8212; относить на статью 340 &#171;Увеличение стоимости материальных запасов&#187; КОСГУ. Чем объясняется отсутствие единодушия?В разд.

Косгу поверка счетчиков воды

V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее &#8212; Указания N 180н), содержатся статьи (подстатьи) КОСГУ с описанием отражаемых по ним операций &#8212; перечней направлений расходования средств. Перечни не являются закрытыми и не исключают возможности отражения иных аналогичных операций. Поскольку операция по установке счетчиков напрямую не указана в описаниях к кодам КОСГУ, для правильного отнесения расходов необходимо определить их экономическое содержание.

Значение имеет предмет договора.

Страница не найдена

12.08.2011По отдельному договору предусмотрена установка (монтаж) вновь приобретенного оборудования (теплосчетчиков и кондиционера), учтенного учреждением в составе основных средств. За счет какой статьи КОСГУ оплачивать расходы учреждения по оплате работ за установку, если основные средства приобретены за счет учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы учреждения по оплате отдельных договоров, предметом которых является установка (монтаж) кондиционеров, могут осуществляться за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

А вот порядок применения бюджетной классификации в случае оплаты работ по установке теплосчетчиков желательно урегулировать в смете (приложении к ней) или ином документе, утвержденном уполномоченным органом. В частности, оплата таких расходов может осуществляться за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Обоснование вывода:

Сразу отметим, что в случае принятия должностными лицами учреждения решения об учете теплосчетчиков и кондиционеров в составе основных средств, по нашему мнению, они могут быть приняты к бюджетному учету в качестве основных средств только после окончательного формирования их первоначальной стоимости, то есть после установки. При этом первоначальная стоимость данных объектов должна включать и стоимость монтажных работ, которая будет учтена на счете 010631 000 "Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения".

В соответствии с "Указаниями…", утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2009 N 190н (далее — Указания N 190н), монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в том случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, подлежат отнесению на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Поэтому и расходы на установку (монтаж) вновь приобретенного теплосчетчика и кондиционера, учтенного учреждением в составе основных средств, при определенных условиях, могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Именно такого мнения придерживались специалисты уполномоченных органов и независимые эксперты в своих разъяснениях в прошлые годы1.

Вместе с тем если при оплате работ по установке (монтажу) кондиционера никаких сомнений в порядке применения бюджетной классификации не возникает, то оплата работ по установке теплосчетчиков по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ при определенных обстоятельствах может стать предметом разногласий с органами финансового контроля — все зависит от трактовки конкретными должностными лицами отдельных положений действующих нормативных правовых актов.

Дело в том, что функциональное предназначение приборов учета теплоснабжения является частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.

Правила учета тепловой энергии и теплоносителя в Российской Федерации утверждены Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936 (далее — Правила). Данные Правила распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя (п. 1.1 Правил).

Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил (п. 1.3 Правил).

Таким образом, установка приборов учета тепловой энергии сопряжена с исполнением требований Правил. А согласно Указаниям N 190н расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, подлежат отнесению на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Как видим, в данном случае существуют достаточно веские аргументы для применения как подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, так и подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

В подобных ситуациях совсем не лишним будет согласовать порядок применения бюджетной классификации путем утверждения уполномоченным органом соответствующих документов или приложений (расшифровок) к ним. К таким документам, например, относятся сметы, задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, методические рекомендации (указания).

Обратите внимание, практика применения бюджетной классификации в отдельных публично-правовых образованиях показывает, что работы по установке приборов учета могут оплачиваться за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ2.

И наконец, даже если у учреждения нет возможности подтвердить обоснованность применения бюджетной классификации в описанном выше порядке, маловероятно, что контролирующим органам в данном случае удастся обосновать квалификацию расходов бюджетного учреждения, осуществленных по подстатьям КОСГУ 225 или 226, в качестве нецелевых.

Дело в том, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

1 Смотрите, в частности:
— Вопрос: Просим разъяснить порядок применения статей классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, при отражении расходов на монтаж, установку требующего соответствующих действий оборудования? Возможно ли для отражения расходов на эти цели применять подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества"? ("Бюджетный учет", N 11, ноябрь 2008 г.);
— письмо Минфина России от 23.05.2007 N 02-14-10/1227;
— письмо Федерального казначейства от 31.05.2007 N 42-22-04/13;
— Вопрос: По каким статьям КОСГУ нужно отражать расходы на приобретение и установку теплосчетчиков при заключении отдельных договоров на установку и на приобретение счетчиков? ("Бюджетный учет", N 4, апрель 2010 г.).

2 Смотрите, например:
— номер закупки 245.00.069.1 "Сводного плана-графика…" (Приложение N 3 к распоряжению Губернатора Тульской области от 01.04.2010 N 312-рг);
— пункт 2 Решения Совета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 16.01.2007 N 182;
— подпункт 2.1.8 Решения Совета депутатов г. Черногорска от 20.12.2005 N 88.

Все консультации данной рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *