Справочник

Участие народных заседателей действующим ГПК

В соответствии с частью 5 ст. 32 Конституции РФ «граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия»:

1) В качестве присяжных заседателей.

2) В качестве арбитражных заседателей.

1.Суд присяжных в Россиисостоит из 2 частей.

1)коллегия присяжных заседателей(12 присяжных и не менее двух запасных), которая решает вопросы факта: имело ли место событие преступления, совершил ли деяние подсудимый, виновен ли подсудимый в совершённом деянии. Могут признать подсудимого заслуживающим снисхождения.

2)председательствующий по делурешает вопросы права, ведёт процесс, даёт квалификацию дела, обращается с напутственным словом к присяжным.

Введён в России в 1864 г, В 1993 в порядке правового эксперимента был введён в 9 субъектах( большие затраты на содержание суда присяжных). В 2001 был введён на всей территории РФ. Последний в Чечне.

Достоинства:

1.демократичность

2.наибольшая гарантия установления истины

3. большая независимость.

Недостатки:

1. Высокий уровень правового нигилизма, приводящий к ошибкам

2. Снижается инициатива председательствующего по делу

Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе.

Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном законом.

Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Требования к присяжным заседателям

Согласно ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», присяжными заседателями не могут быть:

  1. лица, не достигшие 25 лет
  2. лица, имеющие непогашенную либо неснятую судимость
  3. лица, признанные недееспособными либо ограниченные в дееспособности
  4. состоящие на учете в наркологическом либо психоневрологическом диспансере

5. подозреваемые либо обвиняемые в совершении преступлений

6. не владеющие языком, на котором ведется слушание

  1. имеющие физические и/или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в слушании дела

Вердикт присяжных заседателей

Если присяжным заседателям при обсуждении вердикта в течение 3 часов не удалось достигнуть единодушия, решение принимается голосованием. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании. Если при обсуждении вопроса голоса разделяются поровну, вопрос считается решённым в пользу обвиняемого.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на вопросы факта проголосовало большинство присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из х вопросов факта проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им оправдательного приговора. Обвинительный же вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий судья признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления.

В том случае, если председательствующий судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления. Он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания.

Права и обязанности граждан на участие в отправлении правосудия

Это постановление судьи не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

2.Арбитражные заседателиОсновы и организация деятельности регламентирована в «ФЗ об арбитражных заседателях».

Их участие предусмотрено только:

1. В арбитражных судах субъектов РФ

2. По 1-й инстанции

3. По делам, возникающих из гражданских правоотношений

4. По ходатайству сторон

Состав:судья + 2 арбитражных заседателя.

При рассмотрении конкретных дел и принятии решений они пользуются правами, равными с правами судей-профессионалов.Существенная особенность статуса арбитражных заседателей по сравнению со статусом присяжных заседателей – это те требования, которым он должен отвечать арбитражный заседатель. Полномочия арбитражного заседателя-2 года.

Им может стать

1.гражданин РФ

2.достигший возраста 25 лет

2.с безупречной репутацией

3.имеющий высшее юридическое образование

4.стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

Институт арбитражных заседателей был введенФЗ «О введении в действие АПК РФ»в 1995 году.

14. Судебная власть и её роль в обществе.Одна из ветвей государственной власти.

Судебная власть – возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и соц. процессы.

Из определения следует, что данной ветви власти присущи два компонента: во-первых, данная власть может реализовываться только специально создаваемым государственным учреждением – судом; во-вторых, у этого органа должны быть свои присущие только ему возможность и способность воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы.

Нельзя сводить функции судебной власти только к правосудию. Правосудие – это важное проявление судебной власти, но не единственное. Правосудие может осуществлять только суд и никакой другой орган. Судебная власть может выражаться во многом. Возможности и способности судебной власти — это понятия обобщенные, которыми наделяются суды. Их реализация в целом и есть реализация судебной власти.

Другие полномочия судебной власти:

— конституционный контроль

— контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления

— обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений

— дача разъяснений по вопросам судебной практики

— участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Данная власть призвана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями власти. А это позволяет сделать вывод также о равнозначности, равноправности всех ветвей власти.

Судебная власть осуществляется способами, указанными в Конституции в статье 118.

1.Конституционное судопроизводство: его осуществляет Конституционный Суд РФ, а также Конституционные уставные суды субъектов РФ. Они осуществляют контроль за соответствием законов и других нормативных актов Конституции РФ, либо Конституции или уставы субъектов РФ.

2. Гражданское судопроизводство: его осуществляют арбитражные суды и суды общ юрисдикции, а также мировые судьи. Они разрешают хозяйственные и гражданско-правовые споры.

3. Уголовное судопроизводство: осуществляют суды общей юрисдикции и мировые судьи. Только они могут признать человека виновным в совершении преступления, применить к нему меры уголовной ответственности. УПК

4. Административное судопроизводство: осуществляют как суды общ юрисдикции, так и арбитражные суды. КоАП



Наряду с су­дьей (судьями) в принятии решения в судах общей юрисдикции могут участвовать народные заседатели.

Народные заседатели — это гражда­не РФ, исполняющие обязанности судей на непрофессиональной ос­нове. Выполнение этой обязанности — гражданский долг. Не могут быть народными заседателями лица, достигшие 70 лет, имеющие детей в возрасте до трех лет, священники, инвалиды, военнослужа­щие, не владеющие языком, на котором происходит процесс, и др.

Список народных заседателей составляется соответствующим ор­ганом местного самоуправления путем слепой выборки. Народные за­седатели призываются на процесс по жеребьевке — на 14 дней, а в случае длительного рассмотрения дела — на срок его рассмотрения. Во время исполнения обязанностей на народного заседателя распро­страняются гарантии независимости и неприкосновенности судей. Гражданско-процессуальный кодекс РФ 2002 г. исключает участие народных заседателей в гражданском процессе. Дела рассматриваются одним судьей или тремя профессиональными судьями.

Присяжные заседателитоже разновидность народных заседателей с ограничен­ной компетенцией принятия решения только по вопросу факта, но не права, т.е. они выносят вердикт по вопросу о виновности или невинов­ности обвиняемого, но не участвуют в принятии решения по вопросу о применении той или иной правовой нормы.

В некоторых арбитражных процессах участвуют арбитражные за­седатели. Арбитражными заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее профессиональное экономическое, финансо­вое, юридическое образование и стаж работы по этой специальности или в предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Они пользуются правами и обязанностями арбитражного судьи.

Списки заседателей формируются арбитражными судами субъек­тов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, про­фессиональных объединений сроком на два года.

Судебная деятельность неразрывно связана с участием обвините­ля (в гражданском процессе — представителя государства) и защитни­ка. Обвинителем, представителем государства выступает прокурор. Профессиональную защиту осуществляет адвокат.

III. Конституционные принципы правосудия

Суды принимают решения по рассматриваемым делам в форме приговоров (по уголовным делам), решений (по гражданским делам), определений, постановлений, а также в форме судебных приказов, которыми можно приостановить какое-либо действие, неправомерное с точки зрения судьи (в результате об­ращений к нему). Конституционные (уставные) суды в определенных случаях принимают решения в форме заключений (например, в ходе возбужденного импичмента в отношении главы государства (админи­страции субъекта РФ).

При этом установленный порядок судопроизводства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ (гл.2,7):

1) участие граждан РФ в отправлении правосудия. При соблюде­нии указанных выше условий граждане могут быть народными и при­сяжными заседателями. Иногда граждане выступают как обществен­ные обвинители или общественные защитники, будучи делегированы для этой цели на судебное заседание определенными коллективами;

2) свобода доступа к суду. Никто не может быть лишен права на
рассмотрение его дела в суде. Государство обеспечивает доступ к пра­восудию не только физическим, но и юридическим лицам;

3) независимость судебной коллегии, судьи, народного, присяжно­го заседателя и подчинение их в процессе судопроизводства только закону;

4) коллегиальное отправление правосудия.

10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.

Судья (мировой судья)
может единолично принимать решения только по сравнительно мало­
значительным делам. Остальные дела рассматриваются в судебной
коллегии. Некоторые гражданские дела в соответствии с ГПК 2002 г.
рассматриваются в порядке приказного судопроизводства (выдача су­дебных приказов судьей в бесспорных случаях и др.);

5) открытый, публичный судебный процесс. Закрытые заседания
проводятся, если дело касается вопросов государственной или ком­мерческой тайны, по делам лиц, не достигших 16-летнего возраста, по
делам о половых преступлениях и др. Однако приговор или решение
закрытого судебного процесса оглашаются публично;

6) судебное разбирательство должно проводиться в присутствии
сторон (их представителей), быть очным (от слова «око» — видеть),
заочное судебное разбирательство не допускается. В порядке исключения по уголовному делу закон разрешает рассмотрение дела в отсутствие подсудимого в крайнем случае. В гражданском процессе воз­можности суда рассматривать дело в отсутствие ответчика гораздо шире;

7) осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон. Этот принцип означает, что обвинитель и обвиняемый, истец и ответчик выступают в суде в качестве сторон, имеющих рав­ные права. ГПК 2002 г. устанавливает, что прокурор в гражданском процессе является лишь стороной;

8) возможность пересмотра приговоров и решений вышестоящим
судом. Приговор и решение, как правило, не вступают в силу сразу
после их провозглашения. Дается определенный срок для обжалова­ния и опротестования решения (срок необходим, иначе неопределенность будет длиться бессрочно). Если срок истек, а жалоба или про­тест не поданы, судебный акт (приговор, решение) вступает в законную силу. Если имеет место обжалование, судебный акт вступает в силу после решения вышестоящего суда, который вправе оставить в силе решение суда первой инстанции или направить дело на новое рас­смотрение.

Перечисленные выше принципы, а главное обязательность их соблюдения всеми судами РФ, предопределили и саму структуру судебного процесса, который может иметь несколько форм и ступеней.

В России в уголовном процессе различают:

— суды первой инстанции (рассматривающие дела по существу, анализирующие все доказательства. Как правило сразу по окончании следственных действий);

— суды кассационной инстанции (при обжаловании решений, не вступивших в законную силу);

— суды над­зорной инстанции (при рассмотрении решения, уже вступившего в законную силу).

В арбитражном процессе:

выделяется также самосто­ятельная апелляционная инстанция (повторное рассмотрение дела по правилам первой инстанции). Частично апелляционное производство введено и в судах общей юрисдикции по гражданским делам (апелля­ционный пересмотр решений и определений мировых судей), но спе­циальных апелляционных судов в России нет.

В гражданском процессе применяется рассмотрение дел по первой инстанции, апелляция (рассмотрение решения суда, не вступившего в законную силу, вышестоящим судом по правилам первой инстанции), кассация (проверка решения суда), пересмотр решения, уже вступив­шего в законную силу, в порядке надзора по протесту прокурора (практически не применяется). В уголовном процессе возможны все

эти формы (применяется и пересмотр в порядке надзора), но апелля­ция возможна только на приговор мирового судьи в районный суд (дело рассматривает один судья районного суда).

Существуют и другие конституционные принципы, относящиеся к суду (финансирование судов из федерального бюджета, с тем чтобы обеспечивать полное и независимое осуществление правосудия, ком­пенсация государством причиненного ущерба вследствие некоторых преступлений и злоупотреблений, если государственные служащие не выполняли свой долг, нарушали закон). Некоторые принципы отно­сятся только к уголовному праву, уголовному процессу, иногда — к административному праву (презумпция невиновности, запрет двойно­го осуждения за одно и то же преступление и др.).

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1332; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Участие граждан в отправлении правосудия

Правовым основанием и этого принципа правосудия являются конституционные предписания. "Граждане Российской Федерации, — говорится в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ,— имеют право участвовать в отправлении правосудия".

Такое участие граждан в разбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может проявиться в выполнении обязанностей присяжного заседателя либо арбитражного заседателя.

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Этот правовой институт впервые был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г. его отменили. Более 72 лет спустя, в ноябре 1989 г., Верховным Советом СССР предпринят первый не очень решительный шаг по реставрации этого суда. А еще два года спустя, в ноябре 1991 г., состоялось дополнение Конституции РФ положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных. Фактически такие суды появились в пяти субъектах РФ лишь в ноябре 1993 г.

С января 1994 г. к ним прибавилось еще четыре субъекта Федерации. Первое заседание суда с участием присяжных после его реставрации произошло 15 декабря 1993 г. в Саратовском областном суде. 23 июня 1999 г. Закон о военных судах декларировал возможность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей также в окружных (флотских) военных судах и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. суды присяжных могут созываться с 1 января 2004 г. во всех судах общей юрисдикции среднего звена на всей территории России.

Присяжных заседателей положено отбирать из числа граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований.

Участие граждан в осуществлении правосудия: присяжные и арбитражные заседатели.

Одним из основных правил, соблюдаемых при отборе, является использование таких приемов, которые обеспечивали бы случайность выбора кандидатов, включаемых в списки заседателей, а в дальнейшем — ив состав судебных коллегий по конкретным уголовным делам. Во время судебного заседания отбор присяжных заседателей осуществляют судьи с участием сторон.

Пожалуй, самой существенной чертой полномочий присяжных заседателей является то, что они при разбирательстве уголовных дел вправе принимать решение (вердикт) лишь по т. н. вопросам факта (к примеру, о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих его ответственность, и т. д.), а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. В определении меры наказания осужденному и решении ряда других важных (преимущественно юридических) вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголовному делу, присяжные не участвуют. Существенным моментом, характеризующим полномочия присяжных, является и то, что они не должны мотивировать свое решение.

Фактически удельный вес уголовных дел, рассматриваемых российскими судами с участием присяжных, пока что незначителен — он составляет намного меньше одного процента от общего количества такого рода дел.

Сравнительно новым явлением для организации российских судов и практики осуществления правосудия является институт арбитражных заседателей. Он учрежден в порядке эксперимента Федеральным законом "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 5 мая 1995 г. Первоначально предполагалось, что с участием арбитражных заседателей дела будут рассматриваться лишь в тех арбитражных судах, в отношении которых состоится специальное решение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Такое решение состоялось 5 сентября 1996 г. — были утверждены Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, перечень арбитражных судов, в которых проводится эксперимент, и списки арбитражных заседателей для этих судов. В перечень были включены арбитражные суды 14 субъектов РФ (области Брянская, Калужская, Курганская, Московская, Сахалинская, г. Москва и др.). Но с принятием 31 декабря 1996 г. Закона о судебной системе этот институт перестал быть экспериментальным, ему предоставлена "постоянная прописка" во всех российских арбитражных судах основного звена. Следующим шагом по упрочению его положения стало издание Закона об арбитражных заседателях от 30 мая 2001 г.

Для характеристики арбитражных заседателей существенным является то, что при рассмотрении конкретных дел и принятии решений они пользуются правами, равными с правами судей-профессионалов, что подтверждено и в ч. 4 ст. 1 названного Закона от 30 мая 2001 г.

В соответствии с законодательством присяжные и арбитражные заседатели вместе с судьями-профессионалами олицетворяют судебную власть. Об этом сказано в ст. 1 Закона о статусе судей: "Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *