Справочник

Закон о собственности

Содержание

В последние годы в законодательстве России на одно из первых мест выдвинулось регулирование вопросов собственности. Это не случайно. Если в прошлые годы законодательство регулировало только вопрос государственной собственности, собственности общественных и кооперативных организаций, в меньшей степени — вопросы личной собственности граждан, а термин "частная собственность" в законодательстве фактически не использовался (он в плане практическом употреблялся лишь в научных статьях о "загнивающем капитализме", в нашем законодательства его старательно до последнего времени обходили), то в последние годы сначала все шире стал использоваться термин "личная собственность" и, наконец, Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года "О собственности в РСФСР" впервые ввел понятие частная собственность: раздел II Закона был так и озаглавлен: "Право частной собственности".

Что же такое "собственность"?

Обратимся сначала к русской филологии.

"Собность, собственность, собь, собина, именье и всякая вещь, как личное достояние чье. Право собственности или право собины, безусловного владения чем, навсегда, обладанье" (В.Даль. Толковый словарь. Т.4, стр.253. М.: Издательство иностранных и национальных словарей, 1955).

В законодательстве СССР, РСФСР, Российской Федерации собственность определялась и определяется через триединство прав владения, пользования и распоряжения.

В настоящее время вопросы собственности регулируются следующими нормативными актами:

— Основами гражданского законодательства (в части, не отмененной ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 21 октября 1994 года "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации");

— Гражданским кодексом 1964 года (в неотмененной его части);

— Первой частью Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года;

— законами и иными нормативными актами по жилищным вопросам;

— наследственным законодательством;

— до 1 января 1995 года Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 23 декабря 1990 года.

Отдельные вопросы собственности регулируются также законодательством о приватизации предприятий, акционировании, семейным и уголовным законодательством.

Законодательство о собственности достаточно обширно и многогранно. Считаю, что в Российской Федерации все же нужен единый Закон "О собственности", который регулировал бы основные отношения собственности, общие положения и правила, единые для всех отраслей права. В процессе его разработки можно учесть нормы Закона "О собственности в РСФСР" 1990 года, практику их применения, достоинства и недостатки. Издание такого Закона позволило бы дать полное определение собственности, упростило бы применение на практике все нормы действующего законодательства о собственности.

В данной статье рассматриваются лишь основные нормативные акты, регламентирующие в настоящее время вопросы собственности в Российской Федерации.

Пожалуй, должное внимание уделено вопросам собственности в жилищном законодательстве. В настоящее время это:

1. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее — Закон "ОФЖП"), введенный в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4219-1 с момента опубликования.

2. Жилищный кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, с изменениями и дополнениями, внесенными указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года, от 29 августа 1986 года, Законом РСФСР от 7 июля 1987 года, указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1988 года, от 19 декабря 1988 года, от 22 июня 1989 года и Законом РСФСР от 6 июля 1991 года.

1. Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", введенный в действие с момента опубликования постановлением Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 года N 1542-1, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-1 и Федеральным законом Российской Федерации от 11 августа 1994 года N 26-ФЗ.

4. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам.

5. Многочисленные нормативные акты мэрии и Правительства Санкт-Петербурга.

В преамбуле Закона "ОФЖП" закреплено, что закон "устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности". Среди целей федеральной жилищной политики — развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере.

К сожалению, в Законе "ОФЖП" хотя и содержится раздел 2 "Собственность в жилищной сфере" и даже специальная статья 6 "Право собственности на недвижимость в жилищной сфере", но в ст.1, дающей определения основных понятий, используемых в Законе, понятия собственности в жилищной сфере не содержится. Как и в Гражданском кодексе Российской Федерации собственность определяется через триаду прав владения, пользования и распоряжения (см.п.3 ст.2 Закона "О собственности" от 24 декабря 1990 года).

В Законе "ОФЖП", пожалуй, впервые используется термин "частная собственность". Статья 6 Закона устанавливает, что недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд либо ее часть, может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством.

Собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы. При этом частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит регистрации в местной администрации.

По нашему мнению, очень важным является указание в Законе "ОФЖП" на право неприкосновенности собственности.

Принят Закон «О собственности в РСФСР»

Но к сожалению, в действующим законодательстве нет ни одной нормы прямого действия, гарантирующей и закрепляющей неприкосновенность собственности. Даже в первой части нового Гражданского кодекса Российской Федерации в ст.1 лишь упоминается неприкосновенность частной собственности. Но в главе 20 "Защита права собственности и других вещных прав" не упоминается о неприкосновенности собственности, а есть лишь норма (ст.304), закрепляющая право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Думаю, что в процессе применения законодательства о собственности, вопросы неприкосновенности потребуют прямого закрепления в нормативных актах.

Четко разграничивая государственную, муниципальную, общественную, коллективную и частную собственность в жилищной сфере (ст.7, 8 Закона), Закон "ОФЖП" регулирует и вопросы изменения отношений собственности (ст.9).

Важной нормой является ст.10 Закона "ОФЖП", ограничивающая принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере: принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не допускается, если иное не предусмотрено законом или иным соглашением сторон. При этом принудительное изъятие недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, при отсутствии согласия собственника может проводиться лишь на основе решения суда или арбитражного суда.

Закон содержит и нормы, регламентирующие приобретение гражданского жилья в частную собственность (ст.19 Закона "ОФЖП"), а также обязанности и ответственность граждан и юридических лиц — собственников в жилищной сфере (ст.4 Закона "ОФЖП").

Конечно, Закон "ОФЖП", принятый в 1992 году, является нормативным актом для применения лишь на определенный период времени, закон "промежуточный". Он, безусловно, потребует изменений и дополнений, необходимость которых докажет практика его применения. Важность и значение этого Закона в том, что по-существу он является первым нормативным актом, закрепившим на республиканском уровне вопросы собственности в жилищной сфере, причем — Законом основополагающим, что видно и из его названия.

Жилищный кодекс РСФСР, действующий в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "ОФЖП", содержит ряд норм о собственности в жилищной сфере. В соответствии с Жилищным кодексом собственность в жилищной сфере можно подразделить в зависимости от видов жилищного фонда (ст.5 ЖК):

— жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд), соответственно — государственная собственность в жилищной сфере;

— жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд), соответственно — собственность колхозов, других кооперативных организаций, профсоюзных и иных общественных организаций в жилищной сфере (например, главы 9, 10 Гражданского кодекса 1964 года);

— жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Жилищный кодекс не употребляет термин "частная собственность", а отсюда — по Жилищному кодексу — "личная собственность в жилищной сфере";

— жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов), соответственно — собственность жилищно-строительных кооперативов.

Статья 35 Конституции России

Закон о государственном имуществе

Существует достаточно существенное количество нормативных актов, которые определяют понятие государственного и муниципального имущества, а также особенности использования данного имущества. Но особого внимания заслуживает Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О приватизации государственного и муниципального имущества». Все дело в том, что именно на основании данного законодательства возникает возможность приватизировать недвижимость, которая до этого находилась в собственности государства. Также есть законодательство о распределении муниципального имущества среди малоимущих семей. То есть, закон о социальном найме государственного имущества.

Государственное имущество покупается у того кто предложит самую низкую цену, что сказывается на его качестве. Поэтому обращаясь за услугами в госучреждения помните об этом, особенно когда дело касается здоровья Ваших близких.

Право частной собственности (ст. 35 Конституции России)

Нормы закона о государственном имуществе – закон о приватизации

  1. Первая глава содержит в себе общее положение законодательства. То есть, определяет само понятие приватизации, основные принципы приватизации. Также определяется сфера действия законодательства, и формируются правила проведения приватизации на территории страны. Есть нормативные акты, которые четко определяют такое понятие, как покупатели государственного имущества. Также законодательство четко определяет компетенцию правительства и органов власти в данном вопросе;
  2. Во второй главе законодательства содержится детальная информация о планировании приватизации. В данном случае формируется прогнозный план, программа приватизации, разрабатывается программный план, и указываются все особенности его разработки;
  3. Весь порядок приватизации государственного, а также муниципального имущества, весьма детально описан в третьей главе. Тут определяется состав имущества, которое подлежит приватизации, а также определяются цены. Кроме всего прочего, формируются способы приватизации, условия приватизации и особенности принятия решения по данному вопросу;
  4. Все способы, которые существуют в области приватизации муниципального и государственного имущества, определяются четвертой главой данного документа.

Другими словами, документ содержит в себе все нормативы, которые касаются правового регулирования вопроса приватизации.

Особенности законопроекта

Нужно сразу же сказать о том, что именно на основании данного законопроекта можно четко определить категорию недвижимости, которая может быть приватизирована. Кроме всего прочего, именно в данном документе изложена вся структура приватизации. То есть, определяются все процессы обращения в государственные инстанции и оформления пакета документов, который является необходимым для последующего проведения процедуры оформления собственности на недвижимость.

Таким образом, использование данных нормативных аспектов – основа проведения процедуры приватизации на территории РФ. Если ваши права по данному законодательству нарушаются, то вы всегда можете оспорить решение государственных инстанций в судебном порядке.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 1990 г. N 444-1

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РСФСР

"О СОБСТВЕННОСТИ В РСФСР"

Верховный Совет РСФСР постановляет:

1. Ввести в действие Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" с 1 января 1991 года.

2. До приведения действующего законодательства РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, в соответствие с Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" оно применяется постольку, поскольку не противоречит этому Закону. При этом постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, принятые до введения в действие этого Закона, по вопросам, которые согласно Закону могут регулироваться только законодательными актами, действуют впредь до принятия соответствующих законодательных актов.

3. С момента введения в действие Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" положения Закона СССР "О собственности в СССР", за исключением статьи 25, на территории РСФСР не применяются.

4. Пункт 3 статьи 30 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" ввести в действие с 1 июля 1991 года.

5. Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" применяется к правоотношениям, возникшим после введения в действие Закона, то есть с 1 января 1991 года.

По правоотношениям, возникшим до 1 января 1991 года, указанный Закон применяется к правам и обязанностям, которые возникнут после введения в действие Закона.

6. До проведения разграничения имущества между различными уровнями государственной и муниципальной собственности в порядке и сроки, предусмотренные Постановлением Верховного Совета РСФСР от 31 октября 1990 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР", установить, что распоряжение и управление имуществом предприятий и учреждений, находящихся в подчинении РСФСР, республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов, районов и сел, а также иным, находящимся в их ведении имуществом, осуществляют соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими органы.

Закон о частной собственности в России

Положения абзаца четвертого пункта 4 статьи 7 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" применяются с момента введения в действие этого Закона также в отношении имущества, приобретенного до 1 января 1991 года.

Общественные объединения (организации), имеющие в собственности на 1 января 1991 года предприятия и другое имущество (включая акции, ценные бумаги, а также права на паи и вклады), используемые для предпринимательской деятельности, выходящей за пределы уставных задач этих объединений (организаций), обязаны произвести отчуждение такого имущества до 1 июля 1991 года. В случае невыполнения этой обязанности в указанный срок решение о принудительном отчуждении соответствующего имущества принимается судами по иску Совета Министров РСФСР, Совета Министров республик, входящих в Российскую Федерацию, областных, краевых, окружных, районных и городских Советов народных депутатов или прокурора.

8. До принятия законодательства о приватизации жилищного фонда передача в собственность нанимателей занимаемых ими квартир и домов в государственном и муниципальном жилищном фонде (пункт 3 статьи 13 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР") осуществляется Советами народных депутатов, предприятиями и учреждениями, на балансе которых находятся эти дома, в порядке и на условиях, определяемых республиками, входящими в Российскую Федерацию, Советами народных депутатов автономных областей, автономных округов, краевыми, областными, Московским городским и Ленинградским городским Советами народных депутатов.

9. Поручить Совету Министров РСФСР:

— внести до 15 января 1991 года на рассмотрение Верховного Совета РСФСР проекты законов РСФСР о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие действующие законодательные акты по вопросам собственности;

— привести до 1 февраля 1991 года решения Правительства РСФСР в соответствие с Законом РСФСР "О собственности в РСФСР";

— обеспечить до 1 февраля 1991 года пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами РСФСР их нормативных актов, в том числе инструкций, противоречащих указанному Закону.

Председатель

Верховного Совета РСФСР

Б.Н.ЕЛЬЦИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *