Справочник

Ст 170 УК РФ состав преступления

Статья 170 УК РФ. Регистрация незаконных сделок с землей

Комментарий к статье 170 УК РФ:

1. Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной. Для правильного понимания признаков преступления необходимо обратиться к Земельному кодексу РФ.
Фактически данная статья содержит три самостоятельных состава преступления, объектом посягательства которых являются земельные отношения, обеспечивающие рациональное использование и охрану земель, общественные отношения по поводу собственности на землю, а также законные права и интересы граждан, связанные с владением, пользованием и распоряжением землей.

2. Все составы преступлений по содержанию объективной стороны являются формальными, т.е. момент их окончания связан с совершением следующих действий: регистрация заведомо незаконных сделок с землей; искажение учетных данных Государственного земельного кадастра; умышленное занижение размеров платежей за землю.

3. Учитывая, что каждый из составов имеет свою специфику, представляется целесообразным проанализировать их по отдельности.
Регистрация заведомо незаконных сделок с землей. Сделка представляет собой действие физического или юридического лица, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК).
Из содержания ст. 260 ГК ("Общие положения о праве собственности на землю") следует, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе распоряжаться им постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что к сделкам с землей относятся все виды гражданско-правовых сделок, предметом которых являются земельные участки, относящиеся к территории Российской Федерации и которые не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Под регистрацией следует понимать комплекс бюрократических действий (внесение в список, внесение в книгу, составление перечня, составление описи, запись фактов или явлений), осуществляемых с целью их учета или придания им законности.
Регистрация сделок с землей является одним из видов государственной регистрации. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.
В соответствии с нормами этих отраслей права регистрация сделок с землей находит свое конкретное выражение в деятельности государства в лице уполномоченных органов по учету и контролю за распределением и использованием земель в Российской Федерации.
Под регистрацией заведомо незаконных сделок с землей следует понимать действия должностного лица, которое, используя свое должностное положение и не выходя за рамки своих функциональных обязанностей, совершает необходимые административные процедуры по регистрации различных сделок, предметом которых является земля (купля-продажа, аренда и т.п.), но при этом в полной мере отдает себе отчет в том, что сделка носит заведомо противоправный характер, т.е. нарушает нормы действующего законодательства о земле.
Искажение сведений Государственного кадастра недвижимости — в данном преступлении предметом выступают официальные сведения о земле, правовом режиме землепользования и многие другие данные, содержащиеся в Государственном земельном кадастре. Часть 1 ст. 110 Земельного кодекса РСФСР гласит: "Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народно-хозяйственной ценности земли".

Умышленное занижение размеров платежей за землю. В третьем составе преступления, предметом которого являются платежи за землю, объективная сторона характеризуется незаконным уменьшением размера земельного платежа либо незаконным освобождением от налогов и сборов за пользование землей. Диспозиция в этой части требует изучения различных нормативных документов, в соответствии с которыми исчисляются размеры платежей. Например, согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ формами платы являются земельный налог и арендная плата. Первый относится к числу постоянных и взимается ежегодно, а арендная плата устанавливается по соглашению сторон. Закон упоминает также и кадастровую стоимость земли, но, по мнению ряда специалистов, последняя не должна считаться предметом преступления. Видимо, требуется более точное разъяснение высших судебных инстанций о предмете данного преступления.

4. Субъективная сторона во всех трех составах характеризуется несколькими обязательными признаками. Во-первых, это вина в форме прямого умысла.

Комментарии к СТ 170 УК РФ

Виновный осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить. Во-вторых, это мотив и цель действий виновного, которые указывают на его желание обогатиться в результате совершения преступных действий или удовлетворить иные личные интересы.

5. Субъект преступлений специальный — должностное лицо, использующее свое служебное положение (см. комментарий к ст. 285 УК).
Как представляется, совершение преступления в виде занижения платежей за землю руководителем организации надлежит квалифицировать по совокупности со ст. 199 УК.

‹ Комментарии к СТ 169 УК РФВверхКомментарии к СТ 170.1 УК РФ ›

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ).

Основным непосредственным объектом преступления являются интересы

законной предпринимательской и иной экономической деятельности,

основанные на земельном отношении. Совершаемое преступление посягает

также на интересы службы в органах государственной власти, органах местного

самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях Российской

Федерации, что выступает в качестве дополнительного объекта.

Помимо двухобъектности, характеристика непосредственного объекта

рассматриваемого преступления осложняется также особенностью конструкции

ст. 170 УК РФ, в которой перечисляются несколько различных деяний.

Земельные отношения – это отношения между органами государственной

власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями,

учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения

землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления

земельными отношениями.

Под термином «земля» в правовом поле понимается природный объект,

являющийся частью окружающей природной среды, наряду с лесами, водами,

недрами, атмосферным воздухом, и одной из основных составляющих среды

обитания человека, существование которого без земли невозможно. В данном

качестве земля является объектом публичных земельных отношений.

В случае совершения рассматриваемого преступления путем совершения

действий по искажению учетных данных Государственного кадастра

недвижимости предметом преступления выступает Государственный кадастр

недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным

сводом сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом

недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной

границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской

Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов,

о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий,

иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

В случае совершения преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ,

путем умышленного занижения размеров платежей за землю, предметом

преступления выступают расчетные документы по уплате земельного налога

либо арендной платы.

Можно констатировать, что регистрация незаконных сделок с землей

является специальным составом по отношению к служебному подлогу,

поскольку действия, перечисленные в диспозиции данной статьи, представляют

собой частные случаи внесения в официальные документы заведомо ложных

сведений, совершенные должностным лицом из корыстной или иной личной

заинтересованности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ,

характеризуется тем, что содержит три альтернативных признака деяния.

Данное преступление совершается как путем регистрации заведомо незаконных

сделок с землей, так путем искажения сведений государственного кадастра

недвижимости, а также путем умышленного занижения размеров платежей за

землю.

Как правило, под незаконной сделкой с землей принято понимать сделки,

незаконные с позиций гражданского законодательства (недействительные:

ничтожные и оспоримые) и незаконные с позиций земельного

законодательства: сделки, совершаемые с земельными участками, которые в

соответствии с положениями земельного законодательства полностью изъяты

из гражданского оборота п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ограничены в

обороте. Совершение такой сделки может быть признано незаконным, если ее

сторонами нарушены установленные ограничения.

Примерами незаконных, а, значит, ничтожных сделок являются следующие:

продажа и иная передача в собственность, а также в аренду земельных участков,

изъятых из оборота (например, занятых государственными природными

заповедниками и национальными парками, объектами организаций федеральной

службы безопасности или федеральных органов государственной охраны,

военными и гражданскими захоронениями и т.п.); продажа земельного участка

лицом, не являющимся его собственником, любое распоряжение (за

исключением перехода прав по наследству) земельным участком лицом, которое,

не являясь собственником, владеет им на праве пожизненного наследования,

передача арендатором арендованного земельного участка в субаренду без

уведомления, а в некоторых случаях без согласия, собственника этого участка.

Также недействительными признаются следующие сделки: сделка,

совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или

нравственности (ст. 169 ГК РФ), мнимая сделка, то есть сделка, совершенная

лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые

последствия, ничтожна (п.1 ст.170 ГК РФ) притворная сделка, то есть сделка,

которая совершена с целью прикрыть другую сделку (п. 2 ст. 170 ГК РФ),

сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным (ст. 171 ГК

РФ), или несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (ст. 172 ГК

РФ). Для квалификации преступления наличие этих свойств сделки должно

быть заведомо известно должностному лицу.

К оспоримым относятся следующие сделки: сделка юридического лица,

выходящая за пределы его правоспособности (ст. 173 ГК РФ), сделка, при

совершении которой лицо или орган вышли за пределы ограничений

полномочий, наложенных договором учредительными документами

юридического лица по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в

законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки (ст. 174 ГК

РФ), сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до

восемнадцати лет (ст. 175 ГК РФ), сделка, совершенная гражданином,

ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ), сделка, совершенная

гражданином, не способным понимать значение своих действий или

руководить ими (ст. 177 ГК РФ), сделка, совершенная под влиянием

заблуждения (ст. 178 ГК РФ), сделка, совершенная под влиянием обмана,

насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с

другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ).

Таким образом, незаконными в смысле ст. 170 УК РФ следует признавать

следующие сделки: сделки, совершенные при отсутствии законных оснований

для предоставления земли, при несоответствие данных, изложенных в

первоначальных документах фактическим обстоятельствам, сделки,

совершенные с нарушением процедурного порядка регистрации сделки с землей,

сделки, совершенные с нарушением требований закона, предъявляемых к сделке,

сторонам сделки и свободному изъявлению воли правообладателя, с нарушением

нормативных размеров предоставляемых земельных угодий и т.п.

Состав рассматриваемого преступления является формальным, и

преступление считается оконченным с момента совершения регистрации

незаконной сделки независимо от наступления последствий.

Вторым запрещенным рассматриваемой уголовно-правовой нормой

деянием является искажение сведений Государственного кадастра

недвижимости.

Под искажением учетных данных Государственного кадастра

недвижимости следует понимать включение в него ложных сведений либо

внесение в него исправлений, не отвечающих действительности. Искажение

данных может выражаться в занижении размера участка земли, ее качества,

правового режима, и искажение любых других перечисленных выше

характеристик земельного участка, что влечет за собой возможность

неправомерных решений, относящихся к земельному участку, сокращения

налогооблагаемых площадей и других махинаций с землей.

Действия по занижение размеров платежей представляют собой

специальный случай служебного подлога. Они выражаются во внесении

исправлений или ложных сведений в документы, связанные с исчислением

земельного налога или арендной платы за использование земельного участка,

направленные на уменьшение налоговой базы или других показателей,

влияющих на расчет размера платежей за землю.

Поскольку преступление, предусмотренное ст.

Статья 170 УК РФ. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом

170 УК РФ, является

специальным случаем должностного злоупотребления и относится к

должностным преступлениям, субъект данного преступления – специальный.

Особенностью преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, является

то, оно имеет альтернативный состав, поэтому в зависимости от того, какими

деяниями характеризуется объективная сторона регистрации незаконных

сделок с землей, субъект преступления будет обладать также специфическими

признаками.

Так, регистрация заведомо незаконных сделок с землей может быть

осуществлена только тем должностным лицом, в компетенцию которого входит

регистрация сделок с землей. Федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на

недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная служба

государственной регистрации, кадастра и картографии. Следовательно,

полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и

сделок с ним осуществляют должностные лица указанной службы и ее

территориальных органов, которые называются государственными

регистраторами. Только государственные регистраторы могут быть субъектами

преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, в случае, когда оно

совершается путем регистрации заведомо незаконных сделок с землей.

Субъектами рассматриваемого преступления, совершаемого путем

умышленного занижения размеров арендной платы за использование

земельных участков, могут быть должностные лица налоговых органов,

осуществляющих расчет земельного налога, и должностные лица органов

местного самоуправления, незаконно понизившие ставки земельного налога

или установившие льготы по земельному налогу для индивидуально

определенных плательщиков, а также взимающие арендные платежи.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ,

характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает заведомую незаконность

регистрируемых сделок с землей, искажения сведений государственного

кадастра недвижимости, умышленного занижения размеров платежей за землю

и желает совершения таких действий.

Неумышленное совершение действий, запрещаемых ст. 170 УК РФ, при

условии наступления последствий в виде причинения крупного ущерба или

существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций

либо охраняемых законом интересов общества или государства,

квалифицируются по ст. 293 УК РФ как халатность должностного лица.

Следует отметить также, что в некоторых случаях действия по регистрации

незаконных сделок с землей могут совершаться должностными лицами,

добросовестно заблуждающимися по поводу законного характера сделки. В

данном случае, ответственности должностные лица за регистрацию незаконных

сделок не подлежат в связи с отсутствием какой-либо вины, а налицо будет

мошенничество со стороны лиц, заключающих сделку. Примером такого

мошенничества может послужить регистрацией незаконных сделок по

фиктивным доверенностям, предоставленных виновными.

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 170 УК РФ

1. Понятие сделки дано в ст. 153 ГК (см. коммент. к ст. 174).

2. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Отношения, возникающие при реализации прав собственности на землю, регулируются гл. 17 ГК. Как указывается в п. 2 ст. 3 ЗК РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

3. Определять незаконность сделки с землей необходимо путем анализа гражданского и земельного законодательства. Так, в ст. 37 ЗК установлено, что недействительными являются, в частности, такие условия договора купли-продажи земельного участка, которые устанавливают право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию.

2.2. Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ

Следовательно, заключение договора купли-продажи земельного участка под таким условием незаконно, а подобная сделка не подлежит регистрации.

4. Согласно ст. ст. 130, 131 ГК земельные участки — недвижимые вещи, а право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В тех же нормах указано, какие права подлежат регистрации.

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах (п. 2 ст. 25 ЗК РФ). Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 30.12.2012)

В Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяется порядок проведения государственной регистрации прав, удостоверения государственной регистрации прав, дается понятие государственного регистратора. Кроме того, устанавливается, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Правительством РФ (ст. ст. 12 — 14 и др. данного Закона). О порядке проведения регистрационных действий, основаниях государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним см. ст. ст. 16, 17 и др. указанного Закона.

5. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей окончена, когда должностное лицо — государственный регистратор — внесло запись о незаконной сделке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Понятие государственного регистратора раскрыто в ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

6. Согласно ст. 70 ЗК государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. от 28.07.2012)

7. Искажение состоит во внесении не соответствующих действительности записей, подделки записей различными способами, уничтожении части записей.

8. Использование земли в Российской Федерации является платным, а формами платы за использование земли — земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 65 ЗК РФ). Этот порядок определен в главе 31 НК РФ. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

9. Субъективная сторона — прямой умысел. Мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (см. коммент. к ст. 285).

10. Субъектом преступления является только то должностное лицо, в полномочия которого входит соответственно регистрация сделок с землей, внесение сведений в государственный кадастр недвижимости, а равно определение размеров платежей за землю. В последнем случае исходя из п. п. 3 и 4 ст. 391 НК ответственность по комментируемой статье могут нести только должностные лица налоговых органов, а также органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поиск Лекций

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК)

Под общим названием «Регистрация незаконных сделок с землей» ст. 170 Уголовного кодекса России фактически содержит описание признаков трех преступлений, отличающихся по объективной стороне:

1) регистрация заведомо незаконных сделок с землей; 2) искажение учетных данных Государственного земельного кадастра; 3) умышленное занижение размеров платежей за землю. Объединяет их то, что все эти преступления так или иначе связаны с отношениями по поводу земли, совершаются умышленно должностными лицами с использованием служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности.

Конституция Российской Федерации установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности (ст. 9). Земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество), право собственности и другие вещные права на которые, а также сделки с которыми подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ)*. В соответствии с Гражданским кодексом объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. В отношении земли и других природных ресурсов Гражданский кодекс содержит специальные указания (ч. 3 ст. 129), что они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

* См.: Федеральный закон РФ, принятый 17 июня 1997 г., «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (РГ. 1997. 30 июля)

Особенности права собственности и других вещных прав на землю (право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты) изложены в гл. 17 Гражданского кодекса РФ, однако данная глава, как прямо отмечено в кодексе, вводится в действие лишь после введения в действие нового Земельного кодекса РФ, который к моменту написания данного пособия еще не был принят. Поэтому в настоящее время вопросы, связанные с оборотом земельных участков, круг правомерных сделок с землей и основания их совершения определяются многочисленными, подчас противоречивыми нормативными актами: Земельный кодекс РСФСР, принятый 25 апреля 1991 г., с последующими изменениями, Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий», Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставлении гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности», закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения подсобного и дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287) «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года», Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав на землю» и др.

Общественная опасность преступлений, предусмотренных в ст. 170 УК, заключается в нарушении экономических интересов государства и граждан как участников законного оборота земельных участков.

Сделки с землей — это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК) в отношении земли. Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»* граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Сделки с землей подлежат государственной регистрации (ст.164 ГК).

* САПП РФ. 1993. №52. Ст. 5085.

Незаконной является сделка с землей, совершенная в нарушение положений Гражданского кодекса и требований земельного законодательства. «Незаконные сделки с землей могут привести к возможному выведению земли из сельскохозяйственного оборота, незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков».*

* Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть/ Под общ. Ред. Ю.Н. Скуратова и В.М. Лебедева. С. 164.

Сделки, связанные с возникновением права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное землевладение и аренду земельных участков регистрируются в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Государственный земельный кадастр* ведется в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов и создания объективной основы для установления цены земли, земельного налога и арендной платы. Он содержит систему сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и ценности земель.

* См.: ст. 110 и 111 Земельного кодекса РСФСР; Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622 (САПП РФ. 1992. № 9. Ст.609).

Так, сведения о правовом режиме земельных участков, отраженные в государственной кадастровой книге земель, содержат данные об объектах и субъектах земельной собственности, землевладении, землепользовании и аренды земли, целевом назначении земельных участков, режиме их использования. Регистрация этих данных производится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, владение, пользование и аренду. Учет количества и качества земель ведется по их фактическому состоянию и использованию, все изменения фиксируются после того, как они произошли в натуре. При ведении учета земель устанавливается степень их ценности, выделяются нерационально используемые, нарушенные и малопродуктивные земли, деградированные и загрязненные опасными веществами земли. С целью обоснования наиболее эффективного использования земель и установления платы за землю производится оценка земель различного назначения, которая отражается в земельно-кадастровых документах. Искажение тем или иным способом (внесение ложных данных, подделки, подчистки и т.д.) любых учетных данных, фиксируемых в земельно-кадастровой документации, образует объективную сторону исследуемого преступления.

Государственный земельный кадастр ведется Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на местах.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платежей являются: 1) ежегодный земельный налог, которым облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов; 2) арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду; 3) нормативная цена земли, установленная для покупки и выкупа земельных участков и для получения под залог земли банковского кредита. Размер земельного налога, порядок исчисления и уплаты налога и других платежей за землю, льготы по платежам устанавливаются Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (с последующими изменениями от 14 февраля и 16 июля 1992 г., 9 августа 1994 г., 22 августа и 27 декабря 1995 г.)*. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

* См.: Ведомости РСФСР. 1991. № 44. Ст.1424; 1991. № 10. Ст.469; № 34. Ст.1976; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст.1860; 1996. № 1. Ст.4.

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы (ст. 16 Закона «О плате за землю»). Надо иметь в виду, что соответствующие органы субъектов Федерации и местного самоуправления вправе понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков (ст. 13 и 14 Закона «О плате за землю»). Размер арендной платы за землю устанавливается договором.

Нормативная цена на землю определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 «О порядке определения нормативной цены земли».* Администрации района, города предоставлено право повышать или понижать установленную в соответствии с этим постановлением нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

* СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3033. См. также: Письмо Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 28 декабря 1994 г. «О порядке определения нормативной цены земли»/ / Преступления в сфере экономики. Постатейные материалы к новому Уголовному кодексу Российской Федерации / Сост. П.С. Яни. М., 1997. С.241.

Составы всех преступлений, предусмотренных ст. 170 УК, по своей конструкции являются формальными.

Вы точно человек?

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра и умышленное занижение платежей за землю влекут уголовную ответственность независимо от наступления в результате этих действий каких-либо последствий.

Субъектом каждого из этих преступлений может быть только должностное лицо, использующее свое служебное положение. С учетом вида совершенного деяния круг должностных лиц, ответственных заданные преступления, различен.

Ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей несут регистраторы прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возглавляющие соответствующие учреждения юстиции, а за искажение учетных данных государственного земельного кадастра — должностные лица комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

Значительно шире круг должностных лиц, ответственных за занижение размеров платежей за землю. Это могут быть должностные лица органов местного самоуправления, незаконно понизившие ставки или установившие льготы по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также должностные лица государственной налоговой службы, умышленно занизившие размер земельного налога с гражданина.* При умышленном занижении нормативной цены на землю в случаях ее продажи гражданам ответственность несут должностные лица органов местного самоуправления.

* Ошибочным представляется мнение, что субъектом ответственности за занижение размеров платежей за землю может быть должностное лицо предприятия, учреждения, организации, ответственное за представление в налоговые органы расчета причитающегося с них налога по каждому земельному участку (См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под. ред. А.И. Рарога. М., 1996. С.152; Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. С.274; Уголовное право. Особенная часть. Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова, М., 1998. С.300) По своей направленности ст. 170 УК имеет в виду ответственность должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в области земельных отношений. Поэтому уклонение от уплаты налога за землю, совершенное должностными лицами организации, влечет ответственность лишь по ст. 199 УК.

Обязательным признаком преступлений, о которых идет речь в ст. 170 УК, являются прямой умысел и мотив, определенный в законе как корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность связана со стремлением субъекта получить от этих действий имущественную выгоду для себя или для своих близких лиц. Подобная заинтересованность может реализоваться в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения за совершение одного из этих действий. В таком случае имеется совокупность преступлений, предусмотренных ст. 170 УК, и получения взятки.

Иная личная заинтересованность выражается в стремлении извлечь из данных действий выгоду неимущественного характера, обусловленном такими, к примеру, побуждениями, как родственные или приятельские чувства, желание угодить «нужному» человеку, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, получить взаимную услугу и т.п.

Применительно к составам преступлений, предусмотренных в ст. 170 УК, также встает вопрос об их соотношении с составами преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В литературе уже отмечалось, что, «регистрируя незаконные сделки с землей либо занижая размер платежей за землю, должностное лицо злоупотребляет своим служебным положением либо превышает свои служебные полномочия. А искажение учетных данных Государственного земельного кадастра является специальным видом служебного подлога».* С учетом соображений, изложенных выше при рассмотрении состава воспрепятствования законной предпринимательс кой деятельности представляется правильным следующее решение вопроса о конкуренции данных норм.

* Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник для юридических вузов / Под ред. Б.В. Здравомыслова. С.185. См. также.: Горелик А.С., Шиш ко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности. С.21; Лопашенко Н.А. 1) Квалификация должностных преступлений в сфере экономической деятельности. С. 15-16; 2) Престулления в сфере экономической деятельности: понятия, система… С.242.

Если регистрация заведомо незаконных сделок с землей и умышленное занижение размеров платежей за землю не повлекли последствий, предусмотренных ст.285 и 286 УК, ответственность должна наступать только по ст. 170 УК. При существенном нарушении от этих действий прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и тем более при наступлении тяжких последствий содеянное следует квалифицировать по ст.285 или ст.286 УК.

Что же касается искажения учетных данных Государственного земельного кадастра, то, действительно, нужно признать, что по всем своим объективным и субъективным признакам это деяние полностью охватывается составом служебного подлога (ст. 292 УК), является как бы конкретизацией признаков этого преступления и, следовательно, по правилам квалификации при конкуренции общей и специальной нормы (ч.3 ст. 17 УК) ответственность должна наступать по специальной норме.*

* В связи с этим имеются серьезные сомнения в целесообразности выделения искажения учетных данных Государственного земельного кадастра в качестве специального состава служебного подлога. Непонятно, почему подлог в таких серьезных официальных документах наказывается по ст. 170 УК значительно менее строго, чем другие случаи служебного подлога. Несогласованность санкций здесь очевидна. О несогласованности санкций общих и специальных норм на примере УК РСФСР 1960 г см.: Горелик А.С. Указ. соч. С.21-22.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей может совершаться для придания законного характера владению земельным участком, полученным преступным путем. В этом случае виновное должностное лицо, кроме ответственности по ст. 170 УК, будет отвечать также за соучастие в легализации имущества, приобретенного незаконным путем (ст.33 и ст. 174 УК).*

* См.: Лопашенко Н.А. Квалификация должностных преступлений в сфере экономической деятельности. С. 16.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Текущая редакция ст. 170 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 170 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения по законному обороту земельных участков, их учету и определению целевого назначения;
2) объективная сторона: совершение действий по регистрации незаконных сделок с земельными участками;
3) субъект: должностное лицо, в полномочия которого входят, соответственно, регистрация сделок с земельными участками, внесение сведений в государственный кадастр недвижимости, а равно определение размеров платежей за землю. Ответственность по комментируемой статье могут нести только должностные лица налоговых органов, а также органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
4) субъективная сторона: прямой умысел, обязательно необходимо наличие мотива — корыстной или иной личной заинтересованности.

Преступление признается оконченным в момент совершения любого из перечисленных в комментируемой статье деяний.

2. Применимое законодательство:
1) ГК РФ (ст. 129, 131, 153);
2) ЗК РФ (ст. 15, 65, 66, 70);
3) НК РФ (ст. 387-398);
4) ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 4, 13, 22.2);
5) ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 4, 25.1, 28);
6) ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 4, 8-11);
7) подзаконные акты:
— Правила ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв. постановлением Правительства РФ от 18.02.98 N 219);
— Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582);
— Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582);
— Положение о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457);
— Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв.

Регистрация незаконных сделок с землей (статья 170 УК РФ)

приказом Министерства юстиции РФ от 24.12.2001 N 343);
— Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв. приказом Министерства юстиции РФ от 01.07.2002 N 184).

Консультации и комментарии юристов по ст 170 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 170 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг, о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли, о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

2. Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета —

наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, если оно было сопряжено с насилием или с угрозой его применения, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 170.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом данного состава преступления являются отношения по установленному законодательством учету юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учету ценных бумаг; дополнительным непосредственным объектом — имущественные интересы граждан и юридических лиц.

2. Объективная сторона ст. 170.1 УК предусматривает два самостоятельных состава преступления.

Первый из них (ч. 1) характеризуется деянием в виде действия — представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время — налоговые органы), или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Представляемые документы должны быть юридически значимыми, т.е. на их основании должно приниматься решение об изменении данных соответствующих реестров или системы депозитарного учета; при этом не имеет значения, представляются ли подложные документы в виде утвержденных нормативными актами форм (например, форм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей") или в виде локальных документов юридического лица (например, протокол общего собрания акционеров, протокол заседания совета директоров и т.п.).

Для квалификации действий не имеет значения, представляются ли документы в печатном или в электронном виде (посредством электронной почты, автоматизированной системы, с использованием электронной цифровой подписи или без такового).

Состав преступления формальный, и преступление считается оконченным с момента представления документов лично или через представителя, сдачи документов в почтовую организацию или иную службу доставки, отправления документов по электронной почте или ввода их в автоматизированную систему. То, были ли в действительности искажены данные соответствующих реестров или системы депозитарного учета, повлекло ли такое искажение имущественный ущерб или нет, не влияет на признание преступления оконченным.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, осознанием заведомой ложности представляемых данных и альтернативно указанными целями совершения преступления: либо одной из целей, прямо названных в ч. 1 статьи, либо общей корыстной целью приобретения посредством соответствующих действий права на чужое имущество. Указанное право не обязательно предполагает право собственности и может представлять собой также вещное или обязательственное право в отношении чужого имущества.

4. Субъект преступления общий, ответственность наступает с 16 лет.

5. Второй состав преступления, предусмотренный ч. 2, с объективной стороны характеризуется действием в виде внесения в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем названного в законе способа совершения преступления — неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг или к системе депозитарного учета.

В подавляющем большинстве случаев указанный способ реализуется через личный доступ виновного с использованием электронных средств коммуникации к соответствующим базам данных, и в таком случае квалификации по совокупности со ст. 272 УК не требуется. Вместе с тем не исключается здесь и такой способ совершения преступления, как неправомерное воздействие (путем уговоров, подкупа и иных способов, кроме указанных в ч. 3 статьи) на лицо, имеющее доступ к соответствующим базам данных. При этом если соответствующие действия совершает лицо, имеющее правомерный доступ к реестру владельцев ценных бумаг, то его действия подлежат квалификации по ч. 3 ст. 185.2 УК.

6. Состав преступления формальный, и преступление считается оконченным с момента искажения данных реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом

Наступление или ненаступление вследствие такого искажения имущественного ущерба не влияет на признание преступления оконченным.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и осознанием заведомой ложности вносимых данных; субъект преступления общий, ответственность наступает с 16 лет. Должностные лица, совершившие указанные действия, подлежат ответственности по ст. 285.3 УК.

8. Квалифицированный состав преступления (ч. 3) предполагает ответственность за действия, предусмотренные ч. 2 статьи, если они совершены с насилием или угрозой его применения. В данном случае предполагается применение насилия или угроза таковым в отношении лица, имеющего доступ к соответствующим базам данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *