Справочник

Закон о морских портах

Закон о морских портах

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

Закон дает такое определение морским портам — это совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Теперь контрольные и надзорные функции в полном объеме переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, а административно-властные и иные полномочия в морских портах осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями.

Законом на Администрацию морского порта возложены функции по:

— обеспечению безопасности плавания судов в акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту, порядка в морском порту;

— по принятию мер по защите от актов незаконного вмешательства;

— взаимодействию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления государственного контроля и надзора (портового, таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного,и др.);

— мероприятиям по предотвращению загрязнения акватории морского порта и ликвидации последствий загрязнения;

— по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту;

— по спасание людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту;

— выдаче разрешения на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;

— по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;

— контролю за безопасностью портовых гидротехнических сооружений (в пределах своих полномочий).

Оказание в морских портах услуг осуществляется на платной основе (портовые сборы).

Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту.

В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы:

1) корабельный;

2) канальный;

3) ледокольный;

4) лоцманский;

5) маячный;

6) навигационный;

7) причальный;

8) экологический.

Объекты инфраструктуры морского порта

— портовые гидротехнические сооружения,

— внутренние рейды,

— якорные стоянки,

— доки,

— буксиры,

— ледоколы и иные суда портового флота,

— средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей,

— системы управления движением судов,

— информационные системы,

— перегрузочное оборудование,

— железнодорожные и автомобильные подъездные пути,

— линии связи,

— устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование,

— инженерные коммуникации,

— склады,

— иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту.

внутренний рейд — водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами;

внешний рейд — водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов; (за пределами порта)

портовые гидротехнические сооружения — инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов;

причал — портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;

морской терминал — совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;

территория морского порта — земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки;

искусственно созданный земельный участок — земельный участок, созданный в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий;

акватория морского порта — водное пространство в границах морского порта;

Земельные и имущественные отношения в морском порту

Земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.

Земельные участки в границах морского порта не предоставляются в частную собственность. Исключение составляют случаи, когда земельные участки заняты портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), а также когда земельные участки, заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту, принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам. Такие земельные участки могут находиться в их собственности.

Исключительно в федеральной собственности находятся следующие объекты инфраструктуры морского порта:

1) подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ;

2) радиолокационные системы управления движением судов;

3) объекты инфраструктуры морского порта, необходимые для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;

4) средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей;

5) объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством.

Не подлежат отчуждению в частную собственность или передаче в муниципальную собственность находящиеся в государственной собственности следующие объекты инфраструктуры морского порта:

1) берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы;

2) объекты инфраструктуры морского порта, используемые для обеспечения деятельности органов государственного контроля и надзора;

3) железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, инженерные коммуникации, используемые при эксплуатации двух и более морских терминалов;

4) ледоколы, специальные спасательные суда.

Однако, перечисленные выше объекты инфраструктуры морского порта, созданные или приобретенные за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, могут находиться в их собственности, если они были созданы или приобретены до дня вступления в силу Закона о морских портах.

Данные объекты могут передаваться во владение, в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (например по договору аренды, концессионному соглашению и т.п.). Но они не подлежат продаже в ходе процедур банкротства, в том числе не подлежат включению в конкурсную массу.

Полномочия собственника федерального государственного имущества, расположенного в границах морского порта, осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Вопросы для самоконтроля:

65. Какое имущество составляет федеральное государственное имущество отрасли.

66.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

Объекты инфраструктуры морского порта.

67. В чьей собственности могут находиться земельные участки, расположенные в границах морского порта.

68. Какие объекты имущества в морском порту относятся исключительно к федеральной собственности.

69. Кто осуществляет полномочия собственника федерального государственного имущества в морском порту.

Закон о морских портах

Внесены изменения в закон о морских портах в Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *