Справочник

Статья 288 УК

Содержание

Новая редакция Ст. 288 УК РФ

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к Статье 288 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, самовольно (незаконно) присвоивший его полномочия, совершает с использованием этих полномочий противоправные действия, в результате которых существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций.

2. Объект преступного посягательства — интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, их авторитет. Дополнительный объект — права и законные интересы граждан или организаций.

3. Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица может быть выполнена только путем действий.

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 ук рф)

Она характеризуется следующими обязательными признаками: а) незаконное присвоение служащим полномочий должностного лица и совершение с использованием этих полномочий определенных действий; б) общественно опасные последствия в виде существенного нарушения правоохраняемых интересов; в) причинная связь между указанными действиями и наступившими последствиями.

3.1. Преступление окончено (составом) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

3.2. Полномочия должностного лица — это круг его прав и обязанностей, установленных соответствующими нормативными актами (законом, уставом, положением, инструкцией, приказом и т.д.). Присвоение полномочий состоит в том, что виновный, нарушая установленный законом порядок назначения или избрания на определенную должность либо не имея надлежащим образом оформленного специального полномочия, неправомерно принимает на себя права и обязанности по осуществлению функций представителя власти или по выполнению организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в соответствующих органах или муниципальных учреждениях.

3.3. Способы присвоения полномочий должностного лица могут быть различны: устное заявление виновного о наличии у него полномочий должностного лица при фактическом их отсутствии, использование подложных документов или форменной одежды должностного лица и т.д.).

3.4. В случаях присвоения полномочий должностного лица с использованием поддельных документов, изготовленных (составленных) самим виновным или другими лицами, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений (ст. 288 и ст. 292 или 327).

3.5. Между действиями виновного, совершенными в связи с присвоением полномочий должностного лица, и последствиями должна быть установлена причинная связь. Если государственный или муниципальный служащий, присвоивший функции должностного лица, совершает с их использованием другое преступление, то все содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. 288 и статьи, предусматривающей УО за совершенное преступление.

4. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Виновный осознает, что самовольно и неправомерно присваивает и осуществляет полномочия должностного лица, предвидит возможность или неизбежность наступления в результате своих действий общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций и желает их наступления (прямой умысел), либо не желает, но сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

4.1. Мотивы и цели совершения преступления на квалификацию не влияют, однако могут учитываться при назначении наказания.

5. Субъект преступного посягательства — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

5.1. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> государственными гражданскими служащими признаются граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

5.2. Служащими органов местного самоуправления являются граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, установленном ФЗ, законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами местного самоуправления, обязанности по муниципальной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (см. ст. 7 ФЗ от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (в ред. от 13.04.1999) <1>).
———————————
<1> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224; 1999. N 16. Ст. 1933.

6. Деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 288 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Присвоение полномочий должностного лица заключается в том, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и совершает действия с использованием присвоенного должностного положения, причиняя существенный вред правоохраняемым интересам.

2. С объективной стороны преступление характеризуется действием, наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между действием и последствиями.

3. В законе не указывается конкретная форма присвоения полномочий — устно, используя заблуждение потерпевшего, с предъявлением фиктивных документов и т.п.

4. Полномочия должностного лица присваиваются для совершения неправомерных действий, о чем говорит указание закона на наступившие в результате этих действий последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Эти действия могут содержать состав какого-либо иного преступления (мошенничества, присвоения, служебного подлога и т.д.). В подобных случаях они образуют совокупность преступлений.

5. Преступление окончено в момент наступления указанных в законе последствий — существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

6. Субъект преступления специальный — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Текущая редакция ст.

Статья 288 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица

288 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к статье 288 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; дополнительный — отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства;
2) объективная сторона: совершение государственным или муниципальным служащим деяний с присвоением полномочий должностного лица. Присвоение может выражаться в соответствующих распоряжениях, приказов, выдаче указаний, подписании документов, участии в переговорах;
3) субъект: государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом;
4) субъективная сторона: по смыслу диспозиции ст. 288 УК РФ присвоение полномочий может быть совершено как с прямым умыслом, когда лицо осознает общественную опасность своих деяний (подписывая документы, которые подписывать было не вправе, отдавая незаконные распоряжение), так и с косвенным (в частности по отношению к последствиям — когда лицо не желает наступления вредных последствий, действую в своих или чужих интересах, однако относится к ним безразлично и сознательно допускает их наступление).

Преступление считается оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

2. Применимое законодательство:
1) ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 32 — аппарат суда);
2) ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (гл.2 — должности муниципальной службы);
3) ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 42 — муниципальная служба);
4) ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (гл.2 — должности гражданской службы);
5) ФЗ "О полиции" (гл.7);
6) ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 40 — служба в органах и учреждениях прокуратуры);
7) ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (ст. 1 — служба в таможенных органах, ст. 3 — должностные лица таможенных органов, ст. 40 работники таможенных органов);
8) ФЗ "О государственной службе российского казачества" (ст. 5 — государственная служба российского казачества);
9) ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 5 — взаимосвязь службы в органах внутренних дел, государственной службы иных видов и муниципальной службы);
10) акты Президента РФ:
— указ от 30.04.2008 N 634 "Вопросы федеральной государственной гражданской службы";
— указ от 09.06.2006 N 577 "О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов";
— указ от 31.12.2005 N 1574 "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы";
— указ от 01.02.2005 N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации";
— указ от 01.02.2005 N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим";
— указ от 11.01.95 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации";
11) иные подзаконные акты:
— приказ ФССП России от 17.10.2012 N 453 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов";
— приказ Росстата от 08.08.2012 N 438 "Об утверждении Служебного распорядка Федеральной службы государственной статистики";
— приказ Минспорта России от 09.07.2012 N 12 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих Министерства спорта Российской Федерации";
— приказ Роспатента от 18.05.2012 N 64 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по интеллектуальной собственности";
— приказ Росфинмониторинга от 27.04.2012 N 143 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по финансовому мониторингу";
— приказ ФНС России от 05.12.2011 N ММВ-7-4/908@ "Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной налоговой службы и территориальных органов ФНС России";
— приказ Минфина РФ от 27.08.2010 N 96н "Об утверждении Положения о комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов";
— приказ ФМС России от 25.03.2008 N 70 "Об утверждении Инструкции об организации проведения служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих в системе ФМС России".

3. Судебная практика. Приговором Ивановского районного суда по делу N 1-212/10 установлено, что гр.Ю., будучи служащей органа местного самоуправления, не имеющей полномочий должностного лица — главы администрации Новоталицкого сельского поселения, осуществляла полномочия по принятию решений, влекущих юридические последствия, например, выдала юридически значимую справку за подписью и.о. главы администрации Новоталицкого поселения и оформила ее с надлежащими реквизитами, в том числе печатью. При этом справка содержала в себе заведомо ложные сведения о наличии у гр.Л. земельного участка на территории Новталицкого сельского поселения.

________________
URL: http://rospravosudie.com/court-ivanovskij-rajonnyj-sud-ivanovskaya-oblast-s/act-102050024/

Консультации и комментарии юристов по ст 288 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 288 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, &#8212;

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к Ст. 288 УК РФ

1. Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки, подписание документа, предоставляющего права, и т.п.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (ст. 159 УК) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст.

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

291 УК).

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия &#8212; существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела.

2. Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

4. Субъект преступления является специальным &#8212; это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

24.5. Присвоение полномочий должностного лица

Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем (лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий, использует форменную одежду для совершения желаемых действий, представляет подложный документ). Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных оснований выполнять их. Присвоение звания специалиста не образует рассматриваемого преступления.

Лицо присваивает полномочия для совершения определенных действий.

Статья 288 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица (действующая редакция)

Они могут быть очень разными, но они всегда неправомерны и по сути своей являются правонарушениями. Именно вследствие совершения таких действий наступают общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав w законных интересов граждан или организаций. Присвоение полномочий для совершения общественно полезных действий (например, для задержания преступника) не является преступлением.

Между названными последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь.

Данный состав является материальным. Преступление считается оконченным, когда наступили указанные в законе последствия.

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.

Субъектом преступления являются две категории служащих, достигших 16 лет: а) государственные служащие либо б) служащие органа местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (см. примечание 4 к ст. 285). Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в установленном федеральным законом порядке обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение из средств федерального или соответствующего субъекта РФ бюджета. 

Служащим органа местного самоуправления является гражданин, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение из средств местного бюджета,

К содержанию  Уголовное право

Смотрите также:

Уголовное право   

Всеобщая история государства и права. Том 1   Всеобщая история государства и права. Том 2

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения …

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное …
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-7/131.htm

Сословный характер феодального уголовного права. Уголовное право

Уголовное право. Понятие преступления в памятниках права определялось по-разному. В одном случае оно рассматривалось как нарушение норм права — «выступ» из …
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/100.htm

Виды преступлений. Уголовное право.

Уголовное право. В казахском обычном праве особенно много норм было посвящено наказаниям за преступные деяния. При этом своеобразие хозяйственной жизни, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/151.htm

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Уголовное право

Уголовное право. В начале XX в. в России действовало несколько крупных уголовных кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г., …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/189.htm

Развитие уголовного права. Развитие феодализма. Уголовное право.

Уголовное право. Если гражданские правоотношения развивались сравнительно медленно, то уголовное право в данный период претерпело существенные изменения, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/73.htm

Уголовное право. Развивается и система государственных …

Уголовное право. В XVIII в. уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/161.htm

Основной принцип феодального права. Разработка норм уголовного

Уголовное право. Разработке норм уголовного права Уложение Василия Лупу уделяло больше всего внимания (в нем содержалось более 1000 статей, относящихся к …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/125.htm

Предмет уголовного права. Основание уголовной ответственности …

Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции …
bibliotekar.ru/osnovy-prava-1/127.htm

Ст. 288 УК РФ с комментариями

Статья 288 УК РФ.

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ): проблемы квалификации

Присвоение полномочий должностного лица — размещена в Особенной части Десятого раздела Тридцатой Главы Уголовного Кодекса РФ. Данная статья составлена из одной небольшой части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 288 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 288 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций,
— наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трёх месяцев.

Комментарии к статье 288 УК РФ

Объект данного состава преступления являются интересы и нормальная деятельность государственных органов власти и управления, права и законные интересы конкретного гражданина, организации, предприятия, учреждения.

Объективная сторона характеризуется совершением виновным действий, сопряжённых с неправомерным, вопреки установленному законодательством порядку самовольным присвоением полномочий должностного лица. Фактически государственный служащий или служащий органа местного самоуправления выдаёт себя перед другими лицами в роли должностного лица. Например, штатный работник законодательного органа пользуется полномочиями, которыми может обладать только народный депутат.

Использование полномочий народного депутата и есть фактическое их присвоение. Государственный служащий выдаёт себя за депутата и, благодаря использованию полномочий депутата, совершает уголовно наказуемые действия. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является причинение вреда в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, предприятий, учреждений.

Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица характеризуется следующими составляющими единое целое признаками:

  • деяние совершается государственным служащим или служащим органа местного самоуправления;
  • деяние сопряжено с присвоением полномочий должностного лица либо представителя власти;
  • совершение деяния связано с выдачей себя другим лицам в качестве должностного лица;
  • деяние влечёт существенное нарушение прав и законных интересов, составляющих объект уголовно-правовой охраны;
  • между деянием и существенным нарушением прав установлена причинная связь.

Субъективная сторона преступления представляет собой только умышленную форму вины. При прямом умысле виновный желает существенно нарушить охраняемые законом права, а при косвенном умысле сознательно это допускает либо относится к этому безразлично.

Субъектом преступления является только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, достигший 16-летнего возраста, вменяемый.

Количество преступлений в России

Статья 288. КОАП РК
Нарушение порядка и сроков облесения вырубок и других категорий земель лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления и лесоразведения



Нарушение порядка и сроков облесения вырубок и других категорий земель лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления и лесоразведения, —

влечет штраф на должностных лиц в размере до десяти месячных расчетных показателей.

Другие статьи закона

Статья 289. Уничтожение полезной для леса фауны, а также повреждение, засорение леса отходами, химическими веществами и иное нанесение ущерба землям лесного фонда

Статья 290. Осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными разрешительными документами

Статья 291. Строительство и эксплуатация объектов, приведших к вредному воздействию на состояние и воспроизводство лесов

Статья 292. Нарушение установленного порядка отвода и таксации лесосек

Статья 293. Допущение заготовки древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку

Статья 294. Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов

Статья 295. Нарушение правил охраны мест произрастания растений и среды обитания животных, правил создания, хранения, учета и использования зоологических коллекций, а равно незаконное переселение, акклиматизация, реакклиматизация и скрещивание животных

Статья 296. Нарушение правил охраны растений и животных при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий и других объектов, осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств, применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов

Статья 296-1. Нарушение порядка пребывания физических лиц на отдельных видах особо охраняемых природных территорий

Статья 297. Повреждение или уничтожение объектов селекционно-генетического назначения

Тизерная сеть GlobalTeaser

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *