Справочник

Закон 118 о судебных приставах

ФЗ «О судебных приставах» – закон, определяющий права, полномочия и обязанности судовых приставов, регулирующий их деятельность и предусматривающий наказание за превышение должностных полномочий и нарушения профессиональной этики.

Документ принят 4 июня 1997 года Государственной Думой Российской Федерации. В 2017 году вышла новая редакция закона – ФЗ 118 «О судебных приставах» с правками и комментариями.

ФЗ 118 «О судебных приставах» с изменениями

ФЗ «О судебных приставах» 2017 года, действующая редакция предусматривает такие задачи для судебных приставов:

  • Обеспечение исполнения установленного порядка действий Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и судов общей юрисдикции.
  • Исполнение судебных актов, в том числе принудительное, а также других актов должностных лиц согласно ФЗ «Об исполнительном производстве судебных приставов» от 2 октября 2007 года.
  • Следование уголовному судопроизводству на основании соответствующего законодательства. Сюда относятся все дела, имеющие отношение к уголовно-процессуальному законодательству.

Судовые приставы-исполнители, согласно внесенным правкам, наделены более широкими полномочиями, нежели судовые приставы. В частности, они имеют право выполнять свои задачи с применением силы, если того требует ситуация, но только после предупреждения о данном намерении должника.

Что предусматривает ст 118 ФЗ «О судебных приставах» и другие статьи закона

Все сотрудники ФССП обязаны предъявлять удостоверение судебного пристава-исполнителя и представляться по уставу. Не исполнение этого требования может считаться нарушением деятельности судебного пристава и чревато жалобой от должника.

Ст 118 ФЗ «О судебных приставах» посвящена правам и обязанностям судебных приставов-исполнителей. Согласно данной статье, приставы обязаны:

  • Профессионально и своевременно реализовывать исполнение исполнительных документов, а также контролировать этот процесс.
  • Информировать стороны исполнительного процесса о ходе исполнения, предоставлять всю необходимую для ознакомления информацию обеим сторонам процесса.
  • Получать и обрабатывать персональные данные участников судебного процесса.
  • Объявлять в розыск должников и организовывать процесс по их поиску.

Ст 14 ФЗ «О судебных приставах» посвящена обязательности требований судебного пристава и состоит:

  • В законности выполнения требований судового пристава всеми органами, организациями, представителями и сотрудниками, по отношению к которым возбуждено дело.
  • Предоставлении всех необходимых данных по первому запросу судового пристава.
  • В правомерности электронных документов, предоставленных судовому приставу по первому требованию.
  • Налагание ответственности за противодействие судебному приставу в процессе выполнения его служебных обязанностей.

Ст 11 ФЗ 118 «О судебных приставах» описывает обязанности и права судовых приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Закон “О судебных приставах”

Согласно данной статье судебный пристав обязан:

  • Обеспечивать безопасность залов Суда, судей и заседателей.
  • Охранять помещения Суда, проводить осмотр комнат. Если есть указ о необходимости ведения круглосуточной охраны, пристав обязан выполнять охрану залов Суда и окружающей территории 24 часа.
  • Осуществлять привод лиц, скрывающихся от Суда, по необходимости содействовать розыску данных лиц.

Помимо перечисленных документов, другим важным законом является Закон «О судебных приставах 229-ФЗ», принятый 14 сентября 1997 года. Документ состоит из 19 глав и 130 статей, описывающих и регулирующих процесс обжалования действий судебных приставов.

Похожие статьи:

Статьи → Электронная почта судебных приставов

Статьи → Часы приема судебных приставов

Статьи → Штрафование судебными приставами

Теги: фссп, правки, закон

Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!

ФЗ «О судебных приставах» – закон, определяющий права, полномочия и обязанности судовых приставов, регулирующий их деятельность и предусматривающий наказание за превышение должностных полномочий и нарушения профессиональной этики.

Документ принят 4 июня 1997 года Государственной Думой Российской Федерации. В 2017 году вышла новая редакция закона – ФЗ 118 «О судебных приставах» с правками и комментариями.

ФЗ 118 «О судебных приставах» с изменениями

ФЗ «О судебных приставах» 2017 года, действующая редакция предусматривает такие задачи для судебных приставов:

  • Обеспечение исполнения установленного порядка действий Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и судов общей юрисдикции.
  • Исполнение судебных актов, в том числе принудительное, а также других актов должностных лиц согласно ФЗ «Об исполнительном производстве судебных приставов» от 2 октября 2007 года.
  • Следование уголовному судопроизводству на основании соответствующего законодательства. Сюда относятся все дела, имеющие отношение к уголовно-процессуальному законодательству.

Судовые приставы-исполнители, согласно внесенным правкам, наделены более широкими полномочиями, нежели судовые приставы. В частности, они имеют право выполнять свои задачи с применением силы, если того требует ситуация, но только после предупреждения о данном намерении должника.

Что предусматривает ст 118 ФЗ «О судебных приставах» и другие статьи закона

Все сотрудники ФССП обязаны предъявлять удостоверение судебного пристава-исполнителя и представляться по уставу.

О судебных приставах

Не исполнение этого требования может считаться нарушением деятельности судебного пристава и чревато жалобой от должника.

Ст 118 ФЗ «О судебных приставах» посвящена правам и обязанностям судебных приставов-исполнителей. Согласно данной статье, приставы обязаны:

  • Профессионально и своевременно реализовывать исполнение исполнительных документов, а также контролировать этот процесс.
  • Информировать стороны исполнительного процесса о ходе исполнения, предоставлять всю необходимую для ознакомления информацию обеим сторонам процесса.
  • Получать и обрабатывать персональные данные участников судебного процесса.
  • Объявлять в розыск должников и организовывать процесс по их поиску.

Ст 14 ФЗ «О судебных приставах» посвящена обязательности требований судебного пристава и состоит:

  • В законности выполнения требований судового пристава всеми органами, организациями, представителями и сотрудниками, по отношению к которым возбуждено дело.
  • Предоставлении всех необходимых данных по первому запросу судового пристава.
  • В правомерности электронных документов, предоставленных судовому приставу по первому требованию.
  • Налагание ответственности за противодействие судебному приставу в процессе выполнения его служебных обязанностей.

Ст 11 ФЗ 118 «О судебных приставах» описывает обязанности и права судовых приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Согласно данной статье судебный пристав обязан:

  • Обеспечивать безопасность залов Суда, судей и заседателей.
  • Охранять помещения Суда, проводить осмотр комнат. Если есть указ о необходимости ведения круглосуточной охраны, пристав обязан выполнять охрану залов Суда и окружающей территории 24 часа.
  • Осуществлять привод лиц, скрывающихся от Суда, по необходимости содействовать розыску данных лиц.

Помимо перечисленных документов, другим важным законом является Закон «О судебных приставах 229-ФЗ», принятый 14 сентября 1997 года. Документ состоит из 19 глав и 130 статей, описывающих и регулирующих процесс обжалования действий судебных приставов.

Похожие статьи:

Статьи → Штрафование судебными приставами

Статьи → Часы приема судебных приставов

Статьи → Электронная почта судебных приставов

Теги: фссп, правки, закон

Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ
"О судебных приставах"
(с изменениями от 7 ноября 2000 г.)

Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года
Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1- 6)
Глава II. Полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов (ст.ст. 7-10)
Глава IV. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов (ст.ст. 20-21)
Глава V. Финансирование и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов (ст.ст. 22-23)
Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 24-25)

Глава III. Обязанности и права судебных приставов

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:
обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;
исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;
поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;
взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;
осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;
проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:
обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию;
применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей
1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:
принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

Статья 13. Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Статья 14. Обязательность требований судебного пристава
1. Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.
2. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.
3. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15 — 18 настоящего Федерального закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.
2. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;
применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;
обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.
3. О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.
4. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

Статья 16. Применение физической силы
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Статья 17. Применение специальных средств
1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:
отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;
пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;
задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;
доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;
исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю.
2. Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, — за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Статья 18. Применение огнестрельного оружия
1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:
отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, — когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;
пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;
отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;
пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.
2. До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.
3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.
4. Порядок обеспечения судебных приставов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью
1.

Закон РФ "О судебных приставах"

Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.
2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

16 марта 2015 г.

13 марта 2015 года в Общественной палате Свердловской области состоялись общественные слушания, посвященные обсуждению законопроекта «О Федеральной службе судебных приставов и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава».

В общественных слушаниях приняли участие представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Свердловского областного суда, Главного управления Министерства юстиции по Свердловской области, Прокуратуры Свердловской области, адвокатского сообщества, членов Экспертного совета при Общественной палате Свердловской области, представители общественности и другие заинтересованные лица.

Участники мероприятия обсудили проект федерального закона, разработанный Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение поручения Президента России от 27 мая 2014 г. № Пр-1189. Законопроектом предлагается с 1 января 2016 г.

Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью

исключить судебных приставов из числа служащих, проходивших государственную гражданскую службу, и установить для них иной вид государственной службы с предоставлением соответствующих социальных гарантий.

При этом законопроектом предлагается ввести в ФССП России должности помощников судебных приставов-исполнителей, которые будут проходить государственную гражданскую службу. Введение в ФССП России новой должности – помощник судебных приставов-исполнителей обусловлено большой служебной нагрузкой на судебных приставов-исполнителей.

В зависимости от возложенных на ФССП России задач законопроектом предлагается установить различные квалификационные требования к лицам, претендующим на должность судебного пристава: судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебного пристава-исполнителя, судебного пристава-дознавателя.

Сам проект призван повысить статус судебных приставов, сократить текучесть кадров, а также привлечь на указанные должности высококвалифицированных специалистов.

Участники общественных слушаний в целом поддержали концепцию законопроекта, однако отметили, что ряд положений требует изменений и дополнений. Так, в частности, вызывает вопросы заложенная статьей 40 норма, предполагающая ротацию главных судебных приставов субъектов РФ каждые 3-5 лет с переменой региона назначения. По мнению Общественной палаты Свердловской области, такое положение дел не может являться залогом успешной работы территориального органа ФССП, а, напротив, станет препятствием для организации стабильной работы в долгосрочном периоде.

На основе озвученных предложений и замечаний разрабатывается итоговая Резолюция. Планируется, что документ будет направлен в Общественную палату Российской Федерации для использования в более широком обсуждении проекта на федеральном уровне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *