Справочник

Существенные условия служебного контракта

ЛЕКЦИЯ 9.

Служебный контракт

СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Понятие служебного контракта

Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на службу, или служащим о прохождении службы и замещении соответствующей должности. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность ее прохождения, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности, обеспечить ее прохождение и замещение, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин или служащий, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта и замещении должности обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Содержание и форма служебного контракта

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенными условиями служебного контракта являются:

· наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

· дата начала исполнения должностных обязанностей;

· права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

· виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

· права и обязанности представителя нанимателя;

· условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за службу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

· режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

· условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности);

· виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

· испытание при поступлении на гражданскую службу;

· неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

· обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

· показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

· иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным федеральным законодательством.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с федеральными законами.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

В статье анализируется проблема выявления особенностей содержания служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации. Последовательно проанализированы позиции современных отечественных ученых по данной проблеме.

Вместе с принятием в 2004 году нового Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) появились и новые формы регулирования служебных отношений, в частности, новацией оказался служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который ранее заключался с государственными гражданскими служащими . Введение нового термина вызвало целый ряд дискуссионных вопросов, по-прежнему споры ведутся вокруг проблемы выявления особенностей содержания служебных контрактов.

Содержание служебного контракта раскрывается в статье 24 ФЗ № 79, в которой содержатся основные реквизиты (элементы) соглашения. Условия служебного контракта подразделяются на существенные и дополнительные (могут как включаться, так и нет). Вполне обоснованным, на наш взгляд, является включение в список существенных условий режима служебного времени и отдыха (п. 7 ч. 3 ст.

Изменение условий служебного контракта

24 ФЗ № 79). При этом закономерно, что включать его необходимо, если дисциплинарный режим отличается от служебного распорядка государственного органа. Это важно, так как государственным гражданским служащим часто устанавливают ненормированный служебный день, поэтому этот факт нужно отражать в служебном контракте.

Как и в трудовом договоре существенным условием в служебном контракте является дата начала исполнения должностных обязанностей. Тем не менее последствия невключения в служебный контракт этого пункта никак не прописаны, что является пробелом в законе. Думается, что по аналогии со ст. 61 ТК РФ, необходимо прописать в ФЗ № 79, что гражданский служащий должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления служебного контракта в силу, дабы исключить возможные недоразумения на практике. Внедрение подобной нормы позволило бы с полным основанием использовать на практике институт аннулирования служебного контракта (как это возможно в трудовых отношениях).

Некоторые исследователи, тем не менее считают, что «в силу принципа субсидиарного регулирования» статья 61 ТК РФ вполне может применяться и в отношении гражданского служащего .

Условия оплаты труда, как и в трудовом законодательстве, являются необходимыми для включения в служебный контракт. Причем Примерная форма служебного контракта предлагает три варианта оплаты труда гражданского служащего. Итак, в служебном контракте прописываются (п. 9. IX раздела):

1)согласно подп. «а» все составные части денежного содержания (должностной оклада и оклад за классный чин, дополнительные выплаты);

2)согласно подп. «б» денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, к нему дополнительно устанавливаются премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячное денежное поощрение и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь;

3)согласно подп. «в» оплата производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Как правило. Такой порядок оплаты труда гражданских служащих установлен только по отдельным должностям гражданской службы, перечень которых утверждается соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Таким образом, первые два варианта в качестве включения в служебный контракт предлагаются законодателем на выбор, а последний вариант в сущности носит императивный характер.

Важным дополнением к содержанию служебного контракта является п. 6 ст. 24 ФЗ № 79. Согласно норме, необходимо в служебном контракте прописать срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

А вот п. 7 ст. 24 ФЗ № 79 (ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации), на наш взгляд, является лишним, так как ответственность сторон является производным условием, так как четко прописана в законодательстве и не носит договорного характера.

В статье 24 ч. 4 прописаны возможные дополнительные (факультативные) условия. Причем перечень является открытым, так как законодатель отмечает, что в служебный контракт могут включаться и «иные условия», «не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным законами и иными нормативными правовыми актами» (п. 5 ч. 4 ст. 24). С одной стороны, это логично. Так как служебный контракт — это соглашение, а значит он вполне должен носить договорной характер, как и трудовой договор в ТК РФ. Но с другой стороны, многие ученые подвергают критике данную норму. Так, С.Е. Чаннов пишет, что условия контракта о прохождении государственной службы не вырабатываются сторонами, а определены в законодательном порядке. В принципе стороны могут определить в контракте отдельные условия осуществления профессиональной служебной деятельности, однако на практике их волеизъявление сильно ограничено . Подобную позицию высказывает и А.А. Осин: «Анализируя статьи Закона, связанные со служебным контрактом, все больше приходишь к выводу, что служебный контракт как соглашение (если под этим словом подразумевается согласие сторон на те или иные условия и свободное волеизъявление при их формулировке) является чем-то эфемерным. Действительно, в законодательстве о гражданской службе так детально регламентировано содержание служебного контракта, что включение в него каких-то иных условий просто теряет смысл. Закон либо сам устанавливает нормы, обязательные для исполнения, либо отсылает к иным нормативным правовым актам, уже принятым, или тем, которые должны быть приняты… Гражданину или гражданскому служащему просто остается соглашаться с теми условиями, которые ему предлагают Закон и иные нормативные правовые акты» .

Отчасти ученых можно поддержать, так как многие дополнительные условия, которые могут быть прописаны в служебном контракте, на самом деле являются только условно факультативными. Что будет, если гражданский служащий откажется, например, включить в служебный контракт пункт о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации в целом? Гипотетически он может отказаться, но тогда он не сможет претендовать на должность, замещение которой связано с использованием таких сведений. Поэтому надо отметить, что при заключении служебного контракта как гражданский служащий, так и представитель наниматель по сути не имеют право выбора условий, так как должности гражданской службы, их характер и особенности приписываются в соответствующих реестрах и перечнях. Возможно в этом случае диспозитивные нормы служебного законодательства (во многом заимствованные из трудового) вступают в противоречие с публично-правовой сущность государственной службы, ее включенностью в отрасль административного права.

В качестве необязательного в служебном контракте предусматривается условие об испытательном сроке. Если в служебном контракте не прописано это условие, то считается гражданский служащий принят без испытательного срока. До вступления в силу ФЗ № 79 это условие носило императивный характер. Ряд ученых считают, что необходимо вернуть подобную норму, так как «обязательное прохождение испытания (по меньшей мере при поступлении на гражданскую службу) более соответствует публичному характеру государственно-служебных отношений, чем предусмотренная действующим Законом диспозитивная норма, которая предполагает только возможность установления испытания по соглашению сторон» . Как нам видится, решение данной проблемы в другом. Нужно более дифференцировано подойти к решению этой проблемы и закрепить необходимость и продолжительность испытания в зависимости от категории и группы соответствующих должностей.

Таким образом, содержание служебного контракта на государственной гражданской службе имеет свои особенности. Некоторые из них, на наш взгляд, не вполне оправданны. Дополнительные условия, которые могут содержатся в служебном контракте носят диспозитивный характер, однако это достаточно условно, учитывая четкое закрепление за каждой должностью на государственной гражданской службой конкретных реквизитов.

Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта

Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта

Перечень существенных условий служебного контракта приведен в ч. 3 ст. 24 комментируемого Федерального закона.

В частности, к ним относятся следующие условия:

наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

дата начала исполнения должностных обязанностей;

права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

права и обязанности представителя нанимателя;

условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные как комментируемым Федеральным законом, так и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Комментируемая статья Федерального закона устанавливает, что допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при одновременном наличии следующих условий:

происходит изменение существенных условий профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

отсутствуют изменения должностных обязанностей гражданского служащего.

Таким образом, наличие лишь одного из указанных условий дает основание констатировать невозможность применения положений комментируемой статьи, поскольку мы можем "столкнуться" с таким явлениями, как, например, перевод (см. комментарий к ст. 28).

2. При одновременном наличии двух указанных выше условий представитель нанимателя должен выполнить требования, установленные п. 2, — уведомить гражданского служащего о предстоящих изменениях не позднее чем за два месяца до их введения, а также, в случае отказа гражданского служащего, в том числе на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе, освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

При поступлении гражданина на гражданскую службу заключается служебный контракт.

Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Сторонами служебного контракта выступают:

1) представитель нанимателя — руководитель соответствующего государственного органа;

2) гражданин, поступающий на гражданскую службу.

Представитель нанимателя по служебному контракту обязуется:

1) предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить возможность замещения определенной должности гражданской службы.

2) обеспечить им прохождение гражданской службы в соответствии с законодательством о гражданской службе;

3) своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта обязуется:

1) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

2) соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Порядок заключения служебного контракта включает в себя перечень обязательных документов и процедур, необходимых для приема гражданина на должность гражданской службы. Заключение служебного контракта производится на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

ЛЕКЦИЯ 9. СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя: 1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы; 3) паспорт; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; 5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; 6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ; 7) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 8) документ об образовании; 9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Примерная форма служебного контракта установлена Указом Президента РФ «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ» от 16.02.2005 г. №159.

Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Испытание не устанавливается:

1) для беременных женщин — гражданских служащих;

2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;

2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Служебный контракт заключается на:

1. Не определенный срок

2. Срок от одного года до пяти лет (срочный служебный контракт). Заключается в случае:

*замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

*замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы;

*замещение должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

*замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

*замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на неопределенной срок или для выполнения определенных задач и функций;

*замещение должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

*замещения должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда.

С гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет, его служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Не допускается замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет. По окончании действия срочного служебного контракта, в случае достижения гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службы, с согласия гражданина и по решению представителя нанимателя с ним может заключаться срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 606 | Нарушение авторского права страницы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *