Справочник

Закон о дачной амнистии

ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ ИЛИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30 ИЮНЯ 2006 ГОДА

№ 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»

Милованова M.M.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

О проблемах применения новой формы градостроительного плана земельного участка

Земельный вопрос — право частной собственности на землю в РФ

Особенности предоставления в собственность земельных участков

Новый подход к определению арендной платы на землю в г. Москве

Чет и нечет московской недвижимости

1 сентября 2006 г. вступил в действие Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», получивший неофициальное название «дачная амнистия». В этот пакет законодательных актов входят закон о государственной регистрации прав,Градостроительный, Гражданский и Земельный кодексы. По данным главы комитета Госдумы по аграрным вопросам Г. Кулика, «дачная амнистия» коснется более 20 миллионов граждан, имеющих садовые участки и огороды, 16,6 млн. владельцев приусадебного хозяйства, а также около 600 тыс. дачников. Следовательно, миллионы россиян теперь смогут по упрощенной процедуре зарегистрировать свои права на садовые участки и постройки.

Упрощенная процедура состоит в следующем. В настоящее время, согласно вступившему в силу закону, любой земельный участок, который находится «в пользовании» (с точки зрения юридической формулировки не важно, на каких условиях), с 1 сентября желающему можно оформить на праве собственности. Следует отметить, что принятый в 2001 году Земельный кодекс предполагал так называемую однократную приватизацию земельных участков, находящихся в пользовании граждан. Федеральный закон 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» с 1 сентября 2006 года статью 20-ую и 21-ую Земельного кодекса о приватизации отменяет. В силу этого, у граждан не будет возможности приватизировать земельные участки, как это было предусмотрено законом раньше, однако остается возможность в упрощенном порядке получить право собственности на все земельные участки, которые находятся сейчас у них в распоряжении. С 1 сентября этого года, независимо от формы пользования земельным участком и оттого, что написано в свидетельстве, на основании которого этот земельный участок едоставлялся, регистрируется право собственности на этот земельный участок. То есть существует единый порядок оформления права собственности через Регистрационную палату путем получения «Свидетельства о регистрации права», являющегося единственным документом, подтверждающим право собственности гражданина на землю. В силу этого, чтобы стать собственниками земельных наделов, граждане, имеющие в пользовании на любых, предусмотренных законом условиях земельные участки, имеют право оформить право собственности на эти участки в установленный законом отрезок времени — до 1 января 2010 года. Право собственности дает гражданину право пользования, распоряжения и владения этим участком. Что касается всех остальных видов пользования этим участком, то они не дают права распоряжения.

Однако для того, чтобы «амнистия» заработала на практике, правительство приняло ряд подзаконных актов и утвердило новые формы упрощенных документов, например, декларацию (которую граждане будут заполнять сами) и технический паспорт, выдаваемый на жилые строения. Форма декларации на объект недвижимого имущества утверждена Приказом Минэкономразвития. Приказ и сама форма декларации опубликованы в «Российской газете» от 31 августа 2006 года.

В декларацию включаются сведения об адресе объекта, виде, назначении, площади, количестве этажей, в том числе подземных этажей, годе создания объекта, сведения о материалах наружных стен, подключении объекта недвижимого имущества к сетям инженерно- технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен. Кроме того, в декларацию необходимо внести сведения о правообладателе объекта недвижимого имущества. Также, при наличии общей собственности, требуются сведения об общей собственности на объект недвижимого имущества: общая долевая или общая совместная собственность. Если это общая долевая собственность, то указывается размер доли в виде правильной простой дроби. Данная декларация необходима владельцам дачных и садовых домов, гаражей, а также владельцам иных объектов, созданных на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, для регистрации права на них и заполняется правообладателем самостоятельно.

Следует отметить, что законодатель четко установил объем сведений, который должен содержаться в тексте декларации и отсутствие хотя бы одного из них будет являться препятствием для осуществления государ-ственной регистрации.

Законодателем в настоящее время установлен размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений, обременении, прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества: для физических лиц в размере 500 рублей, а по ранее возникшим правам — 250 рублей. С 1 января 2007 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, и, в соответствии с ними, размер госпошлины за госрегистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества снижен до 100 рублей, по ранее возникшим правам — до 50 рублей. В то же время, госпошлина, уплачиваемая при регистрации земли, не зависит от размеров участка.

В Регистрационную службу, помимо заполненной декларации об объекте недвижимого имущества, необходимо собрать и предоставить заявление о госрегистрации права, платежный документ об оплате госпошлины, документ, удостоверяющий личность заявителя, правоустанавливающий документ на земельный участок (он не требуется, если ранее право на земельный участок было зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.(Если это все оформлено после 1997 года, когда вступил в действие закон «О государственной регистрации недвижимого имущества», и получено «Свидетельство о регистрации права», выданное Регистрационной палатой тогда все нормально, поскольку на основании этого документа можно оформлять любую сделку в будущем — наследство, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены и т.д.)) Обязательным документом также является кадастровый план земельного участка, если раньше он не предоставлялся в регистрационную службу и не был помещен в дело правоустанавливающих документов.

Если документы были переданы в Регистрационную палату или на дом, находящийся на праве собственности, или на земельный участок до 1997 года, когда вступил в действие закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», то дело обстоит следующим образом. Ранее, когда не было Регистрационных палат, некоторые граждане представляли в Бюро технической инвентаризации кадастровые планы, которые там и находятся, но некоторые из них не отвечают тем требованиям, которые предъявляет сейчас закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». Поэтому когда граждане будут приходить за «Свидетельством о регистрации права», опираясь на то, что когда-то они уже сдавали документы, то могут столкнуться с вопросом, что их кадастровый план оформлен не совсем правильно. В такой ситуации Регистрационная палата обязана выдать гражданину справку с указанием имеющихся недостатков кадастрового плана для возможности на ее основании собрать необходимые документы.

Что указано в последней редакции закона 93-ФЗ о дачной амнистии за 2018 год

Кроме документов, указанных в данной справке, Регистрационная палата больше не имеет права ничего требовать.

Все вышеназванные документы подаются по месту нахождения объектов недвижимого имущества в соответ-ствующие подразделения Главного управления Федеральной регистрационной службы.

Вместе с тем, приватизировать можно не все земельные участки. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, на расстоянии 20 метров от края воды вглубь берега. Если участок предоставлялся во временное пользование на правах аренды, право собственности оформлено быть не может.

Несмотря на то, что после 1 сентября 2006 года свободной возможности получить землю бесплатно нет, следует отметить, что в России есть категория граждан, которым по разным законам — по закону об инвалидности, по закону о ветеранах — предусмотрено право получения земельных наделов бесплатно. Речь идет о действующих законах, регулирующих персональный статус отдельных граждан, в отношении которых по-прежнему сохраняются льготы. Но это должна быть совершенно определенная категория граждан -инвалиды, участники войны, инвалиды войны, чернобыльцы и т.д. Данная категория лиц может получить эту землю бесплатно и после 1 сентября 2006 года, однако для решения вопроса о предоставлении земельного участка следует обратиться, прежде всего, только конкретно к своему субъекту Федерации, и если это касается Москвы в Департамент по земельным ресурсам. Вопросы о том, положена льгота или нет, выясняются в Управлении социального обеспечения конкретного района.

Главный принцип законодательных нововведений — признание государством частной собственности вне зависимости от времени выдачи правоустанавливающих документов, и органов власти, предоставивших это право на пользование землей, поэтому подтвердить свое право владенияземельным участком можно любыми документами, подтверждающими факт предоставления гражданину земельного участка. Это может быть акт органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении гражданину данного земельного участка; акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный органом госвласти; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (только для земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства) и иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок.

Таким образом, если гражданин решил оформить право собственности на свой земельный участок, на первом этапе необходимо провести межевание (если ранее не проводилось) и получить кадастровый номер участка с кадастровой стоимостью этого участка. Для этого нужен документ, подтверждающий право владения земельным участком, после чего заказывается межевание в земельном комитете. Вместе с тем, при оформлении дач, гаражей, бань, каких-либо других построек справку из БТИ предоставлять не нужно. На втором этапе гражданам достаточно самостоятельно заполнить декларацию, где все сведения, указанные в ней, приводятся самостоятельно. Следовательно, процедура регистрации по садовым домикам, по дачным домикам, по подобным объектам сейчас приобрела декларативный характер.

В свою очередь, что касается индивидуального жилья, то здесь нужно привлечение работников БТИ, поскольку эти объекты предназначены для постоянного проживания и важно, чтобы они отвечали признакам жилья. Кроме того, гражданин может в бессрочном пользовании или на праве наследования иметь несколько объектов недвижимости, которые все, согласно новому закону оформить в собственность.

Для регистрации прав собственности на объект индивидуального жилищного строительства необходимо предоставление техпаспорта (к началу «дачной амнистии» утверждена его новая форма), который до 1 января 2010 года является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта недвижимого имущества. Предоставление разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства, а также разрешение на его строительство до 1 января 2010 года не требуется. В этой связи, несмотря на то, что с юридической точки зрения самовольные постройки являются «совокупностью материалов на участке и не являются недвижимостью», законодатель также разрешил регистрировать самовольные постройки, как и «излишки» земли до 2010 года.

В заключении можно отметить, что закон о «дачной амнистии», конечно, не носит обязательный характер. Однако по законодательству единственным доказательством существования права собственности является государственная регистрация и наличие записи в реестре, что влечет совсем другую охрану права собственности, которая зарегистрирована в реестре, поскольку если в реестр не внесено право, то доказать, что это вам принадлежит, будет гораздо сложнее.

В этой связи, каждый сам для себядолжен решить, воспользоваться или нет положениями закона о так называемой «дачной амнистии» и переоформлять ли права пользования в собственность. Ясно одно, если, например, садовый кооператив попадает под снос, то власти могут выплатить за него компенсацию по рыночной стоимости, поскольку недвижимость на участке зарегистрирована, а гражданин стал собственником.

Таким образом, люди, у которых уже сейчас есть земельные участки и самовольные постройки, но в собственность они не оформлены, точнее, не зарегистрированы, могут это сделать до 2010 года в упрощенном порядке.

Вместе с тем, и новый закон не лишен недостатков, однако о них и положительных сторонах «дачной амнистии» покажет время.

Закон о дачной амнистии с последними изменениями

Понятие «дачная амнистия» скорее бытовое, чем юридическое. Дачной амнистией называется упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества.

Объекты недвижимости, на которые распространяется дачная амнистия

Дачная амнистия распространяется, в частности (ч. 1, 2 ст. 49 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; ч. 17 ст. 51 ГрК РФ):

1) на земельные участки, которые предоставлены гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (далее — земельные участки);

2) объекты недвижимости, построенные на таких земельных участках:

  • объекты ИЖС (жилые дома);
  • другие объекты недвижимости, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство (гаражи, хозяйственные постройки, например бани, сараи).

Особенности регистрации прав на земельный участок

Гражданин может зарегистрировать в упрощенном порядке право собственности на земельный участок, предоставленный ему до 30.10.2001 (ч. 1 ст. 49 Закона N 218-ФЗ; ст. 1, п. 9.1 ст. 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

Для этого в орган регистрации прав (Росреестр) нужно представить заявление на государственную регистрацию прав и любой документ, который подтверждает право гражданина на земельный участок. Например, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении гражданину участка или акт (свидетельство) органа государственной власти о праве гражданина на участок. Если таких документов нет, можно представить выписку из похозяйственной книги, которую выдает орган местного самоуправления. Дополнительные документы для регистрации не потребуются (ст. 49 Закона N 218-ФЗ).

Право собственности на земельный участок зарегистрируют за гражданином независимо от вида права, на котором участок был предоставлен ему ранее (на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования). Если гражданин владел участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такое право прекращается с момента регистрации права собственности на участок. Регистрацию произведут и в том случае, если в документе, который подтверждает право гражданина на земельный участок, не указан вид права или нельзя его определить. В этой ситуации считается, что участок предоставлен гражданину на праве собственности (ч. 1 ст. 49 Закона N 218-ФЗ).

Особенности регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке

В упрощенном порядке также регистрируется право собственности гражданина на объект ИЖС, который создан на земельном участке, предназначенном для такого строительства или для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке). Речь идет об индивидуальном жилом садовом или приусадебном доме.

Обратите внимание!

Упрощенный порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты ИЖС (без представления разрешения на ввод указанных объектов в эксплуатацию) возможен только до 01.03.2018 (ч. 4 ст. 8 Закона от 29.12.2004 191-ФЗ; ч. 7 ст. 70 Закона N 218-ФЗ).

Для кадастрового учета и регистрации права собственности на объект в Росреестре потребуются следующие документы (ч. 1 ст.

Поправки к Закону о дачной амнистии ФЗ 93: чего ждать дачникам и садоводам от новой редакции

14, ч. 3, 4 ст. 20, ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ; ст. ст. 51, 55 ГрК РФ):

  • заявление о кадастровом учете и государственной регистрации прав;
  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект ИЖС;
  • технический план объекта ИЖС (предоставляется в электронном виде, подписанный усиленной квалифицированной подписью подготовившего его кадастрового инженера) либо идентифицирующий номер технического плана в электронном хранилище, ведение которого осуществляется Росреестром;
  • разрешение органа местного самоуправления на строительство объекта ИЖС (если такой объект является объектом незавершенного строительства). Указанный документ запрашивается Росреестром в органе местного самоуправления, если заявитель не представит его самостоятельно (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).

Кадастровый учет и регистрация права собственности гражданина на объекты недвижимого имущества (в том числе объекты незавершенного строительства), для строительства которых в соответствии с законом не требуется разрешение на строительство (например, гараж, баня, беседка, сарай, другие хозяйственные постройки), осуществляются на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.

В этом случае сведения в техническом плане такого объекта недвижимости указываются на основании декларации, составленной и заверенной собственником объекта недвижимого имущества (ч. 11 ст. 24, ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ).

Способы подачи документов для кадастрового учета и регистрации прав

Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов (ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883):

  • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.

Сроки действия дачной амнистии не установлены. Единственное исключение — объекты ИЖС. Представлять в Росреестр для регистрации права собственности на объект ИЖС только правоустанавливающий документ на земельный участок (без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и разрешения на строительство) можно до 01.03.2018 (ч. 4 ст. 8 Закона N 191-ФЗ; ч. 7 ст. 70 Закона N 218-ФЗ).

Связанные вопросы

Как приватизировать земельный участок? >>>

Можно ли приватизировать землю, находящуюся на праве постоянного бессрочного пользования? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Портал государственных услуг Российской Федерации — www.gosuslugi.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *