Справочник

Трибунал по морскому праву

Международный трибунал по морскому праву

Создание этого органа предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Правовое положение определяется Конвенцией и Статутом Международного трибунала по мор­скому праву, являющимся приложением VI к Конвенции.

Трибунал состоит из 21 члена, которые избираются из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристраст­ности и справедливости и являющихся авторитетами в области морского права. В основу формирования Трибунала положены принципы представительства основных правовых систем и справедливого географического распределения.

В его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. В нем должно быть не менее трех членов от каж­дой географической группы, установленной Генеральной Ас­самблеей ООН. Члены Трибунала избираются из списка лиц, выдвинутых в качестве кандидатов государствами — участника­ми Конвенции. Первые выборы судей состоялись в 1996 г. на совещании государств-участников (в числе судей — представи­тель Российской Федерации); процедура последующих будет ими согласована.

Члены Трибунала избираются на девять лет. Срок полномо­чий семи членов первого состава (по жребию) истекает через три года, срок полномочий еще семи — через шесть лет. Таким образом, состав Трибунала обновляется каждые три года на од­ну треть.

Члены Трибунала при исполнении ими обязанностей в Три­бунале являются независимыми и пользуются дипломатически­ми привилегиями и иммунитетами.

Трибунал устанавливает свой регламент, избирает председа­теля, его заместителя и секретаря. Для выполнения функций необходимо присутствие 11 членов.

Глава 10. Международное право и международное правосудие

Местопребывание Трибунала — г. Гамбург (ФРГ), но его за­седания могут проходить и в других местах.

К ведению Трибунала относятся все споры и заявления, передаваемые ему в соответствии с Конвенцией, и все вопро­сы применения или толкования других соглашений, охваты­ваемых Конвенцией или предусматривающих компетенцию Трибунала.

Сторонами спора, передаваемого на рассмотрение в Трибу­нал, могут быть: а) государства — участники Конвенции ООН по морскому праву; б) Международный орган по морскому дну; в) Предприятие (орган, который непосредственно осуществляет деятельность в Районе морского дна за пределами националь­ной юрисдикции); г) юридические и физические лица, имею­щие гражданство государств — участников Конвенции и осу­ществляющие деятельность в Районе; д) государства — участ­ники других соглашений, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией или предусматривающих обращение в Трибунал.

Споры и заявления выслушиваются и разрешаются либо Трибуналом, либо камерами (специальной или по спорам, ка­сающимся морского дна).

Решения, принятые камерами, счи­таются вынесенными Трибуналом.

Слушание дела ведется под руководством председателя. Оно проводится публично, если не принято иного решения. Трибу­нал определяет сроки и форму изложения спорящими сторона­ми своих доводов, принимает меры, необходимые для получе­ния доказательств.

Трибунал применяет Конвенцию и другие нормы междуна­родного права, не являющиеся несовместимыми с Конвенцией.

Решение принимается большинством голосов присутствую­щих членов Трибунала. Любой член трибунала имеет право представлять свое особое мнение.

Решение является окончательным и обязательным только для сторон в споре и только по данному делу.

Камера по спорам, касающимся морского дна, состоит из 11 членов. Они выбираются большинством членов Трибунала, и из их числа Камера на три года избирает своего председате­ля. Для образования присутствия требуется кворум в семь чле­нов.

Камера открыта для субъектов, осуществляющих деятель­ность в Районе (т. е. для государств-участников, Органа, Пред­приятия, юридических и физических лиц).

§ 5. Суд Европейских сообществ

Камера, помимо Конвенции, применяет нормы, правила и процедуры Органа, условия контрактов о деятельности в Районе.

Специальные камеры образуются Трибуналом из трех или более его членов для разбирательства конкретных категорий споров (или для упрощенного производства) по просьбе сторон.

Суд Европейских сообществ

Суд Европейских сообществ (Суд ЕС) является одним из институтов Сообществ. Он играет большую роль в формирова­нии правовой структуры Сообществ и в целом в развитии инте­грационного процесса. Основной функцией Суда, согласно ст. 220 Договора, учреждающего Европейские сообщества, яв­ляется обеспечение применения права Сообществ посредством единообразного толкования и применения Договора.

В состав Суда ЕС входят 15 судей и восемь генеральных ад­вокатов, которые назначаются с общего согласия правительств государств-членов на шесть лет и могут быть назначены на но­вый срок. Судьи назначают председателя сроком на три года.

Судьи и генеральные адвокаты подбираются из числа лиц, независимость которых не подлежит сомнению и которые отве­чают требованиям, необходимым в их странах для выполнения высших судейских функций или из числа юридических экспер­тов, обладающих высшей квалификацией.

Генеральные адвокаты представляют в открытом судебном заседании беспристрастное, независимое и мотивированное за­ключение по делам, рассматриваемым Судом, и оказывают со­действие в выполнении последним его задач.

Суд ЕС наделен весьма широкой компетенцией. К важней­шим полномочиям относятся разрешение споров между госу­дарствами — членами Европейских сообществ, контроль за за­конностью деятельности институтов Союза и государств-чле­нов, обеспечение выполнения права Европейских сообществ и его единообразного толкования, защита прав и интересов фи­зических и юридических лиц.

Маастрихтский договор усиливает полномочия Суда. Его юрисдикция распространена на совместные акты Европарла-мента и Совета, на выполнение национальными центральными банками обязательств по Договору, а в связи с учреждением Европейского центрального банка (ЕЦБ) — и на его акты. За-

Глава 10. Международное право и международное правосудие

крепляются право Суда принимать решения по вопросам за­конности и толкования актов институтов Европейских сооб­ществ и обязанность последних выполнять решения Суда об отмене изданных ими актов. Установлен механизм применения санкций к государству, не выполняющему решения Суда. В та­ких случаях Европейская Комиссия обращается в Суд с иском о применении санкций против данного государства в форме штрафа. Окончательное решение принимает Суд.

Суд обладает юрисдикцией по принятию решений в пре­юдициальном порядке по вопросам, касающимся толкования упомянутого Договора, действительности и толкования актов, принимаемых институтами Сообществ и ЕЦБ, толкования ус­тавов (если устав это предусматривает) организаций, создавае­мых по решению Совета.

Он наделен также юрисдикцией по разрешению споров по выполнению обязательств государства­ми-членами по Уставу Европейского инвестиционного банка, по решениям Совета управляющих и Административного сове­та Банка, по выполнению национальными центральными бан­ками обязательств по Договору и Уставу ЕЦБ.

Обращаться в Суд могут все субъекты права: государства-члены, институты Европейских сообществ, юридические и фи­зические лица, а также национальные суды с просьбой о толко­вании права Европейских сообществ.

Суд рассматривает дела на пленарных заседаниях в полном составе либо создает из своих членов палаты (камеры) по три, пять или семь судей для проведения предварительного изуче­ния или проведения судебного разбирательства определенных категорий дел.

Для облегчения работы Суда ЕС при нем учрежден Суд пер­вой инстанции. Он также состоит из 15 судей (генеральных ад­вокатов в нем нет), назначаемых с общего согласия прави­тельств государств-членов на шесть лет. Требования к назначе­нию судей здесь менее строгие.

По просьбе Суда ЕС и после консультаций с Европарламен-том и Комиссией Совет определяет виды исков, которые могут подаваться в Суд первой инстанции. Его компетенция расши­ряется. Так, в соответствии с Ниццким договором он может рассматривать и решать вопросы преюдициального характера в специфических областях, определенных Уставом Суда ЕС. Дан­ный Суд рассматривает трудовые споры между Сообществами и их служащими, иски частных лиц против институтов Сообще-

§ 6. Экономический суд СНГ

ств, относящиеся к контролю за законностью и предусматри­вающие возможность оспаривания их нормативно-правовых актов, иски о бездействии в связи с неисполнением обяза­тельств институтами Сообществ, о возмещении вреда, о дого­ворной и внедоговорной ответственности.

Решения Суда ЕС окончательны и не подлежат обжалова­нию, вместе с тем допускается апелляция по вопросам права на решения Суда первой инстанции.

Значение Суда не ограничивается только принятием право­применительных актов. Его огромная заслуга — формулирова­ние основных принципов и концепции построения правовой системы Европейских сообществ, которые не нашли отражения в учредительных документах.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ

Важнейшие из них, сформулиро­ванные в решениях Суда разных лет, следующие. Право Евро­пейских сообществ имеет прямое действие на территории госу­дарств-членов и верховенство над их национальным правом. Его нормы непосредственно интегрированы в правопорядки стран-членов. Оно может создавать права и обязанности непо­средственно для физических и юридических лиц, признаваемые внутригосударственными судами. Предоставление Сообщест­вам прав и полномочий в соответствии с Договором влечет за собой не подлежащее пересмотру ограничение суверенных прав государств, которое не может быть юридически оспорено ссыл­ками на внутреннее право. Национальные суды обязаны квали­фицировать как недействительные положения внутреннего пра­ва, противоречащие праву ЕС.

Наконец, Суд сделал вывод, что право Европейских сооб­ществ есть новый правопорядок: международное право основано на идее сотрудничества, следовательно, является координацион­ным по своей природе, тогда как право Европейских сообществ направлено на развитие и углубление интеграции и имеет в боль­шей мере субординационный характер. Международное право в основном договорное, а право Сообществ развивается в значи­тельной степени институтами Европейских сообществ.

Экономический суд СНГ

Экономический суд — орган СНГ.

Его создание было предусмотрено Соглашением о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными орга-

222 Глава 10. Международное право и международное правосудие

низациями стран — участниц СНГ от 15 мая 1992 г. Вскоре, 6 июля 1992 г., было подписано Соглашение о статусе Эконо­мического суда СНГ, основным решением которого стало ут­верждение Положения об этом Суде.

В Уставе СНГ от 22 января 1993 г. Экономическому суду по­священа ст. 32.

Суд состоит из представителей (по два человека) всех госу­дарств — участников СНГ, избираемых или назначаемых на строго профессиональной основе из числа судей хозяйствен­ных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специали­стами высокой квалификации в области экономических право­отношений. Срок их полномочий — 10 лет. Председатель Суда и его заместители избираются и утверждаются Советом глав го­сударств сроком на пять лет.

Судьи независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, не могут быть привлече­ны к уголовной и административной ответственности в судеб­ном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического суда.

К ведению Экономического суда относится разрешение: а) споров, возникающих при исполнении экономических обя­зательств; б) споров о соответствии нормативных и других ак­тов по экономическим вопросам, принятых в государствах-участниках, соглашениям и иным актам Содружества; в) по договоренности между государствами — других споров, свя­занных с исполнением соглашений и иных актов Содруже­ства.

Суд рассматривает споры по заявлению заинтересованных государств, а также институтов Содружества. Суд не возбуждает дела по собственной инициативе.

Процедура разрешения споров и осуществления толкования определена рядом статей Положения, а также Регламентом, ут­вержденным в 1994 г. самим Судом.

Судопроизводство ведется на языке межгосударственного общения, принятом в СНГ, т. е. на русском языке.

В ходе рассмотрения дела Суд вправе запрашивать необхо­димые материалы от органов государств-участников, субъектов хозяйствования и должностных лиц.

Обращение в Суд не облагается пошлиной. Судебные из­держки возлагаются на сторону, признанную допустившей на-

§ 6. Экономический суд СНГ

рушение либо неосновательно возбудившую спор. По результа­там рассмотрения спора Суд принимает решение, в котором при установлении факта нарушения, как сказано в Положении об Экономическом суде, «определяются меры, которые реко­мендуется принять соответствующему государству в целях уст­ранения нарушения и его последствий». Очевидно, такая фор­мулировка не дает основания для безусловного вывода о реко­мендательном характере решений Суда, поскольку она сопровождается следующим предписанием: «Государство, в от­ношении которого принято решение Суда, обеспечивает его выполнение».

Наряду с разрешением споров Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам и толковать акты бывшего Сою­за ССР с точки зрения допустимости их взаимосогласованного применения. Толкование осуществляется как при принятии решений по конкретным делам, так и по запросам высших ор­ганов государств, включая их высшие хозяйственные, арбит­ражные суды, и по вопросам институтов (учреждений) Содру­жества.

При этом на практике Суд выходит за рамки вопросов эко­номического характера, оценивая проблемы организационно-политического значения, включая толкование норм Устава СНГ.

Одно из его решений (от 15 мая 1997 г.) обусловлено запро­сом Межгосударственного экономического комитета Экономи­ческого союза относительно толкования нормы Договора о соз­дании Экономического союза, предусматривающей для госу­дарств — членов этого Союза возможность урегулирования спорных вопросов в иных, чем Экономический суд, междуна­родных судебных органах. Это решение ориентирует государст­ва на урегулирование споров именно в Экономическом суде СНГ. И только при невозможности урегулирования спорных вопросов через Экономический суд по основаниям, предусмот­ренным его Регламентом, государства — члены Экономическо­го союза могут обращаться в Международный Суд ООН или ППТС. Иначе говоря, соответствующие споры подпадают под юрисдикцию указанных универсальных (по сфере действия юрисдикции и предмету компетенции) международных судеб­ных органов.

224 Глава 10. Международное право и международное правосудие

Органы, учрежденные в рамках Конвенции ООН по морскому праву

Конвенция сформировала три специальных органа по различным аспектам морского права.

Международный орган по морскому дну

Международный орган по морскому дну — организация, посредством которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в отношении минеральных ресурсов морского дна в международной зоне за пределами национальной юрисдикции. Он начал работать в 1994 году и находится в Кингстоне (Ямайка). В 2002 году Орган принял Правила поиска и разведки полиметаллических конкреций в Районе (определяемом как «морское и океанское дно и его недра за пределами национальной юрисдикции»).

После принятия Правил, в которые входят стандартные положения договоров на проведение поисково-разведочных работ, были подписаны первые 15-летние договоры на разведку полиметаллических конкреций в глубоководных районах морского дна с первыми зарегистрированными инвесторами: Государственным предприятием Южморгеология (Российская Федерация); Совместной организацией «Интерокеанметалл» (консорциум, образованный Болгарией, Кубой, Чешской Республикой, Польшей, Российской Федерацией и Словацкой Республикой); Республикой Корея; Китайской ассоциацией по изысканиям и разработке минеральных ресурсов дна (КОМРА); Французским научно-исследовательским институтом эксплуатации моря (IFREMER) Французской ассоциацией изучения минеральных включений (AFERNOD); Компанией по разработке глубоководных ресурсов океана (DORD-Japan) и Департаментом по освоению ресурсов океана, Индия.

Первые инвесторы представлены государственными предприятиями и многонациональными консорциумами, которые, проведя разведочные работы и выявив экономически пригодные для разработки залежи полиметаллических конкреций в Районе до принятия Конвенции, получили приоритетное право получения разрешения на добычу перед всеми другими заявителями, кроме Предприятия. Предприятие — орган Международного органа по морскому дну, который осуществляет в Районе деятельность, предусмотренную в Конвенции, а также транспортировку, обработку и реализацию минералов, добытых в Районе.

Документы

Правила поиска и разведки полиметаллических конкреций в Районе

Дарственный фонд Международного органа по морскому дну: круг ведения, ориентиры и процедуры

Международный трибунал по морскому праву

Действующий с 1996 года Международный трибунал по морскому праву был создан для разрешения споров, связанных с толкованием или применением Конвенции.

28. Международный трибунал по морскому праву

Трибунал в составе 21 судьи, избираемый государствами-участниками, расположен в германском порту Гамбург. Первое заявление о возбуждении дела Трибунал получил в ноябре 2001 года. С тех пор было возбуждено 11 дел, большинство из них о безотлагательном освобождении судов и их экипажей, арестованных предположительно в нарушение Конвенции. Некоторые дела касались консервации живых ресурсов, а именно, южных запасов голубого тунца в делах Новая Зеландия против Японии и Австралия против Японии, а также запасов меч-рыбы в юго-восточной части Тихого океана в деле между Китаем и Европейским сообществом. Еще одно дело касалось предупреждения загрязнения моря с суши, источником которого являлся завод по переработке использованного ядерного топлива в новый вид топлива под названием «смешанное оксидное топливо» (МОКС) в деле Ирландия против Великобритании.

В соответствии с резолюцией 51/204 от 17 декабря 1996 года Трибуналу предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее. Соглашение о сотрудничестве между ООН и Трибуналом было подписано 18 декабря 1997 года и утверждено Генеральной Ассамблеей в резолюции 52/251 от 8 сентября 1998 года.

Документы

Комиссия по границам континентального шельфа

Комиссия по границам континентального шельфа призвана содействовать соблюдению Конвенции в отношении определения внешних границ континентального шельфа, выходящего за 200 морских миль от базовой линии, от которой отмеряется ширина территориальных вод. Согласно Конвенции прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа там, где он выходит за пределы 200-мильной зоны на основе рекомендаций Комиссии.

Комиссия провела свою первую сессию в Центральных учреждениях ООН в 1997 году. Ее 21 член, избираемый государствами — участниками Конвенции, выступают в личном качестве как эксперты в области геологии, геофизики, гидрографии и геодезии. Комиссия получила первое обращение от государства-члена — Российской Федерации — в декабре 2001 года.

Документы

§ 4. Международный трибунал по морскому праву

Создание этого органа предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Правовое положение определяется Кон­венцией и Статутом Международного трибунала по морскому праву, являющимся приложением VI к Конвенции.

Трибунал состоит из 21 члена, которые избираются из чис­ла лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристра­стности и справедливости и являющихся авторитетами в об­ласти морского права. В основу формирования Трибунала по­ложены принципы представительства основных правовых сис­тем и справедливого географического распределения.

В его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. В нем должно быть не менее трех членов от каж­дой географической группы, установленной Генеральной Ас­самблеей ООН. Члены Трибунала избираются из списка лиц, выдвинутых в качестве кандидатов государствами — участни­ками Конвенции. Первые выборы судей состоялись в 1996 г. на совещании государств-участников (в числе судей представи­тель Российской Федерации); процедура последующих будет ими согласована.

Члены Трибунала избираются на 9 лет.

Практика международного трибунала по морскому праву (Д. Р. Абгарян, 2015)

Срок полномочий семи членов первого состава (по жребию) истекает через три года, срок полномочий еще семи — через шесть лет. Таким образом, состав Трибунала обновляется каждые три года на одну треть.

Члены Трибунала при исполнении ими обязанностей в Три­бунале являются независимыми и пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Трибунал устанавливает свой регламент, избирает предсе­дателя, его заместителя и секретаря. Для выполнения функций необходимо присутствие 11 членов.

Местопребывание Трибунала — г. Гамбург (ФРГ), но его заседания могут проходить и в других местах.

К ведению Трибунала относятся все споры и заявления, передаваемые ему в соответствии с Конвенцией, и все вопросы применения или толкования других соглашений, охватываемых Конвенцией или предусматривающих компетенцию Трибунала.

Сторонами спора, передаваемого на рассмотрение в Трибу­нал, могут быть: а) государства — участники Конвенции ООН по морскому праву; б) Международный орган по морскому дну;

в) Предприятие (орган, который непосредственно осуществля­ет деятельность в Районе морского дна за пределами нацио­нальной юрисдикции); г) юридические и физические лица, имею­щие гражданство государств — участников Конвенции и осу­ществляющие деятельность в Районе; д) государства — участ­ники других соглашений, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией или предусматривающих обращение в Трибунал.

Споры и заявления выслушиваются и разрешаются либо Трибуналом, либо камерами (специальной или по спорам, ка­сающимся морского дна). Решения, принятые камерами, счита­ются вынесенными Трибуналом.

Слушание дела ведется под руководством Председателя. Оно проводится публично, если не принято иного решения. Три­бунал определяет сроки и форму изложения спорящими сторо­нами своих доводов, принимает меры, необходимые для полу­чения доказательств.

Трибунал применяет Конвенцию и другие нормы между­народного права, не являющиеся несовместимыми с Конвен­цией.

Решение принимается большинством голосов присутствую­щих членов Трибунала. Любой член трибунала имеет право представлять свое особое мнение.

Решение является окончательным и обязательным только для сторон в споре и только по данному делу.

Камера по спорам, касающимся морского дна, состоит из 11 членов. Они выбираются большинством членов Трибунала, и из их числа Камера на три года избирает своего Председателя. Для образования присутствия требуется кворум в семь членов.

Камера открыта для субъектов, осуществляющих деятель­ность в Районе (т. е. для государств-участников, Органа, Пред­приятия, юридических и физических лиц).

Камера, помимо Конвенции, применяет нормы, правила и процедуры Органа, условия контрактов о деятельности в Рай­оне.

Специальные камеры образуются Трибуналом из трех или более его членов для разбирательства конкретных категорий споров (или для упрощенного производства) по просьбе сторон.

Смотрите также:

Международное право

  Понятие и источники международного права окружающей среды …

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения…
bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/179.htm

  Международное право. Основной источник международного права. Нормы …

Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников…
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/53.htm

  ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Международное публичное и …

оказывающих постоянное влияние на формирование и развитие международного менеджмента, является международное право. …
www.bibliotekar.ru/biznes-40/16.htm

  Правовые отрасли. Общая характеристика отраслей Российского права.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. …
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/68.htm

Последние добавления:

Земельное право России  Коммерческое право России 

К содержанию книги:  Международное право

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *