Справочник

Закон о погребении

(текст закона по состоянию на 25.11.2009)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

  1. гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;
  2. гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;
  3. санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;
  4. основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

  1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3.

Закон о погребении и похоронном деле

Погребение

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. Места погребения

  1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших , крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
  2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

  1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:
    • о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию;
    • о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
    • быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
    • быть подвергнутым кремации;
    • о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
    • Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
    • В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

    Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

    Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

    Полный текст закона (.doс, 109 Кб) для ознакомления. Текст закона приводится по состоянию на 25.11.2009 года.

    Цитата

    Российское правительство разработало поправки в федеральный закон “О погребении и похоронном деле”. Для ритуальных агентов введут свод обязательных правил поведения для защиты чувств.

    Федеральный закон «О похоронном деле»

    Полицейским, медработникам и муниципальным служащим запретят контактировать с ритуальными агентствами и сообщать им адреса семей, в которых случилось горе.
    Поправки вводят в ФЗ новую статью 6.1. “Профессиональная похоронная этика”. Лица, оказывающие ритуальные услуги, должны будут держаться обязательного свода принципов и базовых правил поведения. Нарушением этики могут посчитать даже предложение родственникам умершего ритуальных услуг.

    Цитата

    Закон, судя по всему, нанесет серьезный ущерб по непрофильному бизнесу моргов. С его вступлением в законную силу патологоанатомам, судебно-медицинским экспертам и медработникам запретят оказывать ритуальные услуги.
    Оказывать профильные услуги получат право только компании, входящие в реестр саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.

    Хотя, тут тоже есть спорный момент. В проекте, опубликованном на сайте российской газеты. В ст.1.1 дается определение ритуальных услуг, а именно:

    Цитата

    ритуальные услуги — агентские услуги; услуги по захоронению и перезахоронению, услуги по кремации; по организации и проведению обряда прощания; по транспортированию останков и праха умерших; по изготовлению предметов похоронного назначения; по изготовлению и установке намогильных сооружений; осуществлению граверных, скульптурных работ, изготовлению и креплению фотокерамических изделий; по предпохоронному содержанию останков умерших, по уходу за местами захоронения;

    Те же услуги, которые оказывают в морге (туалет, бальзамирование, одевание, стрижка, бритье и т.п.), согласно тех же поправок, относятся к категории предпохоронное содержание останков умерших.

    Цитата

    предпохоронное содержание останков умерших — прием и предпохоронное хранение тел умерших, причина смерти которых установлена, подготовка тел умерших к погребению (бальзамирование, санитарная и косметическая обработка), выдача тел умерших;

    Так что, может еще не все так уж и плохо.

    Цитата

    Поправки в ФЗ, если они пройдут антикоррупционную экспертизу, вступят в силу с 1 января 2017 года.

    читать полностью

    Федеральный закон о погребении и похоронном деле

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ

    Принят

    Государственной Думой

    8 декабря 1995 года

    (в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ,

    от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ,

    от 30.05.2001 N 64-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

    от 11.12.2002 N 170-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,

    от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

    от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

    от 21.04.2005 N 36-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ,

    от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

    от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

    от 03.12.2008 N 238-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

    от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.11.2009 N 270-ФЗ,

    от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ,

    от 28.07.2012 N 138-ФЗ,

    с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

    1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

    2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

    3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

    4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

    1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

    Статья 3. Погребение

    Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

    Статья 4.

    Федеральный закон №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

    Места погребения

    1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

    2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

    1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

    о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию;

    о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

    быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

    быть подвергнутым кремации;

    о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

    2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в  пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

    Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

    Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

    Глава II. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

    Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

    1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

    В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года пункт 3 статьи 7 после слов "федеральные органы исполнительной власти," будет дополнен словами "федеральные государственные органы,".

    3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.

    Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

    Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

    1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

    2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

    3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

    4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

    234следующая →

    Смотреть полностью

    Похожие документы:

    Все статьи Некоторые вопросы прав на захоронения: из практики применения законодательства о погребении и похоронном деле (Столярова А.)

    В настоящей статье будут рассмотрены случаи из практики применения законодательства о погребении и похоронном деле. В силу специфичности темы анализ такой практики встречается нечасто.
    Эту сферу правового регулирования нельзя назвать очень сложной и разнообразной, однако круг вопросов, на которые могут обратить внимание юристы, довольно широк, поэтому мы ограничимся рассмотрением прав физических лиц на участки под захоронениями.
    Статья предназначена для практикующих юристов, поэтому терминология, алгоритмы и варианты правовой стратегии обозначены без излишних подробностей и расшифровки.

    Нормативные акты, регулирующие правоотношения в рассматриваемой области, — Федеральный закон от 8 декабря 1995 года "О погребении и похоронном деле" (далее — Закон о погребении) и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
    На региональном уровне в каждом субъекте, как правило, действует свой закон о погребении и могут быть приняты свои нормативы по СанПиН.
    Непосредственно земли под кладбищами находятся в собственности органов местного самоуправления, которые формируют соответствующие нормы по организации похоронного дела.
    Отдельно существуют особые нормы о режиме воинских захоронений, мемориалов, памятников культурного значения, вероисповедальных, закрытых кладбищ, содержащиеся в соответствующих законах.
    Рассмотрим вопросы, касающиеся прав на захоронения, так называемые участки.
    Есть общепринятые выражения "купить участок", "владелец участка". По действующему законодательству земля под кладбищами находится в муниципальной собственности (исключение — мемориалы, памятники федерального и регионального значения), то есть выкупить в собственность, стать владельцем участка на кладбище — нельзя.
    Владельцем участка называют ответственного за захоронение, с которым заключен договор соответствующим ритуальным учреждением, выступающим от имени местных властей, и на чье имя выдан паспорт (удостоверение) захоронения.
    Электронные паспорта захоронений с разметкой участка выдаются и формируются автоматически с 2009 года. Электронный паспорт содержит всю информацию о захоронении, в том числе регистрационный номер, точный размер участка, число и дату захоронения. Также в электронном виде хранятся данные о человеке, ответственном за захоронение. В базу данных носителя помещаются необходимые фотографии захоронения. На захоронения ранее этой даты оформлены паспорта, как правило, без разметки участка на карте.
    Для обмера и фиксации границ участка старого захоронения необходимо обратиться в ритуальное учреждение. Сделать это необходимо в период, когда нет устоявшегося снежного покрова, приблизительно с 15 мая по 15 октября. Заявитель либо его законный представитель в назначенный день прибывает на кладбище и показывает специалисту и сотруднику, занимающемуся инвентаризацией, место погребения. Все замеры происходят исключительно в присутствии заявителя во избежание спорных ситуаций. Происходит снятие линейных размеров, определяются географические координаты. Делаются фотографии всех надмогильных сооружений и общий вид всего участка. Паспорт захоронения выдается гражданину на руки, а у организации, кроме электронной базы, остается бумажная анкета, где перечислены все умершие с номерами свидетельств, с датами захоронений, а также данные ответственного лица.
    В соответствии с пунктом 2.1.15 Национального стандарта ГОСТ Р 53107-2008 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 516-ст, лицом, ответственным за место захоронения, является лицо, взявшее на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним; документом, содержащим сведения о захоронении и лице, ответственном за место захоронения, и подтверждающим его право дальнейшего использования места захоронения, признается удостоверение о захоронении (с 2009 года — паспорт захоронения — Прим.

    An error occurred.

    авт.). Под правом дальнейшего использования места захоронения подразумевается принятие решений о последующих погребениях, перезахоронениях, установке намогильных сооружений и т.д.
    В Законе о погребении (п. 3 ст. 5 и далее) теоретически прослеживается установленная очередность в распределении между родственниками и иными лицами прав и обязанностей по захоронению, аналогичная очередности при наследовании имущества.
    Однако в практике, массово поддерживаемой судами, все права (в том числе право выбора способа погребения и места захоронения, разрешение на захоронения в будущем) приобретает лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение. Этим лицом может быть кто угодно (дальний родственник, соседка), оказавшийся с умершим и получивший на руки гербовое свидетельство о смерти.
    Кроме Закона о погребении, эта практика основана на нормах ст. ст. 64, 66 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", согласно которым заявить о смерти может любое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти, основанием для государственной регистрации смерти является документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, а именно медицинское свидетельство о смерти. Подтверждение родственных отношений в указанном случае при наличии на руках медицинского свидетельства о смерти и документа, удостоверяющего личность умершего (паспорта), не требуется.
    Лицо, получившее на руки свидетельство о смерти, еще не становится ответственным за захоронение, но осуществить действия (заключить договор, получить тело для захоронения) может только держатель свидетельства.
    Оспорить законность действий этого лица и переоформить в будущем право на захоронение очень сложно, часто практически невозможно.
    Так, в деле N 33-12597/2011 (Челябинский областной суд) супруга считала, что имеет преимущественное право перед детьми определять место захоронения мужа, но суд кассационной инстанции посчитал такое толкование ч. 3 ст. 5 Закона ошибочным и указал, что "право на определение места захоронения умершего принадлежит наравне с супругом и близким родственникам, в том числе детям". Мать не смогла переоформить право на захоронение дочери с мужа дочери на себя, несмотря на то что муж не ухаживает за захоронением (Апелляционное определение Мосгорсуда от 12 февраля 2015 г. по делу N 33-4631).
    В Санкт-Петербурге рассматривалось дело по иску дочери умершей к соседке, которая ухаживала за матерью истицы, в момент смерти совершила все необходимые действия по оформлению документов, осуществила кремацию и захоронение урны и оказалась наследницей по завещанию квартиры умершей. Истица считала, что приоритетное право на принятие решения о кремации умершей и право на захоронение принадлежит ее близким родственникам, однако, несмотря на нравственную обоснованность такого толкования и явно криминальный характер случая, суд не смог признать действия соседки по кремации незаконными и обязать ее перерегистрировать право на захоронение (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22 апреля 2014 г. N 33-5569/2014).
    Нечасто, но все же встречаются примеры противоположной позиции судов, когда решение о перерегистрации выносится в пользу близких родственников против посторонних лиц, с учетом всех обстоятельств дела, степени родства и факта ухода за захоронением (см. Апелляционное определение Мосгорсуда от 16 сентября 2014 г. по делу N 33-32584/14).
    Ситуация выравнивается после смерти самого ответственного лица: тогда во всех случаях "захоронение должно было быть перерегистрировано по степени родства на ближайшего родственника захороненного лица… при наличии соответствующего заявления" (см. Апелляционное определение Мосгорсуда от 6 апреля 2015 г. по делу N 33-10022/2015).
    То есть в случае смерти ответственного лица, если это лицо не было родственником захороненных, у родственников появляется преимущественное право на перерегистрацию захоронения на себя, причем с учетом степени родства.
    В федеральном Законе о погребении этих нюансов нет, такие выводы на основании только федерального Закона о погребении — результат правоприменительной практики. Однако региональное законодательство может содержать более детальные нормы.
    Например, в соответствии с положениями ст. ст. 7, 8 Закона г. Москвы "О погребении и похоронном деле в г. Москве" реализация волеизъявления умершего, право на осуществление организации погребения умершего и реализация других прав в данной сфере прямо поставлены в зависимость от степени родства между умершим и родственником. Так, первоочередными правами обладают близкие родственники первой очереди, к которым Закон относит супруга, детей, родителей и внуков.
    Согласно п. 1 "Правил по оформлению документов по перерегистрации ответственности за захоронения умерших граждан", утвержденных приказом генерального директора ГУП "Ритуал" от 25.03.2008 N 22, при рассмотрении обращений граждан по вопросу переоформления захоронений в связи со смертью ответственного лица необходимо производить перерегистрацию по письменному заявлению граждан на родственников захороненных: в первую очередь имеют право супруг(-а), дети, родители, усыновленные, усыновители (см. Апелляционное определение Мосгорсуда от 14 ноября 2014 г. по делу N 33-45290, Апелляционное определение Мосгорсуда от 18 ноября 2014 г. по делу N 33-45747).
    Если в соответствующее учреждение обратился кто-либо из родственников и в результате перерегистрации получил права на захоронение, то последующее оспаривание этого права более близким родственником будет невозможно (см. Кассационное определение Мосгорсуда от 27 апреля 2015 г. N 4г/2-3762/15).
    По общему правилу родственник умершего ответственного лица, но не состоящий в родстве с захороненными на участке, не может перерегистрировать участок на себя (см. Кассационное определение Мосгорсуда от 19 февраля 2015 г. N 4г/2-881/15), даже если у захороненных нет родственников, имеющих право принять на себя ответственность. Таким образом, захоронение получает печальный "шанс" стать бесхозным в будущем.
    Нужно понимать, что отказы в перерегистрации со стороны ритуальных ГУП бывают обусловлены целью освободить в будущем участок от бесхозной могилы, поэтому за сохранностью табличек на могиле нужно следить, а при их отсутствии — поднимать архивные документы (см. Апелляционное определение Мосгорсуда от 6 апреля 2015 г. по делу N 33-10022/2015 — решение в пользу истицы, и противоположные случаи — когда истцы не смогли доказать наличие могил и потеряли права на семейные захоронения: Кассационное определение Пермского горсуда от 21 февраля 2011 г. по делу N 33-1554 и решение Савеловского районного суда г. Москвы по делу 2-273/2015 (2-7543/2014) М-8838/2014).
    Однако есть и противоположные решения судов, когда отказ в перерегистрации на лиц, не состоящих в родстве с похороненными, признается незаконным по иску к учреждению, проводящему перерегистрацию, и при отсутствии спора между родственниками и неродственниками. Суд обязал ГУП "Ритуал" перерегистрировать право на истицу, несмотря на то, что истица не является близкой родственницей захороненного, а была родственницей ответственного лица и фактически ухаживает за захоронением, Мосгорсуд признал решение обоснованным (Апелляционное определение от 18 декабря 2014 г. по делу N 33-41023).
    Ввиду длительности семейных историй встречается так называемая "двойная ответственность", когда после многочисленных перерегистраций или даже недобросовестности либо неграмотности сотрудников ритуальных учреждений у одной могилы появляются два ответственных лица. Такие случаи законодательством не допускаются и разрешаются в судебном порядке, что закреплено практикой Верховного Суда Российской Федерации, указавшего на то, что "наличие двойной регистрации захоронения ограничивает права сторон на дальнейшее использование спорных захоронений, поскольку предполагает необходимость согласования порядка дальнейшего использования захоронения сторонами" (см. Определение ВС РФ от 27 мая 2014 г. N 6-КГ14-3). Данная позиция отражена в последующих решениях судов (см. Кассационное определение Мосгорсуда от 6 февраля 2015 г. N 4г/2-733/15).
    При работе с вопросами семейных захоронений следует обращать внимание на разное регулирование их статуса в региональных нормативных актах. Например, в Петербурге захоронение считается семейным только после заключения соответствующего договора (Апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 9 июля 2013 г. N 33-10416/2013).

    Выводы

    Судебная практика по вопросам погребения довольно обширна и очень интересна, но из-за особенностей предмета регулирования часто выпадает из поля зрения практикующих юристов.
    Наиболее остро проблемы в этой сфере возникают в больших городах из-за нехватки мест либо в связи с оформлением прав на захоронения на исторических, старинных кладбищах. Не секрет, что эта тема все больше коммерциализируется, и этот процесс происходит быстрее, нежели процесс осознания в умах граждан, и к юристу проблема зачастую попадает в довольно "запущенном" виде.
    Юристам, которые сталкиваются в работе с этой сферой, можно посоветовать:
    — уделять большое внимание профилактике возникновения спорных ситуаций: проинформировать потенциальных клиентов о необходимости проверить, какие документы есть в семейных архивах, на кого зарегистрированы права, установить, какие сведения содержатся в регистрационных документах администрации кладбища, посоветовать вовремя переоформить старые документы на новые электронные паспорта;
    — при анализе обращать внимание на региональные и местные правовые акты и специальные правила, утвержденные организациями (чаще — ГУП), на которые непосредственно возложены обязанности по организации похоронного дела на местном уровне, так как именно в этих документах, как правило, содержатся действующие, практически применяющиеся нормы;
    — при работе со старинными и закрытыми кладбищами бывает необходимо поднять документы 20-х, 30-х годов, которыми регулировались отношения в то время;
    — необходимо понимать, что в сохранении могил заинтересованы прежде всего живущие родственники и не заинтересованы "распорядители" земли, важно не допускать превращения могилы в бесхозную, понимать, что могилу могут снести с целью освобождения участка, не относиться легкомысленно к уходу за захоронением;
    — обратить внимание на то, что некоторые существующие в сознании не только простых граждан, но и юристов представления о должном правовом регулировании, основанные на нравственных нормах и традициях, в ряде случаев довольно сильно расходятся с существующей судебной практикой, поэтому не лишним будет просмотреть, изучить судебные дела, тем более что это в целом довольно интересно и так или иначе касается абсолютно всех людей, имеющих семейную историю.

    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *