Справочник

Соглашение трипс текст

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Цели и принципы ТРИПС. Осуществление прав интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и ее многочисленные аспекты в последнее время все чаще привлекают к себе внимание, что обусловлено высокими темпами роста научно-технического прогресса, а также ростом стоимости его продуктов. Учитывая значимость института интеллектуальной собственности, подтверждением чему является все вышесказанное, крайне важным и актуальным становится проблема защиты прав интеллектуальной собственности.

Необходимость определения и поддержания баланса между интересами обладателей прав на результаты интеллектуальной деятельности и процессом либерализации международной торговли, а также специфика собственно института интеллектуальной собственности, в конечном итоги стали решающим фактором для создания в рамках ВТО отдельно обособленного механизма зашиты прав интеллектуальной собственности,какнаиболее эффективного международно-правового механизма по противодействию нарушениям в сфере прав интеллектуальной собственности, основанного на систематизации и совершенствовании всех предыдущих достижений, закрепленных в заключенных ранее международных соглашениях.

В основе данного механизма лежит Соглашение ТРИПС (английская аббревиатура TRIPS – Trade Related Intellectual Property Rights – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности),заключенное в рамках ВТО и принятое в ходе Уругвайского раунда международных переговоров о многосторонней торговле 15 апреля 1994 года.

Марракешское Соглашение 1994 года о создании ВТО было дополнено большим числом приложений, содержащих дополнительные условия для стран-участниц. Соглашение об аспектах интеллектуальной собственности, связанных с торговлей (ТРИПС) стало одним из таких приложений. В целом, формулировки в данном Соглашении оставляют национальным законодательствам достаточно большой простор для выбора направления формирования государственной политики в области регулирования интеллектуальной собственности. Тем не менее, Соглашение ТРИПС призвано упорядочить правовое регулирование торговых аспектов наиболее динамично развивающегося вида собственности: такого вида собственности, который составляет основу формирования информационного общества. Именно поэтому этот документ и стал наиболее противоречивым и сложным среди всех остальных приложений Марракешского Соглашения.

Основными целями Соглашения ТРИПС были продекларированы содействие техническому прогрессу, передача и распространение технологий к взаимной выгоде производителей и пользователей технологических знаний, а также способствование социально-экономическому благосостоянию и достижению баланса прав и обязательств. То есть, данное соглашение должно выступить таким механизмом, регулирующим торговый аспект интеллектуальной собственности, который будет способен отвечать интересам всех участников договора. Как отмечает В.В. Пирогова: «Знакомство с историей разработки Соглашения дает возможность понять, что оно представляет собой в какой-то степени компромиссное решение» . Об этом свидетельствует и закрепление принципа наибольшего благоприятствования.

В целом Соглашение ТРИПС можно отнести к такой категории международных документов, которые устанавливают обязательные минимальные стандарты, в данном случае стандарты защиты прав интеллектуальной собственности в процессе торговой деятельности. Такой вывод можно сделать исходя из положений ст. 1 Соглашения, указывающей на то, что стороны могут (но не обязаны) устанавливать больший по сравнению с договором объем охраны прав.

Анализ норм ТРИПС позволяет сделать вывод о том, что наряду с торговыми аспектами, Соглашение регулирует и общие положения интеллектуальной собственности, что, по сути, является прерогативой ВОИС. Однако, ТРИПС устанавливает достаточно не ощутимые грани между торговыми аспектами и иными положениями интеллектуальной собственности, не гласно определяя: «для торговли важно все».

В РФ в рамках реализации положений ТРИПС была принята I часть ГК, гармонично отразившая все требования вышеуказанного Соглашения и иных ратифицированных Россией международных документов. Кроме того, к мерам принятым в целях обеспечения требований ВТО можно отнести: принятие ТК ТС; создание в системе МВД специального подразделения по борьбе с нарушениями прав интеллектуальной собственности; создание специальной коллегии по работе с интеллектуальной собственностью в ВАС, и др .

Важным шагом в поддержку авторов и правообладателей стало Постановление Правительства от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Данным Постановлением были установлены правила и порядок взимания указанного сбора. Взимание происходит с импортеров и производителей различного оборудования (компьютеры, флеш-накопители, диски, и др.), в размере 1 % процента от стоимости данного товара, и, конечно, в дальнейшем расходы перекладывается на потребителя. Осуществляет сбор Российский союз правообладателей.

Однако, не смотря на проделанную работу, существует необходимость создания наиболее действенных механизмов борьбы с контрафакцией, а также включение в законодательство дополнительных гарантий авторов и правообладателей. То есть, перспектива ближайшего будущего должна ознаменоваться созданием единой государственной системы охраны прав интеллектуальной собственности, включающей соответствующую систему органов государственной власти (отличающуюся высоким уровнем взаимодействия), содержащей отвечающее современным правовым потребностям законодательство, систему мер поддержки предпринимательства, и.т. д. Как отмечает Н.Н. Карпова: «Для получения реальной выгоды от вступления России в ВТО (в рамках выполнения требования ТРИПС) необходимо объединить усилия отдельных организаций и ведомств и создать единую национальную систему защиты прав ИС. Данная система должна объединить и координировать усилия законодательных, судебных, правоохранительных органов, Роспатента, налоговых и таможенных служб, антимонопольного комитета, а также общественных организаций и правообладателей интеллектуальной собственности» .

Особое внимание хотелось бы уделить следующему. Соглашение ТРИПС оставляет за участниками право выбора запрета или разрешения параллельного импорта. Россия в соответствии с национальным принципом исчерпания прав пошла по пути запрета такого импорта. Рассмотрим подробнее, какое влияние оказывает на развитие предпринимательства и другие сферы выбранный путь.

В мире существует два основных принципа исчерпания прав: национальный и международный. Согласно национальному принципу ввоз соответствующего товара в страну возможен только с разрешения владельца товарного знака, даже если товар неоднократно был перепродан за рубежом. Международный принцип предполагает, соответственно, отсутствие такого требования, т. е. потерю правообладателем права указывать новому собственнику как распоряжаться товаром.

Закрепление в 2002 году именно национального принципа исчерпания прав вывело за рамки правомерности параллельный импорт, внеся при этом достаточно много противоречий, и создав дополнительный барьер для предпринимателей (в особенности для субъектов малого и среднего бизнеса). Фактически данный принцип стал основой для злоупотреблений правообладателей. Он предоставил данным субъектам очень широкий спектр прав, а так же возможность «ходить тенью» за уже реализованным товаром, по-прежнему сохраняя на отдельные его элементы права. Е.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

Камагина указывает на то, что «Легальная монополия правообладателей, благодаря закреплению в законодательстве национального принципа исчерпания прав, приводит к возникновению неравенства участников гражданских отношений. Законодатель, с одной стороны, установил экономически необоснованные и даже абсурдные ограничения правомочий собственников, а с другой — представил правообладателям неоправданно широкий спектр прав, в т. ч. по контролю российского товарного рынка».

Делать выводы о правильности или неправильности выбранного подхода к исчерпанию прав сложно. Каждая модель, безусловно, имеет свои плюсы и минусы. Так, существует позиция, что параллельный импорт в какой-то мере может негативно повлиять на конкуренцию, давая преимущества не официальным импортерам.

Тем не менее, рассмотрим категории «параллельный импорт» и «исчерпание прав» в рамках режима наибольшего благоприятствования. К примеру, Япония (в которой к сведению действует принцип международного исчерпания прав) не будет предоставлять защиту права интеллектуальной собственности на товарные знаки уже реализованной продукции, например, российского ООО, в то время как Россия обязана защищать права Японских компаний даже в случае нескольких перепродаж исходного товара. То же касается и Евросоюза, в отдельных странах которого действует особый принцип исчерпания прав —региональный. Выходит, что российская позиция нацелена на поддержание иностранных корпораций и в свою очередь создание дополнительных барьеров для отечественного предпринимательства. Поэтому, все же целесообразно воспользоваться правом выбора, предоставленным Соглашением ТРИПС и установить на территории РФ международный принцип исчерпания прав.

Охрана прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки — предмет активного международного регулирования. Основным международным соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности.

Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883 г. и в дальнейшем неоднократно пересматривалась и дополнялась. В странах-участницах Парижская конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какой из ее текстов ратифицирован страной. Участники Конвенции образуют так называемый Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). Парижская конвенция ставит своей целью предоставление более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает создания международного патента, международного промышленного образца и международного товарного знака.

Ряд стран-участниц Парижской конвенции подписали в 1891 г. Мадридскую конвенцию о международной регистрации товарных знаков, в соответствии с которой в Международное бюро в Женеве должна подаваться заявка на товарный знак, которая направляется в соответствующие ведомства стран-участниц. Если отказа не последовало, то международная регистрация обеспечивает охрану товарного знака во всех странах-участницах.

В 1973 г. в Вене был подписан более широкий Договор о регистрации товарных знаков.В 1970 г. в Вашингтоне был заключен Договор о патентной кооперации, который предусматривает возможность составления и подачи в национальное ведомство международной заявки в тех случаях, когда заявитель желает обеспечить охрану изобретения в нескольких странах. Существуют также и региональные соглашения, регулирующие охрану промышленной собственности. В 1973 г. на конференции в Мюнхене была подписана Конвенция, предусматривающая выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством на основе унифицированных правил. В каждой стране – участнице Конвенции, за исключением стран ЕС, этот патент действует как национальный, а на территории ЕС (в соответствии с Люксембургской конвенцией 1975 г.) — как патент Сообщества.

Введение странами государственного регулирования (контроля) за международными передачами технологии может быть вызвано рядом причин, что чаще связано с конкурентной борьбой на мировом рынке:
а) стремлением удержать технологическое лидерство, ограничить иностранную конкуренцию и сохранить рабочие места;

б) по соображениям национальной безопасности, политическим и идеологическим мотивам (контролируется передача военной технологии и технологии "двойного назначения");
в) по условиям международных соглашений (например, технологии для создания химического, бактериологического, ракетного оружия подлежащих строгому международному контролю).
Прямое государственное регулирование вывоза и ввоза технологии осуществляется органами экспортного контроля, методами таможенного и пограничного контроля. Косвенное регулирование – в основном через государственную систему регистрации патентов и торговых знаков. Иногда требуется специальное разрешение правительства. Страны – получатели иностранной технологии чаще всего регулируют ее ввоз только по соображениям законности и правопорядка, запрещая ввоз определенных видов технологии, которые опасны для общества. Зачастую уровень общего технологического развития страны, стремящейся приобрести иностранную технологию, сам по себе может оказаться преградой на пути ее передачи. Социальные, культурные различия, разрывы в общем образовательном уровне между странами, не позволяющие работникам из менее развитых стран освоить и применять новейшую технологию, также могут препятствовать ее международному движению. Государственному контролю в тех или иных формах подлежит вывоз технологии производства оружия, химических товаров, наркотиков, напитков, передача военной технологии и технологии «двойного назначения». Страны ограничивают импорт технологии также с целью сохранения у себя рабочих мест.

Таким образом, подводя итог необходимо отметить, что с вступлением в ВТО у России появилось достаточно большое число обязательств в области защиты интеллектуальной собственности, обусловивших необходимость создания единой национальной системы борьбы с контрафакцией и иными нарушениями прав авторов и правообладателей. Кроме этого, видится целесообразным извлечение максимально возможных выгод из вступления в данную международную организацию, в том числе и из Соглашения ТРИПС. В частности, возможен переход от национального к международному принципу исчерпания прав. В целом, Соглашение ТРИПС оставляет национальным законодательствам достаточно широкое поле для выбора того или иного направления правового регулирования сферы интеллектуальной собственности, позволяя при этом гармонизировать торговые аспекты интеллектуальной собственности при взаимодействии государств.

Лекция 5

Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 413;

Соглашение ТРИПС

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности — ТРИПС является приложением 1С Маракешского соглашения, учредившего Всемирную торговую организацию (ВТО). Соглашение подписано 15 апреля 1994 г. и вступило в силу 1 января 1995 г.

Создание ВТО инициировано США и рядом экономически развитых стран для достижения мирными средствами целей, которых ранее достигались военным путем. С этой целью используется принцип глобализации мировой торговли, якобы соответствующий интересам всех стран. Однако действительная цель глобализации — захват и контроль товарных и ресурсных рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

В сфере интеллектуальной собственности цель глобализации — расчистка рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой для товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, в том числе авторского права и смежных прав, и обеспечение интересов правообладателей любыми средствами, в том числе "без суда и следствия".

С этой целью в Соглашении ТРИПС установлены стандарты:

на охрану интеллектуальной собственности; и

обеспечение прав интеллектуальной собственности.

Международные договоры, административные функции которых в основном выполняет ВОИС, содержат требования охраны интеллектуальной собственности. Например, в соответствии с Бернской конвенцией "каждая страна, являющаяся участницей настоящей Конвенции, обязуется принять, в соответствии со своей Конституцией, необходимые меры для обеспечения применения настоящей Конвенции"*(44).

Однако США, которые более 100 лет отказывались присоединиться к Бернской конвенции и сделали это лишь в 1989 г., через несколько лет стали считать, что таких обязательств недостаточно для охраны их интеллектуальной собственности. В результате была ускорена работа по трансформации ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) в ВТО, а в Соглашение ТРИПС были включены не только меры охраны, но и меры обеспечения прав интеллектуальной собственности.

Не следует считать, что слово "обеспечение" (enforcement) расширило содержание термина "охрана" (protection). В Соглашении ТРИПС под "обеспечением" в действительности понимаются действия лиц ex offi cio (по должности), которые решают, что произошло нарушение прав на интеллектуальную собственность, и принимают "эффективные и срочные меры" по их предотвращению. В США такими лицами являются, прежде всего, полицейские. Однако в конституциях большинства стран такие действия "без суда и следствия" запрещены. Тем не менее именно такие незаконные действия получают все большее распространение. С помощью заокеанских и европейских "экспертов и специалистов" сложился ложный стереотип, что правоохранительные органы, а не суд должны охранять интересы правообладателей.

Следует отметить то уникальное обстоятельство, что большинство разработчиков Соглашения ТРИПС, за исключением представителей развитых стран, не являлись специалистами в области интеллектуальной собственности*(45) и поэтому неудивительно, что Соглашение ТРИПС в основном состоит из предложений делегации США и их союзников.

Соглашение ТРИПС состоит из 73 статей. Статьи 1-8 образуют общий раздел, ст. 9-13 посвящены авторскому праву, ст. 14 — смежным правам, ст. 15-39 — промышленной собственности, ст. 40-73 — обеспечению прав интеллектуальной собственности.

В общем разделе устанавливается ряд принципов, которые должны быть учтены в национальном законодательстве:

принцип национального режима соответствует Бернской конвенции, но "применяется только в отношении тех прав, связанных с авторским правом, которые предусмотрены в самом Соглашении ТРИПС"*(46) (ст. 3);

принцип наибольшего благоприятствования — "любые выгоды, льготы, привилегии или иммунитеты, предоставляемые членом гражданам любой другой страны, немедленно и безоговорочно распространяются на граждан всех других членов"*(47) (ст. 4).

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Соглашение по ТРИПС ВТО

В разделе, посвященном авторскому праву, Соглашение обязывает члены ВТО соблюдать положения ст. 1-21 Бернской конвенции и Дополнительного раздела к ней. Выделяются три категории положений Бернской конвенции:

обязательные положения;

факультативные положения;

неохраняемые объекты.

Обязательными признаются положения, установленные в ст. 2-19 Бернской конвенции.

Факультативные положения, не подлежащие обязательному выполнению, относятся к личным неимущественным правам авторов. Статья 9(1) устанавливает, что члены ВТО могут не признавать личные неимущественные права авторов, предоставляемые ст. 6bis Бернской конвенции, и не имеют обязательств в отношении прав, вытекающих из этой статьи. Эти "вытекающие права" не установлены в Соглашении, однако рационально предположить, что речь идет о праве, предусмотренном в ст. 10(3) Бернской конвенции, в соответствии с которой автор не может возражать против использования цитат из его произведения без его разрешения или использования его произведения в качестве иллюстраций в процессе обучения при условии обязательного указания имени автора. Таким образом, в соответствии с Соглашением ТРИПС, цитаты и иллюстрации могут не содержать указания имени автора. Несомненно, "факультативные положения" Соглашения ТРИПС являются откровенно реакционными и противоречат правам человека — автора произведений литературы, науки и искусства. Факультативные положения Соглашения ТРИПС соответствуют законодательству об авторском праве США и введены для соответствия их интересам.

Неохраняемыми объектами считаются идеи, процедуры, методы эксплуатации или математические концепции как таковые, поскольку правовая охрана предоставляется только "на выразительные формы". В этом отношении Соглашение аналогично Бернской конвенции, которая охраняет только произведения, но не охраняет идеи, поскольку идеи не являются произведениями.

Соглашение ТРИПС установило ряд новых норм в отношении:

охраны компьютерных программ и баз данных;

проката товаров с воплощенными охраняемыми произведениями;

расширения "трехуровневого критерия" Бернской конвенции;

срока охраны анонимных произведений и под псевдонимом.

Все эти положения обсуждаются в соответствующих разделах данного издания.

В настоящее время членами Всемирной торговой организации являются более 150 государств мира.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) или Соглашение ТРИПС (англ. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, сокращенно TRIPS) — международное соглашение, входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Соглашение устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. Это соглашение было принято в ходе Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1994 году.

Соглашение ТРИПС открывает возможность для использования высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов, имеющихся в ВТО, применительно к интеллектуальной собственности. Эти механизмы предусматривают возможность применения мер воздействия путём репрессалий. Если, например, в одной стране совершено нарушение прав автора из другой страны, то последняя, проведя спорный вопрос через процедуры ВТО по разрешению конфликтов, может повысить пошлину на ввоз определенного товара из страны-нарушителя на свою территорию.

Общая информация

Соглашение ТРИПС, прежде всего, предусматривает выполнение странами, которые в нем собираются участвовать, всех важнейших положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, за исключением положений о неимущественных правах. Кроме этого, Соглашение ТРИПС включает в себя ряд новых положений о международной охране авторского права. Отсутствие в Соглашении положений о неимущественных правах оправдано, поскольку оно в целом направлено на урегулирование исключительно торговых аспектов интеллектуальной собственности.

Право промышленной собственности

В Соглашение ТРИПС вошел ряд основополагающих пунктов, дополняющих положения Бернской конвенции. В соответствии с ними охрана авторских прав распространяется на компьютерные программы, удлиняется срок действия охраны и ограничивается осуществление международной торговли компьютерными программами и другими объектами интеллектуальной собственностью со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав. Соглашение формулирует требование принятия странами-участницами различных административных форм охраны авторских прав.[1]

Базовые стандарты ТРИПС

  • Срок защиты имущественных авторских прав должен быть не менее 50 лет после смерти автора[2], для фильмов и фотографий этот срок составляет соответственно 50 и 25 лет с момента создания.
  • Авторское право должно предоставляться автоматически и не может зависеть от выполнения никаких формальностей, таких как регистрация.
  • Компьютерные программы рассматриваются как литературные произведения с точки зрения авторского права и имеют те же условия защиты.
  • Национальные ограничения авторского права, такие как добросовестное использование в США, должны быть четко ограничены.
  • Патенты должны предоставляться во всех областях технологии, однако допускаются исключения с целью защиты общественных интересов. Срок защиты имущественных прав, предоставляемых патентом, должен составлять не менее 20 лет.
  • Перечень объектов, которые не могут быть запатентованы, должен быть ограничен так же, как и ограничения авторского права.
  • Каждое государство должно предоставлять гражданам других стран, которые присоединились к ТРИПС, такой уровень прав в области интеллектуальной собственности, который она предоставляет своим собственным гражданам.

См. также

Примечания

Ссылки

  1. Мэггс П. Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность / Пер. с англ. Л. А. Нежинской. — М.: Юрист, 2000. — 396 с. — ISBN 5797503336.
  2. ВТО. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) (рус.).  ВОИС. — «В тех случаях, когда срок охраны произведения, за исключением фотографических произведений или произведений прикладного искусства, исчисляется на иной основе, чем жизнь физического лица, такой срок составляет не менее 50 лет после окончания календарного года, в котором с согласия автора было осуществлено правомерное опубликование произведения, или, при отсутствии такого правомерного опубликования в течение 50 лет после создания произведения, — 50 лет после окончания календарного года создания произведения.». Проверено 13 декабря 2016.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *