Справочник

Закон о страховой пенсии

В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г. Обсуждение закона ….

Законом 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ("пенсионный кодекс") предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Страховая пенсия по инвалидности согласно закона 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.

При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Согласно закона размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами);

параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется:

— при назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

— при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию, с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

— стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которых будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и которая ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ.

Законом предусмотрено, что размеры трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по инвалидности), установленных до вступления в силу настоящего федерального закона по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим федеральным законом.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

Федеральный закон 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступает в силу с 1 января 2015 года. С указанной даты федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

Статья 5. Право на выбор пенсии

Статья 6. Виды страховых пенсий

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8.

Разъяснение норм Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях"

Условия назначения страховой пенсии по старости

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

Глава 3. Страховой стаж в законе 400-ФЗ "О страховых песиях"

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

Статья 13. Порядок исчисления страхового стажа

Статья 14. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа

Глава 4. Размеры страховых пенсий. Фиксированная выплата к страховой пенсии

Статья 15. Размеры страховых пенсий

Статья 16. Фиксированная выплата к страховой пенсии

Статья 17. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии

Статья 18. Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий

Статья 19. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

Статья 20. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава

Глава 5. Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии

Статья 21. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии

Статья 22. Сроки назначения страховой пенсии

Статья 23. Сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии

Статья 24. Приостановление и возобновление выплаты страховой пенсии

Статья 25. Прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии

Статья 26. Сроки выплаты и доставки страховой пенсии в законе 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

Статья 26.1 Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности"

Статья 27. Выплата страховой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации

Статья 28. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии

Статья 29. Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии

Статья 29.1. Обеспечение размещения информации об установлении и о выплате страховых пенсий, а также о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включенных в страховой стаж при назначении страховой пенсии, и иных периодах, засчитываемых в страховой стаж

Глава 6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения

Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии

Статья 31. Досрочное назначение страховой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава

Статья 32. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан

Статья 33. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Статья 34. Перерасчет размеров страховых пенсий по документам выплатного дела

Глава 7. Заключительные положения закона 400-ФЗ "О страховых песиях"

Статья 35. Переходные положения

Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Приложение 1. Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца

Приложение 2. Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты

Приложение 3. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости

Приложение 4. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента

Вернуться

Главная » Полезные статьи » Работа приемными родителями

Работа приемными родителями

Вернуться назад на Приемный родитель

И опекуны, и приемные родители получают идентичные выплаты на содержание ребенка. Но приемные родители, помимо выплат на содержание приемного ребенка, получают вознаграждение за исполнение своих обязанностей, конкретный размер которой устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, общефедеральных правил нет.

Как правило, опекуны заработной платы за выполнение родительских обязанностей не получают. Правда, следует отметить, что ст. 16 Федерального закона РФ № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" допускает возмездную опеку, когда опекун выполняет свои обязанности за вознаграждение, выплачиваемое за счет или доходов от имущества подопечного, или средств третьих лиц, или средств бюджета субъекта РФ. Но на практике эту форму стараются не использовать, а заключать договор о создании приемной семьи.

После заключения договора о приемной семье обязан ли приемный родитель уволиться с основного места работы?

Нет, обязанности прекращать работу по основному месту занятости у приемного родителя в семейном законодательстве РФ не установлено.

Имеет ли право приемный родитель на отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет и соответствующее пособие по своему основному месту работы?

Нет. В силу того, что приемные родители и опекуны, исполняющие свои обязанности возмездно, получают за выполнение родительских обязанностей вознаграждение по договору, т.е. занимается профессиональной деятельностью, они не имеют права на отпуск по уходу за ребенком по основному месту работы и на ежемесячное пособие до достижения ребенком 1.5 лет. Эта позиция была подтверждена решением Верховного суда РФ № ГКПИ08-2132 где говорилось, что государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций.

Имеет ли приемный родитель право на стандартный налоговый вычет на подопечного ребенка?

Да. Причем налоговый вычет может быть оформлен супругом приемного родителя. Подробнее на сайте Федеральной налоговой службы РФ.

Считается ли выполнение работ по договору о создании приемной семьи занятостью в целях получения пособия по безработице?

Да. Договор о создании приемной семьи является гражданско-правовым и его заключение приравнивается к занятости, поэтому приемный родитель теряет право на получение пособия по безработице (ст. 2 и п. 2 ст. 35 Закона РФ № 1032-1 "О занятости населения в РФ").

Удерживаются ли алименты с вознаграждения приемного родителя?

Да. Договор о создании приемной семьи является гражданско-правовым, поэтому с вознаграждения приемного родителя — как и с любого другого вознаграждения по гражданско-правовому договору — удерживаются алименты на содержание ребенка.

Надо ли оплачивать подоходный налог с вознаграждения по договору о приемной семье?

Да. Договор о приемной семье является гражданско-правовым договором, и на вознаграждение приемному родителю начисляется подоходный налог. Удержание подоходного налога с вознаграждения приемного родителя должно быть оговорено в договоре о создании приемной семьи.

Идет ли страховой стаж по договору о создании приемной семьи?

Да. Страховой стаж (а сейчас важен именно он, а не трудовой стаж сам по себе) определяется исключительно тем, удерживаются ли с вознаграждения по трудовому или гражданско-правовому договору (именно к ним относится договор о создании приемной семьи) страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Так, периоды осуществления опеки над ребенком по договору о приемной семье должны засчитываться в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии (п. 11 Письма Минобразнауки РФ № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"). Начисление страховых пенсионных взносов на сумму вознаграждения должно быть оговорено в договоре о создании приемной семьи.

Если кандидат в приемные родители – пенсионер, будет ли он считаться работающим пенсионером после заключения договора о создании приемной семьи?

Да. Последние решения Верховного Суда РФ уравнивают исполнение обязанностей приемного родителя к обычной оплачиваемой деятельности. Так, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 72-КГ15-3 установлено, что "получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате" — и поэтому заявителю по делу было отказано в пенсии по потере кормильца и в федеральной доплате к пенсии.

Еще одним определением Верховного Суда РФ № 29-КГ16-3 оказание "услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение" было приравнено к "выполнению оплачиваемой работы", а приемный родитель — к "работающему лицу".

Включаются ли периоды воспитания ребенка по договору о создании приемной семьи в педагогический стаж в целях досрочного выхода на пенсию?

Нет. Согласно п. 1 (19) ст. 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее обычного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При этом в ст. 2 (21) Федерального закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Поскольку приемный родитель состоит не в трудовых, а в гражданско-правовых отношениях, причем не с образовательной организацией, а с органами опеки и попечительства, педагогическим работником он не считается.

Если приемный ребенок – инвалид, имеет ли приемный родитель право на досрочную пенсию по уходу за ребенком-инвалидом?

Нет. Согласно п. 1 (1) ст. 32 Федерального закона РФ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона РФ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на один год за каждые полтора года опеки, но не более чем на 5 лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 (для опекунов-мужчин) и 15 лет (для опекунов-женщин).

Таким образом (при соблюдении всех остальных условий), женщины-опекуны могут выйти на пенсию самое раннее в 50 лет (вместо 55 лет), а мужчины-опекуны — в 55 лет.

Несмотря на то, что приемная семья определяется как опека, а приемные родители выполняют обязанности опекуна по отношению к воспитаннику, текущая практика Пенсионного фонда РФ и судебная практика такова, что право на досрочную пенсию согласно п. 1 (1) ст. 32 Федерального закона РФ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» признается только за опекунам, исполняющими свои обязанности безвозмездно.

Поскольку государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждений и компенсаций за воспитание ребенка, а не через досрочную пенсию, приемным родителям детей-инвалидов досрочная пенсия не полагается.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "О страховых пенсиях"

Если приемный ребенок – инвалид, имеет ли приемный родитель право на ежемесячные компенсационные выплаты, полагающиеся неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами?

Если речь идет об общефедеральных ежемесячных выплатах неработающим трудоспособным опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, установленных Указом Президента РФ № 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Указом Президента РФ № 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и Постановлением Правительства РФ № 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет") — нет.

Определением Верховного Суда РФ № 29-КГ16-3 был поддержан отказ в назначении ежемесячных компенсационных выплат по уходу за ребенком-инвалидом, поскольку Верховный Суд приравнял оказание "услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение" к "выполнению оплачиваемой работы", а приемного родителя — к "работающему лицу".

Если речь идет о выплатах, установленных законом субъекта РФ — практика различна в зависимости от региона.


An error occurred.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *