Справочник

Взятка должностному лицу статья

Согласно статистике, каждый третий человек в России хотя бы раз совершал подкуп. Это могло быть как банальное «спасибо» за оказанную услугу, так и преступные деяния в крупных размерах. Дача взятки должностному лицу является самым частым правонарушением. В данной статье мы рассмотрим виды взяток, меры ответственности и сроки наказания согласно законодательству. Регламентируется дача взятки ст. 291 УК РФ. Изначально нужно определить, что же такое взятка?

Под взяткой понимают незаконную передачу материальных ценностей должностному лицу лично или через посредника, с целью:

  • осуществление заведомо незаконного действия или бездействия в пользу взяткодателя, которое входит в круг обязанностей должностного лица;
  • совершения заведомо незаконного действия или бездействия в пользу взяткодателя, которое не входит в круг обязанностей должностного лица, но оно может поспособствовать их совершению другим должностным лицом;
  • протекции по службе или лоббированию интересов;
  • общее попущение по службе.

Дача взятки должностному лицу при исполнении может осуществляться в разных формах: денежные средства, драгоценные металлы, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, предоставление должностному лицу каких-либо имущественных прав или освобождение его от имущественных обязательств.

Классификация взяток

Ответственность за дачу взятки напрямую зависит от размера суммы и ситуации, при которой преступление было совершено. В примечаниях к ст. 291 дачу взятки должностному лицу УК РФ делит на следующие виды:

  • в значительных размерах, свыше 25 тыс. руб.;
  • в крупных размерах, выше 150 тыс. руб.;
  • в особо крупных размерах, свыше 1 млн. руб.

В законодательстве отсутствует размер минимальной суммы, но взяткой может быть признана любая сумма денежных средств. Однако если она составит менее 500 рублей, то уголовное преследование может быть прекращено вследствие малозначительности.

Виды наказаний за подкуп

За дачу взятки статья 291 УК РФ предполагает ответственность каждой из сторон деяния: взяткодателя, взяткополучателя и посредника (если он фигурирует в преступном деянии). В зависимости от суммы подкупа и совершенного действия или бездействия должностным лицом, наказание за данное преступление имеет разные меры строгости. Дача взятки должностному лицу при исполнении относится к преступлениям средней тяжести, а при наличии квалифицированных признаков, указанных в ч. 2 ст. 291 – к тяжким. В виде наказания предусматриваются:

  • штраф в размере от 10-ти до 90-кратной суммы взятки;
  • ч. 1 и ч. 2 статьи 291 предполагает применение исправительных или принудительных работ сроком до 2 лет;
  • лишение свободы на срок от 2 до 12 лет;
  • дополнительное наказание в виде взыскания в размере от 15-ти до 80-кратной суммы взятки;
  • согласно ч. 4 ст. 291 может осуществляться ограничение права или запрет на занятие определенным видом деятельности сроком до 3 лет.

В примечании к статье 291 предусмотрены основания к освобождению от уголовной ответственности взяткодателя:

  • если подкуп был совершен вследствие вымогательства и взяткополучатель сам предложил совершить преступное деяние;
  • если после наступления преступного деяния, взяткодатель самостоятельно обратился в органы, имеющие право возбуждать уголовное дело по данному преступлению;
  • в раскрытии преступления взяткодатель оказывал всевозможную помощь и содействие.

При наличии любого из трех обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить от уголовной ответственности взяткодателя.

Чем грозит дача взятки должностному лицу?

Сегодня подкуп присутствует во всех сферах жизни. Но чаще всего дача взятки должностному лицу при исполнении происходит при нарушениях ПДД. Пытаясь «решить проблему на месте» с сотрудником ГИБДД, водитель даже не задумывается о том, что он становится соучастником преступления и его может настигнуть уголовное наказание. Государство стремится сократить масштабы коррупции, но пока безрезультатно. Если у вас вымогают так называемый «барашек в бумажке» или отказываются выполнять свои прямые обязанности без определенного вознаграждения, не становитесь соучастником, обратитесь за консультацией к адвокату по уголовному праву.

«Барашек в бумажке» и «дать на лапу» вот несколько названий уголовно наказуемого деяния дачи взятки. Пусть говорят, что в СССР взяток не было, но была благодарность врачам за качественно проведенную операцию, чиновникам за помощь в оформлении документов и прочего. Как бы это не называлось, взяткой или благодарностью данное явление не появилось неоткуда и в никуда, к сожалению не исчезнет. В современных реалиях дача взятки настолько частое явление, что за борьбу с взяточничеством в своих странах берутся сами президенты.

Дача взятки. Нюансы преступления

Прежде чем обратиться к законодательству, следует определиться с понятием такого явления, как взятка и взяточничество.

Взятка – это материальные ценности, к которым относятся деньги и предметы, имущественная выгода или услуга, принимаемые должностным лицом за действия, предпринимаемые в интересах взяткодателя. Данные действия или в некоторых случаях бездействие должностное лицо должно было или могло совершить в связи со своим служебным положением.

Помимо этого взятка дается за:

  • действия, предпринимаемые взяткополучателем, не входящие в круг его полномочий в силу служебного положения, но совершению, которых он может поспособствовать благодаря занимаемой должности;
  • покровительство на службе (продвижение, рекомендации и т.д.);
  • попустительство по службе (прикрытие ошибок и прочее.).

Передача и прием взятки в российском законодательстве являются противозаконными и караются в соответствии с Уголовным кодексом.

Одно из проявлений коррупции – дача взятки государственному служащему. Использования термина «взятка» распространяется на подкуп именно государственного служащего, тогда как подкуп сотрудника любой коммерческой структуры носит название «коммерческий подкуп».

С развитием технологий схемы дачи взятки стали более сложными для раскрытия, данного вида преступлений.

Дача взятки согласно законодательству

Ведь личная или с использование посредника передача денег, а так же других ценностей происходит только при мелких взятках. Это связано с тем, что и передающего и взяточника очень легко взять с поличным. Крупные взятки требуют использования более сложных схем.

Самые распространенные схемы дачи взятки:

  1. На банковский счет или кошелек электронной платежной системы кладут деньги, а получателю взятки, передают только набор цифр позволяющий получить доступ к счету. Такая схема в значительной мере затрудняет доказательство факта взятки, даже при условии, что правоохранительным органам известно о получении кода.
  2. Фирме оформленной на «подставное», или говоря юридическим языком аффелированное лицо, получателя взятки, предоставляется очень выгодный контракт.
  3. Дача взятки осуществляется путем предоставления преференций любому из родственников получателя взятки. Так, например, достаточно распространена оплата обучения детей получателя взятки.
  4. На счет «подставной» фирмы взяточника переводится определенная сумма денег за якобы предоставленные услуги.

До 2011 года дача взятки наказывалась штрафом размер, которого не превышал саму сумму взятки. 16 мая 2001 года наказание за дачу взятки было изменено. На сегодняшний день штраф за взятку во много раз превышает ее размер. Борьба с коррупцией набирает обороты, в демократическом государстве нет места взяткам и взяточничеству.

Уголовная ответственность, предусмотренная за дачу взятки, описана в ст. 291 УК РФ.

Получатель взятки согласно ст. 291 УК РФ – должностное лицо. Дающий взятку, определяется, как вменяемое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста. Должностное лицо, получающее взятку, может иметь отношение к российскому или иностранному государству, а также к публичной международной организации.

Иностранное должностное лицо – это любое избираемое или назначаемое лицо, которое занимает какую-либо должность в исполнительном, законодательном, судебном или административном органе иностранного государства.

Иностранное должностное лицо, относящееся к публичной международной организации – это лицо, которое выполняет какую-либо публичную функцию для иностранного государства, уполномоченное действовать от имени такой организации.

Сроки наказание за преступление

Дача взятки вне зависимости от того происходит она лично или через посредника, карается:

  • штрафом в 15-30-ти кратном размере от суммы взятки;
  • лишением свободы на срок до 2 лет (штраф, применяемый при назначении данного наказания — 10-ти кратный размер от суммы взятки).

Дача взятки в значительном размере, лично или через посредника, карается:

  • штрафом 20-40-ка кратном размере от суммы взятки;
  • лишением свободы на срок до 3 лет (данное наказание сопровождается штрафом в 15-ти кратном размере от суммы взятки).

Взятка может даваться за содействие путем произведения законных и незаконных действий. За дачу взятки за незаконные действия или же бездействие должностного лица п. 3 ст. 291 УК РФ предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в 30-60-ти кратном размере от суммы взятки;
  • лишения свободы на срок до 8 лет (это наказание сопровождается штрафом в 30-ти кратном размере от суммы взятки).

Обязательным условием квалификации преступления по п. 3 ст. 291 УК РФ является знание, дающего взятку, о том, что действия предпринимаемые взяткополучателем являются незаконными. Если же взяткодатель не знает о том, каким путем будет осуществляться содействие ему в решении вопроса, данная квалификация преступления исключается. Преступление в таком случае будет квалифицироваться по другим пунктам ст. 291 УК РФ.

Дача взятки в крупном размере или организованной группой (группой по предварительному сговору) карается:

  • штрафом от 70-ти до 90-то кратной суммы от взятки;
  • лишением свободы на срок от 7 до 12 лет (штраф, предусмотренный данным наказание – 70-ти кратная сумма от взятки).

Момент окончания преступления дачи взятки – принятие должностным лицом хотя бы части ценностей. Также преступление считается оконченным, если часть ценностей принята близкими или родственниками взяткополучателя с его ведома и согласия.

Значительный размер взятки – более 25 тыс. рублей.

Крупный размер – более 150 тыс. рублей.

Взяткодатель, активно способствующий расследованию или раскрытию преступления, освобождается от уголовной ответственности. Также, освобождение от уголовной ответственности для взяткодателя предусмотрено в случае вымогательства взятки со стороны должностного лица, если он после совершения преступления добровольно обратился в органы, имеющие право возбудить уголовное дело.

Помощь адвоката по уголовным делам в случаях с дачей взятки является необходимым средством борьбы с бюрократическим аппаратом, с его налаженной системой укрывательства «своих». Огромные штрафы и сроки лишения свободы направлены на уменьшения коррупции в среде государственных служащих, но следует помнить, что уголовное наказание предусмотрено не только для берущего, но и для дающего, так называемого «барашка в бумажке». Если у вас вымогают взятку или не решают вопрос без определенного денежного вознаграждения с вашей стороны, прежде чем совершить данное преступление обратитесь за консультацией к адвокату по уголовным делам, который сможет рассказать о последствиях таких действий.

Советуем прочесть также:

С уважением,

Адвокат по уголовным делам Виктория Державина

 

 

 

Все статьи Получение взятки путем указания о ее передаче другим лицам (Борков В.Н.)

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ уточнил основания ответственности за взяточничество. Если ранее согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ запрещаемое деяние состояло в получении должностным лицом взятки лично или через посредника, то новая редакция нормы дополнена фразой "(в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу)".
Получение взятки всегда считалось по определению корыстным преступлением. Согласно позиции высшего судебного органа, пишет П. Яни, преследуемая взяткополучателем корыстная цель предполагает обогащение за счет взятки самого этого чиновника, его родных или близких <1>. В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (далее — Постановление N 24) разъясняется: "Если за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе имущество передается, имущественные права предоставляются, услуги имущественного характера оказываются не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, в том числе юридическим, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не может быть квалифицировано как получение взятки (например, принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь). При наличии к тому оснований действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий".
———————————
<1> См.: Яни П. Физическое посредничество во взяточничестве // Законность. 2014. N 11. С. 43.

Таким образом, предполагаемое использование материального вознаграждения не для удовлетворения материальных интересов должностного лица, а для обеспечения деятельности представляемой им организации, решения иных общественных задач свидетельствует об отсутствии признаков взяточничества. Видимо, не имеет решающего значения и то, как были получены материальные средства: лично руководителем или переведены на счет организации. При этом высшая судебная инстанция обоснованно предлагает проверять на наличие признаков злоупотребления должностными полномочиями или их превышения действия должностного лица, за которые спонсорская помощь была получена. Кроме того, в отдельных случаях по ст. 286 УК может быть квалифицировано требование должностным лицом денежных средств от подчиненных, подконтрольных или иным образом зависимых от него лиц для последующего использования этих средств в интересах организации <2>.
———————————
<2> См. подробнее: Борков В. Квалификация незаконного сбора начальником денежных средств с подчиненных // Уголовное право. 2015. N 6. С. 4 — 9.

В судебной практике возникает проблема отграничения преступления от оказания спонсорской помощи. Для правильной юридической оценки выявленного события необходимо устанавливать предполагаемое направление использования должностным лицом полученных материальных средств. По делу о получении взятки заведующего кафедрой Махровой за незаконные действия, которые состояли в выставлении зачета студенту С. без его фактического принятия, суд пояснил: "То, что денежные средства были приняты не в интересах руководимой Махровой М.В. кафедры, суд обосновал тем обстоятельством, что С. вначале предлагал свои услуги по "заправке принтера", однако Махрова М.В. указала на необходимость передачи именно денежных средств" <3>. Судом были признаны несостоятельными доводы адвокатов главы органа местного самоуправления Губанова о том, что передаваемые денежные средства предназначались не ему лично, а в качестве спонсорской помощи городу. "Губанов В.И. требовал передать ему деньги за выдачу разрешения на строительство-реконструкцию торгового центра, вначале <…> рублей, потом <…> рублей и кухонную мебель <…>, которая не могла быть передана городу в качестве спонсорской помощи, потом <…> рублей, а затем окончательно потребовал <…> рублей. При этом Губанов требовал передать ему <…> рублей сразу, а остальные деньги по частям по <…> рублей в месяц" <4>. Приведенные примеры показывают, что о целях должностного лица, получающего материальное вознаграждение, следует судить по таким объективным обстоятельствам, как стремление скрыть факт передачи и получения денежных средств, особенности передаваемого имущества, планируемых услуг, возможность их использования в интересах организации или всего общества и т.д.
———————————
<3> Кассационное определение Верховного Суда РФ от 12 января 2012 г. N 47-011-83.
<4> Определение Верховного Суда РФ от 8 сентября 2011 г. N 19-О11-49.

Установление в ч. 1 ст. 290 УК ответственности не только за получение взятки должностным лицом лично или через посредника, но и в случае, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу, предполагает решение вопроса о соответствии новой редакции нормы разъяснениям высшей судебной инстанции в части непризнания взяточничеством принятия спонсорской помощи. Предлагаем следующий вариант понимания внесенных изменений. Передачу предмета взятки по указанию должностного лица иным физическим и юридическим лицам следует рассматривать как частный случай ее получения самим чиновником. Дополнение текста ч. 1 ст. 290 УК начинается с фразы "в том числе", т.е. указание должностного лица о передаче материальных ценностей иному физическому или юридическому лицу является способом получения взятки им самим. Используя такую схему, должностное лицо может рассчитываться с кредиторами, оплачивать услуги, которые в будущем будут оказаны ему или его родственникам.

Уголовная ответственность за дачу взятки

Близким по содержанию к описываемому способу получения взятки является "незаконное оказание услуг имущественного характера". Пункт 9 Постановления N 24 к незаконному оказанию услуг имущественного характера предлагает относить освобождение должностного лица от имущественных обязательств и в качестве одного из примеров приводит такой его вид, как передача имущества для исполнения обязательств перед другими лицами. Возможен и другой вариант, когда взяткодатель по указанию должностного лица окажет услугу организации, за которую она впоследствии рассчитается с должностным лицом. Кроме того, указанные взяткополучателем лица могут через определенное время просто передать виновному предмет взятки. Наличие новых схем, используемых коррупционерами, констатирует начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ А. Русецкий: "Все чаще взятки берут не просто "в конверте", а, например, путем оформления на третьих лиц акций и иных ценных бумаг, предоставления льготных кредитов, продажи недвижимости со скидками, а также с использованием других сложных форм, которые порой трудно отличить от законной рыночной деятельности" <5>.
———————————
<5> Расходы бывших чиновников проверит Генпрокуратура // Известия. 2016. 26 июля.

Получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. Как правило, именно в этот момент и происходит задержание взяткополучателя. Видимо, поэтому в п. 13 Постановления N 24 уточнено, что если виновный был изобличен в ходе оперативно-разыскного мероприятия, то его действия должны квалифицироваться как оконченное преступление и в том случае, когда ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом. Определение момента окончания преступления, предусмотренного ст. 290 УК, совершенного путем адресованного взяткодателю указания о передаче предмета взятки иному физическому или юридическому лицу, имеет некоторые особенности. Заметим, что высшая судебная инстанция в своих разъяснениях не связывает момент окончания получения взятки с возникающей у должностного лица возможностью распорядиться взяткой по своему усмотрению. Тем не менее сам комментируемый способ предполагает не только получение взятки, но и одновременно распоряжение ею. Распоряжение взяткой, представляющее собой указание о передаче ее предмета другим лицам, является формой ее получения. Считаем, что получение взятки путем данного виновным указания передать ее иному физическому или юридическому лицу следует считать оконченным с момента адресованной взяткодателю или посреднику просьбы или требования передать другим лицам хотя бы часть взятки. Указанию о передаче предмета взятки другим лицам предшествует сговор о ее даче и получении. Само указание может быть сделано устно, а также с использованием телефона и сети Интернет.
Оппоненты высказанной точки зрения могут возразить и предложить считать преступление оконченным с момента получения хотя бы части взятки теми физическими или юридическими лицами, на которых указало взяткодателю фактически получающее взятку должностное лицо. Недостатки подобного подхода состоят в следующем. Во-первых, преступление, предусмотренное ст. 290 УК, состоит в получении взятки именно должностным лицом, а не иными физическими и юридическими лицами. Во-вторых, было бы неправильно связывать момент окончания получения взятки не с действиями виновного должностного лица, а с юридически неоднозначным поведением лиц, которым предмет взятки фактически передается. Последние могут и не осознавать, что переводимые на их счет деньги или иным образом передаваемые им материальные средства являются взяткой.
Если лица, принимающие передаваемые им по указанию взяткополучателя материальные средства, осознают их преступное происхождение, их действия следует квалифицировать как посредничество во взяточничестве. В соответствии со ст. 291.1 УК посредник непосредственно передает предмет взятки либо иным образом способствует реализации соглашения между взяткодателем и взяткополучателем. Как было показано выше, получение взятки является корыстным преступлением, субъект которого стремится к незаконному получению имущественной выгоды. Поэтому физические или юридические лица, которым по указанию должностного лица передается предмет взятки, не могут в этом случае выступать безусловными и конечными выгодоприобретателями. Разумеется, если они не являются близкими взяткополучателя. Способствование посредника, помимо обычной передачи взятки, может выражаться в ее преобразовании, когда взяткодатель передает ему по указанию взяткополучателя деньги, а должностное лицо фактически получает услуги имущественного характера, иные имущественные права, освобождается от исполнения имущественных обязательств перед другими лицами. Подобное видоизменение предмета взятки может использоваться для сокрытия преступления.
Признание посредниками лиц, которым по указанию взяткополучателя была передана взятка и осознававших при этом свое участие во взяточничестве, обязывает уточнить момент окончания преступления, предусмотренного ст. 290 УК. Нуждается в комментарии п. 10 Постановления N 24, в соответствии с которым получение взятки, в том числе и при посредничестве в виде непосредственной передачи ее предмета, считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. Мы, в свою очередь, выше утверждали, что применительно к новому способу, указанному в ч. 1 ст. 290 УК, преступление должно считаться оконченным с момента указания должностного лица о передаче предмета взятки другим лицам. Полагаем, что противоречия здесь нет. Данное ранее разъяснение высшей судебной инстанции объективно не могло учитывать изменения, внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ. В соответствии с действующей редакцией ч. 1 ст. 290 УК взятка может быть получена лично или через посредника, а также по указанию виновного может быть передана другим лицам. Таких лиц, в случае осознания ими факта участия во взяточничестве, мы признали посредниками, и получается, что предмет взятки у них оказывается после заявленного нами момента окончания преступления. При этом очевидно, что применительно к новому способу получения взятки законодатель перенес юридический момент окончания преступления на более ранний этап. Подобно тому как при разбое виновные совершают хищение чужого имущества уже после юридического окончания преступления, предусмотренного ст. 162 УК, в нашем случае посредник действует после юридического окончания получения взятки должностным лицом. Получается, что юридически преступление окончено с момента сформулированного должностным лицом взяткодателю указания о передаче взятки посреднику, а фактически достижение корыстной цели взяткодателем осуществляется за счет действий посредника, который позже возвращает взятку чиновнику, фиксирует факт освобождения от имущественных обязательств или оказывает услугу.
Изложенное ставит вопрос о допустимости признания оконченным совершенного "другим лицом" преступления, предусмотренного ст. 291.1 УК, и в том случае, когда взяточничество пресечено сразу после указания должностного лица о передаче предмета взятки посреднику. Последний только согласился на передачу ему взятки. Отмечая широкий круг возможных действий посредника, П. Яни приводит несколько примеров, среди которых мы обращаем внимание на "заранее данное обещание принять на временное хранение предмет взятки, совершить действия, направленные на сокрытие совершенного преступления". "В указанных случаях, — продолжает П. Яни, — преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на достижение либо реализацию соглашения между должностным лицом и лицом, собирающимся передать взятку, о получении и даче взятки независимо от того, была ли взятка фактически передана" <6>. Согласие посредника принять предмет взятки от взяткодателя по указанию должностного лица укрепляет в последнем решимость на совершение преступления, вселяет в коррупционеров уверенность в их безнаказанности и возможности дальнейшего продолжения преступной деятельности.
———————————
<6> Яни П. Проблемы квалификации посредничества во взяточничестве // Законность. 2013. N 2. С. 28.

Пристатейный библиографический список

1. Борков В.Н. Квалификация незаконного сбора начальником денежных средств с подчиненных // Уголовное право. 2015. N 6.
2. Расходы бывших чиновников проверит Генпрокуратура // Известия. 2016. 26 июля.
3. Чайка Ю.Я. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27 апреля 2016 г. URL: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/1078222/ (дата обращения: 17.07.2016).
4.

Яни П. Проблемы квалификации посредничества во взяточничестве // Законность. 2013. N 2.
5. Яни П. Физическое посредничество во взяточничестве // Законность. 2014. N 11.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Чем грозит взятка должностному лицу Статья 291 УК РФ

Уважаемые граждане, дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) предусматривает уголовную ответственность.

Кто считается должностным лицом (в рамках закона)

Под определением «должностное лицо» подразумевается человек, связанный с административными, организационными, хозяйственными функциями, подчиненными местному самоуправлению, государство или муниципалитету. К таким должностным лицам относятся сотрудники полиции, в том числе сотрудники госавтоинспекции.

Что считается взяткой

По нормам Уголовного кодекса Российской Федерации, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Взятки могут быть разными, их условно делят на: малые взятки;  средние; крупные; особо крупные.

Если Вы дали взятку сотруднику Госавтоинспекции, то вас уже будут наказывать не за нарушения ПДД, а согласно статье 291 Уголовного Кодекса:

ч.1. Дача взятки  наказывается штрафом в размере до 500 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

ч.2. Дача взятки   в значительном размере наказывается штрафом в размере до 1 000 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

ч.3. Дача взятки   за совершение заведомо незаконных действий (бездействие)  наказывается штрафом в размере до 1 500 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

ч.4. Деяния, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;  в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 1 000 000 до 3 000 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового либо лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.

ч.5. Деяния, совершенные в особо крупном размере, наказываются штрафом в размере от 2 000 000 до 4 000 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.

И еще хочется отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Начальник ОГИБДД Отдела МВД России

по Дубовскому району

майор полиции  О.Е.Страхов

Обсуждения закрыты для данной страницы

Текущая редакция ст. 291 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника —
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Комментарий к статье 291 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: установленный порядок функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, законодательных, исполнительных, административных или судебных органов иностранного государства, публичных международных организаций, авторитет государственной власти;
2) объективная сторона: действия, выражающиеся в даче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Обязательным элементом состава преступления является предмет, к которому относятся: деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера и имущественные права;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом.

Преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося передать предмет взятки, содеянное им квалифицируется как покушение на дачу взятки.

К квалифицирующим признакам преступления относится:
1) дача взятки в значительном размере (ч.2). Значительный размер взятки составляет сумму, превышающую 25 тысяч рублей;
2) дача взятки за незаконные действия (ч.3);
3) дача взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п."а" ч.4). Взятка считается переданной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления. При этом не имеет значения, какая сумма передана каждым из этих лиц, либо передача осуществлялась только одним из них. Организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя;
4) дача взятки в крупном размере (п."б" ч.4). Крупный размер взятки составляет сумму, превышающую 150 тысяч рублей.

5) дача взятки в особо крупном размере (ч.5). Особо крупный размер взятки составляет сумму, превышающую 1 миллион рублей.

Примечание к комментируемой статье содержит условия для освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку.

Первым обязательным условием освобождения от уголовной ответственности взяткодателя является активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

Дача взятки должностному лицу

При отсутствии такого условия решение об освобождении его от уголовной ответственности будет являться незаконным. Второе обязательное условие носит альтернативный характер для принятия решения об освобождении от уголовной ответственности должно иметь место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления должно добровольно сообщить о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "О противодействии коррупции";
2) приказ Федерального агентства по рыболовству от 14.04.2010 N 338 "Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работы по информированию о событиях и происшествиях, связанных с противодействием коррупции, прохождением федеральной государственной гражданской службы и кадровой работой";
3) письмо Федеральной службы судебных приставов от 27.04.2012 N 12/12-10190-АП "Об активизации работы по выявлению взяткодателей";
4) письмо Федеральной службы судебных приставов от 01.06.2010 N 12/12-11488-АП "О коррупционных правонарушениях, выявленных в 2010 году";
5) информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.03.2013 "Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки";
6) информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.02.2013 "Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки".

7) указание Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29.12.2008 N 7/224 "Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции".

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях";
2) Ленинским районным судом г.Иркутска (Иркутская область) (приговор от 23.05.2012) гр.Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч.3, 291 ч.1 УК РФ с назначением ему наказания в соответствии со ст. 46 ч.2 УК РФ в виде штрафа в размере 25000 рублей;
________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/25954592/25741889/
3) Октябрьским районным судом г.Краснодара (Краснодарский край) (приговор от 28.01.2011) гр.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30 УК РФ, ч.2 ст. 291 УК РФ, и ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы (условно, с испытательным сроком 3 года). Как установлено судом, гр.П. совершил покушение на дачу взятки должностному лицу лично за совершение им заведомо незаконных действий, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Преступление совершено при следующих обстоятельствах. дд.мм.гггг., примерно в 10 часов 50 минут, в , несовершеннолетняя гр.Ф., находясь в торговом помещении, расположенном в подземном переходе вблизи пересечения улиц и , принадлежащем индивидуальному предпринимателю гр.Д., приобрела табачное изделие — сигареты марки "Kent", что было выявлено инспектором ОПДН ОУУМ и ПДН ОМ N УВД по гр.И. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ гр.И., отнесенный законодателем к числу лиц, наделенных властными полномочиями, составил протокол о совершении индивидуальным предпринимателем гр.Д. административного правонарушения по ст. 14.2 КоАП РФ, который ввиду отсутствия последней не был предъявлен. дд.мм.гггг., примерно в 10 часов 00 минут, в гр.П., имея умысел на дачу взятки должностному лицу, с целью увода от административной ответственности своей супруги гр.Д., находясь в служебном кабинете отдела по делам несовершеннолетних ОМ N УВД по , расположенного по N, передал гр.И. в качестве незаконного вознаграждения 10000 рублей за незаконные действия, заключающиеся в удержании гр.И. протокола об административном правонарушении и не направлении его в мировой суд. Однако довести свой преступный умысел гр.П. до конца не смог по независящим от него обстоятельствам, так как его действия были пресечены сотрудниками отделения N ОБЭП УВД по ;
_________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/17985972/15640539/
4) Кошкинским районным судом (Самарская область) (приговор от 31.08.2011) гр.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30 УК РФ, ч.3 ст. 291 УК РФ (в редакции Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ) с назначением ему наказания в виде штрафа в тридцатикратном размере суммы взятки, то есть в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/19749375/40693448/

Консультации и комментарии юристов по ст 291 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 291 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *