Справочник

Закон 68 ФЗ

Содержание

Законы о защите населения от природных и техногенных опасностей

В перечне литературы и нормативных документов в конце настоящего пособия даны наименования многих актов, регулирующих вопросы защиты от ситуаций природного и техногенного характера. Это Законы о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции, о животном мире, о безопасности дорожного движения, о радиационной и пожарной безопасности, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о химической и экологической безопасности.

В процессе самостоятельной работы рекомендуем студентам найти их (с помощью сети интернет) и познакомиться с общими положениями.

Всю систему нормативного регулирования вопросов безопасности, например в техносфере, можно представить в виде следующей схемы иерархии правовых актов.

Законы о защите населения от природных и техногенных опасностей

1. Конституция Российской Федерации (статьи, посвященные охране труда, защите техносферы, природы и здоровья человека)
2. Кодексы и отдельные законы РФ
3. Указы и распоряжения Президента РФ
4. Постановления и распоряжения Правительства РФ
5. Стандарты безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.
6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания, приказы руководителей организаций, учреждений, предприятий и т.п.

Для их понимания и системного восприятия нужно вначале изучить базовый Закон в данной сфере. Это Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Он определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.

Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от ЧС. Целями закона являются: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС, разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Таким образом, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является основополагающим нормативно- правовым документом в области предупреждения и ликвидации ЧС, т.к. регламентирует действия всех категорий граждан страны по предупреждению и ликвидации ЧС. Все остальные нормативные правовые документы в данной области базируются на положениях данного федерального закона.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В Постановлении Правительства РФ "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера "от 21 мая 2007 г. N 304 чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера по своим масштабам подразделяются на:
а) ЧС локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;
б) ЧС муниципального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера;
в) ЧС межмуниципального характера, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) ЧС регионального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) ЧС межрегионального характера, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) ЧС федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Очевидно, что логическим продолжением этого ряда могут быть ЧС международного и межконтинентального характера, какими стали аварии на нефтепромысле в Мексиканском заливе и извержение исландского вулкана весной 2010 года. Но это уже вопросы соотношения национального и международного права.

Информацию в области защиты населения и территорий от ЧС составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. Подобная информация, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством России.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в данной области влечет за собой ответственность в соответствии с российским законодательством.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

21 декабря 1994 года N 68-ФЗ

——

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Принят
Государственной Думой
11 ноября 1994 года

(в ред.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Не связанные

Страницы: 1 23 … 91011

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

68 ФЗ о защите населения и территорий с последними изменениями

Скачать Федеральный закон 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Дата актуализации: 01.01.2018

Федеральный закон 68-ФЗ

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Обозначение: Федеральный закон 68-ФЗ
Обозначение англ: Federal Law 68-ФЗ
Статус: действует
Название рус.: О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Название англ.: Protection of the Public and Territories from Natural and Manmade Emergencies
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата актуализации: 01.01.2018
Дата введения: 24.12.1994
Область применения: Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Оглавление: Глава I. Общие положения
Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших
Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Глава VII. Государственная экспертиза и государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Глава VIII. Международные договоры Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Глава IX. Заключительные положения
Утверждён: 21.12.1994 Президент Российской Федерации (President of the Russian Federation 68-ФЗ)
Издан: Российская газета (от 24.12.1994 г. № 250)
Расположен в:
Список изменений:
Нормативные ссылки:

Скачать Федеральный закон 68-ФЗ

Текстовое изменение № 17 от 10.01.2014

Текстовое изменение № 19 от 15.11.2014

Текстовое изменение № 21 от 13.05.2015

Текстовое изменение № 22 от 09.12.2015

Текстовое изменение № 23 от 10.01.2016

Текстовое изменение № 24 от 26.02.2016

Текстовое изменение № 25 от 04.07.2016

Закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

В 1994 году (21 декабря) принят Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

На основании этого закона в РФ создана единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий (РСЧС). Задачи РСЧС – объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик, краев, областей, городов, организаций, учреждений в деле предупреждения и ликвидации ЧС.

В развитие вышеуказанного закона разработан и принят в 1996 году (13 августа) Законодательным Собранием Вологодской области одноименный закон Вологодской области. Закон содержит 46 статей.

Указываются цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Устанавливается, что информация о защите населения и территории области от ЧС и о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области является гласной и открытой; сокрытие, несвоевременное или ложное представление этой информации должностными лицами преследуется согласно законодательству РФ.

Регламентируется порядок финансирования и материально-технического обеспечения функционирования областной системы информационного обеспечения населения и территории, принципы защиты, планирование и осуществление мер по защите населения и территории области. Рассматривается как составная часть Российской системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) областная подсистема предупреждений и ликвидации ЧС, её руководящие органы (областные, городские, районные, объектовые комиссии) и органы повседневного управления (дежурные, диспетчерские службы соответствующих комиссий).Регламентируются полномочия и обязанности по защите населения и территорий от ЧС, начиная с губернатора области до комиссий по ЧС всех уровней, предприятий и организаций, права и обязанности граждан по защите населения и территории от ЧС.

Граждане имеют право:

  • на обеспечение безопасности жизнедеятельности и защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
  • на использование средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • быть информированными о риске, которому они подвергнуться в определенных местах пребывания на территории области, и о мерах безопасности;
  • на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем, заболеванием или потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территории от ЧС;

Граждане обязаны:

  • соблюдать законы и правовые акты по защите населения и территорий от ЧС;
  • соблюдать меры безопасности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
  • изучать способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи, правила пользования средствами защиты;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
  • оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных работ.

Регламентируются порядок подготовки населения, руководителей и специалистов к защите от ЧС и пропаганда знаний по защите населения и территории области от ЧС, финансирование целевых программ, органов управления и мероприятий по решению задач по защите населения и территории от ЧС и мероприятий по ликвидации ЧС. В развитие этого требования закона Законодательным собранием Вологодской области принят закон “Об организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области. Этим законом устанавливается обязательность подготовки к защите от ЧС всех граждан области: населения, не занятого и занятого на производстве, всех учащихся от начального до высшего образования, руководителей и специалистов.

Кроме того постановлением губернатора Вологодской области №340 от 24.04.98 утверждено Положение о порядке осуществления государственного надзора и контроля за организацией и качеством подготовки населения Вологодской области к действиям в чрезвычайных ситуациях. Надзор и контроль осуществляется главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области, который организует проведение проверок во всех звеньях областной подсистемы РСЧС.

Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 313;

МЧС России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *