Справочник

Закон о культурных ценностях

Все статьи К вопросу о безупречности некоторых правовых конструкций, закрепленных в Законе Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (Головизнин А.В.)

Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) провозглашает свой приоритет в сфере гражданско-правового регулирования общественных отношений над иными законами. В частности, в п. 2 ст. 3 ГК РФ закреплено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

К сожалению, на практике это правовое предписание зачастую игнорируется, в связи с чем приоритет в таких ситуациях отдается именно нормам, содержащимся в "других законах", а не ГК РФ. Такое положение вещей обычно оправдывается рассуждениями о том, что Гражданский кодекс — это не конституционный акт, а обычный кодифицированный закон, который, как и всякий кодекс, носит общий характер. Поэтому закрепленные в "других законах" специальные нормы и правила не должны ориентироваться на положения ГК РФ как носящие общий характер .
Как правильно подметил М.Н. Семякин, здесь надо исходить не из формально-юридических, а из сущностных моментов, которые характерны для ГК РФ. Названный Кодекс по многим своим специфическим особенностям обладает особым статусом по отношению ко всем иным подобным по форме кодифицированным актам, и тем более по отношению к обычным законам в гражданско-правовой сфере. Поэтому представляется, что было целесообразным Верховному Суду Российской Федерации сориентировать судебную практику в направлении, обеспечивающем соблюдение вышеуказанного принципиального положения, закрепленного в ст. 2 ГК РФ .
Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее — Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей) следует отнести к "другому закону", который содержит нормы гражданского права. В частности, в ст. ст. 37 и 38 рассматриваемого Закона закреплены особые правила в отношении дарения и выкупа культурных ценностей, заявленных к вывозу за пределы территории Российской Федерации. Далее проведем анализ указанных правовых конструкций.
Согласно п. 2 ст. 37 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей при вывозе гражданами, выезжающими за пределы Российской Федерации на постоянное жительство, коллекций культурных ценностей Межведомственный совет по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей имеет право принимать решения о возможности вывоза культурных ценностей, не подлежащих вывозу, если их владельцами заключен договор о передаче в дар государственным музеям, архивам, библиотекам предметов из своей коллекции, имеющих особое культурное, историческое или иное значение, либо договор о передаче данных предметов указанным учреждениям на установленных этими учреждениями условиях. Иными словами, если гражданин все же хочет вывезти за границу принадлежащие ему культурные ценности, запрещенные к вывозу за границу, он может сделать это при условии дарения значительной их части государственным организациям в сфере культуры.
На первый взгляд идея правила, закрепленного в п. 2 ст. 37 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей, заключается в стимулировании лица, безвозмездно передавшего в собственность государства культурные ценности. Но почему стимулирование производится именно путем разрешения вывоза с территории РФ культурных ценностей, в отношении которых законом установлен запрет? Тем самым государство допускает вывоз из страны тех культурных ценностей, которые не должны вывозиться в силу их особого значения для духовной жизни общества. Но если все же и допустить подобную форму стимулирования, то тогда почему она применяется только в отношении тех лиц, которые передали культурные ценности государству в безвозмездном порядке? Безусловно, есть множество иных лиц, внесших не меньший вклад в дело охраны культурных ценностей, однако в отношении их подобная мера стимулирования применяться не будет. Ответ на этот вопрос заложен в истинном смысле рассматриваемой нормы, который заключается в желании государства безвозмездно получить в свою собственность культурные ценности.
Таким образом, существует достаточно оригинальная правовая конструкция: для того чтобы собственник культурных ценностей мог сохранить право собственности на некоторые из них при выезде на постоянное место жительства за пределы территории России, он должен безвозмездно передать часть культурных ценностей государственным культурным учреждениям. В противном случае собственник не сможет вывезти культурные ценности за границу. По сути, культурные ценности, безвозмездно передаваемые государству, являются платой за вывоз остальной части с территории России. По мнению Д.В. Мазеина, "такое положение вещей очень схоже с принудительным отчуждением имущества в пользу государства без равноценного возмещения, хотя принудительный характер этого отчуждения тщательно скрывается договорной конструкцией" .
Думается, все же не стоит рассматриваемую правовую конструкцию сводить к завуалированному способу безвозмездного принудительного отчуждения имущества в собственность государства. По крайней мере, у собственника есть выбор: либо передать в дар государству часть культурных ценностей и получить право на вывоз остальной части с территории России, либо распорядиться ими по своему усмотрению до выезда из России (например, продать). Другое дело, что фактически собственник в силу сложившихся обстоятельств вынужден произвести безвозмездное отчуждение культурных ценностей в пользу государства, если желает оставить их часть в своей собственности. В этом случае налицо все признаки сделки, заключенной лицом на крайне невыгодных для себя условиях, которую оно вынуждено было совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, и чем другая сторона воспользовалась (п. 3 ст. 179 ГК). Таким образом, в п. 2 ст. 37 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей законодателем сконструирована кабальная сделка.
Представляется, что в данной ситуации лицо, безвозмездно передавшее культурные ценности государственным культурным учреждениям, может обратиться в суд для признания данной сделки недействительной. Следствием такой кабальной сделки является реституция, в результате которой бывшему собственнику должны быть возвращены культурные ценности. Тем не менее собственник не сможет вывезти эти культурные ценности за пределы территории РФ в силу запрета, установленного ст. 9 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей. С учетом сказанного следует сделать вывод, что правовая конструкция, содержащаяся в п. 2 ст. 37 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей, противоречит правовым нормам, содержащимся в ГК РФ, и, по сути, не должна применяться. Поэтому разумно будет исключить рассматриваемую правовую конструкцию из современного правопорядка.
Следующая не менее интересная правовая конструкция закреплена в ст. 38 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей. Так, согласно ст. 38 рассматриваемого Закона при принятии Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия на основании заключения Государственной экспертной комиссии Министерства культуры РФ и Государственной архивной службы России решения о необходимости приобретения для государственных музейного, архивного и библиотечного фондов РФ культурных ценностей, заявленных к вывозу, она вправе купить культурную ценность, заявленную к вывозу юридическим лицом, либо гражданином РФ, либо лицом без гражданства, выезжающими за границу временно, либо иностранным физическим лицом по цене, назначенной собственником этой ценности при подаче заявления на право ее вывоза. В этих случаях может устанавливаться отсрочка платежа сроком до одного года, в течение которого государство изыскивает средства для приобретения данной культурной ценности.
Таким образом, если орган исполнительной власти примет решение о приобретении культурных ценностей, то лицо, намеренное вывезти культурные ценности за границу, обязано их продать государству. Возникает парадоксальная ситуация: лицо не собиралось продавать культурные ценности, а желало их вывезти, но государство вынуждает заключить договор купли-продажи, тем самым в принудительном порядке прекратить право собственности. Очевидно, что здесь нарушаются принципы гражданского права и закрепленное в Конституции РФ равенство форм собственности. Поэтому следует согласиться с Д.В. Мазеиным, что "в данном случае правильнее было бы говорить не о применении преимущественного права государства на приобретение культурных ценностей, вывозимых за рубеж, а о принудительном выкупе государством культурных ценностей" .
Следует заметить, что п. 2 ст. 235 ГК содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым в принудительном порядке может быть прекращено право собственности, среди которых не предусмотрен выкуп государством культурных ценностей, заявленных к вывозу. Поэтому так называемое право государства на преимущественное приобретение культурных ценностей, заявленных к вывозу с территории России, также следует признать противоречащим нормам ГК и не подлежащим применению.
Вместе с тем российское общество заинтересовано в сохранении части культурного достояния на территории нашего государства. Ведь культурные ценности не просто вещи, а уникальные объекты, служащие духовной пищей для населения нашей страны. Их утрата не может быть восполнена каким-либо образом. С целью предотвращения данных неблагоприятных последствий необходимо в п. 2 ст. 235 ГК внести дополнения, добавив к основаниям принудительного прекращения права собственности "публичную продажу культурных ценностей, заявленных к вывозу с территории Российской Федерации".
Более того, будет разумным предоставление возможности приобретения культурных ценностей, заявленных к вывозу с территории Российской Федерации, не только государству, но и муниципальным образованиям, а также гражданам и юридическим лицам. Причем зачастую условия содержания культурных ценностей, находящихся в муниципальной или частной собственности, во много раз лучше условий содержания культурных ценностей, составляющих государственную собственность. Кроме того, значительная часть музейных ценностей находится в запасниках и никогда не демонстрируется. Поэтому не совсем целесообразно, чтобы очередная культурная ценность нашла свое место на полках запасников государственных музеев.
Статья 38 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей закрепляет, что культурная ценность должна быть выкуплена по цене, назначенной собственником этой ценности при подаче заявления на право ее вывоза. Очевидно, что в силу определенных факторов данная цена будет отличаться от ее рыночной цены. В связи с этим разумно организовать продажу культурной ценности в порядке аукциона, что позволит определить ее реальную рыночную стоимость и обеспечить конституционное право собственника на равноценное возмещение в случае принудительного отчуждения имущества (п. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации).
С учетом сказанного предлагается ст. 38 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей изложить в следующей редакции: "При принятии федеральным органом по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурных ценностей на основании заключения Государственной экспертной комиссии решения о необходимости оставления на территории Российской Федерации культурных ценностей, заявленных к вывозу, федеральный орган по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурных ценностей обязан организовать публичную продажу на аукционе культурной ценности, заявленной к вывозу физическим или юридическим лицом, выезжающим за границу". Данная норма предоставит возможность приобрести культурную ценность не только государству, но и любому другому лицу, если оно в состоянии обеспечить надлежащие условия ее содержания. Думается, что в данном случае бесхозяйственно содержимая культурная ценность обретет своего заботливого и рачительного хозяина и останется на территории нашего государства.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ.

Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

1994. N 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 2006. N 52 (часть I). Ст. 5497.
2. Семякин М.Н. Источники российского гражданского права: проблемы теории и практики. М., 2010. 362 с.
3. Семякин М.Н. Современная Концепция развития гражданского законодательства РФ и ее роль в совершенствовании цивилистической практики: достижения, потери и просчеты // Актуальные проблемы цивилистических отраслей права: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 14 / Отв. ред. А.В. Головизнин. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015. С. 50 — 67.
4. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (ред. от 23.07.2013) // Российская газета. 1993. 15 мая.
5. Мазеин Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования гражданского оборота движимых культурных ценностей // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. ст. Вып. 8 / Под ред. О.Ю. Шилохвоста. М.: Норма, 2004. С. 140 — 172.
6. Челышева Н.Ю. Основания и способы приобретения права публичной собственности в России: Монография / Под ред. М.Н. Семякина. Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2009. 221 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора — судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Комментарий к Ст.

ЗАКОН РФ О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (Закон РФ № 4804-1)

240 ГК РФ

1. Настоящая статья нормативно обеспечивает положение ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, и направлена на сохранность культурных ценностей независимо от их принадлежности.

Понятие «культурные ценности» определено в ст. 4 Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», согласно которой культурные ценности — это имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов, определенные в ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

———————————

Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей под таковыми понимает движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ;

культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;

культурные ценности, обнаруженные на территории РФ;

культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов; культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

К культурным ценностям, подпадающим под действие вышеназванного Закона, относятся:

исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе:

картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты;

почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

2. Отнесение культурных ценностей к особо ценным и охраняемым государством определяется в соответствии с законом, в частности: с Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-I, утвержденными Верховным Советом РФ, Федеральными законами от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

———————————

3. В соответствии со ст. 54 Закона об объектах культурного наследия народов РФ в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются:

в отношении объектов культурного наследия федерального значения — федеральный орган охраны объектов культурного наследия;

в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;

в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — орган местного самоуправления муниципального образования.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов. На основании ч. 2 комментируемой статьи собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта за вычетом расходов на проведение торгов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *