Справочник

Закон о культурном наследии

С 3 октября 2016 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и  культуры) народов Российской Федерации».

Изменения заключаются в том, что у всех объектов культурного наследия (за исключением памятников археологии, монументов, захоронений), у которых не утверждены правовыми актами зоны охраны, устанавливаются защитные зоны.

Для объектов, расположенных в границах населенного пункта, при наличии утвержденной территории объекта культурного наследия защитная зона устанавливается в 100 метрах от внешних границ территории памятника и в 150 метрах от внешних границ территории ансамбля. В случае отсутствия утвержденной территории объекта культурного наследия защитная зона устанавливается в 200 метрах от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

В защитных зонах запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением параметров (высоты, количества этажей, площади). Защитные зоны  прекращают свое существование со дня утверждения зон охраны объекта культурного наследия.

Запрет на строительство и реконструкцию не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до 3 октября 2016 года, в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика.

Возникновение защитных зон объектов культурного наследия в населенных пунктах со значительным количеством объектов культурного наследия приведет к осложнению инвестиционной деятельности, а в ряде случаев к невозможности ее реализации.

В случае, если в защитных зонах объектов культурного наследия планируется строительство или реконструкция с изменением параметров объектов капитального строительства, необходимо за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия:

1) Разработать проект зон охраны объекта культурного наследия, в защитную зону которого попадает планируемое строительство или реконструкция.

An error occurred.

2) Получить по проекту зон охраны положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

3) Получить в управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее — Управление) согласование проекта зон охраны.

На основании согласованного проекта зон охраны Правительством Нижегородской области утверждаются границы этих зон, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, а защитные зоны прекращают свое действие.

В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. № 972, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В целях своевременного принятия мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, в защитных зонах которых планируется социально важная для муниципального образования инвестиционная деятельность, необходимо провести соответствующий анализ и уведомить заказчиков данных инвестиционных проектов об изменениях в законодательстве, а также своевременно принять меры в отношении объектов, планируемых к реализации за счет средств муниципальных бюджетов.

         Информация об объектах культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области, в разрезе муниципальных образований дана на странице Управления на сайте Правительства Нижегородской области http://www.government-nnov.ru/.

         Информация об объектах культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области, в отношении которых правовыми актами установлены зоны охраны, дана на сайте Правительства Нижегородской области http://www.government-nnov.ru/ в разделе «Законодательство» и в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности соответствующего муниципального образования.

Ст. 55 ФЗ Об объектах культурного наследия ФЗ 73 от 25.06.2002



ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации
Статья 55. Условия договора аренды объекта культурного наследия

1. Договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации для заключения договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований настоящего Федерального закона.

2. В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от формы собственности данного объекта.

3. Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации, и физическим или юридическим лицом.

4. Договор аренды объекта культурного наследия подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.

Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия оформляется:

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, — в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;

местной администрацией муниципального образования — в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями

(обременениями) права пользования данным объектом (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 328-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6424).

Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ

(Пункт 5 введен Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10; в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21)



Статья 1…5354555657…66

Скачать бесплатно Федеральный Закон Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации ФЗ 73 от 25.06.2002

Добавить комментарий к ст.55 ФЗ Об объектах культурного наследия ФЗ 73 от 25.06.2002

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 Е. А. БУРМИСТРОВА

СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Событием в сфере охраны культурного наследия стало принятие Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ. Данный Федеральный закон учел новейший европейский опыт и реалии экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников.

К объектам культурного наследия согласно ст. 3 указанного Закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно той же ст. 3 данного Закона объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории:

памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения — церкви, колокольни, часовни; мемориальные квартиры; мавзолеи; отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники и пр.);

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, некрополи;

достопримечательные места — объекты, созданные человеком или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, селищ, стоянок, места совершения религиозных обрядов.

 Все предыдущие законодательные документы предлагали более краткие, но отнюдь

Стр.81

не более четкие определения и классификацию объектов культурного наследия, что вызывало трудности при выявлении, паспортизации и присвоении памятникам категорий. Данная классификация кажется излишне громоздкой и детальной, но такая подробность позволяет более точно определить круг объектов, включаемых в государственные списки.

К объектам культурного наследия отнесены исторические поселения — городские или сельские поселения, в границах территории которых расположены объекты культурного наследия (памятники, ансамбли, достопримечательные места). Таким образом, под действие этого Закона подпадают исторические города, поселки с сохранившейся исторической планировкой, природным ландшафтом.

Особую группу культурного наследия составляют памятники археологии, которые не могут быть приватизированы и являются исключительно государственной собственностью.

В статье 6 данного Закона приводится дефиниция государственной охраны культурного наследия народов Российской Федерации — система правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием.

В статьях 9—10 Закона определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Государственный контроль в рассматриваемой сфере общественных отношений осуществляется в соответствии с Положением о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1204 с изменениями и дополнениями от 18 мая 2011 г. № 399, от 20 июля 2011 г. № 590.

Важное место в Законе отведено решению проблемы учета культурного наследия (гл. IV). Закон ставит задачу подготовки Государственного реестра объектов культурного наследия — информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России. Информация входит в Государственный реестр на основании специально оговоренного в Законе пакета документов об объекте наследия, которые содержат сведения о времени его возникновения, этапах перестройки, о собственнике, а также описание историко-художественных особенностей памятника.

В статье 33 Закона определены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия. Среди них установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов наследия.

В пункте 1 ст. 48 Закона указано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Государству принадлежат объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия. Такие объекты отчуждению не подлежат.

Определение особо ценных объектов культурного наследия дается на основании указа Президента Российской Федерации «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» от 30 ноября 1992 г. № 1487 с изменениями и дополнениями. К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные

Стр.82

и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.

В рассматриваемом Законе (ст. 48) указано, что собственник объекта культурного наследия «несет бремя содержания принадлежащего ему объекта». Во-первых, он должен обеспечить сохранность объекта в неизменном облике, во-вторых, не имеет права производить землеустроительные, мелиоративные или хозяйственные работы без согласования с органами охраны памятников, в-третьих, обеспечивает доступ к объекту. Если собственник не выполняет взятых на себя обязательств, то его собственность — объект культуры — может быть выкуплена или продана в ходе публичных торгов на основании судебного решения.

Собственник или арендатор объекта культурного наследия, выполняющий свои обязательства, может рассчитывать на определенные финансовые льготы со стороны государства.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (ст. 7.13), а также за ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом) (ст. 7.15).

В число законодательных документов, касающихся памятников культурного наследия, входят также нормативно-правовые акты региональных органов власти, которые обычно издаются как рефлексия на общегосударственные законы, но вместе с тем имеют особенности, связанные с экономическим и социокультурным развитием региона.

Последнее десятилетие с его новыми экономическими и социально-поли-тическими реалиями обострило ряд проблем в области охраны объектов культурного наследия.

Одна из них — приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. Позиция властей однозначна — без частных инвестиций не обойтись. Приватизация объектов культурного наследия в России началась с 1 января 2008 г. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон — один из важнейших вопросов сегодняшней политики в области охраны памятников.

На наш взгляд, приватизация возможна не как единственное и универсальное средство спасения памятников, а как одно из возможных. И долгосрочная аренда — серьезный и действенный способ. Медленно начинает внедряться такая форма, как доверительное управление, которая активно используется в Европе. Но для ее широкой реализации в России нужны серьезные изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации. При этом охранные обязательства должны быть жесткими, а предмет охраны четко прописан.

Требует регулирования вопрос об окончательном распределении ответственностиза памятники истории и культуры между центром и регионами. Важным достижением является запрет на самостоятельное исключение здания из списка памятников региональными органами власти. Это может быть сделано только на федеральном уровне. В последние годы порой срабатывала такая цепочка: сначала статус памятника понижался с федерального до регионального значения, потом появлялась возможность его приватизации, а затем его могли вообще вычеркнуть из списка памятников, снести и т. д.

Представляется необходимым принятие закона о поощрении добросовестных владельцев и пользователей памятников. В мире эти технологии отработаны, в каждой стране по-своему. В Великобритании и Германии корпорации и частные лица, вкладывающие свои средства в восстановление или поддержку памятников, освобождаются от

Стр.83

уплаты НДС на эти суммы или выплаты значительно снижаются.

Параллельно во многих странах есть система прямых государственных компенсаций. Если кто-либо вкладывает значительные суммы в восстановление памятников, государство обеспечивает свое софинансирование либо предоставляет возможность льготного кредитования, что для предпринимателей, конечно, очень ценно.

Во всем мире лучшим субъектом контроля за культурным наследием считаются трасты. Речь идет о негосударственных некоммерческих организациях, которые получают доверие со стороны государства управлять, пользоваться, распоряжаться памятниками в интересах общества. Они получают памятники не только в доверительное управление, но и в собственность. Организации могут их покупать, продавать, сдавать в аренду, но они несут ответственность за них перед государством и каждым гражданином.

Трастам предоставляются определенные полномочия. Но все, что зарабатывают трасты, они тратят на реставрацию.

Церковь в наши дни стала собственником ценных архитектурных монастырских ансамблей, церковных зданий, предметов прикладного искусства. Сохранение этого уникального наследия — также один из важнейших вопросов сегодняшнего дня, решение которого невозможно без принятия конкретных законодательных актов об охране объектов культурного наследия, переданных РПЦ.

Крайне необходимо принятие четких и конкретных правовых актов, охраняющих объекты культурного наследия при строительстве, направленных на сохранение особенностей архитектурно-исторической среды.

Стр.84

Закон Украины Об охране культурного наследия от 08.06.2000 № 1805-III Содержание

Настоящий Закон регулирует правовые, организационные, социальные и экономические отношения в сфере охраны культурного наследия с целью его сохранения, использования объектов культурного наследия в общественной жизни, защиты традиционного характера среды в интересах нынешнего и будущих поколений.

Объекты культурного наследия, находящихся на территории Украины, охраняются государством.

Охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Р а з д е л I
Общие положения

  • Статья 1. Определение терминов
  • Статья 2. Классификация объектов культурного наследия
  • Р а з д е л II
    Управления охраной культурного наследия

  • Статья 3. 1. Государственное управление в области охраны культурного наследия…
  • Статья 4. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере охраны культурного наследия
  • Статья 5. Полномочия центральных органов исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия
  • Статья 6. Полномочия других органов охраны культурного наследия
  • Статья 6-1. Порядок предоставления разрешений, согласований и заключений органами охраны культурного наследия
  • Статья 7. Научно-методические советы, консультативные советы по вопросам охраны культурного наследия
  • Статья 8. Привлечение специалистов и населения к охране культурного наследия
  • Статья 9. Доступ к объектам культурного наследия
  • Статья 10. Содействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления деятельности по охране культурного наследия
  • Статья 11. Участие предприятий, учреждений науки, образования и культуры, общественных организаций, граждан в охране культурного наследия
  • Статья 12. Экскурсионное посещение достопримечательностей
  • Р а з д е л III
    ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

  • Статья 13. Государственный реестр недвижимых памятников Украины
  • Статья 14. Занесение объекта культурного наследия в Реестр и внесение изменений в него
  • Статья 15. Изъятие памятника из Реестра
  • Статья 16. Информирование об объектах культурного наследия, занесены в Реестр
  • Р а з д е л IV
    ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПАМЯТНИКИ

  • Статья 17. Субъекты права собственности на памятники
  • Статья 18. Осуществление права собственности на объекты культурного наследия, являющихся памятниками
  • Статья 19. Денежная оценка достопримечательности
  • Статья 20. Право преимущественной покупки памятников
  • Статья 21. Принудительное отчуждение или выкуп памятников
  • Р а з д е л V
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ

  • Статья 22. Запрет сноса, изменения, замены памятников и порядок их перемещения (переноса)
  • Статья 23. Охранные договоры
  • Статья 24. Содержание и использование памятников
  • Статья 25. Предоставление объектов культурного наследия, являющихся памятниками, в пользование юридическим и физическим лицам
  • Статья 26. Консервация, реставрация, реабилитация, музеефикация, ремонт и приспособление памятников
  • Статья 27. Обеспечение мероприятий по охране памятников
  • Статья 28. Требования органов противопожарной, санитарной, экологической охраны и других заинтересованных органов
  • Статья 29. Обязанности физических и юридических лиц, деятельность которых может негативно сказаться на состоянии памятников
  • Статья 30. Запрет деятельности, создающей угрозу памятникам
  • Р а з д е л VI
    ЗАЩИТА ТРАДИЦИОННОГО ХАРАКТЕРА СРЕДЫ И ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

  • Статья 31. Охраняемые археологические территории
  • Статья 32. Зоны охраны памятников, исторические ареалы населенных мест
  • Статья 33. Историко-культурные заповедники и историко-культурные заповедные территории
  • Статья 33-1. Порядок объявления комплекса (ансамбля) памятников историко-культурным заповедником или территории историко-культурной заповедной территорией
  • Статья 33-2. Особенности управления и функционирования историко-культурных заповедников
  • Статья 33-3. Особенности управления и функционирования историко-культурных заповедных территорий
  • Статья 34. Статус территорий, связанных с охраной культурного наследия
  • Статья 35. Разрешения на проведение археологических разведок, раскопок, других земляных работ
  • Статья 36. Прекращение земляных работ в случае обнаружения находки археологического или исторического характера
  • Статья 37. Защита объектов культурного наследия
  • Р а з д е л VII
    ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

  • Статья 38. Источники финансирования охраны культурного наследия
  • Статья 39. Финансовые обязанности субъектов права собственности на памятники
  • Статья 40. Специальные средства на финансирование охраны культурного наследия
  • Статья 41. Использование специальных средств на финансирование охраны культурного наследия
  • Статья 42. Льготное налогообложение в сфере охраны культурного наследия
  • Р а з д е л VIII
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

  • Статья 43. Уголовная ответственность за незаконное проведение поисковых работ на объекте археологического наследия, уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия
  • Статья 44. Ответственность юридических лиц за нарушение законодательства об охране культурного наследия
  • Статья 45. Порядок применения финансовых санкций за нарушение законодательства об охране культурного наследия
  • Статья 46. Административная ответственность за нарушение требований настоящего Закона
  • Статья 47. Возмещение вреда
  • Р а з д е л IX
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

  • Статья 48. Международные договоры
  • Статья 49. Представление о внесении памятников в Список всемирного наследия
  • Заключительные положения
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *