Справочник

СМИ как информационный посредник

2.2. Роль сми в политической системе.

Какова же роль средств массовой информации в политической системе и в жизни общест­ва?

4.9. Средства массовой информации в политической системе

Функции СМИ весьма разнообразны. Но важнейшей из них является ин­формационная. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только освещение тех или иных фактов, но и их коммен­тирование и оценку, то есть пропускание через призму своих идеологических мировоззрений. Одну и ту же новость (информацию) можно представить так, что она изменит свой первоначальный смысл.

Конечно, не все сведения, распространяемые по средствам массовой информации, носят поли­тический характер (например, прогноз погоды, развлекательные, спортивные и другие программы (но и тут без пива с прыгающей пробкой не обойтись!)1). К политической информации относится та, кото­рая имеет общественную значимость и на основе которой у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, пар­тий и других политических институтов, об экономической, культурной и других сферах жизни общества.

Существуют общепринятые нормы деятельности государствен­ных средств массовой информации. Они не могут быть рупоромисключительно правительства. Проводится четкое разграничение между понятиями «политические новости» и «политическая программа». Если политические программы могут выражать позицию различных политических сил и групп насе­ления, то для новостей действует правило строгого ограничения коли­чества комментариев ведущего: в случаях, когда избежать их невоз­можно, они должны освещать позиции различных сторон. В тексте политической информации не должно быть логических и языковых конструкций оценочного характера, не говоря уже о приемах из арсе­нала психологической войны: подтасовки фактов, убеждающей рито­рики, целенаправленной интонации и мимики, особых приемов мон­тажа и т.д. Темы сообщения и состав действующих лиц должны отра­жать всю социальную структуру общества и волнующие его, а не ка­кую-то отдельную группу проблемы.

Что касается политических программ на телевидении и радио, то в них должно предоставляться эфирное время всем различным си­лам, представленным в общественной жизни и выборных органах власти. Лишь в этом случае у оппозиции имеется полноценная воз­можность соревноваться с правительством в борьбе за умы и души граждан.

В цивилизованном мире признается, что если эти требования не выполняются, то налицо — сознательная попытка СМИ навязать общественному сознанию исключительно свое видение событий. Такой тип освещения именуетсяинформационным тоталитаризмом. Моно­польное право определять объем, содержание и характер информации, ежедневно входящей в каждый дом, дает руководству СМИ реальной власти больше,чем есть у правительства и оппозиции вместе взятых.

2.3. Многообразие функции сми

К другим функциям СМИ относятся:

образовательная, которая проявляется в сообщении людямзнаний,позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно (или ложно) ориентировать­ся в сложном и противоречивом потоке информации;

социализация, связанная с усвоением людьми политических и соци­альных норм, ценностей, образов поведения, форм и методов раз­решения конфликтов. Эта функция позволяет личности адаптиро­ваться к социальной действительности;

критики и контроля, которые основываются на авторитете обще­ственного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хо­зяйственных органов контроля, не могут применять администра­тивные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен, так как они дают не только юриди­ческую, но и моральную оценку событиям и лицам. Критика СМИ отличается широтой своего объекта. Если критика оппозиции чаще всего сосредотачивается на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и Президент, и правительство, и королевские особы, и сами средства массовой информации. Контрольная функция СМИ особо необходима при слабой оппозиции и несовер­шенстве системы государственного и общественного контроля;

мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или к бездействию), в их вовлечении в по­литику СМИ обладают необъятными возможностями влияния на разум и чувства людей, образ их мыслей, критерии оценок, стиль и мотивацию политического поведения.

К другим функциям СМИ относятся инновационная (приобщение населения к различным нововведениям), опера­тивная (сообщение экстренной информации к действию), формирования общественного мнения.

Перечисленные выше функции не существуют изолированно, они постоянно реализуются во всем их комплексе, всесторонне влияя на все стороны жизни общества.

2.2. Роль сми в политической системе.

Понятие СМИ и требование к их использованию

Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:

массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);

периодичность – для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;

форма изложения материала – печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.

В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:

поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации. Согласно ст. 3 Закона «О средствах массовой информации» цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

Широко используя свободу массовой информации, не следует забывать о ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», которая закрепляет тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Данная статья запрещает использовать средства массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено использование в телевидеокинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 512 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

СМИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПОСРЕДНИК ИЛИ САМОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯСЯ СИСТЕМА?

А.В. Левадная

Современная политика представляет собой борьбу за перераспределение ресурсов, главным среди которых являются средства массовой информации. В настоящее время главенствующую роль в жизни общества играют информация и коммуникация, в связи с чем политология уделяет всё больше внимания коммуникативным процессам в политическом пространстве. Поэтому основной исследовательской проблемой работы стал вопрос о роли средств массовой информации как посредника в политических коммуникация: как изменилось взаимодействие политиков с общественностью при появлении СМИ? Как влияет развитие средств массовой информации и коммуникации на взаимодействие политиков и общественности? Эти и другие вопросы будут рассмотрены далее.

Трансформация средств технологии и коммуникации происходит в рамках формирования информационного общества как нового этапа в развитии социальной действительности. Впервые идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х — начале 70-х годов XX столетия. Изобретение же термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши1. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития страны. Это обстоятельство обусловило его в известном смысле ограниченный и прикладной характер. Однако в 70-е годы происходит конвергенция двух почти одновременно нарождающихся идеологий — информационного общества и постиндустриализма. Последняя, в отличие от первой, имела достаточно солидную теоретическую основу. Идея постиндустриального общества была выдвинута в 60-е годы американским социологом Д.Беллом, который представил в развернутом виде концепцию постиндустриализма в своей книге «Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза»2. Подобно другим теоретикам индустриализма, он трактует индустриальное общество как организованное вокруг производства вещей и машин для производства вещей. Понятие индустриального общества, подчеркивает он, охватывает прошлое и настоящее различных стран, которые могут принадлежать к противоположным политическим системам.

Факторы трансформации средств и технологий — бурное технологическое развитие носителей электроники, процессы глобализации, которые связаны с умножением и ускорением коммуникации, ростом объема информации. Э. Тоффлер назвал возникновение информационного общества новой технологической революцией, самой быстрой, охватившей весь мир (по сравнению с изобретением колеса). М. Кастельс говорит о том, что информационное общество — новая технологическая парадигма, в основе которой — ИТ, их ядро — обработка информации, компьютеры, возникновение Интернета .

По мере технологического развития средств передачи информации претерпевает определенные изменения и система политической коммуникации, а следовательно — политическая система как таковая. Это связано со спецификой современного общества, в котором передаваемая посредством СМИ информация приобретает особую роль. Сегодня многие исследователи рассматривают информацию как «важнейший источник власти»3. «По сути, политическая система может рассматриваться как погруженная в информационное пространство»4. Отталкиваясь от сходных предпосылок, И.

Тема 9. Средства массовой информации в политической системе

Засурский отмечает: «Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы»5.

Возникновение термина «политическая коммуникация» непосредственно связано с эволюцией западного общества в ХХ веке. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук, получившее название политической коммуникативистики, было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX века, развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.

Политическая коммуникация имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние. Таким образом, политическую коммуникацию можно охарактеризовать как информационно-пропагандистскую деятельность социальных субъектов по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение образа мыслей и действий других социальных субъектов.

Средства массовой информации не только субъект политической жизни, но одновременно и объект ее, поскольку сами являются частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той или иной форме воспроизводят их, испытывая на себе их сильнейшее воздействие. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, зачастую несовместимых друг с другом сообщений и материалов. Как относиться к ним? Ведь ясно, что одному человеку или отдельной группе людей невозможно ни голосовать за все партии или за всех кандидатов, ни покупать все рекламируемые товары, ни согласиться со всеми предлагаемыми мнениями. Зачастую эти сообщения и материалы нейтрализуют друг друга.

Формирование политических предпочтений населения под воздействием СМИ в значительной степени зависит от уровня доверия источнику информации. Согласие с оценками, содержащимися в конкретных сообщениях, с позицией источника в целом, рождает чувство психологической близости, идентификации с содержанием и источником информации. Доказано, что люди, доверяющие данному источнику информации, склонны не замечать тех элементов содержания, которые вызывают у них непонимание или несогласие. В России уровень доверия СМИ сравнительно невысок. Так, например, по данным на март 2007 года, им доверяли 32% населения6. В современной России также одной из нерешенных проблем власти является отсутствие продуманной коммуникационной стратегии. Властные институты недооценивают использование каналов коммуникации и коммуникационных технологий в процессе повышения доверия к власти среди населения: например, власти информируют население о решении того или иного вопроса, но о промежуточных этапах или о конечных результатах работы общественность и население не знает.

Согласно Дж. Томпсону существует три типа коммуникации – непосредственное взаимодействие (межличностная коммуникация «лицом к лицу»), опосредованное взаимодействие и опосредованное квазивзаимодействие7.

Непосредственное взаимодействие имеет место в случае прямого контакта участников коммуникационного процесса, находящихся в одной пространственно-временной системе. Такая коммуникация построена на двустороннем информационном обмене, т.е. формате диалога. Кроме того, для передачи или интерпретации смыслового содержания в процессе межличностного общения наряду со словами обычно используются и другие символьные формы – интонация, жесты, выражения лица и т.д. Данному типу коммуникации может быть противопоставлено опосредованное взаимодействие, предполагающее обязательное использование вспомогательных средств, которые позволяют обмениваться сообщениями людям, «отдаленным» друг от друга в пространственно-временном отношении. По сравнению с межличностным общением опосредованное взаимодействие оказывается способным «преодолеть» пространственно-временную локализацию и тем самым приобретает ряд принципиально иных характеристик. Так, например, участники подобного коммуникационного акта не могут быть уверены в адекватном восприятии некоторых смысловых выражений (например, «здесь», «сейчас» и т.п.), и по этой причине вынуждены использовать в ходе символьного обмена определенное количество дополнительной, конкретизирующей тот или иной контекст информации. Кроме того, опосредованное взаимодействие предполагает (по сравнению с непосредственным) и определенное изменение набора символьных форм, доступных участникам коммуникационного акта. Так, например, обмен письмами исключает возможность использования мимики и жестов, но в то же время допускает использование других, сугубо специфических символьных форм, присущих письму, – шрифтовых выделений, подчеркивания и др.

В контексте политических коммуникаций традиционная СМИ начинают играть роль массового посредника между властью и народом и несет функцию информирования (в том числе передачи административных распоряжений), связи между социальными группами, идеологизации, обучения, развлечения и обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами общества. Таким образом, отношения между политиками и гражданами в современном мире все в большей степени превращаются в опосредованное квазивзаимодействие.

Понятием опосредованного квазивзаимодействия можно обозначить особые виды социальных отношений, которые устанавливаются в результате использования средств массовой коммуникации – печати, радио, телевидения и т.д8. Хотя такая форма коммуникационного акта также предполагает расширение доступности информационно-смыслового содержания в пространственно-временном континууме, но она существенно отличается двумя важными особенностями: Во-первых, при опосредованном квазивзаимодействии символьные формы воспроизводятся для неопределенного круга потенциальных получателей. Во-вторых, опосредованное квазивзаимодействие, по существу, является монологом – в плане однонаправленности информационного потока. Таким образом, опосредованное квазивзаимодействие является формой социального взаимодействия, создающей особую ситуацию общения людей в процессе обмена символьными формами.

Благодаря возникновению новых форм опосредованного публичного доступа к информации, принципиально отличных от механизма информационного обмена в рамках межличностных контактов, коммуникация приобрела совершенно иное качество. Так, доступность сведений о каком-либо действии или событии перестала зависеть не только от количества людей, непосредственно наблюдавших за ним в момент его свершения, но и от фактического местонахождения «источника» и «потребителя» информации в пространственно-временном континууме. Однако современные масс-медиа едва ли можно назвать идеальными посредниками в коммуникации: они сильно автоматизировались и от власти, и от аудитории. Встречаются утверждения, что медийная трансляция, строго говоря, не передает, а производит, что в «в сфере массмедиа возникает аутопойетическая, самовоспроизводящаяся система, более не зависящая от передачи в процессе интеракции между присутствующими»9 и «возникает оперативная замкнутость, вследствие которой система воспроизводит собственные операции из себя самой10. Собственно новшество такого подхода заключается в том, что в рамках него приписываются перцептивные свойства машине информационного производства. Однако такой подход упускает антропокультурную многослойность медийности. Как бы институционально и технологически не обосабливалась коммуникация, она все равно оказывается в контексте с более «простыми», исторически ранними способами передачи, остающимися как исторические медийные системы за рамками масс-медейного праксиса.

Таким образом, усложнение структур и повышение динамизма в развитии современного общества актуализирует вопросы коммуникаций внутри общества. Преобразования в социально-политической сфере, происходящие под воздействием новых коммуникационных технологий, носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, они способствуют расширению «видимости», открытости осуществления власти, с другой – создают потенциальную возможность концентрации управления информационными потоками в руках достаточно узкого круга лиц, ставящих перед собой задачу направленного воздействия на массовое сознание или, если угодно, манипулирования им в политических целях. В последнем случае «видимость» власти может трансформироваться в «видимость демократии», представляющую собой «господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую, а также информационную власть и социальные привилегии меньшинства над большинством, осуществляемое при формальном согласии большинства граждан»11.

1 См.: Информационное общество. 1999. Вып. 1.

2 См.: Bell D. The Сoming of Post-industrizl Society. A Venture in Social Forcasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973

3 См.: Анохин М.Г., Павлютенкова М.Ю. Информационно-коммуникативные технологии в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 1999. N 1. 40 с.

5 См.: Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Московского университета, 1999. с 87

6 См. Информационный Центр Правительства Москвы http://www.mosinform.ru/full_new.shtml?myid=17979&id=18

7 См.: Thompson J.B. Ideology and Modern Culture: Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. – Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1990. – viii, 362 p.

8См.: Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития, М.: Прометей, 2004. – 328 с.

9 См. Луман Н. Реальность массмедиа: Пер. с нем.,М, 2005, с. 30

11 См.: Бауман З. Глобализация: Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М.Л.Коробочкиной. — М.: Весь мир, 2004. — 188 с.

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Системе государственного управления

    Шпаргалка >> Государство и право

    … сообщества, т.е. самовоспроизводящейся совокупности людей ( … В современном демократически … информации (СМИ), другие институты политическойсистемы и … комиссией или с участием посредника. … элементов транспортных коммуникаций; обрушение производственных …

  2. Место и роль политического лидера в системе общественных отношений современной России

    Лекция >> Политология

    … коренная реформа политическойсистемы. Устанавливается устойчивый, самовоспроизводящийся институт политического лидерства: … или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров. 5.5. Популизм в современной

  3. Объект изучения социологии и его особенности

    Реферат >> Социология

    … и самовоспроизводящуюся. В качестве социетальной системы общество … современной России различными политическими партиями: 1. Социал-демократический вариант, или … процесса коммуникации. Для электронных СМИ … к личности посредника (авторитет, нрав­ственность …

  4. Ответы к госам по специальности государственное и муниципальное управление

    Реферат >> Государство и право

    посредникисамовоспроизводящаясяили знаний. Государственные организации: в широком смысле – государство — политическаясовременные методы коммуникаций. Самым прогрессивным методом являются компьютерные сети. Локальная маркетинговая сеть —системакоммуникаций

  5. Государственное управление основы теории и организации

    Реферат >> Государство и право

    … бы посредником между … Новгород). В современнойполитической науке различают … системы управления организацией или обществом в самовоспроизводящуюся … деятельность с политическойкоммуникацией. Качественное … инструменты коммуникаций: СМИ, компьютерные …

Хочу больше похожих работ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *