Справочник

Таможенные органы вправе осуществлять оперативно розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Оперативно-розыскная деятельность представляет вид государственной деятельности, урегулированный нормами отрасли права, в отношении наименования которой еще не выработано единого подхода. В нынешнее время для этой цели чаще всего используется термин «теория оперативно-розыскной деятельности».

Таможенное право

С позиции формальной логики подобное наименование отрасли права представляется не совершенным.

Известный специалист в сфере теории оперативно-розыскной деятельности (А.Ю. Шумилов) предлагает иное наименование — «уголовно-розыскное право», на что мы обращали внимание в своих иных публикациях.

Содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации а также система гарантий обеспечения законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий определены в Федеральном законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г.

В соответствии со ст. 1 данного Закона оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями управомоченных государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность закреплен в ст. 13 Федерального закона РФ от 5 июля 1995 г. В этот перечень включены таможенные органы. Разумеется, не все структурные подразделения конкретного таможенного органа любого из четырех звеньев, вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Как правило, это структурные подразделения, управомоченные осуществлять другой вид государственной деятельности — дознание. На уровне высшего звена системы таможенных органов — Федеральной таможенной службы — таким структурным подразделением является Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК ФТС). Организация и деятельность данного структурного подразделения регулируется подзаконными нормативными правовыми актами (приказами руководителя ФТС), которые, как правило, в официальных источниках не публикуются.

Оперативно-розыскная деятельность структурных подразделений всех таможенных органов фактически исчерпывается перечнем оперативно-розыскных мероприятий. Таковых в соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 5 июля 1995 г. всего 14: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка оперативный эксперимент. Все перечисленные оперативно-розыскные мероприятия могут быть проведены сотрудниками управ омоченных структурных подразделений всех таможенных органов.

В Таможенном кодексе РФ регламентировано производство лишь одного оперативно-розыскного мероприятия — контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу (ст. 435—436 главы 42).

Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию России, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров. При перемещении товаров через таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров.

Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между Федеральной таможенной службой и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на основании международных договоров Российской Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении контролируемой поставки перемещаемых через таможенную границу товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации, эти товары могут быть полностью или частично изъяты или заменены в порядке, определяемом Правительством РФ. Товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей природной среды либо служащие основой для изготовления оружия массового уничтожения, подлежат замене в порядке, определяемом Правительством РФ.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий используются технические средства, организационно-тактические приемы применения которых определены в публикации Г.А. Дугина, к которой мы отсылаем читателей.

Полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения в соответствии с приказом «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору» от 17 апреля 2007 г. могут использоваться, разумеется, опосредовано после их легализации, при осуществлении иного вида деятельности таможенных органов — дознания.

Правоохранительные органы. Тема 9. Таможенные органы. Тест для самопроверки

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Организация оперативно-розыскной деятельности»

ВАРИАНТ № 6

Чита-2008

Введение. 3

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации, и стоящие перед ними задачи. 3

Оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка»: понятие, основания и условия проведения. 10

Заключение. 14

Задача. 16

Список литературы.. 20

Введение

Государственным органом полномочным осуществлять ОРД выступает оперативно-розыскной орган — функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законода­тельством в рамках определенного правоохранительного органа (МВД России и др.) или специальной службы России (СВР России и др.) система его оперативных подразделений и должностных лиц, включая первых руководителей, предназначенная непосредственно полностью или частично осуществлять ОРД или ее контролировать (оперативно-ро­зыскной орган в ФЗ об ОРД назван как «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность»).

ОРО решают определенные ФЗ об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами России (см. ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о прокуратуре координатором деятельности ОРО в борьбе с преступностью высту­пает Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации, и стоящие перед ними задачи.

Согласно статье 13 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

«Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность»

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Утратил силу с 1 июля 2003 г.

4. Федеральных органов государственной охраны.

5. Таможенных органов Российской Федерации.

6. Службы внешней разведки Российской Федерации.

7. Федеральной службы исполнения наказаний;

8. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативные подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в статье.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

В структуре органов внутренних дел оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции осуществляют подразделения:

— уголовного розыска;

— по борьбе с экономическими преступлениями;

— по борьбе с организованной преступностью;

— по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

— по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте;

— обеспечения собственной безопасности;

— оперативные подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России;

— оперативного поиска;

— оперативно-технические;

— по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;

— оперативные подразделения милиции общественной безопасности.

Одни из них выполняют оперативно-розыскные функции в полном объеме, другие- лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия.

Систему органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, составляют территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках. Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность; борьба с преступностью.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами ФСБ. Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ.

Согласно ст. 10 названного Федерального закона оперативные подразделения ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом "Об оперативно-розыскной деятельности", уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. При осуществлении разведывательной и контрразведывательной деятельности органы ФСБ руководствуются ведомственными нормативными актами (ст. 9-11 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации"), а при организации борьбы с преступностью — Законом об ОРД.

Оперативные подразделения налоговой полиции в соответствии с Законом "О федеральных органах налоговой полиции" решают в пределах своей компетенции следующие задачи:

— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений (о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы);

— обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

— предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и директору ФСНП РФ.

Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:

— Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации;

— органы федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) — территориальные органы;

— органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП — местные органы налоговой полиции.

ФСНП осуществляет оперативно-розыскную деятельность в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также возмещения нанесенного государству ущерба.

Федеральные органы государственной охраны осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения безопасности высших должностных лиц государства. Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственной охране" под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Федеральная пограничная служба Российской Федерации возглавляет единую централизованную систему по обеспечению безопасности государственной границы и включает в себя: органы пограничного контроля; орган внешней разведки; оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности Федеральной пограничной службы Российской Федерации и др.

Подготовил: к.ю.н., доцент А.А. Подопригора

Вопрос № 1: ОРД согласно ст. 1 ФЗ «Об ОРД» осуществляется:

В целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

2. В целях раскрытия и предупреждения преступлений.

3. В целях обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

4. В целях обеспечения безопасности правоохранительных органов.

Вопрос № 2: ОРД это вид деятельности (ст.1 ФЗ «Об ОРД»):

1. Осуществляемый в целях обеспечения деятельности правоохранительных органов.

2. Осуществляемый только негласно.

Осуществляемый посредством ОРМ.

Осуществляемый в целях выявления и раскрытия преступлений.

5. Осуществляемый только гласно.

Вопрос № 3: Укажите год принятия действующего ФЗ «Об ОРД»:

1. 1992

2. 1993

3. 1994

4. 1995

5. 1996

Вопрос № 4: Одним из конституционных принципов ОРД является:

1. Принцип гласности.

2. Принцип поступательности и высокой оперативной готовности.

Принцип законности.

4. Принцип конспирации.

5. Принцип плановости.

Вопрос № 5: ОРД осуществляется в полном объеме:

1. Сотрудниками частных охранных предприятий.

Сотрудниками оперативных подразделений федеральных органов государственной охраны.

3. Сотрудниками оперативного подразделения органа внешней разведки МО РФ,

4. Сотрудниками оперативных подразделений пограничной службы РФ.

5. Сотрудниками оперативно-технических подразделений.

Вопрос № 6: Задачей ОРД, согласно ст. 2 ФЗ «Об ОРД» является:

Розыск лиц скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания.

2. Обнаружение трупов, а также розыска без вести пропавших.

3. Выявление и установление лиц, обладающих информацией о событиях или действиях создающих угрозу государственной безопасности РФ.

4. Обеспечение деятельности политических партий.

5. Обеспечение социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в том числе по контракту.

Вопрос № 7: Согласно ст.3. ФЗ «Об ОРД» принципом ОРД является:

1. Принцип гуманности.

2. Принцип плановости.

3. Принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

4. Принцип уважения прав человека и гражданина.

Принцип конспирации.

Вопрос № 8: Организация и тактика проведения ОРМ составляет:

Служебную тайну.

2. Не составляет тайну.

Государственную тайну.

4. Государственную тайну составляет, организация и тактика проведения ОРМ только судебного санкционирования.

5. Государственную тайну составляет, организация и тактика проведения ОРМ только ведомственного санкционирования.

Вопрос № 9: Укажите органы, оперативные подразделения которых, в праве осуществлять ОРД в полном объёме:

1. Служба внешней разведки.

Таможенные органы.

3. Органы пограничной службы РФ.

4. Служба безопасности президента РФ.

5. Все ответы правильные.

Вопрос № 10: Укажите основания проведения ОРМ определенные в ст.7 ФЗ «Об ОРД»:

1. Принятие решения о допуске лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.

3. Принятие решения о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД.

5. Все ответы правильные.

Вопрос № 11: Укажите ОРМ ведомственного санкционирования:

Оперативное внедрение.

2. Оперативное наблюдение.

3. Отождествление личности.

4. Оперативное отождествление.

5. Оперативный опрос.

Вопрос № 12: Укажите максимальный срок проведения ОРМ «Контроль почтовых отправлений телеграфных и иных сообщений»:

1. 1 месяц.

2. 3 месяца.

Месяцев.

4. 9 месяцев.

5. 12 месяцев.

Вопрос № 13: В ФЗ «Об ОРД» (ст.1) оперативно-розаскная деятельность определяется как:

1. Вид деятельности, осуществляемый, как правило посредствам проведения негласных ОРМ.

Вид деятельности осуществляемый гласно и негласно.

3. Вид деятельности, осуществляемый в целях охраны общественного порядка.

4. Вид деятельности, осуществляемый в целях добывания информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

5. Вид деятельности, осуществляемый в целях выявления лиц, подготавливающих и совершающих преступления.

Вопрос № 14: Выделите специальный (отраслевой) принцип указанный в ст.3 ФЗ «Об ОРД»:

1. Принцип объективности при раскрытии преступлений.

2. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

4. Принцип конспиративности.

5. Все вышеперечисленные ответы являются правильными.

Вопрос № 15: Укажите действие, являющееся ОРМ в соответствии со ст.6 ФЗ «Об ОРД»:

1. Контрольная закупка.

2. Задержание.

Проверочная закупка.

4. Личный досмотр.

5. Выемка.

Вопрос № 16: Укажите основания проведения ОРМ, согласно ст.7 ФЗ «Об ОРД»:

1. Указание органа местной власти.

Поручение следователя, органа дознания, указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

3. Проверка кредитоспособности физических лиц.

4. Устное указание начальника органа дознания.

5. Принятие решения о выдаче лицензии на добычу природных ископаемых.

Вопрос № 17: В какой срок с момента возбуждения уголовного дела оперативные подразделения должны заводить оперативно-поисковые дела в целях раскрытия неочевидных тяжких и особо тяжких преступлений?

1. 1 день

2. 5 дней

Дней

4. 1 месяц

5. 6 месяцев

Вопрос № 18: Органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается:

1. Устанавливать отношение конфиденциального сотрудничества с членами ОПГ.

2. Привлекать на контрактной основе к конфиденциальному сотрудничеству сотрудников частных охранных предприятий.

Проводить ОРМ в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений.

4. Привлекать к сотрудничеству на бесконтрактной основе сотрудников частных охранных предприятий.

5. Использовать документы. зашифровывающие личность сотрудников оперативных подразделений.

Вопрос № 19 Укажите ОРМ определенное в ст.6 ФЗ «Об ОРД»:

1. Использование специальных технических средств.

2. Цензура корреспонденции осужденных.

3. Задержание с поличным.

Контролируемая поставка.

5. Контроль электронной почты.

Вопрос № 20: Укажите основание проведения ОРМ, предусмотренное ФЗ «Об ОРД»:

1. Депутатский запрос.

2. Поручение руководителя ОВД.

3. Устные указания прокурора.

Наличие возбужденного уголовного дела.

5. Запрос службы безопасности коммерческой структуры.

Вопрос № 21: Укажите ОРМ, осуществляемые только по судебному решению:

1. Просмотр почтовой корреспонденции.

Прослушивание телефонных переговоров.

3. Аудио запись переговоров ведущихся по абонентским телефонным линиям.

4. Оперативный эксперимент.

5. Исследование предметов и документов.

Вопрос № 22: Укажите минимальный возраст лиц привлекаемых к конфиденциальному содействию на бесконтрактной основе органами, осуществляющими ОРД:

1. 14 лет.

Лет.

3. 18 лет.

4. 21 лет.

5. 25 лет.

Вопрос № 22: Сотрудничество граждан на конфиденциальной основе, согласно ФЗ «Об ОРД» является:

1. Гражданским долгом.

2. Конституционной обязанностью.

3. Обязательным.

Добровольным.

5. Все указанные ответы верны.

Вопрос № 23: Лицо из числа преступной группы, совершившее противоправное деяние, привлеченное к конфиденциальному сотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, освобождается от уголовной ответственности если:

1. Активно способствовало раскрытию преступлений.

2. Это является условием конфиденциального сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, по согласованию с соответствующим судьей.

Преступление не повлекло тяжких последствий, активно способствовал раскрытию преступлений и возместило ущерб или иным образом загладило причиненный вред.

4. Добровольно прекратило преступную деятельность.

5. Преступление не повлекло тяжких последствий.

Вопрос № 24:Укажите ОРМ судебного санкционирования:

1. Съем передаваемой электронной информации.

2. Снятие передаваемой электронной информации.

Снятие информации с технических каналов связи.

4. Снятие информации с почтовых каналов связи.

5. Правильного ответа нет.

Вопрос № 25: Укажите какое количество ОРМ предусмотрено в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»:

1. 10

2. 12

3. 14

4. 16

5. 18

Вопрос № 26: ОРМ «Проверочная закупка» осуществляется в отношении следующих объектов (предметов, товаров):

1. Наркотические вещества.

2. Радиоактивные материалы.

3. Огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.

4. Природное золото и другие драгоценные металлы.

5. Все указанные ответы правильные.

Вопрос № 27: Кем может быть изменен перечень ОРМ указанных в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»:

1. Приказом министра МВД РФ.

2. Решением коллегии МВД РФ.

3. Приказом руководителя органа, осуществляющего ОРД.

4. Генеральным прокурором РФ.

Только Федеральным законом.

Вопрос № 28: Укажите основание проведения ОРМ, согласно ст. 7 ФЗ «Об ОРД»:

1. Депутатский запрос.

2. Указание органа местной власти.



1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: их полномочия. Взаимодействие с органами предварительного следствия и органами дознания по раскрытию и расследованию преступлений

Оперативно-розыскная деятельность

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Круг субъектов уполномоченных ее осуществлять, пределы их полномочий

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Юридическое значение результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений

2. Органы дознания: понятие и полномочия

Орган дознания

Полномочия начальника органа дознания

Начальник подразделения дознания

3. Органы предварительного следствия: понятие и полномочия

Органы предварительного следствия органов внутренних дел

Правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя

Руководитель следственного органа

Единство процессуальных прав и обязанностей следователей независимо от их должностного положения и ведомственной принадлежности

Компетенция следователей различных ведомств( подследственность)

Задача №1

Задача№2

Список используемой литературы

1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: их полномочия. Взаимодействие с органами предварительного следствия и органами дознания по раскрытию и расследованию преступлений

Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно — розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно — розыскных мероприятий.

Круг субъектов уполномоченных ее осуществлять, пределы их полномочий

оперативный розыскной процессуальный следователь

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется специальными субъектами, которыми являются только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД . Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом. К оперативным подразделениям относятся находящиеся в составе органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органа внешней разведки Министерства обороны РФ структурные подразделения, специализирующиеся на проведении оперативно-розыскных мероприятий. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенция, структура, организация работы определяются ведомственными нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. Подразделения указанных органов, не внесенные в утвержденный перечень, не могут быть отнесены к числу оперативных и, соответственно, не вправе реализовывать оперативно-розыскную функцию. К числу оперативных не могут быть отнесены подразделения, выполняющие вспомогательные функции либо основные, но не связанные с ОРД. Под пределом компетенции понимается ограниченный Законом круг правомочий органов, осуществляющих ОРД, по проведению всех или отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий. Полномочия органов-субъектов ОРД в рассматриваемой сфере неодинаковы. Оперативные подразделения одних органов осуществляют ОРД в полном объеме, других — в усеченном.

Различия в компетенции отмечаются и между различными оперативными подразделениями одного ведомства как субъекта ОРД. В частности, оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных субъектов ОРД .

При определении компетенции (полномочий) этих органов в сфере ОРД необходимо руководствоваться нормами комментируемого Закона, соответствующими федеральными законодательными актами, регламентирующими их деятельность, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами. Например, правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независим�

s

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *